Средства массовой информации как субъект избирательного права

Обновлено: 25.06.2024

С учетом возрастающей роли СМИ в избирательном процессе новейшее российское законодательство о выборах, а равно и законодательство о референдумах, в отличие от советского периода, уделяет гораздо больше внимания правовому регулированию функций и полномочий прессы, телевидения и радио в информационном обеспечении выборов и референдумов.

Достаточно отметить, что Федеральный закон “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”, являющийся базовым в регулировании избирательных и референдумных правоотношений, в 26 статьях из 84 затрагивает различные аспекты участия СМИ в избирательной кампании референдума. Подобные нормы широко представлены и в Федеральном законе “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации”, отражают особенности участия СМИ в кампании по выборам депутатов законодательной палаты российского парламента.

Характерно, что Федеральный закон о выборах депутатов Государственной Думы впервые среди актов избирательного законодательства полномочиям представителей СМИ в избирательном процессе посвятил отдельную статью (ст. 32). Хотя далеко не все функции и полномочия представителей СМИ нашли в ней отражение. Многие полномочия СМИ содержатся в других статьях закона. Кроме того, вопросы участия СМИ и журналистов в избирательном процессе, их взаимодействие с избирательными комиссиями, избирательными объединениями, политическими партиями, кандидатами в депутаты и на выборные должности находят решение в отдельных указах Президента Российской Федерации, нормативных актах ЦИК России.

Обширная практика телевидения, радио, прессы позволяет выделить следующие основные направления участия СМИ в выборах и референдумах:

осмысление и освещение проблем, связанных с обновлением и становлением российского избирательного законодательства, правовым регулированием различных институтов избирательного права и процесса, а также организации и проведения референдумов;

широкое и последовательное освещение хода избирательной кампании, подготовки к референдуму и их итогов;

решение организационных и технологических вопросов, связанных с предоставлением бесплатного и платного эфирного времени, печатных площадей избирательным объединениям, кандидатам в депутаты и выборные должности, инициативным группам по проведению референдума, и иным группам референдума, а также гражданам и общественным объединениям для ведения предвыборной агитации и агитации по вопросам референдума;

осуществление широкого общественного контроля за ходом избирательного процесса, подготовки к референдуму, за соблюдением организаторами выборов, референдума и другими участниками избирательного процесса, референдума законодательства о выборах и референдуме.

Относительно первого направления деятельности СМИ следует заметить, что оно не закреплено законодательно, а осуществляется ими в инициативном порядке в силу большой политической значимости проблем формирования законодательной и исполнительной ветвей власти как в центре, так и в субъектах Российской Федерации и заинтересованности различных политических сил в выгодных им вариантах устанавливаемых государством избирательных систем.

Практика свидетельствует, что еще задолго до официального старта избирательной кампании СМИ, особенно центральные, активно включаются в обсуждение проблем проведения выборов Президента Российской Федерации, формирования палат Федерального Собрания, законодательных (представительных) органов и глав муниципальных образований субъектов Федерации и других выборных органов. Так было накануне всех циклов избирательных кампаний федерального и регионального уровней, прошедших с 1993 года по настоящее время.

Предметом внимания СМИ являются различные аспекты организации выборов: дата их проведения, подходы к образованию избирательных округов, процедура сбора подписей избирателей и их оценка, финансирование избирательной кампании, роль и функции политических партий и общественных объединений в избирательном процессе, формирование и полномочия избирательных комиссий, пресловутый 7-процентный заградительный барьер, который должны преодолеть избирательные объединения для участия в распределении депутатских мандатов и другие проблемы.

В условиях подготовки нового Федерального закона о выборах депутатов Государственной Думы, ожидания очередных парламентских выборов особенно оживленно обсуждался вопрос применения различных избирательных систем: пропорциональной, мажоритарной либо пропорционально-мажоритарной (смешанной) при выборах нижней палаты российского парламента. Не менее активно дебатировались также проблемы указанного выше уровня заградительного барьера (доступа избирательных объединений к участию в распределении депутатских мандатов), вопросы участия СМИ в предвыборной агитации и другие актуальные вопросы избирательного права и процесса.

Аналитическая работа СМИ способствует сосредоточению внимания государственных органов и общественности на разрешении правовых, организационных, материально-технических аспектов выборов, совершенствованию избирательного законодательства, осмыслению значения конституционной смены власти для демократического развития государства.

Более предметная работа СМИ по предвыборной тематике, естественно, проводится в период самой избирательной кампании. Пресса, телевидение, радио обеспечивают широкое и последовательное освещение хода подготовки к выборам в соответствии с календарными сроками избирательных действий. Функции СМИ, связанные с освещением избирательного процесса, теперь в значительной мере урегулированы законом.

Эта деятельность СМИ базируется прежде всего на конституционных нормах о запрете цензуры, свободе массовой информации, права каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ст. 29), нашедших развитие и конкретизацию в комплексе федеральных законов, регулирующих порядок функционирования СМИ и правоотношения в сфере производства и распространения информации[42], постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации[43].

назначении выборов, а равно и о перенесении даты голосования, если таковое имеет место;

схеме образованных избирательных округов, включая их графическое изображение;

списке избирательных участков с указанием их границ и номеров, мест нахождения участковых избирательных комиссий и помещений для голосования;

поступлении и расходовании средств избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений;

времени и месте голосования на выборах;

результатах выборов по федеральному избирательному округу, а также полные официальные данные об итогах выборов.

Решения избирательных комиссий, а также исходящая от них иная информация, связанная с выборами, подлежат опубликованию (обнародованию) государственными, муниципальными СМИ - за счет средств их текущего финансирования, то есть бесплатно.

Что касается негосударственных СМИ, то публикация ими материалов, связанных с избирательной кампанией, носит факультативный характер. Тем не менее большинство из них систематически информирует население о ходе избирательной кампании и их результатах.

Наиболее значимым и сложным, с точки зрения организационно-правового содержания, направлением деятельности СМИ в период избирательных кампаний является их участие в предвыборной агитации. Вместе с тем этот справедливый вывод не следует понимать дословно. Дело в том, что СМИ от своего имени агитацию не ведут, ибо по закону не признаются субъектами агитационной деятельности. Они, в рамках действующего законодательства, тесно взаимодействуя с избирательными комиссиями, лишь участвуют в решении организационных и технологических вопросов, связанных с предоставлением бесплатного и платного эфирного времени, печатных площадей специальным субъектам агитационной деятельности - политическим партиям, их региональным группам кандидатов. Словом, в определенных законом условиях СМИ предоставляют субъектам агитационной деятельности эфирное время и печатные площади для ведения агитации.

Вопросы, связанные с проведением предвыборной агитации через СМИ, как стадии избирательного процесса, рассматриваются в параграфе 3 главы 2 этой книги. Поэтому здесь ограничимся лишь констатацией того, что обеспечение предвыборной агитации через телевидение, радио, периодическую печать является важнейшей формой участия СМИ в избирательной кампании и кампании по проведению референдума. Одновременно эта сфера составляет специфический и достаточно сложный предмет взаимодействия СМИ и организаторов выборов и референдумов. Вот почему избирательные законы этому институту уделяют значительное место, отводя информированию избирателей и предвыборной агитации, как правило, специальную главу, а избирательные комиссии дают разъяснения законодательства, регламентирующего порядок поведения предвыборной агитации через электронные и печатные СМИ.

Анализируя формы участия информационных структур в избирательных кампаниях и кампаниях по проведению референдумов, следует подчеркнуть, что СМИ, кроме исполнения аналитической, информационной, прогностической, разъяснительной, организующей и мобилизующей функций, выступают действенным инструментом общественного контроля[44] за ходом этих важных политических кампаний, за соблюдением законности в решениях и действиях избирательных комиссий, комиссий референдумов, избирательных объединений, политических партий, отдельных кандидатов, всех участников референдума, всего избирательного процесса.

Эта общественно значимая функция СМИ пока не нашла формального закрепления в законодательстве. К сожалению, она также не получила должного осмысления и развития и в специальной литературе. Тем не менее она вытекает из общего смысла правовых норм, регламентирующих участие СМИ в процессе выборов и референдума, и содержания их деятельности в период этих массовых политических кампаний.

Новейшее законодательство демократической России о выборах и референдумах существенно расширило возможности СМИ по осуществлению контроля за избирательным процессом, подготовкой референдума. Так, рамочный Федеральный закон “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” и Федеральный закон “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации” содержат более десятка конкретных норм, представляющих журналистам СМИ осуществлять реальный общественный контроль за осуществлением избирательных действий, действий по подготовке референдума всеми участниками выборов и референдума.

Представители СМИ вправе присутствовать на заседаниях избирательных комиссий, комиссий референдума всех уровней, в том числе и при подведении итогов голосования и повторном подсчете голосов, если он проводится по решению вышестоящей избирательной комиссии, комиссии референдума.

Статья 86 Федерального закона о выборах депутатов Государственной Думы устанавливает обязанность избирательной комиссии любого территориального уровня предоставлять представителям СМИ, иным заинтересованным лицам для ознакомления итоги голосования по каждому избирательному участку, каждой территории, каждому субъекту Российской Федерации в объеме данных, содержащихся в протоколах соответствующих избирательных комиссий и непосредственно нижестоящих комиссий.

Что касается обязанностей СМИ, то главной среди них является обеспечение гласности избирательного процесса, процесса референдума, а именно обязанность государственных, муниципальных СМИ обнародовать информацию, исходящую от избирательных комиссий, комиссий референдума на бесплатной основе. Негосударственные СМИ обнародывают подобного рода документы на факультативных началах.

СМИ, в том числе и негосударственные, обязаны предоставлять избирательным комиссиям, комиссиям референдума по их запросам необходимые сведения и материалы, давать ответы на их обращения в установленные законами сроки.

Таким образом, новейшее избирательное законодательство существенно укрепило позиции СМИ в избирательном процессе. Нынешний правовой статус позволит представителям прессы, телевидения, радио быть активными участниками избирательных кампаний, кампаний по проведению референдумов, обеспечивать демократический принцип гласности, прозрачность решений и действий организаторов выборов, осуществлять широкий и действенный общественный контроль за ходом выборов и референдума на всех уровнях.

Читайте также: