Банк данных суицидально ориентированных несовершеннолетних ведется ли в рб 2020

Обновлено: 03.05.2024

К ситуациям риска провоцирующим подростков на совершение суицида относятся:

- конфликтные отношения в семье;

- смерть любимого (другого значимого человека);

- разрыв отношений и межличностные конфликты;

- серьезные трудности в учебе и высокие требования в школе к итоговым результатам обучения (экзамены);

- нежелательная беременность, аборт и его последствия;

- ВИЧ-инфекция или заражение другой болезнью, передающейся половым путем;

- серьезная физическая болезнь.

Семейными факторами, влияющими на суицидальность детей и подростков являются:

- психические отклонения у родителей;

- история самоубийства и суицидальные попытки в семье;

- насилие в семье (включая психическое, физическое и сексуальное);

- недостаток внимания и заботы либо излишняя родительская авторитарность, отсутствие гибкости (ригидность) в вопросах воспитания;

- конфликтные отношения между членами семьи и неспособность продуктивного обсуждения семейных проблем;

Симптомы основных психических расстройств

К ситуациям риска провоцирующим подростков на совершение суицида относятся:

- конфликтные отношения в семье;

- смерть любимого (другого значимого человека);

- разрыв отношений и межличностные конфликты;

- серьезные трудности в учебе и высокие требования в школе к итоговым результатам обучения (экзамены);

- нежелательная беременность, аборт и его последствия;

- ВИЧ-инфекция или заражение другой болезнью, передающейся половым путем;

- серьезная физическая болезнь.

Семейными факторами, влияющими на суицидальность детей и подростков являются:

- психические отклонения у родителей;

- история самоубийства и суицидальные попытки в семье;

- насилие в семье (включая психическое, физическое и сексуальное);

- недостаток внимания и заботы либо излишняя родительская авторитарность, отсутствие гибкости (ригидность) в вопросах воспитания;

- конфликтные отношения между членами семьи и неспособность продуктивного обсуждения семейных проблем;

Симптомы основных психических расстройств

Депрессия. Сочетание симптомов депрессии и проявлений антисоциального поведения описывают как самый частый предвестник самоубийства у подростков. Школьники, страдающие депрессией, нередко обращаются к врачу с жалобами на соматические симптомы (головные боли, боли в животе, стреляющие боли в ногах или груди). Девочки в состоянии депрессии обычно замыкаются в себе, становятся молчаливыми, печальными и пассивными. В отличие от них мальчики чаще проявляют склонность к разрушительному и агрессивному поведению, учителям и родителям приходится уделять им много внимания. Агрессивность может приводить к изоляции и одиночеству, которые сами по себе являются факторами риска суицидального поведения.

Особенности течения депрессии в разных возрастных группах представлены в следующей таблице.

Признаки депрессии у детей и подростков (сравнительная характеристика)

Дети

Подростки

Потеря свойственной детям энергии

Внешние проявления печали

Изменение аппетита или веса

Фиксация внимания на мелочах

Снижение интереса к обучению

Постоянное чувство вины

Повышенная чувствительность к средовым воздействиям, сужение зоны комфорта

Склонность к бунту

Злоупотребление алкоголем или наркотиками

Прогулы в школе

Психозы (психотическиерасстройства):

Расстройство адаптации:

наблюдается в период адаптации к значительному изменению социального статуса (потеря близких или длительная разлука с ними, положение беженца и тому подобные) или к стрессовому жизненному событию (в том числе - серьезное физическое или психическое заболевание).

Симптомы: - депрессивное настроение, тревога, беспокойство;

- снижение продуктивности (плохая успеваемость, снижение внимания, памяти);

- склонность к драматическому поведению, вспышки агрессии.

Нарушения поведения:

возбуждение, агрессия, импульсивность, прогулы в школе и уходы из дома, вызывающее провокационное поведение, воровство, лживость, откровенное постоянное непослушание. Среди детей и подростков с нарушениями поведения и склонных к самоубийству, многие злоупотребляют алкоголем и наркотиками. Установлено, что в данной суицидальной группе риска перед совершением суицидальной попытки каждый четвертый употреблял алкоголь или наркотические вещества.

Нарушения пищевого поведения (нервная анорексия)

Расстройство, характеризующееся преднамеренным снижением веса изза неудовлетворенности своим телосложением и внешностью. Подростки стремятся похудеть, избегая употребления калорийной пищи, снижая пищевой объем, вызывая рвоту после еды, принимая слабительные и мочегонные средства, чрезмерно занимаясь физкультурой и спортом. Анорексия весьма часто сочетается с депрессией, суицидальный риск у этого контингента примерно в 20 раз выше, чем в общей подростковой популяции.

Знаки (проявления) суицидального риска

Поведенческие признаки:

- внезапная замкнутость и отказ от общения с детьми;

- употребление спиртного и/или наркотических средств;

- избегающее поведение (необъяснимые или часто повторяющиеся исчезновения из дома, прогулы в школе);

- безразличное или негативное отношение к своему внешнему виду;

- безразличное, а иногда бравирующее отношение к ситуациям неудач в повседневной жизни;

- внезапное враждебное поведение, асоциальные поступки, инциденты с правоохранительными органами, участие в беспорядках;

- внезапно могут появиться проблемы концентрации внимания, снижение успеваемости, активности, неспособность к волевым усилиям.

Особенности эмоционального состояния и особенности мышления, свидетельствующие о суицидальной угрозе:

- невыносимая психологическая боль, которую хочется уменьшить любыми средствами;

- разочарование в удовлетворении психологических потребностей (потребности в безопасности, возможности достичь чего-то, овладеть чемто, необходимости дружбы или принадлежности к чему-то или к какойто группе);

- поиск решения проблем не дает результата, заводит в тупик, наводит на мысли о смерти;

- присутствует беспомощность, безнадежность, чувство бессилия, невозможность что-то сделать, чувство, что никто из окружающих не может ему помочь в борьбе с его болью; - конфликт ценностей и полярность мышления. Видит вещи в чернобелом свете, либо все хорошо, либо все плохо;

- противоречивость (амбивалентность) в отношениях и мышлении, например: одновременно любит и ненавидит родителей, сестер и братьев, противоречив в принятии своего решения о жизни и смерти. Именно эта противоречивость и дает возможность вовремя предотвратить суицидальный поступок. Подросток старается сделать так, чтобы другие увидели его боль, остановили, переубедили и изменили ход его мыслей в суицидальном направлении, оставляя сигналы и ключи.

Словесные ключи:

- шутки, иронические высказывания о желании умереть, о бессмысленности жизни;

- уверения в беспомощности и зависимости от других;

Поведенческие ключи:

- раздача своих ценностей, долгов (начинает чинить какие-то вещи с друзьями и родителями, что бы все было в порядке);

- несоблюдение правил личной гигиены, изменение привычек сна, питания;

- самоизоляция от других людей, резкое снижение повседневной активности;

- частое прослушивание траурной или печальной музыки;

- склонность к неоправданно рискованным поступкам.

Ситуационные ключи:

- психотравмирующие события, которые недавно произошли в жизни ребенка или подростка (разрыв отношений с любимым человеком, публичное оскорбление, незаслуженное наказание, конфликт с родителями и т.п.).

Мотивы суицидального поведения

- обида, чувство одиночества, отчужденности и непонимания;

- действительная или мнимая утрата любви родителей, неразделенное чувство и ревность;

- переживания по поводу смерти, развода или ухода родителей из семьи;

- чувства вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самообвинения;

- страх позора, насмешек или унижения;

- любовные неудачи, сексуальные эксцессы, беременность;

- чувство мести, злобы, протеста, угроза или вымогательство;

- желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации;

- страх наказания, нежелание извиниться;

Оценка суицидального риска

Оценка суицидального риска и профилактика суицидального поведения у детей и подростков

РУКОВОДСТВО ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, ПСИХОЛОГОВ И ДРУГИХ СПЕЦИАЛИСТОВ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ

инструкция по применению

Сохранение и укрепление здоровья детей и подростков в Республике Беларусь является одной из главных задач различных служб и ведомств. На фоне демографических проблем в мире вопрос сохранения психического здоровья и жизни подрастающего поколения приобретает особую значимость и социальную направленность. Ежегодно самоубийства совершают от 873 тысяч до 1 миллиона человек во всём мире, включая 163 тысяч в Европейском регионе. По данным ВОЗ, самоубийство является 13-й по счёту причиной смерти во всём мире, а в возрастном диапазоне от 15 до 35 лет в Европе оно занимает второе место после дорожно-транспортных происшествий.

Показатель суицидов среди детей и подростков в Республике Беларусь не высок и достаточно стабилен. В среднем, за последние три года, он составил 1,5 случая на 100 тысяч детского населения. Пугающим и настораживающим является тот факт, что год от года растет количество парасуицидов (незавершенных суицидальных попыток), особенно среди лиц подросткового возраста. Только за последний год показатель незавершенных суицидов в детско-подростковой популяции вырос более чем на сорок процентов по сравнению с аналогичным периодом 2007 года и составил 25,1 случая на 100 тысяч детского населения. Психологическое и социальное воздействие самоубийства на членов семьи и общество в целом огромно.

Самоубийство одного человека оказывает непосредственное влияние в среднем на шестерых других людей. Если самоубийство происходит в учебном заведении или на рабочем месте, то психологические последствия его сказываются на сотнях людей. Профилактика суицидального поведения у детей и подростков является системой общих и специальных мероприятий на различных уровнях социальной организации: общегосударственном и правовом, общественном и экономическом, медицинском, педагогическом, социально-психологическом и др. К условиям успешности профилактической работы можно отнести следующее: комплексность, последовательность, дифференцированность, и своевременность. Своевременность приобретает особое значение при работе с подростками. Известный факт: подростковые суициды, в большинстве случаев, совершаются на высоте аффекта. От внимательного отношения и грамотного реагирования окружающих (родителей, педагогов, сверстников, медицинских работников) зависит реализует или остановит свой суицидальный план подросток. Таким образом, рост числа случаев суицидального поведения в детской популяции, низкий уровень осведомленности и недостаточный уровень сотрудничества и преемственности в работе специалистов различных служб и ведомств указал на необходимость разработки данной инструкции.

Основные задачи профилактики суицидов В учебных заведениях

своевременное выявление учащихся с личностными нарушениями и обеспечение их психологической поддержкой;

  • формирование с детьми и подростками более близких отношений путем доверительных бесед с искренним стремлением понять их и оказать помощь;
  • проявление наблюдательности и умения своевременного распознавания признаков суицидальных намерений, словесных высказываний или изменений в поведении;
  • оказание помощи в учебе ученикам с низкой успеваемостью;
  • контроль посещаемости занятий и прогулов;
  • дестигматизация психических болезней (борьба с преобладающим стыдом перед ними), предотвращение злоупотребления алкоголем и наркотиками;
  • своевременное направление учащихся на лечение в связи с психическими расстройствами и злоупотребленияем алкоголем или наркотиками;
  • осуществление мероприятий по ограничениию доступа к возможным средствам самоубийства - токсическим веществам и опасным медикаментам, пестицидам, огнестрельному или иному оружию и т.п.;
  • формирование позитивных потребностей;
  • развитие способности любить и быть любимыми;
  • формирование умения себя занять и трудиться;
  • раннее формирование устойчивых интересов (спорт, искусство, познание)
  • организация деятельности, альтернативной отклоняющемуся поведению: кружки по интересам и спортивные секции, экскурсии и турпоходы, благотворительные акции.
  • оказание помощи учителям и другим работникам школ в преодолении стресса на рабочих местах.

Определение и классификация суицидального поведения

Суицидальное поведение с преимущественным воздействием на значимых других

Аффективное суицидальное поведение

Суицидальные попытки, совершаемые на высоте аффекта (сильных эмоций), который может длиться всего минуты, но иногда в силу напряженной ситуации может растягиваться на часы и сутки. В какой-то момент здесь может появиться мысль, чтобы расстаться с жизнью. Аффективное суицидальное поведение с трудом прогнозируется и с трудом поддается профилактике.

Суицидальное поведение с выраженными интенциями к смерти

Обдуманное, тщательно спланированное намерение покончить с собой. Поведение строится так, чтобы суицидальная попытка, по представлению подростка, была эффективной. В оставленных записках обычно звучат идеи самообвинения. Записки более адресованы самому себе, чем другим, или предназначены для того, чтобы избавить от чувства вины знакомых и близких.

Как вести себя с суицидальными учащимися в школе

Возникшие подозрения о суицидальной опасности являются показанием ряда следующих мероприятий:

  1. Информирование родственников подростка о суицидальной опасности или действиях.
  2. Обеспечение непрерывного наблюдения за подростком как в школе, так и в семье.
  3. Привлечение для консультации детского психиатра или психотерапевта (с согласия родителей или официальных опекунов).

Алгоритм действия педагога-психолога при контакте с ребенком-суицидентом в различных психологических ситуациях:

А. При наличии признаков психических нарушений (бреда, галлюцинаций, психомоторного возбуждения).

Галлюцинации характеризуются тем, что пострадавший переживает ощущение присутствия воображаемых объектов, которые в данный момент не воз- действуют на соответствующие органы чувств (слышит голоса, видит людей, чувствует запахи и прочее).

В данной ситуации требуется : 1.Сообщить родителям и вызвать бригаду скорой психиатрической помощи. 2.До прибытия специалистов следить за тем, чтобы ребенок не навредил себе и окружающим. Уберите от него предметы, представляющие потенциальную опасность. Изолируйте его от детей и не оставляйте одного. 3.Говорите спокойным голосом. Соглашайтесь с ним. Помните, что в такой ситуации переубедить пострадавшего (изменить его бредовую направленность или доказать отсутствие галлюцинаций) невозможно.

Психомоторное возбуждение (потеря способность логически мыслить и принимать решения, ребенок становится похожим на животное, мечущееся в клетке: движения резкие, речь ненормально громкая, не реагирует на замечания и просьбы).

Б. При наличии признаков психологического дискомфорта (плача, истерики). Плач с суицидальными высказываниями.

Истерический припадок (длится от нескольких минут до несколько часов). Основные признаки: сохраняется сознание, чрезмерное возбуждение, множество движений, театральные позы, речь эмоционально насыщенная, быстрая, крики, рыдания.

В. В ситуациях подозрения на суицидальное поведение

Особенности коммуникации:

Госпитализация в стационар осуществляется с согласия родителей или официальных опекунов ребенка и показана:

- во всех случаях повторных суицидных попыток;

- при наличии психических расстройств;

- при наличии высокого риска суицидных действий;

- устойчивых мыслей о самоубийстве;

- высоком уровне решимости умереть в ближайшем будущем (в течение ближайших часов или дней);

- существовании плана, в котором используется насильственный и высоко летальный метод;

- беспокойстве или панике;

- неблагоприятной семейной ситуации.

Порядок недобровольной госпитализации определен законом Республики Беларусь № 337, 1999 года "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании".


Администрация
Советского района г. Минска


220013, г.Минск, ул. Дорошевича, 8,


факс: +375 17 353-32-21, +375 17 379-25-75,


sovadm@minsk.gov.by
































Суицид можно предупредить

Суицид можно предупредить

По официальной статистике Всемирной организации здравоохранения, каждый год кончают жизнь самоубийством – 1 100 000 человек. По прогнозу ВОЗ к 2020 ежегодно будут кончать самоубийством 1 500 000 человек.

Самоубийство (суицид) – это умышленное самоповреждение со смертельным исходом, т.е. осознанное и намеренное лишение себя жизни.

Суициды делятся на три основные группы: истинные, демонстративные и скрытые.

Истинный суицид – это, как правило, хорошо спланированное мероприятие, цель которого – любой ценой лишить себя жизни вне зависимости от мнения и реакции родных, близких, друзей и т.д. Истинный суицид направляется желанием умереть, не бывает спонтанным, хотя иногда выглядит довольно неожиданным. Такому суициду всегда предшествуют угнетенное настроение, депрессивное состояние или просто мысли об уходе из жизни. Причем окружающие такого состояния человека могут не замечать. Другой особенностью истинного суицида являются размышления и переживания по поводу смысла жизни.

При истинном суицидальном поведении чаще прибегают к повешению.

Основная часть суицидов – демонстративные суициды (парасуициды) – это не что иное, как попытка вести диалог : только, разумеется, вот таким своеобразным и совершенно непригодным для этого методом. Большинство самоубийц, как правило, хотели вовсе не умереть – а только достучаться до кого-то, обратить внимание на свои проблемы, позвать на помощь .

При демонстративном суициде способы суицидального поведения чаще всего проявляются в виде порезов вен, отравления неядовитыми лекарствами, изображения повешения.

Скрытый суицид – удел тех, кто понимает, что самоубийство – не самый достойный путь решения проблемы, но, тем не менее, другого пути опять же найти не может.

Факторы риска суицидов.

Социальные факторы: изоляция, тяжелые утраты, одиночество, потеря работы, потеря социального статуса, быстрые социально-экономические изменения. Имеется четко выраженная связь между суицидами и безработицей.

В качестве фактора, способствующего увеличению частоты суицидов, традиционно рассматривается высокий уровень потребления алкоголя.

Соматические факторы риска: злокачественные заболевания, прогрессирующие неврологические заболевания, пожилой возраст, увечья, хроническая почечная недостаточность, СПИД, хронический прием медикаментов, обладающих депрессогенным эффектом (цитостатики, кортикостероиды).

Психические расстройства, как факторы риска: зависимости от алкоголя и психоактивных веществ, депрессия, шизофрения, расстройство личности.

Существует шкала оценки риска суицида в зависимости от наличия следующих факторов:

  • мужской пол
  • возраст моложе 19 или старше 45
  • наличие депресссии
  • парасуициды в анамнезе
  • злоупотребление алкоголем
  • наличие психических расстройств
  • недостаток социальной поддержки, одиночество, отсутствие супруга, супруги
  • утрата социального статуса
  • наличие плана суицида
  • хроническая или угрожающая жизни болезнь, инвалидизация

Мотивы суицидального поведения:

Несмотря на разнообразие и индивидуальность каждой психосоциальной ситуации, которая предшествует суицидальным действиям, мотивы универсальны.

В подростковом возрасте есть некоторые предпосылки суицидального поведения: подросткам трудно осваивать новые социальные роли и нередко трудно утвердить себя среди сверстников. Они очень уязвимы. В этом возрасте еще нет ясного понимания ценности жизни. Для них жизнь - недорогая цена за доказательство собственной правоты. В данном случае чаще всего смыслом и мотивом суицида является крик о помощи, желание привлечь к себе внимание или наказать обидчика.

Более 80% людей, покончивших с собой прямо или косвенно предупреждали окружающих об этом, но сигналы о помощи не были приняты.

Все мы должны знать, что в большинстве случаев суицидальными людьми, в целом, часто руководят противоречивые чувства. Они испытывают безнадежность, и в то же самое время надеются на спасение.

И если близкие, друзья, знакомые проявят к такому человеку в эти минуты теплоту, заботу и проницательность, то они могут спасти ему жизнь и изменить всю его дальнейшую судьбу!

Любой человек может оказаться в кризисном состоянии или состоянии тупика, когда ему кажется, что выхода нет. Чувство отчаяния, безысходности и одиночества не дают ему возможности увидеть его. НО ВЫХОД ЕСТЬ . Для того, чтобы его найти необходим другой человек…

2. Федеральным органам исполнительной власти, ответственным за реализацию комплекса мер:

осуществлять реализацию комплекса мер в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных им в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год;

ежегодно, до 25 февраля года, следующего за отчетным периодом, представлять в Минздрав России информацию о ходе реализации комплекса мер.

3. Минздраву России ежегодно, до 25 марта года, следующего за отчетным периодом, представлять в Минпросвещения России доклад о ходе реализации комплекса мер на основе информации, полученной от федеральных органов исполнительной власти, ответственных за его реализацию, для подготовки доклада Правительству Российской Федерации о ходе выполнения плана основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства.

4. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении своей деятельности обеспечить реализацию комплекса мер.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев

Комплекс мер до 2020 года по совершенствованию системы профилактики суицида среди несовершеннолетних

Подготовка предложений по организации межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по вопросам профилактики суицидального поведения несовершеннолетних

IV квартал 2019 г.

Минпросвещения России,
Минздрав России, МВД России,
Минтруд России, Следственный комитет Российской Федерации,
Росмолодежь, ФСИН России,
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

методическое письмо
в высшие исполнительные
органы государственной
власти субъектов Российской
Федерации

Проведение в образовательных организациях субъектов Российской Федерации мероприятий для родителей (иных законных представителей) по формированию культуры профилактики суицидального поведения несовершеннолетних с освещением вопросов, касающихся психологических особенностей развития детей и подростков, факторов поведения, необходимости своевременного обращения к психологам и психиатрам в случаях неадекватного или резко изменившегося поведения несовершеннолетнего

сентябрь-
октябрь 2019 г., далее -
ежегодно

Минпросвещения России,
Минздрав России,
МВД России,
Росмолодежь,
органы исполнительной
власти субъектов
Российской Федерации

Разработка методических рекомендаций по профилактике суицидального поведения, выявлению ранних суицидальных признаков у несовершеннолетних: изготовление буклетов, памяток по ознакомлению с признаками и ранними проявлениями у несовершеннолетних суицидальных настроений, методами профилактики суицидального поведения, памяток с указанием служб экстренного реагирования и психологической помощи

I квартал 2020 г.

Минздрав России,
Минпросвещения России,
Росмолодежь,
органы исполнительной
власти субъектов
Российской Федерации

Проведение обучающих семинаров, лекций для педагогов, школьных врачей и педагогов-психологов, сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних, других специалистов, занятых работой с несовершеннолетними, с участием врачей-психиатров по вопросам организации работы по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних с разъяснением факторов риска, поведенческих проявлений, алгоритма собственных действий

Минпросвещения России,
Минздрав России,
МВД России,
Росмолодежь,
органы исполнительной
власти субъектов
Российской Федерации

доклады высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в Минпросвещения России

Проведение в образовательных организациях профилактической работы с обучающимися, направленной на формирование у них правосознания, положительных нравственных качеств, принципов здорового образа жизни, предупреждение аддиктивного и суицидального поведения несовершеннолетних, в том числе с целью профилактики повторных суицидальных попыток

Минпросвещения России,
Минздрав России,
МВД России,
Росмолодежь,
органы исполнительной
власти субъектов
Российской Федерации

доклады высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в Минпросвещения России

Проведение для несовершеннолетних, в том числе находящихся в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации, мероприятий, направленных на развитие позитивного мышления, а также мероприятий, направленных на вовлечение в социально-
позитивную активность (участие в волонтерских проектах)

Росмолодежь,
МВД России, Минпросвещения России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

доклад в Правительство Российской Федерации

Проведение для несовершеннолетних тренингов и индивидуальных психологических консультаций, направленных на профилактику суицидальных настроений и формирование позитивного мировоззрения

Минкультуры России,
Российская государственная детская библиотека, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

доклад в Правительство Российской Федерации

Мониторинг информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") на предмет наличия материалов с информацией о способах совершения самоубийства и призывами к совершению самоубийства, в том числе с использованием автоматизированной системы мониторинга средств массовых коммуникаций

Росмолодежь,
МВД России,
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

доклад в Правительство Российской Федерации

Рабочее взаимодействие с администрациями российских социальных сетей по пресечению распространения в сети "Интернет" суицидального контента

доклад в Правительство Российской Федерации

Ограничение доступа (блокирование сайтов) к материалам сети "Интернет" с информацией о способах совершения самоубийства и призывами к совершению самоубийства

доклад в Правительство Российской Федерации

Совершенствование мониторинга показателей, отражающих количество суицидальных попыток и смертность от самоубийств среди несовершеннолетних в Российской Федерации

за 2019 год - не позднее
1 августа
2020 г.

Росстат,
Минздрав России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

доклад в Правительство Российской Федерации

Осуществление мониторинга показателей смертности от самоубийств среди несовершеннолетних Российской Федерации в возрастных группах 5-9 лет,
10-14 лет, 15-17 лет

за 2020 год - не позднее
1 августа
2021 г.

Росстат,
Минздрав России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

доклад в Правительство Российской Федерации

Разработка памятки для родителей по вопросам выявления ранних признаков суицидального поведения у несовершеннолетних

IV квартал 2019 г.

Минпросвещения России,
Минздрав России,
МВД России,
Роспотребнадзор, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

памятка для родителей по вопросам выявления ранних признаков суицидального
поведения
у несовершеннолетних

Разработка на основе обобщения лучших региональных практик методических рекомендаций по реализации мероприятий по профилактике суицидального поведения у несовершеннолетних

II квартал 2020 г.

Минпросвещения России, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

Разработка типовой межведомственной программы по вопросам профилактики суицидального поведения у несовершеннолетних

III квартал 2020 г.

Минпросвещения России,
Минздрав России,
Минкомсвязь России,
Роспотребнадзор

Разработка и реализация межведомственных программ субъектов Российской Федерации по профилактике суицидального поведения у несовершеннолетних

высшие органы государственной власти субъектов Российской Федерации

акт субъекта Российской Федерации

Обеспечение углубленным психодиагностическим обследованием всех вновь прибывших в учреждения уголовно-исполнительной системы несовершеннолетних с целью выявления острых кризисных состояний, признаков психических отклонений, прогноза риска деструктивных форм поведения, в том числе склонности к суицидальному поведению, в условиях изоляции

IV квартал
2019 г.,
IV квартал
2020 г.

ФСИН России,
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

доклад в Правительство Российской Федерации

Обеспечение взаимодействия филиалов медико-санитарных частей ФСИН России с медицинскими организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения по вопросу информирования об имевших место случаях аутоагрессии, депрессивных эпизодах у несовершеннолетнего

IV квартал
2019 г.,
IV квартал
2020 г.

ФСИН России,
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

доклад в Правительство Российской Федерации

Подготовка предложений по привлечению социально ориентированных некоммерческих организаций к работе над профилактикой суицидов и девиантного поведения несовершеннолетних

III квартал 2020 г.

Минэкономразвития России,
Минпросвещения России,
МВД России,
Росмолодежь,
органы исполнительной
власти субъектов
Российской Федерации

доклад в Правительство Российской Федерации

Подготовка предложений по организации деятельности подразделений по профилактике суицидов и опасного поведения несовершеннолетних в структуре медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения

III квартал 2020 г.

Минздрав России,
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

МЕР ДО 2025 ГОДА ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ

СУИЦИДА СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Проведение в образовательных организациях субъектов Российской Федерации мероприятий для родителей (законных представителей) по формированию культуры профилактики суицидального поведения несовершеннолетних с освещением вопросов, касающихся психологических особенностей развития детей и подростков, факторов поведения, необходимости своевременного обращения к психологам и психиатрам в случаях неадекватного или резко изменившегося поведения несовершеннолетнего

II квартал 2021 г., далее - ежегодно

органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

доклады органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в Минпросвещения России для подготовки сводного отчета

Проведение в образовательных организациях с обучающимися профилактических мероприятий, направленных на формирование у них позитивного мышления, принципов здорового образа жизни, предупреждения суицидального поведения

II квартал 2021 г., далее - ежегодно

органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

методическое письмо в высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, доклады органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в Минпросвещения России для подготовки сводного отчета

Организация и проведение для несовершеннолетних тренингов ("Территория общения", "Путь в профессию"), дискуссионных круглых столов, мероприятий, являющихся альтернативными отклоняющемуся поведению (экскурсии, творческие проекты, кружки по интересам и другое), и индивидуальных психологических консультаций, направленных на профилактику суицидальных настроений и формирование позитивного мышления

ежегодно в 2021 - 2025 годах

Российская государственная детская библиотека,

органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

доклад в Правительство Российской Федерации

Организация и проведение в субъектах Российской Федерации для специалистов органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних семинаров - совещаний по вопросам организации работы по профилактике суицидов, обмена опытом, повышения осведомленности о лучших практиках предупреждения суицидального поведения несовершеннолетних

ежегодно в 2021 - 2025 годах

органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

доклады органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в Минздрав России для подготовки сводного отчета

Проведение совместно с социально ориентированными некоммерческими и волонтерскими организациями мероприятий по вовлечению подростков и молодежи в социально-позитивную активность

ежегодно в 2021 - 2025 годах

органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

доклады органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в Росмолодежь для подготовки сводного отчета

Привлечение несовершеннолетних, в том числе из группы риска, к общественно-досуговым мероприятиям в рамках деятельности Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации "Российское движение школьников"

2021 - 2025 годы

органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

доклады органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в Росмолодежь для подготовки сводного отчета

2021 - 2025 годы

Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации,

органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

отчет о деятельности детского телефона доверия в Минздрав России

Проведение мониторинга и оценка доступности оказания экстренной психологической помощи, в том числе предоставляемой анонимно, в субъектах Российской Федерации

IV квартал 2021 г.

Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации,

органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

доклад в Правительство Российской Федерации

Мониторинг результатов реализации межведомственных программ субъектов Российской Федерации по профилактике суицидального поведения у несовершеннолетних

I квартал 2022 г.

органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

доклады в Минздрав России

Формирование и предоставление официальной статистической информации о смертности от самоубийств среди несовершеннолетних в Российской Федерации

не позднее 1 августа года, следующего за отчетным

отчет в Минздрав России

Осуществление мониторинга показателей смертности от самоубийств среди несовершеннолетних в Российской Федерации, включая определение субъектов Российской Федерации с наиболее высокими показателями смертности от самоубийств среди несовершеннолетних

ежегодно в 2021 - 2025 годах

информационное письмо в высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, письмо в адрес Минпросвещения России, Роспотребнадзора и Росмолодежи для использования в дальнейшей работе

Мониторинг информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с целью выявления и дальнейшей блокировки сайтов, распространяющих информацию о способах совершения самоубийства и призывах к суициду, а также пропагандирующих насилие и иное деструктивное поведение

ежегодно в 2021 - 2025 годах

органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

аналитический отчет в Минздрав России

Вынесение решений о наличии (отсутствии) запрещенной информации в отношении материалов сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с информацией о способах совершения самоубийства и призывами к совершению самоубийства

2021 - 2025 годы

аналитический отчет в Минздрав России

Ограничение доступа (блокирование сайтов) к материалам информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с информацией о способах совершения самоубийства и призывами к совершению самоубийства, контроль за удалением информации, признанной запрещенной к распространению в Российской Федерации

2021 - 2025 годы

аналитический отчет в Минздрав России

Взаимодействие с администрациями российских социальных сетей по пресечению распространения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" суицидального контента и своевременному удалению информации, признанной запрещенной

2021 - 2025 годы

аналитический отчет в Минздрав России

Разработка и внедрение программ профилактики суицида у несовершеннолетних, включая программы третичной профилактики

2021 - 2025 годы

органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

доклады органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в Минздрав России для подготовки сводного отчета

Совершенствование межведомственного взаимодействия при организации деятельности по профилактике суицидов и опасного поведения несовершеннолетних

органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

методические рекомендации по вопросам межведомственного взаимодействия при организации деятельности по профилактике суицидов и опасного поведения несовершеннолетних

Проведение углубленного психодиагностического обследования всех вновь прибывших в учреждения уголовно-исполнительной системы Российской Федерации несовершеннолетних с целью выявления острых кризисных состояний, признаков психических отклонений, прогноза риска деструктивных форм поведения, в том числе склонности к суицидальному поведению, в условиях изоляции

IV квартал 2021 - 2025 гг.

органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

аналитический отчет в Минздрав России

Проведение осмотра врачом-психиатром всех несовершеннолетних, поступающих в учреждения уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, при необходимости - организация оказания несовершеннолетним специализированной медицинской помощи по профилю "психиатрия", в том числе в учреждениях государственной системы здравоохранения

IV квартал 2021 - 2025 гг.

органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

аналитический отчет в Минздрав России

Разработка и реализация индивидуальных программ психологического сопровождения несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учете в учреждениях уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, склонных к совершению суицида и членовредительству, с целью формирования способностей к конструктивному разрешению сложных жизненных ситуаций

IV квартал 2021 - 2025 гг.

аналитический отчет в Минздрав России, доклады субъектов Российской Федерации в ФСИН России для подготовки сводного отчета

Научно-методическая разработка и апробация единого комплекта методик для оценки риска суицидального поведения обучающихся в целях организации психолого-педагогического сопровождения в образовательных организациях (общеобразовательные организации, профессиональные образовательные организации, образовательные организации высшего образования), включая цифровую версию

комплект методик для оценки риска суицидального поведения обучающихся

Разработка критериев оценки эффективности принимаемых мер и организации межведомственного взаимодействия при реализации комплекса мер до 2025 года по совершенствованию системы профилактики суицида среди несовершеннолетних

органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

критерии оценки эффективности принимаемых мер и организации межведомственного взаимодействия при реализации комплекса мер до 2025 года по совершенствованию системы профилактики суицида среди несовершеннолетних

Оценка эффективности принимаемых мер по профилактике суицида среди несовершеннолетних, а также организации межведомственного взаимодействия при реализации комплекса мер до 2025 года по совершенствованию системы профилактики суицида среди несовершеннолетних как на федеральном, так и на региональном уровнях

ежегодно, до 25 февраля года, следующего за отчетным периодом

аналитический отчет в Минздрав России федеральных органов исполнительной власти и организаций, ответственных за реализацию комплекса мер до 2025 года по совершенствованию системы профилактики суицида среди несовершеннолетних

Читайте также: