Охарактеризуйте положение рабов в вавилоне почему за кражу осла овцы и раба наказывали одинаково

Обновлено: 28.06.2024

Древний Вавилон - деспотическое государство, расцвет которого пришелся на время правления шестого царя I Вавилонской династии – Хаммурапи. Общественная структура, правовое положение населения, сословный характер. Мушкенумы и их права по закону Хаммурапи.

Рубрика История и исторические личности
Вид доклад
Язык русский
Дата добавления 15.03.2017
Размер файла 15,7 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

"Правовое положение мушкенумов и рабов в Вавилонском государстве по Законам Хаммурапи"

Древний Вавилон по устройству и политическому режиму являлся деспотическим государством, расцвет которого пришелся на время правления шестого царя I Вавилонской династии - Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.). Общественная структура, правовое положение населения, сословный характер Вавилонского государства в правление Хаммурапи известны во многом благодаря найденному в 1901-1902 г. в Сузах своду законов этого царя.

Структура вавилонского общества в эпоху Хаммурапи свидетельствует о все более четко проявляющемся и развивающемся рабовладельческом его характере. Как и всякое рабовладельческое государство, Древний Вавилон знал деление общества, прежде всего, на свободных и рабов.

Однако в вавилонском обществе существовала и промежуточная, полусвободная, категория населения - мушкенумы (в пер. "склоняющийся ниц"). Мушкенумы работали в царском хозяйстве. Утратив связь с общиной(или никогда не имея ее), мушкенум принимал государственное обеспечение под условием службы (по-аккадски "ильк"), несения повинности. Мушкенумы не имели земли и собственности, а получали ее за царскую службу в условное владение. Они обладали ограниченными гражданскими правами, что и зафиксировано в законах Хаммурапи. Социально мушкенумы считались менее значимы, чем авилумы: членовредительство в отношении мушкенума возмещалось денежным штрафом, тогда как в отношении свободных применялся принцип "талиона"(Ст. 196: "Если кто-нибудь повредит глаз у сына мужа, то должно повредить глаз ему самому". Ст.197: "Если он сломает кость у сына мужа, то должно сломать кость ему", Ст. 140, 198); оплата лечения мушкенума была в два раза меньше, чем свободного человека (Ст. 215-217, 221-223). Кроме того, в отличие от авилумов, мушкенумы не были наделены самоуправлением и их жизнь практически полностью регулировалась администрацией. мушкенум вавилон право

Тем не менее, из законов явствует, что мушкенумы владели имуществом и рабами, их права как собственников строго защищались, при этом имущество их рассматривалось наряду с собственностью дворца, на службе которого они состояли. Отсюда и сопоставление мушкенумов с двором или храмом, а не с аквилумами, в тех статьях, где мушкенумы выступают в качестве рабовладельцев. Об этом свидетельствует статья 15: "Если кто-нибудь выведет за ворота дворцового раба или дворцовую рабыню, или раба, принадлежащего мушкену, или рабыню, принадлежащую мушкену, то его должно предать смерти". Или же статья 16: "Если кто-нибудь, укрыв в своем доме беглого раба, принадлежащего дворцу или мушкену, не выдаст его по требованию чиновника, то этого домохозяина должно предать смерти". Соответственно, имущество мушкенумов охраняется строже имущества авилумов: "Если человек украл либо вола, либо овцу, либо осла, либо свинью, либо же лодку, то, если это принадлежит богу или дворцу, он должен заплатить в тридцатикратном размере, а если это принадлежит мушкенуму, он должен возместить в десятикратном размере. Если вор не имеет чем платить, он должен быть убит" (Ст. 8). За развод с женой мушкенум также платит меньше авилума ("Если он мушкенум, то он должен дать ей 1/2 мины серебра). Таким образом, фиксируя приниженное положение мушкенумов, закон одновременно гарантирует защиту их имущества.

Низший класс вавилонского общества составляли рабы ("вардум"). Источником рабства служили: война, имущественное расслоение, приводившее к долговой кабале (которая однако не могла продолжаться более трех лет), неравноправное положение членов семьи (Ст.114-117; "Если долг одолел человека и он продал за серебро свою жену, своего сына исвою дочь или отдал их в кабалу 131 то три года они должны обслуживать дом их покупателя или их закабалителя, в четвертом году им должна быть предоставлена свобода", - Ст.117), самопродажа в рабство, обращение в рабство за некоторые преступления, и наконец, естественное воспроизводство рабов. Различались рабы частновладельческие, дворцовые, рабы мушкенумов, храмовые рабы. Положение рабов государственных учреждений и мушкенумов регулировалось государством и было, возможно, привилегированным (они могли иметь семью); в отношения авилумов со своими рабами государство не вмешивалось.

Рабов разрешалось держать в оковах. Если их везли для продажи на рынок или другое место, хозяин должен был надеть на них кандалы, шейную колодку и проверить наличие "рабского знака" - на тыльной стороне ладони выжигалось имя хозяина. Такие меры предпринимались для предотвращения бегства от рабовладельца. Тяжкие кары полагались за укрывательство раба и пособничество ему в уклонении от рабства. Смертная казнь грозила и тем, кто воровал рабов, кто их скрывал в своем доме и не вел на клич глашатая (ст. 15-20, 226-227). Поимка, задержание невольников, возвращение их хозяину вознаграждались (ст. 17). Если цирюльник снял рабский знак у чужого раба, ему отрубали кисть рук (ст. 226). Лицо, уговорившее цирюльника на такую операцию и выдавшее раба за своего невольника, каралось еще более жестоко - его вешали перед воротами. При найме раба наниматель должен был брать на себя материальную ответственность в случае бегства раба. В случае продажи раба рекомендовалось в трехдневный срок определить, не является ли продаваемый раб беглым. Характерна статья 282, устанавливающая наказание для непокорного раба, которому в случае неповиновения хозяину следовало отрезать ухо(Ст. 205). Это подтверждает факт клеймления рабов - при этом изменение клейма (как и изменение клейма скота) строго каралось. Но допускалось и отпущение раба на волю, которое сопровождалось особой церемонией - удалением знака рабского состояния.

В то же время рабство в Вавилонии имело ряд своеобразных черт: рабы могли иметь небольшое имущество, могли вступать в брак со свободными женщинами (дети от таких браков считались свободными - Ст. 175). Кроме того, раб царя или "царского человека", взявший в жены свободную, мог иметь собственную недвижимость, по его смерти отходившую к господину: "..если дворцовый раб или же раб мушкенума взял в жены дочь полноправного человека и, когда он взял ее, она вступила в дом дворцового раба или же раба мушкенума вместе с приданым дома своего отца, а после того, как они соединились, они построили дом и приобрели добро, и затем либо дворцовый раб, либо же раб мушкенума умер, то дочь полноправного человека может забрать свое приданое, а все, что она и ее муж приобрели после того как они соединились, должны поделить пополам, и половину может забрать хозяин раба, половину может забрать дочь полноправного человека для своих сыновей.."(Ст. 176). Рабовладелец, имевший детей от рабыни, мог включить их в число законных наследников своего имущества.

Таким образом, Законодательство Хаммурапи закрепляло общественный строй государства, господствующей силой в котором являлись мелкие и средние рабовладельцы. Законы исходили из того, что люди не одинаковы по своим юридическим возможностям, по своим правам и обязанностям по отношению к государству и друг к другу.

Читайте также: