Основные права и свободы граждан кнр закреплены в какой главе
Обновлено: 30.06.2024
Конституция Китайской Народной Республики (КНР) — основной закон КНР
После оглашения Китайской Народной Республики (КНР) в 1949 г. в государстве четыре раза изменялись Конституции По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Функции Конституции подробнее . Предыдущие Конституции КНР По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Система судебных органов в КНР подробнее были приняты в 1954, 1975 и в 1978 году. Четвёртая, которая действует в настоящий момент, Конституция КНР принята в 1982 году. В 1988, 1993, 1999, 2004 и 2018 годах в неё были внесены изменения.
1954 год - Конституция Китайской Народной Республики.
1982 год - Конституция Китайской Народной Республики.
Готовые работы на аналогичную тему
Сохранившая свое действие в настоящий момент Конституция КНР была создана на основании всенародного обсуждения. Она официальным образом обнародована, принята к применению после подтверждения на 5-ой сессии Всекитайского Собрания народных представителей По данной теме мы уже выполнили дипломную работу Механизм формирования и полномочия Всенародного Всекитайского собрания народных представителей. подробнее 5-го созыва 04.12.1982 года.
В ней наследованы главные принципы Конституции 1954 г., притом особенное внимание уделяется обобщению опыта развитости социализма в Китае, усвоенного опыта всего мира. Конституция учитывает не лишь настоящую ситуацию реальности, но и вытекает из перспективности развития государства. В этом проявляется специфика китайского конституционного урегулирования.
Во время принятия она соответствовала требованиям экономического, культурного, политического развития государства в новой периодике модернизации социализма. Специальным образом отмечается, что Конституция «в образе закона закрепила итоги народной борьбы Китая, выделила основной строй и главные задачи государства. Конституция представляется основным законом государства, обладает верховной юридической силой. Все народы государства, все его органы и Вооруженные Силы, все организации общества и партии политического типа, учреждения и предприятия руководствуются положениями Конституции в форме основного критерия собственной деятельности, несут ответственность за соблюдение Конституции и приведение её в жизнь.
В будущем главной задачей государства представляется осуществление общими силами модернизации социализма. Народы всех национальностей Китая, которые находились под руководством Коммунистической партии Китая По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Партийно-государственная структура политической власти в социалистическом Китае. подробнее , и вооруженные марксизмом-ленинизмом, идеологией Мао Цзэдуна, будут и дальше отстаивать диктатуру демократии народа и путь социализма, непрерывно усовершенствовать разнообразные институты социализма, давать развитие социалистической демократии, укреплению социалистической законности с тем, чтобы своими силами и упорной борьбой постепенным образом осуществлять модернизацию промышленной сферы, сельскохозяйственной сферы, национальной оборонительной области, техники и науки, обратить государства в высокодемократическое, высоко цивилизованное государство социалистического типа.
При её принятии специальным образом было оговорено также, что Тайвань - часть священной территории Китайской Народной Республики. Завершение великого дела соединения Родины является священным долгом всего народа Китая, в этом числе и соотечественников в Тайване.
Структура конституции КНР и разнообразные поправки
Конституция КНР (1982 г.) включает Преамбулу и 4 главы, которые содержат 138 статей.
Главами Основного закона страны По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Основной закон государства и общества подробнее являются следующие:
В 2018 году из Конституции КНР исключается ограничение правления председателя КНР, которое составлялось десятилетним сроком.
Общие положения Конституции КНР
В соответствие с Конституцией КНР По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Политический строй и государственное устройство КНР подробнее , все граждане являются равными перед законом, и государство обязуется защищать, соблюдать человеческие права. Любому гражданину КНР конституционным образом гарантируются (глава 2 Конституции):
- права выбирать, быть избранным;
- право на свободу печати, слова, собраний, создания обществ, демонстраций и шествий;
- свободу в вероисповедании;
- личная свобода;
- уважение личной жизни и человеческого достоинства;
- неприкосновенность законного частного имущества и жилища;
- свобода переписок и сохранность тайны переписки;
- право вносить предложения и критиковать любое государственное учреждение и государственного служащего;
- право контролировать деятельность государственных учреждений и служащих государства;
- право трудиться;
- право материальной помощи от государства и общества по болезни, старости или при утрате трудоспособности, на отдых;
- право на получение образования;
- право на литературную, научную, художественную и другого рода культурную деятельность.
Конституционные обязанности установлены статьями 52-56 Конституции КНР По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Анализ гражданского процессуального кодекса КНР подробнее .
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
- Все равны перед законом и судом.
- Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
- Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.
- Каждый имеет право на жизнь.
- Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.
- Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.
- Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.
- Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.
- Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.
- Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.
- Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.
- Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.
- Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.
- Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
- Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.
Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
- Каждому гарантируется свобода мысли и слова.
- Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
- Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.
- Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
- Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.
- Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.
- Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.
Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
- Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
- Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
- Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
- Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе.
- Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия.
Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
- Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
- Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
- Право частной собственности охраняется законом.
- Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
- Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
- Право наследования гарантируется.
- Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.
- Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
- Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
- Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
- Принудительный труд запрещен.
- Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
- Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.
- Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.
- Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
- Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.
- Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.
- Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
- Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
- Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.
- Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
- Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
- Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
- Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
- В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
- Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.
Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
- Каждый имеет право на образование.
- Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
- Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
- Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
- Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.
- Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.
- Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.
- Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
- Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.
- Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
- Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
- Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
- Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.
- Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
- Обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом.
- Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.
- Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.
- Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.
- Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.
- Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.
- Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление.
- При осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона.
- Каждый осужденный за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом, а также право просить о помиловании или смягчении наказания.
- Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом.
- Федеральным законом могут устанавливаться иные случаи освобождения от обязанности давать свидетельские показания.
Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.
Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
- Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.
- Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
- Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.
- В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
- Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
- В условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия.
- Чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации и в ее отдельных местностях может вводиться при наличии обстоятельств и в порядке, установленных федеральным конституционным законом.
- Не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 20, 21, 23 (часть 1), 24, 28, 34 (часть 1), 40 (часть 1), 46 - 54 Конституции Российской Федерации.
Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
- Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
- Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
- Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.
Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.
- Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству.
- Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами.
- Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
- Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
- Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
- Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права.
- В Российской Федерации не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в Российской Федерации преступлением. Выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах осуществляются на основе федерального закона или международного договора Российской Федерации.
Положения настоящей главы составляют основы правового статуса личности в Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией.
Российская Федерация является конституционным государством, в котором Конституция — это Основной закон, применяющийся судами по всей территории РФ при совершении акта правосудия. Любые законы и правовые акты РФ не противоречат Конституции государства.
Основы конституционного строя Российской Федерации
Конституционный строй — устройство общества и государства, закрепленное нормами конституционного права.
Конституция Российской Федерации закрепляет основы конституционного строя и государства РФ, а также гарантирует права и свободы человека и гражданина. Настоящая Конституция Российской Федерации была принята всенародным референдумом 12 декабря 1993 года.
Являясь гражданином своей страны, каждый человек должен ознакомиться с содержанием Конституции для того, чтобы:
- знать, выполнять и уметь отстоять свои права и обязанности;
- представлять сущность органов государственной власти (Президент, Федеральное Собрание, Правительство) и органов местного самоуправления (МСУ), их полномочия;
- понимать государственное устройство и его форму, форму правления и политический режим.
Конституция РФ состоит из:
- вступительной части (преамбулы),
- первого раздела, который, в свою очередь, состоит из девяти глав,
- второго раздела.
Вступительная часть Конституции содержит в себе указание на народ, сообща принимающего данную Конституцию, называет исторические предпосылки, определяющие данное решение, и раскрывает цели, для осуществления которых и принимается Основной закон РФ.
Преамбула Конституции Российской Федерации выглядит следующим образом:
Первый раздел Конституции РФ содержит девять глав:
Второй раздел Конституции РФ содержит заключительные и переходные положения.
Основы конституционного строя России содержат следующие принципы государственного устройства и общества:
- приоритет человеческих прав и свобод;
- народовластие;
- полнота суверенитета Российской Федерации;
- равноправие субъектов РФ;
- единое и равное гражданство независимо от оснований его приобретения;
- экономическая свобода;
- разделение властей;
- гарантии МСУ;
- идеологическое многообразие;
- политический плюрализм (принцип многопартийности);
- приоритет Закона;
- приоритет общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров России перед национальным правом;
- особый порядок изменения положений Конституции РФ, составляющих основы конституционного строя.
Пособие раскрывает важную тему курса обществознания, посвящённую становлению, укреплению и развитию конституционного строя, правого государства и гражданского общества в современной России. Каждый его раздел последовательно разъясняет сущность и смысл конкретной главы Конституции РФ. При этом активно используются обобщающие схемы (24 элемента наглядности на учебное пособие). Задания в конце разделов в формате ОГЭ и ЭГЭ через тексты современных юристов уточняют и углубляют знания норм Конституционного права.
Правовой статус человека и гражданина
Определяя приоритет человеческих прав и свобод, Конституция устанавливает определённый порядок взаимодействий государства и гражданина. Основными принципами установления правового статуса человека и гражданина являются признание, соблюдение и защита человеческих и гражданских прав и свобод
Гражданство является особой политико-правовой связью между человеком и государством с её соответствующими взаимными правами, ответственностью и обязанностями, во главе которых стоят права и свободы личности. Статья 6 гласит, что никто не вправе лишить гражданина Российской Федерации его гражданства, а также попытаться изменить его.
Правовой статус человека и гражданина Российской Федерации содержит в себе следующие составляющие:
- Права и свободы личности и гражданина вступают в право с момента рождения и принадлежат любому человеку вне зависимости от его гражданства, пола, возраста, расы, национальной и религиозной принадлежности, а также социального положения. К таким правам относятся:
- право на жизнь,
- право на имя,
- неприкосновенность личности,
- свобода передвижения и выбора места жительства,
- неприкосновенность жилища,
- запрет принудительного труда,
- тайна переписки,
- достоинство личности,
- свобода совести и вероисповедания.
- Политические права и свободы определяют участие граждан в социальной и политической жизни государства:
- равенство всех перед законом,
- свобода слова и печати,
- свобода собраний,
- свобода союзов,
- право обращаться в органы государственной власти и местные органы самоуправления с жалобами и предложениями.
- Социально-экономические права и свободы определяют права человека участвовать в производственной сфере и распределении материальных благ для обеспечения удовлетворения его материальных и духовных потребностей:
- право на труд,
- право на охрану семьи, материнства, отцовства и детства,
- право на социальное обеспечение,
- право на жилище,
- право на охрану здоровья и медицинскую помощь,
- право на образование и др.
- Культурные права и свободы позволяют личности свободно духовно развиваться:
- право на образование,
- право на свободу литературного, художественного и иных видов творчества,
- свобода преподавания,
- право получения образования на родном языке и др.
- Экологические права и свободы определяют права человека и гражданина проживать в районах безопасной окружающей среды:
- право на благоприятную окружающую среду;
- право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды,
- право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Учебник содержит обширный теоретический и фактический материал по политической и социальной сферам жизни общества, а также по современному российскому обществу и включает большое количество схем, таблиц, иллюстраций. Методический аппарат учебника содержит фрагменты из документов, а также задания разного уровня сложности, что позволяет реализовать системно -деятельностный подход в обучении школьников. Учебник соответствует Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.
Также Конституция Российской Федерации определяет конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина. К ним относятся:
- Государственная защита прав и свобод:
- президент РФ гарантирует человеческие и гражданские права и свободы;
- правительство РФ обеспечивает соблюдение гражданских прав и свобод;
- прокуратура РФ осуществляет надзор за соблюдением личностных и гражданских прав и свобод;
- уполномоченный по правам человека принимает заявления граждан о нарушении их прав и свобод действиями органов государственной власти и МСУ, осуществляет меры по соблюдению закона.
Немаловажно, что правовой статус человека и гражданина определяется не только правами и свободами, но и обязанностями.
Итак, в перечень обязательных к выполнению Конституционных обязанностей входят:
Правовой статус личности в КНР базируется на социалистической доктрине прав человека и вместе с тем отражает традиционные китайские воззрения на роль человека в обществе, умаляя ценность отдельной человеческой личности и акцентируя внимание на преобладании коллективистских начал в общ-ной жизни. Особенности:
•определение правового статуса личности в зависимости от категории, к которой данное лицо относится (гражданин, лицо без гражданства, иностранец);
•отсутствие многих важнейших основных прав и свобод личности, в том числе права на жизнь, свободу мысли, свободу передвижения, выбора места жительства и т. д.;
• права и свободы имеют социалистическую направленность, поскольку они служат целям строительства социализма в Китае. Многие права дифференцируются по социально-классовому признаку (напр, право на образование имеют все гр-не, на отдых — только трудящиеся);
•ряд конституционных обязанностей сформулирован в виде общих принципов и имеет моральный характер (например, обязанность защищать честь и интересы родины);
•конституированы некоторые обязанности, характерные для других отраслей права, например обязанность соблюдать дисциплину труда;
•отсутствует конституционное закрепление материальных гарантий многих прав и свобод, прежде всего гражданских и политических, что ведет к нарушениям прав человека. Поэтому следует проводить четкие различия между юридическим и фактическим статусом китайских граждан;
•большое внимание уделяется конституционному закреплению прав этнических китайцев, проживающих за рубежом (хуацяо), и членов их семей.Особенности гражданства КНР:
2. непризнание двойного гражданства.(З о гражданстве). За лицами, кот приобрели гр-во КНР не сохраняется иностранное гр-во. Китайца, постоянно проживающие на тер-рии иностр гос-вав случае приобретения иностранное гр-во утрачивают китайское гр-во!
Приобретение гражданства КНР:
· гр-во приобретает лицо, родившееся на территории КНР, при условии, что хотя бы один из его родителей имеет гражданство Китая;
· лицо, родившееся за пределами территории КНР, при условии, что хотя бы один из его родителей имеет гр-во КНР (если не приобрело по рождению гражданство другой страны);
· гражданство приобретает лицо, родители которого – апатриды, при условии, что лицо родилось на территории КНР и постоянного проживает на её территории;
· гражданство может быть приобретено иностранцем или же лицом без гражданства при соблюдении специальной процедуры, установленной законом. Требования для приоберетения гр-ва иностранцем: если лицо – близкий родственник граждан КНР, постоянно проживает в Китае, иные основания (не конкретизированы)
· зак-во также предусматривает возможность восстановления в гр-ве КНР
1)Личные (гражданские) права и свободы(представлены шире, чем в предшествующих конст-ях):
· свобода и неприкосновенность личности;
· неприкосновенность чести и достоинства;
· свобода и тайна переписки;
· право на возмещение ущерба, причиненного государственными органами или государственными служащими в результате нарушения гражданских прав;
· Не закрепляет презумпцию невиновности!! Но есть право обвиняемого на защиту
· Особое внимание – брак и семья: свобода брака, гос-ная защита семья, запрет жестокого обращения со стариками, женщинами и детьми.
2)Политические права:
· К закрепляет возможность лишения граждан политических прав.
· право обращаться с критикой или предложением в адрес любых госорганов и госслужащих;
· право обращаться в соотв гос. органы с жалобами, обвинениями или заявлениями по поводу нарушения закона или служебного долга гос. органом или гос. служащим;
3)Соц-эк права– их закреплению К уделяет наибольшее внимание – рассм-ся как приоритетные
· на пенсионное обеспечение;
· право на получение мат помощи о гос-ва в случае болезни или потери трудоспособности;
· право на образование;
· право на собственность и её наследование;
· свобода научно-исследовательской деятельности и творчества и деят-ти в др областях культуры.
4)Конституционные обязанности – широкий по сравнению с др странами круг обяз-тей, многие из которых имеют ярко выраженную идеологическую направленность.
· соблюдать Конституцию и законы страны;
· хранить гос. тайну;
· беречь общественную собственность;
· соблюдать трудовую дисциплину и общественный порядок;
· уважать нормы общественной морали;
· охранять безопасность, честь, интересы родины, защищать отечество и отражать агрессию, при этом воинская служба и участи в народном ополчении являются почетной обязанностью граждан;
· защищать единство гос. и спроченность всех национальностей страны;
· в соответствии с законодательством платить налоги;
· учиться;
· трудиться;
· обяз-ть родителей содержать и воспитывать несовершеннолетних детей;
· обязанность совершеннолетних детей содержать и поддерживать родителей;
обязанность супругов осуществлять политику планирования рождаемости(ст 49).Так, в городской семье разрешается иметь не более одного ребенка, а в сельской местности – не более двух.
© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.005)
Китайская Народная Республика является в настоящее время одним из немногих социалистических государств. За почти полувековой период после своего провозглашения 1 октября 1949 г. КНР прошла сложный и противоречивый путь развития, основные этапы которого были закреплены Конституциями Республики, принятыми в 1954, 1975, 1978 и 1982 годах. До принятия в 1954 г. первой Конституции КНР функции Основного закона выполняли Общая программа Народного политического консультативного совета Китая (НПКСК) и ряд других законодательных актов, в том числе Закон об организации Центрального народного правительства, принятый в сентябре 1949 г. пленарной сессией НПКСК. В этих документах КНР провозглашалась "государством новой демократии", которое "ведет борьбу против империализма, феодализма, бюрократического капитала, за независимость, демократию, мир, единство и создание процветающего и сильного Китая" 1 .
В 1954 году высший представительный орган государства — Всекитайское собрание народных представителей (ВСНП) — приняло первую Конституцию КНР, которая определила КНР как "государство народной демократии, руководимое рабочим классом и основанное на союзе рабочих и крестьян", определила основы механизма власти при руководящей роли Коммунистической партии Китая (КПК) и сформулировала цель своего дальнейшего развития — построение "процветающего и счастливого социалистического общества" 2 . Конституция 1954 г. стала законодательной основой начавшихся кардинальных преобразований во всех областях государственной и общественной жизни Китая, которые базировались на социалистической доктрине и вместе с тем проводились с учетом китайской национальной специфики.
Серьезные деформации государственного и общественного строя Китая, слом основных конституционных институтов государственной власти, происшедшие в период "культурной рево-люции"(1966—1976 гг.), нашли свое отражение в Конституции 1975 г., которую можно рассматривать как законодательное закрепление ее результатов. Эта Конституция просуществовала немногим более двух лет и была заменена в 1978 г. новой Конституцией, которая сформулировала в нормах основного закона политическую линию руководства КНР и новые политические реалии, возникшие после смерти Мао Цзэдуна и отстранения от власти его ближайшего окружения. Конституция выдвинула в качестве важнейшей основной задачи китайского государства осуществление "четырех модернизаций", что означало превращение КНР к 2000 году в "мощное государство с современным сельским хозяйством, современной промышленностью, современной обороной, современной наукой и техникой". Вместе с тем эта Конституция носила во многом компромиссный противоречивый характер, ее положения были по большей части нечеткими и не отражали требований времени. Внесенные же в последующий период конституционные поправки не смогли устранить эти недостатки, и в итоге в сентябре 1980 г. Всекитайское собрание народных представителей приняло решение о пересмотре Конституции 1978 г., для чего была сформирована специальная комиссия. Проект новой (так называемой "исправленной") Конституции был вынесен на всенародное обсуждение (так же как и проект Конституции 1954 г.) и после этого — на рассмотрение 5-й сессии ВСНП пятого созыва. 4 декабря 1982 г. Конституция была принята и на следующий день опубликована.
Конституция состоит из Введения и четырех глав, которые объединяются в 138 статей. Во Введении показана ретроспектива пройденного Китаем исторического пути, перечислены основные этапы национально-освободительной и революционной борьбы китайского народа и дана развернутая характеристика современного этапа развития государства. В частности, в ней отмечалось, что после образования Китайской Народной Республики китайское общество постепенно осуществило переход от новой демократии к социализму, окрепла "демократическая диктатура народа, то есть по существу диктатура пролетариата" 1 . Конституция закрепляет основы политической системы КНР, особо подчеркивая роль Коммунистической партии Китая, "вооруженной идеями марксизма-ленинизма, идеями Мао Цзэдуна", во всех достижениях китайского народа. Другой важной особенностью, отраженной в Конституции, является наличие широкого патриотического Единого фронта, в который под руководством КПК входят некоммунистические демократические партии и многочисленные общественные ("народные") организации. Руководящая роль КПК в государстве и обществе определяется в Конституции в качестве основной предпосылки реализации главной задачи государства на современном этапе — осуществление "социалистической модернизации".
Конституция закрепляет хорошо известный из социалистического периода истории ряда стран принцип "продолжения классовой борьбы при диктатуре пролетариата", реализация которого привела в Китае, как известно, к массовым политическим репрессиям в годы "культурной революции". Более того, подчеркивается, что классовая борьба, борьба против "внутренних и внешних вражеских сил и элементов, подрывающих социалистический строй, в определенных рамках и в определенных формах будет существовать еще в течение длительного времени". При этом само содержание понятий "внутренние и внешние вражеские силы и элементы" не конкретизируется, что дает возможность их произвольной трактовки и использования для обоснования тех или иных действий во внутренней и внешней политике.
Политика КНР по отношению к Тайваню закрепляется в конституционных формулировках, определяющих Тайвань как "часть священной территории Китайской Народной Республики". Воссоединение Тайваня с континентальной частью Китая определяется как важнейшая общенациональная задача, как "священный долг всего китайского народа".
Важное место занимает закрепление основ внешней политики китайского государства (ибо "будущее Китая тесно связано с будущим всего мира") и ее пяти основных принципов: взаимного уважения суверенитета и территориальной целостности, взаимного ненападения, невмешательства во внутренние дела друг друга, равенства и взаимной выгоды, мирного сосуществования. Вместе с тем Конституция отражает специфику внешней политики КНР как государства социалистического типа: Китай ". решительно выступает против империализма, гегемонизма и колониализма; укрепляет сплоченность с народами различных стран мира; поддерживает справедливую борьбу угнетенных наций и развивающихся стран. "
Глава I "Общие положения" определяет сущность КНР как "социалистического государства демократической диктатуры народа, руководимого рабочим классом и основанного на союзе рабочих и крестьян" (ст. 1).
Статья 2 декларирует принадлежность всей власти в стране народу и определяет формы ее осуществления — "через Всекитайское собрание народных представителей и местные народные собрания различных ступеней", а также особое место представительных органов власти в механизме государства: "Все государственные административные органы, судебные органы и органы прокуратуры формируются собраниями народных представителей, ответственны перед ними и им подконтрольны" (ст. 3). В качестве принципа деятельности государственных органов определяется демократический централизм (ст. 3). Таким образом, закрепляется социалистическая модель механизма осуществления государственной власти, основанная на марксистской концепции полновластия представительных органов типа советов и отрицающая принцип разделения властей.
Важным направлением внутренней политики КНР является национальная политика, основные принципы которой ("равенство, сплоченность и взаимопомощь"), а также формы осуществления закреплены в Конституции. Конституция провозглашает равенство всех национальностей в КНР, запрещает любую дискриминацию по национальному признаку и закрепляет курс на ускорение темпов экономического и культурного развития районов проживания национальных меньшинств (ст. 4).
Особенности социализма с "китайской спецификой" наиболее ярко проявляются в экономической системе КНР, основные черты' которой определены в ст. 6—18 Конституции. Закрепляется множественность форм собственности, но они неравноправны между собой. Основой социалистической экономической системы, согласно ст. 6 Конституции, является социалистическая общественная собственность на средства производства, которая выступает в форме "общенародной собственности и коллективной собственности трудящихся масс", при которой "ликвидируется система эксплуатации человека человеком, осуществляется принцип "от каждого — по способностям, каждому — по труду". Сектор экономики, основанный на государственной собственности, определяется как "руководящая сила в народном хозяйстве". Конституция закрепляет наличие в экономике КНР различных форм собственности, существующих наряду-с общенародной и коллективной собственностью трудящихся масс, а именно "индивидуальной собственности городских и сельских тружеников", а также частного сектора экономики. Так, ст. 11 Конституции гласит: "Государство допускает существование и развитие частного сектора в пределах, установленных законом". Однако при этом индивидуальное и частное хозяйство рассматриваются лишь как "дополнение к социалистической экономике, основанной на общественной собственности" (ст. 11). Получила свое конституционное закрепление и политическая линия КПК, направленная на создание в Китае социалистической рыночной экономики: "Государство осуществляет социалистическое рыночное хозяйство. совершенствует макрорегулирование" (ст. 15 в редакции 1993 г.), экономика страны развивается на основе сочетания рынка и государственного макрорегулирования. Принцип государственного макрорегулирования в настоящее время заменил собой ранее существовавший конституционный принцип всеобъемлющего планирования, и в новой редакции Конституции были устранены все положения, касающиеся плановой экономики.
Курс на развитие рыночного хозяйства вновь был подтвержден и конкретизирован на - XV съезде КПК (сентябрь 1997 года), где отмечалось, ,что строительство социалистической экономики с китайской спецификой есть развитие рыночного хозяйства в социалистических условиях, последовательное раскрепощение и развитие производительных сил. Решению этой задачи во многом способствует и закрепление в качестве конституционного принципа расширения хозяйственной самостоятельности предприятий при условии подчинения их единому руководству со стороны государства.
Конституционное закрепление получила открытая внешнеэкономическая политика китайского государства, направленная на широкое привлечение иностранного капитала в экономику страны. В этой связи ст. 18 Конституции говорит о "разрешении" иностранным предприятиям и другим иностранным хозяйственным организациям вкладывать свои капиталы в китайскую экономику и осуществлять с китайскими предприятиями и другими хозяйственными организациями экономическое сотрудничество. В настоящее время в Китае широко практикуется создание различного типа совместных предприятий с участием иностранного капитала, а также предприятий, основанных целиком на иностранном капитале. При этом гарантируется охрана и защита со стороны китайского государства законных прав и интересов как иностранных предприятий и других иностранных хозяйственных организаций, так и смешанных предприятий. Эта же глава Конституции содержит важные положения, касающиеся защиты законных прав и интересов иностранцев, находящихся в КНР, и о предоставлении политического убежища лицам, эмигрировавшим по политическим мотивам (ст. 32).
Глава I также закрепляет основы государственной политики в области образования, науки, культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта (ст. 19—24), планирования семьи (ст. 25) и защиты окружающей природной среды (ст. 26). Важное место отводится вопросам охраны общественного порядка, общественной безопасности, подавлению "предательской и иной контрреволюционной деятельности"(ст. 28), а также основам военной политики (ст. 29). Статья 30 закрепляет административно-территориальное деление государства, в том числе и создание автономных административно-территориальных единиц.
Глава II "Основные права и свободы граждан" посвящена основам конституционного статуса граждан КНР. Она значительно расширена по сравнению с ранее действовавшими Конституциями (содержит 23 статьи), в ней сформулировано понятие гражданства КНР, перечисляются основные права и свободы граждан, их конституционные обязанности. Многие статьи наряду с закреплением прав и свобод формулируют и их гарантии.
Глава III "Государственная структура" является самой большой по объему (ст. 54—135) и содержит семь разделов, в которых закрепляется система государственных органов, основы правового положения важнейших звеньев государственного механизма (Всекитайского собрания народных представителей, Председателя КНР, Государственного совета, Центрального военного совета, местных собраний народных представителей и местных народных правительств, органов самоуправления в районах национальной автономии, органов суда и прокуратуры), а также порядок их формирования. Конституция внесла важные изменения в систему государственных органов: был восстановлен пост Председателя КНР, расширены полномочия Постоянного комитета ВСНП, прежде всего в законодательной сфере, создан Центральный военный совет, установлены сроки пребывания в должности высших должностных лиц и т. д.
Глава IV "Государственный флаг, государственный герб, столица" посвящена государственной символике КНР и ее столице.
Конституция КНР 1982 г. относится к числу "жестких" конституций: изменения в нее вносятся по предложению Постоянного комитета ВСНП или 1/5 общего числа депутатов ВСНП и принимаются квалифицированным большинством в 2/3 голосов всех депутатов ВСНП (ст. 64). Поправки в действующую Конституцию вносились в 1988 году: в ст. 10 — разрешение аренды земли, и в ст. 11 — легализация частного сектора экономики, а также в 1993 году — в ст. 7, 8,15,16,17, 42, 98, новые формулировки которых отразили курс на проведение социалистической модернизации и создание социалистической рыночной экономики.
Читайте также:
- Пограничное страхование беларусь что это
- Дворкин право как целостность
- По какому основанию призваны к наследованию сын и дочь воронова и удочеренная им падчерица маргарита
- Обеспечение прав человека и гражданина высшая цель правового государства верно ли
- Как встать на учет в военкомат в другом городе без военного билета