Верны ли следующие суждения о законодательной власти

Обновлено: 28.06.2024

1. Что яв­ля­ет­ся от­ли­чи­тель­ным при­зна­ком пра­во­во­го го­су­дар­ства?

1) на­ли­чие си­сте­мы за­ко­но­да­тель­ства

2) рав­но­пра­вие и ра­вен­ство граж­дан перед за­ко­ном

3) функ­ци­о­ни­ро­ва­ние пра­во­охра­ни­тель­ных ор­га­нов

4) на­ли­чие су­ве­ре­ни­те­та

2. Выс­шим ор­га­ном ис­пол­ни­тель­ной вла­сти в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции яв­ля­ет­ся

1) Фе­де­раль­ное Cобра­ние Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции 2) Кон­сти­ту­ци­он­ный суд Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции

3) Про­ку­ра­ту­ра Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции 4) Пра­ви­тель­ство Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции

3. Президент РФ избирается сроком на:

1) 4 года 2) 5 лет 3) 6 лет 4) 7 лет

4. Пра­ви­тель­ство РФ

1) раз­ра­ба­ты­ва­ет и при­ни­ма­ет за­ко­ны 2) управ­ля­ет фе­де­раль­ной соб­ствен­но­стью

3) утвер­жда­ет су­деб­ные ре­ше­ния 4) ре­ша­ет во­про­сы предо­став­ле­ния граж­дан­ства

5. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о Пре­зи­ден­те Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции?

А. Пре­зи­дент Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции яв­ля­ет­ся гла­вой го­су­дар­ства.

Б. Пре­зи­дент Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции из­би­ра­ет­ся все­на­род­ным го­ло­со­ва­ни­ем.

1) верно толь­ко А 2) верно толь­ко Б 3) верны оба суж­де­ния 4) оба суж­де­ния не­вер­ны

6. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о Фе­де­раль­ном Со­бра­нии РФ?

А. Фе­де­раль­ное Со­бра­ние яв­ля­ет­ся пред­ста­ви­тель­ным и за­ко­но­да­тель­ным ор­га­ном РФ.

Б. Фе­де­раль­ное Со­бра­ние РФ со­сто­ит из двух палат.

1) верно толь­ко А 2) верно толь­ко Б 3) верны оба суж­де­ния 4) оба суж­де­ния не­вер­ны

7. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о раз­де­ле­нии вла­стей в пра­во­вом го­су­дар­стве?

А. Раз­де­ле­ние вла­стей яв­ля­ет­ся при­зна­ком, ха­рак­тер­ным толь­ко для рес­пуб­ли­кан­ских го­су­дарств.

Б. Прин­цип раз­де­ле­ния вла­стей за­клю­ча­ет­ся в разделении власти на законодательную, исполнительную и представительную.

1) верно толь­ко А 2) верно толь­ко Б 3) верны оба суж­де­ния 4) оба суж­де­ния не­вер­ны

1) вер­хо­вен­ство за­ко­на;

2) на­ли­чие ор­га­нов и струк­ту­ры прав­ле­ния;

3) го­су­дар­ствен­ный су­ве­ре­ни­тет;

4) си­сте­ма раз­де­ле­ния вла­стей.

9. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между фак­том по­ли­ти­че­ской жизни и видом де­мо­кра­тии: к каж­до­му эле­мен­ту, дан­но­му в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те эле­мент из вто­ро­го столб­ца.

А) ре­фе­рен­дум о при­ня­тии про­ек­та Кон­сти­ту­ции

Б) уча­стие в вы­бо­рах в Гос­ду­му

В) вы­бо­ры главы по­ли­ти­че­ской пар­тии

Г) де­ле­ги­ро­ва­ние пред­ста­ви­те­ля от ини­ци­а­тив­ной груп­пы на за­се­да­ние му­ни­ци­паль­но­го со­бра­ния

1) пря­мая де­мо­кра­тия

2) пред­ста­ви­тель­ная де­мо­кра­тия

За­пи­ши­те в стро­ку от­ве­тов вы­бран­ные цифры под со­от­вет­ству­ю­щи­ми бук­ва­ми.

10. Про­чи­тай­те при­ве­ден­ный текст, каж­дое по­ло­же­ние ко­то­ро­го обо­зна­че­но со­от­вет­ству­ю­щей бук­вой.

(А) Сло­жив­ша­я­ся в стра­не М. пра­во­вая си­сте­ма не от­ра­жа­ет стрем­ле­ние об­ще­ства к пра­во­во­му го­су­дар­ству. (Б) Вся по­ли­ти­че­ская власть в стра­не со­сре­до­то­че­на в руках пре­зи­ден­та. (В) Ему под­чи­ня­ют­ся пра­ви­тель­ство и пар­ла­мент.

Опре­де­ли­те, какие по­ло­же­ния тек­ста:

1) от­ра­жа­ют факты;

2) вы­ра­жа­ют мне­ния.

За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, обо­зна­ча­ю­щие ха­рак­тер со­от­вет­ству­ю­щих по­ло­же­ний.

11. Про­чи­тай­те при­ве­ден­ный текст, каж­дое по­ло­же­ние ко­то­ро­го обо­зна­че­но со­от­вет­ству­ю­щей бук­вой.

(А) Ны­неш­няя Кон­сти­ту­ция нашей стра­ны была при­ня­та на об­ще­го­су­дар­ствен­ном ре­фе­рен­ду­ме. (Б) При­ня­тие этого до­ку­мен­та спо­соб­ство­ва­ло раз­ви­тию де­мо­кра­тии в нашей стра­не. (В) Одна из глав Кон­сти­ту­ции по­свя­ще­на пра­вам и сво­бо­дам че­ло­ве­ка и граж­да­ни­на.

Опре­де­ли­те, какие по­ло­же­ния тек­ста:

1) от­ра­жа­ют факты;

2) вы­ра­жа­ют мне­ния.

За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, обо­зна­ча­ю­щие ха­рак­тер со­от­вет­ству­ю­щих по­ло­же­ний.

12. В стра­не Z был про­ведён опрос со­вер­шен­но­лет­них граж­дан о том, какой под­ход к про­бле­ме прав че­ло­ве­ка яв­ля­ет­ся более пра­виль­ным. Ре­зуль­та­ты опро­са по двум воз­раст­ным груп­пам (в % от числа от­ве­чав­ших) пред­став­ле­ны в диа­грам­ме.


Най­ди­те в при­ведённом спис­ке вы­во­ды, ко­то­рые можно сде­лать на ос­но­ве диа­грам­мы, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) Наи­боль­шая доля опро­шен­ных в воз­расте 40 лет счи­та­ет, что люди долж­ны от­ста­и­вать свои права, даже если это про­ти­во­ре­чит ин­те­ре­сам го­су­дар­ства.

2) Доля тех, кто счи­та­ет, что люди долж­ны от­ста­и­вать свои права, даже если это про­ти­во­ре­чит ин­те­ре­сам го­су­дар­ства, среди 40-лет­них ниже, чем среди 60-лет­них.

3) Среди 40-лет­них опро­шен­ных доля тех, кто счи­та­ет, что в ин­те­ре­сах го­су­дар­ства в от­дель­ных слу­ча­ях можно со­гла­сить­ся с ущем­ле­ни­ем прав граж­дан, выше доли тех, кто счи­та­ет, что права че­ло­ве­ка выше ин­те­ре­сов го­су­дар­ства.

4) Оди­на­ко­вые доли 40-лет­них опро­шен­ных счи­та­ют, что ин­те­ре­сы го­су­дар­ства важ­нее прав че­ло­ве­ка и что в ин­те­ре­сах го­су­дар­ства в от­дель­ных слу­ча­ях можно со­гла­сить­ся с ущем­ле­ни­ем прав граж­дан.

5) Наи­мень­шие доли опро­шен­ных каж­дой из групп не ин­те­ре­су­ют­ся этой про­бле­мой.

1. Что от­но­сит­ся к от­ли­чи­тель­ным при­зна­кам пра­во­во­го го­су­дар­ства?

1) на­ли­чие су­ве­ре­ни­те­та 2) де­я­тель­ность пра­во­охра­ни­тель­ных ор­га­нов

3) на­ло­го­об­ло­же­ние граж­дан 4) вер­хо­вен­ство за­ко­на

2. Выс­шим ор­га­ном за­ко­но­да­тель­ной вла­сти в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции яв­ля­ет­ся

1) Пра­ви­тель­ство РФ 2) Фе­де­раль­ное Со­бра­ние РФ

3) Об­ще­ствен­ная па­ла­та 4) Кон­сти­ту­ци­он­ный Суд

3. Государственная дума РФ избирается сроком на:

1) 4 года 2) 5 лет 3) 6 лет 4) 7 лет

4. Что от­но­сит­ся к пол­но­мо­чи­ям Пра­ви­тель­ства Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции?

1) раз­ра­бот­ка и при­ня­тие за­ко­нов 2) управ­ле­ние фе­де­раль­ной соб­ствен­но­стью

3) ре­ше­ние во­про­сов граж­дан­ства РФ 4) вве­де­ние чрез­вы­чай­но­го по­ло­же­ния

5. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о го­су­дар­ствен­ной вла­сти РФ?

А. Фе­де­раль­ное Со­бра­ние — пар­ла­мент Рос­сии — со­сто­ит из двух палат.

Б. К пол­но­мо­чи­ям за­ко­но­да­тель­ной вла­сти в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции относится об­ра­ще­ние с еже­год­ны­ми по­сла­ни­я­ми к граж­да­нам го­су­дар­ства

1) верно толь­ко А 2) верно толь­ко Б 3) верны оба суж­де­ния 4) оба суж­де­ния не­вер­ны

6. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о Пре­зи­ден­те Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции?

А. Пре­зи­дент Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции яв­ля­ет­ся гла­вой исполнительной власти.

Б. Пре­зи­дент Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции из­би­ра­ет­ся все­на­род­ным го­ло­со­ва­ни­ем.

1) верно толь­ко А 2) верно толь­ко Б 3) верны оба суж­де­ния 4) оба суж­де­ния не­вер­ны

7. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния?

А. Но­си­те­лем су­ве­ре­ни­те­та и един­ствен­ным ис­точ­ни­ком вла­сти в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции яв­ля­ет­ся её мно­го­на­ци­о­наль­ный народ.

Б. Рос­сий­ская Фе­де­ра­ция обес­пе­чи­ва­ет це­лост­ность и не­при­кос­но­вен­ность своей тер­ри­то­рии.

1) верно толь­ко А 2) верно толь­ко Б 3) верны оба суж­де­ния 4) оба суж­де­ния не­вер­ны

8. Срав­ни­те вы­бо­ры и ре­фе­рен­дум. Вы­бе­ри­те и за­пи­ши­те в первую ко­лон­ку таб­ли­цы по­ряд­ко­вые но­ме­ра черт сход­ства, а во вто­рую ко­лон­ку — по­ряд­ко­вые но­ме­ра черт от­ли­чия:

1) тай­ное го­ло­со­ва­ние граж­дан;

2) граж­да­не вы­ра­жа­ют одоб­ре­ние или не­одоб­ре­ние ка­ко­го−либо ре­ше­ния, за­ко­на;

3) го­ло­со­ва­ние за кан­ди­да­тов на го­су­дар­ствен­ные долж­но­сти;

4) пра­вом го­ло­са об­ла­да­ют толь­ко со­вер­шен­но­лет­ние граж­да­не.

9. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­зна­ка­ми и фор­ма­ми по­ли­ти­че­ско­го уча­стия граж­дан РФ, к ко­то­рым они от­но­сят­ся: к каж­до­му эле­мен­ту, дан­но­му в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те эле­мент из вто­ро­го столб­ца.

А) ор­га­ни­за­ция ра­бо­ты участ­ков для го­ло­со­ва­ния

Б) один граж­да­нин имеет один голос

В) го­ло­со­ва­ние за кан­ди­да­та на пост Пре­зи­ден­та РФ

Г) уста­нов­лен­ная за­ко­ном пе­ри­о­дич­ность про­ве­де­ния

Д) одоб­ре­ние или не­одоб­ре­ние ка­ко­го-либо ре­ше­ния

1) толь­ко вы­бо­ры

2) толь­ко ре­фе­рен­дум

3) и вы­бо­ры, и ре­фе­рен­дум

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

10. Про­чи­тай­те при­ведённый ниже текст, каж­дое по­ло­же­ние ко­то­ро­го от­ме­че­но бук­вой.

Опре­де­ли­те, какие по­ло­же­ния тек­ста

1) от­ра­жа­ют факты

2) вы­ра­жа­ют мне­ние

За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, обо­зна­ча­ю­щие ха­рак­тер со­от­вет­ству­ю­щих по­ло­же­ний.

11. Про­чи­тай­те при­ведённый ниже текст, каж­дое по­ло­же­ние ко­то­ро­го от­ме­че­но бук­вой.

(А) Учёные на­зы­ва­ют пра­во­вым такое го­су­дар­ство, в ко­то­ром обес­пе­че­ны и за­щи­ще­ны права и сво­бо­ды че­ло­ве­ка и граж­да­ни­на. (Б) Но всё же такое го­су­дар­ство пока толь­ко остаётся иде­а­лом для че­ло­ве­че­ства. (В) За­чат­ки пред­став­ле­ний о пра­во­вом го­су­дар­стве воз­ник­ли еще у фи­ло­со­фов Древ­ней Гре­ции.

Опре­де­ли­те, какие по­ло­же­ния тек­ста

1) от­ра­жа­ют факты

2) вы­ра­жа­ют мне­ния

За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, обо­зна­ча­ю­щие ха­рак­тер со­от­вет­ству­ю­щих по­ло­же­ний.

Контрольный тест по обществознанию Закон и власть для 9 класса с ответами. Тест состоит из 2 частей (Часть А и Часть В). В части А — 6 заданий, в части В — 5 заданий.

А1. Институт президентства появился в России

А2. Верны ли следующие суждения о полномочиях Президента РФ?

А. Президент РФ единолично назначает Председателя Правительства РФ.
В. Президент РФ назначает выборы в Государственную Думу РФ.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

1) в Федеральную налоговую службу
2) к адвокату
3) в нотариальную контору
4) в Федеральную службу безопасности

А4. В Государственной Думе ФС РФ законы

1) принимаются
2) одобряются
3) подписываются
4) все вышеперечисленное

А5. Верны ли следующие суждения о функциях Правительства РФ?

А. Правительство РФ принимает законы.
Б. Правительство РФ осуществляет исполнительную власть в государстве.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

А6. Фирма А. предъявила претензии к фирме В. из-за неправильных финансовых расчетов. Для разрешения спора фирме А. следует обратиться в

1) Конституционный суд РФ
2) арбитражный суд
3) военный суд
4) мировой суд

В1. Найдите черты сходства и отличия законодательной и исполнительной властей в РФ.

1) формируется выборным путем
2) существует в субъектах Федерации
3) утверждает государственный бюджет
4) действует на основе Конституции РФ
5) формируется только путем назначения

Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия.

Черты сходства Черты отличия

В2. Найдите в предложенном списке принципы современного российского судопроизводства.

1) гласность суда
2) состязательность сторон
3) равенство всех перед законом
4) отсутствие суда присяжных
5) наличие имущественного ценза при обращении в суд

Номера, под которыми указаны принципы современного судопроизводства, выпишите в порядке возрастания.

В3. Соотнесите названия судебных и правоохранительных органов и их полномочия: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Судебные и правоохранительные органы

А) Прокуратура
Б) Адвокатура
В) Служба внешней разведки
Г) Полиция

1) Надзор за исполнением законов, участие в государственном обвинении.
2) Обеспечение общественного порядка, выявление преступлений, розыск преступников.
3) Оказание правовой помощи населению.
4) Деятельность с целью получения информации о планах и действиях иностранных государств в отношении РФ.

В4. Все перечисленные ниже суды, за исключением одного, входят в состав судебной системы Российской Федерации.

Конституционный суд РФ, арбитражный суд, третейский суд, Верховный суд РФ, мировой суд.

Результаты опросов представлены в таблице.

Количество голосов опрошенных (в % )
Снижение цен 44
Борьба с расхищением государственной собственности 34
Укрепление порядка, борьба с преступностью 16
Укрепление обороноспособности 11
Поддержание гражданского мира и согласия в стране 10
Затруднились ответить 2

Найдите в приведенном списке вывод(-ы), который(-е) можно сделать на основе данных таблицы, и выпишите его номер(-а).

1) большинство опрошенных считает самой важной за — дачей борьбу с расхищением государственной собственности
2) четвертая часть опрошенных россиян не смогла определить, какие задачи являются наиболее важными для Правительства на современном этапе
3) задачу снижения цен в качестве первоочередной по сравнению с задачей укрепления обороноспособности выбрало в четыре раза больше опрошенных
4) меньшинство опрошенных выбрало из предложенных задач поддержание гражданского мира и согласия
5) наиболее популярными среди опрошенных граждан являются задачи повышения обороноспособности страны, борьбы с преступностью и снижения цен

Ответы на контрольный тест по обществознанию Закон и власть для 9 класса
А1-4
А2-2
А3-3
А4-1
А5-2
А6-2
В1. 24 135
В2. 123
В3. 1342
В4. Третейский суд
В5. 34

Тестовые задания по обществознанию Правовое государство 9 класс с ответами. Тест включает в себя 10 заданий части А и 3 задания части В.

А1. Правовым государством в первую очередь можно назвать то, в котором

1) политическая власть ограничена правом
2) существует республиканская форма правления
3) президента избирает народ
4) установлена ограниченная монархия

А2. В государстве А обязанность подчиняться закону распространяется на каждое должностное лицо, на любой государственный орган, на все группы граждан и на отдельных людей. Можно утверждать, что в государстве А действует принцип

1) от каждого — по способностям, каждому — по потребностям
2) разделения властей
3) верховенства права
4) народ — источник власти

А3. Выберите среди перечисленных признак правового государства:

1) единство территории
2) публичная власть
3) обеспечение прав и свобод личности
4) государственный суверенитет

А4. В РФ законодательную деятельность осуществляет

1) Правительство РФ
2) Федеральное Собрание
3) Администрация Президента
4) Конституционный Суд

А5. Что из перечисленного входит в полномочия исполнительной власти?

1) осуществлять судопроизводство по административным делам
2) распределять государственные средства в соответствии с законом
3) принимать указы и постановления
4) устанавливать соответствие принятых решений Конституции РФ

А6. Судебная система РФ состоит из трёх видов судов, а именно:

1) Конституционный Суд РФ, конституционные и уставные суды республик РФ
2) суды мировые, военные, конституционные
3) Верховный Суд РФ, районные и военные суды
4) суды конституционные, арбитражные и общей юрисдикции

А7. Верны ли следующие суждения о правовом государстве?

А. Высшая цель правового государства заключается в обеспечении прав человека.
Б. Право в правовом государстве ограничивает действия государства и его органов.

1) верно только А
2) верно только Б
3) оба суждения верны
4) оба суждения неверны

А8. Верны ли следующие суждения о разделении властей?

А. Разделение властей необходимо для того, чтобы ветви власти взаимно контролировали и сдерживали друг друга.
Б. Разделение властей — это форма правления, форма государственно-территориального устройства и политический режим.

1) верно только А
2) верно только Б
3) оба суждения верны
4) оба суждения неверны

А9. Верны ли следующие суждения об особенностях и функциях правового государства?

В правовом государстве:

А. отсутствует принуждение по отношению к гражданам.
Б. главной функцией является повышение благосостояния граждан.

1) верно только А
2) верно только Б
3) оба суждения верны
4) оба суждения неверны

А10. Верны ли следующие суждения о разделении властей в РФ?

В РФ действует разделение властей:

А. на президентскую, законодательную и исполнительную.
Б. на законодательную, исполнительную и судебную.

1) верно только А
2) верно только Б
3) оба суждения верны
4) оба суждения неверны

B1. Сравните характеристики любого государства и характеристики, которые отличают правовое государство. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера характеристик любого государства, а во вторую — порядковые номера характеристик, которые отличают правовое государство.

1) верховенство права
2) разделение властей
3) политическая власть
4) принятие законов

Любое государство Правовое государство

В2. Установите соответствие между государственными органами РФ и ветвями власти, которые они представляют: к каждому элементу, приведённому в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

Государственные органы

А) Совет Федерации
Б) Правительство РФ
В) Высший Арбитражный Суд
Г) Федеральное Собрание
Д) Государственная Дума

Ветви власти

1) законодательная
2) исполнительная
3) судебная

В3. Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.

(А) Принуждение и насилие характеризовали государственную власть с глубокой древности. (Б) Наверное, так же давно люди поняли, что сила, которой обладает государство, должна быть в согласии со справедливостью. (В) Возникла идея соединения силы государства и справедливости права.

Определите, какие положения текста

1) отражают факты
2) выражают мнения

Запишите цифры, обозначающие характер соответствующих положений.

Нажмите, чтобы узнать подробности

А. Политическая партия является самодеятельной общественной организацией, объединяющей людей, придерживающихся сходных политических взглядов.

Б. Политические партии создаются для борьбы за обладание политической властью и проведения своего варианта политики государства.

1)верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны

А11. При тоталитарном режиме в отличие от демократического

существует государственный суверенитет

источником власти является народ

осуществляется всесторонний контроль за жизнью общества

существует свободная пресса

А12. Верны ли следующие суждения о гражданстве?

А. Гражданство предусматривает обязательное проживание человека на территории данного государства.

Б. Гражданство подразумевает правовую связь человека и государства.

1)верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны

А13. Верны ли следующие суждения о ветвях власти?

А. Согласно Конституции РФ, одной из ветвей власти являются средства массовой информации.

Б. Конституция РФ 1993 года закрепила принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

1)верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны

А14. Какая из названных функций является внешней функцией государства:

обеспечение народовластия, гарантированного участия граждан в управлении делами общества

организация воспитания подрастающего поколения в духе приверженности демократическим принципам

отстаивание государственных интересов на международной арене

обеспечение законности и правопорядка.

А15. Государственный суверенитет подразумевает:

политическое преобладание государства на международной арене

независимость и верховенство государственной власти

право на вмешательство во внутренние дела других государств

подавление государством общественных организаций

Независимость властей, равные права, верховенство закона, цензура, многопартийность

Монархия, федерация, конфедерация, унитарное государство

В3. Прочитайте текст, в котором ряд предложений пронумерованы. Три пронумерованных предложения содержат ошибочные суждения. Выпишите их цифры в таблицу.

(1)Любое государство обладает аппаратом насилия и принуждения. (2) Но только демократическое правовое государство применяет насильственные меры вне законных рамок. (3) В демократическом государстве действует принцип разделения властей. (4) Тоталитарное государство, напротив, реализует в своём устройстве систему сдержек и противовесов между властями. (5) Государство является продуктом исторического развития народа. (6) Государство, как и люди, переживают период своей юности, расцвета и упадка.

Прочитайте текст и выполните задания С1 – С6.

В современном демократическом обществе выполнение законодательной функции может осуществляться путем народного референдума. Референдум – это особый тип всенародного голосования, в ходе которого оценивается не некоторый кандидат, а рассматривается некий важный государственный вопрос, по которому необходимо выяснить мнение всей страны. Такая демократия называется прямой (непосредственной). Некоторые политологи считают, что только такая демократия обеспечивает подлинное народовластие.

Народ может действовать через своих представителей, избранных специально для создания и принятия законов. Так он реализует возможности представительной демократии. В этом важнейшую роль играет парламент (Федеральное собрание). Без избираемого народом и сменяемого парламента немыслимо современное демократическое государство.

Но парламентская власть является ограниченной. Она вынуждена взаимодействовать с другими властями.

Парламентская власть сопряжена с выполнением ряда функций, из которых законодательная – главная, но не единственная. Парламент играет решающую роль в формировании исполнительных органов власти. От его решений зависит программа функционирования этой ветви власти.

Парламент обладает правом политического контроля и привлечения к ответственности. Эта функция обычно проявляется как исключительная. Она может состоять, например, в привлечении к ответственности президента.

Одна из функций парламента – обеспечение политической гласности. Суть в том, что в ходе работы парламента партии, фракции вынуждены открыто заявлять о своей позиции по тому или иному обсуждаемому вопросу.

С1. Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста).

С2. Какие два пути выполнения народом законодательной власти в современном демократическом обществе называет автор?

С3. Какие четыре функции парламента выделяет автор?

С4. Какую функцию парламента автор считает главной? Приведите пример, иллюстрирующий выполнение парламентом РФ этой функции. Может ли эту функцию осуществлять правительство?

С5. В государстве Н. депутаты парламента предложили отказаться от проведения референдумов, поскольку они решают ту же задачу, что и парламентские выборы. Верна ли такая оценка референдумов? Найдите и подчеркните в документе предложение, помогающее ответить на этот вопрос.

С6. Согласны ли вы с мыслью о том, что только прямая демократия обеспечивает подлинное народовластие? С опорой на текст и знания обществоведческого курса приведите два аргумента (обоснования) своего мнения.

Ключ к Части 3

Критерии оценивания выполнения заданий с развернутым ответом.

В современном демократическом обществе выполнение законодательной функции может осуществляться путем народного референдума. Референдум – это особый тип всенародного голосования, в ходе которого оценивается не некоторый кандидат, а рассматривается некий важный государственный вопрос, по которому необходимо выяснить мнение всей страны. Такая демократия называется прямой (непосредственной). Некоторые политологи считают, что только такая демократия обеспечивает подлинное народовластие.

Народ может действовать через своих представителей, избранных специально для создания и принятия законов. Так он реализует возможности представительной демократии. В этом важнейшую роль играет парламент. Без избираемого народом и сменяемого парламента немыслимо современное демократическое государство.

Но парламентская власть является ограниченной. Она вынуждена взаимодействовать с другими властями.

Парламентская власть сопряжена с выполнением ряда функций, из которых законодательная – главная, но не единственная. Парламент играет решающую роль в формировании исполнительных органов власти. От его решений зависит программа функционирования этой ветви власти.

Парламент обладает правом политического контроля и привлечения к ответственности. Эта функция обычно проявляется как исключительная. Она может состоять, например, в привлечении к ответственности президента.

Одна из функций парламента – обеспечение политической гласности. Суть в том, что в ходе работы парламента партии, фракции вынуждены открыто заявлять о своей позиции по тому или иному обсуждаемому вопросу.

С1. Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста).

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Могут быть выделены следующие смысловые части:

1) что такое референдум;

2) парламент и его функции.

Возможно дополнительное дробление смыслового раздела о функциях парламента, составление сложного плана фрагмента.

Выделены основные смысловые и логически завершенные части текста, предложенные названия (пункты плана) этих частей отражают их содержание - 2 балла

Не все выделенные части соответствуют содержательно и логически завершенным компонентам текста, ИЛИ не все названия частей соответствуют их содержанию – 1 балл

Ответ неверный или отсутствует - 0 баллов

С2. Какие два пути выполнения народом законодательной власти в современном демократическом обществе называет автор?

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Называются такие пути:

1) народный референдум;

2) избрание своих представителей для создания и принятия законов.

Указанные элементы могут быть даны в иных, близких по смыслу формулировках.

Названы два пути - 2 балла

Назван один путь -1 балл

Ответ неверный или отсутствует - 0 баллов

С3. Какие четыре функции парламента выделяет автор?

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

В ответе должны быть названы следующие функции:

2) участие в формировании исполнительных органов власти;

3) политический контроль и привлечение к ответственности;

4) обеспечение политической гласности.

Указанные элементы могут быть даны в иных, близких по смыслу формулировках.

Названы четыре функции – 2 балла

Названы две-три функции – 1 балл

Названа одна функция, ИЛИ ответ неверный или отсутствует – 0 баллов

С4. Какую функцию парламента автор считает главной? Приведите пример, иллюстрирующий выполнение парламентом РФ этой функции. Может ли эту функцию осуществлять правительство?

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) Ответ на первый вопрос: главной функцией парламента является законодательная;

2) пример, допустим: принятие Государственной Думой закона “Об образовании”;

Может быть приведен любой другой пример.

3) Ответ на второй вопрос, например: правительство не может осуществлять законодательную функцию (хотя имеет право законодательной инициативы).

Правильно указана главная функция, приведен пример, дан отрицательный ответ на второй вопрос - 3 балла

Правильно указана главная функция, приведен пример ИЛИ правильно указана главная функция, дан отрицательный ответ на второй вопрос – 2 балла

Правильно указана главная функция - 1 балл

Неверно указана главная функция при любом количестве других элементов, ИЛИ не указана главная функция при любом количестве других элементов, ИЛИ ответ неверный или отсутствует -0 баллов

С5. В государстве Н. депутаты парламента предложили отказаться от проведения референдумов, поскольку они решают ту же задачу, что и парламентские выборы. Верна ли такая оценка референдумов? Найдите и подчеркните в документе предложение, помогающее ответить на этот вопрос.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) отрицательный ответ на вопрос: такая оценка референдумов неверна;

Дан отрицательный ответ, подчеркнут (полностью или частично) фрагмент текста - 2 балла

Дан отрицательный ответ, ИЛИ подчеркнут (полностью или частично) фрагмент текста

Ответ неверный или отсутствует – 0 баллов

С6. Согласны ли вы с мыслью о том, что только прямая демократия обеспечивает подлинное народовластие? С опорой на текст и знания обществоведческого курса приведите два аргумента (обоснования) своего мнения.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) мнение учащегося: согласие или несогласие с данной мыслью;

2) два аргумента (объяснения), например:

в случае согласия может быть указано, что

- на референдумах граждане непосредственно высказывают свое отношение к той или иной проблеме, к тому или иному решению власти,

- депутаты, избранные в парламент, могут утратить связь с избирателями и перестать выражать их волю и интересы;

в случае несогласия может быть указано, что

- в нашей Конституции указано, что свободные выборы, наряду с референдумом, являются высшим непосредственным выражением власти народа, поэтому свободно избираемый парламент обеспечивает подлинное народовластие;

- законодательные органы большинства стран принимают ежегодно большое количество законов, принять их все на основе непосредственной демократии (путем референдумов) невозможно, поэтому эффективное народовластие возможно только через парламент.

Могут быть приведены другие аргументы (объяснения).

Выражено мнение учащегося, приведены два аргумента - 2 балла

Выражено мнение учащегося, приведен один аргумент, ИЛИ мнение учащегося не выражено, но понятно из контекста, приведены два аргумента -1 балл

Выражено мнение учащегося, аргументы не приведены, ИЛИ мнение учащегося не выражено, но понятно из контекста, приведен один аргумент, ИЛИ ответ неверный или отсутствует -0 баллов

Читайте также: