Анскулинг в россии законно что делать

Обновлено: 24.05.2024

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Попробуем систематизировать информацию об анскулинге.

Про смысл анскулинга - это жизнь без образования и учителей. В ютьюбе, есть популярное видео 11 летнего мальчика, который описывает свою жизнь без школы и рассказывает о том, как это круто(на английском):

Вы путаетесь в терминах. СО - это семейное образование, официально признанная форма получения общего образования в России. Домашнее образование - это "бытовой" синоним семейного образования, основанный на том, что при СО ребенок не ходит в школу, а учится дома. Анскулинг - это не отрицание образования, как вы пишете в другом своем посте, а, действительно, особая философия и практика образования, как говорит нам Википедия. И он не разрешен в России. И я понимаю почему.

Я думаю, в сообществе freeedu с большим удовольствием пообсуждали бы поднимаемые вами вопросы. Однако многие ваши рассуждения пока остаются чисто теоретическими - в силу возраста ребенка. И кроме того, отдают некоторым азартом неофита, который только что открыл для себя вред школьного образования. Уж не обижайтесь )) Мне кажется, именно поэтому у вас возникло неприятие сообщества freeedu - несправедливое, на мой взгляд. Там практики СО обсуждают насущные вопросы. А главный камень преткновения - это аттестации и взаимодействие со школами. Легко критиковать, пока сам еще сидишь на бережке, а не барахтаешься в этом море )) Мне интересно, как вы предполагаете реализовать анскулинг на практике?

азарт неофита - понравилось, согласен он есть))) ну не люблю я школу и все что с ней связано.
Анскулинг в философии своей для меня, это в первую очередь отказ от образования. Поскольку образование, появилось именно как передача ребенку того образа, к которому он должен стремиться - быть рабочим на фабрике, студентом, ученым и т.д. Раньше, еще лет 30 назад, можно было говорить об образовании, сейчас уже нет. Какой образ транслировать ребенку? Стартапера, краудфандера, постильщика картинок. Я на себя эту ответственность взять не могу.
freeedu постоянно читаю, хотя учебники и учителя, это меньшее из того, что хотелось бы обсуждать, но других сообществ особо нет. Про теоретические рассуждения, нам еще за 9 месяцев до рождения ребенка начали говорить, вот родится, посмотрим, не будете ночами спать, тяжело и сложно будет, про все радости забудете и так далее, а все оказалось не так. Правдой оказалось только то, что все родственники сразу пропали, которые больше всего ждали))) Надеюсь, что и со школой также будет))) И мне кстати во freeedu также и ответили, что рано Вам пока, не суйтесь сюда.
Про реализацию анскулинга на практике. Главное не планировать, потому что жизнь непредсказуема и всё. И не хотеть от ребенка чего-то))) чтобы научился читать, писать и т.д. Мы не хотим(не в смысле того, что против), чтоб ребенок поступил в ВУЗ, получил профессию и т.д. Ну а для бытовых процедур и дисциплины монтессори(только настоящее) никто не отменял.

Вместо трансляции какого-либо образа можно работать на поиск ребенком своей индивидуальности, на создание собственного образа, и это тоже будет образованием. И даже при этом останутся моменты, которые родители осознанно могут транслировать своему ребенку. Например, свободомыслие, независимость суждений, конформизм, критический взгляд, атеизм, религиозное мировоззрение, феминизм, патриархальные устои и т.д. Я уже молчу про те вещи, которые родители могут транслировать неосознанно )) То есть образование происходит в любом случае. И родители в любом случае принимают в этом участие. Даже тем, что отказываются от него. Вот такая заковыка ))

Что касается анскулинга, то меня в первую очередь интересует не то, как вы видите себе этот процесс, а то, как вы собираетесь реализовать его, если в России он вне закона. Будете ждать, что за четыре года поменяется закон, или переедете на ПМЖ в страну, где он разрешен?

План следующий:
1. До 8 лет нужно подать местный УО заявление, по моему о домашнем образовании. В этом случае не нужно приписываться к школе. По крайней мере, так на вебинаре рассказывали практикующие анскулеры.
2. Потом нужно сдать ГИА, если ребенок будет готов будем сдавать, если нет договоримся с директором школы, чтобы были добрее и хотя бы тройки поставили. Деньги в нашей стране решают многое, а коррупция ширится.
3. Поступаем в иностранный ВУЗ, если будет желание или обретаем профессию. Но вообще хотелось бы, чтобы ребенок сам уже решил.

Но для меня, с азартом неофита, это вторичные вопросы, это мои проблемы, не ребенка. Меня больше волнует, что делать с окружающими и мифами о школе,религии, стране, мире, с которыми столкнется ребенок. В каком случае они окажут сильное влияние, в каком не окажут? Может ли вырасти современный человек в нашей стране, а не варвар и т.д. Поэтому второй вариант, миграция и с каждым годом я все сильнее к нему склоняюсь, но пока побеждают обстоятельства.

А, понятно. То есть плана нет, пока одни только фантазии )) Это я в основном по поводу вашего пункта №2. Что касается пункта №1 - так сейчас и поступают все, кто оформляет ребенка на СО. Не понимаю, при чем тут анскулинг.

Так и я не понимаю, Вы про закон спросили я ответил. А по существу я уже отвечал: Главное не планировать, потому что жизнь непредсказуема и всё. И не хотеть от ребенка чего-то))) чтобы научился читать, писать и т.д. Мы не хотим(не в смысле того, что против), чтоб ребенок поступил в ВУЗ, получил профессию и т.д. Ну а для бытовых процедур и дисциплины монтессори(только настоящее) никто не отменял.

Поэтому да, плана нет и не будет, для меня в этом и есть смысл анскулинга. Есть много вещей, которые важно обсуждать с ребенком и поддерживать его в том, что интересно, а все остальное мифы из-за незавершенного дескулинга у взрослых.

Продолжаем разговор ))
Я, собственно, ни разу не спрашивала у вас про ПЛАН. Я каждый раз спрашиваю про решение проблемы с незаконностью анскулинга в России. Думала, может быть, не замечаю чего-то совсем очевидного, а вы знаете. К сожалению, вариант сдать экзамены за деньги не является для меня (думаю, что и для большинства практикующих ДО) решением. Замечу также, что на тот момент, когда вы будете договариваться с директором школы, вашему ребеночку исполнится уже 15 лет и он будет полноправным участником вашей незаконной авантюры (будем называть вещи своими именами). Поэтому на контрасте достаточно странно выглядят ваши рассуждения о современном человеке и варваре. Вы, как говорится, или крестик снимите, или штаны наденьте. Это шутка, а не наезд ))

В качестве резюме. Думаю, что и анскулинг, и СО имеет свои достоинства и недостатки. И нам приходится выбирать, чем мы можем пожертвовать, а что для нас совершенно недопустимо.

Незаконность анскулинга.
1. Меня в школе научили, кто подлизывается, тот и получит хорошие оценки, чьи родители школе помогут у того проблем с экзаменами не будет. На этом фоне были 1-2 учителя, которые конечно были прекрасные, но для 10 лет маразма этого явно мало.
2. В институте, я научился уже сам договариваться и платить за экзамены. С тех пор ни один предмет который я изучал мне в жизни не пригодился, только если поверхностно, на уровне того, что за 1-2 часа можно посмотреть в инете. Ну и по окончании взятка в военкомате, доходило до того, что мои одногруппники брали кредит и им оплачивали взятки.
Поэтому говорить о незаконности в нашей стране анскулинга, это бессмысленно и лицемерно. Это как говорить о прописке. Я живу не по месту регистрации, нарушаю закон, потом втяну в эту авантюру ребенка. И так во всем. Езжу на автомобиле, постоянно нарушаю, покупаю без чека равно помогаю в сокрытии налога. Поэтому пусть лучше мой ребенок научится правильно относится к законам, гос органам и другим учреждениям, чем живет в иллюзии, что все правильно и нужно быть хорошим в глазах государства. Нужно быть незаметным)))

Про сам анскулинг и СО. Я СО не понимаю, я понимаю здравый смысл в виде того, что ребенок должен уметь делать вещи, которые пригодятся ему в жизни, а не те, за которые ему дадут бумажку, которая позволит отучиться в ВУЗе и получить еще одну бумажку, которая в жизни не пригодится. Я 2 раза в жизни показывал диплом университета и один раз из них, он мне пригодился, но это не стоило 5 лет в ВУЗе.
Поэтому я делаю логический вывод, если мне не пригодилось, то ребенку в мире, который очень сильно изменился тем более не пригодится. И вопрос, а что же пригодится? Его мы решаем поступательно, для каждого сензитивного периода стараемся обеспечить условия. Список профессий будущего постоянно меняется, образ(к слову об образовании), постоянно плывет и меняется, если мы научим ребенка популярному сейчас писанию кодов, то не факт, что он ему пригодится, когда он вырастет, через 5-10 лет. Как это было с навыками считать логарифмы на специальной линейке или как будет с тем же английским языком через 5-10 лет, когда наши смартфоны будут в режиме онлайн переводить с любого языка. Это моя позиция.


Философия анскулинга

Процесс образования при этом методе обучения никоим образом не привязан к получению строго определенного и обязательного набора знаний по спланированной заранее программе, к изучению каких-то строго обязательных учебников, к расписанию или, скажем, к дате ближайшего экзамена. Ребенок обучается и познает мир в естественной среде, не отрываясь от дома и семьи, задавая вопросы своим родителям и получая ответы на них. В результате приобретается жизненный опыт, который лежит в основе такого образования и обучения.

Естественное и совершенно свободное обучение ребенка основывается в первую очередь на его интересах в данный конкретный момент времени, предпочтение отдается тем занятиям, которые выбирает сам обучаемый. Дети сами определяют, что бы они хотели изучать и чем заниматься: темы занятий, время проведения, их периодичность. Задача же родителей – обеспечить их книгами, материалами, другими вспомогательными ресурсами и помогать им.

Наряду с изучением академических предметов, обучение происходит в творчестве, в играх, в общении, во время путешествий и других проявлений повседневной жизни. Джон Холт призывал родителей, выбравших данный метод, не создавать искусственные условия для обучения, а просто жить со своими детьми единой жизнью, используя реальные жизненные ситуации.

В первую очередь, анскулинг – это интересы ребенка, его мнение, его способности и таланты, а вовсе не план родителей по его обучению. Задача же родителей – быть максимально гибкими в отношении детей, прислушиваться к ним, обсуждая с ними вопросы предназначения с самого раннего детства, помогая раскрыться их талантам и найти им применение.

День ребенка может состоять из самых разнообразных занятий в зависимости от его предпочтений и интересов: чтение книг, рисование, рукоделие, просмотр познавательных фильмов и передач, пение, игра на музыкальных инструментах, спорт, конструкторы, настольные игры, ролевые игры. И хотя многие из них формально не связаны с доминирующей темой изучения, тем не менее попутно могут принести с собой множество открытий и новых знаний.


И не важно, если ребенок длительное время увлеченно занимается только одной понравившейся ему темой и изучает ее достаточно глубоко, читая книги, журналы, используя рабочие тетради, просматривая учебные видеоуроки, документальные фильмы, учебные программы, познавательные приложения. Спустя какое-то время интерес может проявиться к чему-то другому. Согласитесь, в школе такое построение учебного процесса невозможно в принципе.

Увлеченное изучение понравившейся темы и глубокое в нее погружение позволяет добиваться отличных результатов и далеко опережать в той или иной сфере своих сверстников, обучающихся в школе. Основное же преимущество анскулинга (по мнению тех, кто на себе проверил эту систему образования) в том, что ребенку предоставляют выбор и позволяют быть ребенком. Такая свобода помогает ему становится более самостоятельным и ответственным за свою жизнь.

Свобода выбора – это основной принцип анскулинга. Никто не стоит за спиной, заставляя что-то делать, не нужно ничего и никому доказывать, соперничать, сравнивать себя с кем-то. Ты волен выбирать сам – заниматься или полежать на диване. Но этот выбор предстоит делать снова и снова каждый день, и это очень усложняет задачу.

Ребенок должен сам совершать усилия, принимать решения, бороться с собственной ленью и расслабленностью. Как этого добиться от маленького человека, когда не каждый взрослый может заставить себя активно работать, если это не обязательно? Но все-таки это возможно, если это занятие любимым, очень важным делом. Задача родителей-анскулеров – помочь понять своим детям, что для них является действительно ценным и наполнить обучение смыслом.

В действительности получается, что только очень небольшое количество семей могут обладать той внутренней свободой, которая позволяет выходить за рамки, навязываемые миром, и грамотно пользоваться этой свободой. Важно не переступить грань между тонким процессом обучения на основе жизненного опыта и ничегонеделаньем и обычными веселыми совместными развлечениями. А это задача явно не для каждого. Даже опытные практики семейного образования считают анскулинг весьма специфичным методом среди различных видов домашнего образования. Наиболее радикальные последователи этого метода отвергают совсем какую-либо программу при обучении и исключают итоговую аттестацию.

Часть сторонников этого метода настроена не так решительно. Они не исключается что ребенок-анскулер может посещать какие-то классы и коллективные занятия, пользоваться традиционными учебниками, помощью наставников (помимо родителей). Но не это будет основой его образования. Отвергая следование школьной учебной программе, они допускают дистанционное обучение по свободной программе и возможность сдавать экзамены за весь школьный курс, что необходимо для получения аттестата зрелости и для дальнейшей учебы в ВУЗе (или для устройства на работу).

Сторонников, которые сделали выбор в пользу анскулинга, и его противников – немало. Каждый из них объясняет свою позицию, аргументируя ее множеством доводов.

Часть педагогов и родителей убеждены в том, что такой нестандартный подход помогает вырастить и воспитать творческую личность. В подтверждение этой версии часто называют фамилии знаменитостей, некогда получивших образование в домашних условиях. Это сестры-теннисистки Сирена и Винус Уильямс, певица, актриса, телеведущая и автор песен Хилари Дафф, футболист Тим Тибоу, серфер Бетани Хэмилтон, фигуристка Мишель Кван и другие.

А такие знаменитости, как американский предприниматель, филантроп, мультимиллионер Эндрю Карнеги, актер, композитор, кинорежиссер, сценарист Чарли Чаплин, английский писатель Чарльз Диккенс, американская танцовщица Айседора Дункан, изобретатель Томас Эдисон, русский писатель Максим Горький, основатель импрессионизма французский писатель Клод Моне, писатель и журналист Марк Твен, не закончили даже начальную школу, что впрочем не помешало прославить свое имя.

Почему весьма состоятельные родители, которые могут оплатить лучшее образование в частных школах, выбирают анскулинг? Потому что они считают, что домашнее образование – это единственная возможность с малых лет развить в талантливом ребенке его способности.

Не посещая школу и не тратя массу времени на каждодневные многочасовые походы и на подготовку домашних заданий, у ребенка остается достаточно времени и сил на развитие своих способностей. Особенно это актуально для младших школьников, для которых пока еще главный метод познания мира – не логически-рациональный, а образный.

Достижения во взрослой жизни детей, обучающихся по этой системе, – весомый аргумент, опровергающей мнение критиков, что дети, не посещающие школу, ничего не смогут добиться в жизни.


Второй значимый аргумент, выдвигаемый противниками анскулинга, – дети вне школы, лишенные общения с одноклассниками, не приобретают необходимый в дальнейшей жизни социальный опыт и навыки командной работы, им порой непросто общаться с окружающими людьми. В школе ребенок не только учится, но и подстраивается под требования системы и внешние правила при ограничении в свободе, приобретает опыт общения, учится отстаивать себя и свои интересы. Эпизодические же занятия в секциях и кружках не могут заменить общения в школе и впоследствии у домашних детей могут возникать проблемы.

По мнению же анскулеров, такое образование вовсе не предполагает запирания ребенка в изолированном пространстве. Домашние дети живут в той же общественной среде, что и школьники, регулярно общаются с людьми разного возраста: с ровесниками, с друзьями, родственниками, в кружках и секциях, где группа объединена общими интересами и общей целью. И в таких коллективах социальные навыки отрабатываются проще и приятнее, чем в группе одновозрастных людей, собранных случайным образом.

Порой, социализация в школе в рамках традиционного образования заменяется выживанием и приспособлением к требованиям дисциплины. Привычными становятся установки, ставящие желания ребенка и его потребности на второе место по сравнению с требованиями системы.

При этом не важно, каким способом ученик получил положительную внешнюю оценку: выполнил ли он необходимое задание сам или же из-за желания понравиться учителю или обмануть его просто списал.

Разумеется, школьная социализация – это вовсе не плохо. Но она не заменяет того многообразия общения, которое происходит в реальной жизни. Зачастую в школе приобретаются и вовсе не полезные качества, такие как страх попросить помощь, страх совершить ошибку из-за боязни получить оценку ниже, страх задать лишний вопрос.

Еще один аргумент противников этой системы обучения – далеко не всегда родителям удастся самостоятельно дать детям нужный объем знаний, организовать процесс обучения, воспитать полезные навыки и привычки. Приводятся следующие доводы: дети, не посещающие школу, не получают системные знания, не научатся анализировать и мыслить (несмотря на все минусы школьной зубрежки, школа все же приучает думать).

Однако, противники традиционной системы образования, доказывая право на существование анскулинга, утверждают, что принуждение к учебе зачастую отбивает желание и умение учиться самостоятельно, ставить цели и решать задачи.


Школьная программа не способствует развитию врожденных способностей и собственных увлечений детей, подавляет их индивидуальность, загоняя интересы и желания конкретного ребенка в строгие рамки школьной программы. А это может ограничивать познавательный интерес детей.

При свободном обучении в детях развивается уверенность. Они эмоционально более открыты и меньше подвержены стрессам. Они не боятся задавать вопросы и делать ошибки, свободно высказывать свои мысли, анализировать и думать, аргументировать свое мнение.

Критики анскулинга считают, что дети (особенно младшего возраста) не могут сами себя мотивировать. Напротив, плюсы анскулинга в том, что этот метод предполагает высокую мотивацию. Дети учатся эффективнее, потому как они выбирают сами, чему учиться, и стремятся достичь образовательных целей, которые сами себе же и поставили.

Разумеется, это проще сделать старшекласснику, который может сам себя организовать, у которого в силу возраста уже имеется устоявшийся постоянный круг общения, и он легко может обходиться без школы. Сложнее мотивировать себя подросткам, для которых важно в этом возрасте соответствовать своим сверстникам, а общение с ними чаще всего обеспечивает школа. Малышам-первоклашкам также сложно включится в учебный процесс и высидеть урок. В школе им в этом помогает личность учителя, который на данном этапе представляет собой и мотивацию, и стимул.

Дети могут заниматься в собственном наиболее удобном для них темпе, комфортным для них способом, используя самый подходящий материал. Как отмечают родители-последователи анскулинга, освободившие от школы старшие дети получают от учебы больше удовольствия, больше размышляют о своем предназначении, о будущей жизни.

Еще один плюс – возможность избежать различных проблем со здоровьем (со зрением, с осанкой, стрессом, частыми простудами), чем обычно сопровождается обучение в школе, ограничивающее подвижность детей, вынужденных много времени проводить за книгами за столом и партой.

Что касается подготовки ребенка в школе к будущей работе и жизни, которая наступит лет через 10-12, то в быстро меняющемся мире трудно предугадать, каким окажется это будущее и что необходимо изучить сегодня, чтобы оказаться подготовленным к нему. Но если ребенок освоит основной навык – умение учиться самостоятельно, то это и будет гарантией того, что в любых изменившихся обстоятельствах он окажется подготовленным к любым условиям. Школа готовит из детей хороших исполнителей, умеющих следовать инструкциям. Анскулинг же, напротив, людей, которые готовы взять ответственность за себя и самостоятельно принять решение.

Hо не все родители имеют возможность не работать и уделять столько времени детям: ребенок, какой бы умный и организованный он ни был, не может сделать вполне осознанный выбор того, что действительно ему нужно: чем заниматься, как долго и с кем. Да, это так. Анскулинг возможен только в том случае, если позволяет семейный уклад, образ жизни, семейные ценности и финансовые возможности, поскольку несовершеннолетний ребенок не может самостоятельно выбирать для себя образ жизни.

Кроме того не всегда и не все родители могут доступно и логично ответить на вопросы детей, объясняя суть явлений и предметов и обеспечивая понимание. И не все из них могут создать обучающую полезную среду. И с этим аргументом трудно поспорить. Учитывая возраст нового направления, лишь немногие родители из ныне практикующих анскулинг сами были анскулерами. У них нет опыта применения на практике этого метода обучения, и порой они испытывают мало доверия к этому радикальному способу. А сохранившийся в памяти личный школьный опыт только усложняют задачу.

Безусловно, этот метод естественного обучения подойдет далеко не каждому ребенку и не каждым родителям. Этот процесс предполагает подготовку, прежде всего, взрослых и немало усилий с их стороны. По мнению родителей, испытавших на практике метод анскулинга, семьи, где дети обучаются самостоятельно при помощи родителей, как правило, могут сами себя организовать и им не требуется постоянный контроль.

Философия этого обучения предполагает намного больше свободы, нежели при любом другом методе, что является лучшим способом подготовки детей к быстро меняющейся жизни и к неизвестному будущему – так считают последователи новой формы обучения.


Анскулинг в России – правовой аспект

Такая система обучения детей, как анскулинг, приветствуется не во всех странах. Прижилась она в США и Канаде. Во многих странах разрешено обучаться дистанционно и сдавать экзамены экстерном. В некоторых, как в Германии, дети посещают школу в обязательном порядке. Исключение в виде домашнего обучения возможно только по состоянию здоровья на основании врачебного заключения. В России, где в принципе не запрещено домашнее обучение и сдача экстерном экзаменов, анскулинг официально не разрешен. В нашей стране в обязательном порядке для аттестации нужно сдавать итоговые экзамены.

Что касается сдачи ежегодных экзаменов (промежуточные аттестации) при семейном образовании, то тут не все так однозначно. Во всяком случае обязанность сдавать или не сдавать четко нигде не прописана. И эта неопределенность в законодательстве вызывает определенные сложности. Семьям, решившимся внедрить этот метод обучения, наверняка придется столкнуться с неоднозначной реакцией чиновников и окружающих.

Тех, кто задумывается о таком способе образования, также волнует вопрос с поступлением в ВУЗ. В этой ситуации родителям-анскулерам приходится зачастую идти на компромисс с системой: практикуя свободное обучение, использовать варианты максимально щадящей аттестации.

Но время не стоит на месте. Уже сейчас существует масса возможностей, благодаря которым очень многому можно научиться через интернет и получить соответствующие сертификаты. А через какое-то время получить дальнейшее образование, скорее всего, будет намного проще, чем сейчас.


Есть ещё экстернат. На экстернате школьную программу проходят обычно в ускоренном темпе. И проходят не не школьной программе, а циклами — месяц все учат историю и в конце — сдают. Потом переключаются дальше. На такой форме можно за один раз сдать экзамены сразу за два года. То есть, историю за 6 и 7 класс, математику за 6 7 класс. И так далее. А к концу года шестиклассник сможет перейти сразу в восьмой класс.

А вот что такое анскулинг, многие даже и не слышали, а если и слышали, то, скорее всего считают странной причудой некоторых родителей. Таких сейчас во всем мире не мало. Но если посчитать в процентах от всех родителей школьников, то процент будет мизерный….

Так что же это? Для тех, кто не знает в принципе, что такое анскулинг, расскажу, что это учёба вообще без школы. То есть, абсолютно! Не выполнение норм и программ за тот или иной класс, год, уровень. А просто жизнь. И просто учёба и освоение тех или иных нужных навыков, умений и знаний — в тот момент когда они актуальны, или просто в тот момент, когда они уже понятны, или уже интересны. Словом, учёба с учётом интересов и потребностей. И к тому же — не оторванная от жизни. Анскулинг — это море времени и море возможностей для ребёнка….

Звучит с одной стороны очень заманчиво. А с другой стороны — пугающе. Например, встают такие вопросы: а чему учить? Как? В каком темпе? Как уговаривать заниматься, если нет маячащей проверки в виде контрольной?…

Но вернёмся к анскулингу.

Мне очень нравится идея учиться не по школьным программа и идея НЕ сдавать никаких выпускных экзаменов (про вступительные — чуть позже). Так вот, меня всегда поражало то количество ненужной информации, которая даётся в школе и полное отсутствие нужной (с моей точки зрения). Допустим, та самая набившая всем оскомину химия. Да, представление о химии иметь, безусловно, надо. Но не в том объеме, какой всегда был у нас в школе. Можно сказать еще иначе — химия нужна, и неорганическая, и органическая, которую все терпеть не могут, но интересная и сразу в каком-то прикладном виде (нужном для жизни, допустим), а не в решении десятков задач, которые многим школьникам просто непонятны… А музыка? В каком мизерном объеме проходят в школе музыку! Ни малейшего представления о сольфеджио, никаких азов музицирования, знакомство с мировой музыкальной культурой буквально вскользь… А уж про то, что танцами в школе никто не занимается и не будет заниматься, я вообще молчу. А насколько важнее для человека уметь владеть своим телом (а это не только в танце пригодится — для здоровья полезно и для освоения многих навыков тоже), чем умение решать сложные химические задачи…

Я не хочу снова скатиться к разговору о том, как несовершенны школьные программы. Совершенно очевидно, что изменить их невозможно. Или даже так. Когда их начинают менять, то почему-то получается ещё хуже.

Словом, есть новые технологии, есть интересные методики изучения и запоминания принципиально других объёмов материала. Есть и компьютерные технологии, есть сотни познавательных фильмов, есть интернет, в конце концов — для подростка важнее научиться добывать информацию там, чем зазубривать тонную ненужно информации… Но есть школа. И среднестатистический ребёнок загнан в рамки программы и ему некогда познавать себя и этот мир с помощью новых технологий. У него на это нет времени. Я уж не говорю о том, что у них нет времени на то, чтобы освоить простые бытовые, житейские навыки.

Но это тоже не совсем так. То есть, если вы вдруг придёте к анскулингу, то скорее всего, ваш ребёнок в 15-16 лет уже будет иметь кучу важных дел, зарабатывать деньги, жить интересной полной жизнью (что часто и происходит с большинством анскулеров). Им не нужен ВУЗ, как место, где можно учиться. Вся их жизнь — большая школа. Они учатся везде, всегда, всему. Они умеют учить сами себя.

Вот некоторые отрывки из этой статьи:

Для меня домашнее обучение означало возможность читать весь день, а затем читать весь следующий день. Это означало возможность пойти учиться к людям, работой которых я восхищалась, проводить много времени, играя в ручье неподалеку, писать книги, которых я не могла найти, но хотела прочесть, пытаться ставить пьесы Шекспира, учиться игре на фортепиано и греческому языку, и все это — совершенно не беспокоясь о том, что случится, если у меня не получится. Домашнее обучение – это когда можно сделать ошибку и у нее не будет больших последствий, чем минутное затруднение. Потому что мне не надо было достигать каких-то определенных уровней. Я просто старалась сделать лучше, потому что мне хотелось сделать лучше, потому что, я думаю, все люди стремятся к тому, чтобы сделать лучше то, что они делают.

Затем был случайный учебник по математике и онлайн курс биологии, который нашла и купила моя мама, когда ее стало это волновать. Иногда она становилась слишком обеспокоенной. Что, если я отстаю от школьников? Что, если я не поступлю в колледж? Было важно, чтобы я хорошо умела делать все то, что, как предполагается, должны уметь все. Я не волновалась. Я была счастлива.

Главным образом, проблема в том, что я думала, что колледж будет началом нового восхитительного периода в жизни. А вместо этого я чувствую, что это наоборот конец. Раньше обучение могло начаться в любой момент, и для этого не надо было ждать, когда преподаватель встанет у доски и начнет говорить. Можно было дружить с кем угодно, а не только с людьми строго твоего возраста. В домашнем обучении было много проблем и вот сейчас они становятся очевидными. Домашнее обучение заставило меня ожидать слишком многого. Оно дало мне много времени для того, чтобы подумать, кто я, поэтому мне не нужно делать этого сейчас. Колледж слишком искусственен для меня, тут все не так, как в реальном мире.

И это даже забавно, потому как всю мою жизнь люди говорили мне о том, что я, должно быть, не знаю реальной жизни. Люди часто думают, что хоумскулеры живут своей жизнью в своем маленьком замкнутом мире. Я не знаю, как доступно описать им свою жизнь. Не знаю, как преподнести бескрайний мир моего детства, в котором имели место правила, и я упорно трудилась над чем-то, просто потому что это было интересно. Что это за мир? Он не нормален. В нем нет уровней и степеней.

Для многих в России анскулинг невозможен. Хотя бы уже потому, что по нашим законам это недопустимо — у нас все дети имеют право учиться в школе и родители обязаны им это право обеспечить. а если не обеспечили, то можно и под суд попасть…

Но есть люди, которые готовы менять всю свою жизнь, вплоть до переезда в другую страну, ради того, чтобы растить творческую свободную личность.

Я не призываю всех срочно бросить школы или всем сбежать из России. Этот пост — это даже не статья, а рассуждение с сожалением в голосе. Это повод задуматься над тем, чему мы учим детей, чему учит их школа, как наше раннее развитие может естественным образом продолжится в анскулинге или утонуть в школьной рутине.

Мы — за анскулинг. Я, мои дети, мои друзья. И постепенно всё больше и больше я склоняюсь к мысли об анскулинге, как о единственно правильном пути. Еще немного смелости и уверенности в себе мне не помешают….

Анскулинг, или домашнее обучение, все чаще становится предметом дискуссий и споров в интернете. Как это полагается, участники полемики заняли свои места по разные стороны баррикады: те, кто считает домашнее обучение безусловным благом для своего ребенка, и те, кто крутит пальцем у виска, вчитываясь в доводы первых. Если вспомнить историю, то раньше домашнее обучение было предпочтительной формой образования. Правда, доступно оно было лишь избранным. Нанимали специальных учителей: немцев, французов и других ученых мужей, приставляли к ребенку фройляйн или мадам…

Сейчас же сторонников анскулинга становится все больше и больше. Папы и мамы спешат отказаться от детских садов и школ. Чем же руководствуются родители, выбирая домашнее образование?

Анскуллинг: за и против

Домашнее обучение: плюсы и минусы

Говоря об анскулинге, Бабаута предполагает полный отказ от традиционной системы предметов и оценок. Во главу угла ставится самостоятельный поиск. То есть ребенок учится самостоятельно ставить себе цели и их достигать, учится чему-то не по учебникам, а по всем возможным материалам, которые дает жизнь. Можно брать информацию из книг, из интернета, учиться у специалистов своего дела, профессоров университета… главное — найти то самое, чему хочется учиться .

Предполагается, что родители и ребенок должны понять, чем же хочет он заниматься, и далее от этого отталкиваться и развивать ребенка именно в этом направлении.

Свобода — главное, чем предлагает руководствоваться Лео Бабута. Никаких принуждений, никакого наставничества. Автор уверен, что ребенок со временем полюбит учиться и сам выберет занятие по душе. Родители лишь должны направлять и помогать осуществлять поиск, придумывать стимулы для того, чтобы у их чада появилось желание чему-то обучаться. Можно раскидывать по дому интересные книги, обучающие игры, подключать к телевизору обучающие каналы, а на компьютер устанавливать обучающие программы. Ребенок рано или поздно обязательно чем-то заинтересуется и захочет учиться.

Анскулинг: доводы

Далее мы приведем основные аргументы обычных родителей, выступающих за то, чтобы отказаться от детского сада и школы для своего ребенка.

1. Никто не знает вашего ребенка лучше вас самих. Любящие родители смогут дать в разы больше, чем чужие тети из детского сада или школы, которые часто не только не умеют обращаться с детьми, но и элементарно не имеют возможности индивидуально подходить к каждому ребенку, если в классе (или в группе), например, 30 человек.

К сожалению, озвученная проблема имеет место быть в современном мире. Из-за того, что система образования находится в стадии вечного реформирования и преобразования, а институт школы трещит по швам, мы наблюдаем постоянный отток хороших специалистов из государственных школ. На их места приходят другие, чьи вектора не всегда находятся в лучших состояниях. Плохой учитель может не только отбить у ребенка желание учиться, но и значительно подпортить жизнь малыша на долгие годы. Именно поэтому очень важно научиться разбираться в учителях и воспитателях. Видеть, кто перед вами: развитая личность, которая привнесет в жизнь отдельно взятого ребенка и всего класса в целом новые яркие и неповторимые краски, или человек в плохом состоянии, который нанесет детям неизлечимые травмы.

Анскулинг и творческие способности

С одной стороны, как мы уже говорили выше, очень часто учителя в школе закрывают глаза на индивидуальный подход. Но снова повторюсь: все это зависит от личности учителя, а не от самого фактора существования школы. И если учитель хороший, то даже камень всеобщего преткновения (ЕГЭ и ГИА), приучающие детей мыслить стандартно, никак не будут влиять на свободу мышления вашего ребенка.

К тому же не каждый ребенок рожден с предпринимательскими способностями, не каждый желает заниматься творчеством и не каждый умеет подчиняться. Ни школа, ни домашнее обучение не влияют на внезапное появление тех или иных способностей, потому что все это зависит от врожденного набора векторов человека. Так талантливые предприниматели — это дети с кожным вектором. А вот из детей с анальным вектором как раз-таки предприниматель не вырастет: у них другие особенности. Это будущие специалисты в своей области, которые идеально выполняют любое дело. В детстве они отличаются послушанием и прилежанием. А вот маленькие уретральники никого никогда не слушают, и никакая школа не научит их подчиняться.

3. Для социализации ребенка в обществе вовсе не обязательно ходить в детский сад и школу. Другие дети мешают развитию способностей ребенка (особенно в детском саду), ребенок концентрируется не на обучении, а на социализации. В школе свободную личность часто травят, делают изгоем, наносят травмы. Дома же ребенок получает возможность развить свои способности по максимуму. Для социализации достаточно выходить во двор и гулять с другими детьми, а также общаться с детьми в различных детских клубах и кружках.

Анскулинг и школа

Анскулинг и школа

Есть обучение в школе, есть домашнее обучение, а есть движение анскулеров — это дети, которые учатся дома и совсем по другой методике, чем их сверстники. Противники системы уверены, что без контроля учителей дети-анскулеры вырастут неучами и социопатами. А сторонники приводят факты: вчерашние анскулеры блестяще поступают в вузы. Так что же это такое — анскулинг? Как учатся такие дети? Где берут мотивацию? И как это — жить без школы? Автор Евы.Ру Марина Кадочкина на примере знакомых американских родителей срывает покровы с анскулинга.

Читайте на Еве

Похожие материалы

Долой школу? А что вместо нее? Узнайте, как живут дети, которых родители учат сами на дому

Яркое полуденное солнце все-таки разбудило девятилетнюю Руби. Она спрыгнула с кровати, покормила золотых рыбок и сбежала вниз на кухню, где папа, как обычно в это время работал за компьютером.

— Доброе утро, ты сегодня хорошо поспала?

— Да, вчера читала Мифы Нордов допоздна, про гномов, которые превращались в камень от лучей солнца, и про мальчика День, который светился!

— Ты моя девочка День, сама светишься, давай завтракать.

После завтрака Руби садится смотреть образовательные видео, ее любимая серия Планета Земля. Примерно так начинаются все дни Руби, а не только выходные и каникулы. Она ложится и встает, когда хочет, и делает, что хочет, весь день.

Руби — анскулер, ребенок, который не ходит в школу , и обучение которого происходит не с девяти до трех с понедельника по пятницу, а каждую секунду ее жизни. Так считают ее родители, разочаровавшиеся в обязательном среднем образовании . Ведь мы не отправляем ребенка в школу, чтобы научиться ходить и разговаривать, говорят они, кто сказал, что всему остальному она не научится сама с нашей помощью? В три года Руби пыталась читать все вывески и знаки, встречающиеся на улице, вместе с мамой составляла списки продуктов для похода в супермаркет, освоила меры и дроби, отмеряя сахар и муку для выпечки капкейков.

Долой школу? А что вместо нее? Узнайте, как живут дети, которых родители учат сами на дому

Папа Руби — профессор математики в престижном университете, и он часто проводит занятия в кооперативе анскулеров. Занятия проходят в парке в любую погоду и совсем не похожи на обычные кружки. На одном таком занятии малыши собирали и измеряли палки, чтобы построить дом по нарисованному ими чертежу, а дети постарше с увлечением искали спирали Фибоначчи в еловых шишках.

Все время Руби — свободное , и она проводит его в музеях, парках, аквариуме, в играх с друзьями, когда они приходят из школы. Руби учит японский язык, потому что ее любимые анимэ часто без субтитров, выписывает слова в тетрадку из толстых книг и хочет быть морским биологом.

Что же такое движение анскулинга, набирающее обороты по всему миру?

❉ Это жизнь без школы . Это значит не просто не посылать ребенка в школу, но и не создавать атмосферы школьного дня на домашнем обучении. Анскулинг — самый радикальный вид домашнего образования. Мои американские друзья и другие родители, следующие философии анскулинга, считают, что современное среднее образование не соответствует требованиям будущей профессиональной жизни их детей, где прежде всего будет цениться творчество и гибкое,
нестандартное мышление.

❉ Вера в то, что дети обучатся всему, что им нужно знать в жизни . Дети учатся, когда они готовы воспринимать информацию и когда им интересно. Личный график может сильно отличаться от школьного. Анскулеры не переживают, если ребенок еще не читает в 5 или даже 7 лет. Когда ребенку станет это важно и у него будет мотивация научиться читать, он обучит себя сам. Если чадо часами играет в Майнкрафт, он вполне может быть на пути к диплому архитектора или программиста. Родители сядут играть с ним и попросят посвятить их в тонкости игры.

❉ В анскулинге родители не стараются вызвать интерес ребенка к нужному, по их мнению предмету , а, наоборот, помогают ребенку овладеть навыком, к которому он тянется сам. Если ребенок начинает проявлять интерес к чтению, счету, письму — а это делают абсолютно все дети в возрасте от двух до восьми лет — родитель будет ему всячески помогать, находить ресурсы с информацией, использовать каждую возможность практиковать навыки в игровой и
жизненной форме.

Например, останавливаться у каждой вывески на улице и терпеливо ждать, пока малыш разбирает буквы, писать списки продуктов, рецепты, открытки друзьям, заниматься по программам типа Kumon, если ребенку они нравятся.

Долой школу? А что вместо нее? Узнайте, как живут дети, которых родители учат сами на дому

❉ Философия анскулинга распространяется на все аспекты жизни . Дети контролируют свою жизнь с помощью взрослых, а не наоборот. Наказания и награды не используются в воспитании детей-анскулеров.

❉ Обучение жизнью . Дети берут информацию из многих источников и от многих людей. Родители стараются предоставить им максимум возможностей найти свои интересы — путешествуют как можно чаще, ведут активную социальную жизнь, культивируют собственные интересы и хобби.

❉ Анскулинг не только американское явление . Дети-анскулеры живут по всему миру, они и их родители общаются друг с другом в социальных сетях. Анскулинг легален в большинстве развитых стран, в том числе и в России с прохождением промежуточной аттестации. Некоторые страны, например, Финляндия, Швеция, Дания, Норвегия, взяли элементы анскулинга на вооружение и провели школьные реформы, позволяющие детям изучать предметы интегрированно и по интересам, во время занятий на природе, в музеях, на школьной площадке, и это принесло результаты — перечисленные страны занимают ведущие места в мире по результатам образования.

❉ Во всех штатах США анскулинг полностью узаконен как вариант домашнего обучения . В любой момент ребенок может пройти стандартизированные тесты, оценивающие их знания, которые принимают колледжи для поступления, но это необязательно. Колледжи хотят видеть интересных, умных, страстно желающих знаний молодых людей, и большинство анскулеров именно такие. Их принимают в колледжи по результатам собеседований и рассмотрения их творческих,
научных и социально значимых проектов.

Часто анскулеры начинают курсы университетов онлайн уже в 13-15 лет, и эти часы засчитываются для поступления. Анскулеры могут следовать школьной программе, если этого хотят, а могут заниматься чем-то совершенно своим. Как правило, они выбирают интересный им предмет и полностью погружаются в него, становясь настоящими специалистами еще в детстве. Художник Клод Моне был типичным анскулером.

Читайте также: