Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника по виду экономической деятельности

Обновлено: 29.04.2024

Чем фонд оплаты труда отличается от фонда заработной платы

Фонд заработной платы (ФЗП) состоит только из основных выплат, связанных с выполнением трудовых функций:

  • выплаты по окладу, тарифу или сдельным расценкам;
  • доплаты за особые условия труда;
  • премии за трудовые показатели.

Фонд заработной платы можно представить в виде формулы:

ФЗП = Заработная плата + Премии за трудовые показатели.

Фонд оплаты труда (ФОТ) более широкий показатель, чем ФЗП. Помимо заработной платы и премий за трудовые функции он включает:

  • начисленные компанией суммы оплаты труда независимо от источника их финансирования;
  • стимулирующие и компенсирующие выплаты, в том числе компенсации по оплате труда в связи с повышением цен и индексацией доходов в пределах норм, предусмотренных законодательством;
  • суммы, начисленные работникам за непроработанное время, в течение которого за ними сохраняется заработная плата в соответствии с порядком, предусмотренным внутренними регламентами компании или законодательством (отпуска, простои, больничные и т. д.).

Величина ФОТ зависит от численности работников, размера окладной и сдельной части заработной платы, величины премиальных выплат.

Фонд оплаты труда можно представить в виде формулы:

ФОТ = ФЗП + Стимулирующие поощрения + Компенсирующие выплаты + Иные выплаты за непроработанное время.

То есть если к выплатам, производимым из ФЗП, прибавить, например, премии за выслугу лет, компенсации за неиспользованный отпуск, материальную помощь, получим величину ФОТ.

Фонд оплаты труда и фонд заработной платы взаимосвязаны между собой, но не идентичны. Совпадение их возможно, когда компания экономит на социальных и других выплатах своим работникам.

Данный подход не бесспорен. Многие экономисты считают ФЗП и ФОТ тождественными понятиями. Обоснованность такого мнения подтверждается и нормативными документами.

Так, Приказ Росстата от 27.11.2019 № 711 определяет под ФЗП начисленные организациями суммы оплаты труда в денежной и неденежной формах за отработанное и неотработанное время, компенсационные выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда, доплаты и надбавки, премии и единовременные поощрительные выплаты, систематическую оплату питания и проживания.

Три условия, необходимые для качественного анализа фонда заработной платы

Анализ расходов на оплату труда нужен для:

  • понимания их структуры;
  • оценки достаточности персонала, что показывает экономия или перерасход ФЗП;
  • понимания объективной стоимости привлеченной трудовой силы;
  • оценки реального уровня расходов на оплату труда и их доли в общей величине расходов;
  • построения эффективной системы оплаты труда.

Для анализа расходов на оплату труда нужно выполнить три условия:

1) наличие внутренних регламентов, учетной политики в части ведения зарплаты;

2) тождество данных в документации;

3) учет зарплаты в соответствии с требованиями законодательства.

Рассмотрим влияние данных условий на качество анализа фонда заработной платы.

Наличие внутренних регламентов, учетной политики в части ведения заработной платы

На многих предприятиях отсутствуют какие-либо регламенты в отношении проработки нюансов учета заработной платы, нет положений по оплате труда и премированию.

Мало того, что это требования законодательства. Вопрос и в том, что без регламентных норм зачастую сложно разобраться в начислениях, подтвердить их обоснованность.

Особенно много проблем возникает со сложными системами премирования. Как показывает практика, желание руководства эффективно простимулировать работников за их трудовые достижения приводит к тому, что получаются громоздкие и слабо прописанные системы премирования.

В таких ситуациях сложно выявить динамику, сделать прогнозы и детальную аналитику.

Тождество данных в документации

Данные о заработной плате должны быть одинаковые в следующих документах:

  • штатном расписании;
  • трудовых договорах (контрактах) и дополнительных соглашениях;
  • ведомостях на заработную плату.

Между тем на практике эти документы часто содержат совершенно разные цифры.

ПРИМЕР

Принимая в организацию нового работника, ему установили оклад в размере 20 000 руб. При этом штатное расписание содержало устаревшие данные — 18 000 руб. Через некоторое время руководитель поднял работнику оклад до 22 000 руб. Эту сумму за минусом положенных удержаний (НДФЛ) стал получать сотрудник. То есть она проходила в ведомостях на выплату заработной платы.

Штатное расписание при этом так и не изменили, не оформили дополнительное соглашение к трудовому договору. В результате в разных документах содержались разные данные о заработной плате работника:

  • в штатном расписании — 18 000 руб.;
  • в трудовом договоре — 20 000 руб.;
  • в ведомостях по начислению заработной платы — 22 000 руб.

Комментарий: такой разброс данных отрицательно скажется на контроле заработной платы и точности планирования. Могут возникать определенные злоупотребления в отношении выплат.

Учет зарплаты в соответствии с требованиями законодательства

Анализируя фактические выплаты по заработной плате, нужно обратиться к суммам, начисленным по кредиту счета 70 в корреспонденции со счетами учета расходов.

ПРИМЕР

Общая сумма начислений по ведомостям составляет 302 765,87 руб.

  • начисленные организациями суммы оплаты труда в денежной и неденежной формах за отработанное время;
  • начисленные суммы оплаты труда за неотработанное время (в частности, оплата труда за период очередного, дополнительного, учебного отпусков, средний заработок на период обучения работников, направленных на профессиональную подготовку (курсы повышения квалификации и т.д.), за время исполнения государственных или общественных обязанностей, время медицинского обследования, время простоя по вине работодателя либо причинам, не зависящим от работодателя и работника, доплаты до среднего заработка, начисленные сверх сумм пособий по временной нетрудоспособности, и пр.);
  • компенсационные выплаты, связанные с условиями труда и режимом работы;
  • доплаты и надбавки, премии, единовременные поощрительные выплаты
  • оплата питания и проживания, имеющая систематический характер.

Фонд оплаты труда рассчитывается путем суммирования за выбранный период расчета (месяц, квартал, год либо иной период) всех выплат, имеющих отношение к оплате труда в организации.

Формула расчета средней заработной платы следующая:

СЗП = ФОТ / ССЧ / КМ,

где СЗП — средняя зарплата организации на одного работника;

ФОТ — фонд оплаты труда за период;

ССЧ — среднесписочная численность работников за период;

КМ — количество месяцев, за которые учитывается заработная плата.

Таким образом, средняя заработная плата по организации рассчитывается путем деления фонда заработной платы работников, начисленной за рассчитываемый период, на среднесписочную численность работников организации за данный период и число месяцев в периоде, за который учитывается заработная плата.

Среднесписочная численность работников также рассчитывается в зависимости от выбранного периода, она может быть среднемесячной, среднеквартальной или среднегодовой. Среднесписочная численность работников определяется на основании списочной численности работников, которая приводится на определенную дату, например на последнее число отчетного периода (п. 77 Указаний).

Пример 1. Среднесписочная численность работников учреждения за 2018 год составила 100 человек, годовой фонд оплаты труда — 38 680 000 руб.

Среднемесячная заработная плата по учреждению за 2018 год — 32 233 руб. (38 680 000 руб. / 100 чел. / 12 мес.).

Если в учреждении есть сотрудники, работающие неполное рабочее время, среднесписочная численность работников определяется в соответствии с п. 79.3 Указаний. Так, работники, которым согласно законодательству РФ установлена сокращенная продолжительность рабочего времени (работники в возрасте до 18 лет, работники, занятые на работах с вредными и опасными условиями труда, женщины, которым предоставлены дополнительные перерывы в работе для кормления ребенка, работники, являющиеся инвалидами I и II групп), а также лица, работавшие неполное рабочее время по инициативе работодателя, учитываются в среднесписочной численности работников как целые единицы.

В остальных случаях лица, работавшие неполное рабочее время в соответствии с трудовым договором, штатным расписанием или переведенные с их письменного согласия на работу на неполное рабочее время, при определении среднесписочной численности работников учитываются пропорционально отработанному ими времени. Расчет средней численности этой категории работников производится в следующем порядке.

Шаг 1. Исчисляется общее количество человеко-дней, отработанных этими работниками, путем деления общего числа отработанных человеко-часов в отчетном месяце на продолжительность рабочего дня исходя из продолжительности рабочей недели, например:

— 40 часов — на 8 часов (при пятидневной рабочей неделе) или 6,67 часа (при шестидневной рабочей неделе);

— 36 часов — на 7,2 часа (при пятидневной рабочей неделе) или 6 часов (при шестидневной рабочей неделе);

— 24 часа — на 4,8 часа (при пятидневной рабочей неделе) или 4 часа (при шестидневной рабочей неделе).

Шаг 2. Определяется средняя численность не полностью занятых работников за отчетный месяц в пересчете на полную занятость путем деления отработанных человеко-дней на число рабочих дней по календарю в отчетном месяце. При этом за дни болезни, отпуска, неявок на работу, приходящиеся на рабочие дни по календарю, в число отработанных человеко-часов условно включаются часы по предыдущему рабочему дню (в отличие от методологии, принятой для учета количества отработанных человеко-часов).

Пример 2. В учреждении 5 работников в августе 2019 года были заняты на работе неполное рабочее время: 2 работника отработали по 4 часа в день (каждый из них — по 22 рабочих дня), 3 работника — по 3,2 часа в день (22, 10 и 5 рабочих дней соответственно).

Первые из названных сотрудников, работающих неполное рабочее время, учитываются за каждый рабочий день как 0,5 человека (4 ч / 8 ч), вторые — как 0,4 человека (3,2 ч / 8 ч).

Средняя численность не полностью занятых работников — 1,7 человека ((0,5 чел. x 22 раб. дн. + 0,5 чел. x 22 раб. дн. + 0,4 чел. x 22 раб. дн. + 0,4 чел. x 10 раб. дн. + 0,4 чел. x 5 раб. дн.) / 22 раб. дн. в августе). Они учитываются при определении среднесписочной численности работников.

Соответственно, если в учреждении есть сотрудники, работающие неполный рабочий день, для исчисления среднесписочной численности работников суммируются среднесписочная численность работников с полным рабочим днем и среднесписочная численность работников с неполным рабочим временем.

Стоит отметить, что в таблице, которой руководствуются налоговики для анализа показателей уровня заработной платы, используются показатели численности работников по данным форм 2-НДФЛ, 6-НДФЛ и расчета по страховым взносам. Поскольку в этих формах нет информации о том, работают ли сотрудники в учреждении полный рабочий день или неполное рабочее время, результат о среднемесячной заработной плате по подсчетам учреждения и налоговых инспекторов может быть различным. При необходимости учреждение может представить в налоговую инспекцию пояснения.


Л. М. Золина
автор ответа, консультант Аскон по бухгалтерскому учету и налогообложению

Вопрос

От ИФНС получено требование о предоставлении пояснений по РСВ за 9 месяцев 2020 г.в связи с идентификатором КС 2,7 - разница между средней зарплатой предприятия (31 781руб.) и средней зарплатой по отрасли экономики ОКВЭД 25.29 за предыдущий расчетныйпериод (календарный год) (56 550руб.),что ведет к возможному занижению базы для исчисления СВ.

Вопрос: как правильно составить пояснения и указать причины ,чтобы исключить претензии со стороны ИФНС ?

Откуда можно получить информацию по средней зарплате по отраслям субъектов РФ?

Ответ

Конкретных указаний о формах составления пояснений в ИФНС в официальных источниках Минфина России и ФНС России нет. У каждой организации свои особенности производственной деятельности, следовательно, и пояснения будут индивидуальными. Возможно, требование ИФНС является регламентным действием, которое налоговые органы обязаны исполнять в силу положений о проведении налогового контроля как администраторы страховых взносов. Если уровень заработной платы в вашей организации выше уровня, установленного на соответствующий период по Санкт-Петербургу, то обязать вас повысить зарплату до отраслевого уровня налоговые органы не могут.

В ответе на требование ИФНС приведите показатели по заработной плате в вашей организации в динамике за несколько периодов и сопоставьте с основными показателями ФХД в форме таблицы. Например, выручка от реализации, затраты на реализацию, затраты на заработную плату, удельный вес каждого показателя по отношению к выручке и к общим затратам.

Данные таблицы помогут вам составить письменные пояснения. Например, рост удельного веса заработной платы в общих затратах на производство является положительным фактором. Однако при этом снижение выручки от реализации или снижение ее темпов роста ограничивает возможное увеличение заработной платы в силу недостаточности ресурсов.

Таким образом, проведя минимальный анализ хозяйственной деятельности, вы сможете сформулировать пояснения в ИФНС.

Об источниках среднеотраслевого показателя зарплаты информация изложена в обосновании.

Обоснование

По моему мнению, ориентироваться на среднеотраслевой уровень зарплаты по отрасли, то есть уравнивать по уровню зарплатной нагрузки предприятий с различными производственными характеристиками, неправомерно.

Среднеотраслевой показатель зарплаты, с которым инспекторы могут сверять ваши показатели, зависит от региона России (п. 5 Общедоступных критериев оценки рисков).

Показатель отражает среднемесячную зарплату на одного работника в конкретной отрасли региона. Его рассчитывает Росстат (п. п. 1, 5.1 Положения о Росстате, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.06.2008 N 420, п. 4 Постановления Правительства РФ от 11.07.2015 N 698).

Следовательно, нужно сравнивать зарплату по отрасли в Санкт-Петербурге.

Показатель периодически актуализируют и публикуют (п. 5 Общедоступных критериев оценки рисков):

  • на сайтах территориальных органов Росстата;
  • на сайтах региональных УФНС;
  • в статистических сборниках, бюллетенях и других экономико-статистических материалах территориальных органов Росстата.

Также можно запросить региональный среднеотраслевой показатель зарплаты непосредственно в территориальном органе статистики, инспекции или региональном управлении ФНС России или воспользоваться интернет-сервисом налоговой службы "Прозрачный бизнес".

К сожалению, налоговые органы зачастую не утруждают себя поиском более достоверных данных об уровне зарплаты по отрасли в регионе, а применяют общие по отрасли показатели, которые могут быть завышены. Например, на указанном сайте "Прозрачный бизнес" по ОКВЭД 25.29 за 2019 год среднемесячная зарплата в 2019 году составила 60 250 руб.

С учетом изложенного рекомендую вам не объяснять отклонение заработной платы в вашей организации от среднестатистических данных, а постараться найти объективные причины невозможности обеспечить значительное повышение заработной платы. Например, желанием сохранить персонал организации. Но при этом вы должны соблюдать установленный в Санкт-Петербурге минимальный размер оплаты труда.


Л. М. Золина
автор ответа, консультант Аскон по бухгалтерскому учету и налогообложению

Соблюдаем предельные соотношения зарплат руководства АУ

Руководители автономных учреждений уже третий год подряд должны сравнивать свою зарплату со среднемесячной зарплатой остального персонала, а затем сверять это соотношение с порогом, установленным органом-учредителем. Если порог превышен – руководителя АУ могут привлечь к ответственности. Как рассчитать соотношение зарплат? В каких нормативных актах искать предельные значения? И что делать после того, как все расчеты произведены?

На какие документы опираться?

Обязанность руководителей, заместителей руководителей и главных бухгалтеров государственных (муниципальных) учреждений выдерживать соотношение зарплат установлена ст. 145 ТК РФ. Согласно ее нормам предельные границы утверждаются правовыми актами Правительства РФ, субъекта РФ, органа местного самоуправления, действующими в отношении учреждений соответствующего уровня, а индивидуальные значения, укладывающиеся в данный диапазон и распространяющиеся на конкретное учреждение, определяет орган-учредитель.

На федеральном уровне действует такая конструкция. Положение № 583[1] установило предельное соотношение зарплат - диапазон в кратности от 1 до 8, а органы‑учредители утверждают в этих рамках индивидуальные пороги. В частности, Минспорт и Минпросвещения сохранили для своих подведомственных учреждений кратность 8 (соответственно приказы от 25.06.2018 № 591 и от 17.07.2019 № 380).

В отношении региональных и муниципальных учреждений используется похожая схема. Например, в Калужской области предельное соотношение зарплат (в кратности 6) задано Постановлением правительства Калужской области от 23.03.2017 № 159, а органы‑учредители в своих сферах регулирования установили аналогичный диапазон (см., например, приказы министерства культуры и туризма Калужской области от 20.04.2017 № 151, министерства труда и социальной защиты Калужской области от 07.02.2018 № 132-П).

На предельные соотношения, заданные органом‑учредителем, и надо ориентироваться при сопоставлении средних зарплат руководящего состава автономного учреждения и остального персонала.

Отметим, что некоторые учредители снижают для подведомственных учреждений предельное соотношение зарплат по сравнению с максимальным диапазоном, утвержденным на уровне публично‑правового образования. А кто‑то еще и дифференцирует значения по должностям управленческого персонала, группам руководителей или даже отдельным учреждениям. Так, руководители учреждений здравоохранения Московской области[2] разделены на пять групп, для которых установлены разные соотношения зарплат (от 5 до 7), в то время как для заместителей руководителей и главных бухгалтеров названных учреждений действует одно общее значение – 4,5.

Вот еще несколько примеров.

соотношение зарплат

предельное соотношение зарплат

* Отдельное значение установлено для каждого учреждения.

Как рассчитать соотношение зарплат?

Согласно ст. 145 ТК РФ величина среднемесячной зарплаты рассчитывается за календарный год, при этом учитываются выплаты за счет всех источников финансового обеспечения. Расчеты ведутся отдельно по должностям руководителя, его заместителя и главного бухгалтера. Порядок расчета установлен п. 20 Положения № 922[3]. Приведем алгоритм, общий для всех учреждений.

1. Определить выплаты, учитываемые при расчете. Здесь действует следующее правило: если начисление связано с оплатой труда, оно входит в расчеты, а если имеет социальный характер – не учитывается. Что именно относится к тому или иному виду выплат – указано в п. 2 и 3 Положения № 922. Так, оклад, оплата за работу по сдельным расценкам, гонорары и авторские вознаграждения, надбавки за профессиональное мастерство, стаж работы, расширение зон обслуживания, отпускные, стимулирующие и компенсационные выплаты в расчет включаются, а оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг – нет.

Несколько сложнее с совмещением профессий (должностей) и совместительством. Если руководитель, его заместитель или главный бухгалтер совмещает должности либо исполняет обязанности временно отсутствующего сотрудника без освобождения от основной работы, этот заработок учитывается в фактически начисленной зарплате по руководящей должности. Но если руководитель работает по совместительству (например, как научно‑педагогический работник), его зарплата по совместительству учитывается в фонде оплаты труда работников учреждения, а не руководящего состава (Письмо Минобрнауки РФ от 31.10.2017 № 12-1066).

2. Определить среднесписочную численность работников учреждения. В этот показатель не включаются руководитель, его заместители и главный бухгалтер. Внутренние совместители учитываются полностью.

3. Рассчитать среднемесячную зарплату работников (без учета руководящего состава учреждения). Сумма фактически начисленных выплат, относящихся к оплате труда, делится на среднесписочную численность работников за соответствующий календарный год, а потом на 12 (количество месяцев в году).

4. Рассчитать среднемесячную зарплату отдельно по каждой руководящей должности. Сумма выплат, фактически начисленных по каждой должности за календарный год, делится на 12. Если руководитель, его заместитель или главный бухгалтер отработал неполный календарный год, вместо 12 месяцев берется фактически отработанное количество полных календарных месяцев.

5. Определить по каждой должности руководящего состава соотношение зарплат. Для этого среднемесячная зарплата руководителя (заместителя, главного бухгалтера) делится на среднемесячную зарплату остального персонала.

Покажем на примере, как ведется расчет соотношения зарплаты руководителя.

Штатная численность работников автономного учреждения составляет 70 человек, из них четверо - это руководитель, два его заместителя и главный бухгалтер. Фактически начисленная за 2019 год зарплата основных работников – 28,5 млн руб., руководителя – 1,5 млн руб. (из них 100 тыс. руб. – плата за работу по совместительству преподавателем). Рассчитаем соотношение зарплаты руководителя и основного персонала.

Сначала определим, какая часть зарплаты руководителя учитывается по руководящей должности: 1 500 000 - 100 000 = 1 400 000 (руб.). Соответственно в фонд оплаты труда основного персонала войдет зарплата руководителя за работу по совместительству: 28 500 000 + 100 000 = 28 600 000 (руб.).

Численность сотрудников составит 67 чел. (66 чел. основного персонала + 1 совместитель).

Вычислим среднюю зарплату основных сотрудников: 28 600 000 руб. / 67 чел. / 12 мес. = 35 572 (руб.).

Затем определим среднюю зарплату руководителя учреждения: 1 400 000 руб. / 12 мес. = 116 667 (руб.).

Рассчитаем соотношение зарплат: 116 667 руб. / 35 572 руб. = 3,28.

Если орган-учредитель утвердил предельный порог кратностью 5, 4 или даже 3,5, требование к соотношению зарплат автономное учреждение выполнило, если же необходимо соблюдать кратность 3, зарплата руководителя АУ не укладывается в установленные границы.

Что грозит за превышение порога?

За несоблюдение предельных значений предусмотрена ответственность. Превышение соотношений, утвержденных для заместителя руководителя и главного бухгалтера, включено в число оснований для расторжения трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения (п. 1 ч. 2 ст. 278 ТК РФ). Ответственность за несоблюдение предельного соотношения зарплаты руководителя учреждения возложена на учредителя. В частности, учредители федерального уровня должны учитывать этот факт при определении условий труда руководителей ФГУ: не превышение порога должно обеспечиваться при выполнении всех показателей эффективности деятельности учреждения и работы его руководителя и получении последним стимулирующих выплат в максимальном размере (п. 9 Положения № 583). Кроме того, органы-учредители могут сами контролировать соблюдение в учреждениях предельного соотношения зарплат. Скажем, в Нижегородской области[4] проводят мониторинг соотношения зарплат – в срок до 20‑го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Однако некоторым учреждениям не нужно соблюдать общие нормы. В силу ст. 145 ТК РФ Правительство РФ, органы госвласти субъектов РФ и органы местного самоуправления могут утвердить перечни организаций госсектора, для которых не действуют установленные пороги. На федеральном уровне такой перечень существует (Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2012 № 2627-р), утверждены подобные списки и в некоторых регионах и муниципальных образованиях (например, в Калужской области – см. Постановление правительства Калужской области от 23.03.2017 № 159).

Какую информацию публиковать?

После того, как рассчитаны соотношения зарплат, руководящему составу АУ нужно исполнить еще одну обязанность – раскрыть сведения о своей среднемесячной зарплате. Согласно ст. 349.5 ТК РФ информация (полное наименование учреждения, занимаемая должность, Ф. И. О. руководящего работника и размер его средней зарплаты) размещается на официальном сайте органа‑учредителя, а если он примет соответствующее решение – еще и на сайте учреждения.

В начале 2020 года руководящему составу автономных учреждений предстоит отчитаться перед органами‑учредителями по соблюдению предельного соотношения зарплат и подать соответствующие сведения для публикации на сайтах органов власти. Кстати, в будущем законодатели намерены еще сократить разрыв между заработком управленческого персонала организаций госсектора (в том числе учреждений) и рядовыми сотрудниками. Предельное соотношение зарплат планируется прописать в ст. 145 ТК РФ, установив для всех случаев кратность 8. Такой законопроект (№ 746454‑7) внесен в Госдуму.

[1] Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утв. Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 № 583.

[2] Положение об оплате труда работников государственных учреждений здравоохранения Московской области, утв. Постановлением правительства Московской области от 03.07.2007 № 483/23 (с последующими изменениями).

[3] Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922.

Читайте также: