Кто главный военный прокурор

Обновлено: 19.05.2024

  • ЖАНРЫ 360
  • АВТОРЫ 280 182
  • КНИГИ 663 279
  • СЕРИИ 25 508
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 617 151

от 17 января 1992 года № 2202-1

(в ред. Федеральных законов

от 19.11.1999 № 202-ФЗ, от 02.01.2000 № 19-ФЗ,

от 29.12.2001 № 182-ФЗ, от 28.06.2002 № 77-ФЗ,

от 25.07.2002 № 112-ФЗ, от 05.10.2002 № 120-ФЗ,

от 30.06.2003 № 86-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ,

от 02.03.2007 № 24-ФЗ, от 05.06.2007 № 87-ФЗ,

от 24.07.2007 № 214-ФЗ, от 25.12.2008 № 280-ФЗ,

от 17.07.2009 № 171-ФЗ)

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Прокуратура Российской Федерации

1. Прокуратура Российской Федерации – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами.

2. В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет:

надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

надзор за исполнением законов судебными приставами;

надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

3. Прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации участвуют в рассмотрении дел судами, арбитражными судами (далее – суды), опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов.

4. Прокуратура Российской Федерации принимает участие в правотворческой деятельности.

5. Генеральная прокуратура Российской Федерации выпускает специальные издания.

Статья 2. Международное сотрудничество

Генеральная прокуратура Российской Федерации в пределах своей компетенции осуществляет прямые связи с соответствующими органами других государств и международными организациями, сотрудничает с ними, заключает соглашения по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью, участвует в разработке международных договоров Российской Федерации.

Статья 3. Правовые основы деятельности прокуратуры Российской Федерации

Организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации и полномочия прокуроров определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации. Организация и порядок деятельности Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации определяются также нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, принятыми в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

На прокуратуру Российской Федерации не может быть возложено выполнение функций, не предусмотренных федеральными законами.

Статья 4. Принципы организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации

1. Прокуратура Российской Федерации составляет единую федеральную централизованную систему органов (далее – органы прокуратуры) и учреждений и действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.

2. Органы прокуратуры:

осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации законами;

действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об охране прав и свобод граждан, а также законодательства Российской Федерации о государственной и иной специально охраняемой законом тайне;

информируют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также население о состоянии законности.

3. Прокуроры и следователи Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации (далее – прокуроры и следователи) не могут быть членами выборных и иных органов, образуемых органами государственной власти и органами местного самоуправления.

4. Прокурорские работники не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности. Создание и деятельность общественных объединений, преследующих политические цели, и их организаций в органах и учреждениях прокуратуры не допускаются. Прокуроры и следователи в своей служебной деятельности не связаны решениями общественных объединений.

5. Прокурорские работники не вправе совмещать свою основную деятельность с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. Прокурорские работники не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

фото: Андрей Епихин/ТАСС

фото: Андрей Епихин/ТАСС

Несмотря на противоречивую информацию, очевидно, в следующем году Главную военную прокуратуру (ГВП) в любом случае ожидают большие перемены. Имеющаяся информация позволяет утверждать, что ГВП прекратит своё существование как отдельная структура, находящаяся на балансе Минобороны, и преобразуется в спецуправление в составе гражданского надзорного ведомства. Таким образом, предполагается, что статус Главной военной прокуратуры будет понижен до управления, входящего в состав Генеральной прокуратуры РФ. Кроме того, ГВП будет подвергнута серьёзным штатным изменениям. При этом её сотрудники сменят армейские погоны на прокурорские.

Глава ГВП потерял доверие

Слухи о расформировании прокуратуры ходят уже более 10 лет. За это время сама армия, над которой надзирают военные прокуратуры, была неоднократно и нещадно реформирована и сокращена. Однако численность военных прокуроров до последнего момента оставалась неизменной. Эксперты говорят, что на стороне военных прокуроров играют сильные лоббисты, с помощью которых ГВП неоднократно удавалось отстаивать свои интересы и в зародыше подавлять любую потенциальную угрозу. Это в полной мере проявилось во время создания военной полиции, которая, как планировалось, должна была забрать часть функций у военных прокуроров. В результате затяжной подковёрной войны решение о создании военной полиции устояло, но новая правоохранительная структура получила весьма ограниченные полномочия.


Андрей Кошкин, доктор политических наук, заведующий кафедрой политологии и социологии РЭУ им. Г.В. Плеханова:

– Уже продолжительное время ожидаются реформы, которые подразумевали переход военной прокуратуры в гражданскую структуру. Сколько её ни откладывали, но жизнь показала, что от оптимизации не уйти. Здесь свою роль сыграли и геополитическая обстановка, и ситуация внутри страны, направленная на демилитаризацию основных сфер, и даже финансовая ситуация в стране. Сейчас военные прокуроры говорят, и это всегда было основным аргументом, что, потеряв погоны и лишившись связей с армией, они станут менее эффективно работать. Отчасти это так – в военную прокуратуру приходили люди из войск, понимавшие, что происходит в воинских коллективах. Но, с другой стороны, есть и контраргумент: военные прокуроры в основном разбирают однотипные дела, где большую часть занимает дедовщина. С ними справятся и гражданские специалисты.

Главный военно-морской парад в Петербурге пройдет без зрителей

Самый масштабный в новейшей истории военно-морской парад пройдет в Санкт-Петербурге 25 июля, однако из-за коронавируса посмотреть его можно будет лишь по телевизору.

В частности, речь может идти о жёсткой позиции военных прокуроров во время суда над бывшим главнокомандующим Сухопутных войск генералом Владимиром Чиркиным, которого обвиняли в мошенничестве. Потому из-за пошатнувшегося авторитета Фридинский сегодня не может в полной мере задействовать все рычаги, чтобы отстоять статус военных прокуроров. Более того, большинство экспертов склонны считать, что по результатам преобразований генерал сам скорее всего будет вынужден покинуть ведомство.

Сможет ли ГВП выстоять в этот раз, узнаем до конца года. Но есть основания полагать, что на этот раз серьёзных реформ не избежать. Возможно, система военного надзора вернётся к состоянию, в котором она пребывала до 1997 года, – до создания ГВП в нынешнем виде её функции выполняло Главное управление по надзору за исполнением законов в Вооружённых силах РФ. Сотрудникам ведомства уже сообщили о предстоящей реформе и предложили сделать нелёгкий выбор – кто готов перейти в Генпрокуратуру, а кто выйдет на пенсию в статусе военнослужащего.

Прокурорам заглянули в карман

Кроме того, ликвидацию военной прокуратуры напрямую связывают с экономическими причинами и сокращением бюджетных средств. Выяснилось, что военные прокуроры находятся в привилегированном положении. Так, Минобороны доплачивает сотрудникам ГВП дополнительно за должности и звания. И теперь, в условиях необходимой экономии, решено, что такое разделение прокуратур является несправедливым. Отмечается также, что это решение было принято ещё несколько лет назад, но откладывалось до лучших времён.


Александр Перенджиев, эксперт Ассоциации военных политологов:

– Военные прокуроры дольше других сопротивлялись смене своего статуса. Например, с военных судей погоны сняли уже несколько лет назад без всяких церемоний. Это говорит о мощном прокурорском лобби, имеющем большой политический ресурс. Военные прокуроры всегда находились в лучшем положении, чем их гражданские коллеги: они пользуются преимуществами и льготами обычных прокуроров, в то же время получая льготы военнослужащих. Таким образом, они обходятся государству дороже, чем гражданские, причём особой необходимости для таких расходов нет. Сейчас с ними решено действовать мягко: тем, кто является военнослужащим, дадут возможность дослужить, чтобы они могли заработать военно-прокурорскую пенсию. Но уже новые сотрудники не будут становиться военнослужащими, таким образом спустя определённое время класс военных прокуроров постепенно исчезнет. Это нужно было сделать давно, прокурорский надзор не должен быть связан с армией, чтобы исключить корпоративный момент, прокурорам необходимо быть максимально независимыми, только тогда получится осуществлять полный государственный и гражданский контроль.

миниатюрка статьи

ФСБ

Для понимания вопроса кто главнее ФСБ или Прокуратура, придётся выяснить к какой ветви власти относится каждая из этих организаций. В России конституционно закреплён принцип разделения властей, государственная власть разделена на законодательную, исполнительную и судебную. С помощью системы сдержек и противовесов и разграничения компетенций каждая из ветвей может и должна ограничивать другие. Они имеют равные полномочия и независимы друг от друга. Такое разделение должно сдерживать злоупотребление властью, предотвращать тоталитаризм и установление диктатуры.

ФСБ — орган исполнительной власти

ФСБ России подчиняется непосредственно президенту РФ, который больше относится к исполнительной власти, но при этом стоит выше всех трёх ветвей власти и координирует их деятельность.

герб ФСБ

Деятельность ФСБ должна подчиняться Конституции РФ, указам и распоряжениям Президента, постановлениям правительства, международным договорам РФ, Положением о ФСБ РФ.

ФСБ обеспечивает безопасность страны, занимается разведкой и контрразведкой, охраной государственных границ, противостоит терроризму, экстремизму, защищают информационное пространство от распространения террористической идеологии, охраняет государственную тайну, пресекает деятельность отдельных людей, преступных группировок и вооруженных формирований, пытающихся изменить конституционный строй России.

Также служба вправе вести оперативно-розыскные мероприятия, дознание и предварительное следствие с целью обнаружения и срыва планов организованной преступности, контрабанды, незаконного оборота оружия и наркотиков, проводить необходимые криминалистические экспертизы.

В ходе своей деятельности ФСБ в случае необходимости может применять физическую силу, боевую технику, оружие и специальные средства, в том числе против террористов и их баз, расположенных за пределами России.

Если есть основания полагать, что в определенном месте готовится общественно опасное действие, сотрудники ФСБ могут беспрепятственно вторгаться в жилые и иные помещения, на территории, земельные участки, принадлежащие гражданам, предприятиям, организациям. Обо всех подобных случаях проникновения они обязаны уведомить прокурора в течение суток.

Все права ФСБ может использовать только для выполнения своих обязанностей, определённых федеральными законами.

В ФСБ имеются подразделения, которые курируют следствие, полицию и даже прокуроров и судей. Их мощнейшие полномочия также позволяют проводить против них оперативно-розыскную деятельность.

Прокуратура как четвёртая ветвь власти

Прокуратуре отведено особое место в структуре государственной власти. Этот надзорный орган нельзя отнести к законодательной, исполнительной или судебной власти. Она полностью автономна, ее задача — укрепить законность и правопорядок в стране.

удостоверение прокуратуры

Прокурорский надзор в отношении органов исполнительной власти должен обеспечить соблюдение Конституции РФ, выполнение законов госкомитетами, федеральными министерствами, службами и всеми остальными федеральными органами. Прокуратура действует от имени и в интересах Российской Федерации, ее полномочия, структуру и порядок работы регламентирует федеральный закон о Прокуратуре. Эта организация военизированная.

Прокуратура реализует собственные полномочия независимо от прочих властных органов, она наделена правом законодательной инициативы (может вносить рекомендации об отмене или утверждении законов, об их изменении и дополнении).

Прокуратура выявляет нарушения в деятельности законодательных, исполнительных, судебных органов и добивается, чтобы они были устранены.

Независимость прокуратуры позволяет ей непредвзято надзирать за исполнением законов.

Прокуратура не возбуждает уголовные дела, а только передаёт материалы в следственный орган и занимается поддержкой обвинения в суде. Она имеет право координировать работу правоохранительных органов (в том числе ФСБ) по борьбе с преступностью. С этой целью прокурор организует координационные совещания, создаёт рабочие группы, требует предъявить нужную документацию и информацию.

В отношении сотрудников ФСБ может быть организована прокурорская проверка. Уполномоченный на это прокурор должен иметь специально оформленный допуск к сведениям, содержащим государственную тайну. Надзор за оперативно-розыскной деятельностью ФСБ проводится в целях соблюдения законности и правомерности таких мероприятий и обеспечения гарантии соблюдения гражданских прав человека. При этом сведения о тактике, средствах и методах разведки и контрразведки ФСБ остаются недоступными даже для Прокуратуры.

Кто из них главнее

Прокуратура и ФСБ относятся к разным ветвям власти — ФСБ к исполнительной, а Прокуратура ни к одной из трёх. Это контролирующий, надзорный орган. Они никак не соотносятся по вертикали власти, поэтому невозможно сказать кто главнее ФСБ или Прокуратура.

Генеральный прокурор наделён высшим чином — действительный государственный советник юстиции, который приравнен к Генералу Армии. Директор ФСБ тоже имеет звание Генерал Армии.

Ст. 11 ФЗ "О прокуратуре РФ" относит военные прокуратуры к специализированным.

http://genproc.gov.ru/structure/military/

В соответствии со ст. 46 ФЗ "О прокуратуре РФ" систему органов военной прокуратуры составляют:

  • Главная военная прокуратура,
  • военные прокуратуры военных округов, флотов, Ракетных войск стратегического назначения,
  • Московская городская военная прокуратура и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам субъектов Российской Федерации,
  • военные прокуратуры объединений, соединений, гарнизонов и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам городов и районов (далее - органы военной прокуратуры).

В военных прокуратурах, приравненных к прокуратурам городов и районов, по решению Главного военного прокурора могут создаваться прокурорские участки.

Образование, реорганизация и ликвидация органов военной прокуратуры, определение их статуса, компетенции, структуры и штатов осуществляются Генеральным прокурором Российской Федерации, приказы которого по этим вопросам реализуются в соответствии с директивами Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, командования других войск, воинских формирований и органов. Иные организационно-штатные вопросы решаются Главным военным прокурором совместно с Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации, командованием других войск, воинских формирований и органов в пределах установленной штатной численности.

Систему военных прокуратур возглавляет Главная военная прокуратура , которая согласно п. 6 ст. 14 ФЗ "О прокуратуре" является структурным подразделением Генпрокуратуры РФ, представляя собой тем не менее фактически автономную структуру, возглавляемую заместителем Генпрокурора РФ - Главным военным прокурором.

Структуру и штаты органов военной прокуратуры устанавливает Генпрокурор РФ.

Заместитель Генпрокурора РФ - Главный военный прокурор, как и иные заместители, назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Генпрокурора РФ.

Задачи военной прокуратуры РФ

Согласно приказу Генеральной прокуратуры РФ от 7 мая 2008 г. N 84 к задачам военной прокуратуры относятся:

    • надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением законов , соответствием законам издаваемых правовых актов, соблюдением прав военнослужащих, членов их семей и иных граждан органами военного управления и должностными лицами воинских частей, учреждений и организаций "силовых" министерств и ведомств, других федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба;
    • надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции в указанных воинских частях, органах и учреждениях;
    • надзор за исполнением должностными лицами пограничных органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации законов, а также соблюдением законных прав и установленных гарантий граждан в изоляторах временного содержания и помещениях , специально оборудованных для содержания лиц, подвергнутых административному задержанию на основании закона Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации"; за законностью при производстве по делам об административных правонарушениях в отношении граждан и юридических лиц, в т.ч. иностранных и лиц без гражданства, допустивших нарушения режима Государственной границы Российской Федерации, а также правил добычи, пользования, передачи, охраны морских (водных) биологических ресурсов, иные административные правонарушения, отнесенные к компетенции ФСБ России;
    • надзор за исполнением командованием и иными должностными лицами дисциплинарных, других воинских частей, учреждений, организаций и предприятий Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, созданных в соответствии с федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, уголовно-исполнительного законодательства в отношении военнослужащих, за исполнением законов при содержании под стражей на гауптвахтах подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, а также осужденных;
    • надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, предварительное следствие и дознание при выявлении, раскрытии и расследовании преступлений, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей, или совершенных в расположении воинской части, соединения, учреждения, а также иными гражданскими лицами в соучастии с военнослужащими;
    • надзор за исполнением законов органами, уполномоченными осуществлять оперативно-розыскную деятельность, органами предварительного следствия и органами дознания по уголовным делам и материалам о преступлениях, совершенных неустановленными лицами в расположении воинской части, соединения, учреждения – до их установления;
    • осуществление уголовного преследования в судебных стадиях уголовного судопроизводства по уголовным делам о преступлениях, указанных в ч.5 п.6 настоящего приказа, а также по уголовным делам, обвинительные заключения или обвинительные акты по которым утверждены военными прокурорами;
    • участие в пределах установленной компетенции в гражданском и арбитражном процессе , при рассмотрении военными судами административных дел, а также материалов о совершении военнослужащими грубых дисциплинарных проступков;
    • рассмотрение обращений , содержащих сведения о нарушениях законодательства, охраняемых законом прав, свобод и интересов человека и гражданина, интересов общества и государства, допущенных военнослужащими, лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей, а также жалоб на действия и решения подчиненных военных прокуроров; в пределах компетенции участие в судебном рассмотрении ходатайств и жалоб в порядке уголовного судопроизводства;
    • координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью в Вооруженных силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах;
    • анализ и обобщение данных о состоянии законности и правопорядка в Вооруженных силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, участие в формировании государственной и межведомственной статистической отчетности о работе органов прокуратуры;
    • взаимодействие со средствами массовой информации , общественными организациями в порядке, установленном приказами Генерального прокурора Российской Федерации.

    Компетенция военной прокуратуры РФ

    Свои полномочия органы военной прокуратуры осуществляют в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях, созданных в соответствии с федеральными законами (п. 4 ст. 46 Закона о прокуратуре).

    Их компетенция распространяется на органы военного управления, воинские части, учреждения, военные комиссариаты, военно-учебные заведения, предприятия, организации, подразделения Минобороны России, ФСО России, СВР России, Главное командование внутренних войск МВД России, на органы и подразделения ФСБ России, а также иные воинские формирования.

    В местностях, где в силу исключительных обстоятельств не действуют иные органы прокуратуры Российской Федерации, а также за пределами Российской Федерации, где в соответствии с международными договорами находятся войска Российской Федерации, осуществление функций прокуратуры может быть возложено Генеральным прокурором Российской Федерации на органы военной прокуратуры.

    Согласно ст. 47 ФЗ "О прокуратуре РФ" Главный военный прокурор и подчиненные ему прокуроры обладают в пределах своей компетенции полномочиями, определенными Федеральным законом, и осуществляют их независимо от командования и органов военного управления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Читайте также: