Сколько дадут за кражу аккумулятора

Обновлено: 17.05.2024


Причинение вреда рассматриваемого направления составляет до 30% от общего числа значимых правонарушений, в отношении машины и любого транспортного средства. Если украли аккумулятор с машины, то потерпевшему необходимо в обязательном порядке соблюсти императивный порядок действий. Совокупность действий идентична с кражей материального имущества.

Что делать, если украли аккумулятор с машины?

От первых действий потерпевшего зависит дальнейшая возможность обнаружения злоумышленника. Аккумулятор не обладает диспозитивными признаками — индивидуальным номером или серией. Следовательно, обращение в полицию обязательно в каждом случае. Обращаться необходимо в территориальный отдел полиции по фактическому месту нахождения машины и где совершалась кража.

Алгоритм действий при краже аккумулятора с авто следующий:

  • составление заявления с описанием значимых обстоятельств — все, что известно потерпевшей стороне о произошедшем;
  • описание системы безопасности — если у машины действовала сигнализация;
  • подписание акта о прямом проведении ведомственной проверки с осмотром машины и места, где совершалась кража;
  • получение письменных результатов о ведомственной проверке;
  • документальная фиксация о решении относительно возбуждения (или не возбуждения) уголовного дела.

В ситуации, если злоумышленники украли аккумулятор с машины, действовать необходимо оперативно. Обращение в полицию должно следовать сразу же после обнаружения пропажи. Кража относится по структуре к частным обвинениям (ст. 75 УК). Без подачи формального заявления полиция не сможет произвести никаких легитимных действий.

Ответственность за совершенное преступление

Кража аккумулятора с машины по императивному признаку квалифицируется как умышленное хищение личного имущества. Кража регулируется диспозицией 158 Уголовного кодекса Российской Федерации. Как уже было отмечено, аккумулятор приравнивается к личному имуществу любого потерпевшего, следовательно, наименование транспорта не имеет факультативного значения. Прямое привлечение к ответственности подразумевает для злоумышленника наказание. Квалифицирующими признаками выступают: механизм совершения и уровень общего вреда. Повреждение автомобиля расценивается как усиливающее ответственность обстоятельство.

Без повреждения машины, когда кража совершена путем извлечения, наказание предусматривается до 3-х лет лишения свободы. Если аккумулятор извлекался с повреждением транспортного средства, то кража приобретает квалифицирующие признаки с возможной ответственностью до 5-ти лет лишения свободы. Аккумулятор значится запасной частью машины. Кража запасной части возможна только посредством деформации машины или открытого взлома. При нанесении такими действиями значительного ущерба, такая кража квалифицируется в совокупности с нанесением материального вреда.

Злоумышленника ожидает императивное уголовное наказание в совокупности с возмещением причиненного (нанесенного) вреда. Кража будет восполнена, с учетом фактического состояния машины (ст.158 УК РФ). Если аккумулятор будет найден, и его техническое состояние позволит ввод в эксплуатацию, то возмещение вреда исключается. Злоумышленник подвергается только диспозитивной уголовной ответственности, без фиксации квалифицирующих признаков.

Как обезопасить себя от повторной кражи?

В отношении любой машины потенциально может быть совершена и повторная кража аккумулятора. Недостаточная бдительность владельца ТС приводит к тому, что аккумулятор похищается вновь в порядке рецидива преступления (ст. 191 УК РФ).

Застраховаться от таких покушений можно несколькими путями.

Основной из них — установка охранного оборудования для контроля машины. Такое оборудование помогает владельцам моментально реагировать на любое постороннее воздействие в отношении их машины. Кража не будет совершена, если оборудование установлено правильно и работает исправно.

Второй вариант — полное страхование. Аккумулятор застраховать не получится, но страхование самого ТС от внешнего взлома — популярный продукт у компаний-страховщиков. Аккумулятор по этому продукту рассматривается как составная часть, подлежащая восполнению при совершении взлома и механического воздействия.

Третьим вариантом является установка специальных стопорных колец, при наличии которых аккумулятор не получится снять даже при помощи специального оборудования. Эти стопорные кольца нельзя разрезать или снять, так как они фиксируют аккумулятор на фасадной части двигателя. Одновременно со снятием этой части потребуется снимать и весь двигатель, что не является возможным без применения электрической лебедки.

Верховный суд вновь обратил внимание на разницу между угоном и кражей автомобиля. Для собственника машины разницы нет никакой - в любом случае он остается без машины. А для квалификации преступления разница огромная. Поэтому не утихают споры вокруг того, нужно ли вообще наказание за угон автомобиля. Однако практика показывает, что без этой статьи угонщики просто и легко уходили бы от ответственности.

Проникновение в чужую машину без ведома ее хозяина - уже угон. Даже если машина не завелась. Фото: Сергей Михеев/ РГ

Проникновение в чужую машину без ведома ее хозяина - уже угон. Даже если машина не завелась. Фото: Сергей Михеев/ РГ

Верховный суд отказал в жалобе некоему Полеву, которого обвинили в угоне и приговорили к трем годам лишения свободы. Полев утверждал, что он не собирался угонять машины, а просто хотел в них погреться, поскольку на улице было холодно, а все доказательства против него сфабрикованы. Однако показания свидетелей, а также полицейских говорили о другом.

По показанию свидетеля, который и вызвал полицию, Полев вскрыл сначала одну, а потом вторую машину. Когда полицейские подошли к месту, они увидели, как злоумышленник, увидев их, вылез из машины и вместе с приятелем, стоявшим неподалеку, стал удаляться. При этом что-то выкинул. Как потом оказалось, выкинул он две отвертки и пневматический пистолет. Полицейские также услышали, как приятель говорил Полеву: "Лучше бы поехали на такси".

Фото: Егор Алеев/ТАСС

Собственники машин, подошедшие на место преступления, обнаружили свои автомобили вскрытыми, со сломанными дверными замками и оборванными проводами зажигания. Первую машину преступнику не удалось завести, потому что сработало противоугонное устройство. Вторую - потому что во дворе показались полицейские.

Верховный суд исследовал дело и не нашел в нем нарушений. Все доказательства изучены, все ходатайства рассмотрены, и им дана соответствующая оценка. А значит, приговор за покушение на угон вынесен справедливо.

Напомним, что у нас угоном называется незаконное завладение автомобилем без цели хищения. В нашей ситуации не доказано, что машинами хотели завладеть, чтобы потом их продать. То есть кражей это назвать нельзя. И именно для подобных случаев существует статья "Угон".

Для примера: завел хозяин машину, а сам отошел до помойки мусор выкинуть. Тут в машину прыгнул хулиган, прокатился по двору, врезался в дерево и попытался сбежать. Это не кража. Корысти здесь нет никакой. А значит, кражу применить нельзя. Тогда что это? Угон. Причем, надо заметить, наказание за угон строже, чем за кражу.

Фото: Александр Корольков/РГ

Часть 1 статьи 166 Уголовного кодекса предусматривает наказание до 5 лет лишения свободы. А кража предусматривает градацию в зависимости от причиненного ущерба. То есть если украли ВАЗ-2107 - старенькую "семерку", - то по этой статье автовору грозит лишь до двух лет лишения свободы.

Угонщики часто действуют организованными группами. Один вскрывает и заводит машину, другой ее перегоняет, третий перебивает номера и подделывает документы или разбирает машину на запчасти, четвертый продает. Если, поймав перегонщика, не установить, что он действовал в группе, целью которой была реализация похищенного, то предъявить ему нечего. Кроме угона.

В прошлом году снова прозвучала инициатива изменить статью "Угон" и ввести в нее квалифицирующие признаки. Предлагалось добавить способ проникновения и хищения, передачу автомобиля в пользование другим лицам, изменение внешнего вида автомобиля, государственных номеров.

Но по мнению экспертов, это еще более усложнит работу следователей и судов. Ведь у того же перегонщика не будет с собой инструментов, которыми его подручный вскрывал автомобиль. Он сел в заведенную машину и уехал.

Наказание за угон любой машины - до 5 лет лишения свободы. А за кражу ВАЗ-2107 по статье "Кража" вор получит не больше двух лет

При этом эксперты на рынке систем защиты автомобилей от угонов считают, что применение каких-либо устройств для вскрытия машины, обхода штатной или дополнительной систем безопасности прямо квалифицируют попытку угона, как кражу. Человек не из хулиганских побуждений сел прокатиться, а готовился к похищению. Подбирал нужные устройства и выбирал автомобиль. А уж изменение номеров прямо указывает на хищение машины.

Поэтому без статьи "Угон" никуда не деться. Она позволяет привлекать к ответственности тех, кто взял чужую машину просто прокатиться, пока не доказано их корыстных интересов.

Читайте также: