Является ли работа водителя вредной

Обновлено: 30.04.2024

Поднимая тему тяжёлого труда водителей, мы говорим прежде всего о сутках, проведённых без сна, о постоянном пребывании вдали от семьи, от дома. Ответственность за груз, сопряжённая со всякими неожиданностями, подстерегающими в дороге, выматывает нервную систему. Колоссальная физическая нагрузка, связанная с поднятием тяжестей – постоянный спутник дальнобойщика.

Водитель ежедневно находится в поисках путей решения самых разных проблем, связанных с организацией доставки груза: досмотры на дороге, прохождение весового контроля, преодоление пробок, обслуживание грузовика. И никто, кроме него самого не позаботится о бытовой стороне жизни: сон, отдых, обед, уборка. Силы человека не безграничны. Со временем организм водителя начинает давать сбой.

Каково мнение дальнобойщиков относительно факторов, вызывающих профессиональные заболевания? Самую большую опасность представляют профессиональные факторы:

  • загазованность;
  • запыленность;
  • шум;
  • вибрация;
  • напряженность и тяжесть труда.

Неблагоприятные условия труда неминуемо отзываются болями в области спины, рук, ног, болями в сердце, учащённым сердцебиением. В конце рабочего дня возникает усталость и раздражительность. Подобные жалобы указывают на то, что нервная, сердечно-сосудистая, костно-мышечная системы водителя испытывает повышенные нагрузки и нуждается в особой защите.

Неблагоприятный факторы вызывающие метаболический синдром

Существует высокий риск развития у профессиональных водителей ещё одного заболевания, о котором не принято говорить. Это метаболический синдром, с которым чаще всего сталкиваются дальнобойщики из возрастной группы 40+. На фоне низкой двигательной активности, плохо организованного и нерегулярного питания развивается предрасположенность к увеличению массы тела.

Специалисты ВОЗ указывают на проблему ожирения как на важнейший медико-социальный и экономический показатель современного общества, который приводит к снижению качества жизни, сокращению её продолжительности.

Метаболический синдром называют неинфекционной эпидемией ХХI века. К сожалению, профессия дальнобойщика способствует её развитию, вызывая необратимые изменения в организме водителя. Человек, страдающий не просто избыточной массой тела, а именно ожирением находится в группе риска, для которой характерно развитие такой тяжелой патологии, как ишемическая болезнь сердца и сахарный диабет.

Распространение метаболического синдрома среди водителей тяжёлых грузовиков увеличивается с возрастом и стажем. Тяжёлый труд и небольшие в сущности заработки, которые никак не соответствуют уровню нагрузки, никак не могут привлечь к данной профессиональной деятельности молодёжь.

Высокая ответственность за груз вынуждает работодателя привлекать к перевозке опытных профессионалов старшего возраста, с большим стажем работы. Мало кто задумывается, включая самого водителя, что в это время неблагоприятные условия труда уже подтачивают организм, вызывая развитие тяжелых нарушений состояния здоровья.

Условия труда, воздействующие на опорно-двигательный аппарат

Нарушение опорно-двигательного аппарата, как профессиональное заболевание, связано с вибрацией. Это профессиональный фактор, занимающих одно из первых мест в перечне неблагоприятных условий труда, который весьма отрицательно воздействует на водителей грузового автотранспорта. Вибрация возникает из-за работающего двигателя, трансмиссии, вентилятора системы охлаждения. Во время движения происходит постоянное сотрясение кабины, ходовой части и кузова.

Вибрация может быть усилена в связи с изношенностью техники. Оказывается, что большой срок эксплуатации и величина пробега характеризуют не только техническое состояние грузового автотранспортного средства, но и состояние здоровья дальнобойщика, постоянно работающего на нём. А если представить, что ежедневный маршрут проложен по плохой дороге, можно даже не сочувствовать, а уже соболезновать водителю, управляющему грузовиком с прицепом.

В зависимости от технического состояния машины, наблюдаются высокие корректированные уровни вибрации. Показатель общей вибрации усиливается в 2–3 раза, если грузовик съезжает с асфальта и продолжает движение по дороге с булыжным покрытием. Как организм водителя реагирует ни систематическое воздействие вибрации:

  • снижается психомоторная работоспособность;
  • возникает негативный отрицательно эмоциональный фон;
  • водителю трудно сосредоточиться;
  • возможно развитие синдрома вегетативной дисфункции;
  • высокий риск возникновения нарушений опорно-двигательного аппарата.

Водитель нуждается в защите

Защита водителя от воздействия негативных факторов тяжёлых условий труда целиком ложится на плечи работодателя. Только выполнять эти обязанности руководители зачастую не могут (или не хотят). Это требует дополнительных материальных затрат:

  1. Организация центральных мастерские по ремонту грузового автотранспорта избавит дальнобойщика от ремонтных работ.
  2. замена изношенной техники на новые грузовики позволит увеличить параметры комфорта.
  3. Улучшение конструкции машины, оборудование кабины грузовика кондиционером и регулирующимся водительским сиденьем, усовершенствование коробки передач, облегчение сцепления рулевого управления.

Финансирование, направленное на создание комфортных условий труда, осуществляется по остаточному принципу. А лишних денег, как известно у перевозчика нет. Безусловно, одного желания работодателя недостаточно. Поэтому необходимо осознание данной проблемы правительством. Важно разработать ряд мер, направленных на повышение эффективности конструктивных характеристик грузового автотранспорта, улучшение качества дорог, разработку и введение рационального режима труда и отдыха, организацию и проведение лечебно-профилактических процедур.


Нет, работа водителя в том числе водителя мусоровоза не относится к вредной и

никаких льгот не предусмотрено.

В Списках производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях и Списках производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день водителя-оператора мусоровоза не нашел.

Нет. Ваша должность не входит в список профессий, которым предоставляются льготы в виде дополнительного отпуска, бесплатного питания и т.д.

Если я вам помогла, оставьте положительный отзыв.

Уважаемый Сергей. В соответствии со ст.212 ТК РФ к обязанности работодателя относится установление соответствующим требованиям охраны труда условий труда на каждом рабочем месте. Для этой цели проводится аттестация рабочих мест, которой подлежат все рабочие места и по результатам которой аттестационная комиссия проводит оценку условий труда. Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н утвержден новый Порядок аттестации рабочих мест по условиям труда. Он вступил в силу 1.09.2011 г., согласно которого Порядок аттестации, утвержденый Приказом Минздравсоцразвития России от 31.08.2007 N 569 "Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда" утратил силу.

Таким образом признание профессии водителя-оператора мусоровоза вредной относится к обязанности работодателя. Надо сказать, что в соответствии с п.52 Порядка ответственность за проведение аттестации, достоверность и полноту представления информации в государственную инспекцию труда возлагается на работодателя. Ответственность за достоверность проведения измерений и оценок лежит на работодателе и аттестующей организации. Невыполнение этой обязанности является нарушением законодательства о труде и об охране труда и грозит административными штрафами (ст. 5.27 КоАП РФ).

"Нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток".

Являясь рядовым пользователем услуг мусоровозов, считаю, что неотнесение вашей профессии к категории вредной будет явно неправильным, учитывая вредные факторы промышленных и бытовых жидких и твёрдых отходов и их воздействия на человека. При этом не имеет значения, внесена ли ваша профессия в упомянутый моим коллегой Список. Право на досрочную пенсию и обеспечение спецодеждой, спецпитанием и другими гарантиями, а также сокращённая рабочая смена (ст.92 ТК РФ), ежегодный дополнительный отпуск (ст.117 ТК РФ), повышенная оплата труда (ст.147 ТК РФ) вещи разные и не зависят друг от друга.

При приёме на работу по вашей профессии о вредных условиях труда и компенсационных гарантиях должно быть указано в трудовом договоре.

Вам совет. Выяснить проводилась ли аттестация рабочих мест и каковы её результаты по вашей профессии в части отнесения её к категории вредной. В случае отрицательного ответа начните с подачи жалобы в Государственную инспекцию труда в Сахалинской области. Вот её контакты. Южно-Сахалинск, ул.Антона Буюклы, 38, офис 7. 466052 - горячая линия. Далее по результатам рассмотрения жалобы ГИТ в судебном порядке. Уверен, у вас получится!

Удачи. Сергей. Мой ответ - ваш отзыв.

Смотря для чего вам нужна эта "вредность". Ваша работа относится к вредным условиям труда, которая дает право на дополнительные дни отпуска (при работе на машине 1,5-3 т - 6 дн., свыше 3т - 12 дн.) и сокращенный рабочий день. Указанное право вам предоставляет п. 4 Инструкции. утв. Постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 21.11.1975 N 273/П-20, т.к. ваша должность (работа) указана в списке профессий - п. 43 подраздела "Санитарная очистка городов и рабочих поселков" раздела "Жилищно-коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание населения" (утв. Постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 21.11.1975 N 273/П-20). Но существуют еще профессии, которые позволяют раньше срока выйти на пенсию. А вот в этом случае, ваша профессия под указанные требования не подпадает (ст. 27 № 173-ФЗ от 17.12.2001 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").

Коллегам: Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 N 342н фактически утратил силу, как и приказ от 31.08.2007 № 569. С 1 января 2014 действует ФЗ "О специальной оценке условий труда" от 28.12.2013 № 426-ФЗ. Словом, теперь проводится не аттестация рабочих мест, а специальная оценка условий труда.

Вредные условия труда водителя легкового автомобиля

Что изменилось в оценке уровня шума? Ранее уровень шума оценивался по гигиеническим критериям, базировавшимся на санитарных нормах СН 2.2.4/2.1.8.562-96 (Утверждены постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 31 октября 1996 г. № 36).

Данным документом устанавливались предельно допустимые уровни (далее – ПДУ) шума в зависимости от класса автомобиля. Для легковых автомобилей ПДУ по шкале А составлял 60 дБ, для грузовых – 70, для спецтехники – 80.

Таким образом, один и тот же фактор оценивался по-разному. Получалось, что в кабине нового КАМАЗа уровень шума мог составлять 68–69 дБ, и водитель находился в допустимых условиях труда. А если проводились замеры в легковом автомобиле, то получали 64–65 дБ.

И рабочее место попадало в категорию вредных. Такие различия в оценке вызывали споры.

Таким образом, если у организации работодателя была проведена аттестация рабочих мест водителей, где была выявлена вредность по уровню шума.

То теперь проведя спецоценку со снижением вредности до допустимого уровня, работодатель значительно сэкономит на социальных выплатах и отчислениях дополнительных отчислений в пенсионный фонд.

Какие вредные факторы у водителя легкового автомобиля

ТК РФ вместе с нормами, распространяющими свое действие на всех, содержит ряд определенных требований и правил, затрагивающих отдельных категорий работников. К одной из которых принадлежат водители.

Водитель: все особенности должности в одной карточке Прием лиц на работу, связанную с движением транспортных средств, производится на основании требований ст.

328 Подробнее об условиях труда водителя читайте здесь: Кроме того, ряд дополнительных требований предъявляется к водителям, которым предстоит осуществлять транспортировку опасных грузов.

Внимание

Существуют ли различия в оценке труда водителей, управляющих спецтехникой и обычными автомобилями? Да, такие различия есть. Они касаются не столько источников шума, сколько вибрации.

Например, в бульдозерах, экскаваторах и проч. присутствует как общая, так и локальная вибрация. Причем ее уровни могут быть значительны. Особенно для экскаваторщиков, которые работают с гидромолотами.

Общая вибрация распространяется на тело водителя через точку опоры на сиденье. А локальная – через элементы управления автомобилем: рычаги, руль.

Уровень вибрации также зависит от дорожного покрытия. Оно может влиять как на общую, так и на локальную вибрацию. В городе вибрация меньше, потому что дорога лучше. Соответственно для сельской местности ее уровень будет выше. В методике оценки вибрации относительно аттестации рабочих мест также появились изменения.

Какие вредные факторы у водителя легкового автомобиля

Все это способствовало созданию при специальной оценке условий труда водителя автомобиля. Предоставляется ли водителя дополнительный отпуск как работнику с вредными условиями труда Продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска водителей составляет 28 календарных дней (ст.

ТК РФ). Кроме того, ст. 116 ТК РФ предусмотрены ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями, имеющим особый характер работы, и некоторым другим категориям.

Для определения продолжительности дополнительного отпуска необходимо руководствоваться Списком производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденным Постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 N 298/П-22 (ред.

В случае если водитель работает на нескольких машинах, изучается распределение рабочего времени на каждый автомобиль. Далее организация, проводящая СОУТ, производит все необходимы измерения в рабочей зоне водителя, исходя из предоставленной хронологии рабочего процесса, то есть измерения выполняются там, где находится работник в течение трудового дня.

Если один сотрудник работает на нескольких транспортных средствах, то замеры производятся в каждом автомобиле. Измеряются факторы общей и локальной вибрации, шум от двигателя и агрегатов транспортного средства, химический состав воздуха в кабине машины, также анализируются параметры тяжести и напряженности.

Все измеряемые и исследуемые параметры фиксируются в протоколах первичных измерений.

К тому же в кабине легкового автомобиля было сложно добиться уровня шума ниже 60 дБ на определенных скоростях движения. Помимо этого, снижение шума могло отрицательно сказаться на безопасности управления автомобилем.

Водителю важно не потерять контакт с машиной, слышать, как работает мотор. Одной из причин разграничения рабочих мест по уровню шума являлось мнение, что труд водителя выполняется в напряженных условиях. Поэтому по сравнению с другими профессиями ПДУ по шуму здесь занижался.

Кроме того, ужесточением санитарных норм государство пыталось простимулировать автопром на выпуск более комфортабельных легковых автомобилей. В Методике спецоценки различия между классами автомобилей убрали. Теперь для всех категорий ПДУ шума составляет 80 дБ.

Как изменилась оценка напряженности труда водителей? Напряженность труда в ходе аттестации рабочих мест оценивалась по 23 показателям.

  • В первую очередь снизится вредность по критерию шум, поскольку теперь ПДУ этого фактора установлен для всех одинаковый – 80 дБ.
  • Установленные показатели вибрации также могут отразиться на классе условий труда, и в большинстве случаев, кроме спецтехники, перейдут в класс допустимых условий.
  • То же касается тяжести труда. Введенная категория – рабочая поза сидя, исключает возможность трактовать позу водителя как неудобную, фиксированную или вынужденную.Теперь это обычная поза.
  • Оценка напряженности труда по Методике спецоценки во многих случаях приведет к снижению класса вредности. Это вызвано тем, что из ранее применявшихся 23 показателей теперь используются только 6 и все они имеют количественные измерения. Снижение класса вредности, прежде всего, коснется водителей, работающих в местностях, где нет интенсивного движения и мало светофоров.

Специальная оценка условия труда водителей Уже два года водители городского пассажирского транспорта высказывают недовольства по поводу неполноценности оценки условий их труда. В большинстве случаев говорится о том, что методика спецоценки не позволяет учесть влияние всех имеющихся факторов.

Но так ли это на самом деле? Общие принципы оценки условий труда водителя В общем понимании, на водителя любого автотранспортного средства действуют следующие производственные факторы и факторы трудового процесса: Раньше, при аттестации рабочих мест (далее – АРМ), все эти факторы оценивались. Более того, риск за свою жизнь и других лиц в сочетании с характеристиками выполняемой работы приводили результаты оценки по напряженности труда к классу 3.2.

Данная профессия отсутствует в отраслевом перечне.

Вредные условия труда водителя химический фактор (азота оксиды, бензин, проп-2-ен-1-аль, углерод оксид), шум, инфразвук, микроклимат, вибрация общая, вибрация локальная, микроклимат, тяжесть, напряженность труда.

то остаются: химические факторы, инфразвук, тяжесть труда и напряженность (эмоциональные нагрузки и монотонность нагрузок). p.s. Если я правильно поняла Методические рекомендации. Проведение аттестации рабочих мест по условиям труда водителей автомобильного транспорта. (утв.

Действительно, отличия по новой методике есть. Они заключаются в разнице оценки различных факторов. Наиболее значимыми для водителей являются изменения, касающиеся оценки уровней шума, напряженности труда и вибрации. Введен новый фактор – поза сидя, которого раньше не было. И он является важным для водителей.

Спецоценка рабочих мест водителей проводится по общей для всех Методике специальной оценки условий труда (Методика проведения специальной оценки условий труда, утверждена приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н). Других конкретизирующих или уточняющих эту процедуру документов не существует.

Получалось, что в кабине нового КАМАЗа уровень шума мог составлять 68–69 дБ, и водитель находился в допустимых условиях труда. А если проводились замеры в легковом автомобиле, то получали 64–65 дБ. И рабочее место попадало в категорию вредных. Такие различия в оценке вызывали споры.

К тому же в кабине легкового автомобиля было сложно добиться уровня шума ниже 60 дБ на определенных скоростях движения. Помимо этого, снижение шума могло отрицательно сказаться на безопасности управления автомобилем. Водителю важно не потерять контакт с машиной, слышать, как работает мотор.

В Методике спецоценки различия между классами автомобилей убрали. Теперь для всех категорий ПДУ шума составляет 80 дБ.

Напряженность труда в ходе аттестации рабочих мест оценивалась по 23 показателям. В Методике спецоценки из них осталось только 6. И это напрямую отразится на оценке условий труда водителей.

Часть показателей отпала и не оценивается не потому, что так захотелось законодателю, а потому что о большинстве из них сложно судить объективно и однозначно.

В первом критерии есть показатель – содержание работ. Если сотруднику не нужно принимать решения, условия труда относятся к оптимальным, если простые решения по инструкции – к допустимым, сложные задачи с выбором по известным алгоритмам – к вредным (класс 3.1), творческая деятельность – к вредным (класс 3.2).

Вредные факторы водителя автомобиля

от 25 февраля 2000 г. N 162 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЯ ТЯЖЕЛЫХ РАБОТ И РАБОТ С ВРЕДНЫМИ ИЛИ ОПАСНЫМИ УСЛОВИЯМИ ТРУДА, ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ КОТОРЫХ ЗАПРЕЩАЕТСЯ ПРИМЕНЕНИЕ ТРУДА ЖЕНЩИН Работы, выполняемые по профессиям: 389. Слесарь по ремонту автомобилей, выполняющий вручную мойку деталей двигателя автомобиля, работающего на этилированном бензине 390.

Слесарь по ремонту автомобилей, занятый обкаткой двигателя с применением этилированного бензина 391. Существует ли перечень вредных и опасных факторов для водителей?

Будет ли сильная разница между факторами водителя автобуса и троллейбуса?

Самыми распространенными опасными факторами для водителя являются — сильная и плохая(недостаточная) освещенность, перепад температур в машине, если нет например отопления. А сильной разницы, между водителем троллейбуса и автобуса нет.

Не могу с Вами согласиться. Все же для того, чтобы стать водителем автобуса, нужно иметь стаж работы водителем и получить специальную категорию прав.

А на троллейбус учат вообще отдельно!

На электротранспорте могут наблюдаться обширные электро-магнитные поля.

Водитель с водитлем ритма сердца может получит его сбой.

И тогда и сам он, и пассажиры в опасности. Отд-лаб.ру — международный сайт по охране труда.

Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше. При частичном или полном использовании материалов активная индексируемая ссылка на ресурс обязательна.

• вращающиеся элементы двигательной установки и трансмиссии; • высокая температура жидкости в системе охлаждения двигателя; • повышенное давление в шинах колес в сочетании с неисправностью замкового устройства обода колеса; • пожаро-опасность вследствие неисправности в системе питания двигателя.

Системы питания, охлаждения смазки двигателя не должны иметь течи топлива, масла антифриза и воды.

1.12. Техническое состояние рулевого управления должно обеспечивать плавность и надежность управления передними колесами при всех скоростях движения автомобиля в любых дорожных условиях. ПОДЕЛИТЬСЯ Предыдущая статьяСледующая статья

Методы оценки эффективности и безопасности. Правила по охране труда на автомобильном транспорте.

ПОТ РО-200-01-95. ГН 2.2.5.686-98.

Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны. ГОСТ Р 51206-98. Автотранспортные средства.

Для обеспечения соответствующих требований по микроклимату проводят следующие мероприятия: — в теплое время года кабина оборудуется регулируемой системой вентиляции, обеспечивающей необходимую скорость воздушного потока в зоне дыхания оператора в зависимости от температуры воздуха на рабочем месте; — улучшение герметизации и теплоизоляции кабины;

Попасть на подобные факторы человек может из-за нервно-психологических перегрузок, к которые приводят чрезмерные физические нагрузки, различные неурядицы в быту и на производстве.

Примечательно то, что избегать практически всех негативных воздействий можно в том случае, когда работодатель заботиться о собственном персонале и выполняет все действующие нормы и нормативы.

Систематическое воздействие локальной вибрации вызывает вибрационную болезнь с потерей трудоспособности. Эта болезнь возникает постепенно, вызывая боли в суставах, судороги пальцев, спазмы сосудов. Общая вибрация оказывает неблагоприятное воздействие на нервную и сердечно — сосудистую системы, вызывает нарушение опорно-двигательного аппарата, желудочного — кишечного тракта.

Охрана труда

вследствие перевозки опасных грузов, таких как взрывчатые и горючие вещества, сильные реактивы, токсичные вещества и пылеобразующие сыпучие вещества;● острое отравление выхлопными газами, включая окись углерода (угарный газ);● риск пожара в результате разбрызгивания и утечки горючих веществ (обычно в автоцистернах), которые могут загореться при контакте с открытым пламенем, горячими поверхностями, электрическими искрами, атмосферными или электростатическими разрядами или в результате механического удара вследствие дорожного столкновения, переворачивания и др.

(представляет также опасность для окружающей среды);● взрыв перегретых шин;● травмы, такие как прободение грыжи, вследствие физического перенапряжения (при замене шин, передвижении тяжелых предметов, закреплении тросов и др.). Воздействие излишне сильного продолжительного шума двигателя (с уровнем шума более 80 дБА) и (или) шума низкой частоты, вызывающих быстрые (сильная головная боль) или замедленные (потеря слуха и др.

Графики работы (в т.ч. сменные) составляются на ежемесячной основе, утверждается с учетом мнения профсоюза, доводятся не позднее, чем за месяц до введения их в действие. Графиком устанавливается время начала и окончания ежедневной работы (смены), время перерывов, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха.

А значит, теоретически, может иметь условия, отличающиеся от устанавливаемых данным Положением. Например, ему можно установить учетный период и квартал (см. последующий пункт)

Этот раздел посвящен всем, кто часто пользуется современными средствами передвижения, в особенности тем, чья работа непосредственно с ними связана (пилоты самолетов, машинисты электровозов, водители трамвая, троллейбуса, автомобиля).

В соответствии со ст. 209 ТК РФ охрана труда — это система сохранения жизни и здоровья работников [1] в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Работодатель обязан сообщить ее в письменном виде (ч.

5 ст. 64 ТК РФ). ПЕРИОДИЧЕСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ОСМОТР ВОДИТЕЛЯ Обязательный периодический медицинский осмотр должны проходить лица, работающие водителями автомобилей, и индивидуальные предприниматели, самостоятельно управляющие автомобилем, на котором осуществляются перевозки (ч. 1 ст. 213 ТК РФ, абз. 2 п. 3, п.

4 ст. 23 Закона № 196-ФЗ). Такой осмотр осуществляется за счет средств работодателя в соответствии с Порядком проведения медицинских осмотров (ч. 7 ст.

Заключение составляется в двух экземплярах, один из которых выдается соискателю для представления работодателю, у которого он хранится (например, в личном деле работника), второй остается в медицинской организации и приобщается к медицинской карте амбулаторного больного (абз.

Вопросы прохождения предварительного и периодического медосмотра регулируются Приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения предварительных и периодических медицинских…

В приказе Минздравсоцразвития № 302 есть 2 приложения. Первое приложение касается вредных факторов на рабочем месте, а Приложение №2 определяет виды работ, при выполнении которых обязательны медицинские осмотры.

В приложении 1 ряд вредных и опасных факторов, как основание для медицинского осмотра прямо указан – с учетом аттестации рабочих мест (или по результатам аттестации рабочих мест): это температурных режим, световой режим и др.

Так, шум, являясь общебиологическим раздражителем, не только действует на органы слуха человека, но и может вызывать расстройство сердечнососудистой и нервной систем, пищеварительного тракта, а также способствовать возникновению гипертонической болезни. Кроме того, шум является одной из причин быстрого утомления работающих, что может привести к несчастному случаю.

Вибрация — это сложный колебательный процесс, возникающий при периодическом смещении центра тяжести тела, или системы тел от положения равновесия, а также при периодическом изменении формы тела, которую оно имело в статическом положении.

Вибрация возникает при работе машин и механизмов, имеющих неуравновешенные вращающиеся или совершающие возвратно-поступательное движение узлы и детали.

Систематическое воздействие локальной вибрации вызывает вибрационную болезнь с потерей трудоспособности.

Неудовлетворительные условия труда, напряжение функциональных систем организма в течение смены способствуют возникновению общей и профессиональной патологии.

Действие выявленных факторов на организм человека. Все вышеперечисленные факторы могут негативно влиять на организм человека. Так, шум, являясь общебиологическим раздражителем, не только действует на органы слуха человека, но и может вызывать расстройство сердечнососудистой и нервной систем, пищеварительного тракта, а также способствовать возникновению гипертонической болезни.

Кроме того, шум является одной из причин быстрого утомления работающих, что может привести к несчастному случаю.

И тогда и сам он, и пассажиры в опасности.

Источником повышенного профессионального риска водителей автотранспортных средств (автобусы, грузовики, такси) является автомобильный транспорт. Профессия-водитель предполагает возникновение профессиональных и профессионально обусловленных заболеваний, получение травм различной степени тяжести, в том числе травм несовместимых с жизнью, развитие которых может привести к утрате полноценной трудоспособности работника, и в отдельных случаях – к получению инвалидности.

Ключевые слова

Статья

Актуальность проблемы. Под влиянием комплекса факторов различной интенсивности у водителей автотранспортных средств формируются профессиональные и профессионально обусловленные заболевания.

Цель. Провести анализ данных литературы о вредных факторах, влияющих на здоровье водителей.

Задачи исследования. Определить группы профессиональных и профессионально обусловленных заболеваний, развивающихся у водителей и уточнить роль факторов, принимающих участие в их формировании.

Материалы и методы. Изучение и анализ литературных данных о состоянии здоровья водителей современного автотранспортного транспорта.

Полученные результаты. По статистическим данным отмечено, что 42,3% работников (почти 30 млн. человек) трудятся во вредных и тяжелых условиях, в число которых входит большинство водителей. Число проб, взятых на рабочих местах, в которых количественные показатели вредных производственных факторов превышают допустимые нормативы, колеблется в пределах 20-40%. К конкретным причинам, приводящим к развитию профессиональной патологии, относятся износ оборудования и устаревание технологий, недостаточное количество средств индивидуальной и коллективной защиты, недостаток нормативной информации, массовые нарушения технологической дисциплины, низкий уровень культуры производства и подготовки работников, снижение контроля за соблюдением санитарных норм и других охранно-трудовых нормативов, несоблюдение режимов труда и отдыха, пренебрежение к собственному здоровью, распространение вредных привычек (алкоголизм, курение, наркомания). Следует подчеркнуть, что перечисленные причины во многом определяются невысокой в целом медико-гигиенической культурой российских работников транспортной отрасли. Работами ряда авторов установлено, что профессиональные и профессионально обусловленные заболевания прямо связаны с неблагоприятными условиями труда, достаточно распространенны среди работников транспортной отрасли, определяя не только уровень их работоспособности, но и состояние здоровья, а также продолжительность творческого долголетия.

Профессиональные и профессионально обусловленные заболевания водителей условно делятся на 5 групп.

1. Болезни, связанные с продолжительным воздействием стрессов. Нервная система постоянно находится под напряжением, что вызывает заболевания нервно-психической сферы и сердечно-сосудистую патологию. У водителей нередко развиваются аритмии, кардиалгии, гипертензия, инфаркты миокарда.

2. Болезни, вызванные продолжительным нахождением в сидячем положении. К таким заболеваниям относятся остеоартозы, остеохондрозы, спондилоартрозы, спондилолистезы (несращение дуги позвонков), радикулиты, грыжи дисков позвонков, привычные вывихи, шейно-плечевые плекситы, вибрационная болезнь, простатит, геморрой.
3. Болезни, связанные с неполноценным и нерегулярным питанием в рабочее время. К ним причисляют гастрит, язвенную болезнь, холецистит, колит, панкреатит, дисбактериоз.
4. Заболевания, обусловленные малоподвижным образом жизни и нарушениями обмена веществ. Это - сахарный диабет и ожирение.

5. Аллергические и онкологические заболевания. К ним относят бронхиальную астму (выхлопные газы, дизельное топливо, бензин, смазочные масла), рак легкого и гортани (при изготовлении тормозных колодок применяют асбест; в момент торможения автомобиля на тормозных колодках происходит температурный рост, достигающий восьмисот градусов по Цельсию, с одновременным выделением фенола).

Данные заболевания касаются профессиональных водителей, а не любителей.

Гигиенистами доказано, что важный по степени значимости вредный производственный фактор - физические нагрузки, влияющие на шейно-плечевые суставы и связочный аппарата из-за частых поворотов головы (90-150 раз за 1 час) на 50-130° (к зеркалам заднего вида, дверям, пассажирам). Частота нажима педалей ногами, обращение к рычагам, штурвалам, вынужденная поза (сидя) в течение длительного времени - все это создает большие физические нагрузки общего и местного характера. Одним из самых частых метаболических заболеваний костной системы, вызванным воздействием общей, локальной или комбинированной вибрации, является остеопороз. Выявляется функциональная перестройка костной ткани, которая проявляется в изменении костных балок, изменении рельефа суставных поверхностей, появлении зон остеосклероза, усилении бугристости в местах прикрепления мышц, изменении направления костных балок. При наступлении декомпенсации развиваются патологические изменения в виде кист (из-за развития дистрофического процесса вследствие травмы или ангиоспазма, приводящего к появлению очагов ишемии), эностозов (из-за избыточной продукции остеобластов), остеоартрозов. Нередко костно-дистрофические изменения возникают задолго до клинических появлений профессиональной патологии. Ряд публикаций содержит сведения о том, что постоянными вредными факторами, оказывающими действие на водителя, являются также вибрация и шум, превышающие допустимые санитарные нормативы, а также инфразвуковые колебания, загазованность воздуха оксидом углерода (угарным газом), оксидами азота, серы, бензином, углеводородами, канцерогенными и другими продуктами, запыленность, пониженная или повышенная температура воздушной среды, недостаточная освещенность. Учитывая влияние этих неблагоприятных условий труда, среди водителей, начиная примерно с 45 лет, то есть еще до наступления пенсионного возраста, нередко наблюдается уход из своей профессии. Во многих исследованиях выявлено что, у водителей регистрируются такие профессиональные заболевания, как отравления угарным газом, этилированным бензином, вибрационная болезнь, токсико-пылевой бронхит, нейросенсорная тугоухость, заболевания опорно-двигательного аппарата и периферической нервной системы. Возможны острые отравления выхлопными газами (в основном угарным газом), которые наблюдаются даже в средней полосе России в жаркое время года при не отрегулированной работе двигателя; бензиновые пневмонии от попадания бензина в легкие при его засасывании через шланг. Из-за работы в вынужденной позе у водителей наблюдаются застой венозной крови в нижней части тела и предрасположенность к геморрою, варикозной болезни нижних конечностей. Необходимо отметить, что наиболее распространенное заболевание у этой группы – простатит, основной причиной которого является застой кровообращения в малом тазу из-за неудобного сидячего положения за рулем. Частая задержка мочеиспускания из-за безостановочной езды может стать причиной рака мочевого пузыря и мочевыводящих путей. Недостаточно благоприятные условия труда водителей вызывают патологию органов дыхания (до 50% от всех болезней), желудочно-кишечного тракта, периферической нервной системы, женской половой сферы (6-7%), нарушение обмена веществ, аллергические и онкологические заболевания. Водители автотранспорта являются группой повышенного онкологического риска по раку желудка, гортани, легкого, а также раку почек и мочевого пузыря.

Выводы. Проведенный анализ литературных данных позволил оценить негативное влияние вредных факторов на состояние здоровья водителей, способных вызывать развитие у них профессиональных и профессионально обусловленных заболеваний, что требует в дальнейшем проведения профилактики и реабилитации лиц данной профессии.

Литература

1. Акентьев П.В. Влияние экстремальных ситуаций профессиональной деятельности на работоспособность и заболеваемость водителей оперативного транспорта: Автореф. дис. канд. мед. наук. - М., 2005. – 18 с.

3. Арустамов Э.А. Охрана труда. Справочник. – М., 2008. – 588 с.

5. Гореликова О.Н. Онкологическая заболеваемость и смертность водителей автомобильного транспорта (обзор литературы). – Медицина труда и промышленная экология. – 1993. - №5-6. – С. 34-38.

6. Измеров Н.Ф., Каспаров А.А. Медицина труда. Введение в специальность. – М.: Медицина, 2002. – 392 с.: ил.

7. Косарев В.В., Лотков В.С., Бабанов С.А. Профессиональные болезни. - М.: Эксмо, 2009. - 352 с.

11. Чурсин Г.В. Методы и средства прогнозирования, диагностики и профилактики профессиональных заболеваний операторов человеко-машинных систем: на примере водителей агропромышленного комплекса: дис. . канд. техн. наук. - Курск, 2010. - 154 с.

Читайте также: