Автор пишет о постепенном формировании правовой культуры какие два этапа формирования

Обновлено: 02.07.2024

Понятие правого развития выделяет из общей массы правовых изменений такие, которые связаны с обновлением правовой системы, с её внутренним и структурным изменением, превращением в принципиально новую правовую систему. При этом в случае правового развития речь идёт не о разовых, а о нарастающих, развёрнутых во времени поступательных качественных трансформациях правовой системы. Поэтому для характеристики того или иного социального процесса в качестве правового развития, как правило, требуется отследить довольно большие периоды времени, позволяющие выделить тенденции и закономерности, а также общую направленность происходящих правовых изменений.

Кумулятивный характер правового развития - накопление нововведений посредством последовательного проведения комплекса правовых реформ - необратимо уводит правовую систему от её исходного состояния, и последующие, в том числе конечные, состояния развивающейся правовой системы всегда качественно отличаются от исходных. В процессе правового развития последовательно сменяют друг друга этапы, фазы, ступени данного процесса, вследствие чего закономерно изменяется уровень организации и принципы функционирования правовой системы.

Под развитием в общефилософском смысле понимается процесс длительных, накапливающихся необратимых последовательных изменений сложных системных объектов в достаточно больших интервалах времени. Очевидно, что динамизм и способность к развитию являются одними из важнейших свойств правовой системы. Правовое развитие - это способность правовой системы изменять порядок своей организации и функционирования вследствие накопления существенных изменений, вводимых посредством проведения комплекса правовых реформ в соответствии с требованиями современности. Оно представляет собой цепочку определённых модификаций правовых средств, составляющих правовую систему, следствием которых являются качественные изменения в структуре и организации правовой системы, а, следовательно, в её функционировании.

Полагаем, позитивное развитие правовой системы не просто связано с прогрессом общества, с его поступательным, восходящим движением; оно способно быть инструментом, более того, прямым выражением социального прогресса, его гарантом. По мнению С.С. Алексеева, основные характеристики социального прогресса (организованность общественной жизни, степень свободы в обществе) и особенности права как инструмента, обеспечивающего организованность и социальную свободу, активность, ответственность, таковы, что в условиях цивилизации они как бы созданы друг для друга. Поэтому социальный прогресс во многом раскрывается через правовую систему, находит в ней непосредственное, естественное выражение.

Регресс правовой системы (regressus (лат.) - обратное движение) - тип развития, для которого характерны переход от высшего к низшему, процессы деградации, понижения уровня организации, утраты способности к выполнению тех или иных функций; включает также моменты застоя, возврата к изжившим себя формам и структурам. Представляется очевидным, что прогресс и регресс не могут быть одновременными характеристиками всей правовой системы государства в целом, при этом одномоментное прогрессивное и регрессивное развитие отдельных правовых средств внутри правовой системы вполне может иметь место.

Прогрессивное развитие правовой системы - это такое развитие правовых средств, которое способствует более эффективному регулированию общественных отношений, в то время как регресс в развитии правовой системы обозначает диаметрально противоположную тенденцию. Развитие правовой системы - сложный, диалектичный, многогранный процесс, который, безусловно, характеризуется определённой противоречивостью. Некоторые правовые средства развиваются быстрее прочих (например, система права и система законодательства), другие, деградируя, тормозят развитие правовой системы в целом (например, негативные тенденции в развитии правовой культуры и правосознания современного российского общества). В то же время можно выделить элементы, деградация которых, напротив, ускоряет процесс развития правовой системы, направляя его по пути правового прогресса (речь идёт, например, о кризисе и дальнейшем распаде социалистической государственной идеологии в советской правовой системе).

В современной юридической, философской и социологической литературе принято различать два основных способа развития правовой материи - эволюционный и революционный.

Эволюция - (evolutio (лат.) - развёртывание) в широком смысле -представления об изменениях в обществе и природе, их направленности, порядке, закономерностях; определённое состояние какой-либо системы. Рассматривается как результат более или менее длительных изменений её предшествующего состояния. В более узком смысле - представления о медленных, постепенных количественных изменениях в отличие от революции. Диалектический материализм рассматривает эволюцию и революцию как взаимообусловленные стороны развития, выступая против абсолютизации какой-либо одной из них. С точки зрения А.Ю. Барсукова, обзор юридической литературы позволяет сделать вывод, что эволюция правовой системы -это форма правового прогресса, обладающая специфическими признаками непрерывности, последовательности правового развития в естественно историческом русле.

Революция - (revolutio (лат.) - переворот, скачок) диаметрально противоположный эволюции способ правового развития, представляющий собой резкое кардинальное преобразование правовой действительности, перевод её в новое качественное состояние путём тотального отрицания и реорганизации системообразующих основ существующей правовой системы. Как правило, революционное развитие правовой системы является следствием глобальных социальных потрясений - социально-политических переворотов, путчей, войн и других катастроф и катаклизмов.

Безусловно, в эволюции правовой системы также присутствуют процессы регрессионного характера, однако, во-первых, такие процессы характерны лишь для отдельных правовых средств, составляющих правовую систему, и ни в коем случае не для всей правовой системы в целом. Во-вторых, масштабы, актуальность и острота правового регресса и деградации во время революционного правового развития несравнимо шире тех же процессов, протекающих в условиях эволюции правовой системы.

Исторический опыт развития человечества объективно свидетельствует о неоправданной болезненности, а порой о недолговечности и ошибочности революционных преобразований политико-правовой действительности государства. Речь идёт, например, об Английской буржуазной революции XVII века, ознаменовавшей низложение монархии, казнь короля Карла I Стюарта и провозглашение Лордом-протектором Оливера Кромвеля. Имевшая широчайший резонанс, повлекшая многочисленные неоправданные жертвы среди населения и нанесшая катастрофический удар по экономике страны революция завершилась упразднением протектората и восстановлением династии Стюартов. Показателен в этом же аспекте опыт бурной революционной эпохи, которую пережила на исходе XVIII века Франция. Начавшиеся коренные социалистические преобразования якобинцев, сопряжённые с жесточайшим террором, политическими репрессиями и расцветом правового нигилизма, завершились сначала утверждением империи Наполеона (что, по сути, стало возвратом к абсолютной монархии), а затем восстановлением династии Бурбонов. Тем не менее, несмотря на реставрацию, казалось бы, безвозвратно уничтоженных монархических династий, революции в Англии и во Франции внесли кардинальные коррективы в дальнейшую политическую жизнь общества, предвосхитили наступление в этих государствах новой правовой эпохи, а также вступление других стран Европы в новую фазу государственно-правового развития.

Внимания исследователя заслуживает также и опыт государств, формирование правовых систем которых происходило по пути естественно исторической эволюции государственно-правового устройства. К таковым, на наш взгляд, необходимо отнести в первую очередь правовые системы Италии и Германии. Формирование правовых систем этих государств, являющихся родоначальниками романо-германской правовой семьи, исторически основываясь на принципах римского права, происходило на территории эпицентра борьбы науки и просвещения с теологическим контролем юриспруденции. Эволюция правовых систем Италии и Германии шла в ногу с расцветом европейской науки, а также немецкой классической философии, оказавшей немалое влияние на развитие мировой государственно-правовой мысли.

Справедливости ради, необходимо отметить, что и в развитии правовых систем Италии и Германии также не обошлось без революций. В первую очередь, речь идёт об установленных в первой половине XX века в этих государствах фашистских политико-правовых режимов под руководством Бенито Муссолини и Адольфа Гитлера. Итало-германский фашизм был и остаётся наиболее агрессивной формой национал-социалистической идеологии в истории человечества. Он, безусловно, нанёс непоправимый урон эволюции романо-германского права и существенно замедлил прогрессивное развитие правовых систем не только Италии, Германии и других стран Европы, но и, в той или иной степени, всех государств мирового сообщества, так как привёл к разжиганию самой страшной и кровопролитной войны в истории человечества. Однако, на наш взгляд, очевидно, что установление фашистского режима в Италии и Германии не является следствием естественной эволюции правовой системы, а история его формирования, свидетельствуя о недолговечности и нежизнеспособности политико-правовых преобразований в духе национал-социализма, подтверждает тезис о неоправданности революционного вмешательства в политико-правовое развитие государства.

Подводя итог исследованию особенностей эволюционного и революционного способов развития правовой системы, необходимо сделать закономерный, как представляется, вывод. На наш взгляд, для формирования правовой системы современного Российского государства более предпочтителен путь эволюции, чем революции. Революционные политико-правовые преобразования неизбежно связаны с многочисленными человеческими жертвами, деградацией культуры общества, экономическим спадом и реальной угрозой террора, в то время как эволюции правовой системы государства, как правило, сопутствуют тенденции социального и правового прогресса. История формирования и развития романо-германской правовой семьи свидетельствует, что наиболее долговечные, эффективно функционирующие правовые системы формируются вследствие естественноисторического генезиса объективной правовой реальности по пути эволюции, когда последовательно, шаг за шагом проводятся в жизнь юридические нововведения посредством осуществления правовых реформ в соответствии с изменениями требований современности.

Таким образом, на наш взгляд, очевидно, что Российское государственно-правовое строительство должно двигаться по пути эволюции правовой системы, характерному для члена романо-германской правовой семьи. Безусловно, такой тип правового развития является затяжным и требует длительной и кропотливой работы правотворческих, правоприменительных и других государственных органов, а также участия всего российского общества в целом и каждого индивида в отдельности. Однако путь эволюции правовой системы представляется наиболее приемлемым для современного российского государственно-правового строительства, так как позволяет обойтись без крайне негативных политических, экономических и других социальных последствий, характерных для революционного развития правовой системы.

Задание 2.
Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Последовательность стадий жизни человека, при которой детство сменяется юностью, юность – зрелостью, а затем наступает старость, биологически обусловлена.
2) Становление человека как личности связано с приобретением социальных черт и качеств.
3) Человек наследует моральные нормы.
4) Влияние генетических факторов на развитие способностей человека служит выражением его социальной сущности.
5) Природная предрасположенность человека к тем или иным видам деятельности проявляется в социальных обстоятельствах.

А) наблюдение
Б) эксперимент
В) описание объекта
Г) объяснение существующих взаимосвязей
Д) формулирование закономерностей

Задание 4.
Один из телевизионных каналов снял многосерийный фильм о жизни нескольких поколений одной семьи. Что из перечисленного позволяет отнести этот сериал к произведениям массовой культуры? Запишите цифры, под которыми указаны признаки произведений массовой культуры.
1) ориентация на вкусы и запросы узкого круга знатоков и ценителей
2) использование в фильме народной музыки и эпических сюжетов
3) расчёт на усреднённый потребительский вкус
4) пропаганда традиционных семейных ценностей, понятных большинству зрителей
5) реализация создателями фильма в полной мере своих потребностей в самовыражении, высказывании взглядов, не разделяемых большинством
6) позиционирование фильма как продукта для отдыха и развлечения

Задание 5.
Выберите верные суждения о финансовых институтах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Коммерческие банки занимаются производством материальных благ, торговлей и страхованием имущества.
2) Паевые инвестиционные фонды объединяют средства для совместного приобретения активов и раздела связанных с этим рисков, прибыли или убытков.
3) Целью деятельности Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля.
4) Банк России осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп.
5) Коммерческие банки осуществляют эмиссию денег.

Задание 8.
Выберите верные суждения о социальной стратификации и социальной мобильности и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Горизонтальная мобильность предполагает переход в социальную группу, находящуюся на другой ступени социальной иерархии.
2) Личные качества человека выступают критерием социальной стратификации современного общества.
3) Один из критериев дифференциации социальных групп – доход.
4) Социологи различают индивидуальную и групповую мобильность.
5) Одним из критериев социальной стратификации общества является доступ к власти.

Задание 10.
Выберите верные суждения о политическом лидерстве и запишите цифры,
под которыми они указаны.
1) К харизматическому типу политического лидерства относятся лидеры, наделённые, по мнению других людей, особыми выдающимися качествами.
2) Авторитарный стиль характеризуется тем, что лидер, выполняя свои функции, всегда учитывает мнения ведомых, развивает их творческое отношение к делу.
3) По способу легитимации власти различают легальный (рационально-легальный), традиционный и харизматический типы лидерства.
4) Политическое лидерство – это устойчивое, приоритетное и легитимное влияние одного или нескольких лиц, осуществляющих властные функции, на общество.
5) Любой политический лидер обязательно является лидером партии.

Задание 11.
В демократическом государстве Z в ходе реформы избирательной системы выборов в парламент был осуществлён переход от пропорциональной избирательной системы к мажоритарной.
Что из перечисленного осталось неизменным в ходе этой избирательной реформы? Запишите соответствующие цифры.
1) зависимость количества депутатских мандатов, полученных партией, от количества голосов избирателей
2) свободное и добровольное участие граждан в выборах
3) наличие этапа предвыборной агитации
4) возможность выдвижения независимых беспартийных кандидатов
5) процедура тайного голосования
6) голосование по одномандатным округам

Задание 12.
Какие из перечисленных позиций относятся к основам конституционного строя Российской Федерации? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) единство экономического пространства
2) наличие официальной идеологии
3) правовое государство
4) приоритет судебной власти
5) светское государство



Задание 14.
Выберите верные суждения о правоохранительных органах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Одна из функций правоохранительных органов – укрепление законности и правопорядка.
2) Единая централизованная система федеральных органов, осуществляющих надзор за точным и единообразным исполнением
законов, называется адвокатура.
3) Правоохранительные органы могут принимать соответствующие законы.
4) На полицию возложены задачи выявления и расследования преступлений.
5) В ходе судебного производства по уголовному делу прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность.


Задание 15.
Установите соответствие между примерами и мерами юридической ответственности в Российской Федерации: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) предупреждение
Б) лишение свободы на определённый срок
В) взыскание неустойки
Г) возмещение убытков
Д) дисквалификация



Задание 16.
Александр, совершеннолетний дееспособный гражданин государства Z, решил стать гражданином Российской Федерации.
При каких условиях Александр может подать заявление о приёме в гражданство Российской Федерации в общем порядке? Запишите цифры, под которыми указаны эти условия.
1) наличие законного источника средств к существованию
2) обязательство соблюдать Конституцию РФ и законодательство России
3) наличие документа о профессиональном образовании
4) владение русским языком
5) наличие родственных связей в Российской Федерации
6) наличие собственности на территории России

Право представляет собой систему, которая состоит из целого ряда элементов. К таким элементам относятся отрасли права, а также правовые нормы.

Отношения между государством и правом в действительности очень сложные. Так, деятельность государства в нормальном случае ограничивается правом. При таком положении право является набором норм, действительным не только для людей, но и для государства как субъекта общественной жизни. Другими словами, государство, как и обычные граждане, может иметь права и обязанности, а если оно нарушает нормы, то должно нести ответственность.

В то же время между государством и правом возможны и противоположные отношения, когда государство оказывается выше права. Такое положение достаточно опасно, так как может стать причиной произвола по отношению к гражданам со стороны государства. По крайней мере, отказ государства действовать в соответствии с юридическими нормами практически всегда приводит к негативным последствиям, так как большинство граждан начинает осознавать, что государство не действует в соответствии с установленными им же самим нормами.

Фактически между государством и правом одновременно имеют место оба типа отношений. По крайней мере, именно государству принадлежит право последнего голоса при принятии того или иного закона, следовательно, право является продуктом в том числе и государственной деятельности. Обычно после того, как закон был принят, государство подчиняется ему и начинает действовать в соответствии с ним. А это уже означает, что право превалирует над государством. В нормальном случае государство не может отменить ту или иную правовую норму, не прибегая к достаточно сложным процедурам, опять-таки установленным законодательно, то есть не может изменять правовые нормы произвольно.

С другой стороны, отношения между государством и правом нельзя рассматривать только как антагонистические. В действительности они могут иметь и взаимодополняющий характер. Государство устанавливает правовые нормы, обеспечивает их выполнение.

(С.И. Самыгин)

Задание 17.
Как в тексте охарактеризовано положение государства как субъекта общественной жизни? (Выпишите соответствующее предложение из текста.)
Какая ситуация, по мнению автора, может стать причиной произвола по отношению к гражданам со стороны государства? Что позволяет автору рассматривать право как продукт государственной деятельности?

правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос, например: государство, как и обычные
граждане, может иметь права и обязанности, а если оно нарушает
нормы, то должно нести ответственность;
2) ответ на второй вопрос, например: когда государство
оказывается выше права ИЛИ отказ государства действовать
в соответствии с юридическими нормами ИЛИ государство
не действует в соответствии с установленными им же самим
нормами;
3) ответ на третий вопрос, например: именно государству
принадлежит право последнего голоса при принятии того или
иного закона ИЛИ государство устанавливает правовые нормы,
обеспечивает их выполнение.
Элементы ответа могут быть представлены как в форме цитат,
так и в форме сжатого воспроизведения основных идей
соответствующих фрагментов текста

В правильном ответе должно быть приведено объяснение,
например: государство – обладающая суверенитетом на
определённой территории организация политической власти,
осуществляющая управление обществом и обеспечивающая в нём
порядок и стабильность.
Может быть дано другое объяснение смысла понятия




Задание 19.
Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, проиллюстрируйте примерами действия, регулируемые тремя различными отраслями российского права.
(В каждом случае сначала приведите пример, затем укажите отрасль. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

В правильном ответе могут быть следующие примеры и отрасли:
1) совершеннолетний гражданин Сергей Петров принял участие
в выборах в качестве кандидата в муниципальное собрание
(конституционное право);
2) 16-летний гражданин Макар Иванов прошёл предварительный
медицинский осмотр при заключении трудового договора
(трудовое право);
3) Лидия и Олег заключили брак (семейное право).
Могут быть приведены другие примеры, иллюстрирующие
действия, регулируемые другими отраслями права.
Засчитываются только примеры, сформулированные развёрнуто
(отдельные слова и словосочетания не засчитываются в качестве
примеров)


Задание 20.
Используя обществоведческие знания, сформулируйте три суждения о роли права в жизни государства.
(Каждое суждение должно быть сформулировано как распространённое предложение.)

В правильном ответе могут быть следующие суждения:
1) право закрепляет форму государственного устройства,
политический режим и форму правления определённого
государства;
2) право определяет компетенцию государственных органов
и компетенцию должностных лиц, которые представляют
государственные органы;
3) право защищает граждан от произвола со стороны государства;
4) посредством права осуществляется государственная
правотворческая деятельность, которая, в свою очередь, определяет
потребность в регламентации (юридического характера)
определённых отношений. Таким образом, при помощи
правотворческой деятельности государства создаются законы,
указы и иные рациональные юридические формы;
5) право регламентирует государственную деятельность: придаёт
ей юридическую форму и вводит её в рамки юридических
требований;
6) право упорядочивает жизнь общества, определяет границы
дозволенного, делает поведение граждан более предсказуемым.
Могут быть приведены другие суждения в соответствии
с требованием задания.
Засчитываются только суждения, сформулированные как
распространённые предложения (отдельные слова
и словосочетания не засчитываются в качестве суждений)

В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос: равновесная цена уменьшилась;
2) ответ на второй вопрос (одно обстоятельство (фактор)
с объяснением влияния), например: благодаря внедрению новых
высокопроизводительных технологий сократилось время
производства одного автомобиля, что позволило увеличить
количество произведённых автомобилей;
(Может быть названо и объяснено другое обстоятельство / другой
фактор.)
Засчитывается только объяснение, данное применительно
к рынку, указанному в тексте задания.
Ответ на второй вопрос засчитывается только при правильном
указании обстоятельства/фактора и объяснения).
3) ответ на третий вопрос: рост доходов населения приведёт
к увеличению спроса и увеличению равновесной цены.
(Ответ на третий вопрос засчитывается только при правильном
указании изменения спроса и равновесной цены.)
Элементы ответа могут быть представлены в других формулировках

Задание 22.
В стране Z основные процессы производства и управления компьютеризированы, активно развиваются наукоёмкие производства и средства коммуникации. В структуре экономики высока доля сферы услуг.
Основой экономики являются частная собственность и частная хозяйственная инициатива. Доля государственного сектора в экономике страны незначительна.
В период с 2013 по 2018 г. наметился рост популярности дистанционного обучения, в школах страны Z на 25% увеличилось количество занятий с использованием интернет-технологий. В среднем доля учеников, имеющих доступ к видеоурокам, методическим материалам, выросла в 2,5 раза.
Социологические опросы позволили установить, что в Z преобладают семьи демократического типа.
К какому типу относится общество страны Z? Каков тип экономической системы страны Z? Какую тенденцию развития образования иллюстрируют приведённые данные? Какие черты характеризуют семью демократического типа? (Приведите любые две характеристики.)

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос: Z относится к обществу
постиндустриального/информационного типа;
2) ответ на второй вопрос: рыночная;
3) ответ на третий вопрос: информатизация/компьютеризация
образования;
4) ответ на четвёртый вопрос (две характеристики), например:
– муж и жена обладают в семье равными статусами (являются
равноправными партнёрами);
– все виды домашних работ выполняются супругами
взаимозаменяемо (нет чёткого распределения домашних
обязанностей по гендерному признаку);
– решения по семейным вопросам принимаются совместно.
(Могут быть приведены другие характеристики.
Ответ на четвёртый вопрос засчитывается только при
правильном указании двух или более характеристик.)
Ответы на вопросы могут быть даны в других формулировках,
не искажающих смысла соответствующих элементов ответа



Задание 23.
Конституцию Российской Федерации называют социально-ценностной конституцией.
На основе положений Конституции Российской Федерации приведите три подтверждения этой характеристики.
(Каждое подтверждение должно быть сформулировано как распространённое предложение с опорой на конкретное положение Конституции Российской Федерации.
Обратите внимание на то, что правильное выполнение задания не требует указания в ответе номеров соответствующих статей Конституции РФ и дословного воспроизведения их содержания.)

Могут быть приведены такие подтверждения:
1) в Конституции Российской Федерации утверждается ценность
прав и свобод человека, гражданского мира и согласия;
2) в Конституции закреплены социальные ценности исторической
памяти, патриотизма, детства и семьи;
3) в Конституции закреплена ценность российской культуры,
разнообразия культур народов России;
4) в Конституции закреплён социальный характер Российского
государства.
Могут быть приведены другие подтверждения в соответствии
с требованием задания.
Засчитываются только подтверждения, сформулированные как
распространённые предложения (отдельные слова
и словосочетания не засчитываются в качестве подтверждений)
с опорой на конкретное положение Конституции Российской
Федерации.
Не требуется указания в ответе номеров соответствующих
статей Конституции и дословного воспроизведения их
содержания!

Один из вариантов плана раскрытия данной темы
1. Понятие политической партии.
2. Особенности политических партий как общественных
организаций:
а) наличие программы;
б) наличие устава;
в) наличие организационной структуры;
г) наличие партийного аппарата и др.
3. Функции политических партий в демократическом обществе:
а) представительство интересов большинства социальных групп;
б) политическая социализация;
в) участие в выборах (электоральная функция) и др.

4. Классификации политических партий:
а) по идеологическому признаку (либеральные, консервативные,
социалистические и т.п.);
б) по организационному признаку (массовые, кадровые);
в) по отношению к проводимой политике (правящие,
оппозиционные);
г) по отношению к закону (легальные, нелегальные).
5. Типы партийных систем:
а) однопартийная система;
б) двухпартийная система;
в) многопартийная система и её разновидности.
6. Политические партии в современной России.
Возможны другое количество и (или) иные корректные
формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть
представлены в назывной, вопросной или смешанной формах



Задание 25.
Обоснуйте необходимость политического многообразия, многопартийности в демократическом обществе. (Обоснование может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Какие политические партии действуют в Российской Федерации? (Назовите любые три партии.) Для каждой из них приведите по одному примеру, иллюстрирующему реализацию любой функции политической партии в жизни общества и государства. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. В совокупности примеры должны иллюстрировать три различные функции.)

– обычай понимается юристами как неписаный источник права, который формировался в древности и постепенно стал привычным в поведении людей.

Указаны признаки правового обычая:

1) самая древняя форма права;

2) формировалась на протяжении веков;

3) закрепляется в актах государства и обеспечивается силой государственного принуждения.

Данные признаки могут быть приведены в иных близких по смыслу формулировках.

Приведено толкование, указаны три признака.

Приведено толкование, указаны один-два признака, ИЛИ толкование не приведено, но указаны два-три признака.

Назван один признак ИЛИ ответ неверный.

Максимальный балл

Какие причины формирования правовых обычаев указывает автор? Приведите на основании текста две причины.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

В ответе должны быть указаны следующие причины:

1) Закон не может предусмотреть все нюансы человеческих взаимоотношений;

2) Практика намного богаче тех юридических правил, которые ее регулируют.

Данные причины могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.

Указаны две причины.

Указана одна причина.

Максимальный балл

Приведите три конкретных примера современных правовых обычаев с опорой на текст и знание курса.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Правильный ответ может содержать следующие позиции:

1) практика организации переговоров между крупными бизнесменами, предпринимателями, заключение между ними договоренностей;

2) соблюдение правил дипломатического протокола при приеме делегаций, ведении переговоров с иностранными державами;

3) соблюдение обычаев и традиций в трудовых коллективах;

4) сохранение правовых обычаев в жизни малых этносов.

Могут быть приведены и другие примеры.

Приведены три примера.

Приведены два примера.

Приведен один пример.

Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания ИЛИ ответ неверный.

Максимальный балл

Текст 2. Ключевский о праве.

Какую особенность правовой культуры россиян отмечает автор?

Приведите две причины возникновения подобного явления.

Поясните его опасность для процесса становления правового государства (приведите два пояснения).

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) указана особенность правовой культуры, например:

- в качестве особенной черты российской правовой культуры автор указывает правовой нигилизм, непризнание ценности права в широком народном сознании.

2) приведены две причины, объясняющие возникновение данного явления, например:

- несоблюдение законов правящими верхами, которые руководствовались только собственной волей и произволом, самим источником закона являлась воля самодержца;

- отлучение народа от какого-либо участия в принятии политических решении, в управлении страной;

- отсутствие конституционных документов, представление волеизъявления царя как проявления божьей воли и отеческого наставления.

3) даны пояснения опасности правового нигилизма, допустим:

- неверие народа в силу и влиятельность права неизбежно будет порождать неправомерное поведение, неуважение к государственной власти;

- усиление отчуждения народа от власти, когда люди будут надеяться только и исключительно на себя, а не законность, справедливый суд, справедливую власть;

- пренебрежение законностью и со стороны властей, подобное государство не сможет сформировать у себя демократические институты и ценности, а следовательно, окажется на обочине истории, не сможет быть лидером в современном мире.

Могут быть приведены другие причины и пояснения.

Указана особенность, приведены две причины, даны два пояснения.

Указана особенность, приведены две причины, дано одно пояснение ИЛИ указана особенность, приведена одна причина, даны два пояснения ИЛИ указана особенность, приведена одна причина, дано одно пояснение.

Указана особенность, приведена одна причина, ИЛИ указана особенность, дано одно пояснение.

Указана особенность, ИЛИ приведена одна причина, ИЛИ дано одно пояснение. Ответ неверный.

Политическая культура — составная часть общей культуры человечества, включающая в себя элементы духовной сферы, которые связаны с уровнем и характером общезначимых политических знаний, оценок и действий граждан, обусловленных политическим опытом предшествующих поколений и воспроизводством их в ходе текущей политической жизни.

Политическая культура позволяет выявить глубинные причины специфики политического поведения различных социальных общностей и личностей при близких условиях их существования.

Политическая культура — это психология нации в отношении политики. Понятия “политическая культура” и “общественное мнение” частично совпадают — и то и другое включает отношение к политике. Но политическая культура направлена на фиксирование основных, общих представлений о политике и правительстве. Общественное же мнение сконцентрировано на отношении к руководите. лям и политическим действиям. Исследование общественного мнения редко выходит за рамки накопления данных, тогда как исследователи политической культуры могут использовать историю и литературу для понимания внутренних процессов отдельной страны. Политическая культура связана с политической идеологией. Идеология определяет цели политики, а политическая культура — способы реализации и достижения этих целей. Неотъемлемой частью политической культуры того или иного народа являются политические символы, а также система ценностей как критерий в первую очередь желательной формы политического действия, желательного типа политической системы. Политическая культура не только позволяет объяснить поведение и политические позиции людей, но и регулирует способы их поведения (например, будет конфликт разрешаться насильственно или мирно — это прямо зависит от политической культуры населения конкретной страны).

Вхождение в политическую культуру — это процесс развития, посредством которого прививаются общепринятые взгляды и ценности и обеспечивается политическая социализация. Это непрерывный и продолжающийся всю жизнь процесс, являющийся частью условий жизни и обучения каждого индивида как члена той культуры, в которой он рожден. И он не обязательно требует целенаправленной деятельности правительственных ведомств. Агентами политической социализации являются семья, школа, группа равных, средства массовой информации.
( Г.Н. Семенов)


21.Частью какого компонента общей культуры является культура политическая? Укажите две функции политической культуры, отмеченные в тексте.
22. В тексте используется понятие “общественное мнение”. Объясните его смысл. По каким линиям автор проводит сравнение политической культуры и общественного мнения? Укажите две линии.

23. Автор отмечает влияние СМИ на формирование политической культуры личности. Используя обществоведческие знания, собственный социальный опыт, назовите три возможных направления такого влияния и конкретизируйте их.
24. Какое различие в роли идеологии и политической культуры приводится в тексте? Используя обществоведческие знания, раскройте два иных любых различия.

Ответ: Для выполнения заданий 21-24 необходимо внимательно прочитать текст.

Законодательно установленная для выборов парламента или иного органа избирательная система влияет не только на персональный и партийный его состав: все этапы избирательного процесса, начиная от выдвижения кандидатов, в немалой степени также зависят от того, каков метод определения итогов голосования. Не только выборы, но и другие важные аспекты политической жизни страны (региона) находятся под определенным (подчас весьма сильным) воздействием существующей модели избирательной системы: функционирование партий и партийная система в целом; деятельность парламента, ее формы, результаты и эффективность; стабильность правительства и всего механизма исполнительной власти и др. Одни типы избирательной системы могут поощрять развитие партий и многопартийной борьбы, другие — создавать особо благоприятные условия для становления двухпартийной системы; некоторые более выгодны для крупных, другие — для мелких партий и группировок; отдельные ее модели содействуют укреплению и централизации партий, иные, наоборот, стимулируют внутрипартийную борьбу. Хотя детальные правила в данной области закрепляются обычно в текущем законодательстве, основы избирательной системы наряду с принципами избирательного права в качестве основополагающих норм правовой системы страны закрепляются в ее конституции.

Общество по своей структуре неоднородно. В нем существуют различные социальные группы и слои, каждый из которых имеет свои особые политические взгляды и интересы, обладает собственным видением проблем и путей их решения в масштабах всей страны или отдельной его части. Эта палитра взглядов и мнений отражается в различии программ партий и кандидатов, выступающих на выборах под разными, часто взаимоисключающими лозунгами. Следовательно, определяя порядок формирования “народного представительства”, необходимо стремиться, чтобы в нем были представлены все основные политические силы общества. В основу пропорциональной избирательной системы положен принциц пропорционального представительства в законодательном органе различных существующих в обществе политических взглядов, течений и выражающих их партий. Не должно существовать так называемых “пропавших голосов”: группы и слои избирателей, поддержавшие на выборах партию или кандидата, не получившего большинства в масштабе избирательного округа или всей страны (региона), должны тем не менее располагать своими представителями в законодательном органе, которые будут отражать их потребности и интересы. Не только большинство, но и меньшинство (меньшинства) имеет право быть представленным в парламенте. Каждая партия, выставившая список кандидатов, должна получить в парламенте такую же долю мест, которая соответствует доле голосов, поданных за нее на всеобщих выборах: отсюда другое распространенное название данной системы — система партийных списков.

В “чистом” виде содержание пропорциональной избирательной системы заключается в следующем. Вся страна (или ее территориальная единица, на территории которой будет функционировать соответствующий представительный орган: субъект федерации, город, район и т. д.) превращается в единый многомандатный избирательный округ, от которого будет избран весь состав парламента, местного совета и т. д. Каждая партия составляет список кандидатов, который может быть больше или меньше в зависимости от того, сколько она рассчитывает получить голосов. Избиратель на выборах обладает одним голосом, но этот голос подается не за конкретных кандидатов, а за список партии в целом. Далее, исходя из итогов голосования, партия получает такую же долю (процент) мест в парламенте, какую долю (процент) голосов она получила на выборах. Во многих странах, где действует пропорциональная система, вводится так называемый заградительный пункт (барьер) — выраженное обычно в процентном отношении число голосов, которое необходимо получить партии для получения права участвовать в распределении парламентских мандатов.
(А.О. Четвериков)


21. Укажите четыре аспекта политической жизни страны, на которые оказывает влияние избирательная система. В каком документе закрепляются основы избирательной системы?

22. В тексте используется понятие “избирательная система”. Объясните его смысл. Приведите две упомянутые в тексте черты, характеризующие пропорциональную избирательную систему.

23. Какой этап избирательного процесса упомянут в тексте? Используя обществоведческие знания, назовите любые другие три этапа этого процесса.

24. Политологи спорят об эффективности пропорциональной избирательной системы. Опираясь на обществоведческие знания, используя текст, покажите два преимущества и один недостаток этой системы.


№21 1) четыре аспекта политической жизни страны:
— сами выборы;
— функционирование партий и партийной системы;
— деятельность парламента;
— стабильность правительства;
2) назван документ, в котором закрепляются основы избирательной системы - конституция страны
№22 1) смысл понятия, например: избирательная система характеризует порядок выборов в органы власти и должностных лиц, а также порядок определения результатов голосования;
2) две черты пропорциональной избирательной системы:
— создание единого одномандатного избирательного округа;
— голосование по партийным спискам.
№23 1) этап избирательного процесса: выдвижение кандидатов;
2) другие три этапа, например:
— предвыборная агитация;
— голосование на избирательных участках;
— подведение итогов голосования.
№24 1) два преимущества пропорциональной избирательной системы, например:
— более полный учет различных политических сил в стране;
— при доминировании крупных партий обеспечивается стабильность политической жизни;
2) один недостаток, например: персональный состав политиков, включаемых в партийные списки, за исключением партийных лидеров, неизвестен избирателю.

Ответ: Для выполнения заданий 21-24 необходимо внимательно прочитать текст.

Политический процесс представляет собой развертывание политики во времени и в пространстве в виде упорядоченной последовательности единичных действий и взаимодействий, которую связывает определенная логика или смысл. В качестве примера политического процесса можно привести всю ту совокупность взаимодейсrrвий, которая связана с выборами. В ходе избирательной кампании происходит действие и взаимодействие политических акторов (избирателей, политических партий и т. д.). В электоральном процессе также воспроизводятся (или создаются) политические институты (институт выборов, избирательная система и др.). Можно обнаружить также и различные смыслы электорального процесса. Так, для стран современной развитой демократии он заключается в реализации принципа народного суверенитета, выборности и сменяемости органов власти в результате выборов, а также в выборе политических курсов, предлагаемых, например, правящими или оппозиционными партиями.

Политический процесс является динамической характеристикой политики. Поэтому можно утверждать, что формами существования политического процесса являются политические изменения и политическое развитие.

Политическое изменение — процесс появления нового качества в способе и характере взаимодействия между политическими субъектами, между политической системой и внешней средой. Политическое развитие — процесс накопления качественных изменений политики, будь это фазы самого политического процесса или состояния институтов или даже политических систем.

Политические процессы отличаются друг от друга по масштабам, длительности, акторам, характеру взаимодействия между акторами и т. п. Исходя из разномасштабности политических процессов, можно выделить несколько их разновидностей. Это прежде всего повседневные политические процессы (“мелкие” акторы и единицы измерения), которые связаны, в первую очередь, с непосредственными взаимодействиями индивидуальных, групповых и частично институциональных акторов. В качестве примера можно привести законодательный процесс в каком-либо парламенте.

Другим типом политического процесса является исторический политический процесс (более крупные акторы — в основном социальные группы и социальные институты). Это процессы, связанные с совершением какого-либо исторического события. Так, политическая революция, может быть представлена как процесс подобного рода. В качестве такого же исторического процесса может рассматриваться возникновение и развитие какой-нибудь политической партии.

Наконец, это эволюционные политические процессы, которые характеризуются участием (“крупных” акторов (институтов, политической системы), а также поддаются измерению с помощью крупномасштабных временных единиц. Такими процессами может быть, например, процесс превращения полиса в имперскую столицу, или модернизация политической системы в результате череды политических реформ, или переход к демократии в результате демонтажа авторитарного правления, проведения учредительных выборов, а затем их закреп.ления в череде регулярных соревновательных выборов.
(Е.Ю. Мелешкина)


21. Чем политическое изменение отличается, по мнению автора, от политического развития? В тексте говорится о разномасштабных политических процессах. Какие виды политических процессов отражают данный подход классификации? Какие акторы участвуют в среднемасштабном политическом процессе?

22. Какой пример к определению политического процесса приводит автор? Назовите три стороны (аспекта) проявления политического процесса, используя пример из текста.

23. Автор называет “мелких” и “крупных” политических акторов. Опираясь на текст, обществоведческие знания и социальные факты, укажите двух политических акторов каждого вида и приведите по два примера участия каждого из них в политическом процессе (сначала укажите актора, а затем приведите два примера).
24. Используя текст, обществоведческие знания и социальные факты, поясните, как в процессе модернизации политической системы в результате череды политических реформ проявляются и взаимодействуют политическое изменение и политическое развитие (приведите три пояснения).


№21 1) политическое изменение — процесс появления нового качества в способе и характере взаимодействия между политическими субъектами, между политической системой и внешней средой, а политическое развитие — процесс накопления качественных изменений политики;
2) виды процессов:
— повседневные политические процессы;
— исторический политический процесс / процессы, связанные с совершением какого-либо исторического события;
— эволюционные политические процессы;
3) акторы: социальные группы и социальные институты.
№22 1) ответ на первый вопрос: избирательная кампания/ совокупность взаимодействий, которая связана с выборами / электоральный процесс;
2) три стороны (аспекта):
— действие и взаимодействие политических акторов;
— воспроизведение или создание политических институтов;
— определенная логика или смысл.
№23 1) гражданин:
— гражданин Петров проголосовал на выборах депутатов Государственной Думы;
— гражданин Петров принял участие в митинге против коррупции;
2) политическая партия:
— революцию 1917 г. возглавила партия большевиков;
— четыре партии РФ создали фракции в Государственной Думе.
№24 Правильный ответ должен содержать три пояснения, например:
1) каждая политическая реформа меняет политическую ситуацию в стране, привлекает к участию в политической жизни новых акторов, вследствие чего происходят политические изменения;
2) последовательность политических реформ свидетельствует о накоплении изменений, то есть о политическом развитии;
3) политическое изменение и политическое развитие в процессе реформирования общества через цепочку реформ непосредственно связаны между собой.

Ответ: Для выполнения заданий 21-24 необходимо внимательно прочитать текст.

Предлагаю рассмотреть основные направления в развитии русской культуры, выявить особенности культурного развития на отдельных этапах.

Мир культуры Древней Руси

Культурное ядро Древней Руси сформировалось в то время, когда после падения древнего мира создавались основы средневековой Европы. Россия была частью варварского мира . Место и время возникновения древнерусской культуры определялось рядом особенностей, повлиявших на формирование менталитета и определивших его характер.

Организационным началом для древнерусской культуры стало принятие христианства в форме византийского православия.

Русская культура XIII – XVII вв

В исторической литературе рубежа XV-XVI вв. укрепляются рационалистические взгляды на исторические события. Расширились не только исторические, но и географические знания людей.

Расширились не только исторические, но и географические знания людей. Афанасий Никитин Хождение за три моря. Источник Яндекс. Картинки.

Расширились не только исторические, но и географические знания людей. Афанасий Никитин Хождение за три моря. Источник Яндекс. Картинки.

Русские мастера научились выполнять довольно сложные математические расчеты во время строительства зданий и были знакомы со свойствами основных строительных материалов. Блоки и другие механизмы использовались при строительстве зданий. В XIX веке во Владимире, Ростове, Суздале и других городах были восстановлены каменные соборы. В Москве были возведены белокаменные стены и башни Кремля, ряд соборов и монастырей. В ходе образования государства, сосредоточенного в Москве, начал зарождаться новый всероссийский стиль монументальной архитектуры. Этот стиль отличался творческим использованием архитектурных традиций древнерусских городов и в то же время обогащением их достижениями архитектуры европейского Ренессанса.

Становление национальной архитектуры сопровождалось подъемом русского изобразительного искусства. Этот подъем связан с именем великого русского художника Андрея Рублева.

В XVI в. некогда мощные культурные центры и школы перестали существовать. Это было результатом завершенного процесса объединения в одно государство. Москва, ставшая всероссийским культурным центром, собрала лучших мастеров из всех стран, чье творчество в условиях устоявшейся национальной самобытности дало мощный импульс развитию культуры во всех ее областях.

Книгопечатание стало важной вехой в развитии русской культуры . В середине XVI в. Иван Федоров организовал типографию в Кремле, которая затем была переведена на Никольскую улицу.

Культура России Нового времени (конец XVII-XVIII вв.)

В конце XVII века полоса петровских реформ, проникнутая пафосом секуляризации, разделила доселе единую русскую культуру на две: светскую и религиозную.

В общественном сознании произошли значительные изменения, связанные с новым пониманием человеческой личности, ценность которой определялась пользой, приносимой Отечеству.

Тенденция к демократизации - одна из особенностей русской культуры XVIII века. Преодолевая статичность, в русскую культуру XVIII века начал проникать принцип историзма.

Архитектурный облик как гражданских, так и религиозных зданий, основанных на системе заказов, значительно меняется. Для успешного решения задач в области градостроительства были приглашены иностранные архитекторы. Наибольшее влияние на развитие русской архитектуры оказали Ж.-Б. Леблон, Д. Трезини, М. Земцов и другие.

Этот период характеризуется появлением новых направлений в живописи, повышением интереса к личности человека, верой в его безграничные возможности. Это привело к активному развитию портретной живописи (А.М. Матвеев, И.И. Никитин и др.). Российская действительность петровской эпохи также отражена в графике.

В становлении национального самосознания, национальной культуры огромная роль принадлежала лучшим представителям дворянства, развивающейся интеллигенции.

Расцвет русской архитектуры и изобразительного искусства во второй половине XVIII века связан, во-первых, со зрелым владением принципами нового искусства, во-вторых, с обращением к древнерусской традиции с позиций нового искусства.

В итоге можно отметить, что одним из главных достижений второй половины XVIII в. стало утверждение материалистического мировоззрения, формирование которого повлияло на формирование светского, реалистического искусства. Русское искусство было проникнуто идеями гражданственности, патриотическим пафосом, чувством общественного долга.

Основные направления в развитии русской культуры XIX – начала XX вв

Восстание декабристов вызвало большой подъем социальной и философской мысли, его влияние на художественную культуру также было глубоким. А. Пушкин выразил в своем творчестве свою близость к идеям и духу декабризма. Одной из центральных тем социальной и философской мысли была тема будущего России. Эта тема дала начало двум важным течениям русской мысли - западничеству и славянофильству.

Ряды интеллигенции значительно выросли. Их духовные запросы вызвали рост в книгоиздательстве, увеличился тираж газет и журналов. Также события повлияли на развитие театра, живописи и других искусств.

В литературе и искусстве распространились различные тенденции – импрессионизм в живописи, модерн в архитектуре, символизм, футуризм, акмеизм и другие.

Русская литература первой половины века характеризуется быстрой сменой эстетических тенденций: классицизм XVIII века ненадолго сменяется сентиментализмом, уступающим место романтизму, а реализм заменяет его. Тема войны нашла широкий резонанс в поэзии. Творчество Державина, Карамзина, Пущина, Лермонтова и др. проникнуто чувством патриотизма.

Впоследствии русская литература обращается к внутреннему миру человека, его духовными качествами и проблемами, которые затрагивают каждого человека, независимо от того, к какому социальному слою он принадлежит. Вопросы морали всегда были в центре внимания самых выдающихся русских писателей.

В начале XX века Л. Н. Толстой, В. Г. Короленко, Д. Н. Мамин-Сибиряк, А. П. Чехов, продолжали традиции критического реализма XIX века, эти традиции сыграли писатели нового поколения (А. М. Горький, А. И. Куприн, И. А. Бунин). Но наряду с этой тенденцией, особенно в дореволюционное десятилетие и в основном в поэтической среде, существуют различные литературные кружки и объединения - символисты, акмеисты, футуристы и т. д. Заметно стремление отойти от традиционных эстетических норм и идей.

В первой половине XIX века классицизм, утвердившийся в России в конце XVIII века, долгое время сохранял свои позиции.

В XIX веке большое внимание уделялось изучению фольклора. Русские композиторы видели народную музыку источником вдохновения. В конце XIX века также отмечается повышенное внимание к оперной и камерной музыке.

В первой половине XIX века произошел постепенный переход от академизма, основой которого стала Имперская академия художеств. Решающий поворот русской живописи к реализму представлен в творчестве П. А. Федотова. Во второй половине XIX в. критический реализм уже занял господствующее положение в русской живописи.

В конце XIX века в русской живописи возникли новые модернистские тенденции, создавшие свои собственные творческие объединения.

Русская культура рубежа веков и первых десятилетий XX века стала результатом огромного и сложного пути. Гуманизм и гражданственность, народность и демократичность всегда отличали русскую культуру. Одновременно в России всегда существовало несоответствие между богатством культуры и возможностью вовлечения в нее широких слоев народа. Уровень образования народных масс, прежде всего крестьянства, мещанства, уже в начале XX в. ограничивался начальной школой. Только участие общественности и интеллигенции привело к определенным сдвигам в системе государственного образования, некоторые из которых произошли в конце XIX века.

Российская культура второй половины XX – начала XXI века

Культура в годы Великой Отечественной войны: с самых первых дней все достижения отечественной культуры, науки и техники были поставлены на службу Отечеству в достижении Победы.

В XX веке одно из самых великих произведений военных лет - 7-я симфония Д. Шостаковича, посвященная героическим защитникам Ленинграда.

В послевоенный период отечественная культура продолжила художественное развитие военной темы. В целом послевоенная идейно-политическая ситуация в стране была не совсем благоприятной для развития культуры и науки. Распространялся догматизм, цитатничество. Изоляционистская политика советского руководства была поддержана широкой идеологической кампанией по борьбе с низкопоклонством перед Западом.

Во второй половине 60-х годов активизируется молодежное движение, которое выступает против традиционных форм духовности.

Читайте также: