Были ли права у женщин в древнем риме

Обновлено: 02.07.2024

Ключевые слова: ПРАВОВОЙ СТАТУС ЖЕНЩИН В ДРЕВНИХ ГОСУДАРСТВАХ; ЗАКОНЫ ХАММУРАПИ; ЗАКОНЫ МАНУ; ЗАКОНЫ 12 ТАБЛИЦ; ДИСКРИМИНАЦИЯ; ПАТРИАРХАТ; THE LEGAL STATUS OF WOMEN IN ANCIENT STATES; THE LAWS OF HAMMURABI; THE LAWS OF MANU; LAWS OF THE 12 TABLES; DISCRIMINATION; PATRIARCHY.

Аннотация: В статье рассматривается правовое положение женщин в Древнем Вавилоне, Древней Индии и Древнем Риме путем анализа исторических источников: Законы Хаммурапи, Законы Ману и Законы 12 таблиц. Основное внимание автор сосредотачивает на изучении правового статуса женщины на основе анализа семейно-брачного, имущественного и наследственного отраслей права.

В истории большинства стран правовое положение мужчин и женщин не было одинаковым. В условиях существования патриархальной семьи, лишь мужчина мог быть полноправным человеком, женщина же всегда была ограничена в правах и подчинена мужчине: сначала отцу и брату, затем мужу и сыну. Она была незаменима лишь с точки зрения необходимости продолжения рода, чем и определялся ее статус, общественное положение и широта предоставляемых ей прав.

Особенности правового статуса женщины в Древнем Вавилоне, Древней Индии и в Древнем Риме можно определить путем анализа сборников правовых норм, существовавших в те времена – Законов Хаммурапи, Законов Ману и Законов XII таблиц.

Женщина в Древнем Вавилоне не была бесправной: она могла, например, принимать участие в деловой жизни и заключать договоры, нести храмовую службу, однако в семейной жизни была значительно подчинена мужчине [1, с.24].

Будущего мужа женщине выбирал отец. Он давал ей приданное, а жених должен был уплатить за нее выкуп отцу, в качестве потери рабочей силы. После этого заключался брачный договор, в противном случае брак считался недействительным (ЗХ, ст. 128) [2, с.34].

В Древнем Вавилоне существовало два принципа – свободный развод у мужчин и ограниченное право на развод у женщин. Для женщин было установлено три законных основания к разводу: прелюбодеяние мужа, безосновательное обвинение в супружеской неверности и оставление им дома и местности проживания (ЗХ, ст.131, 134, 142) [2, с.34-36]. Последняя причина имела оговорки: 1)жена могла уйти только, если у нее нет средств существования, 2) если мужа брали в плен, и он возвращался, жена возвращалось к нему, 3) но если он бросал поселение и убегал, права на возвращение жены он не имел. При этом сыновья шли за своим отцами (ЗХ, ст. 135, 136) [2, с.34-35]. Муж мог прогнать женщину без всяких причин. Вескими аргументами считались бесплодие жены (ЗХ, ст.145), тогда муж мог взять наложницу, которая не равнялась в правах с женой; тяжелая болезнь (ЗХ, ст. 148, 149), однако муж был обязан ее содержать, а если она захочет вернуться в отчий дом – возместить приданное [2, с.36-37].

В области имущественных отношений жена имела определенные права: исключительное право на свое приданное, она забирала его при разводе (ЗХ, ст.142,149); могла распоряжаться документально закрепленными дарами мужа (ЗХ, ст.150,171); могла претендовать на долю от наследства мужа (ЗХ, ст.171); в случае смерти мужа-раба женщина, если она приходилась дочерью полноправному человеку, могла претендовать на половину совместно нажитого имущества (ЗХ, ст.176) [2, с.36-39]. Жена не была материально бесправной, но имела ограничения. Например, оставшись вдовой, она не имела права отчуждения, доставшегося ей от мужа имущества (ЗХ, ст.171) [2, с.39].

Муж мог продать жену в рабство за долг или не послушание, тем не менее, женщина обладала свободой, не будучи равной мужчине.

Жрицы имели привилегии в древневавилонском обществе. Они обладали большей правомочностью, нежели обычные женщины: могли заключать договор купли-продажи (ЗХ, ст.40); при разводе от мужа, которому родила детей, получала не только приданное, но и половину его имущества (ЗХ, ст. 180); если отец не дал ей приданного, она получала в распоряжение долю от его имущества (ЗХ, ст. 180) [2, с. 25,40]. Таким образом, жрицы имели гарантированное право на наследство, на обеспечение, имели право принимать участие в деловой жизни [1, с. 26].

Немного иным был статус наложниц: претендовала на долю в имуществе отца, только если он не обеспечил ее приданным и не выдал замуж (ЗХ, ст. 184); не равнялась с женой мужчины, в доме которого находится, даже в случае рождения ему детей (ЗХ, ст. 145) [2, с.41,36].

В сравнении с вавилонским обществом, женщина в Древней Индии находилась в приниженном положении. Она считалась объектом собственности своего мужа. Брак представлял имущественную сделку, в результате которой муж приобретал себе жену, и она становилась его собственностью.

Женщина должна была посвятить свою жизнь семье, беспрекословно почитать своего мужа, после его смерти оставаться ему верной. Она не могла вторично выйти замуж, после смерти мужа. Такой брак считался позорным (ЗМ, гл. V, ст. 162) [2, с.88]. Муж же мог свободно жениться, после смерти своей жены. Также женщина не могла выйти из брака, даже если муж продал или оставил ее (ЗМ, гл. IX, ст. 46) [2, с.101].

Женщина не имела доступа к священным книгам и религиозным учреждениям, считалась неспособной к обучению [3, с.211-211].

Законы Ману называют шесть видов собственности женщины: данное при помолвке, на свадьбе, в знак любви, полученное от брата, матери или отца [3, с.216].

Также в Древней Индии женщина не могла выйти замуж за человека из более низкой варны, при этом мужчина мог жениться на девушке ниже статусом, тем самым подымая значимость ее рода. В Древнем Вавилоне в неравных браках женщина сохраняла, а ее дети наследовали более высокий статус.

Таким образом, женщины в этих государствах подчинялись мужчине, однако у этого есть плюс: мужчина обязан был их обеспечивать, воспитывать детей, от женщины требовалось лишь рождение потомства.

Правовой статус женщины в Древнем Риме имеет несколько отличий.

Сохранялся контроль отца над дочерью, однако появляется понятие эмансипация – освобождение зависимого члена семьи из-под отцовской власти. Такое освобождение автоматически происходило, если девушка избиралась весталкой.

После смерти отца дети переходили под власть опекуна, контроль которого мог быть не таким строгим, к тому же от него можно было избавиться. Затем роль опекунства снижается, появляются законы, позволяющие выходить из-под опеки свободнорожденным женщинам, родившим троих детей и вольноотпущенницам, имевшим четырех.

Необходимо было согласие женщины на вступление в брак. К тому же существовала форма брака, при которой женщина не подчинялась мужу, а оставалась под властью отца. Измена жены каралась смертной казнью.

Женщинам запрещалось усыновлять детей. После развода или смерти супруга женщины сталкивались с проблемами доказательства отцовства детей, родившихся после этого.

Имущественные права женщины зависели от формы брака. При браке жена была лишена активной имущественной правоспособности: все, что она приобретала, переходило к мужу [4, с.46]. Если оставалась под властью отца – получала наследство от него, полноправно распоряжалась приданным, если под властью мужа, то получала наследство от мужа, лишалась приданного. Получала в полное распоряжение имущество, выделенное человеком, под властью которого она находилась.

Женщины в Древнем Риме не имели политических прав, однако позже они смогли стать свидетелями в суде, и имели право писать послания к императорам.

Таким образом, в этих государствах правовой статус женщины имеет свои особенности, связанные с семейным положением, степенью физической свободы, религиозными убеждениями и т.д. Однако их объединяет одно безосновательное ущемление и ограничение женщин в их правах в связи с расцветом патриархальности в обществе.

Общественный строй строй Римской империи считался патриархальным — важное влияние на порядок в государстве устаналивали мужчины. Они занимали высокие должности и зачислялись в ряды римской армии. Вместе с тем, женщины Древнего Рима пользовались правовой защитой и имели множество привилегий, в отличие от рабов и граждан иностранных государств. Статус женщин определялся положением отца.

Влияние женщин в Древнем Риме распространялось через материнство и брак. К примеру, матери Юлия Цезаря и Гракхов считались в римском обществе образцовыми женщинами, поскольку они способствовали правильному воспитанию и блестящей карьере сыновей. Они пользовались политической властью, их изображения чеканились на монетах и становились образцами красоты в искусстве.
Жена Марка Антония, римлянка Фульвия, осуществляла командование во время военных кампаний во время беспорядков среди гражданского населения. Ее профиль украшал римские монеты того времени.
Плотина, получившая неограниченную власть в обществе благодаря влиятельности супруга — императора Траяна и приеемника трона Адриана. Письма Плотины служили эталоном культуры переписки, приравниваемой к государственным документам. Петиции — ответы на вопросы населения Рима были открыты для общественности. Это свидетельствовало о высоком положении женщин в империи.

Начиная с I в. н.э. дочери наследуют на правах, равных с сыновьями в случае отсутствия завещения отца.
Женщина обладала правами на собственное имущество, принесенное в брак, даже после смерти отца. Она могла распорядиться собственностью по своему усмотрению и даже оказывать влияние на решения сыновей путем распределения имуществом. В имперский период дети брали имя отца, позже — матери.

Женщины в Риме имели право на физическую и половую неприкосновенность. Изнасилование считалось преступлением и каралось законом. Существовала презумпция отсутствия вины девушки при рассмотрении подобных дел. Причиной принятия данного акта послужила история об изнасиловании Лукреции наследником Цезаря. Она покончила с собой после произнесения речи против произвола власти, выразив политический и моральный протест действующему порядку. Очевидно, это был первый призыв к установлению республики и свержению монархии.
Женщина с низким положением в обществе, актриса или проститутка, была защищена от физического посягательства договором ее купли-продажи. За изнасилование рабыни владельцу полагалось возмещение материального ущерба.
Изменение положения женщин осуществлялось во время прихода к власти христиан. Святой Августин считал, что изнасилование — это акт, в котором жертва пообщряет насильника на совершение преступления. При Константине при побеге дочери с мужчиной, если в том отсутствием согласие отца, оба молодых человека подвергаются сожжению живьем. Если девушка была несогласна на побег, то все равно в этом усматривалась ее вина, поскольку она могла спастись, крича о помощи.

Теорию о равных правах мужчин и женщин, справедливых отношениях, впервые озвучили философы Музониус Руфус и Сенека. Они утверждали, что природа мужчин и женщин одинакова, поэтому женщины могут выполнять те же обязанности, равно как и иметь те же права наряду с мужчинами. Их воззрения благотворно повлияли на обособление прав женщин в республиканский период.
Женщины в Древнем Риме наделялись всей полнотой прав свободных граждан. Они наследовали, распоряжались имуществом, заключали сделки, вели торги, могли открыть собственный бизнес. Многие римлянки занимались благотворительностью, организовывали общественные работы.

Император Август впервые в истории Древнего Рима принял ряд законов по созданию определенного морального облика женщин. Прелюбодеяние стало трактоваться как преступление stuprum — запрещенный законом половой акт, произошедший между женщиной, находящейся в браке, и любым мужчиной — не ее мужем. Любовные отношения женатых мужчин считались нормой, если женщина была из низших маргинальных слоев общества — infamis.
Дочери получали одинаковые с мальчиками права на образование. Доступность посещения начальной школы определялась состоятельностью семьи: если родители могли заплатить за образование, дети ходили в школу. Дочери сенаторов и служащих римской армии брали уроки в возрасте с 7 до 12 лет. Женщины могли получить достаточный уровень образования для работы секретарями или писцами.

В Древнем Риме женщины подвергались разнообразным пыткам. При Тиберии применялось битье до смерти ключими ветвями терновника, отрубание конечностей. Если после сбрасывания в реку Тибр несчастным удавалось спастись, их топили с лодок палачи. Император Гай Калигула прославился страстью к страданиям заключенных. Он придумывал все новые и новые способы доведения людей до гибели. Их закрывали в клетках с хищными голодными животными, отрубали им конечности, клеймил раскаленным железом. Женщины и дети не составляли исключения. Самыми страшными были пытки перед смертью версталок — женщин, поклявшихся сохранить целомудрие до 30 лет. Их в древнем Риме было всего шесть. Тех, которые не исполняли обещание, закапывали под городскими воротами, били плетьми. Часто женщин сжигали на костре. Император Неров вошел в историю как жестокий палач, присутствующий на пытках в качестве зрителя.

Женщины Древнего Рима как граждане пользуются правовой привилегией и защитой, которая не распространяется на неграждан или рабов римского общества.
Однако, строй был патриархальным, и женщины не могли занимать государственные должности или служить в армии.

Женщины высших классов осуществляли политическое влияние через брак и материнство. Во время Римской республики, матери братьев Гракхов и Юлия Цезаря были отмечены как образцовые женщины, которые способствовали карьере своих сыновей.
В имперский период, женщины императорской семьи могли приобрести значительную политическую власть, и регулярно изображались в официальном искусстве и на монетах.
Фульвия, жена Марка Антония, командовала войсками во время римских гражданских войн и была первой женщиной, чей профиль появился на римских монетах.
Плотина имела влияние, как на своего мужа, императора Траяна, так и на его преемника Адриана. Ее письма и петиции на официальные вопросы были доступными для общественности. Это было признаком того, что ее взгляды рассматривались как важное общественное мнение.
Гражданский статус ребёнка определяется тем, кем была его мать. И дочери и сыновья подвергались Patria potestas, власти своего отца в качестве главы семейства.
В разгар империи (1-2-го века), правовой статус дочерей мало чем отличается, если вообще отличается, от сыновей. Девушки имеют равные права наследования с мальчиками, если их отец умер, не оставив завещания.

В классическом римском праве, муж не имел права злоупотреблять своей женой физически или принуждать ее к сексу. Избиение жены было достаточным основанием для развода и других юридических действий против мужа.
Поскольку она оставалась юридической частью семьи, в которой родилась; женщина римского общества всю жизнь держала имущество собственной фамилии. Дети чаще всего брали имя отца, но в имперский период иногда берут часть имени своей матери, или даже использовали его вместо имени отца.

Римские женщины могли явиться в суд и оспорить дело, это было для них обычным случаем. Они были одновременно пренебрежительными, как слишком невежественные в юридической практике, так и слишком активные и влиятельные в правовых вопросах — в результате появился указ об ограничении женщин в ведении дел от своего собственного имени.
Даже после введения этого ограничения, есть многочисленные примеры того, как женщины принимали обоснованные действия в правовых вопросах и диктовали правовую стратегию мужчинам адвокатам.

В римском законодательстве женщины не составляли определенный юридический класс. Закон был напр а влен на разрешение конфликтов, вовлекающих женщин, но он никогда не предлагал даже простейшего определения женщины как таковой, хотя при этом для многих юристов общее убеждение в женской слабости рассудка ( imbecilltas mentis ), легкомыслии и обычной слабохарактерности ( infirmitas sexus) служило удобным объяснением женской статусной неправоспособности. С другой стороны, разделение полов являлось основополагающим принципом римской правовой системы. На первый взгляд, это может выглядеть совершенно естественным: половое воспроизводство является природным явлением, и правовые системы принимают его во внимание по умолчанию. Это несомненно верно в отношении Французского Гражданского Кодекса и других современных западных правовых систем, в которых разделение полов настолько воспринимается как само собой разумеющееся, что даже часто не формулируется: подтверждением данного утверждения может быть тот факт, что собирающимся вступить в брак согласно букве французского закона не требуется быть представителями разного пола. По контрасту, в римской правовой традиции, также как и в каноническом праве, данное требование было четко сформулировано и даже специально выделено, ибо для римлян деление по признаку пола было не просто фактом, но являлось нормой. Римские граждане принадлежали к одной из двух групп, mares или feminae , и брак явным образом соединял члена одной группы – мужчину - с членом другой - женщиной. Тем не менее, лучший способ понять эту норму – рассмотреть не типичные, а пограничные случаи. В самом деле, в соответствии с казуистическим характером римского права, принцип прояснялся искусным проведением границ там, где естественные разграничения не срабатывали: например, в случаях, касающихся гермафродитов.

Для римских казуистов, которые в основание метода закладывали собирание редких случаев, не классифицируемых в соответствии со стандартными категориями – случаев, в которых, именно потому, что они не поддавались классификации, суждение должно было открыто базироваться на произвольном радикальном выборе – гермафродизм представлял идеальнную почву для проверки императива разделения полов. Юристы полагали, что системе, основанной на гендерных различиях, нет альтернативы. В этом они просто были поддержаны стандартом институциональной логики: управление социальным механизмом посредством проведения различий. Я взяла эту идею из работы Леджендра по дуалистической традиции Западных догматиков, которая основывается равным образом на римском и каноническом праве. Структурные антропологи, очарованные присущими сериям бинарных оппозиций комбинаторными возможностями, попытались свести все социальные различия к элементарным структурам обмена и взаимодействия. Но социальные различия всегда базируются на первоочередных фундаментальных принципах. Без этих принципов оппозиции, которые действуют в антропологическом анализе, не существовали бы. В данном случае, фундаментальным принципом является юридическое правило, что должно быть два пола. В силу этого принципа, дихотомизация, дополненная правом, гарантированно являлась не только рациональной, но и субстанциональной 1 .

Таким образом, когда римские казуисты Римской империи, без сомнения, опиравшиеся на раннее республиканское (и даже понтификальное) право, закладывали в качестве нормы положение о том, что человечество делится на две группы, мужчин и женщин, они использовали право как лабораторию, в которой демонстрировался неоспоримый факт: только утверждение, что каждый индивидуум принадлежит к одной из двух законно учрежденных гендерных групп было способно разрешить естественную неопределенность пола. После тщательного обследования каждый андрогин должен быть классифицирован как мужчина или как женщина.

Так как различие полов было столь существенным, юристы считали обязательным для себя рассмотреть случаи, в которых признаки обоих полов присутствовали в равной мере. Они делали это несмотря на необходимость классифицировать гермафродита только как мужчину или женщину. Этот вопрос являлся чисто юридическим, так как природа не давала оснований для его решения. Но римское законодательство разрешало спорный вопрос точно так же, как это делало каноническое право при ответе на вопрос, какие физические отклонения могут помешать человеку принять духовный сан: решающим фактором является маскулинность 5 . В противоположность такому подходу римские врачи (которые не были обязаны классифицировать человеческое существо в качестве только мужского или женского) были способны рассуждать об uterque sexus , истинной смеси полов, чья сексуальная природа была поистине неопределима 6 . В религиозной традиции феномен гермафродизма трактовался как причуда природы. Анналы часто упоминают изгнание гермафродитов, многие из которых были сброшены в реку Тибр 7 . Итак, не представляет трудности вообразить абсурдный случай с существом, равным образом наделенным мужскими и женскими чертами; лишь право настаивает на вынесении решения по принципу также/ или.

Итак, римское право трактовало разделение полов как относящееся к юридической сфере. Оно являлось не природным фактором, а обязательной нормой. До тех пор, пока данное обстоятельство не будет осознано как решающее, невозможно понять особенности правового положения женщин в древнем Риме. Их статус не является только следствием социальной структуры римского общества, не может он быть связан исключительно с социальной и экономической эволюцией римского государства (как пытаются представить положение дел многие историки). Скорее, статус был тесно связан с разделением полов и принципом дополнительности как организующей нормой. Таким образом, вопрос заключается скорее в правовых функциях, приписанных обоим полам, а не в правовом положении женщин. Структура, с которой мы имеем дело, может неограниченно воспроизводиться, так как ее постоянство усилено законом об ответственности родственников за воспроизводство самого общества. Именно законодательство институализировало мужчин и женщин в качестве отцов и матерей (в соответствии с процедурой, о которой я должен буду больше сказать впоследствии). То, что повторялось с каждым поколением, - не жизнь сама по себе, а правовая организация жизни.

Хотя сексуальные отношения лежали в основании первого брака, как только брак был конституирован, секс перестал быть существенной частью брака. Физическое взаимодействие не имело более отношения к правовому статусу пары. Данная абстракция, предлагаемый вариант осуществления взаимодействия, имели различные последствия как для мужчин, так и для женщин (как мы увидим в дальнейшем). Сейчас же достаточно отметить, что брак имел такой же результат, что и физические отношения, так как правовая система немедленно трансформировала сексуальность в установленные законом нормы. Мужские и женские роли были определены абстрактно в системе, которая не оставляла места биологическим аномалиям. Явления и действия физической природы были просто приняты без доказательств, так как закон заменил требуемое природой своей собственной версией.

Статус мужчин и женщин.

Теперь если (как я принимал во внимание на протяжении всей работы), правовое положение женщины не может быть объяснено без обращения к отношениям между полами, особенно важно обратить пристальное внимание на сходство и различие в отцовском и материнском статусе. Жена, не имеющая детей, остается матерью – социальная фикция. Наоборот, любая мать законнорожденных детей получает наименование materfamilias – социальный факт ( в противоположность положению, что мужчина, имеющий детей от своей жены, не становится автоматически paterfamilias ). Почему представление о материнстве (юридически ограниченное материнством в браке) таким образом смешивает факт и фикцию? Женщина выводит свой титул materfamilias из своей физической природы, в то время как мужчина владеет правом, ничего общего не имеющим с его положением порождающего: в чем состоит правовое значение этого различия?

Что данное несответствие говорит нам относительно функционального разделения, которое римкое право проводит между полами? И в завершение ряда вопросов: было ли правовое положение римских женщин – и возможно женщин в странах, где преобладали традиции римкого и канонического права – определено главным образом ролью, заданной женщинам отношениями родства?

Правовое положение женщин определялось рядом сложных и меняющихся правил, и мы должны принимать во внимание то обстоятельство, что основная часть этих правил была внутренне согласована. Наиболее характерная подсистема этих правил, или по крайней мере та, которой историки права уделяют наибольшее внимание, относится к неправоспособности женщин и выглядит крайне непоследовательной. Позднее мы обнаружим объединяющий ее принцип: женщины были юридически неправоспособны только в случае, если им было необходимо представлять других, но не в отношении их собственных прав. Сфера правовой деятельности женщин вряд ли простиралась за пределы ее самой. С целью придать смысл проводимому анализу я должен показать как это положение соотносится с изначальным разделением полов, с которого мы начали. Если мы скажем, что по мере изменения социальной практики и развития законодательства модальности разделения полов приобретали другие очертания и приспосабливались к нуждам меняющегося общества, то это будет трюизмом. Но с точки зрения юристов, истрия, которая сосредотачивается исключительно на изменениях, упускает наиболее существенное: лежащие в основании структуры. Другими словами, изменяющаяся внешняя сторона дела - то, что интересует историков – является всего лишь способом приспособления неизменяющихся структур к изменяющемуся времени. Что же остается? Институты, которые определяют различия между мужчинами и женщинами. Состояние неправоспособности, само находящееся в развитии – всего лишь симптом.

Женщины, семья и власть передачи прав.

Отцовская власть и наследование.

Почему система была столь сложной? Совершенно ясно, что ответ заключается не только в родстве. Читатель может посчитать странным, что столько места отводится рассмотрению прав мужчин в главе, посвященной правам женщин. Но другого способа добиться верного понимания того, почему наследование не передается по женской линии, нет, если мы не хотим ограничиться всеобщим убеждением, что женщины страдали из-за установленного законами римского права приниженного положения. Еще хуже ошибочное заключение, выводимое из представления о том, что только агнатическое родство было признаваемой законом формой наследования 25 . Важно понять, почему передача наследства по мужской линии требует неразрывности власти на момент вступления в права наследования. Отсутствие аналогичной власти может быть ключом к пониманию статуса женщины.

Отсутствие у матери Patria potestas.

Система наследования без завещания основывалась на правилах, которые формировались вопреки нормам, основанным на родстве. Во времена, когда женщина вступала в брак в рамках так называемой manus - системы, она входила в дом своего мужа на правах дочери (filiae loco) и становилась его наследницей вместе с другими надлежащими наследниками, состоящими под властью ее мужа. Следовательно, закон определял мать как единокровную сестру ее собственных детей на основании того, что они все находились в пределах юрисдикции и под potestas одного и того же главы семейства . Благодаря этой юридической уловке дети получали возможность наследования матери не потому, что они являлись ее детьми, а потому, что они все были агнатическими родственниками33. Приведенный пример показывает, как агнатическое родство может быть сведено к связи, вырастающей из пребывания под властью одного и того же лица. При тщательном рассмотрении выясняется, что фактически все агнаты могли быть допущены к наследованию: братья и сестры были субъектами отцовской власти; дяди, тетки со стороны отца и племянники – субъектами власти отца домовладыки. Дед мог и не прожить так долго, чтобы обладать властью над двумя поколениями, но самой возможности этого было достаточно для объединения поколений в одну группу. Подобный довод мог быть приведен относительно двоюродных сестер с отцовской стороны. Подводя итог, можно сказать, что порядок агнатического наследования являлся юридическим построением, основывающимся на единстве и непрерывности власти34.

Если отвлечься от законного наследования, биполярность родства в Риме давала индивидууму значительную свободу в выражении чувств и принятии обязательств в отношении родственников. Завещания были конкретной демонстрацией важности связи с матерью и родственниками по материнской линии. Филипп Моро опубликовал блестящую серию о знатных выходцах из Ларина в Умбрии в 70-60 гг. до н. э., а С. Диксон изучала связи по материнской линии в семье Цицерона. Состояние жены Цицерона, Теренции, было по-видимому вполне достаточным, чтобы быть использованным для обеспечения будущего ее детей, а не быть возвращенным агнатам45. Женщины имели собственность для передачи наследникам, так как они наследовали имущество своего отца, будучи равными в принципе со своими сонаследниками-мужчинами. Они могли быть также названы бенефициариями в завещании, хотя закон Вокония от 169 г. до н. э. запрещал гражданам, принадлежащим к первому налоговому классу называть женщин в числе наследников. Однако во времена Цицерона этот закон практически потерял свое значение и мог быть легко обойден приказом мужчине-наследнику передать часть унаследованного имущества женщине46. Таким образом, дочери и вдовы получали собственность, которая затем переходила в распоряжение их детей. Другим источником средств у женщин было приданое, которое выделялось в их пользу отцами. Родственниками, друзьями семьи и обычно возвращалось жене после расторжения брака. Приданое состояло из собственности, находящейся под опекой, неотчуждаемой собственности, наличных денег, одежды, рабов, земель и зданий; в высших классах оно могло представлять солидное состояние. Например, шестидесяти талантов золотом оказалось недостаточно для наследников Эмилия Павла, чтобы вернуть приданое его вдове. Теренция принесла своему мужу приданое в 400000 сестерциев, сумму равную имущественному цензу римского всадника, второго высшего класса в Риме. Цицерон испытывал непреодолимые финансовые затруднения, когда должен был выплатить приданое дочери в рассрочку тремя ежегодными платежами (и мы знаем, что сумма в 60000 сестерциев составляла лишь часть каждого платежа). Бремя платежа было столь тяжким, что когда беременная Туллия решилась в 46 г. до н. э. на развод при полностью выплаченном приданом, Цицерон горько сожалел, что эта мысль не посетила ее годом раньше, когда подходил срок третьего платежа47.

Наследование, завещание, наследства, приданые: женщины имущих классов имели ценную собственность для передачи в случае их смерти. В этой статье нет места для обсуждения вопроса о том, каким образом используя свое богатство женщины были в состоянии достаточно часто расстраивать работу механизма мужской власти, который отчасти был причиной ограничения правоспособности женщин. Давайте начнем с вопроса, действительно ли наследование от матери к детям представляло продвижение, как некоторые считают, от агнатической к неразделенной системе родства (так как такое наследование шло за счет агнатических родственников, особенно родственников по боковой линии со стороны отца).

1 P. Legendre. L inestimable objet de la transmission. Etude sur le principe genealogique en Occident (Paris, 1985), pp. 41 ff.

Если вы обратитесь к юристам, которые по обыкновению изучают учреждения лишь при помощи законодательных текстов, они изобразят вам в самых мрачных красках положение женщины в древнем Риме: она лишена всех гарантий, которые по более мягким греческим законам ограждают ее интересы; она — беззащитная жертва отца или мужа, который имеет над нею право жизни и смерти; ее продают, покупают, приобретают на основании давности владения, она служит предметом иска в суде, как рабыня или как животное; ее бесправие и ее рабство кончаются только вместе с жизнью; от тирании мужа или отца она освобождается только для того, чтобы подпасть тирании родственников.


Но если вы оставите на время в стороне юридические формулы и посмотрите, как определилось положение женщины на основании нравов и обычаев, какое место занимает она в общественной жизни, одним словом, что она представляет собой в действительности, то вы увидите, как сцена, так сказать, внезапно переменится на ваших глазах .


Глава семейства — отец беспредельно властвовал в семье, и власть его в семье была оформлена законодательно. В состав семьи входили не только отец и мать, но и сыновья, их жены и дети, а также незамужние дочери.

Фамилия включала в себя и рабов и все домашнее имущество.

Власть отца распространялась на всех членов фамилии.

Практически все решения относительно членов семьи отец принимал сам.

При рождении ребёнка он определял судьбу новорожденного; он либо признавал ребёнка, либо приказывал умертвить, либо бросал без всякой помощи.


В римских семьях женщина имела большие права, так как на неё возлагались обязанности по ведению домашнего хозяйства. Она была полновластная хозяйка в своем доме. Считалось хорошим тоном, когда женщина хорошо налаживала семейный быт, освобождая время мужа для более важных государственных дел. Зависимость женщины от мужа ограничивалась, в сущности, имущественными отношениями; владеть и распоряжаться имуществом без разрешения мужа женщина не могла.

Римляне не держали своих женщин в тиши и уединении гинекеев, она появлялась у них и в театрах, и на праздниках, и на пиру: везде ей было почетное место; всякий уступал ей дорогу, даже консул со своими ликторами.

Впрочем, ее редко можно было встретить в публичном месте или на общественном собрании: добродетель сделала ее такой же домоседкой, какою гречанка была по принуждению, — ее обычное место было у домашнего очага в атриуме. Этот атриум не был, подобно гинекею, отдаленным помещением, теремом в верхнем этаже дома, убежищем укромным и недоступным. Атриум был центральным помещением в римском жилище, общей залой, в которой сходилось все семейство, где принимались друзья и чужестранцы. Здесь у очага возвышался жертвенник богам-ларам, и вокруг этого святилища стояло все, что было самого драгоценного и почитаемого в семействе: брачная постель, изображения предков, холст и веретено матери семейства, сундук с документами и домашней кассой; все эти сокровища находились под охраной матроны.


Римская женщина свободно появлялась в обществе, ездила в гости, бывала на торжественных приемах. Но занятие политикой не было женским делом, ей не полагалось присутствовать на собраниях народа.

Влияние женщины проявлялось не только под сенью домашнего очага и в узком кругу семейной жизни. Женщина фигурирует на каждой странице римской истории. Напрасно закон устраняет ее от участия в общественных делах: ее влияние, явное или тайное, сказывается беспрестанно, решая судьбы государств. Можно подумать, что римляне в своих летописях и преданиях нарочно связывали самые славные свои воспоминания с именем какой-нибудь героини; и, если верить традиционной истории, Рим не менее обязан добродетели своих матрон, чем мудрости своих законодателей и мужеству своих воинов.

Случалось, что такие организации вмешивались в муниципальные дела и играли в них известную роль. В них обсуждался, например, вопрос о вознаграждении одному городскому магистрату и о изыскании средств для этого. Во время выборов женщины не подавали голоса, но зато они усердно агитировали в пользу того или другого кандидата. Богатых и знатных женщин признательность сограждан не отделяла от их мужей и им ставили общий памятник.

Уже тогда существовал женский день. В этот день матроны получали от своих мужей подарки, были окружены любовью и вниманием. Рабыни тоже получали подарки. Кроме того, хозяйка дома позволяла невольницам в этот день отдыхать. Облаченные в лучшие одежды, с благоухающими венками на головах римлянки приходили в храм богини Весты – хранительницы домашнего очага.

Читайте также: