Кручинин в н государство как социальный институт и его социальная функция правовая реформа 2015

Обновлено: 07.07.2024

Принцип солидарности проявляется различно, объединяя людей в группы через общую систему ценностей, общие интересы. Именно принцип солидарности институционализирует сегодня частные добровольные организации как одного из основных акторов социальной функции в контексте государственно-организованного общества, т.к. финансирование ее в прежнем объеме из бюджетных средств (как в 70-80-е гг. ХХ века) становится затруднительным. Приватизация социальной функции изменяет способы оказания социальной услуги. Теоретически это чаще всего обосновывается активизацией и ростом влияния гражданского общества. Хотя, на наш взгляд, приватизация социальной функции идет сверху, т.к. представители государственной власти осознают невозможность финансового обеспечения ее в прежних размерах в силу ряда объективных причин.

Солидарность проявляется через социальную функцию государства, являясь одним из основных принципов социального государства. Единение коренится в этнокультурном единообразии, что порождает социальную деятельность в виде всеобщей социальной поддержки, социальной защиты, которым, в свою очередь, корреспондирует доверие граждан и чувство единения с государством. Удовлетворение государством социальных прав граждан детерминирует необходимость взаимного удовлетворения корреспондирующих этим правам гражданских обязанностей, определяет необходимость и обязательность поддержки государства.

Каждый гражданин имеет право на достойное существование. Вопрос заключается в том, имеет ли такого рода помощь со стороны государственно-организованного общества правовой характер, являются ли такого рода взаимосвязи правоотношениями. Речь идет о таком признаке как эквивалентность, характерном для любого правоотношения. Л.С. Мамут в своих исследованиях утверждает, что это не-право.14 По нашему мнению - это именно правоотношение.15 Проблема в том, что часть граждан сама нарушает принцип эквивалентности, требуя от государственно-организованного общества осуществления права на достойное существование, и забывая об обязанностях по отношению к этому обществу, корреспондирующих данному праву (речь идет о трудоспособных гражданах). Следовало бы всемерно поощрять граждан в направлении осознания взаимной ответственности гражданина и государства. Претензии на права могут быть соразмерны вкладу, реализованному через обязанности. Социальная помощь лицам, не достигшим работоспособного возраста, оказывается государством, условно говоря, в кредит. Данные взаимоотношения также строятся на эквивалентной основе. От них следует отличать социальную помощь пенсионерам по инвалидности. Она оказывается на безвозмездной основе, и никакого отношения к правоотношению не имела бы, если бы не относилась к правоотношению гражданства. Помощь такого рода всегда является явным обременением для государства. Эту составляющую социальной функции можно обозначить как гуманитарную.

Сложно определить, в какой степени солидарность государственно-организованного общества определяется этнокультурным единообразием, а в какой - степенью развитости социальной функции. Но тот факт, что социальная деятельность государства - это один из основных детерминантов единения граждан в рамках государственно-организованного общества и, вследствие этого, необходима современному государству, является непреложным.

Большинство зарубежных ученых16 связывают прогрессивность налогообложения и объём затрат на социальное обеспечение с типом социального государства. И именно эти факторы являются для них критериями классификации социального государства. Но некоторые авторы справедливо отмечают, что наиболее эффективным средством пополнения государственного бюджета не только в экономическом, но и в политическом отношении, является регрессивное налогообложение.17 В целом, следует отметить, что современные западные исследователи не достигли на сегодняшний день единства в вопросе критерия классификации социальной функции государства на основании той или иной формы налогообложения. Так, некоторые авторы, например, Кен Мессер, группируют европейские государства по высоте налоговой ставки,18 другие, например, Гай Питерс – по составу налоговых поступлений.19

Тема обусловленности социальной функции государства политическим режимом не являлась предметом фундаментального анализа в рамках теории права и государства, тем не менее, данный аспект проблемы отмечали некоторые российские исследователи.20 Качественные характеристики осуществления социальной функции государства обусловлены наличием того или иного политического режима. Социал-демократические режимы (например, в Швеции) предполагают активное осуществление социальной функции, что ведет к значительным затратам из государственного бюджета. Либерально-демократические политические режимы предполагают значительную степень оптимизации затрат на социальную сферу из государственного бюджета (пример - современная Великобритания). Отмечается зависимость содержания и структуры социальной функции от этнонационального и культурного контекстов. Так, в Японии самым активным субъектом реализации социальной функции является семья, а в Германии - частная корпорация. Социальная функция свойственна и антидемократическим режимам (например, политический режим в СССР принято квалифицировать как тоталитарный, но в Советском Союзе социальная функция осуществлялась активно).

Акцентирован момент доказательства того факта, что правовое государство является социальным, поскольку данный аспект является особым предметом научно-политической дискуссии. Это обусловлено уровнем развития общества (индустриальный или постиндустриальный) и правоотношением гражданства.

В ходе исследования автор доказывает, что нет жесткой прямой зависимости ни между формой правления и социальной функцией государства, ни между формой территориального устройства и социальной функцией государства. Так, Япония является монархией, социальным государством, которое с определенной долей условности можно отнести к корпоративному типу. Хотя в Японии не столько корпорация несет основное бремя по осуществлению социальной функции, сколько семья, что отличает Японию от, например, Германии, которой присуща республиканская форма правления, и которая также относится к корпоративному типу социального государства. Дания является унитарным государством, а Швейцария является федеративным государством. Оба эти государства относятся к зрелому социал-демократическому типу социального государства. Определяющим критерием степени развитости и качества социальной функции является уровень развития конкретного государственно-организованного общества и этнокультурные особенности. Существуют различия в организационных моментах реализации социальной функции, которые в определенной степени обусловлены унитарным или федеративным способом территориальной организации государства.

Глобализация экономики и некоторые демографические тенденции способствуют унификации социальной функции государства, обеспечивают процесс сближения различных типов социального государства. С появлением хорошо интегрированного глобального рынка расходы на перераспределение материальных благ и осуществление выплат на социальные нужды ограничиваются из-за мобильности капитала, перемещающегося туда, где производственные расходы сравнительно низкие. Это предопределяет приватизацию социальной функции государства. Рост транснациональных корпораций и быстрые технологические изменения (в основном в информационной и коммуникативной сфере) усиливают экономическую взаимозависимость различных государств и предполагают некоторое снижение потенциальных возможностей социальной функции государства. Размытость государственных границ обусловливает гипермобильность трудовых ресурсов. Возникает замкнутый круг: с одной стороны, необходимо всячески развивать социальную функцию, чтобы сохранить рабочую силу, с другой стороны, развитая социальная функция государства предполагает высокие расходы, соответственно, высокие налоги, которые в свою очередь активизируют мобильность капиталов и трудовых ресурсов.

Произошли изменения и в сфере концептуально-идеологического плана. Новая идеология социального государства предлагает оценивать последствия интенсификации прямых выплат из государственного бюджета на социальные нужды как препятствие для самореализации личности, а увеличение бюджетных расходов на реализацию социальной функции - как политическое фиаско правящих партий.

Существуют различные варианты периодизации данного социального явления, но наиболее аргументированными нам кажутся классификации социального государства с исторических позиций, предложенные М. Пауэллом и М. Хъюиттом,21 а также современным российским исследователем С.В. Калашниковым.22

На сегодняшний день реализацию социальной функции в Великобритании можно считать одной из самых успешных, поскольку ее осуществление позволяет не только обеспечить сравнительно высокий уровень благосостояния практически всем гражданам, но и обеспечивает относительно положительную динамику развития экономики государства.

В современной российской науке получила распространение периодизация социального государства С.В. Калашникова:

Читайте также: