Была ли махидевран законной женой сулеймана по истории

Обновлено: 04.07.2024


Единственная королева в Османской Династии, законная жена Кануни Султана Сулеймана, мать Султана Селима II (1566-1574). Некоторые источники указывают датой её рождения 1504 год.

Сложно говорить о каких-то схожих чертах в судьбе Хюррем и других бесчисленных девушек с такой же долей, кроме как о похожем начале – пленении и статусе наложницы. Честно говоря, её судьба отличается от всех придворных дам, потому что она – единственная, кому удалось подняться из положения обычной пленницы до свободной женщины и законной жены Падишаха. Невозможно не заметить тот уважительный образ, который она создала себе на международной арене. Если тот факт, что она была инициатором придворных убийств для того, чтобы трон достался одному из её сыновей, правда, то это стоит оценивать в рамках исторической действительности того периода. И думаю, с точки зрения исторической роли женщины стоит пересмотреть и подойти предметно к роли Хюррем во внутренней и внешней политике, влюблённости в неё Падишаха на протяжение 40 лет, её любви к изящным искусствам и благотворительности, литературному таланту и вкладу в гаремную жизнь. Сложно отрицать, что Хюррем была яркой, необычной и неординарной личностю.

Нет никакого документа или надёжного сведения, подтверждающего то, что Хюррем попала во дворец в Манисе в то время, как Сулейман ещё был шехзаде и наместником в Манисе. Поскольку она родила самого старшего сына Мехмеда в 1521 году, т.е на втором году правления Султана Сулеймана, скорее всего, она попала прямиком в гарем Стамбульского дворца. Доказательством того, что она могла попасть во дворец в Манисе служит тот факт, что, насколько красивыми бы девушки ни были, несколько лет они проводили за обучением, и только потом их представляли Султану или Шехзаде. Период обучения Хюррем выпадает на 1510-е годы, но она могла провести их в Крыму в Ханском дворце, во дворце в Манисе, в Стамбульском дворце или же под присмотром хранителя Султанских покоев Ибрагима Паши.

С другой стороны, другой Венецианский посол Навагеро описывал изнурительную борьбу Хюррем с остальными хасеки – Гюльфем и матерью Шехзаде Мустафы Гюльбахар Махидевран в попытке выдворить их из гарема. Если доверять написанному этим послом, то Махидевран исцарапала Хюррем лицо и таскала её за волосы. Но в итоге этой неистовой драки влияние Хюррем на Сулеймана возросло, а Махидевран была сослана к сыну в Манису, где он был наместником.

Хюррем прожила с Сулейманом практически 40 лет, из них первые 10 как наложница-хасеки, а последующие 28 лет после 1530 года и до самой смерти как Хасеки Султан (свободная законная супруга). В это время она фактически была королевой при Сулеймане Великолепном. Через год после того, как Хюррем получила этот почётный титул, в знак благодарности за свободу и брак она родила последнего ребёнка – Джихангира. Этот Шехзаде, рождённый уже от свободной женщины, в отличие от своих старших братьев имел физический недуг – он был горбатым и очень чувствительным. Всё своё детство он провёл во дворце с матерью Хюррем и старшей сестрой Михрюмах, получая образование – изучая риторику, религию, историю и искусство.

Смерть свекрови Хюррем Хафсы Султан в 1534 году позволило Хасеки укрепить свои позиции в гареме. Считается, что некоторые покои личного Султанского гарема, который в то время находился в Старом Дворце в Баезиде, в 1540-х годах были перенесены в Новый Дворец. Но наверняка порядки в гареме в тот период неизвестны.

Подобные сведения также дают Контарини, Лелло и Менавино в своих отчётах или воспоминаниях. Подтверждает это и Эвлия Челеби, который упоминает о переносе гаремных покоев из Старого Дворца в Новый после пожара в 1541 году. Пожар мог быть и просто поводом для переноса. В гаремных комнатах, которые дошли до наших дней, нет места, которое можно было бы считать общими покоями Хюррем и Кануни, но каждый, кто прогуливается гаремом, может почувствовать, что творцом здешней волшебной атмосферы и первой знаменитостью была именно Хюррем. Эвлия Челеби в 1540 году писал, что Падишахи обычно работают и ночуют в Новом Дворце, иногда посещая жён и детей, которые проживают в Старом Дворце.

Интересно также восстание Лжемустафы, которое длилось уже год на момент возвращения Кануни из Иранского похода летом 1555 года. Поговаривали, что оно было подстроено младшим из живых сыновей Хюррем – наместником в Карамане Шехзаде Баезидом. Мать и сын устроили этот театр, чтобы избавить Султана Сулеймана он клейма сыноубийцы. Мустафа якобы подозревал, что отец хочет казнить его, поэтому он не поехал в лагерь в Акююке, а послал вместо себя двойника. Когда подмену раскусили, двойник был казнён. Мустафа же тайно переехал в Румелию и поднял восстание. Эта постановка должна была спасти Падишаха-отца от угрызений совести и легализировать убийство, ведь в итоге мятежный Лжемустафа, надоумленный и обманутый Шехзаде Баезидом, будет пойман и казнён.

Опытный писатель если и даёт отсылки на источники, то они касаются не деятельности Хюррем, а политических событий. У Турхан Тана шестидесятилетний Падишах, находящийся в трауре по своему младшему сыну, сражающийся с возрастными болезнями и вернувшийся в Стамбул уставшим и разбитым, встречается с Хюррем, которой уже за пятьдесят, так, будто они молодые, полные сумасшедшей страсти любовники!

33 месяца c июля 1555 до апрелz 1558 года – это последний период, когда Сулейман и Хюррем не расставались ни на день. Падишах помимо глубокой печали после потери многих детей страдал ещё и подагрой, а у Хюррем к раннему старению и болезням по женской части прибавились ещё и другие, причиной которых были условия в гареме, возможно, даже туберкулёз. В эти последние три года под конец лета они переехали в Эдирне и там во дворце Кавак или в Сарайичи, оставаясь наедине, пытались унять свою боль, а может, даже говорили о смерти.

Один араб прибыл в Стамбул из Мекки для жалобы и случайно стал свидетелем похоронной церемонии Хюррем. Увиденное он записал на арабском языке и таким образом оставил важные исторические сведения об Османах. Этот документ, который сейчас хранится в архиве дворца Топкапы, был опубликован на турецком языке в статье Хайруллаха Орса:

Гроб до мечети Баезида пронесли на своих плечах визири. После совершения намаза под руководством великого муфтия она была предана земле. По ней скорбел весь Стамбул.

Интересна субъективность оценки христианина фон Хаммера относительно дочери священника Роксоланы, которая умерла мусульманкой в статусе королевы Великого Турка. Он вспоминает не столько её благие дела, столько её интриги у власти:

Благодаря своей красоте и уму она возвысилась от обычной рабыни до Императрицы и смогла сохранить свой авторитет даже в преклонном возрасте, когда уже утратила женскую привлекательность. Так же, как Сулейман имел абсолютную власть в государстве, Хюррем благодаря светлым идеям имела абсолютную власть над Падишахом. История должна резко осуждать её злоупотребление властью через коварные интриги, приведшее к смерти двух Великих Визирей, казни Шехзаде Мустафы и заложившие основу ревности между двумя братьями, ставшей причиной фатального противостояния после её смерти. Тюрбе Хюррем Султан, находящееся на одном из сем холмов Стамбула рядом с тюрбе Султана Сулеймана можно считать поучительной страницей захватывающей истории. Год её смерти (1558) принёс много смертей в правящие династии. В этом же году умерла королева Польши Изабелла, которая была такой же обворожительной интриганкой, как и Хюррем, королева Англии Мария и император Германии Шарль.

Ахмет Рефик не сжалился даже тогда, кода рассказывал об одиночестве пожилого Падишаха после смерти своей любимой Хасеки:

Наконец-то, Хюррем Султан – коварная дочь русского монаха (да, автор пишет именно монаха, видимо, Ахмет Рефик не разбирался в церковных чинах – прим.пер.), которая удовлетворяла свои потребности путём политических убийств, умирала в объятиях Султана Сулеймана. Эта смерть крайне огорчила Султана Сулеймана. Хюррем Султан, которая запятнала кровью его блестящий Султанат, оставила в его слабом сердце острую боль. Сулейман провожал её до самой могилы со слезами на глазах и приказал похоронить свою прекрасную Роксолану, которая разожгла в его сердце неугасающее пламя страсти, около мечети Сулеймание как символ своей вечной любви.

Хюррем умерла. Однако попытки женщин вмешиваться в государственные дела не прекратились, наоборот – они прижились и пустили корни. Женский Султанат, начавшийся с лёгкой руки Хюррем и длившийся около столетия, подточил и уничтожил Империю, словно стихийное бедствие, и поэтому турки годами мучились и были вынуждены лить слёзы.

Общее мнение обоих историков стоит ограничить только рамками 16-17 веков!

sc3bcleyman-mektup

Письмо Султана Сулеймана Хюррем Султан, 1535 г.

Поскольку Хюррем была русской рабыней, принявшей ислам, её язык имел шероховатости, по выбору слов в письмах это можно понять, но, наряду с этим, по письмам понятно, что она говорила и писала хорошо. Письма Хюррем был красочными, притягательными, с хорошим слогом. Таким образом Хюррем принесла в гарем новый стиль. Её дочь Михрюмах, дочь её сына Мехмеда Хюмашах и дочь Михрюмах Айше Султан использовали в своих письмах стиль и слог Хюррем. Хюррем Султан была настолько же чувственной, как и её муж, в письма, написанные ему, помимо приятного слога и привлекательных словосочетаний она также добавляла стихотворения, благодаря этому муж преувеличивал её особенности, и она в его глазах стала чуть ли не вторым Османским Императором.

Не спрашивай о любви Меджнуна, он безумен,
Не открывай тайну любви Ферхаду, что лишь легенда,
Я вчера ночью я ходил к любимой, излил ей свои печали,
А она слушала их с сонными глазами, словно легенду.

И двустишье Хюррем:

Эй, утренний ветер, передай моему Султану, что она несчастна и безутешна,
Скажи ему, что заливается плачем, как соловей, потому что не видит его лица, словно роза.

И вот самая известная газель, написанная Сулейманом для Хюррем:

Ты моя сила как сталь, моё уединение, смысл моего существования, любимая, луна моя, опора моя,
Друг мой сокровенный, смысл моего существования, самая красивая моя султанша,
Жизнь моя, ты как зеленые колосья пшеницы, прелесть моя, ты как вино – мой райский напиток, имя мое,
Весна моя, красота моя, торжество мое, моя любимая картина, мой поток радости,
Настроение мое, праздник мой, мое средство от усталости жизни, счастье мое, солнце мое, звезда яркая,
Мой оранжевый цитрусовый фрукт, очаг моей спальни,
Мое зеленое растение, мой сахар, молодость моя, весь мой мир внутри тебя, боль моя,
Дорогая моя, госпожа моего сердца и стихотворной строки,
Мой Стамбул, мой караван, земля моя греческая,
Моя очевидность, моя кыпчаг (так звали население, жившее в Xl-XV веках в степях от Каспийского до Черного морей, в настоящее время проживают в Египте и Сирии), мой Багдад, мой Хорасан (название провинции Эрзурума),
Мои волосы, выразительные брови, безумие чистых глаз, болезнь моя,
Я умру на твоей шее, ты помощь моя мусульманская,
Я в твоих дверях, потому что ты моя любимая рассказчица историй, тебя восхвалять буду я всегда продолжать,
Музыкальные гаммы моего чистого сердца, из моих глаз прольются чистой влагой, ты моя прекрасная Муххиби!

Переводы писем, опубликованные Ч. Улучаем, — это довольно длинные тексты. Большую часть занимают слова любви, пожелания и молитвы на смеси арабского и фарси, даже упоминаются аяты. Разве могла Хюррем владеть исламской культурой настолько, чтобы писать аяты? Очевидно, у неё были советники. В письмах есть также и турецкие слова и двустишья. Знаменательны последние строки и заметках на полях в некоторых письмах, подтверждающие, что Хюррем вмешивается в государственные дела. Два из сохранившихся писем написаны до смерти Шехзаде Абдуллаха и до рождения Баезида и Джихангира, т.е. в 1525-26 годах, остальные – в 1530-х.

Вот некоторые цитаты из этих писем.

Из первого письма:

Из второго письма:

(После того, как Хюррем написала, что один святой человек приехавший из Мекки, привёз рубашку, расписанную молитвами, которую ему послал во сне пророк Мухаммед, а рубашка эта приносит победу тому, кто носит её во время войны, она пишет)

Ради Аллаха и уважения к Всевышнему не пренебрегайте ношением этой рубашки. Ваш покорный слуга Мустафа (Шехзаде?), рабы Ваши Шехзаде Мехмед и Михрюмах и покорные слуги Селим Хан и Абдуллах славят Вас и кланяются Вам в ноги. Ваша рабыня Гюльфем передаёт Вам тысячу приветствий и молитв и кланяется Вам в ноги.

И потом Вы послали Вашей рабыне Гюльфем коробку одеколона и 60 филори, я не ведала, что творю, в миг съела (выпила?) этот одеколон, выдели бы Вы, что со мной стало! Ещё у нас были гости, я даже не знала, что им сказать. Я долго была в полудрёме, кто-то давал мне щелчки по носу, кто-то подшучивал. Вы сделали меня посмешищем, дай Бог, свидимся и объяснимся. Ещё Вы говорили заставить женщину поклясться и спрашивали о её средствах для ежедневных трат. Я сейчас взяла с неё клятву, но она ничего не сказала. Тогда я спросила у Энвара, он сказал, что осталось только 500 филори. […] Передаю свои приветствия своему брату Паше Хазретлери.

Из третьего письма:

Мой Султан, живите, пока существуют земля и небо, мой Падишах. Вы снова вдохнули в меня жизнь, отправили мне письмо и 5 тысяч филори. Но для меня даже волосок из Вашей бороды ценнее не то, что 5 тысяч филори, а ста тысяч. Также Вы интересовались положением в городе. Болезнь ещё не отступила, но по крайней мере, не бушует так, как раньше. Наши мудрецы говорят, что она полностью минует, как опадёт осенняя листва. Дай Аллах, когда сой Султан вернётся, она отступит по воле Аллаха. Мой Султан, я всё время молюсь о том, чтобы Вы часто посылали мне свои благодатные письма. Потому что Аллах мне свидетель, если гонец не приходит пару недель, у все начинается паника. Чего они только не говорят. Моему старшему Мехмед Хану и моему Селим Хану (оба этих шехзаде были вместе с отцом в походе) передаю всё приветствие м молитвы и целую им глаза. Ваш покорный слуга Баезид, Джихангир и рабыня Михрюмах кланяются Вам в ноги и целуют Ваши руки. Ваша рабыня Гюльфем и рабыня Дайе также склоняют своё лико к Вашим величественным ногам.

Из четвёртого письма:

После того, как Хюррем долго говорит о своей любви и рассказывает о счастье, вызванном получением письма от своего любимого:

Мой драгоценный любимый, смысл моего существования, мой государственный муж, мы получили в письме весть, что Вы в добром здравии. Если Вы спросите свою слабую безысходную рабыню, но для меня, мой дорогой, ночь – не ночь и день – не день. Как ещё я должна себя чувствовать, лишившись бесед с таким Падишахом как Вы? Клянусь Вам, огонь тоски по Вам пылает для меня и днём и ночью.

Из пятого письма:

Скорее всего, оно было написано, когда Падишах был в Иранском походе (Поход Элькаса Мирзы) 1548 года, Хюррем переслала его с помощью возвращавшихся из Мекки паломников. Она опять пишет, как сгорает от тоски, и передаёт приветствия от Джихангира, Михрюмах и Гюльфем.

Из шестого письма:

Пусть смерть настигнет этого окаянного как можно скорее, пусть Аллах проволочит его по земле и уничтожит, как Харуна. Наш славный мудрец отправил весть, что будет лучше, если Падишах в этом году не выступает. Потому что он выступил, такой был приказ Всевышнего, ничто не стало ему преградой. […] Не спускайте глаз с Вашего покорного слуги Рюстема Паши. Мой Султан, не судите Пашу по чьим-то чужим словам. В особенности ради вашей дочери Михрюмах.

Таки образом она попросила Падишаха оберегать своего зятя Рюстема Пашу, который был при нём в походе.

Из седьмого письма:

Послы того времени и писатели, утверждающие, что Хюррем приворожила Султана Сулеймана в некотором роде правы. Потому что каждое её письмо наполнено привораживающими словами любви и признаниями в своих чувствах. Падишах наверняка знал, что к этим гиперболизированным описаниям тоски приложили своё перо гаремные писари. Но в то же время он был уверен, что любовь к нему Хюррем имеет такой же накал, как и письма.

Махидевран

(Крым, около 1500 (?) – Бурса, 3 февраля 1581)

Венецианские послы, находившиеся в Стамбуле, в отчётах не гнушались писать различные слухи об Османском дворце, поэтому история Сулеймана и Мехидевран, уровень достоверности которой – загадка, была рассказана Европе в одном из таких отчётов. В рассказе Сулейман и наложница Махидевран были счастливы, но всё изменилось с попаданием в гарем Хюррем. Начались склоки и ревность. Однажды Махидевран подралась с Хюррем, таскала её за волосы и поцарапала лицо. Казалось, что напряжение между ними достигло пика в 1520, когда Сулейман приехал в Стамбул и взошёл на престол, однако матери Падишаха Хафсе Султан удалось сохранить спокойствие в гареме до своей смерти в 1534 году. После этого ссоры участились, и Падишах выслал Махидевран из дворца, отослав её в Манису, к Шехзаде Мехмеду, которого назначил наместником санджака Сарухан. Этот слух — одна из вступительных тем для романов о Хюррем. Однако сопровождение родными матерями Шехзаде в санджак было традицией. Поэтому нельзя связывать отъезд Махидевран в Манису и ссору с Хюррем.

Через несколько лет после смерти Хюррем Кануни получил от Махидевран письмо, в котором она жаловалась на жестокость продавцов в Бурсе, скопившиеся долги и аренду жилья, которую она не могла оплатить. Кануни посредством кадия Бурсы погасил долги Махидерван, выписал ей жалование, а на следующий год дом Лейсзаде в районе Имарет-и Иса в крепости Бурсы он выкупил для проживания Махидевран. (В наши дни улица, на которой в своё время находится этот дом, называется Махидевран.)

Гюльфем Хатун

(умерла после 1561)


Гюльбахар Махидевран-султан (ок. 1500 – 3 февраля 1580/1581, Бурса, Османская империя) – главная наложница османского султана Сулеймана I, мать шехзаде Мустафы.

Происхождение

Наложница султана

Махидевран входила в число семнадцати наложниц Сулеймана во время пребывания его на посту санджакбея Манисы; в то время она не принадлежала к числу главных наложниц шехзаде и, как и две других фаворитки Сулеймана, получала жалование только 4 акче в день (три главных наложницы получали на один акче больше). В 1515 году она родила первого сына – Мустафу. Смерть двух старших сыновей султана сделала Махидевран матерью единственного наследника престола и, согласно традиции, принесла ей титул главной жены (баш-кадын), которая была второй женщиной в гареме после валиде-султан (матери султана). Валиде Султан дала дала ей имя Махидевран (лунная госпожа).Также у нее был сын Ахмед, однако о годах жизни ничего не известно. Он умер в младенчестве, судя по всему от оспы. Также ей приписывают дочь Разию. Но и это не доказано.


Опасная соперница

В гареме у Махидевран была влиятельная соперница Хюррем Султан, которая была фавориткой султана. В 1521 году Хюррем родила первого сына, шехзаде Мехмеда; в 1522 году на свет появился шехзаде Абдулла, матерью которого одни историки считают Махидевран, а другие – Хюррем. В 1524 году Хюррем родила ещё одного сына, шехзаде Селима, а через год умер Абдулла, именно тогда Махидевран лишилась положения матери единственного наследника престола. Сулейман с равным уважением относился к обеим наложницам, однако к 1526 году он полностью переключил своё внимание на Хюррем. И в конечном итоге, единственной радостью Махидевран стал её сын Мустафа.

Чем больше сыновей рожала Хюррем, тем больше влияния она приобретала. Согласно донесениям венецианского посла Бернардо Наваджеро за 1533 год, борьба между женщинами вылилась в драку, в которой Хюррем оказалась пострадавшей стороной; результатом драки стало отдаление Махидевран от султана. В 1533 году Махидевран вместе с сыном уехала в Манису и вскоре после этого Хюррем стала законной женой султана. Махидевран потеряла статус главной жены.


Правления Мустафы в Манисе и Амасье

Последние дни с сыном

До самого конца жизни сына Махидевран старалась оградить его от политических врагов и скорее всего организовала и поддерживала обширную сеть информаторов для этой цели. Посол Тревизано в 1554 году писал, что в день казни сына Махидевран послала Мустафе записку с предупреждением, что отец хочет его убить, но Мустафа проигнорировал предостережение матери и друзей. Покровителем Махидевран и Мустафы был Ибрагим паша. После его казни защищать их было некому и именно тогда начался период недоверия Мустафе со стороны родного отца.

После казни Мустафы Махидевран вместе с наложницей сына Румеисой и двумя внучками отбыла в Бурсу. Жила она в бедности, будучи матерью опального шехзаде, Махидевран была лишена всех выплат и вынуждена была продать всё, что имело какую-либо материальную ценность, чтобы обеспечить себя и невестку жильём. Но даже в такой ситуации извечная соперница Хюррям не давала ей свободно дышать. Однако, после смерти Хюррям ее сын ставший султаном, Селим в память о брате стал активно помогать Махидевран. Селим выплатил все долги Махидевран, приобрёл для неё в Бурсе дом и назначил вдовью пенсию. Имея стабильный и достаточный доход, Махидевран смогла организовать фонд для поддержания мавзолея сына.


Смерть

Махидевран Султан скончалась 3 февраля 1580/1581 года, пережив Сулеймана, Хюррем и всех их детей. Похоронена она в мечети Мурадие в Бурсе в мавзолее шехзаде Мустафы.

Образ Махидевран в культуре

Шехзаде Мустафа родился 6 августа в 1515 году. Его матерью была Махидевран — фаворитка будущего султана Сулеймана. Тогда его отец был ещё шехзаде, он вместе с Махидевран и своим гаремом жил в Манисе, где служил санджак-беем.


Когда Мустафа появился на свет, у него уже было два старших брата — Махмуд и Мурад. Поэтому шехзаде не являлся самым старшим сыном Сулеймана. Все решила судьба.

После смерти Султана Селима I в 1520 году Сулейман занимает трон и он вместе с гаремом переезжает в столицу. Но спустя год, в семье нового султана случается несчастье — от оспы умирают его старшие шехзаде, Махмуд и Мурад. Мустафе удалось избежать гибели от этой ужасной болезни. Он остался единственным сыном Султана Сулеймана, а Махидевран получила титул главной женщины Султана, как мать единственного шехзаде.

А потом у Мустафы появился новый брат. В 1521 году

А потом у Мустафы появился новый брат. В 1521 году Хюррем, другая фаворитка Султана Сулеймана, родила шехзаде Мехмеда. По мнению некоторых историков, именно своего сына от молодой украинки Сулейман видел своим преемником.

Видео

Видео

Популярность в народе

История подтверждает, что после убийства Мустафы в Анатолии произошёл ряд беспорядков, вызванных недовольством простого народа, любящего своего санджак-бея (губернатора).

Аналогичная ситуация произошла и с войсками, пришедшими вместе с ним к Сулейману. Даже янычары и анатолийские солдаты понимали, что в произошедшем виновна Хюррем-султан и Рустем-паша. Последний после трагедии был снят с должности и отправлен в Стамбул.

Казнён по приказу родного отца

Однако были у Мустафы и враги. Хюррем, Рустем-Паша и Михримах создали прочный тройной союз, который имел большое влияние на Султана Сулеймана. Также они получали поддержку и со стороны шейх-уль-ислама Эбуссууда Эфенди, который в свое время выдал фетву на казнь шехзаде Мустафы.

Если рассуждать, то его смерть была выгодна им троим. Ведь если бы Мустафа получил трон, то Рустем лишился бы не только своего звания, но и собственной головы. Михримах потеряла бы мужа и братьев. А Хюррем боялась за своих сыновей и за потерю власти.

В 1553 году, во время военного похода на Персию со

В 1553 году, во время военного похода на Персию солдаты стали бунтовать из-за того, что не хотели подчиняться Рустему-паше, который в то время возглавлял армию Сулеймана как Великий визирь. Поскольку самого Султана Сулеймана не было в этом походе, они решили, что возглавить их должен шехзаде Мустафа.

Мнительный и страдающий паранойей Сулейман испугался, что его сын поступит с ним также, как его отец Селим поступил со своим отцом Султаном Баязидом. Тот сверг своего отца с престола и через некоторое время казнил его. Сулейман решил первым казнить Мустафу.

Махидевран, как настоящая мать, оберегала своего с

Махидевран, как настоящая мать, оберегала своего сына от врагов. У неё была целая сеть союзников, которые информировали её обо всех и обо всём. В день казни своего сына, она отправила ему записку, в которой предупреждала Мустафу о грядущей смертельной опасности.

Друзья и соратники Мустафы, которые тоже обо всем догадались, уговаривали его запереться у себя во дворце и не ехать к повелителю. Однако сам Мустафа прекрасно понимал, что у него есть два варианта: остаться и считаться предателем, или поехать и доказать отцу свою преданность. Мустафа предпочёл второй вариант и собрался в путь. Он просто не верил в то, что отец сможет его убить.

Когда шехзаде приехал к Сулейману, янычары встрети

Когда шехзаде приехал к Сулейману, янычары встретили его громкими восторженными криками. Но не успел он войти в шатер, как палачи схватили его и начали душить. Сулейман боялся того, что Мустафа вырвется и призовет на помощь янычар — это стало бы концом его правления. Поэтому его охрана окружила несчастного шехзаде. Долгая схватка Мустафы с палачами закончилась его смертью. А через несколько дней палачи пришли за жизнью его семилетнего сына Мехмеда.

Был ли Мустафа предателем или он действительно стал жертвой интриг, нам остается только догадываться. Но, 6 октября в 1553 году, в возрасте 38 лет, шехзаде Мустафа был казнен по приказу родного отца. А после его смерти в стране начались массовые беспорядки.

Смерть за измену

Когда Мустафа прибыл к месту военной компании и без всякого ожидания надвигающейся беды зашел в шатер, чтобы поприветствовать Сулеймана I, там его ждала смерть в лице его палачей. Сам шатер окружили наиболее преданные янычары султана. Внутри же шатра, по описанию летописцев, все участвующие в казни шехзаде исполнители были немыми.

Мустафа отчаянно сражался, но силы были не равны и принца задушили тетивой от лука, как того требовала традиция – чтобы благородная кровь не была пролита. Через неделю будет казнен его сын Мехмед, которому на тот момент было лишь 7 лет, а более старшего девятилетнего Селима почему-то оставят в живых, хотя и лишат всех титулов и ввергнут в изгнание.

Палачи докладывают султану Сулейману о выполнении

Палачи докладывают султану Сулейману о выполнении приказа

Детство шехзаде Мустафы

Мустафа родился 6 августа 1515 г. в Манисе. Отец С

Мустафа родился 6 августа 1515 г. в Манисе. Отец Сулейман в это время занимал пост санджак-бея (губернатора). На тот момент он являлся третьим по старшинству сыном.Будущий султан имел двоих детей: Махмуда и Мурада.

Когда Мустафе было 5 лет, умирает его дед, Силим I, а отец становится правителем Османской империи. Ещё через 1 год, в 1521 г, старшие братья умирают от оспы.Таким образом, 6-летний мальчик становится единственным претендентом на престол. Однако это продолжалось недолго, так как в этом же году у Сулеймана и христианской наложницы, ставшей официальной женой (Хюррем-султан) Роксоланы, рождается сын Мехмед. Сразу после рождения современники пророчат ему большое будущее, предсказывая, что султан поставит его своим первостепенным приемником.

Почему Сулейман убил сына

Сулейман не был слеп, и видел, что его старший сын укрепляет свои позиции. Поэтому в 1941 году он перевел его в дальний санджак Амасью. Это было первым предупреждением. На его же место был назначен сын Хюррем.

В 60-х годах 16 века здоровье султана пошатнулось. Были случаи, когда он терял сознание во время военных сборов, и это породило слухи о том, что он уже не способен на блистательные завоевания.

Мустафа — молодой и сильный, очень выгодно смотрелся на его фоне. Особенно янычары, для которых важны были завоевательные походы, видели в нем альтернативу.

Сулейман же знал, что султана янычары уже свергали. Произошло это в 1512 году. Произошло это с Баязидом II. А вскоре к нему попало письмо Мустафы, которое предназначалось шаху Персию. В нем обсуждалась взаимная поддержка, в случае, если в Османской империи произойдет государственный переворот. Тогда Мустафе и был подписан приговор.


Все наверняка видели знаменитое фото с некрасивый, толстой женщиной, якобы любимой женой султана и у многих сложилось мнение, что все женщины там были такие, если уж эта была любимой. И это ложь. Гарем это разнообразие лиц, тел и образов. Впрочем, смотрите сами


Вот то самое фото, которое сложило мнение многих о гаремах. А теперь посмотрим — так ли это на самом деле


Организатором этого театра был Мирза Али Акбар Хан Наггашбаши, который считается одним из основоположников современного иранского театра. Так как женщинам было запрещено выступать на сцене, эти роли исполнялись мужчинами. Первые женщины на сцену в Иране вышли в 1917 году.

А вот и настоящие фото женщин из гаремов султанов разного периода. Османская одалиска, 1890


Фотографий немного, т.к., во-первых, вход в гаремы мужчинам был запрещен, а, во-вторых, фотография только начинала свое развитие, но сохранились некоторые снимки, картины и прочие свидетельства о том, что в гаремы отбирались исключительно самые красивые представительницы разных народов.


Женщины в гареме, 1912


Женщина в гареме с кальяном, Турция, 1916


Женщины из гарема, выехавшие на прогулку. Фото из Музея Перу (Стамбул)


Наложница, 1875 год


Гвашемаша Кадин Эфенди, жена Султана Абдула Хамида II

Её мать, Геверин Недак Сетеней, вместе со своей сестрой была похищена турецкими работорговцами около 1865 года в Черкесии, незадолго до этого опустошённой русскими войсками, и продана в рабство в гарем султана Абдул-Азиза I. По дороге в Стамбул сестра Геверин, не желая быть рабыней, выбросилась за борт корабля и утонула.

Особой популярностью в гаремах пользовались черкесские женщины за их красоту и изящество


Гюльфем Хатун (осман. گلفام خاتون,тур.Gülfem Hatun) — вторая наложница османского султана Сулеймана, мать шехзаде Мурада, черкешенка



Совсем юная черкешенка в гареме Султана


Хюрем Султан, та самая Роксолана (1502-1558) была его наложницей-фавориткой, а затем главной и законной женой османского султана Сулеймана Великолепного


Принцесса Дурру Шевар (1914 — 2006) принцесса Берара и императорская принцесса Османской империи, жена Азама Яха, старшего сына седьмого и последнего Низама Хидерабадского


А посмотрите не детей и членов королевской семьи. Красота же! Дюррюшехвар Султан, дочь последнего халифа Абдулмецида Эфенди и внука Османского султана Абдулазиза


Принцесса Бегум Сахиба Нилуфер Ханум Султана Фархат


Назиме Султан и халиф Абдулмецид Султан


Айсе Султан (Османоглу) II. Она является дочерью Абдулхамита


Дюррюшехвар Султан с отцом и мужем. 1931 год.


А вот фото реальных турецких женщин (период 1850-1920 годов). Не в гареме, правда, но туркам явно было из кого выбрать себе жену









И немного искусства — картины художников видевших гаремы собственными глазами. Frederick Arthur Bridgman (1847 — 1928) Пребывание в Египте в 1873-1974 годах привело к серии картин и Востоке




CHARLES-FRANÇOIS JALABERT NÎMES 1819 — 1901. Женщина Османской империи в традиционной одежде


FRENCH SCHOOL XIXTH CENTURY. Женщина Оттоманской империи


Фабио Фабби, продажа наложниц



Франц Эйзенхут, Пленница в гареме

Читайте также: