Был отменен свод законов российской империи в связи с чем институт банкротства оказался

Обновлено: 30.06.2024

1. Сокровенной ценностью Российской Империи есть её народ, люди разных национальностей и вероисповеданий. Все граждане Российской Империи являются подданными Её Величества Императрицы (титул тоже на выбор, возраст до 55 лет). Они находятся под её защитой и заботой от внешних и внутренних притязаний на жизнь, на образ жизни, на материальные и духовные блага.

Нет страны во всем мире роднее, чем наша Российская Империя; Нет женщины во всем мире краше, чем Её Высочество Наталья Прекрасная.

Нет страны во всем мире роднее, чем наша Российская Империя; Нет женщины во всем мире краше, чем Её Высочество Наталья Прекрасная.

2. Власть граждан Империи осуществляется через референдумы и выборы. Референдумы осуществляются через Интернет, где каждый гражданин, изъявляет свой голос с помощью номера паспорта и мобильного телефона. Проверить результаты референдума может каждый, открыв Имперский Онлайн Портал Выборов. Те, кто не владеет компьютерной техникой, могут воспользоваться услугой соседей, отделений банков, МФЦ и т.п.

3. Аппарат Империи представлен Императрицей, Советом президентов суверенных государств/республик (далее субъектов) Империи, Советом министров обороны субъектов Империи, Казначейством Империи, Советом премьер-министров субъектов. Вышеперечисленные Советы выполняют свои функции через секретные онлайн конференции, допуск к которым имеет лишь Императрица и её советники.

4. Аппарат Империи не посягает на суверенитет субъектов Империи, но в случае проявления национализма, фашизма, радикализма, произвола властей к своим гражданам, проводится референдум среди населения данного субъекта о проведении перевыборов президента, парламента, местных органов управления данного субъекта Империи.

5. Название, флаг, герб Империи (Российская Империя, СНГ, СССР. ) определяются через референдум.

6. Императрица избирается на 15 лет через референдум. Досрочное отстранение от власти возможно через референдум, инициированный общественными организациями при наборе миллиона подписей с номерами паспортов и телефонов.
Главные критерии по кандидатуре Императрицы:
6 а. Высшее юридическое образование.
6 б. Опыт работы и достигнутые высокие результаты.
6 в. Генетически заложенная любовь ко всем людям, говорящим на разных диалектах Великого Русского языка: русского, украинского, белорусского.
6 г. Уважение народов других национальностей, населяющих Российскую Империю.
6 д. Красавица.

7. Запрещается деятельность объединений, цели которых направлены на изменение конституционного строя и нарушение целостности Российской Империи, подрыв безопасности Империи, создание вооруженных формирований, неподчиняющихся министерствам обороны субъектов Империи, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

8. Запрещается пропаганда национального и языкового превосходства. Поскольку большинство населения Российской Империи считает русский язык родным, а среди народов, населяющих Империю, преобладают русские, украинцы, белорусы/татары, то:
а) государственным языком Империи является русский язык;
б) ДНК-анализ Императрицы должен содержать русский, украинский, белорусский/татарский след;
в) в школах Империи в обязательном порядке изучаются два языка сверхдержав: русский и английский;
г) в районах, где проживают люди, разговаривающие на своем национальном языке, в школах преподается данный язык в качестве факультативного (по желанию);
д) всякое оскорбление человека, разговаривающего на другом языке, является преступлением и наказуемо;
е) документация ведется на русском языке;
ж) средства массовой информации могут использовать любой национальный язык по спросу населения и местных администраций;
з) языковой откат в докембрий, как это произошло на/в Украине недопустим. Но и подавление этнической идентичности тоже запрещено.

Объяснение по пункту 8 б. Кравчук Л.М. имеет польское происхождение, Ельцин Б.Н. (по моему мнению) имел монголоидные черты лица. По генетическому коду они находились дальше друг от друга, чем среднестатистический украинец и русский. В результате Советский Союз рухнул, Донбасс оказался посредине и наиболее патриотичным, и сейчас уже 6-ой год находится в военных клещах непонимания и предательства.

Мирный переворот Кравчука и Ельцина уже принес более десяти тысячи жертв в военных противостояниях и миллионы умерли раньше времени в 90-х от депрессии, запоев безысходности, наркотической и прочей деградации, а еще миллионы уехали куда глаза глядят.

Поэтому Императрица должна быть родом из узла Россия-Украина-Беларусь. Чтобы в её крови текла и Волга, и Днепр, шумела Москва, Урал и Черное море. Но не сгусток с какой-либо окраины.

Ссылка для цитирования:

Законодательное направление в юридической политике Российского государства в первой половине XIX в., сохраняя главенствующее положение в механизмах законотворчества императора, получает дальнейшее развитие и начинает выстраиваться на новых основаниях, позволяющих говорить о достаточно четкой институционализации данного направления. Провозглашенный и развиваемый властью принцип опоры на закон и законность в управлении страной потребовал и решения проблем, связанных с качеством нормативных актов, систематизацией законодательства и определением системы узаконений. В контексте данного подхода заметим, что разработка и создание Свода законов Российской империи стало важнейшим этапом на пути формирования российской государственности и привело к определенному логическому и практическому завершению более чем вековую деятельность по упорядочиванию законодательного массива в стране.

На указанной ранее отечественной историко-теоретической базе М.М. Сперанский определил этапы работ по систематизации законодательства и содержание практической реализации каждого из них. При этом он, с учетом прежнего опыта, не исключая и своего, составил последовательный процесс упорядочивания законодательного массива, исходя из необходимости на первом этапе собрать все узаконения и опубликовать их в рамках Полного собрания законов Российской империи как хронологической инкорпорации и необходимой базы для последующих работ [1, с. 134]. И завершение его позволило перейти ко второму, более сложному этапу работ - созданию Свода законов Российской империи и изданию в его рамках систематизированного по определенным критериям действующего общеимперского законодательства.

По мнению М.М. Сперанского, фундаментом систематизации законодательства должен был стать Свод законов Российской империи. Свод законов базировался на материалах Полного собрания законов, но он как сложный акт систематизации законода­тельства представлял тематическую инкорпорацию законодатель­ного материала с его отраслевой консолидацией по соответствую­щим разделам свода - отраслям законодательства. Здесь перед правоведом встали несколько проблем: определение общих пра­вил составления Свода законов и его структуры, которая одновре­менно становилась и системой общеимперского законодательства.

В "Обозрении исторических сведений о Своде законов" Сперанский, исходя из состояния русского права в тот период, обосновывал необходимость Свода законов, объясняя это особенностями нашего юридического быта. Главной особенностью он считал, что Россия не получила, в отличие от западноевропейских стран, заимствовавших римское право, его стройной системы, которую составляли "законы высоким знанием придуманные, долголетним опытом испытанные и веками утвержденные". Основная задача Свода законов - это дальнейшее совершенствование законодательства. Отсутствие его вело к тому, что ". суд непрестанно обращался к законодательству и искал разрешения; отсюда так называемые в старину дела временные именными указами и боярскими приговорами" [2, с. 84-88].

Анализируя данное обстоятельство, известный историк Н.М. Коркунов считал, что необходимость составления Свода Сперанский обосновывал "отсутствием у нас права самостоятельного судебного толкования законов" [3, с. 95], то есть тем, что большинство действующих законоположений в России представляли собой решения по конкретным делам. Поэтому Свод законов был призван по идее правоведа - создать твердую основу для издания новых законов [4, с. 31].

Перед составлением Свода законов правовед предлагал определить его форму. Он различал в истории систематизации законодательства несколько видов свода:

1) свод, составляемый посредством выписок. Для составления такого свода готовились выписки из разных законов, касающиеся одного и того же предмета, но без взаимосвязи между собой. Сперанский различал общие и частные выписки. Частные выписки он видел в судопроизводстве по конкретным делам и классифицировал их на подготовительные или окончательные. В подготовительных выписках в хронологическом порядке излагались все положения, которые могли иметь отношение к делу. Общие выписки составлялись не по конкретному делу, а на целые главы или разделы законодательства. В таких выписках приводились указы, относившиеся к определенной главе или разделу законодательства. Эти указы приводились в хронологическом порядке, без связи одного с другим и без разделения действующих и недействующих правовых норм. Такое разделение осуществлялось присутствием уложенной комиссии, которое определяло, какую правовую норму считать действующей, а какую отмененной или подлежащей отмене;

2) учебные или научные своды. В этих сводах по принятой системе обычно излагались основные принципы классификации какого-либо раздела законодательства, последствия этой классификации и связь этих последствий между собой. К подобным сводам Сперанский относил сочинения римских правоведов, которые составили одну из частей Свода Юстиниана;

3) ручные книги или сборники. Это краткое указание на законы, содержавшие только их общий смысл. Они были схожи с учебными сводами, но, по мнению Сперанского, имели два существенных отличия: во-первых, учебные своды сочинялись для обучения, а ручные книги и сборники составлялись только для руководства должностных лиц, чтобы ввести их в курс своей должности; во-вторых, учебные своды обычно охватывали какой-либо целый раздел законодательства с соблюдением принятой системы и ее методическим изложением, а ручные книги составлялись не научными методами, а для удобства их практического применения;

4) своды в виде указателей. Последние обычно составлялись в алфавитном порядке и были либо пространные, либо краткие. В пространных указателях на каждое слово излагалась история прежних законов, их основные изменения, а также существо действующего законодательства с более или менее подробным указанием частных случаев и судебных решений. Краткие указатели ограничивались изложением содержания закона с указанием времени его издания. Такой краткий указатель законов был составлен и приложен, в частности, к Полному собранию законов Российской империи;

6) свод Юстиниана. Известно, что свод Юстиниана состоял из трех частей: из Институций, Дигестов, или Пандектов, и действующих императорских конституций, благодаря которым дошел до нас памятник периода расцвета римской юриспруденции [5, с. 5].

Институции были составлены в основном из сочинений Гая, а также трудов Флорентина, Марсиана, Павла и Ульпиана. Они были разделены на следующие книги: общие учения о праве и о лицах; общие институты вещного права; общие институты обязательственного права; учение об исках и судопроизводстве. Подобная система получила название институционной.

Кроме того, Сперанскому предстояло определить правила составления самого Свода законов. Характерно, что приемы юридической техники он почерпнул из истории римского права и европейской юриспруденции, связанные с систематизацией узаконений. Эти правила содержались в самом своде Юстиниановом, но, сверх того, ближайшим руководством положено было принять начала, установленные Ф. Бэконом, поскольку они подходили к условиям составления нашего Свода [8, с. 5], с теми ограничениями, которые по свойству наших законов признаны необходимыми.

Правила Ф.Бэкона были следующие:

Это правило Сперанский уточнил следующим образом: во-первых, статьи свода, взятые из одного действующего указа или постановления, следовало излагать дословно без каких-либо изменений; во-вторых, статьи, составленные из двух или более указов, излагать словами основного указа с присоединением слов из указов, служащих к нему дополнением или пояснением; в-третьих, статьи, составленные с учетом большого количества указов, должны были располагаться по смыслу, который они имели в своей совокупности, и, в-четвертых, под каждой статьей следовало давать ссылку на те указы и постановления, на основании которых она была составлена;

Во второй половине 1820-х гг. было составлено только историческое обозрение гражданских и некоторых частей уголовных законов. Создание исторических сводов по другим областям законодательства было отложено на неопределенное время. Только в 1832-1833 гг. чиновникам Второго отделения была снова поручена подготовка исторических сводов. Эти обозрения для тех частей законодательства, для которых они были составлены, группировали правовой материал по царствованиям. Однако, историк П.М. Майков, который исследовал архивные материалы М.М. Сперанского, считал, что эта работа не была закончена [12, с. 40]. Деятельность по составле­нию исторических сводов явилась важным этапом, непосредственно пред­шествующим созданию Свода законов. По мере завершения исторических сводов начались работы над систематическим Сводом.

Работа над Сводом закипела в январе 1826 г. и к концу 1832 г. Свод, заключавший в себе действую­щие узаконения, был отпечатан тиражом 1200 экземп­ляров и 19 января 1833 г. был представлен Государственному совету на за­седании, происходившем под личным председательством Николая I. Со­ставляющие Свод отдельные статьи расположены в систематическом, а не хроноло­гическом порядке. Свод законов изд. 1832 г. делился на восемь главных раз­делов и состоял из 15 томов. Всего в Своде законов 1832 г. содержалось 36000 статей. В целях периодического отражения состояния законодательства в определенный момент предполагалось выпускать Про­должения к Своду законов, а также переиздавать весь Свод через каждые де­сять лет. Продолжения к Своду должны были отражать все изменения в за­конодательстве, последовавшие за известный период времени. В течение восьми лет (1832-1840гг.) вышло шесть Продолжений к Своду законов.

Второе издание было осуществлено через десять лет после первого издания в 1842г. общий объем Свода значительно возрос, число статей в нем в полтора раза превысило, это количество в первом издании. Число томов осталось прежнее - пятнадцать, хотя состав томов вообще не подвергался особенным изменениям. В 1857 г. Свод был переиздан в третий, по­следний полностью раз, количество статей в 15-ти томах достигло 90000. Свод сделался обширнее потому, что были включены находившиеся в изданных с 1843 по 1854г. продолжениях различные законы, учреждения, уставы и постановления. К этому изданию Свода был составлен алфавитный указатель [12, с. 128]. В последующие годы полных переизданий не производилось, а переиздавались лишь отдельные тома свода.

Таким образом, Российское государство привело к определенному логическому и практическому завершению более чем вековую деятельность по упорядочиванию законодательного массива в стране. Систематизация имперского законодательства, осуществленная посредством издания Свода законов, была крупным шагом вперед в развитии русского права. Свод законов Российской империи стал действующим источником права. Он впервые представил для органов государства свод действующих законов, имеющий достаточно четкую и продуманную теоретическую и практиче­скую основу, снабженный указателями и вспомогательными материалами. На долгие годы Свод законов стал основным документом, к которому обращались российские юристы - как в своей практике, так и для теоретических целей. В качестве исторического источника Свод законов не утратил своего значения и сегодня.

1. Сокровенной ценностью Российской Империи есть её народ, люди разных национальностей и вероисповеданий. Все граждане Российской Империи являются подданными Её Величества Императрицы (титул тоже на выбор, возраст до 55 лет). Они находятся под её защитой и заботой от внешних и внутренних притязаний на жизнь, на образ жизни, на материальные и духовные блага.

Нет страны во всем мире роднее, чем наша Российская Империя; Нет женщины во всем мире краше, чем Её Высочество Наталья Прекрасная.

Нет страны во всем мире роднее, чем наша Российская Империя; Нет женщины во всем мире краше, чем Её Высочество Наталья Прекрасная.

2. Власть граждан Империи осуществляется через референдумы и выборы. Референдумы осуществляются через Интернет, где каждый гражданин, изъявляет свой голос с помощью номера паспорта и мобильного телефона. Проверить результаты референдума может каждый, открыв Имперский Онлайн Портал Выборов. Те, кто не владеет компьютерной техникой, могут воспользоваться услугой соседей, отделений банков, МФЦ и т.п.

3. Аппарат Империи представлен Императрицей, Советом президентов суверенных государств/республик (далее субъектов) Империи, Советом министров обороны субъектов Империи, Казначейством Империи, Советом премьер-министров субъектов. Вышеперечисленные Советы выполняют свои функции через секретные онлайн конференции, допуск к которым имеет лишь Императрица и её советники.

4. Аппарат Империи не посягает на суверенитет субъектов Империи, но в случае проявления национализма, фашизма, радикализма, произвола властей к своим гражданам, проводится референдум среди населения данного субъекта о проведении перевыборов президента, парламента, местных органов управления данного субъекта Империи.

5. Название, флаг, герб Империи (Российская Империя, СНГ, СССР. ) определяются через референдум.

6. Императрица избирается на 15 лет через референдум. Досрочное отстранение от власти возможно через референдум, инициированный общественными организациями при наборе миллиона подписей с номерами паспортов и телефонов.
Главные критерии по кандидатуре Императрицы:
6 а. Высшее юридическое образование.
6 б. Опыт работы и достигнутые высокие результаты.
6 в. Генетически заложенная любовь ко всем людям, говорящим на разных диалектах Великого Русского языка: русского, украинского, белорусского.
6 г. Уважение народов других национальностей, населяющих Российскую Империю.
6 д. Красавица.

7. Запрещается деятельность объединений, цели которых направлены на изменение конституционного строя и нарушение целостности Российской Империи, подрыв безопасности Империи, создание вооруженных формирований, неподчиняющихся министерствам обороны субъектов Империи, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

8. Запрещается пропаганда национального и языкового превосходства. Поскольку большинство населения Российской Империи считает русский язык родным, а среди народов, населяющих Империю, преобладают русские, украинцы, белорусы/татары, то:
а) государственным языком Империи является русский язык;
б) ДНК-анализ Императрицы должен содержать русский, украинский, белорусский/татарский след;
в) в школах Империи в обязательном порядке изучаются два языка сверхдержав: русский и английский;
г) в районах, где проживают люди, разговаривающие на своем национальном языке, в школах преподается данный язык в качестве факультативного (по желанию);
д) всякое оскорбление человека, разговаривающего на другом языке, является преступлением и наказуемо;
е) документация ведется на русском языке;
ж) средства массовой информации могут использовать любой национальный язык по спросу населения и местных администраций;
з) языковой откат в докембрий, как это произошло на/в Украине недопустим. Но и подавление этнической идентичности тоже запрещено.

Объяснение по пункту 8 б. Кравчук Л.М. имеет польское происхождение, Ельцин Б.Н. (по моему мнению) имел монголоидные черты лица. По генетическому коду они находились дальше друг от друга, чем среднестатистический украинец и русский. В результате Советский Союз рухнул, Донбасс оказался посредине и наиболее патриотичным, и сейчас уже 6-ой год находится в военных клещах непонимания и предательства.

Мирный переворот Кравчука и Ельцина уже принес более десяти тысячи жертв в военных противостояниях и миллионы умерли раньше времени в 90-х от депрессии, запоев безысходности, наркотической и прочей деградации, а еще миллионы уехали куда глаза глядят.

Поэтому Императрица должна быть родом из узла Россия-Украина-Беларусь. Чтобы в её крови текла и Волга, и Днепр, шумела Москва, Урал и Черное море. Но не сгусток с какой-либо окраины.

Ссылка для цитирования:

Законодательное направление в юридической политике Российского государства в первой половине XIX в., сохраняя главенствующее положение в механизмах законотворчества императора, получает дальнейшее развитие и начинает выстраиваться на новых основаниях, позволяющих говорить о достаточно четкой институционализации данного направления. Провозглашенный и развиваемый властью принцип опоры на закон и законность в управлении страной потребовал и решения проблем, связанных с качеством нормативных актов, систематизацией законодательства и определением системы узаконений. В контексте данного подхода заметим, что разработка и создание Свода законов Российской империи стало важнейшим этапом на пути формирования российской государственности и привело к определенному логическому и практическому завершению более чем вековую деятельность по упорядочиванию законодательного массива в стране.

На указанной ранее отечественной историко-теоретической базе М.М. Сперанский определил этапы работ по систематизации законодательства и содержание практической реализации каждого из них. При этом он, с учетом прежнего опыта, не исключая и своего, составил последовательный процесс упорядочивания законодательного массива, исходя из необходимости на первом этапе собрать все узаконения и опубликовать их в рамках Полного собрания законов Российской империи как хронологической инкорпорации и необходимой базы для последующих работ [1, с. 134]. И завершение его позволило перейти ко второму, более сложному этапу работ - созданию Свода законов Российской империи и изданию в его рамках систематизированного по определенным критериям действующего общеимперского законодательства.

По мнению М.М. Сперанского, фундаментом систематизации законодательства должен был стать Свод законов Российской империи. Свод законов базировался на материалах Полного собрания законов, но он как сложный акт систематизации законода­тельства представлял тематическую инкорпорацию законодатель­ного материала с его отраслевой консолидацией по соответствую­щим разделам свода - отраслям законодательства. Здесь перед правоведом встали несколько проблем: определение общих пра­вил составления Свода законов и его структуры, которая одновре­менно становилась и системой общеимперского законодательства.

В "Обозрении исторических сведений о Своде законов" Сперанский, исходя из состояния русского права в тот период, обосновывал необходимость Свода законов, объясняя это особенностями нашего юридического быта. Главной особенностью он считал, что Россия не получила, в отличие от западноевропейских стран, заимствовавших римское право, его стройной системы, которую составляли "законы высоким знанием придуманные, долголетним опытом испытанные и веками утвержденные". Основная задача Свода законов - это дальнейшее совершенствование законодательства. Отсутствие его вело к тому, что ". суд непрестанно обращался к законодательству и искал разрешения; отсюда так называемые в старину дела временные именными указами и боярскими приговорами" [2, с. 84-88].

Анализируя данное обстоятельство, известный историк Н.М. Коркунов считал, что необходимость составления Свода Сперанский обосновывал "отсутствием у нас права самостоятельного судебного толкования законов" [3, с. 95], то есть тем, что большинство действующих законоположений в России представляли собой решения по конкретным делам. Поэтому Свод законов был призван по идее правоведа - создать твердую основу для издания новых законов [4, с. 31].

Перед составлением Свода законов правовед предлагал определить его форму. Он различал в истории систематизации законодательства несколько видов свода:

1) свод, составляемый посредством выписок. Для составления такого свода готовились выписки из разных законов, касающиеся одного и того же предмета, но без взаимосвязи между собой. Сперанский различал общие и частные выписки. Частные выписки он видел в судопроизводстве по конкретным делам и классифицировал их на подготовительные или окончательные. В подготовительных выписках в хронологическом порядке излагались все положения, которые могли иметь отношение к делу. Общие выписки составлялись не по конкретному делу, а на целые главы или разделы законодательства. В таких выписках приводились указы, относившиеся к определенной главе или разделу законодательства. Эти указы приводились в хронологическом порядке, без связи одного с другим и без разделения действующих и недействующих правовых норм. Такое разделение осуществлялось присутствием уложенной комиссии, которое определяло, какую правовую норму считать действующей, а какую отмененной или подлежащей отмене;

2) учебные или научные своды. В этих сводах по принятой системе обычно излагались основные принципы классификации какого-либо раздела законодательства, последствия этой классификации и связь этих последствий между собой. К подобным сводам Сперанский относил сочинения римских правоведов, которые составили одну из частей Свода Юстиниана;

3) ручные книги или сборники. Это краткое указание на законы, содержавшие только их общий смысл. Они были схожи с учебными сводами, но, по мнению Сперанского, имели два существенных отличия: во-первых, учебные своды сочинялись для обучения, а ручные книги и сборники составлялись только для руководства должностных лиц, чтобы ввести их в курс своей должности; во-вторых, учебные своды обычно охватывали какой-либо целый раздел законодательства с соблюдением принятой системы и ее методическим изложением, а ручные книги составлялись не научными методами, а для удобства их практического применения;

4) своды в виде указателей. Последние обычно составлялись в алфавитном порядке и были либо пространные, либо краткие. В пространных указателях на каждое слово излагалась история прежних законов, их основные изменения, а также существо действующего законодательства с более или менее подробным указанием частных случаев и судебных решений. Краткие указатели ограничивались изложением содержания закона с указанием времени его издания. Такой краткий указатель законов был составлен и приложен, в частности, к Полному собранию законов Российской империи;

6) свод Юстиниана. Известно, что свод Юстиниана состоял из трех частей: из Институций, Дигестов, или Пандектов, и действующих императорских конституций, благодаря которым дошел до нас памятник периода расцвета римской юриспруденции [5, с. 5].

Институции были составлены в основном из сочинений Гая, а также трудов Флорентина, Марсиана, Павла и Ульпиана. Они были разделены на следующие книги: общие учения о праве и о лицах; общие институты вещного права; общие институты обязательственного права; учение об исках и судопроизводстве. Подобная система получила название институционной.

Кроме того, Сперанскому предстояло определить правила составления самого Свода законов. Характерно, что приемы юридической техники он почерпнул из истории римского права и европейской юриспруденции, связанные с систематизацией узаконений. Эти правила содержались в самом своде Юстиниановом, но, сверх того, ближайшим руководством положено было принять начала, установленные Ф. Бэконом, поскольку они подходили к условиям составления нашего Свода [8, с. 5], с теми ограничениями, которые по свойству наших законов признаны необходимыми.

Правила Ф.Бэкона были следующие:

Это правило Сперанский уточнил следующим образом: во-первых, статьи свода, взятые из одного действующего указа или постановления, следовало излагать дословно без каких-либо изменений; во-вторых, статьи, составленные из двух или более указов, излагать словами основного указа с присоединением слов из указов, служащих к нему дополнением или пояснением; в-третьих, статьи, составленные с учетом большого количества указов, должны были располагаться по смыслу, который они имели в своей совокупности, и, в-четвертых, под каждой статьей следовало давать ссылку на те указы и постановления, на основании которых она была составлена;

Во второй половине 1820-х гг. было составлено только историческое обозрение гражданских и некоторых частей уголовных законов. Создание исторических сводов по другим областям законодательства было отложено на неопределенное время. Только в 1832-1833 гг. чиновникам Второго отделения была снова поручена подготовка исторических сводов. Эти обозрения для тех частей законодательства, для которых они были составлены, группировали правовой материал по царствованиям. Однако, историк П.М. Майков, который исследовал архивные материалы М.М. Сперанского, считал, что эта работа не была закончена [12, с. 40]. Деятельность по составле­нию исторических сводов явилась важным этапом, непосредственно пред­шествующим созданию Свода законов. По мере завершения исторических сводов начались работы над систематическим Сводом.

Работа над Сводом закипела в январе 1826 г. и к концу 1832 г. Свод, заключавший в себе действую­щие узаконения, был отпечатан тиражом 1200 экземп­ляров и 19 января 1833 г. был представлен Государственному совету на за­седании, происходившем под личным председательством Николая I. Со­ставляющие Свод отдельные статьи расположены в систематическом, а не хроноло­гическом порядке. Свод законов изд. 1832 г. делился на восемь главных раз­делов и состоял из 15 томов. Всего в Своде законов 1832 г. содержалось 36000 статей. В целях периодического отражения состояния законодательства в определенный момент предполагалось выпускать Про­должения к Своду законов, а также переиздавать весь Свод через каждые де­сять лет. Продолжения к Своду должны были отражать все изменения в за­конодательстве, последовавшие за известный период времени. В течение восьми лет (1832-1840гг.) вышло шесть Продолжений к Своду законов.

Второе издание было осуществлено через десять лет после первого издания в 1842г. общий объем Свода значительно возрос, число статей в нем в полтора раза превысило, это количество в первом издании. Число томов осталось прежнее - пятнадцать, хотя состав томов вообще не подвергался особенным изменениям. В 1857 г. Свод был переиздан в третий, по­следний полностью раз, количество статей в 15-ти томах достигло 90000. Свод сделался обширнее потому, что были включены находившиеся в изданных с 1843 по 1854г. продолжениях различные законы, учреждения, уставы и постановления. К этому изданию Свода был составлен алфавитный указатель [12, с. 128]. В последующие годы полных переизданий не производилось, а переиздавались лишь отдельные тома свода.

Таким образом, Российское государство привело к определенному логическому и практическому завершению более чем вековую деятельность по упорядочиванию законодательного массива в стране. Систематизация имперского законодательства, осуществленная посредством издания Свода законов, была крупным шагом вперед в развитии русского права. Свод законов Российской империи стал действующим источником права. Он впервые представил для органов государства свод действующих законов, имеющий достаточно четкую и продуманную теоретическую и практиче­скую основу, снабженный указателями и вспомогательными материалами. На долгие годы Свод законов стал основным документом, к которому обращались российские юристы - как в своей практике, так и для теоретических целей. В качестве исторического источника Свод законов не утратил своего значения и сегодня.

Читайте также: