Бизнес и права человека что это

Обновлено: 04.07.2024

Начавшаяся весной 2020 года пандемия коронавируса стала серьезнейшим вызовом не только для экономики и политики, но и для института прав человека. Невыплата зарплат и отсутствие средств индивидуальной защиты, дискриминация и массовые увольнения – все это поставило под сомнение соблюдение базовых прав и свобод.

Устав ООН (1945 г.) гарантирует приверженность государств фундаментальным правам человека. На основании этого документа и Всеобщей декларации прав человека (1948 г.) было принято большинство международных договоров, которые составили основу института прав человека для всего мира.

На первом этапе воплощение данной нормативной базы в жизнь было задачей, находившейся исключительно в зоне ответственности государства. Однако возрастающая роль коммерческих предприятий спровоцировала дискуссию о роли и ответственности этих субъектов за соблюдение интересов граждан.

Как следствие, уже в 2005 году появился новый наблюдатель в ООН – специальный представитель генерального секретаря по вопросу о правах человека, транснациональных корпорациях и других предприятиях. Спустя шесть лет на основе предложений спецпредставителя Джона Рагги были приняты Руководящие принципы предпринимательской деятельности в аспекте прав человека.

Данный стандарт, по сути, задал вектор для дальнейшего развития крупного бизнеса, в рамках которого успех измеряется не столько выручкой и прибыльностью организаций, сколько степенью их приверженности к требованиям института прав человека.

Таким образом в большинстве стран бизнес стал актором, который наряду с государством определяет социальную и политическую повестку. Количество компаний, добровольно участвующих в формировании внутренней политики в области прав человека, с каждым годом увеличивается. А защита интересов граждан становится главным лейтмотивом в международных стандартах отчетности.

Вслед за этими трансформациями появился и новый инструмент для оценки ситуации с соблюдением прав человека в бизнесе – рейтинг Corporate Human Rights Benchmark (CHRB). Ежегодно компании со всего мира, представленные в четырех отраслях экономики – сельскохозяйственная продукция, текстильная и добывающая промышленности, производство ИКТ, – ранжируются по результатам деятельности в области прав человека.

Традиционно CHRB исследует работу транснациональных компаний по шести показателям: управление и политика, уважение и осмотрительность, механизмы правовой защиты и рассмотрения жалоб, практика, отзывы, прозрачность.

Однако рейтинг 2020 года, исследующий деятельность бизнеса во время пандемии, стал по-настоящему уникальным по двум причинам. Во-первых, был исследован новый сектор экономики – машиностроение, а во-вторых, деятельность мировых брендов оценивалась по трем показателям вместо шести. Так, были исследованы обязательства компаний в области управления и политики, интеграции уважения и осмотрительности в процесс соблюдения прав человека, а также в сфере средств правовой защиты и механизмов рассмотрения жалоб.

CHRB опросил 229 глобальных корпораций, в том числе из России, и обнаружил, что почти половина из них была уличена в наличии хотя бы одного пробела в соблюдении прав человека. И только 4% компаний должным образом справились с предписанными нормами и улучшили свои прошлогодние показатели.

Худшие результаты продемонстрировала автомобильная промышленность. Такой показатель обусловлен распространенным для отрасли отсутствием в открытом доступе документов по оценке рисков для прав человека в цепочках поставок.

Флагман российского бизнеса

На первый взгляд, добывающая отрасль совсем не ассоциируется с тем типом бизнеса, который достиг наибольшего прогресса в защите интересов граждан. Однако вопреки распространенному мнению о неповоротливости добывающей отрасли состояние дел в данном секторе характеризуется перманентной работой по изобретению и интеграции новых технологий, обновлению внутренних документов до уровня международных стандартов, совершенствованию механизмов реагирования и т.д.

Это связано с рядом факторов. Во-первых, деятельность в области добычи и обработки априори сопряжена с высокими рисками производственного травматизма: энергетические компании каждый год возглавляют антирейтинг Минтруда РФ по количеству несчастных случаев. Во-вторых, пренебрежение техникой безопасности на такого рода предприятиях уже не раз становилось причиной крупнейших в истории человечества экологических катастроф.

Как следствие, присутствие на мировом рынке требует от организаций соответствия самым прогрессивным требованиям промышленной безопасности, охраны труда и защиты окружающей среды.

В основе этих результатов – корпоративные документы компании, базирующиеся на международных договорах в области защиты прав человека и российском законодательстве.

Равенство (ст. 2 Всеобщей декларации прав человека), право на равную оплату за равный труд (ст. 23)

Право на социальное обеспечение (ст. 22), отдых, досуг и отпуска (ст. 24), особое попечение и помощь материнству (ст. 25)

НК выделяет в качестве одного из векторов развития стремление к созданию условий для комфортной работы и реализации потенциала каждого сотрудника. В документах компании отмечается, что она применяет единые прозрачные подходы к системе вознаграждения, мотивации, оценки кадров.

Компания гарантирует оплату отпусков и периодов временной нетрудоспособности, предоставление социальных льгот в соответствии с законодательством, заключенными коллективными договорами и утвержденными распорядительными и локальными нормативными документами.

Право на образование (ст. 26)

Право на труд и защиту от безработицы (ст. 23)

Данная система также подразумевает активное сотрудничество с вузами, в которых создаются новые специализированные кафедры.

Эффективность реализации внутренней нормативной базы НК подкрепляется устремленностью компании к достижению 17 Целей устойчивого развития ООН. Ведь более 90% из 169 задач к ЦУР касаются прав человека, что делает защиту интересов граждан важным принципом устойчивости и необходимой составляющей роста организации.

– Деятельность экспертной группы по правам человека и трудовым отношениям.

– Анализ общественного и экспертного мнения по целевому спектру вопросов.

– Выявление и популяризация лучших российских бизнес-практик в сфере защиты прав человека.

– Презентация лучших практик российского бизнеса в сфере защиты прав человека на международных площадках ООН.

В рамках проекта проводится Форум по правам человека и предпринимательской деятельности в Женеве, а также заседания, экспертные встречи, круглые столы. Партнеры проекта оказывают помощь в информационно-аналитическом и юридическом сопровождении.

Экспертное обсуждение перспективы интеграции Руководящих принципов ООН предпринимательской деятельности в аспекте прав человека в российскую деловую практику

Уважение и соблюдение прав человека, его интересов, личных и профессиональных потребностей – основополагающие элементы бизнес-моделей, основанных на принципах и ценностях устойчивого развития и направленных на достижение Целей устойчивого развития ООН до 2030 года (ЦУР). Ключевым международным стандартом для государств и частного сектора в этой области являются Руководящие принципы предпринимательской деятельности в аспекте прав человека (далее РП), которые были приняты ООН в 2011 году. Главная дискуссия для измерения и обсуждения прогресса в их продвижении и внедрении в практику – ежегодный Форум ООН по предпринимательской деятельности и правам человека в Женеве.

С учетом РП ООН призвала правительства, частный сектор и некоммерческие специализированные организации вести совместную работу для максимальной интеграции РП в практику, в том числе работу по обсуждению национальных планов действий, направленных на реализацию РП.

Национальная сеть Глобального договора ООН – крупнейшей инициативы ООН для бизнеса в сфере корпоративной ответственности и устойчивого развития – считает важным предоставить свою площадку для объединения всех заинтересованных сторон и экспертов в целях формирования консолидированной позиции и проведения необходимой информационно-аналитической экспертной работы.

Основные совместные задачи - исследование того, как российский бизнес вовлечен в продвижение и внедрение РП - напрямую и косвенно, с учетом развитости российского законодательства и компетенций бизнеса в сфере корпоративной ответственности и устойчивого развития; насколько понимание бизнесом свой ответственности в этой сфере синхронизировано с международными стандартами и какими должны быть ближайшие шаги государства, деловой общественности и гражданского общества для того, чтобы гармонизировать взаимодействие и минимизировать риски в сфере прав человека для всех сторон.

В период 2015-2018 гг. национальной сетью ООН при поддержке Министерства иностранных дел Российской Федерации уже проведена большая работа по этому направлению, и мы приглашаем широкий круг специалистов, представляющих государство, бизнес и гражданское общество, к дальнейшей совместной дискуссии, в том числе для обсуждение проекта национального плана действий или другого странового формата адаптирующего документа в соответствии со спецификой и приоритетами Российской Федерации.

Этапы и ближайшие перспективные задачи:

2015. Инициирование обсуждения темы / Формирование рабочей группы на базе национальной сети ГД ООН (АСИ, РСПП, ГД ООН)

2016. Налаживание рабочих контактов с МИД РФ / Деловой совет при МИД РФ

2017. Экспертиза РП в сравнении с российским законодательством по заказу национальной сети ГД ООН / Первая программа российского бизнеса на Форуме ООН по предпринимательской деятельности и правам человека под эгидой ГД ООН в Женеве

2018. Экспертное обсуждение перспектив продвижения РП в России / Формирование обобщенных предложений для МИД РФ от имени рабочей экспертной группы национальной сети ГД ООН

2019. Исследование уровня понимания и интеграции РП в бизнес-модели российских компаний / Формирование доклада о внедрении в бизнес-практику основных положений и ценностей РП / Деловой совет при МИД РФ / Утверждение коллективного плана действий в контексте ЦУР


UNGP включают в себя три основных элемента, определяющих, как государства и компании должны внедрять эти рамки:

  • Государственная обязанность защищать права человека
  • Корпоративная ответственность за соблюдение прав человека
  • Доступ к средствам правовой защиты для жертв злоупотреблений, связанных с бизнесом

СОДЕРЖАНИЕ

История


Джон Рагги , специальный представитель Генерального секретаря ООН и автор Руководящих принципов бизнеса в аспекте прав человека.

UNGP появились в результате нескольких десятилетий усилий ООН по созданию глобальных стандартов в области прав человека для бизнеса. В начале 1970-х годов Экономический и Социальный Совет Организации Объединенных Наций обратился к Генеральному секретарю с просьбой создать комиссионную группу для изучения влияния транснациональных корпораций (ТНК) на процессы развития и международные отношения. ООН создала Комиссию по транснациональным корпорациям в 1973 году с целью разработки корпоративного кодекса поведения для ТНК. Работа Комиссии продолжалась до начала 1990-х годов, но в конечном итоге группа не смогла ратифицировать приемлемый кодекс из-за различных разногласий между развитыми и развивающимися странами. Группа была распущена в 1994 году. Дебаты по поводу ответственности бизнеса в отношении прав человека стали заметными в 1990-х годах, когда нефтегазовые и горнодобывающие компании расширились во все более сложные области, а практика оффшорного производства одежды и обувь привлекли внимание к плохим условиям труда в глобальных цепочках поставок. Исходя из этих опасений, были созданы две основные инициативы.

Нормативный вклад Руководящих принципов заключается не в создании новых международных правовых обязательств, а в разработке последствий существующих стандартов и практики для государств и бизнеса; объединение их в рамках единого, логически связного и всеобъемлющего шаблона; и определение того, где нынешний режим не оправдывает ожиданий и как его можно улучшить.

Совет по правам человека единогласно одобрил Руководящие принципы, тем самым создав первый глобальный стандарт по этой теме.

В июне 2011 года Совет по правам человека принял Резолюцию 17/4, в которой было признано формальное завершение мандата Рагги в качестве Специального представителя Генерального секретаря по правам человека, ТНК и другим предприятиям, а также единогласно одобрены Руководящие принципы, сделавшие их авторитетным глобальным ориентиром для бизнес и права человека.

Кроме того, Совет учредил рабочую группу, чтобы сосредоточить внимание на глобальном распространении и применении Руководящих принципов. УВКПЧ оказывает постоянную поддержку и консультации Рабочей группе, состоящей из пяти независимых экспертов со сбалансированным региональным представительством, в течение трехлетнего периода. В настоящее время членами рабочей группы являются: г-н Сурья Дева (председатель с 1 июля 2021 г.) (Индия) с 2016 г .; Г-жа Эльжбета Карска (заместитель председателя с 1 июля 2021 г.) (Польша) с 2018 г .; Г-н Данте Пеше; (Чили), с 2015 г .; Г-н Гиту Муигай (Кения) с 2018 года; и г-жа Анита Рамасастри (США) с 2016 года. Первый Форум по вопросам бизнеса и прав человека прошел 4–5 декабря 2012 года в Женеве , Швейцария.

Три столпа

Обязанность государства защищать права человека

Первым столпом Руководящих принципов является обязанность государства защищать от нарушений прав человека посредством регулирования, разработки политики, расследований и правоприменения. Этот столп подтверждает существующие обязательства государств в соответствии с международным правом прав человека, сформулированные во Всеобщей декларации прав человека 1948 года .

Проблемы в районах, затронутых конфликтом

Корпоративная ответственность уважать

Компании должны действовать с должной осмотрительностью, чтобы не нарушать права других и устранять любые негативные последствия. В UNGP утверждается, что компании имеют право влиять практически на все международно признанные права. Следовательно, и государство, и частный сектор несут ответственность за признание своей роли в отстаивании и защите прав человека. При проведении комплексной проверки UNGP побуждает компании проводить оценку воздействия на права человека, посредством которой они оценивают свое фактическое и потенциальное воздействие на права человека.

Доступ к средствам правовой защиты в случае несоблюдения этих прав

Третий столп касается как ответственности государства за предоставление доступа к средствам правовой защиты с помощью судебных, административных и законодательных средств, так и ответственности корпораций за предотвращение и устранение любых нарушений прав, которым они способствуют. Наличие эффективных механизмов рассмотрения жалоб имеет решающее значение для выполнения обязанности государства защищать и корпоративной ответственности уважать. UNGP диктуют, что внесудебные механизмы, будь то государственные или независимые, должны быть законными, доступными, предсказуемыми, совместимыми с правами, справедливыми и прозрачными. Точно так же механизмы на уровне компании поощряются к работе через диалог и взаимодействие, а не с компанией, выступающей в качестве судьи по ее собственным действиям.

Проблемы с доступом к домашним средствам

Ответ и реализация

Юридически обязательный документ

Объем

Связь с руководящими принципами

Перспектива юридически обязывающего договора поднимает вопросы относительно потенциальной напряженности между предлагаемым обязательным документом и UNGP и обеспечения того, чтобы процесс заключения договора не подорвал прогресс, достигнутый в рамках UNGP. Скептики относительно всеобъемлющего обязательного договора подчеркнули необходимость признать риск, связанный с плохим договором, который может создать проблемы с точки зрения гражданского общества, например, наличие принципов, которые могут быть широко согласованы государствами, но не имеют ясности в том, что им требуется на практике. И наоборот, другие заявили, что обязательный документ в сочетании с другими инициативами, такими как UNGP, будет способствовать дальнейшему развитию международного права в этой области, поскольку он будет дополнять существующие инструменты. Эта перспектива изображает предлагаемый договор как лишь один из аспектов развивающейся всеобъемлющей системы, направленной на регулирование бизнеса и прав человека.

Правоприменение

Другой фундаментальный вопрос, который был поднят, заключается в том, как будет обеспечиваться соблюдение такого договора, поскольку неадекватное обеспечение исполнения выделено как главный недостаток UNGP. Рагги в своем размышлении задается вопросом, будет ли реальная перспектива создать международный суд для корпораций или может ли такой договор соблюдаться государствами. В своем анализе Рагги встал на сторону первого, подчеркнув, что, когда государство ратифицирует договор, оно уже имеет обязательства защищать людей от нарушений прав человека третьими сторонами в пределах своей территории. Таким образом, чтобы добавить какую-либо новую ценность, положения о правоприменении договоров должны будут включать экстерриториальную юрисдикцию, которая, несмотря на поддержку некоторых договорных органов ООН по правам человека, рассматривается поведением государств как неприемлемое средство борьбы с нарушениями прав человека. Маловероятно, что государства, не ратифицировавшие основной документ ООН или МОТ по правам человека, поддержат или приведут в исполнение договор, налагающий обязательства на зарубежные операции своих ТНК.


Принудить крупный бизнес соблюдать права человека невозможно. Как же предотвратить нарушения прав человека со стороны транснациональных корпораций и крупных коммерческих предприятий? Ответ на этот вопрос дан в системе ООН. Приняты Руководящие принципы по предпринимательской деятельности в аспекте прав человека. Созданы информационные и организационные структуры: Глобальный компакт ООН и Форум ООН по бизнесу и правам человека. В результате коммерческие компании стали откликаться на призывы соблюдать права человека. Станут ли права человека знаком качества их продукции?

Принудить крупный бизнес соблюдать права человека невозможно. Как же предотвратить нарушения прав человека со стороны транснациональных корпораций и крупных коммерческих предприятий? Ответ на этот вопрос дан в системе ООН. Приняты Руководящие принципы по предпринимательской деятельности в аспекте прав человека. Созданы информационные и организационные структуры: Глобальный компакт ООН и Форум ООН по бизнесу и правам человека. В результате коммерческие компании стали откликаться на призывы соблюдать права человека. Станут ли права человека знаком качества их продукции?

firuen1.jpg

Принудить крупный бизнес соблюдать права человека невозможно. Как же предотвратить нарушения прав человека со стороны транснациональных корпораций и крупных коммерческих предприятий?

За чей счет транснациональные корпорации наращивают прибыль и снижают издержки производства? Дискусионным остается также и вопрос утилизации отходов в развивающихся странах. Восторжествуют ли принципы гуманизма и сотрудничества в отношениях работодателей и работников или подавление забастовок силовыми методами и содержание в частных тюрьмах продолжится? Эти вопросы поднимаются с трибуны и в кулуарах Форума ООН по предпринимательской деятельности и правам человека (далее — Форум). Цель этого Форума — привести в действие Руководящие принципы предпринимательской деятельности в аспекте прав человека (далее — Руководящие принципы) [1].

Форум по предпринимательской деятельности и правам человека и реализация Руководящих принципов

firuen1.jpg

Форум — одно из средств реализации Руководящих принципов. Руководящие принципы предусматривают обязательства государств защищать права человека; корпоративную ответственность предприятий за соблюдение прав человека; предоставление пострадавшим доступа к средствам правовой и неправовой защиты. Форум является функциональной структурой в формате ежегодной конференции ООН. Этот формат позволяет государствам, корпорациям, неправительственным организациям установить контакты друг с другом. Организатор Форума — Управление Верховного комиссара ООН по правам человека. Модератором Форума выступает Рабочая группа, состоящая из пяти экспертов [4]. С 27 по 29 ноября 2017 г. в Женеве в шестой раз прошел Форум ООН по предпринимательской деятельности и правам человека.

Количество участников Форума по предпринимательской деятельности растет. Около 1000 человек из 80 государств участвовали в Форуме в 2012 году [5]. В 2017 году в Форуме приняли участие уже 2000 человек из 140 государств. Участники Форума распределены по следующим социопрофессиональным группам: представители государств; представители транснациональных корпораций, коммерческих предприятий, отраслевых и региональных коммерческих ассоциаций; представители неправительственных организаций, жертвы деятельности коммерческих предприятий, представители профсоюзов и коренных народов; представители университетов и научных центров; представители ООН и других межправительственных организаций [6].

Текущая ситуация

firuen1.jpg

Эквадор, Южная Африка и ряд латиноамериканских и африканских неправительственных организаций критикуют Руководящие принципы за их рекомендательный характер. Действительно, одни крупные коммерческие предприятия часто демонстрируют единичные случаи соблюдения прав человека. Другие — ограничиваются юридической экспертизой рисков в области прав человека. Третьи — корпорации, замешанные в наиболее резонансных нарушениях, — избегают открытой дискуссии. В 2014 г. Эквадор стал инициатором резолюции Совета по правам человека ООН о международном юридически связывающем договоре о транснациональных корпорациях и других предприятиях по правам человека [8]. Эта резолюция дублировала резолюцию по Руководящим принципам. Против этой резолюции проголосовали 14 из 47 членов Совета по правам человека. В настоящий момент Эквадор намеревается еще раз вынести эту резолюцию на голосование в Совете по правам человека с целью сместить акцент в реализации Руководящих принципов на разработку международного связывающего договора.

По этой инициативе Эквадора нет консенсуса в Совете по правам человека ООН. Во-первых, транснациональные корпорации не смогут стать сторонами в данном договоре; во-вторых, связывающий характер договора может затруднить взаимодействие корпораций с государствами и ООН через Руководящие принципы и Глобальный договор ООН.

Екатерина Дейкало

Екатерина, на ваш взгляд, на каком уровне тема прав человека в бизнесе находится в Беларуси? Есть распространенное мнение, что никаких проблем в этой сфере нет…

Для нашего бизнеса тема прав человека на самом деле новая. И, я бы сказала, болезненная. Когда шла разработка беларуского руководства для бизнеса с точки зрения соблюдения прав человека, мы общались с компаниями и чуть ли не с первых слов слышали: эта тема о политике, мы политикой не занимаемся.

Но в этом году мы видим настоящий прорыв в проблематике – сначала из-за ситуации с ковидом и далее с гражданскими протестами. Эти два фактора всколыхнули бизнес и дали понять: от темы прав человека никуда не деться.

Самые главные изменения – появился общественный запрос на соблюдение прав человека со стороны бизнеса. Права человека стали восприниматься большим количеством людей не как нечто политизированное, а как то, что касается повседневной жизни каждого.

Когда в стране происходят гражданские активности, как следует вести себя бизнесу?

Давайте начнем с того, что человек и бизнес – это части единой экосистемы. Все что касается человека – касается бизнеса и наоборот. Основной капитал для бизнеса сегодня – человек, ведь в инновационной экономике компании получают прибыль, прежде всего, за счет интеллектуального потенциала сотрудников. А где человек – там всегда его права, его самовыражение, его достоинство.

  • в качестве сотрудников своего предприятия;
  • в качестве клиентов;
  • в коммуникации с местным сообществом.


Включение повестки прав человека в процессы управления компанией сегодня – стандарт ожидаемого поведения, признанный на международном уровне и с точки зрения права, и с точки зрения общественной морали.

Соблюдение прав человека бизнесом обязательно в любых ситуациях, подчеркну, в любых. И особенно во время гражданских протестов. В такой ситуации, как сейчас в Беларуси, это крайне важно и вот почему. Всплески гражданской активности в нашей стране связаны ни с чем иным, как со становлением личности, осознанием себя гражданином.

78697809.JPG


Иллюстрация Анна Редько

Значит, человек осознает себя, требует к себе уважения, новых условий для своего развития. И здесь особенно важно со стороны бизнеса, помимо соблюдения юридической рамки, в ценностном плане поддержать рождение свободной личности и гражданина. Или, как минимум, не препятствовать этому. И, поверьте, такое отношение к человеку очень быстро монетизируется.

У западных компаний такой подход выработан годами, закреплен на уровне стратегий. В острые моменты они взвешивают риски и подстраиваются под ситуацию. Но в Европе, в США корпоративный сектор пришел к такому поведению эволюционным путем. В США заговорили о правах человека в связке с бизнесом еще в 50-х-60-х годах прошлого века. У нас же, как вы понимаете, в то время (и еще лет 40 после этого) и бизнеса как такового не было в принципе.

По сути, мы пришли к этому не эволюционным, а революционным путем развития. Это было неизбежно. Эволюция сдерживалась столько лет на советском, потом - на постсоветском пространстве. Бизнес еще довольно молод как явление и не мог быстро развиваться как институт социума. Но в определенный момент все это выстреливает.

Такое выстреливание, а не вызревание хорошо или плохо для темы прав человека?

С одной стороны, плохо, так как нет наработанных практик, привычки к соблюдению. Бизнесы просто не знают, что делать, теряются, действуют в поле прав человека во многом интуитивно. Но с другой стороны, хорошо, что это вообще началось, правда, заплатить за это пришлось дорогой ценой.

Сейчас наши бизнесы задумались и те, кто осознает важность темы, хотят ее развивать. Поэтому возникает спрос на рекомендации по правам человека. А ведь еще зимой некоторые руководители говорили нам: о, все это так смешно в отношении наших реалий.

В этой связи очень важно, чтобы это все не осталось для беларуского бизнеса на уровне эмоциональных порывов, вызванных сложным моментом, а превратилось в системный подход.

Есть ли примеры, когда крупные зарубежные бизнесы реагировали на гражданские активности и протесты?

Безусловно. Ведь бизнес живет по законам рынка и когда он видит общественный запрос на реакцию со стороны своих потенциальных потребителей, то высказывает свою позицию и предпринимает определённые действия.

В материале говорилось о том, что крупные компании, такие как Facebook, Amazon, Apple не просто поддержали антирасистское движение заявлениями, но стали производить конкретные действия – от поддержки деньгами до пересмотра политик по не дискриминации внутри компаний.

Почему они этим занялись? Ответ очевиден – поколения т.н. миллениалов и Z-тов, которые составляют сегодня согласно исследованиям половину рабочей силы и являются основными потребителями, поддержали протесты. Эти поколения ценят уважение к человеческому достоинству, саморазвитие, соблюдение прав, равенство. И если ты хочешь, чтобы они работали у тебя, покупали твою продукцию, ты будешь поддерживать это движение. Хотя это уровень ответственности бизнеса 1.0. А на уровень 2.0 к этой мотивации добавляется еще одна - потому, что соблюдать права человека это хорошо и правильно. На уровне крупных международных компаний работает и та, и другая мотивация.

9780-=.JPG

Существуют ли международные документы, которые закрепляют рекомендации бизнесу с точки зрения ответственности за права человека?

Почему?

Потому что для нашего общества характерно преимущественно негативное правосознание. Когда мы соблюдаем право только потому, что иначе нас накажут. В то время как тема соблюдения прав человека в общем, и тема бизнеса и прав человека в частности, не может держаться только на боязни наказания. Она держится на желании находиться на определённой ступени развития: ты соблюдаешь права человека, поскольку искренне заботишься и о человеке, и о развитии своего бизнеса.

Если говорить о негативных примерах, когда возникают скандалы на тему прав человека и бизнеса, может ли это повредить в отношении с международными компаниями?

Конечно, будут последствия. Прежде всего, это касается крупного бизнеса. Потому что у всех глобальных компаний, а иногда у местных зарубежных компаний, во внутренних правилах прописаны положения о правах человека. Заключая договор с партнерами, они часто указывают в контракте, что партнер должен соблюдать права человека по отношению к своим работникам, а также клиентам.

687090.JPG


Текст официальной позиции Yara, размещенный на сайте предприятия.

Объяснение наших компаний такое: если работники будут бастовать, мы не сможем выполнить обязательства по контракту. У зарубежных компаний другой подход, там люди понимают, что человек важнее всего, а право на забастовку признано международными стандартами. Если у вас ситуация сложилась так, что работники бастуют, значит ВЫ что-то делаете не так, как минимум, не слышите людей. Значит, выстройте с ними диалог. А мы поймем, что вы не выполняете обязательство, потому что сотрудники реализуют право на протест. Решите вопрос в рамках правового поля и все окей.

Что делать хорошему руководителю, если он пришел к понимаю внедрения прав человека в процессы? С чего начать?

Есть алгоритм (он описан и в нашем Руководстве для бизнеса), который помогает компаниям выстроить деятельность в соответствии с уважением к правам человека.

Первый шаг – выступить с публичным заявлением, а внутри компании – принять отдельную политику по правам человека. Пока такую политику среди беларуских компаний я видела только у тех, кто является частью глобального бизнеса (например, Кока Кола Бевриджс Белоруссия).

Второй шаг - провести внедрение во все бизнес-процессы human rights due diligence – принципа должной осмотрительности в разрезе прав человека. Это значит, что бизнес должен предпринимать разумные, возможные для бизнеса меры (не ценой краха своего бизнеса естественно, не надо кидаться в крайности), чтобы не нарушить права человека. Для этого необходимо, прежде всего, оценить риски нарушения прав человека исходя из сферы и специфики вашей деятельности, выработать стратегии по их избежанию в рамках всех бизнес-процессов, мониторить реализацию этих стратегий и делать публичную отчетность об их реализации.

Третий шаг – возмещение ущерба, если все-таки ваши действия или бездействия нарушили права человека.

Как это может выглядеть на практике?

В нашей ситуации сегодня, в отношении работников – это, например, как минимум, поддержка их избирательных прав, права на мирные собрания, без прессинга, гнобления за личную позицию, символику или посты в соцсетях.

В отношении сообщества со стороны бизнеса не должно быть неэтичных высказываний, предвзятых и одиозных оценок чьих-то взглядов, тем более, связанных с оправданием насилия или дискриминации.

Если начинаются протесты, то стоит взвесить риски для бизнеса и выработать приемлемые меры. Важно понимать, что у тебя есть сотрудники, клиенты и люди, которые ходят по улицам вокруг твоего ресторана, например. Проанализируй, что может быть с каждой из этих категорией в контексте сегодняшней ситуации.

Так, мы видим своими глазами, что в Беларуси к людям на улицах может быть непропорционально и неоправданно жестко применена сила. Это может произойти рядом с нашим торговым объектом, рестораном. Мы понимаем риски: люди могут забежать к нам, и если закроем дверь перед ними, какие будут последствия. Возможен отток клиентов, публикации в соцсетях. Или наоборот мы впустим людей и может быть, нам поломают мебель или что-то разобьют. Но мы получим поддержку сообщества и новых клиентов, как это было с кофейнями Опетит, Зерно и другими, которая позволит нам быстро возместить издержки и прибавит огромный плюс к репутации.

Зерно.jpg

Конечно, в наших условиях также нужно и важно понимать, что не каждый бизнес осмелится публично высказать свою позицию, ожидая, что на утро к тебе придет множество проверок. Сегодня в стране правовой дефолт и ты не сможешь защитить себя. Инстинкт самосохранения это нормально.

Лучше не сделать публичное заявление, но начать внедрение политики должной осмотрительности по отношению к правам человека внутри компании, чем сделать такое заявление и далее действовать в разрез с ним.

Как вы считаете, эффективно ли давить на бизнес в высказывании публичной позиции, например, черными списками?

Я знаю о ситуации, когда другой известный пивной ресторан впустил людей, которые после протестов спасались от силовиков. Причем официанты сориентировались в ситуации – попросили спрятать символику и быстро рассадили людей за столики, выдали им меню, как обычным гостям. Сложно сказать, было ли это заложено в стратегию заведения, или это инициатива персонала, но весьма возможно, что руководство ресторана эти риски взвешивало и рекомендовало действовать именно так.

Наши бизнесы любят рассказывать о своих социальных инициативах и часто считают, что права человека и КСО это одно и тоже. Верно ли понимать это в таком ключе?

В рамках международных стандартов КСО права человека рассматриваются как часть КСО, при этом четко отделяемая от филантропии.. Но в нашем бизнесе КСО понимают часто как пиар элемент,который часто идет в разрез с реальным соблюдением прав человека. Вот смотрите, мы посадили деревья, перечислили деньги сиротам и проспонсировали какой-то марафон, а – потом на собеседовании с женщинами в этой же компании спрашивают есть ли у нее дети и планирует ли она беременеть. С подтекстом, что это может быть проблемно.

Филантропия и благотворительность – чрезвычайно важные активности для социума, но это личное дело каждого бизнеса, которое зависит и от его желания, и его финансовых возможностей. Соблюдение же прав человека – именно тот важный и необходимым минимум, который бизнес не может ставить в зависимость от своего желания и то, что, в свою очередь, безусловно, помогает ему укреплять свою устойчивость и развиваться.

Читайте также: