Почему детей крестят в младенчестве без их согласия

Обновлено: 02.07.2024

Крещение — один из самых главных праздников для православных христиан, доля которых составляет большую часть населения России — 79%. К этому дню РАПСИ при участии экспертов изучило правовой контекст принятия родителями решения о вероисповедании детей и корректностью проведения религиозных обрядов над малолетними в отсутствии не только их согласия, но и осознания происходящего.

Отечественная Конституция определяет Россию как светское государство. Тем не менее нельзя говорить о том, что вопросы вероисповедания являются исключительно частным делом граждан, а религия находится в стороне от общественной жизни.

Тот факт, что политика нашей страны находится в тесной взаимосвязи с религией, наглядно иллюстрируют следующие обстоятельства: наличие в школьных программах предмета об основах религиозных культур, ежегодные трансляции масштабных богослужений по федеральным каналам с участием представителей разных ветвей власти, православный праздник Рождество является государственным.

Алексей Михальчик, адвокат:

Следует понимать, что в отличие от вступления в партию или в иную организованную структуру с четким определением прав и обязанностей неофита любое религиозное течение в настоящее время, за исключением деструктивных культов, предполагает добровольность определения принадлежности на основе субъективных позиций: вера в загробную жизнь, мистическое восприятие мироустройства и т.д. Такая концепция позволяет прийти к выводу, что любые ритуалы, производимые родителями в отношении детей в религиозных целях, не накладывают на последних никаких юридических обязательств.

Безусловно, с рациональных позиций, большее понимание вызывают религиозные течения, которые требуют осознанного выбора при вступлении в свои ряды, но и другие практики, по моему мнению, не могут быть предметом осуждения при условии, что любому человеку, пересмотревшему свои взгляды, будет предоставлена свобода выбора.

Цель введения в законодательство данных норм понятна: они направлены на защиту прав и законных интересов детей, недопущение их вовлечения в деятельность псевдорелигиозных организаций и тоталитарных сект. Однако возникает вопрос, как определить волю несовершеннолетних, которые еще не могут понимать значение религиозных обрядов в силу своего возраста? И можно ли в таком случае рассматривать обращение детей в религию как нарушение их права на свободу вероисповедания, гарантированного статьей 28 Конституции РФ, а также статьей 14 Конвенции ООН о правах ребенка?

Татьяна Карасева, к.ю.н., адвокат:

На заре христианства отношение к крещению было совсем иным, чем в наши дни. Первые христиане готовились к этому обряду по несколько месяцев, а иногда и лет. За это время новообращенные должны были обучаться основам вероучения, а также практическим навыкам церковной жизни, молитве и исполнению заповедей. Кроме того, посредством столь длительной подготовки испытывалась вера человека, желающего стать членом церкви.

Практика предварительной подготовки – оглашения – всех желающих принять крещение утвердилась во II столетии новой эры и до VI века являлась обязательной. В этот период было достаточно распространено мнение о прощении всех прошлых грехов человека после принятия им крещения, поэтому многие старались креститься как можно позже. Со временем церковь начала активно бороться с этим явлением: уже в 124-м правиле Карфагенского Собора 397 года содержится анафема (отлучение от церкви – прим. ред.) в адрес отвергающих необходимость крещения младенцев.

Однако обычай крестить взрослых сохранялся еще длительное время. Многие известные религиозные деятели и богословы принимали крещение уже в сознательном возрасте: Блаженный Августин крестился в 33 года, Григорий Богослов - в 28 лет, Иоанн Златоуст – после 20 лет.

За прошедшие столетия отношение к обряду крещения претерпело значительные изменения. В настоящее время оглашение является скорее формальной процедурой и имеет мало общего с приведенной выше историей.

Согласно социологическим исследованиям, с 1991 года число крещенных людей увеличилось в разы, а практика крещения младенцев приобрела поистине массовый характер.

Сейчас любой житель страны имеет право свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения, а ограничение этого права допустимо только в целях защиты основ конституционного строя, а также прав и законных интересов граждан.

Однако ограничение религиозной свободы может иметь место и в иных случаях. Существует точка зрения, согласно которой наличие у родителей возможности определять вероисповедание малолетних детей, вытекающей из их обязанности заботиться о духовном и нравственном развитии детей, нарушает гарантированное Конституцией право ребенка свободно выбирать религиозные убеждения. Однако так ли это на самом деле? И стоит ли государству с целью защиты прав несовершеннолетних вмешаться в данную сферу?

Чтобы разобраться с данным вопросом, прежде всего, обратимся к Семейному кодексу РФ. Ведь именно этот документ накладывает на родителей обязанность заботиться о духовном и нравственном развитии своих детей. Выполнение данного долга – исключительная прерогатива родителей.

В свою очередь, государственные органы, исходя из конституционного принципа отделения религиозных объединений от государства, не вправе вмешиваться в воспитание детей родителями, основанное на их убеждениях.

Сергей Чугунов, адвокат Славянского правового центра:

Вышеуказанные положения отечественного законодательства основаны на целом ряде международных правовых актов. Так, часть 2 Протокола №1 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод предусматривает, что государство уважает право родителей обеспечивать такие образование и обучение, которые соответствуют их религиозным и философским убеждениям. Международный пакт о гражданских и политических правах также закрепляет обязанность государства уважать свободу родителей обеспечивать религиозное и нравственное воспитание своих детей в соответствии со своими собственными убеждениями.

Следовательно, запрещая родителям обеспечивать религиозное воспитание ребенка, в том числе путем обращения его в религию, государство тем самым нарушит их законные права, которые гарантированы нормами, как российского законодательства, так и международного права.

Алексей Михальчик, адвокат:

С юридической точки зрения у ребенка, безусловно, есть право на выражение своего мнения по вопросам, которые его непосредственно касаются. В частности, об этом говорят положения статьи 57 Семейного кодекса РФ. Другое дело, что с практической точки зрения сложно сказать, что это мнение как-то реально учитывается, особенно при проведении каких-либо религиозных обрядов. На данный момент решение об обращении ребенка в какое-либо религиозное течение лежит исключительно на совести родителей. Возможно, стоит предусмотреть законодательный запрет на совершение ритуалов обращения в случае, если ребенок выражает свое категоричное несогласие.

Итак, можем ли мы рассматривать обращение малолетнего в религию как нарушение его прав, даже если его мнение не было учтено?

С одной стороны, причисление ребенка к определенной религии не налагает на него никаких юридических обязанностей. Ведь при достижении сознательного возраста он будет абсолютно свободен в выборе своих убеждений и сможет исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Точно также как присвоение ребенку имени, которое происходит по соглашению родителей, не может нарушать его право на выбор, поскольку при достижении совершеннолетия, он будет вправе изменить его.

Татьяна Карасева, к.ю.н., адвокат:

Отправление религиозных обрядов, с точки зрения законодателя, не может считаться нарушением права ребёнка на свободу вероисповедания, поскольку вопрос вероисповедания человек решает для себя сам и в любой момент может изменить своё решение независимо от проведения каких бы то ни было обрядов или ритуалов над ним. По сути, человек способен практически в любой момент изменить свои религиозные убеждения, но самостоятельный и осознанный выбор он сделает лишь тогда, когда повзрослеет и будет способен понимать смысл и значение соответствующих религиозных обрядов.

Таким образом, лицо, принявшее в младенчестве определённую веру, впоследствии будет вправе как отказаться от нее, так и перейти в другую религию. Воспрепятствование принятию религиозных убеждений или отказу от них является основанием для привлечения к административной ответственности. В качестве санкции за данное правонарушение российский КоАП предусматривает наложение административного штрафа на граждан в размере до 30 тысяч рублей, а на должностных лиц — до 100 тысяч рублей.

Однако есть и другая точка зрения, согласно которой невозможность осознания малолетним совершаемого обряда и принятия для себя взвешенного решения можно воспринимать в юридическом смысле не как часть духовного воспитания, а принуждение со стороны родителей.

Игорь Трунов, д.ю.н., профессор, адвокат:

При этом РПЦ, как самая крупная и влиятельная религиозная организация на территории нашей страны, не устанавливает минимального возраста, с которого можно проводить обряд по обращению в веру – крещение.

Игорь Трунов, д.ю.н., профессор, адвокат:

Законодатель не дает нам четкого разъяснения, как в силу малого возраста ребенок должен дать свое волеизъявление. Но исходя из логики и практики, волеизъявление малолетнего выражается в его прямом согласии или прямом отказе, а также сопровождающим данное согласие или отказ поведением. Если ребенок всеми силами упирается от походов в религиозные образования, а также прямо или публично всем своим видом указывает на то, что у него нет желания присутствовать в данном религиозном учреждении или каком-либо ином религиозном учреждении, родители не должны настаивать на этом, проявлять силу в угоду своим субъективным желаниям, так как это является прямым нарушением закона.

Подобное мнение разделяют и священнослужители. Наглядный пример – история греческого священника (согласно исследованиям, свыше 90% граждан Греции – православные христиане – прим. ред.), отказавшегося крестить трехлетнюю девочку из-за ее капризного поведения, которое можно истолковать как несогласие на проведение обряда.

Разумеется, вопросы обращения в религию очень индивидуальны для каждого случая. Но если данная ситуация неоднозначна и с правовой точки зрения, не стоит ли законодателю предусмотреть определенный возраст, по достижении которого ребенок сможет выразить свое желание стать приверженцем определенной конфессии и после этого, с согласия родителей, вступить в РО?

Сергей Чугунов, адвокат Славянского правового центра:

Закон о свободе совести устанавливает совершеннолетие как условие того, что гражданин может выступить учредителем религиозной организации. Из возрастных ограничений на участие в деятельности религиозных организаций закон содержит лишь запрет на вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих. Малолетними у нас по закону считаются дети до 14 лет. Но эта норма на практике работает только как повод требовать, чтобы религиозные организации имели письменное согласие родителей при общении с малолетними, причем даже в тех случаях, когда родители сами являются членами этой религиозной организации.

Поэтому норма, как правило, никак не защищает детей при том, что и сама норма не без изъянов. В ней не указано, что согласие обязательно должно быть письменным, а также не говорится о том, оба ли родителя должны давать согласие. В любом случае подобное регулирование, а тем более введение дополнительных норм, считаю излишним, так как подобные вопросы должны решаться между родителями и между родителями и детьми. Если родители против участия ребенка в деятельности религиозной организации, они должны решить этот вопрос с ребенком. Если у родителей, раздельно проживающих, разное мнение по этому поводу, можно определить порядок осуществления родительских прав. Перекладывать это на религиозные организации не имеет никакого смысла, иначе при входе в культовые здания требования будут строже, чем при продаже спиртного – не только проверка паспорта, но и разрешающих документов от родителей.

Тем не менее некоторые религии все же оговаривают возраст, касающийся либо подготовки, либо непосредственно присоединения к конфессии. К примеру, зороастризм требует хорошего знания религиозных текстов и признания их истинными. Соответственно, для выполнения этих условий человек должен достичь сознательного возраста. Традиционно этим рубежом считается 15 лет (для людей, выросших в зороастрийских семьях – прим. ред.). Для людей, родители которых не исповедовали данную религию, порог вступления в РО увеличивается до 21 года.

Игорь Трунов, д.ю.н., профессор, адвокат:

Установление возрастного ограничения на приобретение права вступления в религиозные объединения невозможно, так как это будет нарушением конституционных прав и свобод несовершеннолетних на свободное вероисповедание. Свои убеждения, так или иначе, формируются у ребенка исходя из состава и поведения членов семьи, а также его окружения. Как правило, если семья и окружение верующие, то шанс того, что ребенок будет атеистом, либо приверженцем иной конфессии отличной от конфессии семьи и окружения, ничтожно низкий.

Следовательно, ребенок может уже в малом возрасте принять для себя ту или иную конфессию, руководствуясь полностью своими убеждениями. А то как эти убеждения были сформированы, вопрос уже другой.

Таким образом, каноническое право ограничивает религиозную свободу детей, которые не достигли возраста, позволяющего им самостоятельно изучать основы христианской религии в рамках подготовки к крещению.

Здесь уместно провести аналогию с гражданским правом, которое не допускает самостоятельное участие в гражданском обороте лиц, не достигших четырнадцатилетнего возраста (малолетних). Сделки от их имени совершаются родителями, либо иными законными представителями — усыновителями или опекунами.

Сергей Чугунов, адвокат Славянского правового центра:

Татьяна Карасева, к.ю.н., адвокат:

Что бы ни утверждали те или иные религии, человек не рождается верующим, и вера не является результатом проведения над человеком тех или иных ритуалов. Светское государство – коим, согласно статье 14 Конституции, является Российская Федерация, - устанавливает нормы о свободе вероисповедания и должно придерживаться именно такой точки зрения (что человек не является верующим с рождения), поскольку в противном случае ему бы пришлось определиться, с верой в какого бога рождается ребёнок, что фактически означало бы потерю статуса светского государства.

В заключении отметим, что право родителей определять вероисповедание ребенка нельзя рассматривать как дополнительную возможность для его вовлечения в деятельность тоталитарных сект и псевдорелигиозных организаций. В отечественном законодательстве имеются гарантии, направленные на недопущение вовлечения несовершеннолетних в деятельность сект и иных религиозных объединений, запрещенных на территории РФ. За подобное допущение, именуемое в правовом поле злоупотреблением, родители могут быть лишены своих прав (статья 67 Семейного кодекса России).

Надо ли соблюдать традиции и крестить ребенка в младенчестве?

Нужно ли крестить ребенка потому что "так принято"?

Одна моя подруга сказала: "Мы окрестили, потому что надо, потому что так принято", и никакого намека на смысл.
Говорят, что вера передается с молоком матери, мне не передалась, просто потому что мама не верующий человек. Муж тоже не крещеный и у него свой взгляд на эти вещи. Следовательно, моему малышу тоже не передалась.
Часто вижу в глазах окружающих непонимание и сильное удивление, когда говорю, что крестить не буду, неужели я поступаю как-то ужасно?!
22.10.2003 Фома неверующая

    У меня есть знакомая еврейка, у которой ребенок от русского мужа. Ее родители настаивают на обрезании, его - на крещении. Она говорит, что - либо ничего, либо оба варианта, или уж пусть сам решает: Вы поступаете вполне нормально, в соответствии с Вашими взглядами, просто, ИМХО, не надо, если прямо не спрашивают, говорить о том, что ребенок некрещеный. Старайтесь об этом умолчать, многие отрицательно реагируют, причем чаще это не верующие люди, а те, для которых вера - что-то типа моды. Взгляды, думаю, примерно такие, как если бы Вы вышли в очень старомодной одежде.
    Штуша

А если я не хочу крестить ребенка?

А кто НЕ крестил своего ребенка?
Девочки, предвижу град упреков со стороны истинно верующих, но все же рискну.
Я выросла в абсолютно нерелигиозной среде, и естественно, сама я некрещеная. Старшего ребенка мы окрестили в 3 года по настоянию бабушек - чтобы не приставали. Младшую я пока и не думаю. Вернее, хотела, раз уж "так положено", но моя очень набожная подруга подняла крик: мол, сначала я сама должна покреститься и т.д. А я просто не могу. Для меня это очень серьезный шаг, к которому я пока не готова. А идти в церковь, раз "все так делают" - не могу. Не хочу лицемерить. Я одна такая?
12.12.2001 Ксения

    Ладно - ну, не верите вы в какую-то дополнительную Божественную защиту для крещенных. Не верите в силу Животворящего Креста, молитвы, помощь Ангела-хранителя.
    Но совершенно спокойные заявления типа: "Пусть сам выбирает себе веру" меня просто удивляют, мягко говоря.
    А что, если ваше неподготовленное детище ухватят за рукав адепты опасной тоталитарной секты, да и с легкостью заманят его туда?
    Что, если он вдруг возьмется почитывать Блаватскую, Алистера Кроули или Антона ЛаВэя - со всеми вытекающими. Что, если он предпочтет не только ислам, а ваххабизм, и решит стать шахидом.
    Почему вы уверены, что это все не грозит вашему ребенку, неотягощенному с детства знаниями о вере вообще.
    Инанна

Вот, затронули наконец одну из самых больных моих тем! Я сама выросла во времена, когда даже в школе нельзя было сказать, что ходила в церковь. По этой причине или по другим в вере меня не воспитали. Мы с мамой (а растила она меня без папы) НИКОГДА не говорили об этом. Потом, в начале 90-х, когда все стало можно, мама буквально заставила меня покреститься. Просто надавила. Мне было 15 лет, я ей уступила, поскольку мне было совершенно все равно. Помню, что мне в церкви тогда плохо стало. Все это осталось пустой формальностью, верующей я не стала. Только сейчас, кстати, я узнала, что перед крещением надо было исповедоваться, причищаться, вечерню отстоять (может поправят знающие люди, я не знаю точно). Потом, спустя семь лет, у меня рождается сын, и мама настаивает на том, чтобы его покрестить. На этот раз я категорически против таких формальностей, считая, как многие здесь уже говорили, что мой ребенок сам выберет себе религию, тем более, что его папа атеист, а бабушка по папе - мусульманка. На какое-то время мама оставляет эти разговоры, а в 4,5 ребенкиных года крестит его тайком от меня. Я узнаю об этом случайно. Некоторые говорили мне, что многие бабушки и дедушки крестят внуков тайком от детей. Но я расцениваю такой поступок мамы как предательство, поскольку она прекрасно знала мое к этому отношение.
Сама же я постепенно прихожу к вере. Я пришла в католический храм просто посмотреть. Я поняла, что мне хочется прийти туда еще не раз. Хожу уже полтора года. Многие скажут, что сейчас модно перекрещиваться в католицизм. Я не возьмусь судить об остальных, это личное дело каждого. Но я полностью согласна с католической церковью в отношении к крещению:
1)крестить младенца можно при обязательном согласии хотя бы одного из родителей при том условии, что этот самый родитель в состоянии воспитать своего ребенка в вере, поскольку крещением своим надо ЖИТЬ. И я верю в то, что ангел-хранитель дается человечку уже при зачатии.
2) для того, чтобы покреститься, взрослый человек год, а то и больше, ходит на катехизацию, он постигает азы выбранной религии, входит в церковь. Я считаю необходимым такое образование для того чтобы покреститься.
И если я созрею на все 100 до крещения, буду уверена в своей вере, я буду крестить своего второго ребенка, если его мне даст Бог.
Ни в коем случае никого никуда не агитирую, все написанное - лично моя точка зрения.
Извините, что так длинно, но уж больно много эмоций вызывает у меня эта тема.

Ох, вот я так думала. что "какая разница" и решила со свекровью в "дипломатию" поиграть, ребенка покрестить. Ну насколько же . как бы так написать, чтобы не оскорбить чувства верующих. _неприятная_ это оказалась процедура. Если бы я видела в этом хоть какой-то СМЫСЛ, то отношение было бы, скорее всего, иное. Но я видела, только "уступку свекрови", а свекровь ЭТОГО явно не стоила.
Двухмесячного ребенка (на ГВ между прочим) забрали у меня на два часа и даже не пускали меня в помещение, где он находился. Ребенка на руках все 2 часа держала крестная (как она выстояла до сих пор не знаю, ребенок был килограмм пять-шесть). Хорошо еще дочка была очень маленькой и быстро "выключилась", просто уснула, как мне рассказывали. Но там же были дети и год-полтора. У которых было сил побольше и которые орали непереставая все два часа. И все стояли и наблюдали это "прекрасное зрелище", а матерей к ним не пускали. Я там всех прибить была готова, лишь бы дочку забрать, но останавливали моральные соображения, что для кого-то это может быть важным мероприятием, не хотелось обряд людям портить. брррр.
Вообщем ребенок "отходил" потом от шока пару дней и она (опять же повторюсь) была очень маленькая. Был бы ей годик, скорее всего, гораздо тяжелее бы это переносилось. И кто бы мне объяснил теперь ЗАЧЕМ _мне_ были нужны эти жертвы :-((

Дорогие мамочки, независимо от того, верующие или неверующие вы люди, наверняка вы знаете азы православной веры. Каждому человеку при крещении дается Ангел Хранитель и по имени - Святой. За крещеного младенца можно молиться, подавать записки о здравии в храм, если заболел, просить за него в любой скорби и благодарить за любую радость. Крещеного младенца можно причащать (во здравие души и тела), прикладывать к иконам и тд. Некрещеным все это не разрешается. Крещеные детишки до 7 лет - ангелы. Неверующие или некрещеные родители - это не повод не крестить. В православной вере каждый может креститься или крестить своего ребенка в любое время (младенцев после 40-ого дня от рождения). Вот крестные родители желательно должны быть верующими и обязательно крещеными. Сам Господь наш Иисус Христос сказал "не препятствуйте детям приходить ко мне". Поэтому, даже если вы не верите, крестите ребенка, а потом Господь поможет ему разобраться с добром и злом и, если на то будет Его воля, прийти к вере, добру и соблюдать заповеди, любить и почитать родителей и всех людей! А лучше всего обратиться за советом к православному батюшке! Он лучше объяснит и ответит на любой Ваш вопрос! Не лишайте детишек ангела-Хранителя и помощи Господа, Богородицы и всех Святых!
С наступающими Вас праздниками нового Года и Рождества Христова!

Я воспитана в семье верующих людей. Верующая особо мама, папа стал более верующим сейчас, когда возраст стал подбираться к 50ти годам. К вере пришла сама, захотела окретиться в 9 лет и окрестилась. Но сейчас, с годами, умнея и мудрея - я стала понимать что я становлюсь атеистом. Поскольку мое мировоззрение расходится с верой. Я много смотрю научных программ, много читаю и познаю и понимаю что мир не был создан за 6 дней. Всему есть логическое оправдание. Конечно что то есть. То что реально человек видел и доказал. Души, реинкарнация. но утверждать о том, чего никто не видел я считаю глупостью. Сейчас моему ребенку 1,5 года. Свекровь замучала тем, что "надо" ребенка покретить. При этом о вере знает наверное на 70% меньше моего. Не держит ни каких постов и о том откуда взялся Иисус и куда он делся не рассукажет если ее спросить.Я своего ребенка крестить не хочу. Из за этого у нас постоянные трения. Муж становится на сторону мамы. Хотя сам не знает и того, что знает мама. Кому нужна такая вера и имеют ли эти люди права называться верующими. А про ангела хранителя мое мнение такое - это такая же сказка как и все остальное! Я верю в человека. Благодаря наиумнейшим из нас мы живем, прогрессируем, лечимся.

Послушайте что я вам на это всё скажу, религия это выдумка для манипуляции людьми и соответсвенно все религиозные обряды это тоже сплошная ерунда, человечество существовало приблизительно 5000 лет до так называемого прихода исуса, было много разных религий и богов и небыли такого понятия как крещение, тоесть получаеться что дети были некрещёными и все было хорошо, теперь после возникновения христианства, а к нам оно дойшло только через 1000 лет после смерти исуса снова никто небыл крещёным и все были живы и здоровы. Самого исуса по легенде крестили только в 33, получаеться что он все это время жил без ангела? + при рождении он был иудей так как он родился в иудейской стране и иудейской семье, а значат на него тоже насадили религию, да и христианство он не придумал и не принял так как его придумали только 300 лет после того как он умер.
Теперь что это даёт? А ничего.
- это не защитит вас от болезней или от смерти или несчастных случаев так как большенство из тех с кем это таки случилось были крещёнимы
А подумайте о тех детях которые уже родились больными, получается их надо было крестить ёще до рождения?

Я всегда относилась к смерти безразлично-спокойно (тем более после клинической), как ко сну - к СВОЕЙ смерти. Я не занала что мне предстоит хоронить сына. В субботу (26 марта) моему сыну исполнилось бы 18 лет, но уже 3.5 года его нет. И зашевелился червячок надежды и сомнений: "А может я ошибалась!!" и масса вопросов: "Где он теперь?", "Почему так?"
Старший сын некрещеный был. Младший тоже до сих пор. Для меня крешение не магический ритуал, а обещание. Я тоже не крещена - не всё могу принять в религии: обряды меня отталкивают, к иконам и статуям отношусь как к красивым произведениям искусства, вычурные молитвы не вызывают отклика в душе.
В совпадения не верю, в магию тоже. Младший сын в младенчестве не имел ничего общего со старшим или с нами, его био-родители тем более. Если б я выбирала - не выбрала б слабенького больного Серёгу в братья крепышу-здоровяку Дмитрию. Взяла не выбирая (как родила) повинуясь порыву после первой в жизни молитвы. Что имеем теперь - полную копию старшего брата и внешне, и характером, и ужимками.

Господь сотворил Адаму Еву и благословил их стать своими сотворцами. Родители, деды, прадеды тоже являются сотворцами Бога, ведь они дают свое тело детям. Господь заботится о своих детях, то есть о нас. Даже Сына Своего Единородного пожертвовал, чтобы спасти род человеческий. Спасение это происходит в Таинстве Святого Крещения, когда благодать Святого Духа, воздействуя на человека, меняет его физическое и духовное существо: человек как бы заново рождается в новом качестве. Вот почему крещение называют вторым рождением.

Тут у родителей всего два решения:
- крестить нужно, чтобы он рос по законам Божиим и тем самым оберегать его, или
- оставить все, как есть, надеясь, что, когда ребенок вырастет, он самостоятельно решит, необходимо ли ему это.
У верующего человека такая дилемма не возникает.
Противники крещения детей требуют подождать времени, когда дети начнут что-то понимать. Но ведь понимание – это чудо, мы не знаем, как мы понимаем, что в нас происходит, ясно только, что понять за другого – нельзя. Тайна понимания - это еще и тайна личной встречи со Христом, и ребёнок с Ним непременно встретится, но не тогда, когда мы это запланируем.

Почему необходимо подождать, чтобы дети хоть что-то понимали? Разве не родителям решать, что лучше для ребенка?
Ребенок должен сам выбрать? Но кто научит его выбирать, если не родители?
Следует уважать свободу ребёнка? А кто научит его быть свободным?
В любом случае родители стремятся воспитать детей в своей системе ценностей.
Если родители – христиане, они, конечно же, будут учить его делать выбор по-христиански, руководствуясь Евангелием, и это, на самом деле, – насилие над ребёнком. Такое же насилие, как навязывать ему наш родной язык, такое же принуждение, как давать ему образование, ходить в храм на литургию по воскресениям, прививать правила поведения, нормы приличия, уважения к старшим, ответственность за родителей и Родину.

Воспитание детей неизбежно связано с тем, что родителям приходится делать за них выбор. Родители с момента рождения ребёнка решают за него ВСЁ: что ему есть, где ему жить, какую одежду носить, в какой детский сад ходить, в какой школе учиться, выбирают своим детям книги и игрушки, кружки и спортивные секции, внушают ребенку, что такое хорошо и что такое плохо – причем именно в том виде, в котором сами это понимают.
А когда же речь заходит о самом главном, вдруг появляется какая-то надуманная демократия: вот подрастёт и сам решит. Тогда малыш может сам решить: есть ему суп или одни сладости, смотреть мультик не во время еды или перед сном с родителями смотреть фильм ужасов, а когда подрастет до школьного возраста может сам решить - ходить ему в школу или учиться за компьютером, решить быть ему мальчиком или девочкой, как учат за границей.

И этот спор о свободе выбора детей безсмысленный, потому что в корне его лежит вопрос о том, как родители воспринимают Бога.
Если для них Бог - это самое ценное в жизни, смысл ее, истина и любовь, то мама с папой и помыслить не могут оставить своего малыша без этого Дара. Поэтому взрослый человек может поручиться за младенца и сказать: я постараюсь сделать так, чтобы он вырос добрым православным христианином. И пока он не может сам за себя ответить, за него залогом дают свою веру его крестный отец и крестная мать.
А если же для родителей Бог - это лишь одна из форм познания и общения с миром, часть культуры и прочее, то, конечно, они могут отложить крещение младенца холодной формулировкой: "Подрастет - сам выберет".
Только что он выберет? Выбор широкий, на любой вкус: сект, наркопритонов и прочих заведений не пересчитать. А беззащитного, без Божией благодати ребенка легко завлечь в бесовские лабиринты.

Какие отличия и преимущества есть у крещеного младенца?

После Крещения ребенок участвует в Таинстве Причащения, его поминают на церковном богослужении, подаются записки на проскомидию, на молебен о здравии. Вот, для чего нужно крестить ребенка как можно раньше.
Действительно, дети до семи лет в православной традиции считаются младенцами, не способными в полной мере отвечать за свои поступки. Поэтому к Таинству Исповеди дети подходят с семилетнего возраста, так как считается, что именно с этого возраста ребенок может осознать свои проступки и покаяться в них.
Если ребенок тяжело болеет, то можно пригласить священника в дом для Причащения болящего ребенка. Часто после молитвы и Причастия дитя выздоравливает.

И еще одной из причин, зачем нужно крестить ребенка и почему не следует откладывать Крещение, также является тот факт, что никто не знает время окончания своей земной жизни. Это относится не только к совершеннолетним лицам, но и к новорожденным деткам. Есть много случаев, когда ребенка во время страданий тяжелым заболеванием крестили, после чего ему сразу же становилось намного легче, и он шел на поправку.
И к великому сожалению, имеются случаи, когда младенец находится при смерти, и родители лишают его Крещения - Божественного Дара.
Итак, мы знаем, что до крещения дети не свободны от первородного греха. И до крещения лишены многих возможностей – им нельзя причащаться, ни праздновать День Ангела, которого у них попросту нет, в Церкви за них нельзя подавать записки на проскомидию о здравии, молиться о них – только дома. Зачем же лишать их Божией защиты и благодати?

Что говорят Церковь, святые отцы о некрещенных детях?

Но сегодня существует и другая парадоксальная ситуация, когда детей приносят ко Крещению крещеные, считающие себя христианами, но неверующие родители и в восприемники детям выбирают своих неверующих друзей. И крестят не для того, чтобы приобщить к Церкви, а чтоб здоровенький был, так положено. Но Крещение - это Таинство, а не обряд.
К сожалению, статус крестных утратил своё прежнее значение. Очень редко можно встретить пример, когда крестные действительно участвовали в воспитании своих крестников. А ведь крестные несут полную ответственность наравне с родителями до совершеннолетия своего чада за его православное воспитание и образование. Фактически они и есть вторые родители. Эта забота включает в себя целый комплекс мероприятий – от домашнего воспитания, до совместных церковных служб и финансирования соответствующих нужд – например, приобретения духовной литературы, икон, крестильного крестика.

Во время самого Крещения крестные отрекаются за крещаемого от сатаны и соединяются со Христом, подтверждают вслух это желание и воспринимают свое чадо от купели. Одним словом, свидетельствуют перед всеми о собственной адекватности в христианском воспитании своего крестника. Естественно, что крестные перед Богом несут ответственность за духовную и нравственную жизнь своего чада и вместе с его родителями будут отвечать за его воспитание на Страшном Суде.
Следовательно, крестных подбирать нужно соответственно.
И наконец, если крещеный ребенок остается без родителей, крестные должны заботиться о них, как о своих собственных детях, вплоть до того, что берут их к себе домой.
Надо знать, что крестные не могут состоять между собой и крещаемым в прямом родстве, например, муж и жена не могут быть крестными друг другу и одновременно у одного ребенка, к которому их пригласили.
Сегодня в храмах в рамках подготовки к Таинству Крещения проводятся огласительные беседы с желающими стать крестными, которые способствуют более осознанному и более серьезному подходу к Крещению.

В каком мире мы живём, что окружает наших детей? Сколько греховного открыто для каждого из них! Только протяни руку и бери. Искушение присуще всем и в особенности маленьким несмышленым деткам. Дети, не воспитанные в христианской вере закрыты для осознания того, что тот или иной поступок греховен.
Вседозволенность расхристианизированного Запада одурманивает и насаждает весь мир и нашу страну ювенальными и содомскими конвенциями, декларациями с их инструкциями по воспитанию и уничтожению детей, родителей, семьи, любви и всего государства. Сегодня с особой жестокостью темные силы ополчились против России, идет война против добра, против Божиих законов, пытаются уничтожить Православие, и это происходит на наших глазах в Украине. То есть мир ведут к расчеловечеванию.

Итак, младенцев крестят не по их собственной вере, а по вере их родителей и крестных, принесших ребенка на крещение. А дальше вы сами уже хозяева того Дара, который только что получили. И нужно серьезно отнестись к произошедшей перемене и начать собственную религиозную жизнь.
Крещение – это рождение в себе нового человека. И каждый из нас прекрасно знает, что родить человека нелегко, но еще труднее его вырастить. Поэтому будущее наших детей зависит от нас самих. Что посеем, то и пожнем.
Давайте будем спасать своих детей, семью, наше Отечество с Богом и помнить, что Таинство Крещения открывает человеку врата в Небесные обители.

Еще задолго до первых самостоятельных шагов детям предстоит сделать первый шаг к христианской жизни – принять святое Крещение. Отвечают на вопрос, зачем крестить ребенка, и принимают решение о таком ответственном событии родители и восприемники.

Крещение символизирует духовное рождение. Путем троекратного погружения в воду таинственным образом происходит очищение от грехов. На крещаемого сходит благодать Святого Духа и обновленный человек соединяется со Христом и Церковью.

зачем крестить ребенка

Священник помазывает младенца миром после совершения Таинства Крещения

Зачем крестить ребенка

Многие задаются вопросом, зачем крестить ребенка, ведь он не может сам дать на это согласие. Якобы тем самым взрослые навязывают ему веру и образ жизни. Но с того времени, как человек рождается в мир, родители несут ответственность перед Богом не только за его тело, но и за душу. Лишая ребенка Крещения в младенчестве, отец и мать отлучают его от Церкви на неопределенный срок. Тем самым лишают радости Евхаристии, чистоты исповеди и красоты богослужений. А главное, если в период взросления случится несчастье и ребенок умрет некрещеным, родители до конца своих дней будут чувствовать свою вину.

Детей крестят по вере родителей и восприемников, чтобы они имели возможность с младенчества жить в лоне Церкви. Чтобы они участвовали в Таинствах, привыкать жить во Христе и иметь возможность войти в Царство Небесное.

Итак, нужно ли крестить ребенка в младенчестве? С православной точки зрения, конечно да. Ведь ожидая осознанного решения ребенка о Крещении, родители серьезно рискуют. В случае скоропостижной смерти чада его душа его будет лишена Царствия Небесного. Кроме того, ребенок воспитывается с младенчества в вере и это избавит его от многих ошибок. Родители делятся с младенцем важнейшим в жизни – своей верой и радостью бытия с Богом.

В каком возрасте нужно крестить ребенка

Если жизни ребенка угрожает опасность, крестить можно и нужно в любой день и не обязательно в храме. Позвать священника можно и в больницу и домой.

Можно прибегнуть к таинству Крещения и позже. Но если родители хотят воспитать нравственную, духовно развитую личность, то нужно обязательно крестить ребенка.

В чем смысл крещения ребенка?

Часто можно слышать выражение, что дети как ангелы, они безгрешны. Тогда в чем смысл крещения младенцев? Во время Таинства Крещения на ребенка сходит благодать Святого Духа. Его нарекают христианским именем, он обретает молитвенную поддержку Церкви и заступничество святого, который был выбран во время крещения. Дети с малых лет приучаются к послушанию, общению с Богом через молитвы, единению с Ним через Таинство Евхаристии. Даже в случае несчастья дети, освященные Таинством Крещения, остаются под защитой Господа и молитвенным покровительством Церкви.

Крещеные чада, воспитанные родителями в православной вере, вырастают целостными личностями. Они знают, что всегда с ними рядом, кроме родителей земных, и Отец Небесный, Который в большей мере заботится о них и всегда услышит и поможет.

Где проводится Крещение

Если жизни ребенка ничего не угрожает, Таинство Крещения проводится в любом храме. Лучше выбрать храм, который ближе к дому, куда родители смогут потом приводить ребенка на причастие.

В исключительных случаях Крещение может проводится дома, в больнице или другом заведении, где находится ребенок. К таким случаям относятся тяжелая болезнь, угрожающая жизни ребенка, заболевания, с которыми невозможно посещение храма и подобные ситуации.

В какие дни можно крестить ребенка?

Крещение может совершаться в любой день, независимо от постов и праздников. Обычно в каждом храме свой распорядок для данного таинства. Поэтому день для крестин лучше выбирать по согласованию со священником. Если мама хочет присутствовать при торжественном событии, нужно подождать 40 дней после родов и попросить батюшку прочитать положенные молитвы.

Каким именем крестить детей?

По церковным традициям имя ребенку выбирают по святцам. Можно взять имя любимого святого семьи или желаемого покровителя для вашего ребенка.

Если имя выбрано европейское или необычное, нужно спросить у батюшки, каким православным именем лучше крестить в таком случае.

Крестные родители

Крестных обычно выбирают из близкого круга друзей или родных. Но многие забывают, что на восприемников возлагается большая ответственность по христианскому воспитанию чада. Они в ответе за спасение душ своих крестников. Поэтому крестными должны быть верующие люди, воцерковленные, которые не понаслышке знают, что такое религиозная жизнь и смогут научить этому маленького христианина.

Крестными родителями одного ребенка не могут быть супруги или пара, которая собирается вступить в брак. Супругам разрешается быть восприемниками у разных детей одних родителей, если крестины проходят в разное время.

Согласно церковным традициям у мальчиков восприемником должен быть мужчина, у девочек женщина. Обычно выбирают двух крестных, но не запрещается приглашать только крестную или только крестного.

Сейчас во всех храмах обязательно перед Крещением проводить беседы с восприемниками. Время встречи со священником для таких бесед лучше уточнять в храме, где будут проводиться крестины.

Что нужно для крещения ребенка?

Во-первых выбрать храм и уточнить дни проведения таинства Крещения.

Выбрать крестных родителей и договориться с батюшкой о беседах перед Крещением.

Купить все необходимое: крестик, нарядную сорочку и полотенце, чепчик (для девочек), свечи, можно купить икону святого, по имени которого крестится ребенок.

Приготовить бутылочку с водой или пустышку.

Сменную одежду по сезону для переодевания после Крещения.


В продолжение публикации сценариев спектаклей талантливого автора Михаила Мироненко предлагаем Вашему вниманию его инсценировку по мотивам сказки В.В.Афанасьева "Как Божья Коровка на Небо летала".

Сценарий постановки по сказке

Сценарий постановки по сказке "Аленький цветочек"

Урок-презентация

Урок-презентация "Что мы знаем о Страшном суде?"

Сретение Господне - рисованный мультфильм

Небольшой мультфильм о празднике Сретения Господня. Интересный стиль рисованной мультипликации в сочетании с удачно подобранным музыкальным сопровождением делают это видео очень нужным инструментом в арсенале православного педагога.

Сретение Господне - рисованный мультфильм

Почему мы крестим детей?

Мы подводим итог очередного голосования на нашем сайте. Темой для обсуждения стал вопрос о крещении детей. Зачем Православная Церковь крестит младенцев "без их согласия"?

18 09 2014 1

Вопрос о крещении детей, которые, как мы понимаем, в силу возраста еще не имеют способности по-взрослому осознавать определенные явления в жизни и принимать действительно серьезные решения, закономерно возникает из понимания христианами самого Таинства Крещения:

"Плодом Крещения человека должно быть то, что он перестает жить для себя и начинает жить для Христа и других людей, обретая в этом полноту жизни. Необходимым условием принятия этого великого Таинства взрослым человеком является твердая вера и покаяние во всех грехах, совершенных до Крещения. Этим Таинством крещаемый вводится в Церковь и становится ее членом. Человек, ставший христианином, должен решительно переродиться по слову Господа, сказавшего: Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди (Ин. 14; 15). И обещавшего таковым: Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей (Ин. 15; 10)" (Православный катехизис - книга, излагающая основы веры максимально простым и доступным языком).

Значит, условия со стороны желающего креститься человека для принятия Таинства - твердая вера и покаяние в прежде содеянных грехах с решимостью их не повторять. Но как быть в случае с грудным младенцем. О какой-то вере говорить здесь вообще бессмысленно, о покаянии в грехах - тоже бессмысленно. Если мы и говорим о первородном грехе (нарушении Божией заповеди Адамом и Евой - об этом можно прочесть в 3-й главе книги Бытие), который несет на себе все человечество вообще и отдельный новорожденный в частности, то личных грехов (сознательного нарушения духовных законов), само собой, у грудничка быть не может. Тогда, вроде бы, выходит, что крестить младенцев не имеет смысла.

Но прочтем цитату до конца. Там говорится о членстве в Церкви. Позволить малышу быть членом Церкви, каковыми являются его верующие родители - вот причина младенческого крещения. Где же необходимая твердая вера? Она должна быть в родителях. Поэтому крестить малыша имеет смысл тогда, когда сами родители стремятся жить с Богом. Авансовое членство в Церкви для детей - это родительская забота об их духовном здравии. Если мы заботимся о том, чтобы наши чада были сыты, одеты, обуты, образованы не хуже других, то удивительно ли, если мы подарим им возможность быть учениками Христа, членами Его Церкви и наследниками Небесного Царства?

Нет здесь и нарушения свободы совести ребенка, так как человек создан Богом свободным, поэтому придя в сознательный возраст, наши сын или дочь сами решат, оставаться ли им членами Церкви и учениками Христа или оставить веру.

Более того, родители, заботясь о благополучии своих чад, всегда дают дают им что-то, чего дети не выбирают, например, никто не может сказать, что он сам выбрал язык, которому его обучили родители, привычки, которые у него выработались в семье, школу, куда он пошел в первый класс и т.д.

Все доброе прививается постепенно. Если лишить нашего ребенка полноты участия в церковной жизни, прежде всего, Таинства Причастия (только крещенные могут к нему приступать), если ребенок до совершеннолетия будет вне Церкви, то откуда потом вдруг, в сознательном возрасте у него появится горячее желание быть усердным христианином, добрым, порядочным и ответственным человеком? Увы, никакая добродетель не возникает внезапно на пустом месте сама собой. Следовательно, чем раньше мы начнем духовное воспитание своих детей, тем больше у них шансов стать настоящими христианами.

Наконец, еще одна причина детского крещения - неизвестность продолжительности человеческой жизни. Никто не знает, сколько проживет он сам или его дети. Очевидно, что детская смертность существует, ввиду этого можно прсто не успеть крестить свое дитя, от чего всех нас избавь, Господи!

Что касается некоей охраняющей функции Таинства Крещения, то о ней, как видим, в катехизисе ничего не говорится. И хотя в молитвах последования святого Крещения встречается просьба о даровании человеку Ангела Хранителя, Крещение никогда не было и не будет своеобразным оберегом и талисманом.

Поэтому Православная Церковь крестит младенцев не для того, чтобы у них было все хорошо, они крепко спали, хорошо кушали, слушались маму и папу, а только для того, чтобы, в силу веры их родителей и крестных, они как можно раньше стали общниками всей полноты христианской жизни.

Читайте также: