32 кто из императоров византии подписал соглашение с салах ад дином против крестоносцев

Обновлено: 02.07.2024

Взаимоотношения Византийской империи и Ордена Святого Иоанна необходимо рассматривать в контексте целого комплекса исторических процессов, включающих различные политические и культурные события. Во-первых, поскольку Орден Святого Иоанна — это, прежде всего, католический монашеский орден, то его взаимоотношения с Византией находились в зависимости от отношений между католической и православной церквями. Во-вторых, рыцарский орден был тесно связан с влиятельными западными феодалами и королями, что обусловило вовлеченность госпитальеров во взаимоотношения между Византией и западными королевствами. В-третьих, госпитальеры были вовлечены во все отношения между Византией и латинскими крестоносцами. В-четвёртых, отношения между Византией и Орденом испытывали на себе влияние взаимной борьбы итальянских городов — государств Генуи и Венеции.

Дату создания Ордена Святого Иоанна принято относить к 40-м годам XI века. В июле 1099 года крестоносцы обнаружили в захваченном Иерусалиме госпиталь, управляемый монахами, которые выбрали своим покровителем св. Иоанна Крестителя . Руководил Орденом Фра Жерар (Пьер-Жерар де Мартиг, 1040-1120), написавший первый устав Ордена, утвержденный впоследствии в 1113 году папой Пасхалием II. Первый король Иерусалима Готфрид Бульонский по достоинству оценил усилия монахов по врачеванию раненных крестоносцев, а четверо рыцарей из его свиты: Раймонд дю Пюи, Дюдон де Комп, Конон де Монтегю, Гастус приняли монашеские обеты и вступили в Орден. После смерти Жерара именно Раймонда дю Пюи (1083-1160 гг.) избирают великим магистром. Он видоизменил структуру и задачи Ордена, привнеся туда военную составляющую. С этих пор задачей Ордена становится не только помощь больным и паломникам, но и вооруженная охрана, и борьба с неверными.

В истории основания Ордена историками отмечается версия об изменении латинскими рыцарями святого покровителя с первоначального александрийского патриарха Иоанна Милостивого на Иоанна Крестителя. Иоанн Милостивый был греком и, по всей видимости, не обладал для латинян достаточным авторитетом. По версии В.В. Акунова, среди христиан XII века абсолютно отсутствовало осознание раскола между Восточной и Западной церквями. Однако взаимный антагонизм между двумя церквями существовал уже, как минимум, с VI века. В.В. Акунов привёл свою позицию в примечании к собственному переводу интереснейшего исторического документа — письма 1163 года Петра Немецкого, Приора Константинопольского, королю французскому Людовику VII.

В письме Петра Немецкого обращает на себя внимание не только необычность его роли посла византийского императора, но и возвышение в титулах Мануила Комнина по сравнению Людовиком и Папой. Именно это, по мнению В.В. Акунова, может свидетельствовать об отсутствии осознания раскола между церквями. Однако представляется наиболее вероятным, что большее влияние на стилистику письма Петра оказали сложные вассальные отношения, сложившиеся между западным крестоносцами и византийским императором.

Еще предводители первого крестового похода встали перед необходимостью присягнуть византийскому императору, поклявшись передавать ему все города и территории, завоёванные во время походов, защищать границы империи и быть верными императору, взамен император предоставлял право селить людей, строить латинские церкви и управлять завоёванными княжествами. Среди принесших клятву баронов первого крестового похода были Готфрид Бульонский, Боэмунд Тарентский, Роберт II Нормандский и Стефан Блуаский. Крестовые походы по своей сути представляли непрерывное движение рыцарей и паломников на Святую землю и обратно, цифра восемь лишь условно разделяет их в связи с участием известных исторических личностей и всплеском активности . Рыцари, избравшие путь в Иерусалим через Константинополь обычно были вынуждены приносить присягу императору Византии. И если бароны, покинув пределы греческой империи с легкостью забывали о своей присяге, то братья Ордена Святого Иоанна, обустроившие в Константинополе странноприимные дома и получившие от императора церкви, подобного себе позволить попросту не могли.

Присяга императору и деятельность на его территории обязывали рыцарей воспринимать его как своего сюзерена. В частности император Мануил Комнин передал Ордену храм святого Самсона, где братья организовали также и свой госпиталь, кроме того иоанниты владели в Константинополе госпиталем святого Иоанна Милостивого. Наличие госпиталей и странноприимных домов на территории Византии играло большую роль в истории крестовых походов. Тысячи паломников находили там свой кров и исцеление от болезней, подхваченных в пути, а раненные в боях рыцари залечивали в них свои раны. Константинопольский приорат Ордена Святого Иоанна ежегодно поставлял в Иерусалимский странноприимный дом 2000 штук войлочной ткани. Таким образом, можно предположить, что Пётр Немецкий в качестве посла к Людовику VII исполнял свою роль вассала византийского императора. Наличие Петра в качестве советника византийского императора было выгодно также и для папы Александра III, который в письме к Великому магистру Ордена Жильберу д’Асайи просил не отзывать Петра из Константинополя и оставить его на службе у Мануила.

Противоречия между греческой церковью и римской ощущалось не только на Святой земле, но и в самом Константинополе. В 1182 году произошло знаковое событие: после смерти Мануила Комнина греки подожгли дома латинян и устроили им резню, вооруженная толпа под предводительством греческих священников и монахов ворвалась в госпиталь святого Иоанна и принялась убивать больных и госпитальеров, ухаживавших за ними. В качестве причины бунта аббат Де Верто называет сближение Мануила с латинянами в попытке искоренить раскол, а также привлечение латинских священников к службе в византийских храмах . Уже позднее в 1274 году заключение императором Михаилом Палеологом унии с католической церковью в Лионе также вызвало ярое сопротивление со стороны греков.

Апогеем противостояния западных рыцарей и Византийской империи стал четвёртый крестовый поход, в результате которого союзные войска венецианцев и франкских крестоносцев захватили Константинополь, а на территории бывшей греческой империи были образованы Латинская империя, Фессалоникское (Солунское) княжество, Ахейское (Морейское) княжество и Афинская сеньория. Несмотря на то, что папа Иннокентий III не одобрял направления четвёртого крестового похода против Византии и был им крайне разочарован, церковнослужители, сопровождавшие войско крестоносцев, обещали всем отпущение грехов от имени папы, объявляя подчинение греков Риму правой и справедливой целью. Рыцари Ордена Святого Иоанна не принимали участия в походе. Однако первый император Латинской империи граф Балдуин Фландрский и Эно остро нуждался в союзниках и рыцарях для укрепления и удержания своей империи.

Балдуин I щедро раздавал земли духовно-рыцарским орденам, надеясь на их поддержку. Орден Святого Иоанна получил обширные владения от Балдуина, но часть из этих владений находилась в Анатолии, которую латиняне так и не смогли полностью завоевать. После захвата Константинополя госпитальеры стали обладателями также одной из главных святынь своего ордена — Филермской иконы Божией Матери, которую рыцари перенесли в свой замок в Акре. После возвращения греками контроля над Константинополем в 1261 году Орден Святого Иоанна сохранил за собой многие владения, в т.ч. и госпитали святого Георгия и святого Самсона. Фактически именно иоанниты были посредниками между папой и Византией в попытках воссоединить церкви и подготовке походов против турецких войск.

Совместная борьба Византии и Ордена Святого Иоанна против мусульман имеет много ярких эпизодов. Одним из таких эпизодов является подготовка похода короля Иерусалима Амори против Египта. Поскольку до этого был заключён мирный договор с Салах ад-Дином, то большинство европейских князей и монархов, а также тамплиеры не поддержали замысел Амори I. Поддержку королю оказали только Византия и Орден Святого Иоанна. Великий Магистр Жильбер д’Ассайи организовал сбор средств для грядущего похода, большие суммы ему передал также и император Мануил Комнин. В 1169 году Мануил Комнин также снарядил флот из 150 галер и 60 транспортных кораблей для блокирования гаваней Египта с моря и осады Дамьетты. Орден в случае успеха должен был получить в свои владения город Бильбейс. В 1168 году войска Амори взяли город Баальбек, который был отдан госпитальерам. С одной стороны крестоносцы с готовностью принимали помощь Византии, но с другой стороны явно не собирались отдавать отвоеванные территории и города.

Салах ад-Дин

© CC0 / Public Domain, Die Welt, Германия

В 1187 году крестоносцы решили применить против Саладина новую стратегию. Вместо того, чтобы укрепиться в крепости, они решили определить исход войны в открытом поле. В битве при Хаттине они попали в ловушку.

О том, как трудно понять Ближний Восток, на протяжении многих лет можно было судить по поступающим из этого региона новостям. Целые поколения политиков со своими блестящими стратегиями по решению кризисных ситуаций терпели неудачи. 800 лет назад было то же самое. Тогда на Святой земле правили князья-крестоносцы. Вместо того чтобы прислушаться к тем, у кого был опыт обращения с проблемами Палестины, крестоносцы сделали выбор в пользу новой стратегии: в решающей битве должны быть улажены сразу все конфликты. Расчет оправдался, правда, иным образом, чем им это представлялось. Господство христиан в Иерусалиме мгновенно потерпело крах.

Когда правители государств крестоносцев в 1187 году спорили по поводу верной стратегии в войне против соседей-мусульман, у них перед глазами стоял пример первого крестового похода. Участники этого похода в конце XI века с боем продвинулись из центральной Европы до Иерусалима и в 1099 году взяли город одним решительным штурмом и расправились с его жителями. Также и в последующие годы христианам, несмотря на численное превосходство противника, удавалось препятствовать нападениям мусульман, нанося стремительные ответные удары.

Собственно говоря, большинство франкских правителей в Утремере — так на Западе называют государства крестоносцев в Леванте — не осознавали, что легким установлением своей власти на Востоке они прежде всего обязаны тому факту, что исламский мир был раздроблен так же, как и их собственный. Рыцари первого крестового похода дошли до Палестины, как раз когда государства сельджуков на севере и фатимидов в Египте были ослаблены в результате внутренних междоусобиц. В этом плане мало что изменилось в последующие десятилетия. Тем не менее, второй крестовый поход 1148 года потерпел неудачу при взятии Дамаска. Тем самым провалился план продвижения линии обороны христиан вплоть до Сирии.

20 лет спустя положение государств крестоносцев существенно изменилось. Курдский генерал Ширкух во главе сирийского войска захватил власть в Египте. В 1169 году примеру Ширкуха последовал его племянник Саладин, стремившийся к более масштабным завоеваниям. Сначала он подчинил своей власти Месопотамию и Сирию. Затем Саладин обратил внимание на крестоносцев, чьи малые государства он буквально окружил.

Хотя христианские правители и могли приложить усилия и уладить свои постоянные конфликты, учитывая грозящую им опасность, но объединиться ради общей цели они были не в состоянии. Те, кто на протяжении долго времени жил или даже родился в государстве крестоносцев, выступали за стойкую оборону в многочисленных крепостях и хорошо укрепленных городах. Саладин едва ли смог бы содержать свое огромное войско на протяжении долгого времени и, следовательно, был бы вынужден рано или поздно отступить. Они знали, что правители мусульман по крайней мере так же беспринципны, как и их собственные, и что с ними возможно взаимодействовать только в условиях крайне уважительного соседства.

Крестовые походы

1200 тяжеловооруженных рыцарей, 4000 легковооруженных всадников, так называемых туркопольеров, а также около 11 000 — 14 000 пехотинцев составили самое большое войско в Утремере, когда-либо отправлявшееся на войну. С другой стороны, большинство обозов их отрядов было разграблено. В случае поражения они практически без боя должны были попасть в руки Саладина. Его войско значительно превосходило войско крестоносцев, составляя 30 000 солдат, однако история свидетельствовала о том, что вооруженные всадники христиан, даже при численном превосходстве противника, были способны на прорыв, при условии, что рыцари сами выбирали подходящую для атаки местность.

Осадив Тиверию — город на берегу озера Кинерет, Саладин ловко заманил рыцарей в ловушку. Крестоносцы были вынуждены идти на сражение в разгар знойного лета, что делало снабжение войска водой главной проблемой. Саладин запасался водой из озера Кинерет, а христиане должны были позаботиться о том, чтобы найти источники, способные обеспечить достаточным количеством воды огромное войско.

Крестоносцы расположились лагерем у Сеффурии, в 25 километрах восточнее Тиберии, где в их распоряжении были богатые источники воды. Снова опытные рыцари призывали удержать позицию и вынудить мусульман выйти от города. Но 3 июля 1187 года Ги де Лузиньян отдал приказ к наступлению.

На старых римских дорогах было невыносимо жарко. К тому же, Саладин приказал своим всадникам поджечь сухой кустарник, растущий в изобилии на склонах гор, и начать обстрел противника из луков и арбалетов с целью его изнурения. В этих условиях нельзя было и думать об исследовании местности. Так, крестоносцы не знали, что пересохли источники у горы Туран. В одном километре от Тиверии тяжеловооруженные рыцари заявили, что не смогут продолжить поход. По этой причине Ги де Лузиньян не стал продвигаться к озеру Кинерет, а вместо этого приказал разбить лагерь тут же, у двух горных вершин, известных под названием Рога Хаттина. Войско истязала жажда, которая усугублялась удушьем от устроенного Саладином пожара. Ночью Саладин окружил войско крестоносцев, так что даже кошка не могла выйти из лагеря христиан незамеченной сарацинами, как отмечал летописец.

На утро битвы стало ясно, что жажда в значительной степени подорвала дисциплину христианского войска. Головной отряд перешел в лобовое наступление, и смог пробить окружение и укрыться в городе Цфат. Отряды пехоты были не в состоянии последовать за ним, и укрепились на высокогорном плато, между тем большинство рыцарей, прежде всего тамплиеров, в решающей битве против Саладина находились в тылу. Разделение сил не давало возможности рыцарям пробить кольцо окружения. В итоге они были загнаны сарацинами на вершину горы, где находился шатер Ги де Лузиньяна. Как только отряды Саладина завладели Животворящим Крестом, битва была окончена.

Большинство пленных пехотинцев были отданы в рабство либо убиты победителями, а значительная часть господ — освобождены за выкуп. Только члены рыцарских орденов были подвергнуты жестокой казни. Как и предсказывали христиане-противники битвы с сарацинами, почти все города и укрепления Утремера в течение нескольких следующих месяцев перешли к Саладину, а в октябре над Иерусалимом снова возвышался исламский полумесяц. Конечно, третий крестовый поход 1192 года и смерть Саладина в 1193 году обеспечили возможность христианам отвоевать некоторые области Палестины, а кое-какие крепости удерживались ими вплоть до 1291 года. Но Иерусалим был навсегда потерян.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Великая пятилетняя война 1187–1192 гг. в Палестине не оправдала тех ожиданий и средств, что вкладывал в неё Запад. Хотя, удалось остановить продвижение Саладина, восстановить, по большей части, береговую линию Леванта, создать крепкую оперативную и тыловую базу на Кипре — это было совсем не то, чего желала католическая Европа.


Главный святой город христианства — Иерусалим оставался в руках неверных, несмотря на громкие имена королей, что приняли крест, чтобы отвоевать Гроб Господень. В поисках ответа о причинах неудач доходили до крайностей, рассуждая о невинной душе, попирающей дьявола: это вылилось в итоге в печально знаменитый детский крестовый поход 1212 года.

Более трезвомыслящие видели корень зла в отсутствии единого руководства и стратегии, что распыляло силы и сводило на нет все усилия. Предлагалось вести дело под чётким руководством Рима и Папы. Во всей этой широкой дискуссии проглядывалось одно общее желание – продолжить крестоносную миссию, несмотря на неудачи, и продолжить как можно скорее.

Рождение нового похода

Если между первым и вторым крестовыми походами прошло полвека, между вторым и третьим – сорок лет, то промежуток между третьим и четвертым составил только двенадцать и, по сути, был делом одного поколения. Зарождение нового крестового похода проходило на фоне стремительного усиления немецкой империи Гогенштауфенов и такого же стремительного ослабления византийской империи Ангелов.

После обретения путем брака короны сицилийско-норманнского королевства германский император Генрих VI наследовал претензии нормандцев к Византии. Угрожая вторжением, он вынудил последнюю платить ему ежегодную дань (1195 г.). 31 мая 1195 г. император принял крест. Генрих VI действительно готовился к крестовому походу, дабы завершить дело своего отца Фридриха Барбароссы.



Сражение между крестоносцами и сарацинами

Поход был назначен на 1197 г. Были проведены большие приготовления, собраны флоты из нижненемецких земель и южной Италии, комплектовалась большая армия. В Палестину крестоносное войско во главе с герцогом Генрихом Брабантским и рейхсканцлером Конрадом отправилось в сентябре 1197 г.

Император должен идти следом, но задержался по неотложным делам и внезапно умер в Мессине 28 сентября от малярии. Немецкая армия, успев занять разрушенный Сидон и полуразрушенный Бейрут, получила горькие вести о кончине монарха и заторопилась на родину. Злой рок опять не дал немцам показать свою силу.

В августе 1198 г. папа Иннокентий III, один из самых выдающихся понтификов в истории, провозгласил новый крестовый поход. Королей папа к походу не призывал, полагая, что именно свара между ними стала причиной неудач предыдущего похода. Ставку, как в 1096-99 гг., решено было сделать на крупных феодалов в надежде, что они будут более послушны Святому Престолу чем могущественные правители Запада.



Папа Иннокентий III

Ядро армии составили отряды северофранцузских баронов – графов Тибо Шампанского, Людовика Блуасского, Балдуина Фландрского и Симона де Монфора (ноябрь 1199 г.). Постепенно к ним присоединилось несколько крупных феодалов из Германии и Италии, в первую очередь, маркиз Бонифаций Монферратский, брат ветерана Третьего похода Конрада. Общим планом кампании было нападение на Египет, как того хотел Ричард Львиное Сердце. Прибыть к Египту намечалось на венецианских кораблях.

Крестоносцы и Венеция

Участники тех событий сохранили любопытные подробности договора 1201 г. между крестоносцами и Венецией. Так за 85 тыс. кельнских марок серебра (ок. 20 тонн) Венеция обязывалась предоставить транспортные средства и продовольствие на год для 33,5 тыс. крестоносной армии (4,5 тыс. рыцарей, 9 тыс. сержантов, 20 тыс. пехотинцев и 4,5 тыс. лошадей) плюс к этому 50 своих галер. Деньги должны быть выплачены в четыре приема, а будущая добыча поделена пополам. Датой отправки экспедиции указывалось 28 июня 1202 г.



Венецианская галера XIII-XIV вв.

Штурм Задара



Задар. Хорватия. Современное состояние

Святая Земля или Земная Выгода

Приближение зимних штормов вынудило армию зазимовать в Задаре. Туда в декабре 1202 г. прибыли посланцы византийского царевича Алексея, сына свергнутого и ослеплённого императора Исаака II Ангела.

Предложение было чрезвычайно соблазнительным, сразу решавшим все проблемы с деньгами, нехваткой войск и снабжения, но оно вновь означало нападение на христианский город и в корне меняло весь план похода. Среди крестоносцев шли бурные совещания. Симон де Монфор отказался идти на Константинополь, также как и фламандская эскадра, зимовавшая в Марселе.

Но в итоге победила земная выгода, прикрытая изощренной юридической аргументацией. 7 апреля 1203 г. флот крестоносцев вышел из Задара, двигаясь вдоль побережья в направлении острова Корфу. 25 апреля к крестоносцам присоединился претендент на византийский престол Алексей Ангел и в 24 мая армия двинулась в путь держа курс на Константинополь.

Византия накануне падения

Рассматривая государство как источник личной выгоды государь вел его к краху. Налоги росли вместе с запросами верхушки и злоупотреблениями местных властей. Окраины (Сербия, Болгария) отпали, войска, посланные на их усмирение терпели поражения. Взимались подати на постройку и оснастку кораблей, а флот, когда-то славный, распродавался по частям и гнил в гавани Константинополя. На островах расплодились пираты.

Переворот 8 апреля 1195 г. мало изменил положение вещей. Новый властитель, брат предыдущего, Алексей III показал абсолютную беспомощность в своих отношениях с германским императором Генрихом VI, пытаясь того задобрить. Он согласился платить большую дань, для уплаты которой пришлось вводить особый налог и снимать украшения с саркофагов своих предшественников.

В 1201 г. болгарский царь Калоян разбил византийское войско, империя была вынуждена заключить тягостный мир. Подобное, конечно, не способствовало популярности правительства и государя. Внутреннее управление было ничуть не лучше. Учитывая вышеизложенное, неудивительно, что к 1203 г. Алексея III презирали и ненавидели все, от немцев, болгар, сербов и франков, до самих греков.

Крестоносцы у стен Константинополя

Вид и величина города произвели на армию огромное впечатление. Несмотря на все кризисы он оставался крупнейшим городом Европы. Его население все еще превышало 250 тыс., тогда как население могущественной Венеции едва достигало 80. Только пять городов тогдашней Европы, помимо Константинополя (Палермо, Севилья, Париж, Милан и Салоники) могли похвастать численностью свыше 100 тыс. и не один свыше 200.

Расположение Константинополя вызывало не меньшую зависть: на перекрестке Европы и Азии (восток – запад), в преддверии Черного моря, а значит, Древней Руси, Кавказа и всей Восточной Европы, в преддверии моря Эгейского, а значит, всего Восточного Средиземноморья.



Стены Константинополя. Современное состояние

Топографическое положение и фортификационные сооружения были таковы, что город, казалось, мог выдержать любую осаду. История подтверждала эти впечатления: великая аваро-персидская осада 626 г., две грандиозные осады арабов, попытки болгар, русских и печенегов кончились крахом. Архитектура Константинополя вызывала не меньшее восхищение: Святая София, Буколеон, Влахернский дворец. Только глубокий старик (80-ти(?), 90-та(?) лет), слепой дож Венецианской республики Энрико Дандоло не мог наслаждаться вышеописанной красотой, но он лучше всех знал что делать.

Первый штурм

Посланное от византийского императора Алексея III посольство поинтересовалось, что делают крестоносцы на его земле. И получило ответ, что это не его земля, а прибыли они по приглашению истинного хозяина (царевича Алексея). Это было объявление войны (2 июля).



Прибытие крестоносцев к Константинополю в 1203 г.

План крестоносцев заключался в максимальном использовании своей силы и вражеской слабости, а именно военного флота. Поэтому, было решено атаковать морем, через бухту Золотого Рога. Таким образом, получалось задействовать максимальное количество войск. Армия была разбита на семь отрядов:

1. Фламандский авангард графа Балдуина Фландрского, чьей задачей было обеспечить высадку армии с помощью большого количества находящихся в его рядах арбалетчиков и лучников;
2. отряд Генриха Фламандского, брата Балдуина;
3. отряд Гуго Сен-Польского;
4. отряд Людовика Блуасского;
5. отряд шампанцев во главе с Мэтью Монморанси;
6. отряд бургундцев во главе с Одо де Шамплитом;
7. арьергард (ломбардцы, тосканцы, немцы, провансальцы) под командованием Бонифация Монферратского;
8. Флотом руководил дож Дандоло.

Это была очень смелая и даже дерзкая операция, так как атаковать город предполагалось перед лицом численно превосходящей армии. 5 июля Балдуин Фландрский, встречая на удивление слабое сопротивление высадился около Галатской башни, охранявшей вход в бухту.

6 июля башня пала и флот вошел в гавань. Греки укрылись за стенами не предпринимая активных действий. Венецианцы тем временем устанавливали на своих кораблях многочисленные баллисты и катапульты, а франки делали тоже самое на суше. 17 июля начался комбинированный штурм с земли и воды, которым руководил Балдуин Фландрский.



Штурм Константинополя

Благодаря варяжской гвардии крестоносцев удалось скинуть со стен, но атака с моря увенчалась полным успехом. Воспользовавшись тем, что самые боеспособные части были сосредоточены против франков, венецианцы заняли участок стены протяженностью в 25 башен.

Второй штурм

1 августа царевич Алексей был коронован как соправитель вернувшегося на трон Исаака II. Крестоносцы расположились в окрестностях города, ожидая обещанного вознаграждения. Осенью, выплатив половину, Алексей принялся хитрить и увиливать. Он оказался между молотом и наковальней.



Константинополь перед решающим штурмом

В марте на совете крестоносных вождей было принято решение взять Константинополь силой и посадить там своего императора. 9 апреля 1204 г. начался штурм со стороны Золотого Рога, но он был отбит с большими потерями. Второй штурм 12 апреля продолжался несколько часов. Двум венецианским кораблям удалось подойти вплотную к стене и перекинуть на нее штурмовые лестницы.



Штурм Константинополя 9 – 13 апреля 1204 г. План

Одновременно отряду рыцаря Петра Амьенского удалось разломать старые замурованные ворота и ворваться в город. Но отчаянное сражение продолжалось в самом городе. Крестоносцы, пытаясь сломить дух сопротивления, поджигали дома, вызвав грандиозный пожар. Ночью император Алексей Дука бежал и все было кончено.

Разграбление города

Утром 13 апреля было объявлено, что Константинополь на три дня отдается на разграбление. Многие знатные греки в панике покидали город, едва прихватив самое необходимое. Повальный грабеж, естественно, сопровождался убийствами (до 2 тыс.), насилиями и пьянством (опустошение огромных винных погребов). Масштабы награбленного можно было считать преувеличениями потрясенных случившимся хронистов, если бы не документальные и материальные свидетельства, рассыпанные по все Европе.

Главными предметами охоты стали драгоценные металлы и мощи святых, ценившиеся в то время не меньше. Общую сумму добычи исчисляют в 800–900 тыс. марок серебром (в 10 раз больше, чем первоначальный контракт 1201 г.), из которой более половины была утаена, а другая разделена согласно договора – четверть будущему императору, 3/8 крестоносцам и 3/8 венецианцам.



Венеция. Кони Святого Марка — часть венецианской добычи 1204 года

Разрушенный гигантским пожаром Константинополь, по большей части, не был восстановлен вплоть до завоевания его турецким султаном Мехмедом в 1453 году. Внутри города появились обширные пустыри, а население сократилось на три четверти.

Рождение Латинской Романии

Папский легат Петр Сен-Марсельский без ведома папы освободил крестоносцев от обета похода в Святую Землю. Было не до того. Крестоносцы собирались завоевать всю Византию, основать свою империю. Под руководящей волей дожа Дандоло возникла Латинская империя. Он отклонил фигуру Бонифация Монферратского как будущего императора и поддержал фигуру менее значительную.

16 мая 1204 г. в соборе Св. Софии был венчан на царство граф Балдуин Фландрский, один из вдохновителей Четвертого крестового похода. Патриархом Константинопольским стал венецианец Томазо Морозини. Согласно договора 1201 г. была поделена и остальная территория, которую удалось завоевать. Бонифаций получил Салоники и основал там свое королевство. Другие большие бароны заняли Пелопоннес, Фессалию, Македонию.



Земли, завоёванные крестоносцами в результате Четвертого крестового похода

Наибольший выигрыш получила Венеция, на чью долю пришлись важнейшие гавани и острова Эгейского региона, исключительное положение в Константинополе и освобождение от принесения вассальной присяги новому императору. С этого времени можно говорить о Венецианской колониальной империи.

Сирийский фронт

В начале XIII века в Палестине держалось перемирие, омрачаемое стычками и инцидентами. Крестоносцы были слишком слабы, чтобы атаковать египетского султана Аль-Адила. Султан боялся спровоцировать боевыми действиями новый крестовый поход. Превосходство мусульман на суше уравновешивалось превосходством христиан на море. И на территорию этого шаткого равновесия с конца 1202 г. начали пребывать партии крестоносцев из Фландрии, Венеции и Марселя. Общее их число едва достигало тысячи, но всех их переполняло желание совершить ратный подвиг во имя Господа.



Театр военных действий в Сирии 1201–1204 гг.

Отказавшийся поддержать их энтузиазм иерусалимский король Амальрих был в лицо назван трусом. Отряд Ренара де Дампьера двинулся в Антиохию, но угодил в горную засаду и почти полностью погиб. В ноябре 1203 г. у границ франков появился султан со своей армией, опасавшийся слухов о большом флоте крестоносцев, идущем из Европы.

Но флот застрял под Константинополем и поэтому в бой султан не вступил. А в сентябре 1204 г. Амальрих и Аль-Адил заключили 6-летнее перемирие по которому крестоносцам окончательно возвращался Сидон, а также передавались Яффа и Рамла. Так, не столько военные действия, сколько угроза новых крестовых походов заставила пойти Египет на некоторые уступки.

ИТОГИ ЧЕТВЁРТОГО КРЕСТОВОГО ПОХОДА

Влияние падения Константинополя на политический ландшафт христианского мира было огромным. Оно затронуло папство, несмотря на внешнее возмущение случившимся, осенившего своим знамением действия крестоносцев; итальянские морские республики, сошедшихся вскоре в жестокой схватке за монополию в Средиземноморье; обретшие независимость балканские государства; греков, поднявшихся на борьбу после катастрофы; Левант и даже Киевскую Русь. Идея крестовых походов, серьёзно опороченная, нуждалась в очищении.

1. Васильев, А.А. Византия и крестоносцы. Эпоха Комнинов (1081-1185) и Ангелов (1185-1204). Пг.1923

2. Виллардуэн, Ж. де. Завоевание Константинополя. М.1993

3. Грановский, А.В. Крестовые походы. В 2 тт. Т. 2. Спб.2013

4. Успенский, Ф.И. История Византийской империи. т. 3. отд. 6-8. Восточный вопрос. М.1997

5. Филипс, Дж. Четвёртый Крестовый поход. М.2010

6. Angold, M. The Fourth Crusade. Event and Context. Routledge.2014

7. Harris, J. Byzantium and the Crusades. Bloomsbury.2014

8. Laiou, A. (ed.) Urbs Capta. The Fourth Crusade and its Consequences. Paris.2005

Свержение фатимидов и поход Саладина

Самой краткой характеристикой этого правителя, пожалуй, станет одна из его привычек: в седле он читал Коран.

Под началом одного дяди Ширкаха Саладин отправился на войну с халифатом Фатимидов, где постиг воинское искусство. В 1164 году Саладин, будучи уже правой рукой полководца Нурад-Дина на войне, участвовал в освобождении Египта от крестоносцев.

После смерти Нурад-Дина Салах-ад-Дин возглавил арабское войско и воевал с крестоносцами и их государствами в Святой земле. Вместе со званием главнокомандующего мусульманской армии Салах-ад-Дин получил в 1169 году титул визиря завоеванного мусульманами Египта.

Суннит Саладин не мог сильно влиять на египетскую армию, где правил шиитский халиф аль-Адид. Но когда тот в сентябре 1171 года умер, Саладин приказал провозгласить перед пятничной молитвой имя аль-Мустади, багдадского халифа. Фактически это было взятие всей полноты власти и отстранение прежних правителей. Официально Саладин был наместником султана Сельджуков Hyp ад-Дина, но правил сам. Он оживил экономику, провел реформу армии. Но будучи человеком мудрым, всячески избегал любых конфликтов с Hyp ад-Дином, своим номинальным повелителем. Только после его смерти в 1174 году Саладин провозгласил себя султаном Египта и стал основателем династии Айюбидов. На протяжении десяти лет Саладин присоединял к Египту земли, в 1174 овладев Хамой и Дамаском, в 1175 году – Халебом. В октябре 1187-го Саладин занял Иерусалим.

Король Иерусалима Бодуэн IV был слабым политиком, и, понимая, что не соответствует такой должности, он решил короновать своего малолетнего сына Бодуэна V, но возник спор из-за опеки. На нее претендовали Гвидо Лузиньян, зять Бодуэна IV, и Раймунд, граф Триполи.

Рено де Шатильон, иерусалимский аристократ, регулярно грабил мусульманские караваны, идущие из Египта, хотя это вызывало недовольство не только у мусульман, но и у христиан, чью торговлю опосредованно он подрывал. Как-то Рено ограбил караван, в котором находилась мать Саладина. Вряд ли это был уж такой сильный повод для нападения Саладина на христианское королевство, но это, несомненно, послужило некоторым дополнительным толчком для принятия такого решения. Несмотря на существующее перемирие, он объявил войну, и его мощная армия двинулась из Алеппо и Моссула. В Иерусалиме набрали всего около 2 тысяч рыцарей и 15 тысяч пехоты, и армия выдвинулась к городу Тивериаде навстречу Саладину. Несколько христианских князей, в том числе и граф Раймунд, увидев величину мусульманского войска, ничтоже сумняшеся перешли на сторону Саладина. Христианское войско было уничтожено, иерусалимский король и антиохийский князь попали в плен. Все пленные, кроме короля, были казнены. В короткое время Саладин завладел всеми христианскими береговыми замками и крепостями на берегу Средиземного моря. Саладин прекрасно понимал всю ценность приморских торговых укрепленных пунктов и потому, взяв их, не спешил завоевывать далее Иерусалим, Антиохию, Триполи и Тир.

В сентябре 1187 года Саладин подступил к Иерусалиму и предложил сдать город под условием дарования свободы жителям, но те отказались. Но когда началась осада города, христиане, увидев невозможность сопротивления, решили сдаться, но Саладин уже потребовал выкуп за каждую жизнь: с мужчины – 10 золотых монет, с женщины – 5 и с детей – по 2 золотые монеты.

2 октября побежденный город, подготовивший щедрый откуп, открыл ворота. Вскоре были завоеваны и оставшиеся христианские города, кроме Тира, который прибыл защищать из Константинополя граф Конрад из дома Монтферратских герцогов.

Для освобождения Иерусалима был собран третий Крестовый поход. И именно после битв Саладина с участниками этого похода он стал для европейцев жутким монстром, которым пугают детей.

Третий Крестовый поход

Третий Крестовый поход, состоявшийся в 1189 – 1192 годах, был инициирован Папой Григорием VIII и после его смерти поддержан Климентом III. В Крестовом походе приняли участие четверо самых могущественных европейских монархов – германский император Фридрих I Барбаросса, французский король Филипп II Август, австрийский герцог Леопольд V (герцог Австрии) и английский король Ричард I Львиное Сердце.

Летом 1190 года короли выступили в поход. Ричард, человек страстей, окружил себя блестящей свитой и рыцарями и на свое войско, по свидетельству современников, издерживал в день столько, сколько другие короли издерживали за месяц. Собираясь в поход, свои владения он или отдал в аренду, или заложил, или продал, и его войско отличалось самым лучшим вооружением. Часть английского войска отправилась в Азию на кораблях, сам Ричард переправился через Ла-Манш, чтобы соединиться с французским королем и пойти через Италию. Оба короля думали идти вместе, но многочисленность войск и возникшие трудности при снабжении пропитанием и фуражом заставили их разделиться. Французский король шел впереди и в сентябре 1190 года прибыл на Сицилию и остановился в Мессине. Ричард подошел уже осенью, и было решено отложить поход до весны.



Фридрих Барбаросса



Ричард Львиное Сердце



Леопольд V. Картина Ганса Парта (1489 – 1492)

Совместная зимовка королям на пользу не пошла. Ричард заявил свои притязания на норманнские владения, на которые и в самом деле имел какое-то смутное право, но на которые также претендовал, приводя свои веские доводы, и германский король. Ссора эта потом отразилась на походе не лучшим образом. Как и поведение английских рыцарей на Сицилии: местное население отказалось терпеть их буйное поведение, и дело чуть не дошло до восстания, которое утихомирил Филипп, выступив посредником. К весне французский король понял, что с англичанами ему не по пути, и в марте 1191 года переправился в Сирию, откуда выступил к городу Птолемаида (по-русски – Акра). Сюда уже были стянуты как христианские, так и мусульманские силы.

Ричард не скрывал, что не желает иметь ничего общего с Филиппом, после имущественных споров, а особенно после того, как тот отказался от женитьбы на его сестре. Флот Ричарда отошел от Сицилии в апреле 1191 года, но попал в бурю, и корабль, на котором ехала новая невеста Ричарда, принцесса Беренгария Наваррская, был выброшен на остров Кипр, который находился в это время во власти Исаака Комнина. Исаак объявил невесту английского короля своей пленницей, и Ричард был вынужден начать войну с Кипром, которая потребовала много времени и сил. Завладев островом, Ричард заковал Исаака Комнина в серебряные цепи и стал праздновать обретение Англией первого владения в Средиземном море. Вскоре туда прибыл титулярный король Иерусалима Ги де Лузиньян, и Ричард от широты душевной. подарил ему завоеванный остров. Впрочем, ничего сверхрасточительного в этом не было: Англия все равно не смогла бы удержать так далеко находящуюся от нее территорию.

После этого Ричард прибыл к Акре, где в течение двух лет вместе с другими королями принимал участие в осаде города. Акра, по сути, ничего бы не прибавила к стратегическому положению христиан, и это была напрасная трата времени, денег, сил и жизней, только ради оставшегося без трона Ги де Лузиньяна.

Саладин, постоянно обновляя силы из Месопотамии, стойко держал оборону, христиане же гибли тысячами. Но наконец в июле Акра была доведена до истощения, и Саладин начал переговоры о сдаче. Он хотел заключить обоюдовыгодный мир, но христиане потребовали сдачи Акры, возвращения Иерусалима и других завоеванных Саладином областей, а также 2 тысяч заложников из знатных мусульман.

12 июля 1191 года Акра была сдана христианам. Герцог Австрийский, войдя в город, поднял немецкое знамя, но Ричард велел его сорвать и заменить своим. Оскорбление всему немецкому войску было весьма сильным. Опять начались ссоры между королями, и Филипп оставил Акру и отправился домой. Оказавшись во Франции, он начал мстить английскому королю в его французских владениях. Между тем, по заключенному еще до похода договору, короли не имели права нападать друг на друга в чье-либо отсутствие и не раньше чем через сорок дней после возвращения из похода того, на чью землю должны ввестись войска. Ричарду все эти поступки оптимизма не добавляли. К тому же Саладин отказался возвратить Иерусалим, не освобождал пленников и не платил военных издержек. И Ричард совершил поступок, который напугал и потряс армию противника. Он велел заколоть 2 тысячи знатных мусульман, которые находились в его руках в качестве заложников. Нельзя сказать, что мусульмане всегда держали свое слово, посмотрите на того же Саладина, но этот поступок был все-таки из ряда вон выходящим в их понимании. И Саладин не замедлил ответить тем же: в его руках было много христианских пленных. После этого непоследовательный Ричард решительных действий против Саладина не предпринял, а ограничился мелкими стычками. И потом вообще вместо штурма Иерусалима отправился освобождать приморские города, в частности Аскалон. Он велел срыть стены Аскалона и превратил в груду камней весь город. Про задачу Крестового похода он не забыл и даже трижды выдвигался в сторону Иерусалима, но каждый раз его что-то отвлекало. Как считают историки, отвлекали его вещи, мягко говоря, весьма незначительные.

Например, Ричарда посетила одна удивительная идея из той же области: он предложил Саладину породниться: захотел выдать свою сестру Иоанну за брата Саладина Малек-Аделя. Не беря во внимание общую несбыточность идеи, если предположить, что брак бы состоялся, земли христиан все равно остались бы под мусульманами.

Наконец 1 сентября 1192 года Ричард заключил постыдный договор с Саладином, по которому за христианами оставалась небольшая береговая полоса от Яффы до Тира, а Иерусалим отдавался мусульманам. Саладин разрешил христианам беспрепятственно три года совершать паломничество к святым местам, а после этого должен был быть подписан новый договор, еще жестче предыдущего. В октябре 1192 года Ричард, презираемый как мусульманами, так и христианами, оставил Сирию. Он высадился в Италии, откуда хотел пробраться в Англию. Но около Вены был узнан, схвачен и заключен герцогом Леопольдом в тюрьму, где содержался около двух лет и был освобожден только под сильнейшим давлением Папы.

Из ста тысяч воинов, отправившихся в этот совершенно бездарный, благодаря Ричарду Львиное Сердце, поход, в Европу вернулось лишь пять тысяч.

Саладин же умер от желтой лихорадки 4 марта 1193 года.

Основанная Саладином династия Айюбидов правила до 1250 года. Все выходцы из рода Айюба имели в самостоятельном правлении отдельные провинции, и в 1238 году государство распалось на уделы.

В 1250 году мамлюки убили последнего султана из рода Айюбидов и захватили власть.

Четвертый Крестовый поход

Войска крестоносцев собрались к лету 1200 года во Франции. В 1201 году дож Венеции Энрико Дандоло подписал с послами крестоносцев договор, по которому Венеция присоединялась к участию в Крестовом походе и обязывалась перевезти 4500 рыцарей, 9000 оруженосцев и 20 000 пехотинцев при условии уплаты 85 тысяч марок серебром. В июне 1202 года корабли были готовы, но до Венеции к этому времени добралась лишь треть войска, и к тому же крестоносцы не могли собрать необходимой для оплаты переправы суммы.



Сон Иннокентия III. Картина Джотто (1297 – 1299)

Дож предложил предводителю похода монферратскому маркизу Бонифацию отсрочку, если крестоносцы помогут Венеции овладеть далматинским портом Задаром, незадолго перед тем перешедшим под власть венгерского короля, христианина. Несмотря на запрет Папы и части крестоносцев, которые просто покинули лагерь и отправились на родину, 24 ноября 1202 года Задар был взят штурмом и разграблен. Переправу предпринимать было уже поздно, и экспедиция решила зимовать в Задаре. Уже через три дня между франками и венецианцами разразилась настоящая битва, повлекшая за собой много жертв. Иннокентий III отлучил всех участников разграбления христианского Задара от Церкви, но вскоре оставил отлучение только на венецианцах, хотя и разрешив крестоносцам пользоваться венецианским флотом для отправки своих отрядов на завоевание Иерусалима.

Но венецианцы предложили крестоносцам еще раз отклониться от маршрута и высадили их в Византии, неподалеку от Константинополя.

Предлогом нападения на Константинополь послужила борьба за византийский престол, и крестоносцы собирались восстановить на троне законного, по их мнению, императора Исаака II Ангела. Константинополь был взят. Исаак II Ангел обещал за свое воцарение вознаграждение, которого бы хватило, чтобы без особых лишений добраться до Иерусалима, но, оказавшись на троне, передумал. Вскоре в Константинополе произошло восстание, императора с сыном сместили. Стало уже ясно, что никакой компенсации не будет. Крестоносцы весьма обиделись и, захватив Константинополь во второй раз, грабили его в течение трех дней, начиная с 13 апреля 1204 года. Часть населения погибла, было расхищено множество христианских реликвий, православные храмы были разорены, множество памятников античного искусства разрушено.



Второе завоевание Константинополя

Возникло еще одно крестоносное государство – так называемая Латинская империя, сами же крестоносцы именовали ее Римской империей. Часть земель отошла к Венеции, власть православного императора сохранилась в Малой Азии в так называемой Никейской империи.

Византийцы, заручившись поддержкой турок и соперницы Венеции – Генуи, стали отвоевывать у Латинской империи территорию за территорией и в 1261 году вновь овладели Константинополем. Латинская империя пала, но и Византия так и не оправилась от потрясения.

Предыстория битвы

Король-юноша Бальдуин IV (Бодуэн, Baudouin le Lepreux) вступил на трон Иерусалимского королевства 15 июля 1174 года, когда в возрасте всего 38 лет неожиданно умер от дизентерии (или от яда) его отец король Амори (Амальрик). Молодой принц получил отличное воспитание: воинскому искусству его обучали лучшие рыцари королевства, а в качестве главного учителя у него был Вильгельм, архиепископ Тирский, который был не только священнослужителем и очень образованным человеком, но и выдающимся управленцем, прекрасным писателем и умелым политиком, являясь фактически премьер-министром королевства.



Король Иерусалима во главе своей армии в фильме "Царствие Небесное" (в роли Бальдуина IV — Эдвард Нортон)


Саладин на фоне своего войска в фильме "Царствие Небесное" (в роли султана — Гассан Массуд)

Начало кампании



Пример вооружения некоторых воинов из армии Саладина — спешенный и конный гулямы и пеший лучник

Надо сказать, что концентрация сил мусульманами и внезапное начало войны оказалось абсолютно неожиданным для христиан. Они не успели даже собрать все силы королевства, часть из которых находилась в Сирии, не говоря о том, чтобы получить помощь от правителей Армении, Византии или из Европы. Собрав свою маленькую армию, в состав которой входило примерно 2-3.000 пехотинцев и минимум 300-375 рыцарей-вассалов короля Иерусалима, Бальдуин IV выступил навстречу врагу.

Стратегическая разведка крестоносцев тогда явно провалилась — их агенты не заметили или не смогли сообщить в Иерусалим о концентрации армии Саладина в северо-восточном Египте. Кроме сработавшего фактора неожиданности, имела место сильнейшая недооценка противника — видимо, иерусалимцы решили, что имеют дело с большой набеговой партией или небольшим войском, идущим на Аскалон для его захвата, тогда как это оказался авангард большой армии исламистов, целью которой было взятие столицы и уничтожение Иерусалимского королевства как такового.



Кавалерия Иерусалимского королевства: рыцарь-тамплиер, конный сержант и конный лучник корпуса "туркополов"

Подготовка сторон к битве

Воины-крестоносцы той эпохи, базируясь на теоретических представлениях св. Бернарда Клервосского, некоторых иных христианских писателей, а также на предыдущем опыте сражений, считали, что они смогут сокрушить даже малым отрядом намного большую по численности армию, но при наличии ряда условий (которые, можно сказать, не утратили своей актуальности и в наши дни). Во-первых, при наличии в составе их войска достаточного числа высокомобильных (тогда конных) воинов, вооружённых самым современным и качественным оружием; во вторых — при наличии профессионального воинского обучения этих воинов, в том числе и наличия умения у них действовать в условиях непривычной местности, например, в условиях пустыни; в третьих, необходимо было, чтобы эти воины имели высочайшую мотивацию в глубокой христианской вере, соблюдали чистоту помыслов и были готовы принять смерть в бою как высшую награду за подвиг. Как мы увидим далее, всё это у воинов армии Бальдуина IV имелось.

Саладин в это время считал, что его противник более не способен бросить ему вызов в полевом сражении и позволил своим войскам вести себя так, словно они уже одержали окончательную победу. Его армия разделилась на отряды и мелкие партии, которые рассеялись по южной и центральной части Иерусалимского королевства, грабя, разоряя и захватывая жителей в плен. Не видя реальной угрозы со стороны гарнизонов крепостей и готовя блокаду Иерусалима, султан, видимо, специально распустил часть войск за добычей. Ведь всё, что было захвачено или сожжено на неприятельской территории, делало противника экономически слабее, и при этом служило свидетельством якобы неспособности христианских правителей защитить свою землю.

Вот что пишет о государствах крестоносцев мусульманский литератор и путешественник Ибн Джубайр, совершивший в ту эпоху хадж через Северную Африку в Аравию: «Наш путь проходил среди нескончаемых полей и поселений, мусульманские жители которых прекрасно себя чувствуют на землях франков… Франки не требуют больше ничего, кроме небольшого налога на фрукты. Дома принадлежат самим мусульманам, как и всё добро, что в них находится.

…Все города сирийского побережья, находящиеся в руках франков, подчиняются их христианским законам, а большинство земельных владений — деревни и маленькие посёлки — принадлежат мусульманам, и в них действуют нормы шариата.

Читайте также: