Расскажите о жизни баха в лейпциге где служил он и в чем заключались его обязанности

Обновлено: 17.05.2024

Иоганн Себастьян Бах - автор по-неземному красивой музыки, это знают все. А вот о личности музыканта известно немного. Книга Михаэля Мауля проливает новый свет на биографию Баха.

Михаэль Мауль представляет новую биографию Баха

Михаэль Мауль представляет новую биографию Баха

Иоганн Себастьян Бах (Johann Sebastian Bach) был музыкальным гением. Он создал великие "Страсти" и знаменитую "Рождественскую ораторию". Будучи кантором хора Святого Фомы в Лейпциге (известного также как Томанерхор), он написал кантаты, ставшие шедеврами его творчества. Сборник прелюдий и фуг "Хорошо темперированный клавир", а также серия фуг и кантат в сборнике "Искусство фуги" Баха оказали прочное влияние на мир музыки, не ослабевающее и по сегодняшний день.

Многие вопросы по-прежнему остаются открытыми

Вот уже более двадцати лет Михаэль Мауль занимается композитором Иоганном Себастьяном Бахом и, тем не менее, как говорит сам музыковед, эта работа еще далеко не окончена, многие вопросы остаются открытыми. Вновь и вновь находятся новые записки великого музыканта или фрагменты его манускриптов. Многие из отдельных элементов этой мозаики Михаэль Мауль собрал в хронологическом порядке в своей двуязычной немецко-английской иллюстрированной биографии. "Я попытался отразить современный статус исследований Баха и включить в книгу вещи, которые я еще нигде не публиковал", - объяснил Михаэль Мауль.

Обложка книги Михаэля Мауля Бах. Биография

Обложка книги Михаэля Мауля "Бах. Биография"

При этом в биографии Баха ее автор не только демонстрирует глубокие знания о творчестве гениального композитора, но и показывает отдельные стороны личности Баха. Оказывается, Иоганн Себастьян Бах в свое время прогуливал школу, а порой и участвовал в драках, как, например, в потасовке с неким "дилетантом-фаготистом". Михаэль Мауль на страницах своей книги рассуждает о "ложных путях в исследованиях Баха", а именно о тех, что доводят порой теории числовой символики у композитора до абсурда, и рассказывает о приемах, которые использовал Бах для того, чтобы посеять разлад среди своих потенциальных работодателей и получить таким образом больший гонорар.

По кантате в неделю

Любовь к Баху Михаэль Мауль унаследовал от отца. "Он страстно любил играть на пианино, и у него было два домашних музыкальных божества, один из них Бетховен, а другой - Бах", - рассказал Михаэль Мауль.

В отличие от Людвига ван Бетховена(Ludwig van Beethoven), Иоганн Себастьян Бах не оставил потомкам практически никаких личных записей или высказываний. Лишь в одном сохранившемся письме своему другу Георгу Эрдману (Georg Erdmann) Бах написал о своей семье. О детстве Баха существуют по крайней мере некоторые свидетельства в некрологе, написанном сыном композитора Карлом Филиппом Эмануилом Бахом (Carl Phillipp Emanuel Bach). В нем, в частности, рассказывается история о том, что, будучи ребенком, Иоганн Себастьян Бах ночью тайком вытащил ноты своего брата из шкафа в гостиной, чтобы переписать произведения "знаменитых мастеров".

Жизнь Баха - это текст с пропусками, пишет Михаэль Мауль в предисловии к своей иллюстрированной хронике. Тем не менее, даже ноты на пожелтевшей бумаге при ближайшем рассмотрении могут стать источником поразительных познаний о том, как работал великий композитор. Записи на полях одного из оригинальных нотных листов показывают, что Бах, работая над одним произведением, уже вынашивал идею следующего.

Ноты одного из канонов Баха

Ноты одного из канонов Баха

"Он тратит большую часть времени на поиски темы, это творческая часть работы", - объясняет Михаэль Мауль. Остальная часть - это, по словам музыковеда, уже ремесло: "Затем мозг очевидно переключается на работу в режиме автопилота, когда то, что уже существует в голове, наносится пером на бумагу". При этом следует отметить, что, начиная с 1723 года, в начале своей деятельности в качестве кантора хора Святого Фомы в Лейпциге, Бах создавал каждую неделю по новой кантате за аккордную оплату и, очевидно, работал под огромным давлением.

"Плохой настрой к работе"

Иоганн Себастьян Бах, будучи кантором хора Святого Фомы, писал музыку специально для церковных служб, но результат его работы был столь сложным для исполнения, что музыканты и певцы хора порой не справлялись с задачей, в том числе и мальчики, певшие в хоре Святого Фомы, которых обучал Бах.

Когда в Лейпциге было принято решение активнее привлекать к участию в школе Святого Фомы детей из более бедных слоев, Бах протестовал. Дело в том, что новые правила предполагали, что при поступлении в школу музыкальный талант уже не будет играть столь важной роли, как прежде. В результате разгорелся сильный спор между городским советом, то есть работодателем Иоганна Себастьяна Баха, и самим композитором. Члены городского совета отзывались о Бахе как о строптивом и неисправимом канторе, "с плохим настроем к работе". Так что протоколы заседаний городского совета Лейпцига дают возможность немного познакомиться с личностью великого музыканта.

"Представьте себе, вы в высшей степени одаренный человек, как Бах, который действительно проник в области, в которые мало кто мог за ним следовать", - объяснил Михаэль Мауль. Баху было трудно идти навстречу своим противникам, он не умел действовать дипломатично. "Он все больше замыкался в себе и удалялся от других", - уточнил музыковед. В этом смысле Михаэль Мауль считает Баха трагической фигурой, несмотря на его гениальность. В последние годы своей жизни Бах усиленно посвятил себя светской музыке и создал сложные произведения, такие как сборник клавирных пьес для знатоков "Clavier-Übungen", знаменитые "Гольдберговские вариации" и "Искусство фуги".

Портрет музыканта в молодости

Насколько мало нам известно о душевном состоянии Иоганна Себастьяна Баха, настолько немногочисленны и данные о том, как выглядел великий композитор. Существует лишь один портрет, а именно картина Готтлоба Хаусмана (Gottlob Haußmann), написанная по достоверным данным с самого Баха. Этот портрет напечатан на обложке биографии композитора. Михаэль Мауль описывает в книге еще одну картину, которая может быть портретом музыканта в молодости. Данные о существовании портрета, выполненного неизвестным художником XVIII века, появились в 2016 году. Сейчас он принадлежит архиву Баха. Выполненная вручную запись на обратной стороне картины предполагает, что на полотне изображен Бах. "В настоящее время этот портрет исследуют при помощи всевозможных технических средств", - рассказал Михаэль Мауль. По крайней мере глазами молодой человек на этом портрете похож на Баха на картине Хаусмана.

Портрет Баха

Оба портрета изображают великого композитора?

История жизни Иоганна Себастьяна Баха и история исследований его творчества и биографии остается безграничной не только для Михаэля Мауля, в ней есть еще место открытиям. Михаэль Мауль надеется своей биографией поближе познакомить читателей с Бахом как с композитором и как с личностью, которая, как говорит сам автор, "совмещает в себе музыканта-бога и человека с его "острыми углами", с которым его окружению было далеко непросто".

В конце книги Михаэль Мауль рассказывает следующий анекдот: "Один музыкант после смерти попадает на небеса и ждет не дождется получить наконец ответ на вопрос, какого композитора бог любит больше: Моцарта или Баха. Подойдя поближе к трону господа, музыкант слышит мелодию Моцарта и говорит творцу: "На земле многие думают, что ты предпочитаешь Баха, но сейчас ты слушаешь Моцарта". На что бог, милостиво посмотрев на музыканта, отвечает ему: "Я и есть Бах".

Тейлор Свифт

Звезды, узнавшие вкус славы в юности

Кантри-дива Тейлор Свифт

Американской исполнительнице кантри и поп Тейлор Свифт 26 лет. Прорыв наступил десять лет назад, когда девушка впервые возглавила кантри-чарты. С тех пор ее популярность только набирает обороты. Последний альбом "1989" стал бестселлером. Он - самый продаваемый в США за период с 2002 года. Тейлор входит в число самых влиятельных и сексапильных женщин в мире.

Хозиер

Звезды, узнавшие вкус славы в юности

Неотразимый Хозиер

Мягкий голос, эмоциональные тексты и потрясающая внешность. Когда 25-летний ирландский бард Эндрю Хозиер-Бирн, выступающий под сценическим именем Хозиер, выходит на сцену, девушки просто теряют голову. Первая победа пришла к нему в 19-летнем возрасте, с выходом альбома "Take Me To Church", за который автор и исполнитель был номинирован на премию Grammy.

Ариана Гранде

Звезды, узнавшие вкус славы в юности

Универсальный талант Арианы Гранде

Музыкальная карьера 22-летней певицы Арианы Гранде стартовала пять лет назад, когда девушка записала саундтрек к одному телесериалу. А всего два года спустя вышел ее дебютный диск. Второй альбом - "My Everything" - приземлился на первое место в чартах. В этом году звезда собирается выпустить новый сборник. Ариана также успешно снимается в кино. А еще она придумала новую линию духов.

Группа Tokio Hotel

Звезды, узнавшие вкус славы в юности

Феноменальная команда Tokio Hotel

Братьям-близнецам из Магдебурга Биллу и Тому Каулиц (Bill & Tom Kaulitz) было 15 лет, когда первый же их сингл "Durch den Monsun" взлетел на вершины чартов. С тех пор созданная ими рок-группа Tokio Hotel, в которую они взяли еще двоих приятелей, входит в число самых успешных в Германии. Участникам команды сегодня по 25 лет. От поклонниц у них по-прежнему нет отбоя.

Бритни Спирс

Звезды, узнавшие вкус славы в юности

Поп-принцесса Бритни Спирс

Невинная школьница и одновременно - эротичная Лолита, - такой пикантный образ создала Бритни Спирс. Она стала звездой в 1999 году, с выходом своего дебютного альбома. И было ей тогда всего 17 лет. Сейчас Бритни 34 года. Ее жизнь то и дело сопровождают скандалы. Но особенно взбудоражил мир страстный поцелуй поп-принцессы с поп-королевой Мадонной на церемонии вручения наград MTV Video Music Awards.

Backstreet Boys

Звезды, узнавшие вкус славы в юности

''Мальчики с задворок'' Backstreet Boys

В 1993 году в США была создана поп-группа под названием Backstreet Boys ("Парни с задворок"), в корне отличавшаяся от аналогичных команд по концепции: во время выступлений на первом плане фигурировали не музыканты, а танцующие и поющие мальчики-симпатяги. Оригинальную команду сформировали школьники. И существует она по сей день. В мае выйдет ее новый альбом.

Элвис Пресли

Звезды, узнавшие вкус славы в юности

Секс-символ Элвис Пресли

Молодежь 1950-х сходила с ума, когда на сцену в костюме ковбоя и с гитарой в руках выходил, темпераментно виляя бедрами, Элвис Пресли. Свой первый концерт "король рок-н-ролла" дал, когда ему было 19 лет. А в 21-летнем возрасте он уже был на пике популярности. Для миллионов девчонок по всему миру этот талантливый красавчик был не только кумиром, но и настоящим секс-символом.

Немецкий Элвис Петер Крауз

Звезды, узнавшие вкус славы в юности

"Немецкий Элвис" Петер Крауз

Такой сексапильностью, как Элвис Пресли, немецкий певец, актер и первый в Германии культовый исполнитель рок-н-ролла Петер Крауз (Peter Kraus), пожалуй, не отличался. Зато шармом он обладал редким. Одна его улыбка сражала девчонок 1950-х наповал. А когда в исполнении 19-летней звезды звучали наполненные драйвом хиты "Wenn Teenager träumen" и "Sugar Baby", поклонницы прямо визжали от восторга.

Певица Nena

Звезды, узнавшие вкус славы в юности

Звезда ''Новой немецкой волны'' Nena

В 1980-е, когда в США стали популярными Мадонна и Майкл Джексон, в ФРГ появился свой кумир - представительница "новой немецкой волны", 20-летняя певица с, исполнявшая альтернативный рок и выступавшая под псевдонимом Nena. Одноименная группа, где она солировала, просуществовала лишь шесть лет, а сама Nena занялась сольной карьерой.

The Beatles

Звезды, узнавшие вкус славы в юности

Великолепная четверка The Beatles

Образованная в 1960 году легендарная "ливерпульская четверка" The Beatles стала первой в мире рок-группой, участники которой едва перешагнули подростковый возраст. "Битлы" пользовались сумасшедшей любовью, их всюду сопровождали армии фанатов. А поклонницы бились в истерике и даже падали от счастья в обморок, стоило им увидеть Джона Леннона, Пола Маккартни, Джорджа Харрисона или Ринго Старра.

Sex Pistols

Звезды, узнавшие вкус славы в юности

Дикие панки Sex Pistols

В конце 1970-х годов Великобританию захлестнула волна панк-рока. А инициаторами "панк-революции" стала основанная в 1975 году в Лондоне группа Sex Pistols - один из самых скандальных музыкальных коллективов того времени. Его участники, некоторым из которых не было и 20, выступали против существующего политического строя, выражали презрение к королевской семье, призывали к анархии.

Группа The Bay City Rollers

Звезды, узнавшие вкус славы в юности

Мимолетная слава The Bay City Rollers

В 1970-х годах эти пятеро симпатичных подростков из Шотландии были настоящими кумирами своих сверстников, а образованная ими поп-рок-группа The Bay City Rollers - самой культовой в Великобритании. В общей сложности, они продали свыше 70 миллионов дисков. Но триумф продолжался недолго. В начале 1980-х с приходом панк-рока "роллермания" быстро прекратилась.

Скрыть уведомление

Придавал ли Бах такое значение этим упражнениям, какое приобрели они со временем? Сборник, составленный для сына, прославит Баха – педагога и тончайшего мастера клавирной музыки.

IV. ЖИЗНЬ И ТВОРЕНИЯ КАНТОРА ТОМАСШУЛЕ

ЛЕЙПЦИГСКИЕ ДЕБЮТЫ

Рассказ о жизни кетенского капельмейстера мы закончили его женитьбой на Анне Магдалене Вильке в начале декабря 1721 года. Быт семьи вошел в новое русло. Осталась ли в доме сестра покойной Марии Барбары или уехала в Тюрингию – неизвестно, но установлено, что она в последующие годы если не постоянно, то наездами жила у Бахов.

В июне 1722 года пришла грустная весть из Лейпцига. Прославленный композитор и кантор церкви св. Фомы Иоганн Кунау скончался.

Несправедливо было бы упрекнуть городской совет и консисторию Лейпцига в том, что они не пригласили сразу же Баха. Иоганн Себастьян был известен как виртуоз органист, знаток органа и как капельмейстер княжеского двора. Лейпцигу же нужен был директор церковной музыки, педагог школы и кантор. Томаскирхе с ее школой на виду земель Германии уже давно. В хронике старого храма перечислялись все музыканты, занимавшие место кантора. Им вели счет с 1435 года. Иоганн Кунау был девятнадцатым. Теперь подлежал избранию на почетный пост двадцатый кантор. Событие в Лейпциге!

В Лейпциге ждали Телемана, готовились к показательному исполнению музыки. Но гамбургский музик-директор вдруг отказался от любезного предложения.

Тогда-то уже нельзя было обойтись без пробы нескольких желающих соискателей. Объявил о себе как о претенденте и гофмузыкант кетенского двора.

И вое же сомнения не оставляли Себастьяна. Он ведь помнит арнштадтские годы, конфликты с консисторией; в Лейпциге ему снова придется стать учителем. Не могла быть довольна намерением мужа и юная Анна Магдалена. Она уже придворная певица кетенского князя и получает немалое жалованье, равное половине жалованья мужа. Заботливая к детям, мачеха выбирала время, чтобы заниматься своим голосом, а Иоганн Себастьян давал ей уроки игры на клавесине.

Стать женой церковного кантора – это расстаться со многим в жизни. Музицировать и петь Магдалене можно будет только в домашнем кругу, придется оставить профессию артистки. И потерять к тому же двести талеров в год – жалованье придворной певицы, немалое подспорье для ее новой семьи.

События развивались так. В ноябре Иоганн Себастьян едет в Лейпциг, Граупнер и он – главные претенденты. Неожиданно, к огорчению совета, Граупнер сообщает, что власти Дармштадта не разрешили ему покинуть должность. Вынужденный отказ соперника сразу открыл дорогу Иоганну Себастьяну, хотя пробовали свои силы и другие соискатели.

Откликов на избрание Баха кантором Томаскирхе было несколько – не только в лейпцигской хронике, даже в далекой гамбургской газете.

Съездив ненадолго домой, Себастьян снова прибыл в Лейпциг, приехал загодя, провел репетиции и в страстную пятницу 26 марта исполнил свое произведение, длившееся около двух часов.

Прошение Баха об отставке было принято князем Леопольдом, и 13 апреля он подписал приказ об освобождении Баха с сохранением за ним звания придворного капельмейстера.

Итак, Себастьян не мог не знать, в какую иерархически-чиновничью корпорацию он вступает после довольно независимой жизни в Кетене.

К середине мая по просохшей уже дороге, мимо зазеленевших яблоневых и вишневых садов Себастьян возвратился в Кетен. Снова сборы.

Еще лет двадцать назад Лейпциг насчитывал 15 тысяч жителей и держался в пределах городских стен. Теперь он слился с предместьями и в нем уже около 30 тысяч горожан. Церковь св. Фомы, высокая и узкая под своей острой готической крышей, расположена у западной стены города. Трехэтажный дом школы с классами, спальными комнатами учеников интерната и с квартирами рек– -тора и кантора в боковых крыльях стоит под прямым углом к церкви, создавая, таким образом, небольшую площадь с каменным водоемом посредине. Школьный дом уже обветшал, но содержался в порядке, а к приезду нового кантора предоставляемую ему в левой части здания двухэтажную квартиру с внутренней лестницей привели в должный порядок.

В первую субботу мая пополудни из Кетена прибыли запряженные парами четыре повозки с имуществом кантора. Переселение Баха теперь уже совсем не было схоже с его юношескими странствованиями из города в город. В два часа дня подъехали к дому и экипажи с семейством кантора. Возницы останавливают лошадей. Спрыгивает Себастьян, за ним старшие сыновья; мальчики с любопытством оглядывают площадь, освещенную солнцем кирку и школьный дом. Нашлись любопытные соседи, и из окошек школы повысовывали головы ученики.

Себастьян в дорожном парике под шляпой и в распахнутом плаще. Он помогает сойти жене. И по стародавнему обычаю, ответив на поклоны встретивших служителей дома, подымает на руки легкую Анну Магдалену, пероносит за порог нового семейного жилища и целует ее. За Mutterchen идет старшая, Катарина Доротея, с маленькой Христианой Софией на руках. Затем и мальчики, нетерпеливые, готовые вприпрыжку взбежать по лестнице. Но они не-смеют обгонять родителей. Наконец дети разбегаются по чистым комнатам, слышат голос восхищенной Анны Магдалены: с высоты холма, на котором стоят Томаскирхе и школа, из распахнутого настежь окна, закругленного вверху, открывается чудесный вид. Широкая прогулочная тропа вдоль городской стены, ров с водой и перекинутый через него легкий мостик, а дальше – ухоженные пронзительно зеленые сады. Они только-только зацветают, лейпцигские Apelsche Garten.

Возчики и служители внесли уже большую часть поклажи, привезенной ранее, а на площадь въехали еще четыре телеги с казенной обстановкой, включавшей, кроме мебели, клавиры и другие инструменты для домашнего музицирования и репетиций. Томаскантор и учитель школы – должность эта считалась едва ли не наравне с профессорской в городе.

Так прошел первый день жизни Иоганна Себастьяна Баха с семьей в Лейпциге.

В понедельник, 31 мая, девять часов утра, по строго заведенному обычаю началась церемония введения кантора-учителя в школу Фомы. Чуть не полвека уже не было такого события: бессменно исполнял эту должность Иоганн Кунау. При его вступлении в школу церемонией руководил молодой тогда ректор школы Иоганн Генрих Эрнести; весьма пожилой, он спустя десятилетия участвует теперь в торжественном акте посвящения в канторы нового избранного соискателя.

Учителя школы в строгих сюртуках. Здесь же гости – депутация городского совета. В актовом зале звучат речи, предусмотренные распорядкам торжества. Потом пел школьный хор, в котором участвовали все ученикн; они стояли правильными рядами, увы, небрежно одетые и худо причесанные. (Еще покойный Кунау безуспешно жаловался на запущенный вид своих певчих.) Бах сказал ответное слово, как положено, с восхвалением отцов города и наставников. В заключение новый кантор исполнил на чембало пьесу собственного сочинения. На этом и закончен был ритуал.

Себастьян начал канторскяе занятия. Съездил в предместье Лейпцига и испробовал там орган, а в самом городе проверил состояние органов в церквах, музыка которых теперь будет в его ведении.

БЕСПОКОЙНЫЕ БУДНИ

Подвластный курфюрсту Саксонскому, в сравнении с Дрезденом Лейпциг был городом провинциальным, хотя и университетским. Охранительные традиции были сильны, и буржуазия едва-едва начала выдвигать своих идеологов. Здесь нередко происходили столкновения мнений и престижных интересов между магистратом, консисторией и академическими кругами.

Иоганна Себастьяна нельзя считать человеком, не осведомленным в сословных противоречиях. Считаются унижающими достоинство многочисленные пункты обязательств, которые подписал Бах, вступая в новую должность. Но тз. другие кандидаты не избежали бы этой церемонии, освященной вековыми обычаями.

Он знал, что начальство нередко входило в пререкания еще с его предшественником Кунау. Но к старому кантору относились с послаблением. Его же тридцативосьмилетний преемник, приехавший из Кетена, казался и ректору школы, и отцам города еще молодым музыкантом, от которого, конечно же, следовало требовать большей исполнительности и послушания, чем когда-то от старого Кунау, человека немалой знатности.

Вот как выглядели обязательства, подписанные Бахом:

"Поелику высокопочитаемый совет сего города Лейпцига принял меня кантором школы св. Фомы, то желает иметь от меня обязательство в нижеследующих пунктах, а именно:

1. Чтобы я служил по своей скромной жизни та поведению хорошим примером мальчикам, прилежно посещал занятия и честно мальчиков обучал.

2. Привести музыку обеих главных церквей города, в меру моих наилучших сил, в хорошее состояние.

3. Высокочтимому совету оказывать должное уважение и послушание, и его честь и репутацию повсеместно соблюдать и поддерживать; также беспрекословно отпускать мальчиков, если один из советников потребует таковых для музыки, но, кроме таких случаев, не разрешать им ни в коем случае отъезда на похороны или свадьбы без ведома и разрешения г. бургомистра и г. председателя школы.

4. Повиноваться гг. инспекторам и председателям школы во всем, что они от имени высокочтимого совета будут предпринимать,

5. Мальчиков, коим не заложены еще основы музыки или кои не годятся, чтобы быть сему обученными, не принимать в школу и не производить приема без ведома и согласия господ инспектора и председателя.

6. Во избежание излишних расходов прилежно обучать мальчиков не только вокальной музыке, но и инструментальной.

7. Для поддержания хорошего порядка в церкви музыку приспособить таким образом, чтобы она не была слишком продолжительной, не была бы опероподобной, а, наоборот, соответствовала бы благочестию слушателя.

8. Снабдить новую церковь хорошими учениками.

9. С мальчиками обходиться дружелюбно и спокойно, если же они не будут послушными, умеренно наказывать или сообщать в соответствующую инстанцию.

10. Честно вести обучение в школе и все, что мне вообще полагается делать.

11. А если я чего сам не сумею, то должен привлечь другого дельного человека без убытка от сего для высокочтимого совета или школы.

12. Не выезжать из города без разрешения г. бургомистра.

13. На всех похоронах, как это полагается, присутствовать и по возможности идти вместе с мальчиками.

14. Не принимать при университете никакой должности без разрешения высокочтимого совета".

В уставе предусматривалось все: обязанности ректора, проректора и учителей, включая кантора, здесь приведены были правила экзаменов, порядок использования певчих и музыкантов, система штрафов, налагаемых на учеников за ослушание и нарушение правил.

Не закроет школьник дверь за собой, уходя из классной комнаты, – из его доходов вычитают два гроша. Забудется мальчишка и побежит, вместо того чтобы чинно пройти по коридору, – он лишается шести грошей. Такой же штраф полагался за громкий или неприличный разговор, а если кто из воспитанников интерната не оденется вовремя и пропустит утреннюю молитву, за такую провинность инспектор вправе был вычесть из дохода ученика три пфеннига. От двух грошей до шести пфеннигов – такова была шкала штрафов. Вычитывались эти деньги из дохода, получаемого мальчиками за участие в хорах на свадьбах, похоронах, в различных торжествах, а также в дни рождества или день Михаеля, когда они ходили славить по домам знатных горожан Лейпцига.

Занятия в школе не были обременительны для кантора. Три урока пения в день в высших классах, и в одном из классов еще латынь. Четверг был вовсе свободен от занятий. Напряженной оказывалась суббота: во второй половине дня проводились репетиции очередной кантаты. Удивительно, как при столь малом времени для занятий Себастьяну удавалось держать уровень пения и музыки на нужной высоте. Ведь в кантатах были не только хоровые номера, но и сольные арии, речитативы и дуэты. Старшие ученики, префекты вели, впрочем, самостоятельные репетиции. Но их надо было тоже наставлять.

В школе были способные ученики с хорошими голосами: дискантисты, альтисты, тенора, басисты. Мальчики вели и партию сопрано. Ученики составляли оркестр. Всего насчитывалось в школе до пятидесяти с небольшим учеников.

В других церквах в эти же часы воскресных служб хорами управляли префекты. В двух главных церквах – св. Фомы и св. Николая – Бах вел руководство музыкой поочередно. Если утренняя служба была продолжительная, в одиннадцать часов приносили из школы завтрак, певчие и музыканты съедали его, а кто-нибудь из них, только что проведший в кантате сольную партию, норовил после завтрака сбегать в лавку и выпить наскоро вина. Как тут кантору уследить за всеми!

У кантора ежегодное жалованье было небольшое, около 100 талеров, включая стоимость дров и прочее довольствие натурой. Гораздо больше – около 600 талеров – оставалось ему в качестве гонорара за участие в торжествах и выполнении треб.

Денежный счет велся строгий. И любой коллега-учитель, чье благополучие зависело от деятельности учеников, был заинтересован в их выступлениях. Между тем от пения на открытом воздухе, часто в непогоду, мальчики простужались, портили голоса. Лекарь освобождал их от пения, а музик-директору приходилось изворачиваться, чтобы в очередное воскресенье обслужить хорами все четыре церкви. По долгу службы и ему самому часто доводилось шагать вместе с учениками, небрежно одетыми в суконные плащ-накидки, обутыми в грубые ботинки с чулками, обрызганными грязью: из-под капюшонов выбивались нечесаные волосы. Только кантор и префекты носили парики. Бах шагал со своим хором за катафалком знатного или богатого покойника со свертком нот в руках. Будничная картинка.

Пели и на свадьбах. Господин ректор и его коллеги, участвующие в доходах, зорко следили, чтобы ни один молодой купец или состоятельный бюргер не посмел обвенчаться вне города, в какой-либо сельской кирке и обойтись без хора из школы св. Фомы.

Примерно на одну неделю в месяц кантор назначался дежурным наставником интерната. Блюсти дисциплину с часа пробуждения мальчиков до конца дня, наблюдать за здоровьем учеников. Мальчики часто страдали болезнями горла, чесоткой. Зажиточные семьи опасались отправлять в школу своих детей. Ректор же Эрнести все внимание сосредоточивал на торжественных актах, чесотка и неряшество считались нестоящими подробностями, объясняемыми плебейской природой школяров и нерадивостью господ учителей.

Десятилетия жизни Баха в Лейпциге полны созидания. Но лишь некоторые годы не отмечены унизительно мелкими конфликтами композитора с консисторским и магистратским начальством. Заметим, однако, что при всей преданности и симпатии к Иоганну Себастьяну редкий биограф решается всю вину за возникновение этих тяжб всецело возложить на сторону недоброжелателей Баха.

Началось вое с малого. Городские власти еще старика Кунау хотели отстранить от руководства музыкой в университетской церкви св. Павла (где в свое время Бах испытывал орган Шейбе). Кунау нервничал и, чтобы сохранить за собой привилегию, пошел на некоторые материальные уступки. С приездом нового кантора начальство решило воспользоваться удобным случаем и передать ведение музыки в университетской церкви другому органисту и капельмейстеру – Гернеру. Его уже утвердили в этой должности. А Баху в конце сентября 1723 года не пожелали выплатить даже те талеры, которые по традиции выкладывали Кунау из кассы университетской церкви.

Иоганн Себастьян отверг попытку подорвать его престиж музик-директора. Так возникла тяжба, мелкая, длительная. Это был первый конфликт, омрачивший надежды Себастьяна на покой и, надо сказать, омрачивший труд жизнеописателей великого композитора и музыканта. Тяжбы, препирательства между кантором и начальством шли в течение лет досадной чередой.

Уже первому столкновению с консисторией суждено было длиться годы. Впрочем, на повседневную деятельность музыканта и композитора, на жизнь его семьи эта тяжба существенного влияния не оказывала. Двенадцатилетннй сын Вильгельм Фридеман еще летом 1723 года был зачислен в третий (tertia) класс школы св. Фомы, Филипп Эммануель – в четвертый (quarta). В феврале будущего года родился первенец Анны Магдалены – сын Готфрид Генрих.

В эти годы завязались дружеские связи Баха с музыкантами Дрездена. Поскольку университетская церковь упорно отказывала кантору в уплате традиционных талеров, Иоганн Себастьян в сентябре 1725 года отправляет королю и курфюрсту прошение-жалобу. Через три дня из двора курфюрста пришло письмо в лейпцигскую консисторию с требованием принять решение по прошению директора музыки. Бах не дождался ответа консистории. И сам отправился в Дрезден.

С магистратом у кантора сложились поначалу отношения вполне добропорядочные. Надо сказать ради истины, что Себастьян не прочь был воспользоваться противоречиями между магистратом и консисторией. Молодость многому уже его научила. Но нарастало недовольство учительской деятельностью Баха в стенах самой школы св. Фомы.

Тут проявилась непоследовательность в поступках – эта черта нередко сказывалась у него в обстоятельствах повседневности. При поступлении на службу он сначала счел лестным для себя преподавание латинского языка. Но вскоре эти уроки стали тяготить композитора. Тогда он передал преподавание латыни другому коллеге с удержанием соответствующей суммы из своего жалованья в пользу заместителя. Это было дозволено. Но заместителя стали упрекать в небрежности обучения школьников языку древних. Обвинения же приписали Баху. Опять попреки.

Первое открытое столкновение с магистратом произошло весной 1729 года, на шестом году жизни Баха в Лейпциге, спустя лишь месяцев восемь после того, как стихла очередная распря с консисторией.

То была прекрасная и плодоносная весна в жизни великого Себастьяна. В феврале он на родине Анны Магдалены в день рождения герцога Саксен-Вейсенфельского исполняет, очевидно, в несколько измененной редакции, свою Охотничью кантату, сочиненную еще в веймарские времена. И получает титул капельмейстера сего двора, что пригодится в жизни служивому музыканту, укрепит его престиж в Лейпциге.

В октябре 1729 года скончался престарелый ректор Томасшуле Иоганн Генрих Эрнести.

На заседании 2 августа 1730 года господа заседатели совета – непогрешимые Nos – силой грубой власти обрушились на Ille, кантора и учителя. Протокол этого заседания неоднократно публиковался. Написанный сбивчиво, с малой последовательностью в мыслях, он содержал, однако, все нужное для унижения достоинства Баха.

Принимают решение о снижении кантору жалованья. Кантор теряет теперь порядочную часть своей доли доходов школы.

Очередное судилище закончено. Власть победила.

Именно в пору споров с магистратом Иоганн Себастьян объявляет себя в Лейпциге светским капельмейстером. Он берет руководство музыкальным студенческим обществом, основанным Телеманом в начале века. Collegium musicum была пристанищем светского музыкального искусства и независимой от руководства университета.

ДВА ПИСЬМА ИОГАННА СЕБАСТЬЯНА

Решением магистрата Бах был взволнован. Если б и захотел, нелегко теперь ему было сняться с места и покинуть Лейпциг: большая семья, Фридеман поступил в университет, подрастают младшие.

Сохранились автографы писем Иоганна Себастьяна. Датированные августом и сентябрем 1729 года, эти два документа раскрывают правду переживаний Баха.

Виктория Мирошниченко

ИОГАНН СЕБАСТЬЯН БАХ (Bach, Johann Sebastian) (1685–1750)

Детство и юность. Веймар (1685–1717). Иоганн Себастьян Бах родился 21 марта 1685 в Эйзенахе, маленьком тюрингском городке в Германии, где его отец Иоганн Амброзиус служил городским музыкантом, а дядя Иоганн Кристоф – органистом. Мальчик рано начал заниматься музыкой. По-видимому, отец обучал его игре на скрипке, дядя – на органе, и благодаря хорошему сопрано он был принят в церковный хор, который исполнял мотеты и кантаты. В 8 лет мальчик поступил в церковную школу, где делал большие успехи.

Счастливое детство кончилось для него в девятилетнем возрасте, когда он потерял мать, а через год и отца. Сироту взял на воспитание в свой скромный дом старший брат, органист в ближнем Ордруфе; там мальчик снова пошел в школу и продолжил занятия музыкой с братом. В Ордруфе Иоганн Себастьян провел 5 лет.

Когда ему исполнилось пятнадцать, по рекомендации школьного учителя он получил возможность продолжить образование в школе при церкви св. Михаила в Люнебурге в северной Германии. Чтобы добраться туда, ему пришлось пройти пешком три сотни километров. Там он жил на полном пансионе, получал маленькую стипендию, учился и пел в хоре школы, пользовавшемся высокой репутацией (т.н. утренний хор, Mettenchor). Это был очень важный этап в образовании Иоганна Себастьяна. Здесь он познакомился с лучшими образцами хоровой литературы, завязал отношения с известным мастером органного искусства Георгом Бёмом (его влияние очевидно в ранних органных композициях Баха), получил представление о французской музыке, которую имел возможность слышать при дворе соседнего Целле, где в почете была французская культура; кроме того, он часто ездил в Гамбург послушать виртуозную игру Иоганна Адама Рейнкена, крупнейшего представителя северогерманской органной школы.

В 1707 он принял приглашение на должность органиста в известной церкви св. Власия в тюрингском Мюльхаузене. Еще в Арнштадте 23-летний Бах женился на своей двоюродной сестре Марии Барбаре, сироте, дочери органиста Иоганна Михаэля Баха из Герена. В Мюльхаузене Бах быстро завоевал известность как автор кантат (одна из них даже была напечатана за счет города) и специалист по ремонту и реконструкции органов. Но уже через год он покинул Мюльхаузен и перебрался на более привлекательное место при герцогском дворе в Веймаре: там он служил органистом, а с 1714 – капельмейстером. Здесь на его художественное развитие оказало воздействие знакомство с творениями выдающихся итальянских мастеров, особенно Антонио Вивальди, чьи оркестровые концерты Бах перекладывал для клавишных инструментов: подобная работа помогла ему овладеть искусством выразительной мелодии, усовершенствовать гармоническое письмо, развить чувство формы.

В Веймаре Бах достиг вершин мастерства как органист-виртуоз и композитор, а благодаря многочисленным поездкам по Германии его известность распространилась далеко за пределы герцогства Веймарского. Его репутации содействовал исход организованного в Дрездене соревнования с французским органистом Луи Маршаном. Современники рассказывают, что Маршан не рискнул выступить перед публикой, с нетерпением ожидавшей со

Виктория Мирошниченко

Виктория Мирошниченко

английского врача-окулиста. Две операции, проведенные шарлатаном, не принесли Баху облегчения, а лекарства, которые ему пришлось принимать, окончательно погубили его здоровье. 18 июля 1750 к нему внезапно вернулось зрение, но всего через несколько часов с ним случился удар. 28 июля 1750 Бах скончался.
СОЧИНЕНИЯ

Кантаты. Большую часть вокально-инструментальной музыки Баха составляют духовные кантаты: он создал пять циклов таких кантат на каждое воскресенье и на праздники церковного года. До нас дошло около двух сотен этих произведений. Ранние кантаты (до 1712) написаны в стиле предшественников Баха, таких как Иоганн Пахельбель и Дитрих Букстехуде. Тексты взяты из Библии или из лютеранских церковных гимнов – хоралов; композиция состоит из нескольких относительно кратких разделов, обычно контрастных по мелодике, тональности, темпу, исполнительскому составу. Ярким примером раннего кантатного стиля Баха может служить прекрасная Трагическая кантата (Аctus Tragicus) № 106 (Время Господне – наилучшее время, Gottes Zeit ist die allerbeste Zeit). После 1712 Бах обращается к другой форме духовной кантаты, которую ввел в лютеранский обиход пастор Е.Ноймейстер: в ней используются не цитаты из Писания и протестантских гимнов, а парафразы библейских фрагментов или хоралов. В этом типе кантаты разделы более отчетливо отделяются один от другого, а между ними вводятся сольные речитативы с аккомпанементом органа и генерал-баса. Иногда подобные кантаты двухчастны: во время службы между частями произносилась проповедь. К данному типу принадлежит большинство баховских кантат, в том числе № 65 Все они придут из Савы (Sie werden aus Saba alle kommen), на день Архангела Михаила № 19 И была битва в небесах (Es erhub sich ein Streit), на праздник Реформации № 80 Твердыня крепкая наш Бог (Ein' feste Burg), № 140 Восстаньте от сна (Wachet auf). Особый случай – кантата № 4 Христос лежал в оковах смерти (Christ lag in Todesbanden): в ней использовано 7 строф одноименного хорала Мартина Лютера, причем в каждой строфе хоральная тема обрабатывается по-своему, а в финале звучит в простой гармонизации. В большинстве кантат сольные и хоровые разделы чередуются, сменяя друг друга, но есть в наследии Баха и целиком сольные кантаты – например, трогательная кантата для баса с оркестром № 82 С меня довольно (Ich habe genug) или блестящая кантата для сопрано с оркестром № 51 Всякое дыхание да хвалит Господа (Jauchzet Gott in allen Landen).

Виктория Мирошниченко

Сохранилось также несколько светских баховских кантат: они сочинялись по поводу дней рождения, именин, свадебных церемоний высокопоставленных лиц и по другим торжественным случаям. Известна комическая Кофейная кантата (Schweigt stille, plaudert nicht) № 211, в тексте которой высмеивается помешательство немцев на заморском напитке. В этом произведении, как и в Крестьянской кантате № 217, стиль Баха приближается к стилю комической оперы его эпохи.

Мотеты. До нас дошли 6 баховских мотетов на немецкие тексты. Они пользовались особой известностью и в течение долгого периода после смерти композитора были единственными из его вокально-инструментальных композиций, которые еще исполнялись. Как и в кантате, в мотете используются библейские и хоральные тексты, но в нем нет арий и дуэтов; оркестровое сопровождение не обязательно (если оно имеется, то просто дублирует хоровые партии). Среди сочинений этого жанра можно упомянуть мотеты Иисус – моя радость (Jesu meine Freude) и Пойте Господу (Singet dem Herrn). Магнификат и Рождественская оратория. Среди крупных вокально-инструментальных сочинений Баха особое внимание привлекают два рождественских цикла. Магнификат для пятиголосного хора, солистов и оркестра был написан в 1723, вторая редакция – в 1730. Весь текст, кроме финальной Gloria, представляет собой Песнь Богоматери Величит душа моя Господа (Лк 1:46–55) в латинском переводе (Вульгата). Магнификат – одна из самых цельных баховских композиций: ее лаконичные части ясно группируются в три раздела, каждый из которых начинается арией и кончается ансамблем; обрамлением служат мощные хоровые части – Magnificat и Gloria. Несмотря на краткость частей, каждая имеет свой эмоциональный облик. Рождественская оратория (Weihnachtsoratorium), появившаяся в 1734, состоит из 6 кантат, предназначенных для исполнения в рождественский сочельник, два дня Рождества, 1 января, следующее за ним воскресенье и праздник Богоявления. Тексты взяты из евангелий (Лука, Матфей) и протестантских гимнов. Рассказчик – Евангелист (тенор) – в речитативах излагает евангельское повествование, в то время как реплики действующих лиц рождественской истории отданы солистам или хоровым группам. Повествование прерывается лирическими эпизодами – ариями и хоралами, которые должны служить наставлением для паствы. 11 из 64 номеров оратории первоначально сочинены Бахом для светских кантат, но потом превосходно приспособлены к духовным текстам.

Виктория Мирошниченко

Пассионы. Из 5 циклов пассионов, о которых известно из биографии Баха, до нас дошло только два: Страсти по Иоанну (Johannespassion), над которыми композитор начал работать в 1723, и Страсти по Матфею (Matthuspassion), завершенные в 1729. (Страсти по Луке, напечатанные в Полном собрании сочинений, по-видимому, принадлежат другому автору.) Каждый из пассионов состоит из двух частей: одна звучит до проповеди, другая – после нее. В каждом цикле имеется рассказчик – Евангелист; партии конкретных участников драмы, включая Христа, исполняются певцами-солистами; хор изображает реакцию толпы на происходящее, а вставные речитативы, арии и хоралы – отклик общины на разворачивающуюся драму. Тем не менее, Страсти по Иоанну и Страсти по Матфею заметно отличаются друг от друга. В первом цикле ярче дан образ неистовствующей толпы, ей противостоит Спаситель, от которого исходит возвышенный покой и отстраненность от мира. Страсти по Матфею излучают любовь и нежность. Здесь нет непроходимой пропасти между божественным и человеческим: Господь через свое страдание сближается с человечеством, и человечество страдает вместе с ним. Если в Страстях по Иоанну партия Христа состоит из речитативов с аккомпанементом органа, то в Страстях по Матфею она окружена, подобно нимбу, проникновенным звучанием струнного квартета. Страсти по Матфею – высшее достижение в баховской музыке, написанной для Протестантской церкви. Здесь использован очень большой исполнительский состав, включающий два оркестра, два смешанных хора с солистами и хор мальчиков, который исполняет мелодию хорала в номере, открывающем пассион. Вступительный хор – самый сложный в композиционном отношении раздел сочинения: два хора противостоят друг другу – звучат взволнованные вопросы и полные печали ответы на фоне оркестровых фигураций, изображающих потоки слез. Над этой стихией безграничной человеческой скорби парит кристально чистая и безмятежная мелодия хорала, навевающая мысли о человеческой слабости и божественной силе. Проведения хоральных мелодий сделаны здесь с исключительным мастерством: одна из самых любимых Бахом тем – O Haupt voll Blut und Wunden – появляется не менее пяти раз с разным текстом, и каждый раз гармонизация ее сделана по-иному, в зависимости от содержания данного эпизода.

Виктория Мирошниченко

Колоссальные масштабы мессы си минор не позволяют использовать ее для церковного богослужения. Это сочинение должно звучать в концертном зале, который под воздействием повергающего в благоговейный трепет величия этой музыки превращается в храм, открытый для всякого способного к религиозному переживанию слушателя.

Виктория Мирошниченко

Оркестровые сочинения. Среди оркестровой музыки Баха следует выделить концерты для скрипки со струнным оркестром и Двойной концерт для двух скрипок с оркестром. Кроме того, Бах создает новую форму – клавирный концерт, используя сольную скрипичную партию написанных ранее скрипичных концертов: она исполняется на клавире правой рукой, тогда как левая рука аккомпанирует и дублирует басовый голос.

Столь же блестящи и виртуозны 4 оркестровые сюиты; каждая из них включает увертюру во французском стиле (медленное вступление – быстрая фуга – медленное заключение) и вереницу очаровательных танцевальных частей. Сюита № 2 си ми

Виктория Мирошниченко

Сюита № 2 си минор для флейты и струнного оркестра содержит столь виртуозную сольную партию, что вполне может быть названа флейтовым концертом.

В последние годы жизни Бах достиг высочайших вершин контрапунктического мастерства. После написанного для прусского короля Музыкального приношения, в котором представлены все возможные типы канонических вариаций, композитор начал работу над циклом Искусство фуги (Die Kunst der Fuge), который остался незавершенным. Здесь Бах использует разнообразные типы фуги, вплоть до грандиозной четверной (она обрывается на 239 такте). Неизвестно в точности, для какого инструмента предназначался цикл; в разных изданиях эта музыка адресована клавиру, органу, струнному квартету или оркестру: во всех вариантах Искусство фуги звучит превосходно и покоряет слушателей величием замысла, торжественностью и изумительным мастерством, с которым Бах решает сложнейшие полифонические задачи.

Виктория Мирошниченко

(Кармел), во Флориде (Роллинс-колледж), причем на достаточно высоком уровне.

После того, как в 1900 было закончено Полное собрание сочинений, выяснилось, что в нем имеется немало пробелов и ошибок. В 1950 был основан Баховский институт в Гёттингене и Лейпциге с целью пересмотра всех имеющихся материалов и создания нового Полного собрания. К 1967 вышла в свет примерно половина из предполагавшихся 84 томов Нового собрания сочинений Баха (Neue Bach-Ausgabe).
СЫНОВЬЯ БАХА

Вильгельм Фридеман Бах (1710–1784). Четверо из сыновей Баха были исключительно музыкально одарены. Старший из них, Вильгельм Фридеман, выдающийся органист, как виртуоз не уступал отцу. В течение 13 лет Вильгельм Фридеман служил органистом в церкви св. Софии в Дрездене; в 1746 стал кантором в Галле и занимал эту должность 18 лет. Затем уехал из Галле и впоследствии часто менял место жительства, поддерживая свое существование уроками. От Фридемана осталось около двух дюжин церковных кантат и довольно много инструментальной музыки, в том числе 8 концертов, 9 симфоний, сочинения разных жанров для органа и клавира, камерные ансамбли. Заслуживают особого упоминания его изящные полонезы для клавира и сонаты для двух флейт. Как композитор Фридеман испытывал сильное влияние своего отца и учителя; он пытался также найти компромисс между стилем барокко и выразительным языком новой эпохи. Результатом явился весьма индивидуальный стиль, который в некоторых отношениях предвосхищает последующее развитие музыкального искусства. Однако многим современникам сочинения Фридемана казались чересчур сложными.

Виктория Мирошниченко

Иоганн Кристоф Фридрих Бах (1732–1795), сын Иоганна Себастьяна от второго брака, всю жизнь служил в одной должности – концертмейстера и директора музыки (капельмейстера) при дворе в Бюккебурге. Он был превосходным клавесинистом, успешно сочинял и опубликовал многие из своих сочинений. Среди них – 12 клавирных сонат, примерно 17 дуэтов и трио для разных инструментов, 12 струнных (или флейтовых) квартетов, секстет, септет, 6 клавирных концертов, 14 симфоний, 55 песен и 13 более крупных вокальных композиций. Раннее творчество Иоганна Кристофа отмечено влиянием итальянской музыки, царившей при бюккебургском дворе; позже стиль композитора приобретает черты, сближающие его со стилем великого современника Иоганна Кристофа – Й.Гайдна.

Виктория Мирошниченко

Слава Кристиана, временами превосходившая известность его брата Филиппа Эмануэля, оказалась не столь долговечной. Трагедией для Кристиана стала слабость характера: он не выдержал испытания успехом и довольно рано остановился в своем художественном развитии. Он продолжал работать в старом стиле, не обращая внимания на новые течения в искусстве; так и получилось, что баловня лондонского высшего общества постепенно затмили на музыкальном небосклоне новые светила. Кристиан умер в возрасте 47 лет разочарованным человеком. И все же его влияние на музыку 18 в. было значительным. Кристиан давал уроки девятилетнему Моцарту. В сущности, Кристиан Бах дал Моцарту не меньше, чем Филипп Эмануэль – Гайдну. Таким образом, двое из баховских сыновей активно способствовали рождению стиля венской классики.

Чтобы лучше понять Баха, стоит узнать, где он жил и чем вдохновлялся. В этой части поговорим о его биографии и любимых музыкальных жанрах.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.



Иоганн Себастьян Бах — самый знаменитый композитор немецкого барокко, эпохи, продлившейся 150 лет — с 1600 по 1750 годы. Родившись в 1685 году, Бах стал ее вершиной, а год его смерти считается концом всей эпохи.

⛪️ Духовные сочинения Баха — возможно, самое поразительное из всего, что создано в этой области европейской культуры.

📢 Бах — одно из главных имен в области полифонической (многоголосной) музыки. Его полифония невероятно красиво и хитроумно устроена. За тем, как движутся голоса в баховской музыке, можно следить, как за разыгрыванием блестящей шахматной партии.

🎶 Бах феноменально разнообразен. Уже в этом уроке вы сможете убедиться в этом на примерах.

🕰 Композиторы 19 века знали Баха хуже, чем мы сегодня. Почему — расскажем в этом уроке. А вот следующий, 20 век, был буквально одержим фигурой Баха; его влияние было и остается колоссальным.

❣️На примере музыки Баха легко понять, в чем разница между двумя подходами к исполнению барочной музыки: романтическим и историческим.

В какой семье родился Бах? Сколько у него было детей? Какая эпоха закончилась с его смертью? Рассказываем 8 интересных фактов из биографии композитора 👇

🔺Бах — одногодок двух других великих композиторов: Георга Фридриха Генделя и Доменико Скарлатти. Все они родились в 1685 году.

✔️Он родился в маленьком городе Айзенах в Тюрингии, в музыкальной семье. Можно назвать Бахов музыкальной династией: среди них были органисты, придворные музыканты в разных княжествах (в то время Германия не была единой страной), композиторы.

🔹Мальчик остался круглым сиротой в 9 лет. Его воспитывал старший брат.

🔻В 15 лет Бах попал в престижную Школу Св. Михаила в Люнебурге, в 300 км к северу от родного города. Было очевидно, что ребенок одарен к музыке, и ему дали стипендию на обучение.

🔘 Бах был дважды женат. Его первая жена Мария Барбара скончалась в 1720 году, пока он работал в Кётене. Через год он женился на певице Анне Магдалене Вильке.

🔸 Две жены родили ему 20 детей. Из них выжили 10. Как минимум трое его сыновей стали крупными композиторами.

🔹Бах написал более 1000 произведений.

▪️Его смерть в 1750 году поделила пополам 18 век. Часто считается, что вместе с ней завершилась эпоха барокко.

Элиас Готтлоб Хаусманн, 1748. Единственный прижизненный портрет И.С. Баха


За свою профессиональную жизнь Бах работал придворным музыкантом, церковным органистом и кантором церкви в разных частях восточной Германии.

Нам важно запомнить три места работы Баха 👇

🎼 Кётен, 1717- 1723. Бах работает при дворе князя Леопольда Анхальт-Кётенского. Он исповедовал кальвинизм — ультра-аскетичную разновидность протестантства, где церковная служба проходит без музыки. Это дало Баху возможность написать много светской музыки.

⛪️ Лейпциг, 1723-1750. У князя Леопольда было хорошо: он разбирался в искусстве и считался приятным человеком. Но Баху важно было писать духовную музыку: как глубоко верующий человек, он видел в этом свое предназначение.








🔖 У многих творчество Баха ассоциируется только с интенсивной, трагической духовной музыкой. На самом деле, это не так: Бах невероятно разнообразен.

Композитор провел всю жизнь, 65 лет, на территории нынешней Германии. Все баховские места можно объездить на машине за пару дней. Тем не менее, это не помешало ему феноменально разбираться и в прошлом, и в настоящем музыкального искусства Европы.

Удивительно, но в баховской музыке можно найти 👇

🇫🇷 Модные в то время куртуазные французские придворные танцы.

🇮🇹 Виртуозную инструментальную музыку в итальянском вкусе.

🗣 Темпераментную вокальную музыку, достойную пера оперного мастера, хотя сам Бах опер никогда не писал.

🎶 Величественное многоголосие (полифонию) в духе предшественников Баха — композиторов эпохи Ренессанса.

➿ Хитроумные полифонические фокусы. Представьте мелодию, которую играют два голоса, но один исполняет текст слева направо, а второй — справа налево, как палиндром.

🇩🇪 Бурную, фантазийную органную музыку, приближающую Баха к традиции, связанной с севером Германии.

⛪️ И, конечно, мелодии лютеранских хоралов. Их в сочинениях Баха великое множество, это — основа основ его духовной музыки.

Как вышло, что Бах был так хорошо осведомлен обо всем, что происходило в музыке Европы?

🧐 Всю жизнь вплоть до самой слепоты перед смертью он усердно, планомерно изучал чужие работы; иногда — посредством переписывания, которое позволяло полностью вникнуть в анатомию чужого текста.

Читайте также: