Что означает такая обязанность мусульманина как хадж

Обновлено: 04.05.2024

Мекка — колыбель ислама. Историческим и духовным центром ислама является Досточтимая Мекка. Этот город, расположенный в Центральной Аравии, был основан во времена пророка Ибрахима. Согласно традиции, Аллах одарил Ибрахима сыном, когда он был глубоким старцем. Мальчик, родившийся чудесным образом в ответ на мольбы праведного раба Божия, был наречён Исмаилом. Но в сердце возлюбленного пророка могла уместиться только одна великая любовь — любовь к Богу, и поэтому ему было приказано оставить своего перворождённого сына Исмаила вместе с его матерью Хаджар в аравийской пустыне, где было заложено основание Каабы.

Ибрахим покорился воле Аллаха, будучи уверен в том, что Аллах не даст погибнуть Хаджар и его сыну, которого она ещё не оторвала от груди. Он оставил их на возвышенности, где не было ни воды, ни людей. Когда у Хаджар закончилась вода, а мальчик начал корчиться от жажды, она побежала к ближайшему холму и поднялась на него в надежде увидеть кого-либо. Впоследствии этот холм получил название Сафа. Не увидев никого, она бросилась к соседнему холму, который был назван Марвой. Она пробежала между ними семь раз и вдруг услышала звук. Вблизи от младенца забил источник воды, получивший название Замзам. К воде слетелись птицы, и первыми их заметили люди из племени джурхум. Они поселились возле Замзама и проявили заботу о Хаджар и её сыне. Исмаил вырос в их среде, обучился у них арабскому языку, а потом женился на девушке из этого племени.

На протяжении многовековой истории Кааба неоднократно подвергалась частичному разрушению в результате селевых потоков, реставрировалась и перестраивалась. Сегодня она сохраняет тот вид, какой она имела при Пророке Мухаммаде. Это — каменное строение высотой пятнадцать метров с основанием двенадцать на десять метров. Углы Каабы расположены примерно в направлении сторон света. Чёрный камень, заключённый в серебряное обрамление, вделан в восточный угол и находится на высоте около полутора метров. Дверь в храм находится в северовосточной стене и возвышается над землёй примерно на два метра. У северо-восточной стены построена полукруглая стенка, которая отгораживает место, известное как хиджр. Примыкающая к храму часть хиджра считается собственно Каабой, потому что во времена пророка Ибрахима она входила в состав строения.

Кааба — не шедевр аравийской архитектуры, она не имеет пышного фасада и не украшена барельефами. Её внешний вид — это аккуратно выложенные серые камни, обычно покрытые чёрной парчой, на которой вышиты аяты из Корана (это покрывало называется кисва). Внутреннее убранство храма скромное: там нет ни мебели, ни росписей. Внутри находятся три колонны, висят лампы, расписанные эмалевыми красками, и хранятся дарственные списки Корана. Отсутствие богатого интерьера напоминает о том, что самое главное для верующего — не земная красота и форма, а внутренний мир и содержание. Пустота внутри Каабы указывает на присутствие там незримой духовной силы, которая манит к себе сердца верующих со всех уголков земли.

Согласно традиции, в ответ на мольбу пророка Ибрахима Аллах благословил Каабу и её окрестности, и поэтому в Коране Заповедной мечетью называется весь город. Мусульмане совершают паломничество в Мекку в течение всего года, чтобы соприкоснуться с памятниками духовной истории человечества, обойти вокруг Каабы, пробежать между двумя холмами и помолиться там, где молились величайшие из пророков.

Паломничество в Мекку. В Коране упоминаются два вида паломничества в Мекку: умра и хадж. Эти обряды были хорошо известны до ислама и играли важную роль в экономической и религиозной жизни аравитян. Пророк не отменил их, потому что история паломничества восходила к пророкам Ибрахиму и Исмаилу, но очистил их ритуалы от всевозможных проявлений язычества и многобожия. По мнению большинства учёных, хадж был вменён в обязанность в 6 г. х.

Умра — малое паломничество, которое можно совершать в любое время года. В хадисах подчёркивается превосходство умры, совершённой в рамадане, когда верующие получают возможность совместить тяготы паломничества с постом в течение дня и продолжительными молитвами по ночам.

Хадж начинается в месяце зу-ль-хиджжа, но паломникам разрешается прибыть в Мекку в шаввале или зу-ль-кааде, совершить умру и остаться там до начала хаджа. Такая форма объединения двух обрядов называется прерываемым хаджем (хадж ат-тпаматту).

Обряды паломничества начинаются при вступлении на заповедную территорию (харам) Мекки. В специально отведённых местах, которые называются микатами, паломники облачаются в особую одежду, состоящую из двух кусков белой материи. Одним куском оборачивают тело от пояса до колен (изар), а другой накидывают на плечи (рида). Перед облачением в ритуальное одеяние желательно искупаться, подстричь ногти и умаститься благовониями. Потом паломники вслух выражают намерение совершить одновременно хадж и умру или только один из этих обрядов. С этого момента они находятся в ритуальном состоянии ихрама, когда им запрещается вступать в близость с женой, умащаться благовониями, облачаться в одежду, которая прошита в соответствии с частями тела (рубашка, майка, брюки, плащ и т. п.), надевать головной убор, подстригать ногти и волосы, охотиться на животных и обламывать ветки деревьев. Женщины не надевают ритуальной одежды, но в ихраме им запрещается носить перчатки и вуаль. Вступление вихрам знаменуется произнесением тальбии — особой формулы восхваления Аллаха, которую повторяют да начала обхода вокруг Каабы (во время хаджа — до бросания камешков в День жертвоприношения).

Хадж начинается 8 числа месяца зу-ль-хиджжа, когда паломники снова вступают в ихрам и отправляются в долину Мина, чтобы провести там ночь. После восхода солнца 9 зу-ль-хиджжа паломники направляются в долину Арафат (в 22 км от Мекки), где совершается важнейший из обрядов хаджа — стояние у горы Арафат (вукуф). Люди произносят тальбию и поминают Аллаха до заката солнца, после чего отправляются в Муздалифу — долину, расположенную в 9 км от места стояния. Тай они проводят ночь, а на рассвете следующего дня, незадолго до восхода, отправляются в Мину.

10 зу-ль-хиджжа — один из самых напряжённых дней паломничества. Добравшись до Мины, паломники бросают семь камешков в большой столб, олицетворяющий шайтана. Потом они совершают жертвоприношение и бреют голову или подстригают волосы (женщины лишь слегка укорачивают волосы), С этого момента паломникам разрешается всё, что им было запрещено в ихраме, за исключением половой близости. Вернувшись в Мекку, они совершают обход вокруг Каабы и пробежку между Сафой и Марвой. Завершив пробежку, они полностью освобождаются от ихрама, и с них снимаются все ограничения.

Праздник жертвоприношения. Праздник жертвоприношения, или Курбан-байрам, отмечается 10 числа месяца зу-ль-хиджжа. Этот великий день связывает мусульман с монотеистической традицией Ибрахима, который стойко прошёл через испытания и остался верен завету с Аллахом. Как и в праздник разговения, в этот день мусульмане сразу после восхода солнца собираются в мечетях и местах моления, чтобы принять участие в праздничном богослужении, состоящем из двух ракяатов намаза и проповеди.

После праздничного намаза верующие спешат совершить жертвоприношение, которое, однако, можно отложить до 13 зу-ль-хиджжа. Этот обряд пришёл в ислам из времён пророка Ибрахима. Аллах испытал его веру, и он увидел во сне, как приносит в жертву своего первенца Исмаила. Сны пророков были вещими, и Ибрахиму стало ясно, что от него требуется. Он рассказал об этом сыну, и тот смиренно покорился воле Господа. Любящий отец уже собирался принести в жертву сына, когда Аллах остановил его и сообщил, что испытание пройдено. Ибрахиму было велено принести в жертву барана, и с тех пор жертвоприношение является формой поклонения Богу и приближения к Нему.

В Курбан-байрам приносят в жертву овец (не младше шестимесячного возраста), коз (не младше однолеток), коров (не младше двухлеток) и верблюдов (не младше пятилеток). Жертвенное животное не должно иметь физических дефектов, быть дряхлым или больным. Корову, быка или верблюда можно принести в жертву от имени семи семей. Мясо жертвенных животных обычно делят на три части: одну часть раздают беднякам, другую — родственникам и соседям, а третью едят в кругу семьи за праздничным столом.

Паломничество в Медину и Иерусалим. Второй святыней, к которой мусульмане совершают паломничество, является мечеть Пророка в Лучезарной Медине. Её строительство было начато сразу после переселения Пророка Мухаммада в 622 г. Поначалу большая: часть мечети представляла собой открытый двор, а её площадь составляла 1060 квадратных метров. После последнего расширения, продолжавшегося десять лет и завершившегося в апреле 1994 г., застроенная площадь мечети составила 82 тысячи квадратных метров.

Центральная часть Медины, расположенная между горами Айр на юге и Саур на севере, считается заповедной. С востока и запада она ограничивается двумя лавовыми полями, которые называются харра. Как и в Мекке, здесь запрещается охотиться, рубить деревья, обламывать ветви растений. Однако запреты, касающиеся заповедных земель Медины, не являются такими же категоричными, как в Мекке. Например, если человек преднамеренно убил животное в Мекке, то в качестве искупления он должен совершить жертвоприношение, накормить бедняков или поститься. Если он совершил такой же поступок в Медине, то ему достаточно принести покаяние. Кроме того, в Медине разрешается косить траву или рубить деревья, если в этом есть необходимость, например для кормления скота или изготовления орудий труда.


Хадж является одним из пяти столпов ислама, после Шахады, намаза, милостыни (закят) и поста. Совершить его обязан каждый мусульманин и каждая мусульманка, имеющие такую возможность.

Хадж — в переводе с арабского языка означает сильное желание, намерение и посещение того, кого возвеличили. Хадж – это паломничество к святым местам Мекки (Масджид аль-Харам) и её окрестностей (гора Арафат, долины Муздалифа и Мина).

В день Арафата 5 млн паломников со всех концов земного шара предстают пред Всевышним Творцом в одном месте! Как прекрасно это место! Как прекрасен этот день — День Арафата! Есть ли еще что-либо подобное по своим масштабам, величию и святости? Есть ли второе подобное место, где на небольшой по размеру площади могут собраться 5 миллионов человек одновременно, – не путников, жителей, случайных попутчиков, а именно верующих людей, которые оставили свой кров, свою родину, свою работу, свое имущество только ради совершения паломничества?

Поэтому паломники, пребывая в долине Арафата, предстают пред Всевышним, как в день Махшара-сбора, когда не будет иного заступника, кроме как Одного, Единого, Милостивого и Милосердного Творца земли и небес Аллаха Субханаху ва Тааля.

Затем наши прародители направились в место, где основали первое святилище – Каабу и первое поселение на земле – Мекку. Поэтому в память о наших далеких предках Адаме и Хаве Посланник Аллаха, мир ему и благословение Всевышнего, предписал нам соблюдать пост в этот лучший из дней.

Подобно тому, как Ляйлят уль-Кадр является лучшей ночью, День Арафата является лучшим днем с рассвета до захода солнца, а пятничный день – господином всех дней.

Сбор на горе Арафат является самым крупным ежегодным сбором в исламском мире.

3десь собираются самые разнообразные приближённые любимцы Аллаха: кутбу, сиддики, алимы, имамы, мударрисы, захиды, поминающие Аллаха, щедрые, любящие Аллаха и его Посланника (мир ему и благословение Аллаха) мусульмане;

Здесь ниспосылаются такие блага и милости Аллаха, которые ни в каком другом месте не ниспосылаются.

Нет человека глупее и несчастнее, проводящего этот день беспечно и в грехе, в пустых разговорах, или за другими ненужными и вредными делами. Подумайте только, это время, когда от Ада освобождаются заслуживающие его.

Также мудростью Арафата является объединение мусульман: бедняк, богач, правитель, раб, белый, черный – все они, одевшись в одинаковые белые ихрамы, с непокрытыми головами выражают нужду и потребность в Милости Аллаха, подняв руки, моля Всевышнего Аллаха о прощении.

Во время хаджа исчезают социальные различия между людьми. Их внешний вид больше не указывает на их положение в обществе и уровень благосостояния. Все паломники выглядят одинаково: богач и бедняк, старик и юноша, религиозный деятель и военный, человек, занимающий руководящий пост, и простой рабочий. Облачаясь в ихрам, они становятся просто паломниками, людьми, которые равны перед Всевышним. Такие разные они подчиняются одному порядку и совершают одни и те же действия в одно и то же время.

Совершая эти обряды в атмосфере равенства и братства, мусульмане лучше осознают Милость, которую Всевышний Аллах оказал им. Они будто ощущают те духовные узы, которые связывают их, людей незнакомых, но таких близких и значимых друг для друга, собравшихся из разных стран и континентов с одной единственной целью — исполнить веление Господа и снискать Его довольство. Их объединяет вера в Него, а это лучшее из того, что может объединять людей. Вера сделала мусульман разного цвета кожи, говорящих на разных языках и воспитанных в разных культурах, подобием единого организма или прочного здания.

Стояние на Арафате напоминает нам о мире вечном. Ведь как мы стоим на Арафате, поминая Аллаха и взывая к Нему с самыми горячими мольбами, так и предстанем мы перед Ним в Судный день, когда не будет деяний, а будет только расчёт, и каждый из нас узнает, какая судьба уготована ему в вечности. А как не хватает нам подобного напоминания, когда, увлекаемые земной суетой и пребывающие в плену у бесконечного множества срочных, неотложных, как нам кажется, дел, мы порой забываем о самом важном!

На эту же декаду выпадает и другой великий день — Ид аль-адха, или Праздник жертвоприношения. Это главный из двух мусульманских праздников, венчающий усердное поклонение в предыдущие дни и дарящий надежду на прощение и милость Аллаха. Праздники являются важнейшей составной частью жизни каждого мусульманина. Их содержание направлено на то, чтобы провозглашать и укреплять основные положения учения ислама

Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) рекомендует зарезать хотя бы петуха, если нет иной возможности, хотя это и не будет считаться полноценным курбаном. Смысл сказанного в том, что в этот день желательно хотя бы что-то принести в жертву, проявляя уважение к этому празднику.

Как видим, десять прекрасных дней, о которых мы говорим, неразрывно связаны с хаджем — этим благодатным путешествием, которое обязан совершить хотя бы раз в жизни каждый верующий, имеющий такую возможность.

Совершение хаджа — паломничества, является целью каждого мусульманина. Это особое путешествие является составной частью поклонения, которое Аллаh установил для уверовавших в Него.

Что же такое хадж? Просто интересная во многих отношениях и увлекательная поездка в Мекку? Или же одно из ключевых событий в жизни мусульманина, оставляющее неизгладимый след в его внутреннем мире и в его отношении к жизни и к людям?

Как показывает практика, хадж может стать — а для некоторых и становится — поворотным моментом в жизни. Именно после совершения хаджа многие мусульмане по-настоящему задумываются о религии, о своём предназначении и месте в этом мире, о мудрости Всевышнего, которой наполнены Его веления и запреты, и о необходимости неукоснительно соблюдать эти предписания и законы. Особая атмосфера, и встреча с множеством единоверцев, отдаление от повседневной суеты и, конечно же, благодать поминания Всевышнего и поклонения Ему пронизывают хадж от начала до конца.

Хадж — это повод вырваться из оков повседневности и посмотреть с высоты полёта духовности на свою жизнь, на самого себя. Это шанс увидеть то, чего мы раньше не замечали, оценить наши поступки и устремления, понять, что по-настоящему имеет значение, а что навсегда останется лишь мишурой, к тому же ненадёжной и недолговечной.

У хаджа множество особенностей и достоинств, делающих этот обряд уникальным, единственным в своём роде. Мало кто задумывается об этом, но, помимо прочего, хадж примечателен и тем, что он представляет собой нашу жизнь в миниатюре. Паломники исполняют определённые предписания в течение короткого периода времени. Но такой же должна быть и жизнь верующего целиком — наполненной покорностью Всевышнему, поклонением Ему, совершением благих деяний, исполнением Его велений и соблюдением Его запретов.

Так же и вся его жизнь была прекрасным примером для тех, кто надеется на вознаграждение Всевышнего и тоскует по встрече с Ним, кто предпочитает вечное преходящему и много поминает Аллаха.

Конечно же, поминание Аллаха — это дух хаджа. И это же поминание должно наполнять и озарять всю земную жизнь верующего до его последнего вздоха.

Хадж – наиважнейший ритуал, без которого вера теряет свою полноту. В хадисе Посланника Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) говорится, что тот, кто совершит хадж ради Аллаха, не сквернословя и не греша, вернется таким же чистым от грехов, как в день своего рождения. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) отмечал, что шайтан никогда не бывает столь унижен, как в день пребывания паломников в местности ‘Арафа, ибо видит он, как снисходит на людей Милость Аллаха, и прощаются им великие грехи. Сказано, что среди грехов есть такие, которые можно искупить только пребыванием в местности ‘Арафа.

Очень важно осознавать, что сама возможность совершить это путешествие относится к числу величайших благ нашего Господа! Ведь далеко не каждому предоставляется такая возможность, и мусульманин просто обязан не только от всего сердца благодарить Аллаха за эту милость, но и воспользоваться ею наилучшим образом, чтобы его старания принесли ему пользу и приблизили его к заветной цели.

Кааба считается главной святыней для мусульман. Она находится на территории мечети Аль-Харам в Мекке. Кааба представляет собой гранитное сооружение прямоугольной формы, сверху обтянутое тканью. Недалеко от храма расположен Чёрный камень. Согласно легенде – это камень из рая. Аллах прислал его на землю, чтобы указать Адаму после грехопадения где нужно строить первый храм. По другой версии, Чёрный камень – это окаменевший ангел-хранитель Адама, допустивший его грехопадение. Мусульмане верят, что изначально камень был белым. Он светился так, что его сияние было видно за четыре дня пути до Мекки. Но затем после многочисленных прикосновений грешников стал чернее ночи.

Правила хаджа

Паломничество в Мекку – это невероятное событие в жизни каждого мусульманина. Хадж имеет множество правил. Если не соблюсти их, то паломничество будет считаться недействительным. Совершать хадж могут как мужчины, так и женщины. Чтобы начать путешествие в священный город, мусульманин должен быть совершеннолетним, здоровым физически и духовно, а также способным выдержать долгое путешествие. Кроме того, он должен располагать необходимой суммой для совершения паломничества, а также оставить средства для существования своей семье. Если деньги на хадж были взяты взаймы, он считается недействительным. Если совершить паломничество задумала женщина, её обязательно должен сопровождать родственник-мужчина, которому исполнилось 18 лет. Вместе с тем, дорога к Мекке должна быть безопасной. В прошлом имамы договаривались с кочевниками, что они не будут трогать паломников за определённую плату.

В паломничество отправляются через два месяца после завершения Рамадана. Чтобы выполнить все обряды хаджа в Мекке, в среднем требуется три дня.

Составные части хаджа

После того, как паломник прибыл в Мекку, он должен выполнить определённые действия, являющиеся обязательными составными частями хаджа. Сначала он должен очиститься и облачиться в особую одежду. Она представляет собой куски плотной ткани белого цвета. Женщины закутываются в них полностью, открывая лишь лицо, кисти рук и ступни. Мужчина закрывает одним полотном ноги и часть торса, а второе оборачивает вокруг туловища, часто оставляя одно плечо открытым. После этого паломник должен поддерживать свою духовную и физическую чистоту: не заниматься торговлей, не вступать в интимную связь, не сквернословить, не завидовать, не причинять вреда живому (даже не рвать траву и не убивать насекомых) и тому подобное.

Затем мусульманин должен обойти вокруг Каабы, совершить хождение между холмами Саффа и Марва, поцеловать или прикоснуться к чёрному камню, а также строго соблюдать все правила хаджа. Каждая из составных частей паломничества имеет глубокий сакральный смысл.

После завершения всех необходимых ритуалов, паломники бреют голову или стригут волосы и бороды. Женщинам срезается часть волос. Остриженные волосы закапываются в определённом месте в пустыне. По возвращению домой паломники получают право носить зелёный тюрбан.

Значение хаджа

Основное, для чего мусульманин совершает хадж – это очищение от грехов. Согласно исламу, после паломничества, если конечно были соблюдены все правила, человек становится таким же чистым, как новорожденный младенец.

Кроме того, испокон веков хадж считался объединяющим фактором для мусульман всего мира. В Мекке могли встретиться и обсудить волнующие их проблемы последователи ислама из разных стран. Хадж считается универсальным богослужением, поскольку совершается как морально, так и телом, а также имуществом.

Во время паломничества все равны. Все носят одинаковую одежду являются гостями Аллаха в его священном доме. Хадж учит смирению и терпению, поскольку дорога до Мекки в прошлом, да и в наши дни, связана со множеством испытаний. Вместе с тем, паломничество учит щедрости. В один из дней хаджа необходимо принести в жертву животное, а также раздать милостыню неимущим.

Ещё одно значение хаджа для мусульман – это напоминание об истории религии и их предках. Как отмечалось выше, каждый обряд и ритуал хаджа имеет сакральное значение и во многом перекликается с событиями, описанными в Коране.


Немного статистики


Большинство паломников – это мужчины. Тем не менее, ежегодно в Мекку направляются сотни тысяч женщин. Их численность достигает до 45% от общего количества паломников. Граждане РФ также являются частыми гостями в Мекке, хотя для россиян паломничество – это довольно дорогое удовольствие. Чтобы совершить хадж, придётся выложить как минимум около двух тысяч долларов США.

Местом проведения паломничества служит Мекка, а также окрестные её территории, на которых расположены некоторые исламские святыни. Временем совершения, как правило, служат месяцы Шавваль, Зуль-Кайда и Зуль-Хиджа.

Тем не менее, отправляться в паломничество в Священную Мекку надлежит не всем людям.

Условия обязательности хаджа

— Исповедовать ислам: хадж является обязательным только для мусульман.

— Совершеннолетие: паломничество должны совершать только совершеннолетние (с исламской точки зрения), т.е. достигшие половозрелого возраста. Для детей оно не обязательно.

— Умственная дееспособность: человек должен находиться в здравом рассудке.

— Личная свобода: верующий должен обладать свободой, то есть не быть рабом.

— Наличие возможности для совершения: в данном случае, как правило, понимается материальная возможность для совершения паломничества, так как для поездки в Мекку и проживания там на протяжении приблизительно месяца требуются немалые средства, которые для некоторых верующих являются непосильными. Однако имеются и иные ограничения, действующие в тех или иных ситуациях.

Следует отметить, что совершить паломничество верующий может не только за себя, но и за других своих родных и близких, которые по тем или иным причинам не смогли этого сделать. Но при этом сначала мусульманин должен совершить хадж за себя самого, а уже в дальнейшем – за других людей.

Ритуальные действия хаджа

Хадж состоит из десяти основных ритуальных обрядов, совершаемых верующими. Все они подразделяются на столпы, совершение которых является строго обязательным, на необходимые действия (ваджиб) и на желательные (суннат). Однако разные богословские школы рассматривают обязательность тех или иных действий по-разному.

1) Ихрам. Сначала верующий входит в состояние ихрама, то есть мусульманин облачается в специальное одеяние, произносит вслух или про себя намерение для совершения хаджа, совершает молитву в два ракаата и произносит тальбию:

لَبَّيْكَ اللّهُمَّ لَبَّيْكَ، لَبَّيْكَ لا شَرِيكَ لَكَ لَبَّيْكَ، إِنّ الحَمْدَ وَالنِّعْمَةَ لَكَ وَالملكَ، لا شَرِيكَ لَكَ

3) Совершение первого 7-кратного обхода вокруг Священной Каабы.

4) Ритуальное перемещение между двумя холмами – Сафа и Марва.

5) Стояние на горе Арафат.

6) Пребывание в долине Мудзалифа.

7) Побивание камнями шайтана в долине Мина.

8) Сбривание либо стрижка волос на голове.

9) Жертвоприношение – курбан.

10) Заключительный обход вокруг Каабы.

Все мусульманские богословские школы относят к столпам хаджа два обряда: обход вокруг Каабы и ритуальное стояние на горе Арафат. Ряд мазхабов относит к столпам паломничества и другие из вышеперечисленных обрядов. При этом если верующий не соблюдает в процессе паломничества хотя бы один из столпов, его хадж не является действительным. Если же верующий упустил какой-либо необходимый (ваджиб) обряд, то ему следует взамен совершить жертвоприношение. В случае оставления желательных действий, мусульманин лишь теряет часть награды.

Достоинства хаджа

Хадж несёт в себе немало благ для верующих как в мире земном, так и в мире вечном.

— Хадж – путь в Рай

— Хадж стирает грехи

— Во время паломничества принимаются мольбы верующего

— В хадже верующий способен получить много награды

Верующий во время исполнения обрядов паломничества и иных благих деяний способен получить немалые награды от Господа. Например, совершая намаз в Запретной мечети (Месжид аль-Харам), расположенной в Мекке, где одна молитва лучше в сто тысяч раз, чем намаз в обычной мечети.

— Хадж объединяет мусульман

Паломничество служит средством объединения верующих в одну умму, так как ежегодно в Мекке собираются миллионы братьев и сестёр по вере с разных уголков планеты. Паломничество совершают представители разных регионов, государств и континентов, имеющие различный социальный статус и уровень финансового достатка. В дни хаджа все они становятся равными, так как облачаются в одни и те же одеяния и совершают одно дело, что, в свою очередь, стирает какие-либо границы между мусульманами, которые имеют место быть в повседневной жизни.

— Способствует моральному и нравственному обогащению человека

В хадже верующие усердствуют в поклонении и стремятся к воздержанию от совершения всего греховного, что позитивно сказывается на внутреннем мире человека.

— Ведёт к культурному обогащению

Во время совершения хаджа и посещения святынь верующий может лучше ознакомиться с культурой и историей ислама непосредственно в местах зарождения религии Аллаха и воочию увидеть некоторые культовые сооружения, которые ранее он мог лицезреть лишь на рисунках, фотографиях или видео.

Читайте также: