Какая из перечисленных форм не считается производным произведением в контексте авторского права

Обновлено: 28.06.2024

Статья 1260 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) [1] содержит в себе правовое регулирование производных и составных произведений. Производные и составные произведения — это самостоятельные виды объектов авторского права, но их регулирование содержится в одной статье по той причине, видимо, что статус переводчиков и составителей похож. Сначала разграничим понятия производных и составных произведений.

Итак, в соответствии с п. 1 ст. 1260 ГК РФ переводчику, а также автору иного производного произведения (обработки, экранизации, аранжировки, инсценировки или другого подобного произведения) принадлежат авторские права соответственно на осуществленные перевод и иную переработку другого (оригинального) произведения. В соответствии с п. 2 ст. 1260 ГК РФ составителю сборника и автору иного составного произведения (антологии, энциклопедии, базы данных, интернет-сайта, атласа или другого подобного произведения) принадлежат авторские права на осуществленные ими подбор или расположение материалов (составительство). В данных нормах законодатель, прежде всего, перечисляет основные виды производных и соответственно составных произведений, а также указывает, на что именно у субъектов авторского права возникают авторские права: у авторов производных произведений — на переработку (на результат переработки первоначального произведения), составителю (автору составного произведения) авторское право принадлежит на подбор и расположение материалов, то есть на составное произведение. В норме в скобках указан термин "составительство", подразумевается, что составительство — это синоним подбора и расположения материала. Представляется, что данный термин является весьма приблизительным, так как глаголы "подобрать", "расположить" и "составить" имеют разное смысловое значение. С другой стороны, термин "составить" можно пояснить через слова "подобрать" и "расположить". Однако составительство подразумевает деятельность, а авторское право возникает на произведения, то есть на результат интеллектуальной деятельности. В связи с тем что объектом авторского права является произведение, то с той же мерой условности можно использовать термин "составное произведение". Данный термин используется в рассматриваемой статье в контексте "автор составного произведения". Предлагается же использовать такую формулировку: автору-составителю принадлежит авторское право на составное произведение.

Что касается термина производного произведения, то, как известно, "производный" означает образованный от другой, простейшей или основной величины, формы, категории [2]. Применительно к производным произведениям это означает, что речь идет о произведениях, которые созданы на основе другого произведения. Назовем такие "другие" произведения первоначальными. Первоначальное произведение ложится в основу создания производного, то есть оно перерабатывается любым способом, например путем обработки (аранжировки), перевода на какой-либо язык. Первоначальное произведение может лечь в основу постановки или экранизации. Таким образом, в результате любой такой переработки, обработки любым творческим образом появляется новый объект авторского права — производное произведение. В основе производного произведения может быть не одно, а несколько первоначальных произведений. В любом случае появляется новое произведение, а первоначальное произведение остается относительно вновь созданного как бы в прошлом, тем, чем и было. Это отличает производные произведения от составных. В случае с составными произведениями первоначальные произведения как бы включаются в состав вновь создаваемого составного произведения в неизменном виде. И получается, что существует первоначальное произведение само по себе и оно же, включенное в состав составного произведения. Это отчетливо видно на примере составных произведений.

К составным произведениям законодатель относит антологии, энциклопедии, базы данных, интернет-сайты, атласы или другие подобные произведения.

Антология (др.-греч. , дословно "собрание цветов, цветник") — собрание литературных текстов сравнительно небольшого объема (стихотворений, рассказов, афоризмов, очерков), созданных как одним, так и несколькими авторами. В антологии могут объединять тексты по жанровому, тематическому, формальному или какому-то иному признаку либо представлять наиболее значительные и показательные, с точки зрения составителя, произведения [3].

Энциклопедия (новолат. encyclopaedia, не ранее XVI века; от др.-греч. "обучение в полном круге", от — "круг" + — "обучение, пайдейя") — приведенное в систему обозрение всех отраслей человеческого знания или круга дисциплин, в совокупности составляющих отдельную отрасль знания. Энциклопедией называют также научное справочное пособие, содержащее обозрение наук или дисциплин (преимущественно в форме словаря). В широком понимании — сборник научных сведений и справок на различные темы, предназначенный для обширного круга читателей [4].

Базы данных в п. 2 ст. 1260 ГК РФ отнесены к составным произведениям. Программой для ЭВМ является представленная в объективной форме совокупность данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств в целях получения определенного результата, включая подготовительные материалы, полученные в ходе разработки программы для ЭВМ и порождаемые ею аудиовизуальные отображения (ст. 1261 ГК РФ).

В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 1260 ГК РФ базой данных является представленная в объективной форме совокупность самостоятельных материалов (статей, расчетов, нормативных актов, судебных решений и иных подобных материалов), систематизированных таким образом, чтобы эти материалы могли быть найдены и обработаны с помощью электронной вычислительной машины (ЭВМ). Само определение также указывает на то, что база данных является составным произведением — "совокупность данных и команд". Важным нюансом в отношении правового регулирования баз данных является выделение Гражданским кодексом двух видов субъектов — авторов базы данных, у которых возникают авторские права на нее, а также изготовителей базы данных, у которых возникают смежные права на такой объект.

В п. 2 ст. 1260 ГК РФ речь идет о составных произведениях, в том числе о базе данных как об объекте авторского права, значит, составитель подразумевается автором базы, а не изготовителем. Хотя следует помнить, что автором и изготовителем базы данных могут являться одни и те же лица.

Сайт, или веб-сайт (от англ. website: web — "паутина, сеть" и site — "место", буквально "место, сегмент, часть в сети"), — одна или несколько логически связанных между собой веб-страниц; также место расположения контента сервера. Обычно сайт в Интернете представляет собой массив связанных данных, имеющий уникальный адрес и воспринимаемый пользователем как единое целое.

Атлас — многозначный термин: сборник карт, таблиц, диаграмм и т.п. Основные примеры атласов:

— анатомический атлас, например атлас анатомии человека Синельникова;

— географический атлас — собрание географических карт;

— физический атлас какой-либо планеты;

— атлас звездного неба;

— атлас народов (этнографический атлас);

— атлас языков (языковой атлас);

— виртуальный атлас — компьютерная программа, представляющая географический атлас в электронном виде [6].

Также рекомендуется Вам:

В ст. 1260 ГК РФ указан, естественно, неполный перечень составных произведений. Учитывая, что все эти примеры самых разнообразных составных произведений объединяют такие слова, как совокупность, система, собрание и т.д., что еще можно отнести к составным произведениям?

Хрестоматия (др.-греч. [1] от — "использование" — "пользователь" + — "учиться, узнать") — учебно-практическое издание, содержащее систематически подобранные литературно-художественные, исторические, научные и иные произведения или фрагменты из них, составляющие объект изучения учебной дисциплины. Обычно хрестоматия характеризует какую-либо национальную литературу или литературу в отдельные периоды ее развития. Хрестоматия является разновидностью коллективного сборника. Она имеет конкретный читательский адрес, который зависит от учебной программы.

Хрестоматией также называют сборник мелких статей или отрывков из произведений знаменитых писателей [7].

Справочник — издание практического назначения, с кратким изложением сведений в систематической форме, в расчете на выборочное чтение, на то, чтобы можно было быстро и легко навести по нему справку [8]. Справочник — подборка классифицированных признаков, сведений и данных, например физических и химических свойств веществ, рецептов, телефонов, адресов и т.д. [9].

Особо следует проанализировать такие объекты, как периодические издания: газеты и журналы. Периодическое издание — издание (обычно печатное), выходящее с заявленной периодичностью [10]. Наиболее распространенными видами периодических изданий являются газеты, журналы, научные журналы, календари, справочники и т.д. Журналы и газеты включают в себя определенное количество произведений разных авторов, собранных по какому-либо принципу в одно издание. Суть газет и журналов подходит под определение составных произведений. Периодические издания образуются в результате особого подбора и расположения материала. Особенностью таких составных произведений является то, что в соответствии с законодательством невозможно говорить об авторстве на периодические издания. Исключительным правом на издание обладает издательство, которое является юридическим лицом. Соответственно, как такового автора у газеты или журнала нет. Есть правообладатель — обладатель исключительного авторского права, коим является издательство.

Необходимо различать отдельные произведения, вошедшие в издание (рисунки, графики, статьи, фотографии и т.д.), авторы которых остаются обладателями личных неимущественных прав и исключительного права на свои произведения, если переход исключительного права изданию не предусмотрен договором, а также само издание как цельное произведение (хотя и составное), исключительным правом на которое обладает издание.

Точка зрения известного специалиста в области авторского права, доктора юридических наук, профессора Э.П. Гаврилова на этот счет состоит в следующем: "В энциклопедию, энциклопедический словарь, периодический или продолжающийся сборник научных трудов, в газету, журнал или другое периодическое издание включаются различные произведения: статьи, фотографии, рисунки и т.п. Творческий труд в создание издания в целом могут вносить также редакторы, ответственные за выпуск, и руководители организации". Следовательно, следует различать произведения отдельных авторов и издание в целом. Это два различных правовых объекта. "А вот издание — это совершенно другой правовой объект, регулируется нормами о составных произведениях, то есть в которых творчество проявляется в подборе и расположении материалов. Значит, и издание получает охрану как составное произведение" [11].

Следует особо внимательно учитывать, на каких условиях конкретное произведение передается для включения в состав составного произведения издания. На это указывает профессор А.П. Сергеев. Указание закона на сохранение за авторами исключительных прав на использование своих произведений независимо от издания в целом означает лишь то, что любой автор, в том числе и находящийся в штате работодателя, который передал свое произведение для использования в газете, журнале, продолжающемся сборнике и т.п., не лишается права использовать свое произведение в иной форме и иным способом, которые не совпадают с формой и способом использования его произведения издателем газеты, журнала и другого периодического или продолжающегося издания [12].

Интерес вызывает вопрос отнесения аудиовизуального произведения к категории составных. Как известно, аудиовизуальные произведения регулируются ст. 1263 ГК РФ как самостоятельный вид объектов авторского права. Аудиовизуальным произведением является произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком) и предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств. Аудиовизуальные произведения включают кинематографические произведения, а также все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим (теле- и видеофильмы и другие подобные произведения), независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации. Исходя из данного определения и сути аудиовизуального произведения вряд ли приходится говорить о таком объекте как о составном. Создатели такого произведения — авторы (режиссер-постановщик, автор сценария и композитор специально созданного музыкального произведения) не являются просто составителями, компоновщиками материала. Они изначально нацелены на создание сложного единого объекта. Таким образом, представляется неверным предположение, что все объекты, которые состоят из нескольких или даже многих произведений, являются составными.

Всегда следует иметь в виду определение составительства как подбора и расположения материала. Необходимо различать понятия "составные" и "сложные" произведения (включающие в себя более одного произведения, несколько или множество). Безусловно, составные произведения относятся к сложным, но не все сложные будут являться составными. Кроме того, в аудиовизуальные произведения входят совершенно разные виды произведений (литературные, музыкальные, костюмированные, декоративные и многие другие), а произведения, включающиеся в составные, не отличаются таким разнообразием, как правило, это расположение материала одного или нескольких видов (статьи или фотографии, контент интернет-сайта). В подтверждение можно привести цитату из судебной практики.

"Аудиовизуальные произведения являются одним из самостоятельных видов объектов авторского права, перечисленных в ГК РФ. Такое произведение является единым и неделимым, вобравшим в себя большое число первоначальных произведений. Отдельные произведения, вошедшие в аудиовизуальные произведения, как существовавшие ранее, так и созданные в процессе создания аудиовизуального произведения, "поглощаются" аудиовизуальным произведением. При этом аудиовизуальное произведение не является просто составным произведением, которое включает целый ряд мелких произведений и из которого можно было бы выделить отдельную часть. Ситуация иная, так как при создании фильма результаты интеллектуальной деятельности большого количества творческих работников (сценариста, композитора, оператора, художника-постановщика, художника по костюмам, декоратора и т.д.) объединяются работой режиссера-постановщика (постановка фильма). Именно объединенные одним замыслом и одной объективной формой они превращаются в новое сложное произведение, и именно как единый объект они становятся известны зрителю" [13].

Таким образом, необходимо различать понятия "составные" и "сложные" произведения. Безусловно, составные произведения относятся к сложным, но не все сложные будут являться составными.

Рассмотрев основные виды составных произведений, представляется возможным перейти к следующим выводам, которые касаются правовой сути составных произведений и, соответственно, прав субъектов на такие объекты.

Составные произведения регулируются в одной статье с производными произведениями. Эти объекты объединяет "похожесть" прав авторов. Однако производные произведения — это объекты, созданные на основе иного "первоначального" произведения, переработки первоисточника, а составные произведения — это произведения, созданные путем особого расположения, компоновки первоначальных произведений, которые, как правило, не изменяются.

Также предлагается различать понятия сложных и составных произведений. К сложным произведениям закон относит аудиовизуальные произведения, театрально-зрелищные представления, мультимедийные продукты, единые технологии.

Произведения, входящие в состав сложных объектов, как правило, "служат" сложному объекту в целом, часто и создаются именно ради него. Произведения, входящие в составные произведения, часто имеют самостоятельный характер и могли бы и не войти в состав составного произведения. Хотя такое отличие можно считать достаточно условным. Здесь следует привести классификацию, предлагаемую И.В. Савельевой, которая выделяла простые составные произведения и сложные составные произведения: "К простым составным можно отнести сборники, периодические издания, например журналы. В данном случае единое произведение создается путем объединения произведений одного вида искусства, имеющих самостоятельный характер. Степень их единства меньше, чем в коллективных произведениях. К сложным составным произведениям относятся такие творения, составные части которых являются произведениями, принадлежащими к различным видам искусства. К их числу относятся музыкальные произведения с текстом (опера, кантата, оперетта, музыкальная комедия, песня), литературные произведения с иллюстрациями и такие собственно синтетические произведения, как кино- и телепроизведения и др. Для этой категории произведений характерен, следовательно, больший или меньший элемент синтеза различных искусств" [14].

Результаты интеллектуальной деятельности в составе сложного объекта не просто комбинируются друг с другом, а включаются в структуру такого объекта, который существует уже как единое целое, а не как совокупность разнородных объектов [15].

Несмотря на то что производные и составные произведения охраняются как самостоятельные объекты авторского права, следует иметь в виду, что они несколько зависимы от первоначальных произведений (тех, которые были переработаны или вошли в состав составного произведения), что отражается на правах авторов производных и составных произведений. Так, в соответствии с п. 3 ст. 1260 ГК РФ переводчик, составитель либо иной автор производного или составного произведения осуществляет свои авторские права при условии соблюдения прав авторов произведений, использованных для создания производного или составного произведения. А авторы первоначальных произведений, в свою очередь, вправе использовать свое произведение независимо от составного произведения, если иное не предусмотрено договором с создателем составного произведения (п. 5 ст. 1260 ГК РФ). Последнее обстоятельство часто зависит от того, создавалось ли отдельно взятое произведение специально для включения его в составное произведение или нет. Однако во избежание неправомерного использования объектов авторского права рекомендуется заключение лицензионного договора между авторами отдельных произведений и автором составного произведения.

На практике часто встречаются такие составные произведения, которые включают в себя объекты, не охраняемые авторским правом, например сборники народных сказок или произведений, перешедших в народное достояние.

Ранее также было рассмотрено, что у составного произведения (энциклопедии, газеты или журнала) часто не бывает автора как такового, так как обладателем исключительного права использования является юридическое лицо — издатель.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть четвертая от 18 декабря 2006 г., N 230-ФЗ // СЗ РФ. 2006. N 52 (ч. 1). Ст. 5496.

12. Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. М., 1996. С. 160 — 162.

1. Переводчику, а также автору иного производного произведения (обработки, экранизации, аранжировки, инсценировки или другого подобного произведения) принадлежат авторские права соответственно на осуществленные перевод и иную переработку другого (оригинального) произведения.

2. Составителю сборника и автору иного составного произведения (антологии, энциклопедии, базы данных, интернет-сайта, атласа или другого подобного произведения) принадлежат авторские права на осуществленные ими подбор или расположение материалов (составительство).

Базой данных является представленная в объективной форме совокупность самостоятельных материалов (статей, расчетов, нормативных актов, судебных решений и иных подобных материалов), систематизированных таким образом, чтобы эти материалы могли быть найдены и обработаны с помощью электронной вычислительной машины (ЭВМ).

3. Переводчик, составитель либо иной автор производного или составного произведения осуществляет свои авторские права при условии соблюдения прав авторов произведений, использованных для создания производного или составного произведения.

4. Авторские права переводчика, составителя и иного автора производного или составного произведения охраняются как права на самостоятельные объекты авторских прав независимо от охраны прав авторов произведений, на которых основано производное или составное произведение.

5. Автор произведения, помещенного в сборнике или ином составном произведении, вправе использовать свое произведение независимо от составного произведения, если иное не предусмотрено договором с создателем составного произведения.

6. Авторские права на перевод, сборник, иное производное или составное произведение не препятствуют другим лицам переводить либо перерабатывать то же оригинальное произведение, а также создавать свои составные произведения путем иного подбора или расположения тех же материалов.

7. Издателю энциклопедий, энциклопедических словарей, периодических и продолжающихся сборников научных трудов, газет, журналов и других периодических изданий принадлежит право использования таких изданий. Издатель вправе при любом использовании такого издания указывать свое наименование или требовать его указания.

Авторы или иные обладатели исключительных прав на произведения, включенные в такие издания, сохраняют эти права независимо от права издателя или других лиц на использование таких изданий в целом, за исключением случаев, когда эти исключительные права были переданы издателю или другим лицам либо перешли к издателю или другим лицам по иным основаниям, предусмотренным законом.

Комментарии к ст. 1260 ГК РФ

Текст комментария: Отв. ред. Л.А. Трахтенгерц "КОММЕНТАРИЙ К ГРАЖДАНСКОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТИ ЧЕТВЕРТОЙ) (ПОСТАТЕЙНЫЙ) В 2 Т. Т. 1 И 2"

Авторы: Горленко С.А., Калятин В.О., Кирий Л.Л., Козырь О.М., Корчагин А.Д., Орлова В.В., Павлова Е.А., Синельникова В.Н., Степанов П.В., Трахтенгерц Л.А., Шилохвост О.Ю.

Как уже отмечалось, все авторские права на производное произведение принадлежат создавшему его автору - переводчику, аранжировщику и т.д.

В то же время любое производное произведение является результатом переработки оригинального произведения. А в соответствии с подп. 9 п. 2 ст. 1270 ГК право на перевод и другую переработку произведения входит в исключительное право на произведение. Поэтому для создания производного произведения всегда необходимо согласие автора или иного правообладателя на осуществление переработки оригинального произведения, за исключением, естественно, случая переработки оригинального произведения самим автором или иным правообладателем - физическим лицом.

Однако в этом случае нельзя говорить об ущемлении свободы творчества в части создания производных произведений кем-то другим, не автором (правообладателем) оригинального произведения.

Данное положение увязано с п. 3 комментируемой статьи, которым предусмотрено, что автор производного произведения осуществляет свои права при условии соблюдения прав авторов оригинального произведения. При этом "обусловленность" прав на производное произведение не означает "зависимости" охраны такого произведения от охраны оригинального произведения. Напротив, авторские права переводчика или иного автора производного произведения охраняются независимо от охраны прав авторов оригинальных произведений (п. 4 рассматриваемой статьи). Например, истечение срока действия исключительного права на оригинальное произведение не может автоматически прекратить срок действия на производное произведение.

Кроме того, следует учесть, что создание производного произведения может затрагивать не только имущественные интересы автора. Как отмечал М.В. Гордон, важным для защиты прав автора при переводе является охрана его личных прав. "Случается, что при переводе произведения переводчик передает мысли автора неправильно, искажает отдельные положения оригинала" .

Гордон М.В. Советское авторское право. М., 1955. С. 97.

Принцип свободы творчества применительно к производным произведениям выражается еще и в том, что создание производного произведения не зависит от права на другое такое же производное произведение, возникшее ранее (п. 6 комментируемой статьи). То есть, будучи обусловленным охраной прав на оригинальное произведение, лицо, намеревающееся осуществить переработку такого произведения, не связано необходимостью получения разрешения или выполнения каких-либо иных действий в отношении автора такой же переработки, которая уже получила правовую охрану.

Все производные произведения можно условно разделить на те, которые изменяют характер оригинального произведения (например, экранизация), и те, при создании которых характер произведения не изменяется. Например, при аранжировке или оркестровке появляется возможность исполнения музыкальных произведений на других (не тех, для которых создавалось оригинальное произведение) музыкальных инструментах или даже целым оркестром.

Особо необходимо отметить перевод, при котором изменяется только язык. Прежде всего перевод, как и любое произведение, является результатом творческой деятельности. Поэтому так называемые подстрочные переводы не могут рассматриваться как произведения, поскольку являются результатом чисто технического труда.

Как справедливо отмечалось в литературе, для перевода характерна его связь с оригинальным произведением. В тех случаях, когда оригинал является лишь стимулом, вдохновляющим автора к созданию самостоятельного произведения на другом языке, говорить о переводе не приходится; это самостоятельные, оригинальные произведения .

См.: Серебровский В.И. Указ. соч. С. 48.

Помимо переводов и других производных произведений, ст. 1260 предусматривает положения о составительстве и охране прав авторов составных произведений.

Объединение в одной статье положений о производных и составных произведениях (в Законе об авторском праве это были разные статьи - 11 и 12) связано с единством многих правил регулирования охраны прав на такие произведения. Это, в частности, подтверждается содержанием п. п. 3, 4, 6 ст. 1260.

В отличие от производного составное произведение не является переработкой оригинального. Составительство представляет собой деятельность по подбору и расположению материалов, в том числе и объектов авторского права (литературных и научных статей, планов, произведений живописи и пр.).

При составительстве не возникает новое оригинальное произведение. Смысл выделения составного произведения состоит только в том, что подбор и расположение материалов могут носить творческий характер. И именно эти факторы лежат в основе авторских прав на составное произведение. В то же время их вполне достаточно для признания сборника (атласа, энциклопедии) самостоятельным произведением, права на которое охраняются независимо от охраны прав авторов оригинальных произведений (п. 4 рассматриваемой статьи).

Особого внимания заслуживает включение в список составных произведений интернет-сайта. Это означает, что владелец сайта может препятствовать заимствованию не только материалов со своего сайта, но и общей структуры сайта, взаимного расположения материалов и т.д., т.е. подражанию своему сайту. Ранее такой подход нашел отражение и в судебной практике .

См.: Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.04.2008 N 255/08.

Очевидно, что включение в составное произведение требует согласия автора или иного правообладателя оригинального произведения.

Более того, само включение произведения в сборник или иное составное произведение по общему правилу юридически не связывает автора. Как указано в п. 5 комментируемой статьи, автор оригинального произведения вправе использовать его независимо от составного произведения, если иное не предусмотрено договором с создателем составного произведения.

Выпуск составных произведений и дальнейшее их использование ставят вопрос о границах такого использования в связи с включением в составное произведение иных объектов авторского права. Особенную остроту приобретает вопрос применительно к периодическим печатным изданиям (газетам, журналам, альманахам и т.д.). Возможность различного использования таких изданий (воспроизведение, распространение, доведение до всеобщего сведения) предопределяет необходимость определения порядка использования составного произведения и учета прав авторов оригинальных произведений.

Поэтому в п. 7 комментируемой статьи "разведены" использование составного произведения и использование произведений, вошедших в него. Издателю периодических изданий, а равно издателю энциклопедий, энциклопедических словарей, периодических и продолжающихся сборников научных трудов принадлежит право использования такого составного произведения в целом.

Обладатель же исключительного права на произведение, включенное в составное произведение, сохраняет право на использование своего произведения отдельно и независимо от прав издателя, если он только не передал исключительное право последнему или иному лицу.

Задайте вопрос юристу:

К объектам авторского права относятся производные произведения (переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки и иные переработки произведений науки, литературы и искусства), составные произведения (энциклопедии, антологии, базы данных) и другие составные произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.

Производными произведениями являются произведения, которые представляют собой переработку другого произведения. Составные произведения – произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.

Такие производные и составные произведения охраняются авторским правом независимо от того, являются ли объектами авторского права произведения, на которых они основаны или которые они включают.

Обзор – произведение, где характеристики других произведений включены в связный текст, выстроенный по общему замыслу обозревателя в той или иной системе. Инсценировка – переработка повествовательного, прозаического или поэтического произведения для театра или кино. Аранжировка – переложение музыкального произведения для исполнения его инструментами или голосами, для которых оно не было предназначено в оригинале.

Энциклопедия – справочное издание, содержащее в обобщенном виде основные сведения по одной или всем отраслям знаний и практической деятельности, изложенные в виде кратких статей, расположенных в алфавитном или систематическом порядке. Антология – непериодический сборник, включающий избранные (стихотворные) литературно-художественные произведения или извлечения из них. База данных – совокупность связанных данных, организованных по определенным правилам, предусматривающим общие принципы описания, хранения и манипулирования, независимая от прикладных программ.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Право собственности и другие права на водные объекты

Право собственности и другие права на водные объекты см. Водный

13. Понятие и принципы авторского права

14. Объекты авторского права: понятие, виды, общая характеристика

14. Объекты авторского права: понятие, виды, общая характеристика Объекты авторского права – произведения литературы, науки и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также способа его выражения.В

15. Произведения архитектуры как объекты авторского права

15. Произведения архитектуры как объекты авторского права В соответствии с законодательством РФ объектом авторского права является результат творческой деятельности – произведение архитектуры, градостроительства, садово-паркового искусства независимо от его

17. Аудиовизуальные произведения как объекты авторского права

17. Аудиовизуальные произведения как объекты авторского права Аудиовизуальные произведения состоят из зафиксированной серии связанных между собой кадров (с сопровождением или без сопровождения их звуком). Предназначены для зрительного и слухового восприятия с помощью

18. Субъекты авторского права

18. Субъекты авторского права Субъектом авторского права прежде всего является автор произведения – создатель произведения, обладающий совокупностью имущественных и личных неимущественных прав, и, если не доказано иное, лицо, указанное в качестве автора на оригинале

25. Использование произведения без согласия автора и выплаты авторского вознаграждения

25. Использование произведения без согласия автора и выплаты авторского вознаграждения Свободное использование в личных целях. Без согласия автора и без выплаты вознаграждения можно воспроизводить правомерно обнародованное произведение исключительно в личных целях

26. Срок действия авторского права. Общественное достояние

26. Срок действия авторского права. Общественное достояние Для имущественных и личных неимущественных прав предусмотрен различный срок действия авторского права. Личные неимущественные права (право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора) охраняются

8. ОБЪЕКТЫ АВТОРСКОГО ПРАВА

8. ОБЪЕКТЫ АВТОРСКОГО ПРАВА Объектом авторского права являются произведения науки, литературы и искусства, обладающие двумя признаками:а) являющиеся результатом творческой деятельности;б) существующие в какой-либо объективной форме (в том числе в письменной, устной

9. ВИДЫ ОБЪЕКТОВ АВТОРСКОГО ПРАВА

9. ВИДЫ ОБЪЕКТОВ АВТОРСКОГО ПРАВА В зависимости от вида произведения различают следующие объекты авторского права:• литературные произведения;• драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;• хореографические произведения и

10. СУБЪЕКТЫ АВТОРСКОГО ПРАВА

10. СУБЪЕКТЫ АВТОРСКОГО ПРАВА Субъектами авторского права, т. е. владельцами субъективных авторских прав, в соответствии с российским законодательством могут выступать физические лица, юридические лица и публично-правовые образования.Первоначальным субъектом

11. НАСЛЕДНИКИ, ИНЫЕ СУБЪЕКТЫ АВТОРСКОГО ПРАВА

11. НАСЛЕДНИКИ, ИНЫЕ СУБЪЕКТЫ АВТОРСКОГО ПРАВА Наследники автора как субъекты авторского праваИсключительное право на произведение переходит по наследству. После смерти автора субъектами авторского права становятся наследники по завещанию или по закону. Общий срок

17. СРОК ДЕЙСТВИЯ АВТОРСКОГО ПРАВА

17. СРОК ДЕЙСТВИЯ АВТОРСКОГО ПРАВА Исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора.Исключительное право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение

1. Переводчику, а также автору иного производного произведения (обработки, экранизации, аранжировки, инсценировки или другого подобного произведения) принадлежат авторские права соответственно на осуществленные перевод и иную переработку другого (оригинального) произведения.

2. Составителю сборника и автору иного составного произведения (антологии, энциклопедии, базы данных, интернет-сайта, атласа или другого подобного произведения) принадлежат авторские права на осуществленные ими подбор или расположение материалов (составительство).

Базой данных является представленная в объективной форме совокупность самостоятельных материалов (статей, расчетов, нормативных актов, судебных решений и иных подобных материалов), систематизированных таким образом, чтобы эти материалы могли быть найдены и обработаны с помощью электронной вычислительной машины (ЭВМ).

3. Переводчик, составитель либо иной автор производного или составного произведения осуществляет свои авторские права при условии соблюдения прав авторов произведений, использованных для создания производного или составного произведения.

4. Авторские права переводчика, составителя и иного автора производного или составного произведения охраняются как права на самостоятельные объекты авторских прав независимо от охраны прав авторов произведений, на которых основано производное или составное произведение.

5. Автор произведения, помещенного в сборнике или ином составном произведении, вправе использовать свое произведение независимо от составного произведения, если иное не предусмотрено договором с создателем составного произведения.

6. Авторские права на перевод, сборник, иное производное или составное произведение не препятствуют другим лицам переводить либо перерабатывать то же оригинальное произведение, а также создавать свои составные произведения путем иного подбора или расположения тех же материалов.

7. Издателю энциклопедий, энциклопедических словарей, периодических и продолжающихся сборников научных трудов, газет, журналов и других периодических изданий принадлежит право использования таких изданий. Издатель вправе при любом использовании такого издания указывать свое наименование или требовать его указания.

Авторы или иные обладатели исключительных прав на произведения, включенные в такие издания, сохраняют эти права независимо от права издателя или других лиц на использование таких изданий в целом, за исключением случаев, когда эти исключительные права были переданы издателю или другим лицам либо перешли к издателю или другим лицам по иным основаниям, предусмотренным законом.

Комментарий к Ст. 1260 ГК РФ

1. Положения комментируемой статьи посвящены авторскому праву на составные и производные произведения. Основным признаком всех составных и производных произведений является их творческий характер. Исключительное право как право использовать произведение в любой форме и любым не противоречащим закону способом включает в себя право на перевод и любую другую переработку произведения. При этом под переработкой произведения понимается создание производного произведения (обработки, экранизации, аранжировки, инсценировки и т.п.). Переработка произведения представляет собой перевод произведения из одного вида в другой (из литературного в драматическое и др.), а также такие изменения, вносимые в произведение, которые включают в себя творческий элемент переработчика.

Авторское право переводчика, а также других авторов производных произведений стали охраняться практически одновременно с правами авторов оригинальных произведений. Так, в первом нормативном акте России, содержавшем специальные нормы в отношении авторского права, — Цензурном уставе 1828 г. устанавливалось исключительное право как автора, так и переводчика на использование произведения в течение всей жизни и пятидесяти лет после смерти. В 1830 г. было утверждено Положение о правах сочинителей, переводчиков и издателей, которое распространило охрану на целый ряд производных произведений, включая переводы.

2. Авторское право переводчиков и переработчиков является производным, зависимым от авторских прав. Автору принадлежит право на перевод. Для использования произведения в переводе или переработке необходимо заключить не только договор с автором перевода, переработки (обладателем исключительного права), но и с автором оригинального произведения об использовании произведения в переработке или переводе. Причем автор перевода, переработки (обладатель исключительного права) предоставляет право на перевод, переработку, а также право на использование переработанного произведения.

Переводчику, переработчику, как и автору оригинального произведения, принадлежат личные и имущественные права, связанные с использованием выполненного им перевода, переработки.

Исключительное право на перевод, переработку действует в течение жизни переводчика, переработчика и 70 лет после его смерти независимо от прав автора оригинального произведения.

В правоприменительной практике возникает немало споров, связанных с определением самостоятельности, оригинальности произведения и его переработкой. Установление оригинальности произведения возможно путем проведения экспертизы. Так, Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ не было признано нарушением прав истца — обладателя исключительных прав на творчески созданное картографическое произведение — создание на основе той же исходной информации самостоятельного произведения. Из получившего оценку суда экспертного заключения следовало, что карта истца и карта ответчика различаются внешним оформлением и авторским стилем — оригинальным расположением на листе для наглядного представления, количеством обозначений и подписями к ним; карты истца и ответчика созданы разными авторами независимо друг от друга. При этом допущена вероятность использования при создании обеих карт единой исходной информации.

При таких обстоятельствах суд в удовлетворении заявленного требования отказал, указав, что наличие исключительных прав у истца на свое картографическое произведение не препятствует иным лицам (в том числе ответчику) самостоятельно создавать на основе той же исходной информации иные карты .

3. В п. 2 комментируемой статьи определяется правовой режим составных произведений. Составитель является автором произведения, которое создано в результате объединения, оригинального размещения, обработки других произведений. Результатом творческой деятельности составителя являются разработанная им система расположения материала и его обработка.

К составным произведениям относятся:

— сборники — составные произведения, в состав которых входит несколько произведений, как охраняемых, так и не охраняемых авторским правом;

— антологии — непериодические сборники литературных произведений разных авторов, имеющие жанровую или тематическую общность;

— энциклопедии — сборники научных сведений и справок на различные темы, предназначенные для широкого круга читателей;

— базы данных (см. абз. 2 п. 2 комментируемой статьи). База данных охраняется как составное произведение при условии, что подбор и расположение материала в ней носят творческий характер. При отсутствии такового база данных может охраняться как объект смежных прав (см. комментарии к ст. 1333 — 1336 ГК);

— атласы — сборники карт, таблиц, диаграмм и т.п.;

и другие подобные произведения.

В том случае если в составное произведение входят другие охраняемые произведения, то необходимо различать авторские права авторов произведений, вошедших в составное произведение, и авторское право составителя. Последнее распространяется на сборник в целом, а не на отдельные его части. При этом каждый из авторов произведений, вошедших в составное, вправе использовать свое произведение, если иное не предусмотрено законом или договором (например, если автор передал исключительное право составителю сборника).

4. Особый правовой режим предусмотрен для таких составных произведений, как энциклопедии, энциклопедические словари, сборники научных трудов, газет, журналов и других периодических изданий (п. 7 ст. 1260). Данная норма в целом повторяет положения ст. 485 ГК РСФСР 1964 г., согласно которой организациям, выпускающим в свет самостоятельно или при посредстве какого-либо издательства научные сборники, энциклопедические словари, периодические издания, принадлежит авторское право на эти издания в целом. Аналогичная норма была определена и в Законе об авторском праве и смежных правах. В то же время п. 2 ст. 11 данного Закона предусматривались исключительные права издателя на использование энциклопедий, словарей и т.п., в то время как п. 7 настоящей статьи закреплено лишь право использования таких изданий, поскольку исключительное право на отдельные произведения сохраняется за авторами.

5. Права издателя на использование издания имеют определенную специфику, отличную от специфики исключительного права автора работы в изданиях, но при этом не должны ограничивать права автора, за исключением случаев, когда эти исключительные права были переданы издателю.

Статья 1260 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) [1] содержит в себе правовое регулирование производных и составных произведений. Производные и составные произведения — это самостоятельные виды объектов авторского права, но их регулирование содержится в одной статье по той причине, видимо, что статус переводчиков и составителей похож. Сначала разграничим понятия производных и составных произведений.

Итак, в соответствии с п. 1 ст. 1260 ГК РФ переводчику, а также автору иного производного произведения (обработки, экранизации, аранжировки, инсценировки или другого подобного произведения) принадлежат авторские права соответственно на осуществленные перевод и иную переработку другого (оригинального) произведения. В соответствии с п. 2 ст. 1260 ГК РФ составителю сборника и автору иного составного произведения (антологии, энциклопедии, базы данных, интернет-сайта, атласа или другого подобного произведения) принадлежат авторские права на осуществленные ими подбор или расположение материалов (составительство). В данных нормах законодатель, прежде всего, перечисляет основные виды производных и соответственно составных произведений, а также указывает, на что именно у субъектов авторского права возникают авторские права: у авторов производных произведений — на переработку (на результат переработки первоначального произведения), составителю (автору составного произведения) авторское право принадлежит на подбор и расположение материалов, то есть на составное произведение. В норме в скобках указан термин "составительство", подразумевается, что составительство — это синоним подбора и расположения материала. Представляется, что данный термин является весьма приблизительным, так как глаголы "подобрать", "расположить" и "составить" имеют разное смысловое значение. С другой стороны, термин "составить" можно пояснить через слова "подобрать" и "расположить". Однако составительство подразумевает деятельность, а авторское право возникает на произведения, то есть на результат интеллектуальной деятельности. В связи с тем что объектом авторского права является произведение, то с той же мерой условности можно использовать термин "составное произведение". Данный термин используется в рассматриваемой статье в контексте "автор составного произведения". Предлагается же использовать такую формулировку: автору-составителю принадлежит авторское право на составное произведение.

Что касается термина производного произведения, то, как известно, "производный" означает образованный от другой, простейшей или основной величины, формы, категории [2]. Применительно к производным произведениям это означает, что речь идет о произведениях, которые созданы на основе другого произведения. Назовем такие "другие" произведения первоначальными. Первоначальное произведение ложится в основу создания производного, то есть оно перерабатывается любым способом, например путем обработки (аранжировки), перевода на какой-либо язык. Первоначальное произведение может лечь в основу постановки или экранизации. Таким образом, в результате любой такой переработки, обработки любым творческим образом появляется новый объект авторского права — производное произведение. В основе производного произведения может быть не одно, а несколько первоначальных произведений. В любом случае появляется новое произведение, а первоначальное произведение остается относительно вновь созданного как бы в прошлом, тем, чем и было. Это отличает производные произведения от составных. В случае с составными произведениями первоначальные произведения как бы включаются в состав вновь создаваемого составного произведения в неизменном виде. И получается, что существует первоначальное произведение само по себе и оно же, включенное в состав составного произведения. Это отчетливо видно на примере составных произведений.

К составным произведениям законодатель относит антологии, энциклопедии, базы данных, интернет-сайты, атласы или другие подобные произведения.

Антология (др.-греч. , дословно "собрание цветов, цветник") — собрание литературных текстов сравнительно небольшого объема (стихотворений, рассказов, афоризмов, очерков), созданных как одним, так и несколькими авторами. В антологии могут объединять тексты по жанровому, тематическому, формальному или какому-то иному признаку либо представлять наиболее значительные и показательные, с точки зрения составителя, произведения [3].

Энциклопедия (новолат. encyclopaedia, не ранее XVI века; от др.-греч. "обучение в полном круге", от — "круг" + — "обучение, пайдейя") — приведенное в систему обозрение всех отраслей человеческого знания или круга дисциплин, в совокупности составляющих отдельную отрасль знания. Энциклопедией называют также научное справочное пособие, содержащее обозрение наук или дисциплин (преимущественно в форме словаря). В широком понимании — сборник научных сведений и справок на различные темы, предназначенный для обширного круга читателей [4].

Базы данных в п. 2 ст. 1260 ГК РФ отнесены к составным произведениям. Программой для ЭВМ является представленная в объективной форме совокупность данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств в целях получения определенного результата, включая подготовительные материалы, полученные в ходе разработки программы для ЭВМ и порождаемые ею аудиовизуальные отображения (ст. 1261 ГК РФ).

В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 1260 ГК РФ базой данных является представленная в объективной форме совокупность самостоятельных материалов (статей, расчетов, нормативных актов, судебных решений и иных подобных материалов), систематизированных таким образом, чтобы эти материалы могли быть найдены и обработаны с помощью электронной вычислительной машины (ЭВМ). Само определение также указывает на то, что база данных является составным произведением — "совокупность данных и команд". Важным нюансом в отношении правового регулирования баз данных является выделение Гражданским кодексом двух видов субъектов — авторов базы данных, у которых возникают авторские права на нее, а также изготовителей базы данных, у которых возникают смежные права на такой объект.

В п. 2 ст. 1260 ГК РФ речь идет о составных произведениях, в том числе о базе данных как об объекте авторского права, значит, составитель подразумевается автором базы, а не изготовителем. Хотя следует помнить, что автором и изготовителем базы данных могут являться одни и те же лица.

Сайт, или веб-сайт (от англ. website: web — "паутина, сеть" и site — "место", буквально "место, сегмент, часть в сети"), — одна или несколько логически связанных между собой веб-страниц; также место расположения контента сервера. Обычно сайт в Интернете представляет собой массив связанных данных, имеющий уникальный адрес и воспринимаемый пользователем как единое целое.

Атлас — многозначный термин: сборник карт, таблиц, диаграмм и т.п. Основные примеры атласов:

— анатомический атлас, например атлас анатомии человека Синельникова;

— географический атлас — собрание географических карт;

— физический атлас какой-либо планеты;

— атлас звездного неба;

— атлас народов (этнографический атлас);

— атлас языков (языковой атлас);

— виртуальный атлас — компьютерная программа, представляющая географический атлас в электронном виде [6].

Также рекомендуется Вам:

В ст. 1260 ГК РФ указан, естественно, неполный перечень составных произведений. Учитывая, что все эти примеры самых разнообразных составных произведений объединяют такие слова, как совокупность, система, собрание и т.д., что еще можно отнести к составным произведениям?

Хрестоматия (др.-греч. [1] от — "использование" — "пользователь" + — "учиться, узнать") — учебно-практическое издание, содержащее систематически подобранные литературно-художественные, исторические, научные и иные произведения или фрагменты из них, составляющие объект изучения учебной дисциплины. Обычно хрестоматия характеризует какую-либо национальную литературу или литературу в отдельные периоды ее развития. Хрестоматия является разновидностью коллективного сборника. Она имеет конкретный читательский адрес, который зависит от учебной программы.

Хрестоматией также называют сборник мелких статей или отрывков из произведений знаменитых писателей [7].

Справочник — издание практического назначения, с кратким изложением сведений в систематической форме, в расчете на выборочное чтение, на то, чтобы можно было быстро и легко навести по нему справку [8]. Справочник — подборка классифицированных признаков, сведений и данных, например физических и химических свойств веществ, рецептов, телефонов, адресов и т.д. [9].

Особо следует проанализировать такие объекты, как периодические издания: газеты и журналы. Периодическое издание — издание (обычно печатное), выходящее с заявленной периодичностью [10]. Наиболее распространенными видами периодических изданий являются газеты, журналы, научные журналы, календари, справочники и т.д. Журналы и газеты включают в себя определенное количество произведений разных авторов, собранных по какому-либо принципу в одно издание. Суть газет и журналов подходит под определение составных произведений. Периодические издания образуются в результате особого подбора и расположения материала. Особенностью таких составных произведений является то, что в соответствии с законодательством невозможно говорить об авторстве на периодические издания. Исключительным правом на издание обладает издательство, которое является юридическим лицом. Соответственно, как такового автора у газеты или журнала нет. Есть правообладатель — обладатель исключительного авторского права, коим является издательство.

Необходимо различать отдельные произведения, вошедшие в издание (рисунки, графики, статьи, фотографии и т.д.), авторы которых остаются обладателями личных неимущественных прав и исключительного права на свои произведения, если переход исключительного права изданию не предусмотрен договором, а также само издание как цельное произведение (хотя и составное), исключительным правом на которое обладает издание.

Точка зрения известного специалиста в области авторского права, доктора юридических наук, профессора Э.П. Гаврилова на этот счет состоит в следующем: "В энциклопедию, энциклопедический словарь, периодический или продолжающийся сборник научных трудов, в газету, журнал или другое периодическое издание включаются различные произведения: статьи, фотографии, рисунки и т.п. Творческий труд в создание издания в целом могут вносить также редакторы, ответственные за выпуск, и руководители организации". Следовательно, следует различать произведения отдельных авторов и издание в целом. Это два различных правовых объекта. "А вот издание — это совершенно другой правовой объект, регулируется нормами о составных произведениях, то есть в которых творчество проявляется в подборе и расположении материалов. Значит, и издание получает охрану как составное произведение" [11].

Следует особо внимательно учитывать, на каких условиях конкретное произведение передается для включения в состав составного произведения издания. На это указывает профессор А.П. Сергеев. Указание закона на сохранение за авторами исключительных прав на использование своих произведений независимо от издания в целом означает лишь то, что любой автор, в том числе и находящийся в штате работодателя, который передал свое произведение для использования в газете, журнале, продолжающемся сборнике и т.п., не лишается права использовать свое произведение в иной форме и иным способом, которые не совпадают с формой и способом использования его произведения издателем газеты, журнала и другого периодического или продолжающегося издания [12].

Интерес вызывает вопрос отнесения аудиовизуального произведения к категории составных. Как известно, аудиовизуальные произведения регулируются ст. 1263 ГК РФ как самостоятельный вид объектов авторского права. Аудиовизуальным произведением является произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком) и предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств. Аудиовизуальные произведения включают кинематографические произведения, а также все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим (теле- и видеофильмы и другие подобные произведения), независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации. Исходя из данного определения и сути аудиовизуального произведения вряд ли приходится говорить о таком объекте как о составном. Создатели такого произведения — авторы (режиссер-постановщик, автор сценария и композитор специально созданного музыкального произведения) не являются просто составителями, компоновщиками материала. Они изначально нацелены на создание сложного единого объекта. Таким образом, представляется неверным предположение, что все объекты, которые состоят из нескольких или даже многих произведений, являются составными.

Всегда следует иметь в виду определение составительства как подбора и расположения материала. Необходимо различать понятия "составные" и "сложные" произведения (включающие в себя более одного произведения, несколько или множество). Безусловно, составные произведения относятся к сложным, но не все сложные будут являться составными. Кроме того, в аудиовизуальные произведения входят совершенно разные виды произведений (литературные, музыкальные, костюмированные, декоративные и многие другие), а произведения, включающиеся в составные, не отличаются таким разнообразием, как правило, это расположение материала одного или нескольких видов (статьи или фотографии, контент интернет-сайта). В подтверждение можно привести цитату из судебной практики.

"Аудиовизуальные произведения являются одним из самостоятельных видов объектов авторского права, перечисленных в ГК РФ. Такое произведение является единым и неделимым, вобравшим в себя большое число первоначальных произведений. Отдельные произведения, вошедшие в аудиовизуальные произведения, как существовавшие ранее, так и созданные в процессе создания аудиовизуального произведения, "поглощаются" аудиовизуальным произведением. При этом аудиовизуальное произведение не является просто составным произведением, которое включает целый ряд мелких произведений и из которого можно было бы выделить отдельную часть. Ситуация иная, так как при создании фильма результаты интеллектуальной деятельности большого количества творческих работников (сценариста, композитора, оператора, художника-постановщика, художника по костюмам, декоратора и т.д.) объединяются работой режиссера-постановщика (постановка фильма). Именно объединенные одним замыслом и одной объективной формой они превращаются в новое сложное произведение, и именно как единый объект они становятся известны зрителю" [13].

Таким образом, необходимо различать понятия "составные" и "сложные" произведения. Безусловно, составные произведения относятся к сложным, но не все сложные будут являться составными.

Рассмотрев основные виды составных произведений, представляется возможным перейти к следующим выводам, которые касаются правовой сути составных произведений и, соответственно, прав субъектов на такие объекты.

Составные произведения регулируются в одной статье с производными произведениями. Эти объекты объединяет "похожесть" прав авторов. Однако производные произведения — это объекты, созданные на основе иного "первоначального" произведения, переработки первоисточника, а составные произведения — это произведения, созданные путем особого расположения, компоновки первоначальных произведений, которые, как правило, не изменяются.

Также предлагается различать понятия сложных и составных произведений. К сложным произведениям закон относит аудиовизуальные произведения, театрально-зрелищные представления, мультимедийные продукты, единые технологии.

Произведения, входящие в состав сложных объектов, как правило, "служат" сложному объекту в целом, часто и создаются именно ради него. Произведения, входящие в составные произведения, часто имеют самостоятельный характер и могли бы и не войти в состав составного произведения. Хотя такое отличие можно считать достаточно условным. Здесь следует привести классификацию, предлагаемую И.В. Савельевой, которая выделяла простые составные произведения и сложные составные произведения: "К простым составным можно отнести сборники, периодические издания, например журналы. В данном случае единое произведение создается путем объединения произведений одного вида искусства, имеющих самостоятельный характер. Степень их единства меньше, чем в коллективных произведениях. К сложным составным произведениям относятся такие творения, составные части которых являются произведениями, принадлежащими к различным видам искусства. К их числу относятся музыкальные произведения с текстом (опера, кантата, оперетта, музыкальная комедия, песня), литературные произведения с иллюстрациями и такие собственно синтетические произведения, как кино- и телепроизведения и др. Для этой категории произведений характерен, следовательно, больший или меньший элемент синтеза различных искусств" [14].

Результаты интеллектуальной деятельности в составе сложного объекта не просто комбинируются друг с другом, а включаются в структуру такого объекта, который существует уже как единое целое, а не как совокупность разнородных объектов [15].

Несмотря на то что производные и составные произведения охраняются как самостоятельные объекты авторского права, следует иметь в виду, что они несколько зависимы от первоначальных произведений (тех, которые были переработаны или вошли в состав составного произведения), что отражается на правах авторов производных и составных произведений. Так, в соответствии с п. 3 ст. 1260 ГК РФ переводчик, составитель либо иной автор производного или составного произведения осуществляет свои авторские права при условии соблюдения прав авторов произведений, использованных для создания производного или составного произведения. А авторы первоначальных произведений, в свою очередь, вправе использовать свое произведение независимо от составного произведения, если иное не предусмотрено договором с создателем составного произведения (п. 5 ст. 1260 ГК РФ). Последнее обстоятельство часто зависит от того, создавалось ли отдельно взятое произведение специально для включения его в составное произведение или нет. Однако во избежание неправомерного использования объектов авторского права рекомендуется заключение лицензионного договора между авторами отдельных произведений и автором составного произведения.

На практике часто встречаются такие составные произведения, которые включают в себя объекты, не охраняемые авторским правом, например сборники народных сказок или произведений, перешедших в народное достояние.

Ранее также было рассмотрено, что у составного произведения (энциклопедии, газеты или журнала) часто не бывает автора как такового, так как обладателем исключительного права использования является юридическое лицо — издатель.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть четвертая от 18 декабря 2006 г., N 230-ФЗ // СЗ РФ. 2006. N 52 (ч. 1). Ст. 5496.

12. Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. М., 1996. С. 160 — 162.

Читайте также: