Чрезвычайное правотворчество кто осуществляет

Обновлено: 30.06.2024

Правотворчество — это процесс осуществления юридически значимых действий по подготовке, принятию и опубликованию нормативных правовых актов, которые процессуально оформлены, юридически опосредованы, носят официальный характер. [1]

Виды правотворчества

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 12 мая 2011.

В зависимости от субъектов данной деятельности различают виды правотворчества.

Непосредственное правотворчество народа — yчастие граждан в референдумах и плебисцитах, позволяет напрямую осуществлять суверенитет народа.

Законотворчество — oпосредованная реализация суверенитета народа высшими законодательными (представительными) органами государства (субъекта федерации). Парламенты и законодательные собрания представляют законодательную ветвь власти (в странах, признающих разделение властей): осуществляют законодательство и другие формы правотворчества.

Негативное правотворчество — oтмена норм или целых нормативно-правовых актов, в случае признания их противоречащими Конституции (например, Конституционным судом). Принятие нелегитимного нормативно-правового акта.

Чрезвычайное правотворчество — принятие законов и иных нормативно-правовых актов для урегулирования общественных отношений в каких-либо экстренных ситуациях.

Подзаконное правотворчество — правотворчество государственных органов исполнительной ветви власти (правительства) и отдельных должностных лиц: президента, министра и т. д.

Локальное правотворчество — правотворчество органов местного самоуправления: муниципалитетов, администраций городов и районов. Иногда локальным правотворчеством именуют правотворчество общественных организаций.

Договорное правотворчество — деятельность государственных органов по заключению нормативных договоров.

Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье.
На странице обсуждения должны быть пояснения.

Примечания

  1. ↑ Приголкин А.С. Процессуальные формы правотворчества./Под ред. П.Е. Недбайло, В.М.Горшенева.- М.: Юрид. лит. - 1976. - с.85
  • Правотворчество
  • Теория государства и права

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Правотворчество" в других словарях:

правотворчество — правотворчество … Орфографический словарь-справочник

Правотворчество — стадия правообразования, связанная с деятельностью специализированных компетентных органов государства по изданию (отмене, изменению) нормативных правовых актов. Правотворчество представляется и в более широком значении как деятельность,… … Элементарные начала общей теории права

ПРАВОТВОРЧЕСТВО — одна из важнейших сторон деятельности государства. В каждом государстве П. обладает особенностями, но везде оно направлено на создание и совершенствование единой, внутренне согласованной и непротиворечивой системы норм, регулирующих сложившиеся в … Юридический словарь

Правотворчество — деятельность по планированию правотворчества, разработке, принятию (изданию), подписанию, опубликованию и мониторингу правовых актов. Источник: ЗАКОН г. Москвы от 08.07.2009 N 25 О ПРАВОВЫХ АКТАХ ГОРОДА МОСКВЫ … Официальная терминология

Правотворчество — (англ. legislation) форма осуществления функций государства, состоящая в установлении, изменении или отмене правовых норм. Эти нормы находят свое закрепление и внешнее выражение в юридических формах, или источниках права. П. рассматривается как… … Энциклопедия права

ПРАВОТВОРЧЕСТВО — деятельность, направленная на подготовку, издание, совершенствование или отмену правовых норм. Она имеет две основные формы: непосредственное П. (референдум) и опосредованное (государственное) П … Юридическая энциклопедия

Правотворчество — это деятельность прежде всего государственных органов по принятию, изменению и отмене юридических норм. Это важнейшее средство управления обществом, здесь формируется стратегия его развития, принимаются существенные правила поведения. Уровень и… … Большой юридический словарь

Правотворчество — деятельность государства по руководству обществом, осуществляемая в форме издания нормативных актов, выражающих государственную волю правящего класса в виде общеобязательных правил правовых норм. П. охватывает установление новых, а также… … Большая советская энциклопедия

ПРАВОТВОРЧЕСТВО — деятельность, направленная на подготовку, издание, совершенствование или отмену правовых норм. Она имеет две основные формы: непосредственное П. (референдум) и опосредованное (государственное) П … Энциклопедический словарь экономики и права

ПРАВОТВОРЧЕСТВО — одна из важнейших сторон деятельности государства, форма его активности, имеющая своей непосредственной целью формирование правовых норм, их изменение, отмену или дополнение. В каждом государстве П. обладает особенностями, но везде оно направлено … Энциклопедия юриста

Правотворчество— это деятельность государственных органов, направленная на принятие новых нормативных актов, изменение существующих и отмену устаревших правовых норм.

Правотворчество является составной частью правообразования, процесса формирования и оформления нормативных актов, являясь его последним этапом.

Правотворчество представляет собой:

- активную, творческую деятельность государства;

— одно из основных средств управления обществом;

— интеллектуально-волевую деятельность субъектов правотвор­ческой деятельности;

— правовые нормы, которые воплощаются в нормативных актах;

- процессуальную деятельность, потому что она имеет свои стадии и установленную процедуру.

Сущность правотворчества — это возведение государственной воли в закон, т.е. в форму юридических предписаний, имеющих общеобязательный характер.

Формы правотворчества включают в себя:

1) непосредственное правотворчество народа (референдум);

3) подзаконное правотворчество.

В зависимости от субъекта правотворческой деятельности вы­деляют следующие ее виды:

— правотворческая деятельность государства (законотворчество и подзаконное правотворчество);

— правотворческая деятельность народа путем референдума;

— правотворчество отдельных должностных лиц;

— правотворчество органов местного самоуправления;

— правотворчество общественных организаций;

Правотворческая деятельность государства — самый распрост­раненный вид правотворчества (рис. 15.1). Осуществляется компе­тентными государственными структурами. Это — Федеральное Со­брание, Президент России, Правительство РФ, федеральные министры, а также законодательные органы субъектов федерации и главы субъектов федерации.

Рис. 15.1.Правотворчество как вид государственной деятельности

Правотворческая деятельность народа осуществляется путем референдума. Референдум - это всенародное голосование по наибо­лее важным вопросам государственного или общественного масштаба, результаты которого имеют высшую юридическую силу. Выделя­ют три основных вида референдума:

— контрольный — всенародное голосование, проводимое в соот­ветствие с конституционной нормой;

— факультативный — это голосование, проводимое по требова­нию определенного числа избирателей;

— плебисцитарный — его результаты необязательны для испол­нения, так как имеют рекомендательный характер.

В Российской Федерации на федеральном уровне были проведе­ны всего два референдума, не считая референдума 17 марта 1991 г.

Референдум не может проводиться в условиях военного или чрезвычайного положения, в последний год полномочий Президен­та РФ, Государственной Думы, а также в период избирательной кампании, проводимой одновременно на всей территории Российс­кой Федерации 1 .

Результаты референдума имеют высшую юридическую силу.




Правотворчество отдельных должностных лиц — это издание отдельных нормативных актов Президентом РФ, министрами, ру­ководителями государственных комитетов и ведомств.

Правотворчество органов местного самоуправления (муниципаль­ное правотворчество) — разновидность делегированного правотворче­ства. Государство наделяет эти органы правом принимать норматив­ные правовые акты по вопросам местного значения — благоустройства территории, охраны общественного порядка, образования, здравоохра­нения и др.

Муниципальные правовые акты подлежат обязательному испол­нению на всей территории муниципального образования, они не должны противоречить Конституции РФ и иным нормативно-пра­вовым актам РФ и субъектов РФ.

Делегированное правотворчество — это правотворческая деятель­ность органов исполнительной власти (как правило, правительства), осуществляемая ими по поручению (делегации) парламента. В резуль­тате принимаются нормативные правовые акты по вопросам, входя­щим в компетенцию парламента. Это необходимо для оперативного решения назревших проблем по строго определенному кругу вопросов.

Правотворчество общественных организаций (профсоюзов и др.) — принятие нормативных правовых актов по вопросам их ком­петенции.

Договорное правотворчество образуют договоры нормативного содержания (конституционные, внутрифедеральные, управленческие).

Особой разновидностью договорного правотворчества являют­ся различного вида соглашения:

— федеральные (между общероссийскими объединениями проф­союзов и Правительством РФ);

— генеральные — устанавливают общие принципы согласован­ного проведения социально-экономической политики;

— отраслевые или тарифные определяют общие условия труда и оплаты, а также социальные гарантии;

— специальные — устанавливают условия решения социально-экономических вопросов исходя из территориальных особенностей.

Это правотворческая деятельность, связанная с принятием кон­ституционных, административных договоров, различных соглаше­ний, заключаемых государством и иными органами и правотворчес­кими субъектами на договорной основе.

Локальные акты не могут вступать в противоречие с законода­тельством РФ.

Чрезвычайное правотворчество — это принятие законов и под­законных актов, связанных с чрезвычайными ситуациями внешнего (акты агрессии, вооруженные конфликты), социально-политическо­го, криминогенного и техногенного или экологического характера.

Основными принципами правотворчества являются:

1) принцип законности — это строгое и неуклонное соблюдение установленного порядка подготовки, принятия и опубликования нормативно-правового акта и правотворческой процедуры. Этот принцип подразумевает, что издание нормативно-правовых актов должно производиться компетентными на то органами, при соблю­дении принципа разделения властей, иерархии нормативных право­вых актов, а при федеративном устройстве — соблюдения принципа разграничения полномочий между федеральными органами и орга­нами субъектов федерации 1 . Также этот принцип декларирует, что нормативный правовой акт должен соответствовать, в первую оче­редь, Конституции РФ, которая имеет высшую юридическую силу, обладает прямым действием и применяется на всей территории Российской Федерации 2 . Внешнее выражение нормативно-правово­го акта должно быть в форме, предусмотренной законом (указ, по­становление, инструкция и т.д.);

2) принцип демократизма проявляется в установлении и осуще­ствлении свободного и подлинно демократического порядка подго­товки и утверждения нормативных актов, в широком привлечении населения к правотворческой деятельности и учете общественного мнения при разработке и принятии законов;

3) принцип научности предполагает соответствие правотворче­ства назревшим потребностям и объективным закономерностям общественного развития, учет достижений науки и практики, ис­пользование приемов и методов научного анализа, знаний юриди­ческой техники и правовой терминологии;

4) принцип гуманизма означает, что принимаемые нормативные правые акты должны формулировать и защищать общечеловечес­кие ценности, естественные права человека и т.д. Следовательно, основная функция принципа гуманизма — это соблюдение естествен­ных прав и свобод человека и гражданина;

5) принцип компетенции (профессионализма) гласит, что в раз­работке нормативного правового акта должны принимать участие квалифицированные специалисты и профессионалы;

Правотворчество – деятельность государства по изданию, изменению и отмене юридических норм. Производится по установленному порядку. При нарушении порядка, принятый правовой акт считается недействительным.

Черты правотворчества

  • представляет собой монопольную государственную деятельность. Так как именно государство наделено правом создавать нормы права, что возводит их в ранг общеобязательных для исполнения правил;
  • носит созидательно-интеллектуальную направленность. Суть данной отличительной черты правотворчества заключается в познании, изучении и анализе явлений и процессов деятельности, выявлении потребности в урегулировании общественных отношений, формировании правил общего поведения, а также определении механизма их реализации;
  • является процессуальной деятельностью. Иными словами правотворчество представляет собой процесс, в котором имеются определенные стадии и соблюдается установленный порядок. Нарушение четкого механизма процессуальной деятельности может привести к тому, что принятый нормативно-правовой акт может быть признан недействительным.

В ходе процессуальной деятельности правотворчества происходит выявление общесоциальных интересов, согласование проекта нормативного акта с заинтересованными лицами и органами, проверка на соответствие букве закона, оформление принятого нормативно-правового акта и придание ему общегосударственного властного характера.

Нужна помощь в написании работы?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Принципы правотворчества

Правотворчество основывается на определенных принципах, к которым относятся:

Принцип законности

  • нормативно-правовые акты должны приниматься только теми субъектами, которые наделены для этого соответствующими полномочиями и имеют соответствующие компетенции;
  • предполагает наличие определенной процедуры;
  • форма принимаемого акта должна соответствовать его содержанию;
  • новый нормативный акт не должен противоречить Конституции государства и действующему законодательству.

Принцип научности

  • разработку научно обоснованной стратегии правотворчества в государстве;
  • планирование приоритетности принимаемых актов;
  • прогнозирование социальных последствий принимаемых актов;
  • анализ результатов отечественной и мировой юридической деятельности;
  • учет научных рекомендаций.

Принцип профессионализма

Субъект правотворчества должен обладать специальными знаниями, умениями, навыками, квалификациями.

Он должен уметь анализировать большое количество разнообразных факторов объективной и субъективной направленности, владеть правилами юридической техники, лаконично, но одновременно ясно и четко излагать нормы и правила.

Принцип демократизма

В первую очередь, заключается в возможности принятия значимых нормативно-правовых актов посредством референдума. Законопроекты и проекты иных нормативных актов широко освещаются СМИ, что позволяет выявить отношение граждан к данному проекту.

Существует возможность обращения граждан в правотворческие органы с предложениями, замечаниями.

Принцип гласности

Означает, что все принимаемые нормативно-правовые акты подлежат обязательной публикации/трансляции, т.е. доводятся до сведения граждан.

Принцип оперативности

Предполагает своевременность издания юридических норм, т.е. право должно соответствовать духу времени.

Принцип системности

Принимаемый нормативно-правовой акт не должен противоречить действующему законодательству, не должен создавать правовых коллизий, дублирований и т.д.

Субъекты правотворчества

Субъектами правотворчества называют государственные органы, негосударственные структуры (органы местного самоуправления, профсоюзы и т.п.), наделенные соответствующими полномочиями, а также граждане при принятии законов на референдумах.

Виды правотворчества

В зависимости от субъекта выделяют следующие виды правотворчества.

Законотворчество является одним из распространенных видов правотворчества. Им занимаются преимущественно представительные законодательные органы государственной власти, которые избираются населением, и наделены правом принимать от лица народа законы.

Подзаконное правотворчество присуще исполнительным органам государственной власти. Его цель состоит в детализации, конкретизации законов, а также в решении оперативных вопросов. Подзаконное правотворчество регулируется специальными актами Президента, Правительства.

Непосредственное правотворчество представлено в виде референдума. Для него характерны следующие черты:

  1. Решения референдума обладают высшей юридической силой.
  2. Решения референдума не нуждаются в ином утверждении и могут быть отменены только другим референдумом.
  3. Референдум основывается на свободе и добровольности участия, отсутствии контроля за волеизъявлением его участников и недопустимости принуждения.
  4. Референдум организуется и проводится государством.

Делегированное правотворчество представлено в виде правотворчества органов местного самоуправления, так как они не являются элементом государственной системы, но вправе по некоторым вопросам принимать нормативные акты по вопросам местного значения.

Чрезвычайное правотворчество – принятие нормативно-правовых актов для регулирования общественных отношений, связанных с введением чрезвычайного положения.

Акты данного вида имеют ряд особенностей:

  1. Основным их назначением является предупреждение и устранение катастроф, обеспечение безопасности граждан, восстановление режима законности и правопорядка.
  2. Исключительные меры в условиях особого правового режима закрепляются государственными органами.
  3. Устанавливаются ограничительные меры в отношении граждан, государственных органов, организации и иных субъектов.
  4. Нормы и правила носят категоричный императивный характер.
  5. Принятые нормы краткосрочны.

Собственное правотворчество – правотворчество органов местного самоуправление, которое, как уже говорилось выше, можно отнести и к делегированному правотворчеству.

Договорное правотворчество включает в себя договоры нормативного содержания (конституционные, внутрифедеральные, управленческие).

Локальное правотворчество – правотворчество отдельными учреждениями, организациями коммерческого или иного характера. Локальное правотворчество представлено, как правило, уставами, положениями, приказами, правилами, распоряжениями и т.д. Данные акты носят ограничительный характер, т.к. обязательны только для сотрудников конкретных организаций и их подразделений.

Вывод

Правотворчество – весьма разнообразная деятельность, каждый вид которой имеет свою природу, свое социальное значение.

Правотворчество - одна из сторон деятельности государственных органов, направленная на разработку, принятие, изменение, отмену правовых норм, с учетом интересов и социальных потребностей общества. Правотворческая деятельность является средством управления обществом и неразрывно связана с типом государства, его формой, механизмом и функциями.

Субъекты правотворчества – общая характеристика:

К субъектам правотворчества относятся государственные органы (органы управления и власти), народ, должностные лица. С учетом субъектов правотворческой деятельности можно выделить следующие виды правотворчества:

Виды правотворчества


Непосредственное правотворчество народа. Проведение референдумов является ярким примером осуществления правотворчества народа. Результаты референдума выражают непосредственное проявление народной воли в решении вопросов государственной и общественной жизни и утверждении норм права. Нормативно-правовые акты, принимаемые путем референдума, имеют высшую юридическую силу и не требуют утверждения со стороны органов государственной власти.

Правотворчество государственных органов. Эта деятельность формирует систему законодательства, в которой задействованы все органы государственной власти и управления. Юридическая сила утверждаемого правового акта определяется уровнем и объемом полномочий принимающего его органа власти. Результатами правотворчества государственных органов являются законы, постановления и различные подзаконные акты, принимаемые Президентом, Правительством, министерствами и ведомствами, органами власти на местах.

Санкционированное правотворчество или правотворчество должностных лиц. Допускаемая государством деятельность, предоставляющая должностным лицам полномочия принимать и реализовывать правовые акты и предписания в рамках, возложенных на них функций. Должностные лица, осуществляющие правотворческую деятельность: министры, депутаты, руководители негосударственных организаций (управлений, предприятий, учреждений, отделов).

Негативное правотворчество – основывается на отмене норм или целых правовых актов, в случаях признания их не соответствующими Конституции.

Чрезвычайное правотворчество основано на принятии законов и иных нормативных постановлений, регулирующих общественные отношения в различных экстренных ситуациях.

Договорное правотворчество - деятельность государственных структур по созданию нормативно-правовых актов.

Принципы правотворчества


Реализация основополагающих идей обеспечивающих эффективность и качество правотворческого процесса строится на определенных принципах:

Демократизм правотворчества:

Реализуется в проведении процедуры разработки и утверждения правового документа представительным органом. Распространяется практика широкого привлечения граждан и трудовых коллективов к правотворческому процессу. Выраженным проявлением демократизма правотворчества является проведение референдума.

Народный характер правотворчества:

Выражается в том, что:

- в состав законодательных органов входят народные депутаты, представляющие население;

- нормативно-правовые акты, издаваемые субъектами правотворческой деятельности, выражают интересы общества.

Научный характер правотворчества и его связь с правоприменительной практикой:

Дает возможность оценить эффективность и качество принимаемых правовых актов и дает информацию о необходимости их совершенствования или отмены. Это корректирует и улучшает работу правотворческих органов.

Законность правотворчества

Принцип выражается в соблюдении правовых аспектов субъектами правотворчества во время подготовки, утверждения и издания нормативно-правовых актов. Вся деятельность должна осуществляться на основании закона и, прежде всего Конституции, с обязательным строгим соответствием регламенту обсуждения и порядка публикации нормативно-правового документа.

Правотворчество является особой формой деятельности государственных органов, реализующих функции обновления законодательства (издание новых нормативно-правовых актов); устранения (отмены) устаревших правовых документов; восполнения возникающих пробелов в правовых нормах. Осуществление этих функций позволяет решать задачи по совершенствованию законодательства.

Стадии законотворческого процесса


Стадия законотворческого процесса №1. Законодательная инициатива.

Статья 104 Конституции РФ устанавливает исчерпывающий список субъектов законодательной инициативы, к ним относятся: Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, законодательные органы субъектов РФ, Конституционный суд (по вопросам ведения), Верховный суд (по вопросам ведения), Арбитражный суд (по вопросам ведения), Правительство РФ.

Проекты законов обсуждаются в Государственной Думе.

Стадия законотворческого процесса №3. Принятие законопроекта.

Законопроект принимается в Государственной Думе, одобряется Советом Федерации и Президентом.

Читайте также: