Чем опасен религиозный экстремизм

Обновлено: 04.07.2024

Апогеем успеха радикальных группировок и их целью является захват власти и установление своих порядков в стране, считают эксперты.

Управление по делам религий города Алматы провело системный анализ пагубного влияния религиозного экстремизма на государство и на каждого его гражданина. Приверженцы деструктивных радикальных течений могут запугивать и избивать членов своих семей, лишать их и членов своей религиозной группы права на личную собственность, здоровье, образование, права на следование своим традициям и обычаям, на свободу вероисповедания, права на отдых и свободу передвижения. Выдержки из данного исследования публикует Zakon.kz.

Как показывают исследования, религиозный экстремизм негативно влияет на государство в целом и на каждого его гражданина в частности. К примеру, происходит ограничение их конституционных прав, идет промывание мозгов и программирование людей, разгораются религиозные и межнациональные распри, дестабилизируется социально-экономическое развитие, изменяется конституционный строй и нарушается территориальная целостность государства.

Лишение и ограничение конституционных прав граждан

Религиозные экстремисты берут за основу установку "доктрина выше личности". По мнению экстремистов, религиозная доктрина важнее, реальнее и правдивее, чем личность, ее права и любой индивидуальный опыт. Отсюда экстремисты делают вывод, что члены группы имеют право на жизнь и существование, а остальные – нет, а также, что цель оправдывает средства.

Чтобы противостоять любым незаконным посягательствам, нужно хорошо изучить свои права. Основные права граждан Казахстана изложены в Конституции РК. Если под видом религиозной "правильности" кто-либо нарушает ваши конституционные права, можете смело обращаться в полицию.

Промывание мозгов и программирование людей

Целью религиозных экстремистов является воспитание идеальных солдат, которые готовы выполнить любой приказ. Поэтому с новобранцами в радикальных религиозных группах ведется активная работа по смене их парадигмы мышления. Все ценности в этой новой парадигме вертятся вокруг веры и религиозных догматов, они же должны отныне определять поведение человека.

Вербовщики специально обучены развеивать сомнения людей в свою пользу. Их жертвами становятся люди, изначально не имеющие собственных твердых убеждений, нуждающиеся в установках извне, чтобы почувствовать устойчивость и "понятность" окружающего мира. Но, тем не менее, среди религиозных радикалов повышен процент суицида и психиатрических заболеваний.

Для тех граждан Казахстана, кому не посчастливилось и им были привиты идеи религиозного экстремизма, в стране работают религиозные центры, где им помогают вернуться к нормальной жизни психологи. Если вы стали жертвой подобных ситуаций, обращайтесь в Центр реабилитации и консультации при Управлении по делам религий г. Алматы.

Разжигание религиозных и межнациональных распрей

В целом в разрезе разжигания распрей в обществе эксперты выделяют следующие формы религиозного экстремизма:

- внутриконфессиональный (направлен на глубокую деформацию конфессий);

- иноконфессиональный (направлен на устранение других конфессий);

- личностно ориентированный (направлен на деструктивную трансформацию личности);

- этнорелигиозный (направлен на преобразование этноса);

- религиозно-политический (направлен на изменение политической системы);

- социальный (направлен на изменение социально-экономической системы).

Нестабильность социально-экономического развития

У граждан, связавшихся с религиозными радикалами, в любом случае происходит отток денежных средств и общее снижение уровня жизни. Это связано со случаями насильственного завладения как имуществом граждан членами религиозной группы, так и добровольными пожертвованиями, а также с рядом запретов. Например, не работать в определенных организациях, работать на общину, не получать светское образование, запрет на трудоустройство для женщин, требование отдавать заработанное в религиозную организацию и так далее.

На уровне семьи интересы смещаются от достижения благосостояния к выполнению религиозных ритуалов и получения заметного места в религиозной группе. Это не может не привести к нарушению семейного уклада и снижению уровня жизни. Если таких семей в обществе становится много, то снижается уже уровень социально-экономического развития целой страны.

Еще одним дестабилизирующим фактором становится распространение религиозными радикалами наркотических веществ. Анализ мировой социально-экономической и политической ситуации показывает, что религиозные террористические организации выступают инструментом наркобизнеса.

Изменение конституционного строя и нарушение территориальной целостности государств

Апогеем успеха радикальных группировок и их целью является захват власти и установление своих порядков в стране.

Стоит только представить себе такое государство, основанное на насилии и запретах, где невозможно развитие личности, раскрытие ее талантов, где нет хороших врачей и учителей, где процветает бедность, где никогда не теряет актуальность военное положение, откуда в другие страны поступают беженцы, и становится понятно, почему с религиозными экстремистами нужно вести непримиримую войну, искореняя их организации, пока они не успели стать многочисленными и усилиться.


В статье анализируется различные аспекты и формы проявления религиозного экстремизма, создающего угрозу национальной и духовной безопасности российского общества. Делается вывод о том, что национальная и духовная безопасность достижима в случае активного противостояния терроризму и экстремизму со стороны государства и общества в целом.

Ключевые слова: религия, экстремизм, безопасность.

В настоящее время вопрос экстремизма на почве религиозных убеждений той или иной конфессии является одним из самых актуальных. Важно отметить, что он не только представляет собой безусловную опасность для жизнедеятельности общества, но и развивается в полной мере как источник негативного влияния на состояние духовности россиян, которое в данный момент оставляет желать лучшего. Учитывая то, что в свете последних событий ситуация с государственным и национальным контролем религиозного экстремизма сталкивается с рядом трудностей, имеет смысл назвать ее самым громким явлением современности, борьба с которым не должна прекращаться, так как она стратегически важна.

Одним из главных действий, приводящих к дестабилизации внутренней социально-политической обстановки Российской Федерации, является активное привлечение к участию любых групп населения россиян во всевозможных протестных акциях, шествиях, митингах, в частности и тех, которые не были согласованы, что всегда чревато плохими последствиями. Как правило, они порождают массовые беспорядки, которые влекут за собой новые вспышки террористических актов или же ведение осведомительной пропагандистской деятельности в обществе, направленной на политику жестокого экстремизма.

Угроза терроризма будет сохраняться до тех пор, пока существуют источники и каналы распространения этой идеологии, успешно и открыто действующие на территории практически любой страны, включая Россию, а также рассчитывающие на как можно большее число новых лиц в этой катастрофически опасной для общества стезе. В свою очередь, распространение экстремистских идей, в частности мнений о приемлемости насильственных действий для достижения поставленных целей, угрожает общественной безопасности в Российской Федерации ввиду усиления агрессивности идеологии экстремизма и увеличения масштабов ее пропаганды в обществе.

Особую опасность на глобальном уровне представляют приверженцы различных течений ислама, которые не относятся к представителям народов, традиционно исповедующих ислам, однако отличаются религиозным фанатизмом, вследствие чего их легко склонить к совершению террористических актов, в том числе в качестве смертников. В данной идеологии преобладает принцип шариата, который, в первую очередь, нацелен на повсеместное следование идеологии ислама.

Но существует масса других проявлений религиозного экстремизма, крайних радикальных взглядов в рамках нетрадиционных культов (неокультов, альтернативных культов), которые представляют собой относительно новое явление в духовной культуре современности. Большинство из них зародились в США в 1950–60 годы. Сегодня они начали распространяться по всему миру. Появление нетрадиционных культов связано с особенностями современного этапа эволюции религии, с ослаблением ослабление влияния и падением авторитета традиционных религий. Их элементы и проявления встречаются и в современном российском обществе.

Говоря о сектантстве в христианстве (православная ветвь) и о раскольничестве, следует изучить подробнее данное понятие. Оно представляет собой различные религиозные группы, которые, находясь с одной стороны внутри церковных устоев, вместе с тем, исповедуют отдельные убеждения, отступающие от учения православия или же искажающие его частично. В данном случае богослужебная деятельность Церкви не только уходит на второй план, но и тщательно искореняется.

Из этого непременно следует, что, несмотря на свою причастность и связь с Церковью, такого рода сектантство не имеет решительно ничего общего с истинными канонами православия, которые берут начало в Священном Писании в исконных его трактовках, не подвергнутых деформациям и идейным изменениям со стороны деятелей сектантских движений [3, С. 45]. Если обратиться к истории нашего государства, в том числе и к истории его культурных и духовных начал, можно сделать вывод о том, что все вышеперечисленное входит в ряд псевдоправославных тенденций, которые стали содержат потенциальную угрозу появления экстремизма в этом религиозном аспекте, зачастую связанном с оккультизмом.

 признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, а равно законных интересов организаций;

 приоритет обеспечения безопасности Российской Федерации;

 приоритет мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности;

 сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, иными организациями, гражданами в противодействии экстремистской деятельности;

В заключение необходимо сказать, что государственный аппарат РФ оказывает значительную поддержку в поддержании уровня защищенности и национальной безопасности граждан, ведь прямые или косвенные последствия экстремизма затрагивают все основные сферы общественной жизни: политическую, экономическую и социальную. Это выдвигает новые требования к организации деятельности по противодействию экстремизму на всех уровнях.

Основные термины (генерируются автоматически): экстремистская деятельность, Российская Федерация, Россия, религиозный экстремизм, том, активное противостояние, внутриправославное сектантство, духовная безопасность, постсоветское пространство, Русская Православная Церковь.

ВложениеРазмер
prezentatsiya_-_sushchnost_religioznogo_ekstremizma.pptx 341.75 КБ
sushchnost_religioznogo_ekstremizma_-doklad.docx 19.52 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Сущность религиозного экстремизма

Религиозный экстремизм – это религиозно мотивированная или религиозно камуфлированная деятельность, направленная на насильственное изменение государственного строя или насильственный захват власти, нарушение суверенитета и территориальной целостности государства, на возбуждение в этих целях религиозной вражды и ненависти.

Экстремизм на религиозной основе – это приверженность в религии крайним взглядам и действиям.

Базу экстремизма составляют: Маргинальные слои населения Представители националистических и религиозных движений Недовольная существующим порядком часть интеллигенции и студенчества Некоторые группы военных

ОСНОВА РЕГИГИОЗНОГО ЭКСТРЕМИЗМА

При этом широко используются силовые методы – террористические акты, партизанская война, тактика информационного терроризма и кибернетических войн.

Формы проявления современного экстремизма.

Экстремисты в принципе отрицают

Но таков почерк экстремистов – не дать покоя никакому правительству, пока оно не падет. Такой способ передачи (перехода) власти недемократическим путем всегда бьет по экономической ситуации в стране.

Добившись революционных уступок и реформ, массы людей как по команде снова выходят на улицы и требуют все новых изменений, порой противоречивых и недостаточно целесообразных. Народ это предчувствует и снижает активность выступлений.

Тогда и появляются религиозные лозунги и разные провокации против верующих, чтобы оживить гаснущую гражданскую войну. Вплоть до неуловимых снайперов-убийц , так называемой третьей силы.

Причинами религиозного и иного экстремизма в обществе являются:

Среди причин, способствующих усилению религиозного экстремизма в России, можно назвать некоторые нарушения прав религиозных и этнических меньшинств, допускавшиеся должностными лицами. Особо следует отметить деятельность зарубежных религиозных миссионеров, нацеленную на создание новых сект с антигосударственными интересами, разжигание межконфессиональных противоречий.

Религиозные экстремисты считают себя избранным народом, призванным обеспечить победу Бога в истории. Религиозный экстремизм есть радикальное неприятие характерного для современной эпохи разделения социальных явлений на светские и религиозные и попытка интерпретировать религию исключительно как власть над человеком – в духовном и в политическом отношении.

Противодействие религиозному экстремизму является сложной социальной проблемой.

Для ее решения необходим комплекс мер

В связи с этим системе образования нужно постоянно заниматься изучением феномена экстремизма и разработкой эффективных методов борьбы за души и жизни учащихся и воспитанников

общество должно при помощи общественных и религиозных объединений, СМИ и т. п., противодействовать религиозному экстремизму противопоставляя ему гуманистические идеи и принципы гражданского мира и согласия.

Предварительный просмотр:

Воспитатель Омского кадетского военного корпуса МО РФ

Салтыков Сергей Александрович

Сущность религиозного экстремизма.

В современном мире экстремизм превратился в широко практикуемый различного рода религиозными, политическими, националистическими движениями способ силового разрешения целого ряда острых проблем. Проявляющийся время от времени в открытой форме, он представляет угрозу для стабильности всего мирового сообщества, поскольку глобализация превратила региональные угрозы во всеобщие.

В последние десятилетия все более широкий размах приобретают экстремистские явления на религиозной почве, которые происходят в политической сфере общества.

Религиозный экстремизм – это религиозно мотивированная или религиозно камуфлированная деятельность, направленная на насильственное изменение государственного строя или насильственный захват власти, нарушение суверенитета и территориальной целостности государства, на возбуждение в этих целях религиозной вражды и ненависти. Экстремизм на религиозной основе – это приверженность в религии крайним взглядам и действиям. Основу такого экстремизма составляют насилие, крайняя жестокость и агрессивность, сочетающиеся с демагогией. При этом широко используются силовые методы – террористические акты, партизанская война и т. д. Экстремисты в принципе отрицают переговоры, соглашения, компромиссы, основанные на взаимных уступках. Добившись революционных уступок и реформ, массы людей как по команде снова выходят на улицы и требуют все новых изменений, порой противоречивых и недостаточно целесообразных. Но таков почерк экстремистов – не дать покоя никакому правительству, пока оно не падет. Такой способ передачи (перехода) власти недемократическим путем всегда бьет по экономической ситуации в стране. Народ это предчувствует и снижает активность выступлений, как это было в Египте. Тогда и появляются религиозные лозунги и разные провокации против верующих, чтобы оживить гаснущую гражданскую войну. Вплоть до неуловимых снайперов-убийц, так называемой третьей силы. (это наводит на некоторые аналогии).

Идеологизация экстремистских действий создает особый тип сторонников экстремизма, склонных к самовозбуждению, потере контроля над своим поведением, готовых на любые акции, на нарушение норм, сложившихся в обществе.

Причинами религиозного и иного экстремизма в обществе являются:

  • социально-экономические и политические кризисы,
  • деформация политических структур,
  • падение жизненного уровня значительной части населения,
  • подавление властями инакомыслия и оппозиции,
  • национальный гнет, или неравенство,
  • амбиции лидеров политических партий и религиозных групп, стремящихся ускорить достижение своих задач, и т. д.

Иногда причиной распространения экстремизма на религиозной основе считают провозглашенную в результате демократических преобразований свободу совести. Однако свобода совести – важная и ценная свобода граждан в современном правовом государстве, расширенное толкование ее как вседозволенности действий религиозных объединений (в том числе международных) неправомерно, но позволило создать условия для появления в обществе экстремистских идеологий.

Религиозные экстремисты считают себя избранным народом, призванным обеспечить победу Бога в истории. Исходя из религиозной аксиомы греховности человека, его неспособности адекватно воспринять божественный призыв и следовать законам, ниспосланным свыше, религиозные экстремисты предлагают восстановить в мире порядок, опирающийся на абсолютный авторитет действующей от имени Бога религиозной власти, лишая человека и общество права выбора и свободы вероисповедания. Религиозный экстремизм есть радикальное неприятие характерного для современной эпохи разделения социальных явлений на светские и религиозные и попытка интерпретировать религию исключительно как власть над человеком – в духовном и в политическом отношении.

Противодействие религиозному экстремизму является сложной социальной проблемой. Для ее преодоления необходим комплекс мер, включающих политические и экономические решения, направленные на благосостояние общества, укрепление института семьи, повышение уровня гуманитарного образования, просвещение населения и воспитание молодежи в традиционной культуре. В связи с этим системе образования нужно постоянно заниматься изучением этого феномена и разработкой эффективных методов борьбы за души и жизни учащихся и воспитанников.

Государство также должно вести работу по устранению социально-экономических и политических условий, способствующих возникновению экстремизма и пресекать противозаконную деятельность экстремистов, а общество при помощи общественных и религиозных объединений, СМИ и т. п. должно противодействовать религиозному экстремизму противопоставляя ему гуманистические идеи и принципы толерантности, гражданского мира и согласия.

Опасным фактором социальных (религиозных, межэтнических и политических) отношений является экстремизм. Экстремизм сопровождается проявлениями насилия, жестокости, агрессивности.

Формы экстремизма многолики, распространенны, разрушительны и жестоки. С начала 90-х годов прошлого столетия и до настоящего времени феномен экстремизма интенсивно менялся, а сфера экстремистской деятельности неуклонно расширялась и трансформировалась в территориальном, мотивационном, политико-идеологическом и ином аспектах.

К экстремистской деятельности относится деятельность общественных и религиозных объединений, иных организаций, средств массовой информации, физических лиц по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленных на:

- насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности страны;

- создание незаконных вооруженных формирований;

- осуществление террористической деятельности;

- разжигание расовой, национальной или религиозной розни, связанное с насилием или призывами к насилию;

- унижение национального достоинства;

- осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма;

- пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности;

- пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики и др.

Экстремизм, проявляющийся в политической сфере общества, называется политическим (например, антиглобалисты), экстремизм же проявляющийся в религиозной сфере получил название религиозного экстремизма (например, ваххабизм).

Причинами экстремизма в обществе являются:

- деформация политических структур,

- падение жизненного уровня значительной части населения,

- подавление властями инакомыслия и оппозиции,

- национальный гнет, амбиции лидеров политических партий и религиозных групп, стремящихся ускорить реализацию выдвигаемых ими задач и т.д.

В аналитическом плане можно выделить несколько аспектов экстремизма: идеологический (идейно-мировоззренческий), социально-психологический, политико-организационный.

Говоря об идеологическом, идейно-мировоззренческом аспекте экстремизма в качестве такового выделяют радикалистское политическое сознание субъектов экстремистской деятельности. Их сознание базируется на трех установках: допустимость и универсальность насилия как способа решения политических вопросов, правовой нигилизм, и, как следствие, пренебрежение основными правами и свободами человека, отрицание абсолютной ценности индивида как такового.

В идеологическом плане экстремизм отрицает всякое инакомыслие и стремится навязать окружающим свои взгляды любой ценой, используя не разумные аргументы, а чувства и инстинкт толпы. От своих сторонников экстремисты требуют беспрекословного подчинения. Для экстремизма характерно тяготение к тоталитаризму, культу вождя и одновременно к манипулированию толпой, популизму. С этим связан социально-психологический аспект изучаемого явления – особый тип личности. Такой тип возникает в определенных условиях, среди которых называются отсутствие серьезных знаний и исторического опыта, оторванность от почвы, изолированное положение в обществе. Психологическим средством реализации экстремизма является максимализм – требование наиболее радикальных перемен окружающего мира.

Наивысшей точкой психологического проявления экстремизма является фанатизм – крайняя степень преданности какой-либо идее, проявляющаяся в готовности жертвовать во имя ее своей жизнью и другими благами. Фанатизм является субъективной основой политического экстремизма как тотального отстаивания собственных идей и представлений о способах организации жизни.

Терроризм непосредственно связан с экстремизмом и фанатизмом. Терроризм является практическим следствием политического экстремизма, осуществляемым фанатично настроенными личностями во имя радикальных целей.

Политико-организационный аспект подразумевает создание формирований (не обязательно военизированных), направленных на разрушение или ослабление сложившихся социальных структур и политических институтов. Экстремисты стремятся к достижению политических целей путем использования всех возможных средств, в том числе и внеправовых, экстремальных, насильственных. В связи с этим зачастую происходит отождествление экстремизма с терроризмом. Это не верно, так как существуют и иные, не террористические методы экстремистской деятельности, например акции массового гражданского неповиновения, забастовки, голодовки и т.п., которые могут дестабилизировать ситуацию и реально повлиять на власть. Основанием для понимания политического экстремизма является ценностное наполнение, то есть то, ради чего совершаются экстремистские действия.

Базу экстремизма составляют маргинальные слои населения, представители националистических и религиозных движений, недовольная существующим порядком часть интеллигенции и студенчества, некоторые группы военных. Сторонники экстремизма стремятся путем демагогии, организации беспорядков, актов гражданского неповиновения дестабилизировать и разрушить общественные структуры для достижения своих целей. При этом широко используются силовые методы – террористические акты, партизанская война и т.д. Экстремисты в принципе отрицают переговоры, соглашения, компромиссы, основанные на взаимных уступках.

Меры уголовно-правового воздействия на различные формы экстремизма – это деятельность правоохранительных органов по предупреждению и пресечению преступлений экстремистского толка, реализации уголовной ответственности правонарушителей, обладающая следующими признаками. Она основана на уголовных и иных законах, регулирующих борьбу с экстремизмом; каждая мера воздействия имеет относительно самостоятельные цели, подчиненные в конечном итоге целям уголовного закона.

Иногда в один ряд с экстремизмом ставят другое социальное явление – национализм.

Национализм (фр. nationalisme)идеология и политика, базовым принципом которых является тезис о высшей ценности нации и её первичности в государствообразующем процессе.

В своей основе национализм проповедует верность и преданность своей нации, политическую независимость и работу на благо собственного народа, объединение национального самосознания для практической защиты условий жизни нации, ее территории проживания, экономических ресурсов и духовных ценностей. Он опирается на национальное чувство, которое родственно патриотизму. Эта идеология стремится к объединению различных слоев общества, не взирая на противоположные классовые интересы.

Ксенофобия (от греч. хеνοςчужой и φоβοςстрах)ненависть, нетерпимость или неприязнь к кому-либо или чему-либо чужому, незнакомому, непривычному.

Воздвигнутое в ранг мировоззрения, ксенофобия может стать причиной вражды по принципу национального, религиозного или социального деления.

Религиозный экстремизм

В последние десятилетия возникли десятки религиозных экстремистских движений, проповедующих различные варианты национализма, религиозного фундаментализма, фашизма и идеи о конце света – от индусских националистов до неофашистов в Европе и новых религиозных движений.

История человечества и история религии свидетельствуют о непрерывных изменениях в религиозной сфере. Менялись типы религий, исчезали различные формы национальных религий, укреплялись и развивались мировые религии, происходили изменения в самих религиях. Этот процесс изменения форм религии у разных народов и в различных регионах не всегда происходил мирным путем. Так, история распространения христианства и ислама свидетельствует о насильственном вытеснении старых верований в ходе завоевания стран и народов.

В любой религии потенциально заложено явление экстремизма. Религиозный культ предписывает определенное поведение, чувство зависимости, познание обязанностей в виде заповедей. Религия дает обоснование для протеста и сопротивления всему неправедному. Поэтому в разные эпохи человечества религиозный экстремизм вспыхивал в разных странах, в недрах разных вероисповеданий.

Религиозный экстремизм – это религиозно мотивированная или религиозно камуфлированная деятельность, направленная на насильственное изменение государственного строя или насильственный захват власти, нарушение суверенитета и территориальной целостности государства, на возбуждение в этих целях религиозной вражды и ненависти.

Иногда причиной распространения экстремизма на религиозной основе считают провозглашенную в результате демократических преобразований свободу совести. Однако свобода совести – важная и ценная свобода граждан в современном правовом государстве, ее толкование как вседозволенности религиозных объединений (в т.ч. международных), позволило создать условия для появления в обществе экстремистских идеологий.

Религиозные экстремисты считают себя избранным народом, призванным обеспечить победу Бога в истории (христианский милленаризм, иудейский мессианизм, претензии мусульман на универсальную значимость своей религии и образа жизни). Исходя из религиозной аксиомы греховности человека, его неспособности адекватно воспринять божественный призыв и следовать законам, ниспосланным свыше, религиозные экстремисты предлагают восстановить в мире порядок, опирающийся на абсолютный авторитет действующей от имени Бога религиозной власти, лишая общество завоеванного в последние столетия права на автономию. Религиозный экстремизм есть радикальное неприятие характерного для современной эпохи разделения светского и религиозного и попытка интерпретировать религию исключительно в терминах власти над человеком как в духовном, так и в политическом отношении.

В плане борьбы с распространением религиозного экстремизма проблемой остается бесконтрольный выезд молодежи на учебу в зарубежные учебные учреждения. Не существует статистики по количеству выехавших, данных о конкретных учебных заведениях. В результате экстремистские религиозные организации имеют возможность опекать молодежь.

С экстремизмом на религиозной основе должно бороться общество и государство. Методы борьбы могут быть различными. Государство должно устранить социально-экономические и политические условия, способствующие возникновению экстремизма и пресекать противозаконную деятельность экстремистов, а общество при помощи общественных и религиозных объединений, СМИ и т.п. должно противодействовать религиозному экстремизму, противопоставляя экстремистским идеям гуманистические идеи и принципы толерантности, гражданского мира и согласия.

Читайте также: