Как соотносятся религия и политика экономика и политика право и политика

Обновлено: 30.06.2024

В части, необходимой для раскрытия этого категориального содержания и смысла утверждения Ульянова (Ленина), резюмирован ранее представленный и обоснованный автором процесс возникновения экономической общественной формации вообще, общественных классов и материальной, политической и духовной (идеологической) формы государства, в особенности, а также логических отношений между ними.

Это его замечание в обеих его частях этого замечания исторически и логически гораздо глубже того, как сам Ульянов (Ленин) толковал его, а посему и требует более адекватного выражения категориального.

Исторически и логически политика изначально есть концентрированное выражение не экономических, то есть не производных, не превращённых производственных отношений, но выражение первичных производственных отношений.

А что представляют собой первичные производственные отношения, концентрированным выражением которых впервые в предыстории человека является политика?

Эти первичные производственные отношения есть производственные отношения между большими социальными группами людей, ставшими неравными социально, ибо одна из них стала эксплуататором другой большой социальной группы людей в форме одного и того же государства — впервые возникшего государства.

Возникновение этого социального неравенства есть не что иное, кроме как возникновение общественных классов, один из которых, а именно класс эксплуататоров организован как класс в класс для себя, то есть в государство — в политическое и идеологическое государство, прежде всего.

Политика появляется как деятельность, концентрированно выражающая и осуществляющая материальные и идеальные интересы и волю впервые возникшего класса эксплуататоров, который именно посредством самоорганизации в материальное, политическое и духовное (идеология) государство стал общественным классом, господствующим в этом государстве политически, идеологически, экономически и юридически.

Большая социальная группа лишь посредством своей материальной, политической и идеологической самоорганизации в господствующий класс, присвоивший в свою частную собственность высшую власть над производством общественных индивидов, организованных в один производственный общественный организм, способна эксплуатировать все другие социальные группы.

Государство является здесь одновременно и как форма обособления определённой части становящегося человечества от всех других его частей и конституирования обособляющейся части как частного производства (частного присвоения — частной собственности) в форме особенного производственного общественного организма (материальное государство), и как форма политической и идеологической самоорганизации господствующего в этом материальном государстве общественного класса.

Первичной всеобщей формой и первичным всеобщим способом самоорганизации и общественного бытия большой социальной группы в качестве (как) общественного класса для себя, господствующего в особенном материальном государстве в качестве класса эксплуататоров, является не что иное, кроме как политическое государство.

Кроме политического государства, нет иного всеобщего способа и иной всеобщей формы самоорганизации большой социальной группы в общественный класс, действительно существующий (осуществляющий самоё себя как общественный класс) для себя.

Исторически становящиеся, возникающие и преходящие законы расширения производства общественных индивидов обусловливают необходимость и неизбежность тенденции территориального расширения материального государства до пределов той Ойкумены, которая существует для организованной в данное материальное государство части человечества, обособившейся от других частей человечества.

Вследствие этого особое политическое государство, как правило, не только не совпадает территориально с территорией материального государства, в которое как господствующий класс организован данный общественный класс в его целом, но и в своём территориальном расширении отстаёт от территориального расширения этого материального государства.

А посему господствующий в каждом данном политическом государстве общественный класс эксплуататоров в действительности есть не что иное, кроме как один из особенных политически обособившихся отрядов господствующего класса соответствующего материального государства.

Духовная форма государства (духовное государство), то есть духовный общественный организм, воспроизводящий сам себя, становится и возникает лишь по мере становления и возникновения единого для данного материального государства ансамбля, состоящего из вероучения, религиозного культа и институтов с единым пантеоном богов.

Институты — это становящаяся и ставшая органически целостной системой совокупность норм, правил, обычаев, стандартов, процедур, запретов и т.д., представляющих собой особенные технологии деятельности человека в соответствующих родах, видах и отраслях производства общественных индивидов, а также (институциональных) форм организации и осуществления каждого из таких видов деятельности людей.

Возникновение так называемых мiровых религий знаменует переворот в отношениях между материальным государством и государством духовным, который выражает переворот в соотношении между расширенным воспроизводством социальной материи и расширенным воспроизводством одного из её неотъемлемых атрибутов — общественного сознания.

Расширенное воспроизводство общественного сознания с этого момента опережает материальное развитие производства общественных индивидов, революционизируя не только развитие технологий во всех родах, видах и отраслях производства общественных индивидов, но и самоё материальное развитие человека в целом.

Государство есть общественная форма, посредством которой самоотчуждение человека от своей человеческой природы, отчуждение от коллективной власти над своей жизнью и её общественными условиями, отчуждение производительной деятельности в превращённой форме труда и отчуждение продуктов этого труда возникло и расширенно воспроизводится как всеобщее общественное условие жизни человека, всего его производства и воспроизводства.

Материальное развитие человека в общественных условиях его самоотчуждения от своей человеческой природы — это процесс производства социальной материи, являющийся не чем иным, кроме как процессом производства подлинной истории человека как человека в ходе и в результате всей его предыстории как человека = всей истории здесь-бытия человека в формах государства.

Так вот экономические отношения как таковые впервые произведены именно посредством возникновения (указанным способом) разделения общества на социально и политически неравные большие социальные группы людей, объединённые в производственный и политический общественный организм в форме государства.

Этим разделением (распределением) общества на социально и политически неравные социальные группы и всеми последствиями такого разделения людей произведена и всецело обусловлена та самая производная, а равно и та самая превращённая форма производственных отношений, которая есть отношения экономические.

Вплоть до полного и упразднения социального и политического неравенства людей, то есть вплоть до вступления человека как человека в свою подлинную историю, только в этой превращённой форме экономических отношений и производных от неё формах отныне осуществляются все производственные отношения, начиная с первичных производственных отношений.

Отныне и вплоть до упразднения общественных условий отчуждения и самоотчуждения человека производственные отношения общественных индивидов их чувственно-конкретному восприятию не могут быть даны, и действительно даны в ином виде, кроме экономических отношений.

На основе этой чувственно-конкретной данности возникает и воспроизводится именно то, что именуется объективной и субъективной реальностью, в отличие от действительности.

Именно поэтому совокупность экономических отношений с момента их возникновения и до момента их упразднения является единственным реальным материальным базисом общества, данным человеку в его ощущениях и посредством его ощущенийпосредством чувственно-конкретного восприятия человека.

Действительный материальный базис общества чувственно-конкретному восприятию человека не дан непосредственно, но только опосредствованно. Формами этого опосредствования являются все те формы политики и идеологии, которые кратко рассмотрены здесь, а также все производные от них формы.

Таким способом и в таком виде совокупность экономических отношений (реальный материальный базис общества) являет самоё себя в качестве исторической предпосылки, превратившейся в общественное условие производства общественных индивидов, отчужденных от своей человеческой природы и от власти над своей жизнью, над её общественными условиями, их распределением между ними, способом своего соединения со средствами своего производства и распределения продуктов своего производства.

Вследствие этого экономика (всеобщая общественная форма и содержание повседневной жизни человека в течение всей его предыстории как человека) необходимо и неизбежно, то есть закономерно, является также и исторически преходящей общественной формой производства общественных индивидов, самоотчуждённых от своей человеческой природы и т.д.

Но теперь, став всеобщим общественным условием жизни людей, уже сами экономические отношения находят своё концентрированное выражение в политике как в общественных отношениях между общественными классами.

А равно и экономические отношения находят своё концентрированное выражение как деятельность общественных классов, осуществляющих эти общественные отношения и связи между общественными классами как внутри политических государств, так и в отношениях между этими политическими государствами.

Однако в силу своей общественной природы политика изначально и всегда остаётся по отношению к экономике тем, что не может не иметь первенства.

Ибо политика исторически и логически первична по отношению к экономическим отношениям и осуществляющим их связям и деятельности социальных групп и их различных частей (органов) вплоть до индивидуумов.

Политика есть историческая предпосылка и общественное условие всей экономики, всех экономических отношений и связей между людьми, в то время как экономика есть производное от действительного производства общественных индивидов, произвёденное посредством политики.

И, следовательно, политика (именно как одно из средств производства экономики наряду с идеологией, если не считать самого человека как главное средство производства, неотъемлемыми атрибутами которого являются все прочие средства производства) есть средство производства и воспроизводства экономики.

Право самым тесным образом связано с другими сферами общественной жизни: моралью, религией, экономикой, духовной жизнью, не говоря уже о политике.

Право и мораль. Прежде всего следует отметить близость этих родственных, в сущности, понятий. Право нередко называют нравственным минимумом. Едва ли не все нормы права имеют моральную основу. Право способствует повышению авторитета моральных предписаний, а мораль служит дополнительным доводом необходимости строгого выполнения юридических норм.

Законы должны искоренять пороки и насаждать добродетели.

Цицерон, древнеримский философ, оратор, писатель

Стыд порою запрещает то, что не запрещают законы.

Сенека, древнеримский философ

Совесть есть закон законов.

А. Ламартин, французский поэт

Высший суд – суд совести.

В. Гюго, французский писатель

Угрызения совести есть единственная добродетель, остающаяся у преступников.

Вольтер, французский философ

Кроме отношений, регулируемых нормами и морали и права, есть те, что регулируются только нормами права (таких отношений сравнительно немного) или только нормами морали.

Например, непреднамеренное неправильное оформление завещания, являющееся нарушением правовой нормы, не может получить отрицательную нравственную оценку. Ложь, жадность, недоброе отношение к людям, зависть и другие аморальные проявления, если они не выражаются в деяниях, осуждаемых законом, не являются объектом действия правовых норм. Закон обязывает защищать Родину в случае агрессии, но он не может потребовать от граждан героических поступков. Это уже требование морального долга. Моральными соображениями, бесспорно, объясняется норма права, освобождающая граждан от необходимости давать показания против близких родственников.


Рис. 4 Мораль и право

Имея немало общего, мораль и право вместе с тем существенно отличаются друг от друга (рис. 4). По сферам регулирования: мораль регулирует большинство общественных и личных отношений, а право – лишь наиболее важные, затрагивающие коренные интересы людей и общества. По форме: нормы морали существуют в общественном и индивидуальном сознании, а правовые нормы четко закреплены в писаных законах. По санкциям: нарушение моральных норм наказывается нравственным осуждением со стороны общества, коллектива, отдельных людей; нарушение правовых норм преследуется по закону и предполагает применение государственного принуждения.

Право и религия. Отношения права и религии похожи на отношения права и морали. Отличие заключается в том, что религия более активно влияет на право, особенно если то или иное религиозное течение претендует на главенствующую роль в обществе. В этом случае говорят о проявлениях религиозного фундаментализма. Порою догмы религии и нормы права образуют единую систему права, как, например, в ряде мусульманских государств.

Право и политика. Связи права и политики естественны и крепки, поскольку государство является основным институтом политической системы, а право, в свою очередь, производно от государства, так как формулируется и осуществляется государством.

Право тесно, но неоднозначно связано с политикой. Порой оно вступает в конфликт с политическими действиями, например с антиконституционными актами органов законодательной или исполнительной власти. Еще раз подчеркнем: честной, по-настоящему демократической является лишь та политика, которая опирается на право, законы, следует им, не противоречит их велениям.

Право и экономика. Право оказывает значительное влияние на экономику. Во-первых, нормы права закрепляют сложившиеся экономические отношения и таким образом стабилизируют экономическое развитие. Во-вторых, право способствует появлению новых экономических отношений. Новые законы о предпринимательстве, о собственности, принятые в России, содействовали развитию рыночных отношений в сфере экономики. В-третьих, право поддерживает новые экономические отношения, не укоренившиеся пока в действительности (например, фермерские хозяйства на селе и т. д.).

Право и культура. Связи права и культуры не так очевидны, как связи права с политикой и моралью. Право является существенной частью общечеловеческой культуры. Серьезное, ответственное, сознательное отношение к правовому регулированию общественной и частной жизни, стремление совершенствовать социальную действительность посредством правовых механизмов есть яркое проявление культуры, общества, его членов.

Ученые изучают такое важное явление, как правовая культура, без которой государство правовым не может быть по определению.

Вопросы для самоконтроля

1. Как связаны право и мораль? В чем их сходство и различия?

2. Как соотносятся право и религия?

3. Каково соотношение права и политики?

4. Как право влияет на экономику?

5. Какова связь права и культуры?

Учимся защищать свои права. Информация к размышлению и действию

Исследуем документы и материалы

В обширную регулирующую систему общества входят такие нормативные регуляторы, как право, мораль, обычаи, нормы общественных организаций. Рассматривая их соотношение, необходимо прежде всего обратить внимание вот на какой момент.

Темы для проектов и рефератов

2. Как связаны право и религия? Влияние религии на право. Примеры из истории.

1. Должно ли право обслуживать интересы экономической элиты?

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Раздел II. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ И ДРУГИЕ ВЕЩНЫЕ ПРАВА

Раздел II. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ И ДРУГИЕ ВЕЩНЫЕ ПРАВА Глава 13. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 209. Содержание права собственности1. Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.2. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в

Глава 17. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ И ДРУГИЕ ВЕЩНЫЕ ПРАВА НА ЗЕМЛЮ

Глава 17. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ И ДРУГИЕ ВЕЩНЫЕ ПРАВА НА ЗЕМЛЮ (в ред. Федерального закона от 16.04.2001 N 45-ФЗ)Нормы главы 17 в части, касающейся сделок с земельными участками сельскохозяйственных угодий, вводятся в действие со дня введения в действие Земельного кодекса

3.6. Право собственности и другие вещные права

3.6. Право собственности и другие вещные права Понятие вещного права. Право собственности. Ограниченные вещные права и их особенности Вещное право – разновидность имущественного права, объектом которого является конкретная вещь. Под вещным правом подразумеваются и

Раздел II. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ И ДРУГИЕ ВЕЩНЫЕ ПРАВА

Раздел II. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ И ДРУГИЕ ВЕЩНЫЕ ПРАВА Глава 13. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ СТАТЬЯ 209. Содержание права собственности 1. Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.2. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в

Глава 17. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ И ДРУГИЕ ВЕЩНЫЕ ПРАВА НА ЗЕМЛЮ

Глава 17. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ И ДРУГИЕ ВЕЩНЫЕ ПРАВА НА ЗЕМЛЮ (в ред. Федерального закона от 16.04.2001

Раздел II. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ И ДРУГИЕ ВЕЩНЫЕ ПРАВА

Раздел II. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ И ДРУГИЕ ВЕЩНЫЕ ПРАВА Глава 13. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 209. Содержание права собственности 1. Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.2. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в

Глава 17. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ И ДРУГИЕ ВЕЩНЫЕ ПРАВА НА ЗЕМЛЮ

Глава 17. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ И ДРУГИЕ ВЕЩНЫЕ ПРАВА НА ЗЕМЛЮ Статья 260. Общие положения о праве собственности на землю 1. Лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом

Раздел II. Право собственности и другие вещные права

Раздел II. Право собственности и другие вещные права О некоторых вопросов практики разрешения споров, связанных с защитой прав собственности и других вещных прав, см. Постановление Пленума ВАС РФ от 25.02.1998

Глава 17. Право собственности и другие вещные права на землю

Глава 17. Право собственности и другие вещные права на землю (в ред. Федерального закона от 16.04.2001

Раздел II. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ И ДРУГИЕ ВЕЩНЫЕ ПРАВА

Раздел II. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ И ДРУГИЕ ВЕЩНЫЕ ПРАВА Глава 13. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ СТАТЬЯ 209. Содержание права собственности 1. Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.2. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в

Глава 12 ПРАВО И ДРУГИЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ЯВЛЕНИЯ

Глава 12 ПРАВО И ДРУГИЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ЯВЛЕНИЯ 12.1 Соотношение государства и права Проблема соотношения государства и права, по существу, сводится к вопросу о том, что первично: государство или право, зависит ли государство от права или, напротив, право зависит от

Глава 11. НАДСТРОЙКА НАД ЭКОНОМИЧЕСКИМ БАЗИСОМ КЛАССОВОГО ОБЩЕСТВА И ПРАВО. ПРАВО И ГОСУДАРСТВО

Глава 11. НАДСТРОЙКА НАД ЭКОНОМИЧЕСКИМ БАЗИСОМ КЛАССОВОГО ОБЩЕСТВА И ПРАВО. ПРАВО И ГОСУДАРСТВО 1. Право — часть надстройки над экономическим базисом классового общества.2. Положение права в системе надстройки.3. Право и государство.4. Право в политической системе

Читайте также: