Четкое деление права на частное и публичное какая правовая семья

Обновлено: 02.07.2024

2.17. Романо-германская правовая семья, англо-саксонская правовая семья, исламская правовая семья, правовая семья социалистического права

К романо-германской правовой семье относятся правовые системы Италии, Франции, Испании, Португалии, Германии, Австрии, Швейцарии и др. В качестве самостоятельной группы правовых систем в рамках романо-германской правовой семьи можно выделить славянские правовые системы (Югославии, Болгарии и т.д.). Современная правовая система России, при всех ее особенностях, более родственна именно романо-германской правовой семье.

Среди признаков романо-германской правовой семьи можно выделить следующие:

- единая иерархически построенная система источников писаного права, доминирующее место в которой занимают нормативные акты (законодательство);

- главная роль в формировании права отводится законодателю, который создает общие юридические правила поведения; правоприменитель же (судья, административные органы и т.п.) призван лишь, точно реализовать эти общие нормы в конкретных правоприменительных актах;

- имеются писаные конституции, обладающие высшей юридической силой;

- высокий уровень нормативных обобщений достигается при помощи кодифицированных нормативных актов;

- вecомое положение занимают подзаконные нормативные акты (регламенты, инструкции, циркуляры и др.);

- деление системы права на публичное и частное, а также на отрасли;

- правовой обычай и юридический прецедент выступают в ка честве вспомогательных, дополнительных источников;

- на первом месте находятся не обязанности, а права человека и гражданина;

- особое значение имеет юридическая доктрина, разработав шая и разрабатывающая в университетах основные принципы (теорию) построения данной правовой семьи.

Основой возникновения романо-германской правовой семьи послужило римское право, в ее развитии можно выделить три главных этапа:

1) эпоха Древнего Рима,- зарождение римского права и его упадок в связи с гибелью Римской империи (476 г. н.э.), господство в Европе архаических способов решения споров - поединки, ордалии (испытания), колдовство и т.т., т.е. фактическое отсутствие права;

2) XIІІ-XVІІ вв. - возрождение (ренессанс) римского права, распространение его в Европе и приспособление к новым условиям, достижение независимости права от королевской власти;

3) ХVII в. - наши дни - кодификация права, появление конституций (в США, Польше, Франции и т.п.), отраслевых кодексов (Гражданский кодекс Франции 1804 г., Гражданское уложение Германии 1896 г.), создание национальных правовых систем.

К англо-саксонской правовой семье относят национально-правовые системы Англии, США (за исключением штата Луизиана - бывшей испанской и французской колонии), Канады (за исключением провинции Квебек - бывшей французской колонии), Австралии, Новой Зеландии и др.

Среди при знаков данной семьи можно выделить следующие:

- основным источником права выступает судебный прецедент (правила поведения, сформулированные судьями в их решениях по конкретному делу и распространяющиеся на аналогичные дела);

- юридические прецеденты носят индивидуальный (казуистический) характер;

- ведущую роль в формировании права (в правотворчестве) отводят суду, который в этой связи занимает особое положение в системе государственных органов;

- на первом месте находятся не обязанности, а права человека и гражданина, защищаемые прежде всего судом;

- главенствующее значение имеет процессуальное (процедур ное, доказательственное) право, которое во многом определяет право материальное; отсутствуют кодифицированные отрасли права; . отсутствует классическое деление права на частное и публичное;

- статутное право (законодательство) и юридические обычаи выступают в качестве вспомогательных, дополнительных источников;

- юридическая доктрина, как правило, носит сугубо прагматический, прикладной характер.

В становлении англосаксонской правовой семьи выделяют четыре главных этапа:

1) до 1066 г. (до нормандского завоевания Англии) - отсутствие общего для всех права; основным источником права являлись местные обычаи, различные для каждого региона;

2) 1066-1485 гг. (от нормандского завоевания Англии до установления власти династии Тюдоров) - централизация страны, создание в противовес местным обычаям общего права для всей страны, которое, отправляли королевские суды;

К семье религиозного права (исламская правовая семья) относятся правовые системы таких мусульманских стран, как Иран, Ирак, Пакистан, Судан и др., а также индусское право общин Индии, Сингапура, Бирмы, Малайзии и др.

Среди признаков данной правовой семьи можно выделить следующие:

- главный творец права - Бог, а не общество, государство, поэтому юридические предписания даны раз и навсегда, в них нужно верить и, соответственно, строго соблюдать;

- источниками права являются религиозно-нравственные нормы и ценности, содержащиеся, в частности, в Коране, Сунне, Иджме и распространяющиеся на мусульман, либо в Шастрах, Ведах, законах Ману и т.д. и действующих в отношении индусов;

- весьма тесное переплетение юридических положений с религиозными, философскими и моральными постулатами, а также с местными обычаями образует в своей совокупности единые правила поведения;

- особое место в системе источников права занимают труды ученых-юристов (доктрины), конкретизирующие и толкующие первоисточники и лежащие в основе конкретных решений;

- отсутствует деление права на частное и публичное;

- нормативно-правовые акты (законодательство) имеют вторичное значение;

- судебная практика в собственном смысле слова не является источником права.

Семья религиозного право во многом основана на идее обязанностей, а не прав человека, как это имеет место в романо-германской и англосаксонской правовых семьях.

Семья социалистического права. Возникновение этих систем связано с появлением в ХХ в. социалистических стран и соответствующего законодательства - сперва в России (1917 г.), а после второй мировой войны и в целом ряде стран Восточной Европы, Азии и Латинской Америки.

Определенное влияние на содержание и характер национальных систем законодательства в разных социалистических странах оказывали также их правовое прошлое, уровень их правовой развитости, сложившиеся правовые традиции и т.д.

Сначала 90-х гг. социалистические страны вступили в новый (постсоциалистический) период своего развития, ознаменованный радикальными экономическими, политическими и правовыми преобразованиями, цель которых - утверждение господства права, прав и свобод человека и гражданина, формирование рыночной экономики, гражданского общества, демократического правового государства. На территории бывшего СССР и бывших социалистических стран Восточной Европы возникли новые суверенные государства, в которых формируются новые национальные системы права. Этот процесс в разных странах протекает с различной интенсивностью, но в целом все они достигли определенных успехов на новом этапе своего правового развития (принятие новых конституций, качественное изменение законодательства, принятие ряда новых кодексов, признание и закрепление в национальных системах права международных принципов и стандартов в области прав человека, участие в процессе европейской интеграции и т.д.).

Правовое развитие этих стран до их перехода к социализму осуществлялось в формах и направлениях, характерных для романо-германского права.

В каждой стране действует своя правовая система, что позволяет говорить о самобытности систем. В то же время в каждой правовой системе есть и элементы сходства, позволяющие объединить отдельные системы в группы, которые принято называть правовыми семьями.

В основу объединения правовых систем в семьи могут быть положены исторические, идеологические, культурно-правовые, религиозно-этнические и другие критерии. Поэтому существует множество подходов к типологии правовых систем. Р.Давид на основе двух критериев – идеологического и юридической техники, выделил романо-германскую, англосаксонскую, социалистическую и религиозно-традиционные пр. семьи.

Романо-германская правовая семья

Генезис. К романо-германской семье относятся ПС, возникшие в континентальной Европе на основе древнеримского права, а также канонических и местных правовых обычаев. Она сложилась на основе изучения римского права в итальянских, французских и германских университетах, создавших в XII - XVI веках на базе Свода законов Юстиниана общую для многих европейских стран юрид. науку. Рецепция римского права привела к тому, что еще в эпоху феодализма ПС европейских стран приобрели сходство.

Структура права. Согласно общей романо-германской юрид. доктрине, входящие в эту правовую семью системы национального права имеют идентичную структуру. Право делится на частное и публичное. Различные национальные системы права включают в себя сходные отрасли права, которые делятся на близкие по своему содержанию правовые институты. Система зак-ва в целом соответствует доктринальным положениям о системе права.

Правопонимание. Единство национальных систем романо-германской правовой семьи проявляется в одинаковом понимании природы, смысла и значения нормы права как абстрактно-всеобщего правила, регулирующего однородную совокупность общественных отношений.

Источники права. Основным источником права является нормативно-правовой акт. Высшей юридической силой в системе НПА обладает конституция, которая является правовой основой для всех остальных законов и подзаконных актов. Традиционно важную роль в системе источников права играют кодексы – кодифицированные НПА отраслевого характера. Хотя они обладают юридической силой обычного закона, однако по существу они занимают центральное место и играют ведущую роль в соответствующей отрасли зак-ва. Среди источников права велика роль подзаконных актов. Таким образом, право стран романо-германской правовой семьи характеризуется единой схемой иерархической системы источников права.

Англосаксонская правовая семья

Англосаксонская пр. семья включает в себя английское и американское право. В группу стран с английским правом входят, наряду с Англией, бывшие колонии Британской империи. Ко второй группе относится США. Имея своим источником английское общее право, в настоящее время в этой стране право является практически самостоятельным.

Генезис. Англосаксонское право начало формироваться в Англии после нормандского завоевания. Оно формировалось судебной практикой королевских судов. В процессе формирования права королевские суды использовали некоторые положения местных правовых обычаев.

Правопонимание. В настоящее время английское право продолжает оставаться в основном судебным. Такой подход делает нормы прецедентного права более гибкими и менее абстрактными, чем нормы права романо-германских систем, но одновременно придает праву большую казуистичность и меньшую определенность.

Структура права. В английском праве отсутствует деление на публичное и частное, нет и четкого структурирования права по отраслевому признаку. Англосаксонское право включает прецедентное и статутное право.

В Англии прецедентное право включает общее право и право справедливости. Совокупность решений королевских судов, обязательных в качестве прецедента для последующих судебных решений по сходным делам, и составила общее право. Право справедливости – совокупность реше-ний королевского лорда-канцлера по конкретным делам, кото-рый решал споры, в связи с которыми их участники обращались к королю. После судебной реформы 1873-1875 годов общее права и право справедливости были объединены в единую систему прецедентного права, а все английские суды стали применять нормы и общего права, и права справед-ти.

Большое значение в английской правовой системе придается статутному праву – законам и подзаконным актам.

Источники права. Основным источником права признается судебный прецедент – судебное решение по конкретному делу, которое является обязательным при рассмотрении в последующем аналогичных дел.

Закон по классической английской доктрине играет в ПС второстепенную роль, ограничиваясь лишь внесением корректив и дополнений в судебную практику.

В совр. условиях наблюдается тенденция отхода от традиционной концепции закона и усиление его самостоятельной роли при регулировании новых ОО (вопросов соц. обеспечения, просвещения, здравоохранения и т.д.), которые находятся вне традиционной сферы действия прецедентного права.

Право США – это прежде всего прецедентное право. Нормы закона входят в систему права после того, как неоднократно будут применены и истолкованы судьями. В американских судах обычно ссылаются не на законы, а на судебные решения, где они применены.

Отличия американского права от английского:

- Конституция США 1787 года в качестве основного закона страны возвышается над прецедентным правом и определяет основы амер. общества, гос-ва и всего действующего права.

- Двухуровневая ПС, что связано с федеральной структурой США. Компетенция штатов значительна, и в его пределах они создают свое зак-во и массив прецедентов. По сути, в США существует 51 ПС: 50 – в штатах и одна – федеральная.

- В зак-ве США встречается и немало кодексов, которых не знает английское право. За исключением штата Луизиана, где действуют кодексы романо-германского типа, во всех остальных штатах кодексы представляют собой консолидацию норм, созданных судебной практикой или имеющихся в зак-ве.

Мусульманская правовая семья

Генезис. Мусульманское право возникло в VII в. как часть шариата (система предписаний верующим в Аллаха), представляющего собой важнейший компонент исламской религии.

Правопонимание. Мусульманские правоведы под нормой права понимают правило, адресованное мус. общине Аллахом. Данное правило основано на иррациональных догмах, на вере. Поэтому его нельзя изменить, отменить, оно бесспорно и абсолютно, должно безусловно исполняться.

1) Коран – священная книга мусульман.

2) Сунна – собрание хадисов, то есть преданий из жизни Мухаммеда, его поведении, поступках, высказываниях.

3) Иджма – единогласное мнение знатоков ислама, ученых-правоведов, установивших норму мус. права на основе Корана и сунны.

4) Кийяс – решение по аналогии.

К числу вторичных источников права можно отнести закон (НПА), который сегодня в большинстве мус. стран играет важную роль в соц. регулировании. Глубинным источником мус. правовой системы является религиозно-правовая доктрина.

30. Национальная правовая система – это историческая совокупность права (законодательства), юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельной страны (государства).

В настоящее время в мире насчитывается около двухсот национальных правовых систем. Среди сотен существующих в современном мире правовых систем многие правовые системы обладают доминирующими сходными чертами. Наличие общих признаков и черт у разных правовых систем позволяет объединять их в отдельные группы – правовые семьи.

Правовая семья – это совокупность национальных правовых систем, основанная на общности источников, структуры права и исторического пути его формирования. В соответствии с этими критериями можно выделить следующие правовые семьи: общего права, романо-германскую, обычно-традиционную, мусульманскую, индусскую (индусское право), славянскую. Ни одна из классификаций правовых семей не является исчерпывающей для правовых систем мира, и поэтому в литературе можно встретить самые различные типологические подразделения семей национального права.

Англосаксонская правовая семья (семья общего права) – исторически сложилась в Англии, США и странах британского доминиона (Канаде, Австралии, Новой Зеландии и т. д.).[187]

Специфика англосаксонского (общего) права состоит в отсутствии отраслей, урегулированных кодифицированными нормативными актами, и наличии в качестве источников права громадного количества судебных (административных) решений – прецедентов, являющихся образцами для последующих аналогичных дел, рассматриваемых другими судами (административными органами). Кроме прецедентов источниками права в англосаксонской правовой семье являются юридические обычаи, законы (статуты), юридические доктрины.

Важным признаком англосаксонской правовой семьи выступает автономия судебной власти от любой иной власти в государстве.

Романо-германская правовая семья (иногда используют название семья континентального права) возникла в результате рецепции (заимствования основных юридических понятий, институтов, принципов) римского права. Данная правовая система является наиболее древней и широко распространенной в мире. «Носители и двигатели данной системы были наиболее мощными государствами: два тысячелетия назад Римская империя, а затем зарождавшиеся и развивающиеся государства Европы – Франция, Германия и др.

В качестве основного источника права в странах романо-германской правовой семьи используется писаное право, т. е. юридические правила (нормы), сформулированные в национальном (внутригосударственном) законодательстве. Законодатель в связи с этим должен осмыслить общественные отношения, обобщить социальную практику, типизировать повторяющиеся ситуации и сформулировать в нормативных актах (законах и подзаконных актах) общие модели прав и обязанностей, участвующих в правоотношениях индивидов и организаций. На правоприменителей возлагается обязанность точной реализации этих общих норм в конкретных судебных, административных решениях, что в конечном счете обеспечивает единообразие судебной или административной практики в масштабе всей страны.

Судьи в государствах романо-германской правовой семьи не обязаны следовать ранее принятому решению другого суда, за исключением судебной практики верховного суда. Но и в этом случае высшие судебные инстанции не вправе создавать своими решениями новые нормы, а могут лишь толковать нормы, закрепленные в соответствующих юридических актах.

Характерна также устойчивая иерархия источников права, среди которых особо выделяется закон, обладающий верховенством по отношению к иным источникам.[190] Осуществляется последовательная систематизация законодательства, основным видом которой выступает кодификация.

Религиозно-традиционная правовая семья (семья мусульманского права) рассматривает право не как результат рациональной (позитивной) деятельности государства и общества, а как продукт высшей воли (божественного предначертания). В семью религиозно-традиционного (мусульманского) права входят государства Ближнего Востока (Иран, Кувейт, Оман, Бахрейн и др.).

Основным источником мусульманского права является Коран – священная книга ислама и всех мусульман, состоящая из высказываний пророка Магомета, произнесенных им в Мекке и Медине. Наряду с общими духовными положениями, проповедями, обрядами Коран содержит установления юридического характера.[191]

Производными источниками мусульманского права являются Сунна, Иджма, Кияс.

Сунна – сборник традиционных правил, касающихся действий и высказываний Магомета, воспроизведенных рядом его последователей.

Иджма – конкретизация положений Корана в изложении авторитетных ученых-мусульманистов.

Кияс – рассуждение по аналогии о тех явлениях в жизни мусульман, которые не охватываются предыдущими источниками мусульманского права.

Для приспособления мусульманского права к практической жизни используются различные средства и методы: соглашения, рациональное (собственно юридическое) законодательство, не противоречащие религиозным нормам обычаи и т. д. В странах мусульманского права существовал и существует реальный дуализм организации и функционирования судопроизводства: наряду со специальными религиозными судами (кади) рассмотрение дел осуществляют суды, опирающиеся в процессе судопроизводства на социально-правовые обычаи или законодательные акты (регламенты), изданные в порядке формально-юридической процедуры правотворче

Итак, в современном мире четко различаются четыре правовые семьи:

§ англосаксонская (семья общего права);

§ африканская (семья обычного права).

В структуре английского права выделяют: а) общее право; б) обычное право; в) право справедливо11 п 14 3 Задание 3 Внимательно прочитайте текст Найдите в нем три ошибки Кавдую найденную ошибку замените правильным вариантом

:\ особенностям англосаксонской правовой семьи относится то, что основной формой права выступает нормативный правовой акт.

Для романо-германской правовой семьи не характерно деление на частное и публичное право.

В структуре английского права выделяют: а) общее право; б) обычное право; в) право справедливости

Вопрос 3

Ошибка 1. нормативный правовой акт

Правильный вариант 1: судебный прецедент

Ошибка 2. не характерно

Правильный ответ 2 : Характерно

Ошибка 3 : Обычное право
Ответ 3: статутное право

Задание 4. Прочитайте текст. Вставьте на место пропусков необходимые слова и словосочетания

Представляет собой совокупность идей, чувств, настроений, представлений, взглядов, в которых выражаются о'Ношение к праву и правовым явлениям. Общественные отношения, нуждающиеся в правовой регламентации. правовая организация общества, юридическая действительность, механизм правового регулирования и др. - это (2). В юридической науке выделяется три его основные функции: (3), оценочная, регулятивная

2) хз
3)Познавательная

Название первой группы Общие признаки права

Номера понятий первой группы. 1,2. 5,

Название второй группы:

Номера понятий второй группы.

16.2 Задание 2 Ниже приведен ряд терминов. Исключите три лишних термина Обоснуйте свой выбор
Исключительность законность, самостоятельность, независимость, процессуальный порядок деятельности, судебный контроль, обособленность, судебное управление.
Ответ: Исключаем: процессуальный порядок деятельности, судебный контроль, судебное управление. Все остальные – это принципы правосудия РФ.

ТГП 37.5 Задание 5. Установите соответствие между понятиями. Одно определение или понятие в списке лишнее Понятия.

Альтернативная гипотеза

Альтернативная диспозиция
3 Альтернативная санкция Определения.

А. Предусматривает два и более варианта поведения в той или иной ситуации и предоставляет адресатам право выбора из них

Б. Закрепляет варианты мер государственного воздействия, которые могут быть применены с учетом обстоятельств совершенного деяния

В Закрепляет вид и меру государственного воздействия ограничивая их определенными Пределами Г связывает действие правовой нормы с одним из нескольких условий перечисленных в норме

КП 37.2Задание 2. Изучите фабулу и нормы права, дайте развёрнутый ответ на поставленные вопросы.

Несколько депутатов Московской Городской Думы обратились в Московский городской суд с иском о признании противоречащими федеральному законодательству ряда новых положений Закона г. Москвы от 13 июля 1994 г. № 14-60 "О статусе депутата Московской городской Думы" (в редакции от 19 октября 2016 г.), в соответствии с которыми большинство депутатов осуществляют теперь свою депутатскую деятельность без отрыва от основной деятельности и получения денежного вознаграждения, а также предусмотрена возможность отзыва депутата Московской городской Думы.

По мнению депутатов, новации указанного Закона не соответствуют основным признакам, характеризующим свободный мандат депутата (регионального парламентария) Московской городской Думы постоянно действующего - единственного представительного и законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Непрофессиональная, без получения денежного вознаграждения депутатская деятельность, предусматривающая, в том числе возможность отзыва депутата избирателями, являются признаками императивного депутатского мандата, характерного для советских депутатов, а в настоящее время в Российской Федерации - депутатов на уровне местного самоуправления.

Кроме того, непрофессиональная деятельность депутата Московской городской Думы значительно снижает эффективность реализации представительных, законодательных и контрольных функций регионального парламента, а также - полномочий депутата по выражению интересов своих избирателей.

Список материалов, необходимых для решения задачи:

1.Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ);

2. Федеральный закон от 6 ноября 1999 г. № 184-ФЗ (ред. от 3 июля 2016 г.) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

3. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131 (ред. 15 февраля 2016 г., с изм., внесенными Постановлениями Конституционного Суда РФ от 29 марта 2011 г. № 2-П, от 7 июля 2011 г. № 15-П);

4. Закон г. Москвы от 25 июня 2014 г. №37 "О внесении изменений в отдельные законы города Москвы", вступающие в силу с 15 июля 2014 г.;

5. Закон г.Москвы от 13 июля 1994 г. № 14-60 "О статусе депутата Московской городской Думы" (в редакции от 19 октября 2016 г.);

6.Постановление Конституционного Суда РФ от 12 апреля 2002 г. № 9-П "По делу о проверке конституционности положений статей 13 и 14 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина А.П. Быкова, а также запросами Верховного Суда Российской Федерации и Законодательного Собрания Красноярского края.

1. Имеются ли несоответствия положений Закона г.Москвы от 25 июня 2014 г. №37, которыми были внесены дополнения и изменения в Закон г. Москвы от 13 июля 1994 г. в Закон г.Москвы от 13 июля 1994 г. № 14-60 "О статусе депутата Московской городской Думы" (в редакции от 19 октября 2016 г.) требованиям Федерального закона от 6 ноября 1999 г. № 184-ФЗ (ред. от 3 июля 2016 г.) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации? Ответ обоснуйте.

2. Каковы основные признаки, характеризующие свободный и императивный мандат депутата?

3. Как можно оценить новации Закона г.Москвы "О статусе депутата Московской городской Думы" с точки зрения общих принципов права и имеющихся научных представлений об основных признаках, характеризующих свободный мандат депутата регионального парламента)?.

Ответьте на вопросы:

1. Представителем какой теории происхождения государства является Ф. Энгельс? Назовите не менее двух других представителей этой теории происхождения государства.

2. Назовите и раскройте причины происхождения государства согласно данной теории.

3. Перечислите и раскройте основные признаки государственной власти, отличающие ее от публичной власти родового строя.

КП 37.2Задание 2. Изучите фабулу и нормы права, дайте развёрнутый ответ на поставленные вопросы.

Несколько депутатов Московской Городской Думы обратились в Московский городской суд с иском о признании противоречащими федеральному законодательству ряда новых положений Закона г. Москвы от 13 июля 1994 г. № 14-60 "О статусе депутата Московской городской Думы" (в редакции от 19 октября 2016 г.), в соответствии с которыми большинство депутатов осуществляют теперь свою депутатскую деятельность без отрыва от основной деятельности и получения денежного вознаграждения, а также предусмотрена возможность отзыва депутата Московской городской Думы.

По мнению депутатов, новации указанного Закона не соответствуют основным признакам, характеризующим свободный мандат депутата (регионального парламентария) Московской городской Думы постоянно действующего - единственного представительного и законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Непрофессиональная, без получения денежного вознаграждения депутатская деятельность, предусматривающая, в том числе возможность отзыва депутата избирателями, являются признаками императивного депутатского мандата, характерного для советских депутатов, а в настоящее время в Российской Федерации - депутатов на уровне местного самоуправления.

Кроме того, непрофессиональная деятельность депутата Московской городской Думы значительно снижает эффективность реализации представительных, законодательных и контрольных функций регионального парламента, а также - полномочий депутата по выражению интересов своих избирателей.

Список материалов, необходимых для решения задачи:

1.Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ);

2. Федеральный закон от 6 ноября 1999 г. № 184-ФЗ (ред. от 3 июля 2016 г.) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

3. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131 (ред. 15 февраля 2016 г., с изм., внесенными Постановлениями Конституционного Суда РФ от 29 марта 2011 г. № 2-П, от 7 июля 2011 г. № 15-П);

4. Закон г. Москвы от 25 июня 2014 г. №37 "О внесении изменений в отдельные законы города Москвы", вступающие в силу с 15 июля 2014 г.;

5. Закон г.Москвы от 13 июля 1994 г. № 14-60 "О статусе депутата Московской городской Думы" (в редакции от 19 октября 2016 г.);

6.Постановление Конституционного Суда РФ от 12 апреля 2002 г. № 9-П "По делу о проверке конституционности положений статей 13 и 14 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина А.П. Быкова, а также запросами Верховного Суда Российской Федерации и Законодательного Собрания Красноярского края.

1. Имеются ли несоответствия положений Закона г.Москвы от 25 июня 2014 г. №37, которыми были внесены дополнения и изменения в Закон г. Москвы от 13 июля 1994 г. в Закон г.Москвы от 13 июля 1994 г. № 14-60 "О статусе депутата Московской городской Думы" (в редакции от 19 октября 2016 г.) требованиям Федерального закона от 6 ноября 1999 г. № 184-ФЗ (ред. от 3 июля 2016 г.) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации? Ответ обоснуйте.

2. Каковы основные признаки, характеризующие свободный и императивный мандат депутата?

3. Как можно оценить новации Закона г.Москвы "О статусе депутата Московской городской Думы" с точки зрения общих принципов права и имеющихся научных представлений об основных признаках, характеризующих свободный мандат депутата регионального парламента)?.

5. Установите соответствие между понятиями. Одно определение или понятие в списке лишнее
Понятия:
1. Собрание
2. Митинг
3. Демонстрация
Определения:
А. массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам
Б. организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения, в том числе на транспортных средствах, плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации
В. массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера
Г. совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов
Ответ запишите в виде:
(Пример: 1А,2Б)

Ответ на задание 5: 1Г, 2 В, 3 Б
КП 39.6 Задание 6. Расположите в правильной последовательности порядокголосования на выборах:
1) если избиратель при заполнении бюллетеня допустил ошибку, он вправе обратиться к члену комиссии с просьбой выдать ему новый бюллетень;
2) выдача бюллетеня избирателю по предъявлении паспорта;
3) заполнение бюллетеня избирателем в специально оборудованной кабине;
4) заполненный бюллетень опускается избирателем в опломбированные ящики;
5) член комиссии выдает новый бюллетень избирателю, делая при этом соответствующую отметку в списке избирателей;
6) повторное заполнение бюллетеня избирателем в специально оборудованной кабине.
Ответ запишите в виде: 5-2-3-4
Ответ:2-3-1-5-6-4

ТГП 28.3 Задание3. Внимательно прочитайте текст. Найдите в нем три ошибки. Каждую найденную ошибку замените правильным вариантом.

ОСД 35.1 Задание 1. Найдите закономерность и разделите словосочетания на две группы, озаглавьте их. Группы могут быть численно не равны
1. Содействие в совершенствовании судебной системы и судопроизводства. 2. Утверждает кодекс судейской этики и акты, регулирующие деятельность судейского сообщества. 3. Вправе принимать решения по всем вопросам, относящимся к деятельности судейского сообщества, за исключением вопросов, относящихся к полномочиям квалификационных коллегий судей и экзаменационных комиссий. 4. Формирует Совет судей Российской Федерации. 5. Защита прав и законных интересов судей. 6. Утверждение авторитета судебной власти, обеспечение выполнения судьями требований, предъявляемых кодексом судейской этики. 7. Избрание судей в состав Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации. 8. Избрание членов Высшей экзаменационной комиссии. 9. Дача согласия на уменьшение размера бюджетных средств на финансирование судов более чем на 5%. 10. Заслушивает отчет Генерального директора Судебного департамента о деятельности Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.


Название первой группы:Всероссийский съезд судей
Номера понятий первой группы:2,3,4,7,8
Название второй группы: Органы судейского сообщества
Номера понятий второй группы: 1,5,6,9,10
ОСД 38.4Задание 4. Прочитайте текст. Вставьте на место пропусков необходимые слова и словосочетания
Совет судей Российской Федерации формируется (1) из числа судей (2), а также судей (3
Пропуск 1:Всероссийским съездом судей
Пропуск 2: судей федеральных судов
Пропуск 3:судов субъектов Российской Федерации

КП 40.2 Задание2. Ниже приведен ряд терминов. Исключите три лишних термина. Обоснуйте свой выбор
Метод системного анализа, диалектический метод, императивный метод, диспозитивный метод, сравнительно-правовой метод, метод формально-юридического анализа, историко-правовой метод, метод социологического анализа, гипотеза.
Ответ на задание:
Императивный метод, диспозитивный метод – потому что они не относятся к общенаучным методам,
Гипотеза – структурная единица нормы права

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Читайте также: