Выберите что лишнее и объясните почему право на участие в культурной жизни

Обновлено: 17.06.2024

1. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.

2. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

3. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Комментарий к Ст. 44 Конституции Российской Федерации

1. Свобода творчества и преподавания конституционно гарантируется целым рядом более частных прав и обязанностей: правом на охрану интеллектуальной собственности; правом на доступ к культурным ценностям, на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры; обязанностью каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Творчество непосредственно связано со способностями. В статье 10 Основ законодательства РФ о культуре от 9 октября 1992 г.*(214) определяется, что каждый человек имеет право на все виды творческой деятельности в соответствии со своими интересами и способностями.

Свобода творчества — одна из важнейших духовных свобод. Она означает, что государство должно осуществлять минимум вмешательства в творческую деятельность, одновременно обеспечивая правовые гарантии охраны данной свободы. В частности, ч. 5 ст. 29 Конституции РФ запрещает цензуру, гарантируя тем самым не только свободу массовой информации, но и свободу другого вида творчества.

Свобода творчества гарантируется и тем, что на такой вид деятельности не распространяются ограничения, предъявляемые к занятиям определенного рода. Например, согласно ч. 3 ст. 97 Конституции РФ, депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Свобода творчества не может быть абсолютной, так как возможно злоупотребление этой свободой. С целью защиты интересов и прав других лиц, обеспечения нравственности и безопасности общества российская Конституция и законодательство содержат определенные ограничения этой свободы.

2. Культурная жизнь выражается в разнообразной деятельности в сфере культуры. Широкий спектр форм культурной жизни предопределяет и многообразие способов участия в ней. Участие в культурной жизни предполагает реализацию возможностей каждого человека приобщиться к культуре, получить соответствующее образование, вступить в какую-либо творческую группу, заниматься творческой деятельностью.

Предоставляемое Конституцией РФ право на участие в культурной жизни предполагает возникновение соответствующих обязанностей у субъектов, обеспечивающих приобщение к культуре. Участие в культурной жизни поэтому заключается не только в осуществлении творческого элемента этой жизни, но и в том, что каждый может быть пользователем культурных ценностей: читателем, зрителем, критиком, посетителем институтов и учреждений культуры, хранителем материальных культурных ценностей. В статье 3 Основ законодательства РФ о культуре дан перечень культурных ценностей: нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты.

Доступ к культурным ценностям и пользование учреждениями культуры в ст. 12 Основ определяются как право на приобщение к культурным ценностям. Ограничения такого доступа возможны по соображениям секретности или особого режима пользования ими и устанавливаются законодательством Российской Федерации.

Каждый имеет право на беспрепятственное получение информации об объекте культурного наследия в пределах данных, содержащихся в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов России.

3. Государство и общество, отдельные организации и учреждения должны заботиться о сохранении исторического и культурного наследия.

Обязанность беречь памятники истории и культуры относится ко всем субъектам правоотношений. Она распространяется также на объекты, поступившие из заграницы и находящиеся на территории Российской Федерации.

В статье 62 Основ законодательства о культуре предусматривается возможность установления гражданско-правовой, уголовной и административной ответственности за нарушения законодательства о культуре. Так, в ст. 240 ГК РФ говорится об изъятии у собственника путем выкупа или продажи с публичных торгов культурных ценностей, отнесенных к особо ценным и охраняемым государством, если он бесхозяйственно содержит эти ценности, что грозит утратой ими своего значения.

Уголовный кодекс РФ за умышленное уничтожение, разрушение или порчу памятников истории и культуры либо природных объектов, взятых под охрану государства, предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет, исправительных работ на тот же срок или штрафа.

ПРАВО НА УЧАСТИЕ В КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ - право (конституционная возможность) на приобщение к культурным ценностям во всех областях культурной деятельности, на доступ к государственным библиотечным, музейным, архивным фондам, иным собраниям. Такое право принадлежит каждому, и его реализация связана главным образом с доступностью учреждений культуры. Основы законодательства Российской Федерации о культуре определяют, что культурная Деятельность является неотъемлемым правом каждого человека; каждый имеет право на приобщение к культурным ценностям, на доступ к государственным библиотечным, музейным, архивным фондам, на свободный выбор нравственных, эстетических и других ценностей.

Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. "О библиотечном деле" закрепляет право каждого гражданина независимо от пола, возраста, национальности, образования, социального положения, отношения к религии на библиотечное обслуживание. В соответствии с Основами законодательства РФ от 30 мая 1993 г. "Об архивном фонде Российской Федерации и архивах" (ст. 20) документы государственной части архивного фонда России и справочники к ним предоставляются для использования всем физическим и юридическим лицам. Государство ответственно перед гражданами за обеспечение условий для общедоступности деятельности по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей и благ. Органы государственной власти и местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией обязаны создавать условия для всеобщего эстетического воспитания и массового начального художественного образования, прежде всего посредством гуманизации всей системы образования, поддержки и развития сети специальных учреждений и организаций (школ искусств, студий, курсов), сохранения бесплатности для населения основных услуг библиотек всех ведомств, любительского искусства. В частности, целям создания и развития музейного фонда и музеев РФ служит Федеральный закон от 26 мая 1996 г. "О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации", устанавливающий запрет на ограничение доступа к музейным предметам и музейным коллекциям из соображений цензуры.

Полезное

Смотреть что такое "ПРАВО НА УЧАСТИЕ В КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ" в других словарях:

ПРАВО НА УЧАСТИЕ В КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ, ПОЛЬЗОВАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЯМИ КУЛЬТУРЫ, НА ДОСТУП К КУЛЬТУРНЫМ ЦЕННОСТЯМ — одно из прав гражданина, закрепленное в ст. 44 Конституции РФ. Это право предоставляется каждому лицу, пребывающему на территории государства. Вместе с тем каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь… … Энциклопедический словарь конституционного права

Ежегодные события культурной жизни Парижа — Список ежегодных событий культурной жизни Парижа Военный парад 14 июля … Википедия

Право войны — отдел международного права (см.), имеющий своим предметом обусловленные войной отношения между государствами. Война, значительно изменяя обычные в мирное время отношения между народами, рано привлекла внимание исследователей и побудила их… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Международное право — I. Понятие. Писатели весьма различно определяют понятие международного права. Это происходит оттого, что они неодинаково смотрят на его существо и границы, то смешивая положительное М. право с естественным, идеальным, то отожествляя практические… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

ТРУДОВОЕ ПРАВО СТРАН НАРОДНОЙ ДЕМОКРАТИИ — – В европейских странах народной демократии, в которых в наст, время осуществляется диктатура пролетариата, проведены важнейшие мероприятия по охране, оздоровлению и улучшению условий труда, обеспечению роста реальной заработной платы рабочих и… … Советский юридический словарь

ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО — [лат. jus naturale], понятие, используемое в политико правовых теориях для обозначения совокупности основополагающих принципов и прав, не зависящих от социальных условий и вытекающих из самой природы человека. В теистических теориях Е. п. его… … Православная энциклопедия

Права человека — (Human rights) Понятие прав человека, конституционные права и свободы Информация о понятии прав человека, конституционные права и свободы Содержание Содержание Раздел 1. Становление и развитие правового статуса человека и гражданина в… … Энциклопедия инвестора

Права человека в России — Российская Федерация является, согласно Конституции демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления … Википедия

Гражданские права — Права Теория Естественные и законные права Права требования и права свободы Отрицательные и положительные права Индивидуальные и групповые права … Википедия

Конституционные права и свободы — Права Теория Естественные и законные права Права требования и права свободы Отрицательные и положительные права Индивидуальные и групповые права … Википедия


Г) мода, потому что мода относится к обществу, а остальные, - вкус, манера, увлечение - выражение индивидуальности.


Нужно выбрать лишнее и объяснить почему : Право на жизнь, Право на имя, Право на достойную заработную плату, право на свободу?

Нужно выбрать лишнее и объяснить почему : Право на жизнь, Право на имя, Право на достойную заработную плату, право на свободу.


Что является лишним в ряду?

Что является лишним в ряду?

Лишнее слово подчеркни и объясни, почему ты так решил.

Пища, отдых, красота, поддержание теплового баланса, безопасность.


Почему взрослые ругают молодежь за их песни, моду, манеру общения?

Почему взрослые ругают молодежь за их песни, моду, манеру общения?


Что является лишним в ряду?

Что является лишним в ряду?

Объяснить лишнее слово, почему вы так решили.

1. Культурология, кинология, искусствознание.

2. Этика, эстетика, логика, готика.


Понятия : культурные нормы, манеры, обычаи, традиции, привычки, мода, мораль, обычное право, санкции?

Понятия : культурные нормы, манеры, обычаи, традиции, привычки, мода, мораль, обычное право, санкции.


Что является лишним в ряду?

Что является лишним в ряду?

Объясните, почему вы так решили.

Пол, возраст, профессия.


Что является лишним в ряду?

Что является лишним в ряду?

Лишнее слово подчеркни и объясни, почему ты так решил.

Пища, отдых, красота, поддержание теплового баланса, безопасность.

Пожалуйста напишите кто знает.


Исключите лишнее и объясните почему 1 возраст, 2 пол, 3 професия, 4 национальность?

Исключите лишнее и объясните почему 1 возраст, 2 пол, 3 професия, 4 национальность.


1. объясни какое море здесь (лишнее) а)белое, красное, чёрное ПОЧЕМУ?

1. объясни какое море здесь (лишнее) а)белое, красное, чёрное ПОЧЕМУ?

2. объясни какое море здесь (лишнее) б)баренцево, балтийское, каспийское ПОЧЕМУ?


Что является лишним в этом ряду ?

Лишнее выпишите и объясните, почему вы так решили ?

Токарь, химик, принц, президент, лауреат Литературной премии.


"Я понимаю это высказывание так, если смотреть на само дело обвиняемого то ты не будешь знать кто обвиняемый, а будешь судить дело без каких либо поблажек, а если же ты будешь судить по самому человеку (твой знакомый, человек занимающий какой либо ва..


Позитивные : 1)по дорогам можно свободно передвигаться, т. Е. меньше проблем связи. 2) людям есть где жить. Негативные : 1) нарушение природного ландшафта. 2) проблемы с экологией.


Андрей Дмитриевич, как и большинство советских изобретателей - оружейников, был хотя и убийцей, но честным человеком. . возможно, даже добрым (на бытовом уровне). Я бы назвал СОВЕСТЬЮ нации писателя Даниила Александровича Гранина. Этот Человек , м..


Знание - результат процесса познавательной деятельности. Способности - это свойства личности, являющиеся условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Талант - выдающиеся способности, которые открываются с приобретением опыта, ..


А) отношение директора школы и учителя - деловые Б) отношение между братьями - личные В) обращение солдата к командиру - деловые Г) обращение адвоката к семье - деловые Д) разговор друзей на улице - личные.


У - У - Ц - А - У - Г - Ц - А - У - А.


Обществознание - это предмет очень современный и несложный. В этой книге говорится о обществе, законах, государстве, семье, семейном положении, в материальном положении и о многом другом. Этот предмет очень легко понять. Если его тщательно изучать..


1. Сходства : имеют нормативное содержание и служат регуляторами поведения людей. 2. Различия : Правовые : Их соблюдение обязательно и они едины для всех. Моральные : Их соблюдение необязательно, т. К. у каждого они свои.


Мое мнение С младшими сверстниками нужно общаться более по детски. Не нужно употреблять слишком сложно слова. Со сверстниками можно общаться на одной волне, тоесть общаться на своем уровне. Со взрослыми нужно общаться с уважением, вежливо.


Свекровь - мать мужа. Золовка - сестра мужа. Тесть - отец жены. Невестка - жена сына. Сват - отец одного из супругов. Статья - мать или родственники одного из супругов.

© 2000-2022. При полном или частичном использовании материалов ссылка обязательна. 16+
Сайт защищён технологией reCAPTCHA, к которой применяются Политика конфиденциальности и Условия использования от Google.

В Российской Федерации культурная деятельность является неотъемлемым правом каждого гражданина независимо от национального и социального происхождения, языка, пола, политических, религиозных и иных убеждений, места жительства, имущественного положения, образования, профессии или других обстоятельств.

Приоритетность прав человека по отношению к правам государства, организаций и групп

Права человека в области культурной деятельности приоритетны по отношению к правам в этой области государства и любых его структур, общественных и национальных движений, политических партий, этнических общностей, этноконфессиональных групп и религиозных организаций, профессиональных и иных объединений.

В Конституции РФ определены следующие основные духовно-культурные права и свободы:

1. – право на образование (ч. 1 ст. 43);

2. – свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания (ч. 1 ст. 44);

3. – право на охрану интеллектуальной собственности (ч. 1 ст. 44);

4. – право на доступ к культурным ценностям, на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры (ч. 2 ст. 44);

5. – свобода совести (ст. 28).

Право на образование

В соответствии с ч. 1 ст. 43 Конституции РФ каждый имеет право на образование. Данное право является комплексным и обеспечивается закрепленной в ст. 43 Конституции РФ группой более частных прав и гарантий, к которым относятся: а) гарантия общедоступности и бесплатности дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях (ч. 2); б) право каждого на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии (ч. 3); в) обязательность основного общего образования, получение которого обеспечивают государство и родители или лица, их заменяющие (ч. 4); г) установление в Российской Федерации федеральных государственных образовательных стандартов, поддержка государством различных форм образования и самообразования (ч. 5).

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" конкретизирует положения Конституции РФ, определяет механизм реализации данного права.

2.свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания

В соответствии со ч. 1 ст. 44 Конституции РФ каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания.

Свобода творчества и преподавания конституционно гарантируется целым рядом более частных прав и обязанностей: правом на охрану интеллектуальной собственности; правом на доступ к культурным ценностям, на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры; обязанностью каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Творчество непосредственно связано со способностями. В ст. 10 Основ законодательства РФ о культуре от 9 октября 1992 г. определяется, что каждый человек имеет право на все виды творческой деятельности в соответствии со своими интересами и способностями. Свобода творчества – одна из важнейших духовных свобод, означающая, что государство должно осуществлять минимум вмешательства в творческую деятельность, одновременно обеспечивая правовые гарантии охраны данной свободы. В частности, в ч. 5 ст. 29 Конституции РФ запрещается цензура, чем гарантируется свобода не только массовой информации, но и других видов творчества.

Свобода творчества гарантируется и тем, что на этот вид деятельности не распространяются ограничения, предъявляемые к занятиям определенного рода. Например, согласно ч. 3 ст. 97 Конституции РФ депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Свобода творчества не может быть абсолютной, так как возможно злоупотребление ею. С целью защиты интересов и прав других лиц, обеспечения нравственности и безопасности общества, российская Конституция и законодательство содержат определенные ограничения данной свободы.




3.Право на охрану интеллектуальной собственности

В ч. 1 ст. 44 Конституции РФ упоминаются отдельные виды творчества (литературное, художественное, научное и техническое), а также закрепляется положение о том, что интеллектуальная собственность охраняется законом.

Интеллектуальная собственность – это результат интеллектуальной творческой деятельности, имеющей как духовную, так и рационально-материальную основы.

Право на доступ к культурным ценностям, на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры

Согласно ч. 2 ст. 44 Конституции РФ каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Культурная жизнь выражается в разнообразной деятельности. Широкий спектр форм культурной жизни предопределяет и многообразие способов участия в ней, предполагающего реализацию возможностей каждого человека приобщиться к культуре, получить соответствующее образование, вступить в какую-либо творческую группу, заниматься творческой деятельностью и т.п.

Гражданам Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального парода Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры народов) Российской Федерации". Каждый имеет право на беспрепятственное получение информации об объекте культурного наследия в порядке, установленном названным Федеральным законом, в пределах данных, содержащихся в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Свобода совести

К числу духовных свобод можно отнести свободу совести и вероисповедания, особенностью которой является одновременная ее принадлежность к личным свободам.

Реализация свободы совести и свободы вероисповедания способствует духовному развитию человека, формированию его как личности с определенной системой нравственно-религиозных воззрений.

Конституция РФ в ст. 28 фиксирует несколько важных элементов, раскрывающих содержание категории свободы совести. Нередко совесть и ее свобода отождествляются лишь с вероисповеданием, атеизмом либо с выбором между ними. Однако совесть в более широком понимании означает, что религиозная нравственность, хотя и составляет ядро, тем не менее не исчерпывает ее содержания. В философско-этическом понимании совесть есть особое духовное свойство каждого человека, которое состоит во врожденном ощущении, познании и восприятии добра и зла. В связи с этим суть свободы совести в юридическом смысле заключается в том, что человек в своей жизни свободен в выборе той или иной нравственно-духовной, в том числе религиозной, основы. Он вправе сам определять систему ценностей, составляющую основу его жизнедеятельности (если она, конечно, не наносит вреда другим людям), может исповедовать или не исповедовать то или иное вероучение, придерживаться или не придерживаться той или иной религии.

Составной частью свободы совести является свобода вероисповедания. Понятие "свобода вероисповедания" связано с многообразием религиозных взглядов, получающих свое выражение в принятии или непринятии тех или иных учений, исторически сложившихся как на территории России, так и вне ее. Православие, католичество, протестантство, иудаизм, ислам, буддизм, а также различные секты данных и иных религий, имеющие своих приверженцев, представляют собой конкретные вероисповедания, возможность беспрепятственного приобщения человека по своему добровольному выбору к какому-либо из них и составляет сущность свободы вероисповедания.

Содержание исповедания любого вероучения раскрывается в деятельности в соответствии со своими внутренними установлениями религиозных организаций, что гарантировано Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях".

Важным обстоятельством для правоприменительной деятельности является то, что свобода совести и вероисповедания не может быть ограничена даже в условиях чрезвычайного положения (ч. 3 ст. 56 Конституции РФ).

1.Статья 10. Право на творчество

2.Статья 11. Право на личную культурную самобытность

3.Статья 12. Право на приобщение к культурным ценностям

4.Статья 13. Право на эстетическое воспитание и художественное образование

5.Статья 14. Право собственности в области культуры

6.Статья 15. Право создавать организации, учреждения и предприятия в области культуры

7. Статья 16. Право создавать общественные объединения в области культуры

8.Статья 17. Право вывозить за границу результаты своей творческой деятельности

9.Статья 18. Право на культурную деятельность в зарубежных странах

10.Статья 19. Права иностранных граждан и лиц без гражданства в области культуры

Право на творчество

Каждый человек имеет право на все виды творческой деятельности в соответствии со своими интересами и способностями.

Право человека заниматься творческой деятельностью может осуществляться как на профессиональной, так и на непрофессиональной (любительской) основе.

Профессиональный и непрофессиональный творческий работник равноправны в области авторского права и смежных прав, права на интеллектуальную собственность, охрану секретов мастерства, свободу распоряжения результатами своего труда, поддержку государства.

Читайте также: