Основные права и свободы граждан кнр закреплены в какой главе

Обновлено: 30.06.2024

Конституция Китайской Народной Республики (КНР) — основной закон КНР

После оглашения Китайской Народной Республики (КНР) в 1949 г. в государстве четыре раза изменялись Конституции По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Функции Конституции подробнее . Предыдущие Конституции КНР По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Система судебных органов в КНР подробнее были приняты в 1954, 1975 и в 1978 году. Четвёртая, которая действует в настоящий момент, Конституция КНР принята в 1982 году. В 1988, 1993, 1999, 2004 и 2018 годах в неё были внесены изменения.

1954 год - Конституция Китайской Народной Республики.

1982 год - Конституция Китайской Народной Республики.

Готовые работы на аналогичную тему

Сохранившая свое действие в настоящий момент Конституция КНР была создана на основании всенародного обсуждения. Она официальным образом обнародована, принята к применению после подтверждения на 5-ой сессии Всекитайского Собрания народных представителей По данной теме мы уже выполнили дипломную работу Механизм формирования и полномочия Всенародного Всекитайского собрания народных представителей. подробнее 5-го созыва 04.12.1982 года.

В ней наследованы главные принципы Конституции 1954 г., притом особенное внимание уделяется обобщению опыта развитости социализма в Китае, усвоенного опыта всего мира. Конституция учитывает не лишь настоящую ситуацию реальности, но и вытекает из перспективности развития государства. В этом проявляется специфика китайского конституционного урегулирования.

Во время принятия она соответствовала требованиям экономического, культурного, политического развития государства в новой периодике модернизации социализма. Специальным образом отмечается, что Конституция «в образе закона закрепила итоги народной борьбы Китая, выделила основной строй и главные задачи государства. Конституция представляется основным законом государства, обладает верховной юридической силой. Все народы государства, все его органы и Вооруженные Силы, все организации общества и партии политического типа, учреждения и предприятия руководствуются положениями Конституции в форме основного критерия собственной деятельности, несут ответственность за соблюдение Конституции и приведение её в жизнь.

В будущем главной задачей государства представляется осуществление общими силами модернизации социализма. Народы всех национальностей Китая, которые находились под руководством Коммунистической партии Китая По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Партийно-государственная структура политической власти в социалистическом Китае. подробнее , и вооруженные марксизмом-ленинизмом, идеологией Мао Цзэдуна, будут и дальше отстаивать диктатуру демократии народа и путь социализма, непрерывно усовершенствовать разнообразные институты социализма, давать развитие социалистической демократии, укреплению социалистической законности с тем, чтобы своими силами и упорной борьбой постепенным образом осуществлять модернизацию промышленной сферы, сельскохозяйственной сферы, национальной оборонительной области, техники и науки, обратить государства в высокодемократическое, высоко цивилизованное государство социалистического типа.

При её принятии специальным образом было оговорено также, что Тайвань - часть священной территории Китайской Народной Республики. Завершение великого дела соединения Родины является священным долгом всего народа Китая, в этом числе и соотечественников в Тайване.

Структура конституции КНР и разнообразные поправки

Конституция КНР (1982 г.) включает Преамбулу и 4 главы, которые содержат 138 статей.

Главами Основного закона страны По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Основной закон государства и общества подробнее являются следующие:

В 2018 году из Конституции КНР исключается ограничение правления председателя КНР, которое составлялось десятилетним сроком.

Общие положения Конституции КНР

В соответствие с Конституцией КНР По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Политический строй и государственное устройство КНР подробнее , все граждане являются равными перед законом, и государство обязуется защищать, соблюдать человеческие права. Любому гражданину КНР конституционным образом гарантируются (глава 2 Конституции):

  • права выбирать, быть избранным;
  • право на свободу печати, слова, собраний, создания обществ, демонстраций и шествий;
  • свободу в вероисповедании;
  • личная свобода;
  • уважение личной жизни и человеческого достоинства;
  • неприкосновенность законного частного имущества и жилища;
  • свобода переписок и сохранность тайны переписки;
  • право вносить предложения и критиковать любое государственное учреждение и государственного служащего;
  • право контролировать деятельность государственных учреждений и служащих государства;
  • право трудиться;
  • право материальной помощи от государства и общества по болезни, старости или при утрате трудоспособности, на отдых;
  • право на получение образования;
  • право на литературную, научную, художественную и другого рода культурную деятельность.

Конституционные обязанности установлены статьями 52-56 Конституции КНР По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Анализ гражданского процессуального кодекса КНР подробнее .

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

  1. Все равны перед законом и судом.
  2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
  3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.
  1. Каждый имеет право на жизнь.
  2. Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.
  1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.
  2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.
  1. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.
  2. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.
  1. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.
  2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

  1. Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.
  2. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.
  1. Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
  2. Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.

Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

  1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.
  2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
  3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.
  4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
  5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.
  1. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.
  2. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.

Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

  1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
  2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
  3. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
  4. Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе.
  5. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия.

Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

  1. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
  2. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
  1. Право частной собственности охраняется законом.
  2. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
  3. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
  4. Право наследования гарантируется.
  1. Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.
  2. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
  3. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
  1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
  2. Принудительный труд запрещен.
  3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
  4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.
  5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.
  1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
  2. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.
  3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.
  1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
  2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
  3. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.
  1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
  2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
  3. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
  1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
  2. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
  3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

  1. Каждый имеет право на образование.
  2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
  3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
  4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
  5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.
  1. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.
  2. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.
  3. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
  1. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.
  2. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
  1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
  2. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
  3. Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.
  1. Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
  2. Обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом.
  1. Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.
  2. Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.
  1. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.
  2. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.
  3. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.
  1. Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление.
  2. При осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона.
  3. Каждый осужденный за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом, а также право просить о помиловании или смягчении наказания.
  1. Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом.
  2. Федеральным законом могут устанавливаться иные случаи освобождения от обязанности давать свидетельские показания.

Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.

Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

  1. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.
  2. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
  1. Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.
  2. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
  3. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
  1. В условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия.
  2. Чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации и в ее отдельных местностях может вводиться при наличии обстоятельств и в порядке, установленных федеральным конституционным законом.
  3. Не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 20, 21, 23 (часть 1), 24, 28, 34 (часть 1), 40 (часть 1), 46 - 54 Конституции Российской Федерации.

Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

  1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
  2. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
  3. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.

  1. Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству.
  2. Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами.
  1. Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
  2. Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
  3. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
  1. Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права.
  2. В Российской Федерации не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в Российской Федерации преступлением. Выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах осуществляются на основе федерального закона или международного договора Российской Федерации.

Положения настоящей главы составляют основы правового статуса личности в Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией.

Российская Федерация является конституционным государством, в котором Конституция — это Основной закон, применяющийся судами по всей территории РФ при совершении акта правосудия. Любые законы и правовые акты РФ не противоречат Конституции государства.

Основы конституционного строя Российской Федерации

Конституционный строй — устройство общества и государства, закрепленное нормами конституционного права.

Конституция Российской Федерации закрепляет основы конституционного строя и государства РФ, а также гарантирует права и свободы человека и гражданина. Настоящая Конституция Российской Федерации была принята всенародным референдумом 12 декабря 1993 года.

Являясь гражданином своей страны, каждый человек должен ознакомиться с содержанием Конституции для того, чтобы:

  • знать, выполнять и уметь отстоять свои права и обязанности;
  • представлять сущность органов государственной власти (Президент, Федеральное Собрание, Правительство) и органов местного самоуправления (МСУ), их полномочия;
  • понимать государственное устройство и его форму, форму правления и политический режим.

Конституция РФ состоит из:

  • вступительной части (преамбулы),
  • первого раздела, который, в свою очередь, состоит из девяти глав,
  • второго раздела.

Вступительная часть Конституции содержит в себе указание на народ, сообща принимающего данную Конституцию, называет исторические предпосылки, определяющие данное решение, и раскрывает цели, для осуществления которых и принимается Основной закон РФ.

Преамбула Конституции Российской Федерации выглядит следующим образом:

Первый раздел Конституции РФ содержит девять глав:

Второй раздел Конституции РФ содержит заключительные и переходные положения.

Основы конституционного строя России содержат следующие принципы государственного устройства и общества:

  • приоритет человеческих прав и свобод;
  • народовластие;
  • полнота суверенитета Российской Федерации;
  • равноправие субъектов РФ;
  • единое и равное гражданство независимо от оснований его приобретения;
  • экономическая свобода;
  • разделение властей;
  • гарантии МСУ;
  • идеологическое многообразие;
  • политический плюрализм (принцип многопартийности);
  • приоритет Закона;
  • приоритет общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров России перед национальным правом;
  • особый порядок изменения положений Конституции РФ, составляющих основы конституционного строя.

Конституция Российской Федерации. 9-11 классы. Учебное пособие

Пособие раскрывает важную тему курса обществознания, посвящённую становлению, укреплению и развитию конституционного строя, правого государства и гражданского общества в современной России. Каждый его раздел последовательно разъясняет сущность и смысл конкретной главы Конституции РФ. При этом активно используются обобщающие схемы (24 элемента наглядности на учебное пособие). Задания в конце разделов в формате ОГЭ и ЭГЭ через тексты современных юристов уточняют и углубляют знания норм Конституционного права.

Правовой статус человека и гражданина

Определяя приоритет человеческих прав и свобод, Конституция устанавливает определённый порядок взаимодействий государства и гражданина. Основными принципами установления правового статуса человека и гражданина являются признание, соблюдение и защита человеческих и гражданских прав и свобод

Гражданство является особой политико-правовой связью между человеком и государством с её соответствующими взаимными правами, ответственностью и обязанностями, во главе которых стоят права и свободы личности. Статья 6 гласит, что никто не вправе лишить гражданина Российской Федерации его гражданства, а также попытаться изменить его.

Правовой статус человека и гражданина Российской Федерации содержит в себе следующие составляющие:

  1. Права и свободы личности и гражданина вступают в право с момента рождения и принадлежат любому человеку вне зависимости от его гражданства, пола, возраста, расы, национальной и религиозной принадлежности, а также социального положения. К таким правам относятся:
    • право на жизнь,
    • право на имя,
    • неприкосновенность личности,
    • свобода передвижения и выбора места жительства,
    • неприкосновенность жилища,
    • запрет принудительного труда,
    • тайна переписки,
    • достоинство личности,
    • свобода совести и вероисповедания.

  2. Политические права и свободы определяют участие граждан в социальной и политической жизни государства:
    • равенство всех перед законом,
    • свобода слова и печати,
    • свобода собраний,
    • свобода союзов,
    • право обращаться в органы государственной власти и местные органы самоуправления с жалобами и предложениями.

  3. Социально-экономические права и свободы определяют права человека участвовать в производственной сфере и распределении материальных благ для обеспечения удовлетворения его материальных и духовных потребностей:
    • право на труд,
    • право на охрану семьи, материнства, отцовства и детства,
    • право на социальное обеспечение,
    • право на жилище,
    • право на охрану здоровья и медицинскую помощь,
    • право на образование и др.

  4. Культурные права и свободы позволяют личности свободно духовно развиваться:
    • право на образование,
    • право на свободу литературного, художественного и иных видов творчества,
    • свобода преподавания,
    • право получения образования на родном языке и др.

  5. Экологические права и свободы определяют права человека и гражданина проживать в районах безопасной окружающей среды:
    • право на благоприятную окружающую среду;
    • право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды,
    • право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Обществознание. 9 класс. Учебное пособие

Учебник содержит обширный теоретический и фактический материал по политической и социальной сферам жизни общества, а также по современному российскому обществу и включает большое количество схем, таблиц, иллюстраций. Методический аппарат учебника содержит фрагменты из документов, а также задания разного уровня сложности, что позволяет реализовать системно -деятельностный подход в обучении школьников. Учебник соответствует Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.

Также Конституция Российской Федерации определяет конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина. К ним относятся:

  • Государственная защита прав и свобод:
    • президент РФ гарантирует человеческие и гражданские права и свободы;
    • правительство РФ обеспечивает соблюдение гражданских прав и свобод;
    • прокуратура РФ осуществляет надзор за соблюдением личностных и гражданских прав и свобод;
    • уполномоченный по правам человека принимает заявления граждан о нарушении их прав и свобод действиями органов государственной власти и МСУ, осуществляет меры по соблюдению закона.

    Немаловажно, что правовой статус человека и гражданина определяется не только правами и свободами, но и обязанностями.

    Итак, в перечень обязательных к выполнению Конституционных обязанностей входят:

    Правовой статус личности в КНР базируется на социалистической доктрине прав человека и вместе с тем отражает традиционные китайские воззрения на роль человека в обществе, умаляя ценность отдельной человеческой личности и акцентируя внимание на преобладании коллективистских начал в общ-ной жизни. Особенности:

    •определение правового статуса личности в зависимости от категории, к которой данное лицо относится (гражданин, лицо без гражданства, иностранец);

    отсутствие многих важнейших основных прав и свобод личности, в том числе права на жизнь, свободу мысли, свободу передвижения, выбора места жительства и т. д.;

    • права и свободы имеют социалистическую направленность, поскольку они служат целям строительства социализма в Китае. Многие права дифференцируются по социально-классовому признаку (напр, право на образование имеют все гр-не, на отдых — только трудящиеся);

    •ряд конституционных обязанностей сформулирован в виде общих принципов и имеет моральный характер (например, обязанность защищать честь и интересы родины);

    конституированы некоторые обязанности, характерные для других отраслей права, например обязанность соблюдать дисциплину труда;

    отсутствует конституционное закрепление материальных гарантий многих прав и свобод, прежде всего гражданских и политических, что ведет к нарушениям прав человека. Поэтому следует проводить четкие различия между юридическим и фактическим статусом китайских граждан;
    •большое внимание уделяется конституционному закреплению прав этнических китайцев, проживающих за рубежом (хуацяо), и членов их семей.

    Особенности гражданства КНР:

    2. непризнание двойного гражданства.(З о гражданстве). За лицами, кот приобрели гр-во КНР не сохраняется иностранное гр-во. Китайца, постоянно проживающие на тер-рии иностр гос-вав случае приобретения иностранное гр-во утрачивают китайское гр-во!

    Приобретение гражданства КНР:

    · гр-во приобретает лицо, родившееся на территории КНР, при условии, что хотя бы один из его родителей имеет гражданство Китая;

    · лицо, родившееся за пределами территории КНР, при условии, что хотя бы один из его родителей имеет гр-во КНР (если не приобрело по рождению гражданство другой страны);

    · гражданство приобретает лицо, родители которого – апатриды, при условии, что лицо родилось на территории КНР и постоянного проживает на её территории;

    · гражданство может быть приобретено иностранцем или же лицом без гражданства при соблюдении специальной процедуры, установленной законом. Требования для приоберетения гр-ва иностранцем: если лицо – близкий родственник граждан КНР, постоянно проживает в Китае, иные основания (не конкретизированы)

    · зак-во также предусматривает возможность восстановления в гр-ве КНР

    1)Личные (гражданские) права и свободы(представлены шире, чем в предшествующих конст-ях):

    · свобода и неприкосновенность личности;

    · неприкосновенность чести и достоинства;

    · свобода и тайна переписки;

    · право на возмещение ущерба, причиненного государственными органами или государственными служащими в результате нарушения гражданских прав;

    · Не закрепляет презумпцию невиновности!! Но есть право обвиняемого на защиту

    · Особое внимание – брак и семья: свобода брака, гос-ная защита семья, запрет жестокого обращения со стариками, женщинами и детьми.

    2)Политические права:

    · К закрепляет возможность лишения граждан политических прав.

    · право обращаться с критикой или предложением в адрес любых госорганов и госслужащих;

    · право обращаться в соотв гос. органы с жалобами, обвинениями или заявлениями по поводу нарушения закона или служебного долга гос. органом или гос. служащим;


    3)Соц-эк права– их закреплению К уделяет наибольшее внимание – рассм-ся как приоритетные

    · на пенсионное обеспечение;

    · право на получение мат помощи о гос-ва в случае болезни или потери трудоспособности;

    · право на образование;

    · право на собственность и её наследование;

    · свобода научно-исследовательской деятельности и творчества и деят-ти в др областях культуры.

    4)Конституционные обязанности – широкий по сравнению с др странами круг обяз-тей, многие из которых имеют ярко выраженную идеологическую направленность.

    · соблюдать Конституцию и законы страны;

    · хранить гос. тайну;

    · беречь общественную собственность;

    · соблюдать трудовую дисциплину и общественный порядок;

    · уважать нормы общественной морали;

    · охранять безопасность, честь, интересы родины, защищать отечество и отражать агрессию, при этом воинская служба и участи в народном ополчении являются почетной обязанностью граждан;

    · защищать единство гос. и спроченность всех национальностей страны;

    · в соответствии с законодательством платить налоги;

    · учиться;

    · трудиться;

    · обяз-ть родителей содержать и воспитывать несовершеннолетних детей;

    · обязанность совершеннолетних детей содержать и поддерживать родителей;

    обязанность супругов осуществлять политику планирования рождаемости(ст 49).Так, в городской семье разрешается иметь не более одного ребенка, а в сельской местности – не более двух.

    © 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.005)

    Китайская Народная Республика является в настоящее вре­мя одним из немногих социалистических государств. За почти по­лувековой период после своего провозглашения 1 октября 1949 г. КНР прошла сложный и противоречивый путь развития, основ­ные этапы которого были закреплены Конституциями Республи­ки, принятыми в 1954, 1975, 1978 и 1982 годах. До принятия в 1954 г. первой Конституции КНР функции Основного закона вы­полняли Общая программа Народного политического консульта­тивного совета Китая (НПКСК) и ряд других законодательных актов, в том числе Закон об организации Центрального народно­го правительства, принятый в сентябре 1949 г. пленарной сессией НПКСК. В этих документах КНР провозглашалась "государством новой демократии", которое "ведет борьбу против империализма, феодализма, бюрократического капитала, за независимость, де­мократию, мир, единство и создание процветающего и сильного Китая" 1 .

    В 1954 году высший представительный орган государства — Всекитайское собрание народных представителей (ВСНП) — при­няло первую Конституцию КНР, которая определила КНР как "государство народной демократии, руководимое рабочим клас­сом и основанное на союзе рабочих и крестьян", определила осно­вы механизма власти при руководящей роли Коммунистической партии Китая (КПК) и сформулировала цель своего дальнейшего развития — построение "процветающего и счастливого социалис­тического общества" 2 . Конституция 1954 г. стала законодательной основой начавшихся кардинальных преобразований во всех обла­стях государственной и общественной жизни Китая, которые ба­зировались на социалистической доктрине и вместе с тем прово­дились с учетом китайской национальной специфики.

    Серьезные деформации государственного и общественного строя Китая, слом основных конституционных институтов госу­дарственной власти, происшедшие в период "культурной рево-люции"(1966—1976 гг.), нашли свое отражение в Конституции 1975 г., которую можно рассматривать как законодательное зак­репление ее результатов. Эта Конституция просуществовала немногим более двух лет и была заменена в 1978 г. новой Конститу­цией, которая сформулировала в нормах основного закона поли­тическую линию руководства КНР и новые политические реалии, возникшие после смерти Мао Цзэдуна и отстранения от власти его ближайшего окружения. Конституция выдвинула в качестве важ­нейшей основной задачи китайского государства осуществление "че­тырех модернизаций", что означало превращение КНР к 2000 году в "мощное государство с современным сельским хозяйством, со­временной промышленностью, современной обороной, современ­ной наукой и техникой". Вместе с тем эта Конституция носила во многом компромиссный противоречивый характер, ее положения были по большей части нечеткими и не отражали требований вре­мени. Внесенные же в последующий период конституционные по­правки не смогли устранить эти недостатки, и в итоге в сентябре 1980 г. Всекитайское собрание народных представителей приняло решение о пересмотре Конституции 1978 г., для чего была сфор­мирована специальная комиссия. Проект новой (так называемой "исправленной") Конституции был вынесен на всенародное обсуж­дение (так же как и проект Конституции 1954 г.) и после этого — на рассмотрение 5-й сессии ВСНП пятого созыва. 4 декабря 1982 г. Конституция была принята и на следующий день опубликована.

    Конституция состоит из Введения и четырех глав, которые объединяются в 138 статей. Во Введении показана ретроспектива пройденного Китаем исторического пути, перечислены основные этапы национально-освободительной и революционной борьбы ки­тайского народа и дана развернутая характеристика современно­го этапа развития государства. В частности, в ней отмечалось, что после образования Китайской Народной Республики китайс­кое общество постепенно осуществило переход от новой демокра­тии к социализму, окрепла "демократическая диктатура народа, то есть по существу диктатура пролетариата" 1 . Конституция зак­репляет основы политической системы КНР, особо подчеркивая роль Коммунистической партии Китая, "вооруженной идеями марк­сизма-ленинизма, идеями Мао Цзэдуна", во всех достижениях китайского народа. Другой важной особенностью, отраженной в Конституции, является наличие широкого патриотического Еди­ного фронта, в который под руководством КПК входят некомму­нистические демократические партии и многочисленные обще­ственные ("народные") организации. Руководящая роль КПК в го­сударстве и обществе определяется в Конституции в качестве основной предпосылки реализации главной задачи государства на современном этапе — осуществление "социалистической модер­низации".

    Конституция закрепляет хорошо известный из социалисти­ческого периода истории ряда стран принцип "продолжения классовой борьбы при диктатуре пролетариата", реализация ко­торого привела в Китае, как известно, к массовым политичес­ким репрессиям в годы "культурной революции". Более того, под­черкивается, что классовая борьба, борьба против "внутренних и внешних вражеских сил и элементов, подрывающих социалис­тический строй, в определенных рамках и в определенных фор­мах будет существовать еще в течение длительного времени". При этом само содержание понятий "внутренние и внешние вра­жеские силы и элементы" не конкретизируется, что дает воз­можность их произвольной трактовки и использования для обо­снования тех или иных действий во внутренней и внешней поли­тике.

    Политика КНР по отношению к Тайваню закрепляется в кон­ституционных формулировках, определяющих Тайвань как "часть священной территории Китайской Народной Республики". Воссое­динение Тайваня с континентальной частью Китая определяется как важнейшая общенациональная задача, как "священный долг всего китайского народа".

    Важное место занимает закрепление основ внешней полити­ки китайского государства (ибо "будущее Китая тесно связано с будущим всего мира") и ее пяти основных принципов: взаимного уважения суверенитета и территориальной целостности, взаим­ного ненападения, невмешательства во внутренние дела друг друга, равенства и взаимной выгоды, мирного сосуществования. Вместе с тем Конституция отражает специфику внешней полити­ки КНР как государства социалистического типа: Китай ". реши­тельно выступает против империализма, гегемонизма и колониа­лизма; укрепляет сплоченность с народами различных стран мира; поддерживает справедливую борьбу угнетенных наций и развива­ющихся стран. "

    Глава I "Общие положения" определяет сущность КНР как "социалистического государства демократической диктатуры на­рода, руководимого рабочим классом и основанного на союзе ра­бочих и крестьян" (ст. 1).

    Статья 2 декларирует принадлежность всей власти в стране народу и определяет формы ее осуществления — "через Всеки­тайское собрание народных представителей и местные народные собрания различных ступеней", а также особое место представи­тельных органов власти в механизме государства: "Все государ­ственные административные органы, судебные органы и органы прокуратуры формируются собраниями народных представителей, ответственны перед ними и им подконтрольны" (ст. 3). В качестве принципа деятельности государственных органов определяется демократический централизм (ст. 3). Таким образом, закрепляет­ся социалистическая модель механизма осуществления государ­ственной власти, основанная на марксистской концепции полно­властия представительных органов типа советов и отрицающая принцип разделения властей.

    Важным направлением внутренней политики КНР является национальная политика, основные принципы которой ("равенство, сплоченность и взаимопомощь"), а также формы осуществления закреплены в Конституции. Конституция провозглашает равенство всех национальностей в КНР, запрещает любую дискриминацию по национальному признаку и закрепляет курс на ускорение тем­пов экономического и культурного развития районов проживания национальных меньшинств (ст. 4).

    Особенности социализма с "китайской спецификой" наиболее ярко проявляются в экономической системе КНР, основные чер­ты' которой определены в ст. 6—18 Конституции. Закрепляется множественность форм собственности, но они неравноправны между собой. Основой социалистической экономической системы, согласно ст. 6 Конституции, является социалистическая обществен­ная собственность на средства производства, которая выступает в форме "общенародной собственности и коллективной собственнос­ти трудящихся масс", при которой "ликвидируется система эксп­луатации человека человеком, осуществляется принцип "от каж­дого — по способностям, каждому — по труду". Сектор экономи­ки, основанный на государственной собственности, определяется как "руководящая сила в народном хозяйстве". Конституция зак­репляет наличие в экономике КНР различных форм собственнос­ти, существующих наряду-с общенародной и коллективной соб­ственностью трудящихся масс, а именно "индивидуальной соб­ственности городских и сельских тружеников", а также частного сектора экономики. Так, ст. 11 Конституции гласит: "Государство допускает существование и развитие частного сектора в преде­лах, установленных законом". Однако при этом индивидуальное и частное хозяйство рассматриваются лишь как "дополнение к со­циалистической экономике, основанной на общественной собствен­ности" (ст. 11). Получила свое конституционное закрепление и политическая линия КПК, направленная на создание в Китае со­циалистической рыночной экономики: "Государство осуществляет социалистическое рыночное хозяйство. совершенствует макроре­гулирование" (ст. 15 в редакции 1993 г.), экономика страны разви­вается на основе сочетания рынка и государственного макроре­гулирования. Принцип государственного макрорегулирования в настоящее время заменил собой ранее существовавший конститу­ционный принцип всеобъемлющего планирования, и в новой ре­дакции Конституции были устранены все положения, касающие­ся плановой экономики.

    Курс на развитие рыночного хозяйства вновь был подтверж­ден и конкретизирован на - XV съезде КПК (сентябрь 1997 года), где отмечалось, ,что строительство социалистической экономики с китайской спецификой есть развитие рыночного хозяйства в со­циалистических условиях, последовательное раскрепощение и развитие производительных сил. Решению этой задачи во многом способствует и закрепление в качестве конституционного принципа расширения хозяйственной самостоятельности предприятий при условии подчинения их единому руководству со стороны госу­дарства.

    Конституционное закрепление получила открытая внешне­экономическая политика китайского государства, направленная на широкое привлечение иностранного капитала в экономику стра­ны. В этой связи ст. 18 Конституции говорит о "разрешении" ино­странным предприятиям и другим иностранным хозяйственным организациям вкладывать свои капиталы в китайскую экономику и осуществлять с китайскими предприятиями и другими хозяй­ственными организациями экономическое сотрудничество. В на­стоящее время в Китае широко практикуется создание различ­ного типа совместных предприятий с участием иностранного ка­питала, а также предприятий, основанных целиком на иностранном капитале. При этом гарантируется охрана и защита со стороны китайского государства законных прав и интересов как иностран­ных предприятий и других иностранных хозяйственных организа­ций, так и смешанных предприятий. Эта же глава Конституции содержит важные положения, касающиеся защиты законных прав и интересов иностранцев, находящихся в КНР, и о предоставле­нии политического убежища лицам, эмигрировавшим по полити­ческим мотивам (ст. 32).

    Глава I также закрепляет основы государственной политики в области образования, науки, культуры, здравоохранения, физи­ческой культуры и спорта (ст. 19—24), планирования семьи (ст. 25) и защиты окружающей природной среды (ст. 26). Важное место отводится вопросам охраны общественного порядка, обществен­ной безопасности, подавлению "предательской и иной контррево­люционной деятельности"(ст. 28), а также основам военной поли­тики (ст. 29). Статья 30 закрепляет административно-территори­альное деление государства, в том числе и создание автономных административно-территориальных единиц.

    Глава II "Основные права и свободы граждан" посвящена ос­новам конституционного статуса граждан КНР. Она значительно расширена по сравнению с ранее действовавшими Конституция­ми (содержит 23 статьи), в ней сформулировано понятие граж­данства КНР, перечисляются основные права и свободы граждан, их конституционные обязанности. Многие статьи наряду с закреп­лением прав и свобод формулируют и их гарантии.

    Глава III "Государственная структура" является самой боль­шой по объему (ст. 54—135) и содержит семь разделов, в которых закрепляется система государственных органов, основы правово­го положения важнейших звеньев государственного механизма (Всекитайского собрания народных представителей, Председате­ля КНР, Государственного совета, Центрального военного сове­та, местных собраний народных представителей и местных народ­ных правительств, органов самоуправления в районах националь­ной автономии, органов суда и прокуратуры), а также порядок их формирования. Конституция внесла важные изменения в систему государственных органов: был восстановлен пост Председателя КНР, расширены полномочия Постоянного комитета ВСНП, преж­де всего в законодательной сфере, создан Центральный военный совет, установлены сроки пребывания в должности высших долж­ностных лиц и т. д.

    Глава IV "Государственный флаг, государственный герб, сто­лица" посвящена государственной символике КНР и ее столице.

    Конституция КНР 1982 г. относится к числу "жестких" кон­ституций: изменения в нее вносятся по предложению Постоян­ного комитета ВСНП или 1/5 общего числа депутатов ВСНП и принимаются квалифицированным большинством в 2/3 голосов всех депутатов ВСНП (ст. 64). Поправки в действующую Консти­туцию вносились в 1988 году: в ст. 10 — разрешение аренды зем­ли, и в ст. 11 — легализация частного сектора экономики, а так­же в 1993 году — в ст. 7, 8,15,16,17, 42, 98, новые формулировки которых отразили курс на проведение социалистической модер­низации и создание социалистической рыночной экономики.

    Читайте также: