Формой предоставления графика выполнения работ по проекту является диаграмма

Обновлено: 16.05.2024

Сетевой график – это динамическая модель проекта, которая отражает последовательность и зависимость работ, необходимых для успешного завершения проекта. Сетевой график отражает сроки выполнения запланированных работ и ресурсы, необходимые для их выполнения, а также прямые финансовые затраты, возникающие при реализации этих работ.

В английском языке для определения сетевого графика используется термин Project Network — is a graph depicting the sequence in which a project’s terminal elements are to be completed by showing terminal elements and their dependencies.

Основной целью использования сетевого графика является эффективное планирование и управление работами и ресурсами проекта. При этом, под ресурсами в данном контексте понимается как оборудование, производственные мощности или денежные средства, так и трудовые ресурсы, внутренние или внешние для организации, выполняющей проект.

Наибольшая эффективность применения сетевого графика достигается при его использовании для планирования проектов или отдельных взаимосвязанных работ. Сетевой график позволяет довольно точно определить плановые сроки завершения проекта и выявить возможные варианты их сокращения. И, что более важно, сетевой график позволяет на ранней стадии планирования проекта выявить критический путь. Кроме этого сетевой график позволяет осуществлять базовый контроль над ходом работ проекта, их сроками и исполнением бюджета.

Виды сетевых графиков

Сетевой график — это граф, на котором события (состояния работ или объектов в определенный момент времени) представлены в виде вершин, а работы проекта представлены в виде дуг, соединяющих вершины графа. Сетевой график, представленный в таком виде, изначально является частью метода PERT (Program Evaluation and Review Technique).

На практике же чаще используется другой вариант сетевого графика, когда вершинами графа являются работы, а дуги обозначают взаимосвязь между ними. Такой вид сетевого графика является частью метода критического пути (англ., CPM — Critical Path Method).

Рассмотрим второй вариант графика и алгоритм его построения подробнее.

Алгоритм построения сетевого графика

Алгоритм построения сетевого графика по методу критического пути состоит из 10 следующих шагов.

Шаг 1. Определить основную цель проекта

Определить основную цель проекта – результат, который должен быть получен после успешного завершения проекта. Это необходимо для определения границ проекта и первоначальной оценки его сроков.

Шаг 2. Выявить ограничения

Выявить ограничения, влияющие отдельные работы проекта или весь сетевой график. Типовыми ограничениями являются доступность ресурсов, сроки или стоимость. Кроме этого, ограничения могут быть заданы законодательными требованиям.

Шаг 3. Определить состав работ

Определить состав работ, необходимых для достижения цели, поставленной на шаге 1.

Шаг 4. Оценить длительность работ

Оценить длительность каждой из работ и определить ресурсы, необходимые для ее успешного выполнения. Команда управления проектом должна договориться о том, какие единицы измерения использовать для оценки длительности работ (часы, дни или, например, месяцы), а также выработать требования к максимальной длительности одной работы. Все работы, превышающую эту длительность, должны быть декомпозированы.

Шаг 5. Определить последовательность работ

Определить последовательность работ. Определить работу, которая должна быть выполнена в первую очередь. В некоторых случаю таких работ может быть несколько и они будут выполняться параллельно. Эта работа должна быть самой левой на графе.

Определить работу, которая должны быть выполнена сразу же после первой. Далее определяется работа, которая должна начинаться сразу же после второй, и так далее, пока все работы не будут рассмотрены. Если работа начинается до завершения предыдущей, то предыдущую работу необходимо разделить на составляющие. Работы могут выполняться параллельно, но при условии, что связь работ точно определена.

Начало выполнения параллельных работ должно быть строго привязано к завершению предыдущих работ.

Шаг 6. Указать связи между работами

Указать связи между работами, обычно в виде стрелок, которые показывают последовательность выполнения работ. Направление стрелок устанавливается слева направо.

Шаг 7. Определить раннее начало и раннее окончание

Определить раннее начало и раннее окончание для каждой из работ. Для этого сетевой график просматривают слева направо начиная с первой работы (крайней левой) и далее по очереди двигаются к последней. Последующая работа не может быть начата до тех пор, пока не завершены все предшествующие ей работы. Раннее начало последующей работы будет совпадать с ранним завершением предшествующей.

Если предшествующих работ несколько, то ранним началом последующей работы будет наибольшее из значений раннего окончания одной из предшествующих работ. Раннее окончание каждой из работ определяется как раннее начало плюс длительность работ, оцененная на шаге 4.

Шаг 8. Определить поздние начало и окончание

Определить поздние начало и окончание для каждой из работ. Для этого сетевой график просматривают в обратном направлении — начинают с последней работы (самой правой) и далее по очереди двигаются к первой. Предшествующая работа должна быть завершена до того, как начнется каждая из последующих работ. Позднее окончание работы будет совпадать с поздним началом последующей работы. Если последующих работ несколько, то поздним окончанием работы будет наименьшее из значений позднего начала последующих работ. Позднее начало каждой работы определяется как позднее окончание минус длительность работы.

Шаг 9. Определить временной резерв

Определить временной резерв для каждой из работ. Резерв времени вычисляется как разница между поздним и ранним началом или поздним и ранним окончанием работы.

Шаг 10. Выявить критический путь

Критический путь — это цепочка работ, у которых резерв времени равен нулю. При оптимизации сетевого графика в первую очередь проводится оптимизация работ, лежащих на критическом пути.

Пример построения сетевого графика

Несмотря на то, что описанный выше алгоритм может показаться сложным, на самом же деле построение сетевого графика задача несложная. Для того, чтобы убедиться в этом рассмотрим построение сетевого графика на простом примере ремонта детской комнаты.

Шаг 1. Определить основную цель проекта

Представьте, что сейчас лето, вашему сыну исполнилось 7 лет и в сентябре он идет в школу. Вы решил обновить его комнату к новому учебному году и сделать ее подходящей для школьника, т.е. должно появиться полноценной рабочее место, зонирование комнаты измениться, и т.д.

В этом случае целью нашего небольшого проекта будет — сделать комнату пригодной и приятной для проживания мальчика, который пойдет в начальную школу.

Шаг 2. Выявить ограничения

Бюджет не более 100,000 руб., ремонтные работы можно вести только в рабочие дни с 10:00 до 18:00 с обязательным перерывом с 12:00 до 14:00. Итого получается — 6 рабочих часов в день.

Шаг 3. Определить состав работ

Немного поразмыслив мы накидали основные работы, которые надо сделать, а именно:

  • Нам нужен дизайн-проект новой комнаты;
  • Нам надо закупить материалы для ремонта;
  • Надо составить смету ремонта;
  • Надо выполнить сам ремонт;
  • И т.к. мы решили сделать небольшую перепланировку, то надо согласовать ее с ТСЖ.

Отобразим эти работы в виде блоков:

Состав работ

Рисунок 1. Состав работ

Шаг 4. Оценить длительность работ

Мы решили оценивать длительность работ в днях, т.к. до начала учебного года еще достаточно времени, то такая точность планирования нас вполне устраивает.

Длительность работ

Рисунок 2. Длительность работ

Шаг 5. Определить последовательность работ

Последовательность работ

Рисунок 3. Последовательность работ

Шаг 6. Указать связи между работами

Укажем стрелками связи между работами.

Связи между работами

Рисунок 4. Связи между работами

Шаг 7. Определить раннее начало и раннее окончание

Напомним, что раннее начало последующей работы будет совпадать с ранним завершением предшествующей, а раннее окончание каждой из работ определяется как раннее начало плюс длительность работ Если предшествующих работ несколько, то ранним началом последующей работы будет наибольшее из значений раннего окончания одной из предшествующих работ.

Раннее начало и окончание работ

Рисунок 5. Раннее начало и окончание работ

Шаг 8. Определить поздние начало и окончание

Для того, чтобы определить поздние начало и окончание просмотрим сетевой график в обратном направлении — снизу вверх. Позднее окончание работы будет совпадать с поздним началом последующей работы. Если последующих работ несколько, то поздним окончанием работы будет наименьшее из значений позднего начала последующих работ. Позднее начало каждой работы определяется как позднее окончание минус длительность работы.

Позднее начало и окончание работ

Рисунок 6. Позднее начало и окончание работ

Шаг 9. Определить временной резерв

Вычислим временной резерв для каждой из работ. Он вычисляется как разница между поздним и ранним началом или поздним и ранним окончанием работы.

Временной резерв

Рисунок 7. Временной резерв

Шаг 10. Выявить критический путь

Как мы уже знаем, критический путь — это цепочка работ, у которых резерв времени равен нулю. Выделим такие задачи на сетевом графике.

Критический путь

Рисунок 8. Критический путь

Например, мы можем начать ремонтные работы раньше получения согласования на перепланировку от ТСЖ, приняв на себя риски того, что согласование может быть не получено.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 5 июня 2018 г. № 336/пр “Об утверждении Методики составления графика выполнения строительно-монтажных работ и графика оплаты выполненных по контракту (договору), предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, работ”


Обзор документа

Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 5 июня 2018 г. № 336/пр “Об утверждении Методики составления графика выполнения строительно-монтажных работ и графика оплаты выполненных по контракту (договору), предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, работ”

1. Утвердить прилагаемую Методику составления графика выполнения строительно-монтажных работ и графика оплаты выполненных по контракту (договору), предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, работ.

2. Установить, что настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2019 года.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Х.Д. Мавлиярова.

Министр В.В. Якушев

УТВЕРЖДЕНА
приказом Министерства
строительства и жилищно-
коммунального хозяйства
Российской Федерации
от 5 июня 2018 г. № 336/пр

Методика
составления графика выполнения строительно-монтажных работ и графика оплаты выполненных по контракту (договору), предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, работ

I. Общие положения

1.2. График выполнения строительно-монтажных работ (далее - график выполнения работ) должен содержать информацию о сроке начала строительства, реконструкции объекта капитального строительства (далее - объект) (начальный срок), сроке окончания строительства, реконструкции объекта (конечный срок), о сроках завершения отдельных этапов выполнения работ по строительству, реконструкции объекта (промежуточные сроки).

1.3. График оплаты выполненных по контракту, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, работ (далее - график оплаты выполненных работ) должен содержать информацию о сроках и размере оплаты выполненных строительно-монтажных работ.

1.4. Проекты графика выполнения работ и графика оплаты выполненных работ составляются заказчиком одновременно с проектом контракта, являются его приложением и размещаются заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок вместе с документацией об осуществлении закупки, извещением о закупке.

1.5. График выполнения работ и график оплаты выполненных работ должны составляться в табличной форме, состоящей из взаимосвязанных граф, строк и колонок.

1.6. Под табличной частью в графике выполнения работ и графике оплаты выполненных работ предусматриваются поля для подписания их сторонами контракта.

1.7. Изменение графика выполнения работ и графика оплаты выполненных работ не допускается, за исключением случаев, предусмотренных контрактом с учетом требований Закона о контрактной системе.

II. Составление графика выполнения строительно-монтажных работ

2.1. Составление графика выполнения работ осуществляется в соответствии с утвержденной проектной документацией на строительство, реконструкцию объекта, а также рабочей документацией (при наличии).

2.2. В наименовании графика выполнения работ указывается наименование объекта, применительно к которому составляется такой график.

2.3. График выполнения работ должен содержать следующие заголовки
граф:

2.3.1. порядковый номер этапа выполнения контракта и (или) комплекса работ и (или) вида работ и (или) части работ отдельного вида работ;

2.3.2. наименование этапа выполнения контракта и (или) комплекса работ и (или) вида работ и (или) части работ отдельного вида работ;

2.3.3. сроки исполнения этапа выполнения контракта и (или) комплекса работ и (или) вида работ и (или) части работ отдельного вида работ;

2.3.4. физический объем работ;

2.3.5. сроки передачи строительных материалов, технологического оборудования заказчика (при наличии).

2.8. Степень детализации и количество этапов выполнения контракта, комплексов работ, видов работ, частей работ отдельного вида работ по строительству, реконструкции объекта определяется заказчиком исходя из архитектурных, технических и технологических решений, содержащихся в проектной документации, в зависимости от условий контракта и специфических особенностей объекта закупки, а также приемки выполненных работ. Каждый этап выполнения контракта, комплекс работ, вид работ, часть работ отдельного вида работ должны быть обособлены в отдельные затраты в сметной документации (иметь определенную в сметной документации стоимость).

2.9. Дополнительно под табличной частью графика выполнения работ до полей для подписания его сторонами контракта в графике выполнения работ должны быть отражены даты, не позднее которых должны состоятся следующие события:

2.9.1. подписание сторонами акта о соответствии состояния земельного участка (объекта капитального строительства, подлежащего реконструкции) условиям контракта;

2.9.2. передача подрядчику копии разрешения на строительство, реконструкцию объекта; копии решения собственника имущества о его сносе (при необходимости); копии разрешения на вырубку зеленых и лесных насаждений; копии технических условий и разрешений на временное присоединение объекта к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с проектом организации строительства;

2.9.3. передача подрядчику копий документов, подтверждающих согласование производства отдельных работ, если необходимость такого согласования установлена законодательством Российской Федерации;

2.9.4. подключение объекта к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с техническими условиями, предусмотренными проектной документацией;

2.9.5. подписание акта о соответствии состояния земельного участка условиям контракта при завершении строительства, реконструкции объекта.

III. Составление графика оплаты выполненных работ по контракту

3.1. В графике оплаты выполненных работ указывается наименование объекта, применительно к которому составляется такой график.

3.2. График оплаты выполненных работ должен содержать следующие заголовки граф:

3.2.1. порядковый номер этапа выполнения контракта и (или) комплекса работ и (или) вида работ и (или) части работ отдельного вида работ;

3.2.2. наименование этапа выполнения контракта и (или) комплекса работ и (или) вида работ и (или) части работ отдельного вида работ;

3.2.3. сроки выплаты аванса;

3.2.4. размер аванса, подлежащего выплате подрядчику;

3.2.5. сумма к оплате;

3.2.6. сроки оплаты за выполненный этап выполнения контракта и (или) комплекс работ и (или) вид работ и (или) часть работ отдельного вида работ;

3.2.7. доля этапа выполнения контракта и (или) комплекса работ и (или) вида работ и (или) части работ отдельного вида работ в цене контракта.

3.9. Дополнительно под табличной частью графика оплаты выполненных работ до полей для подписания его сторонами контракта в графике оплаты выполненных работ указывается цена контракта, срок и размер ее окончательной оплаты.

Обзор документа

Минстрой России утвердил Методику составления в рамках 44-ФЗ графика строительно-монтажных работ и графика оплаты работ по контракту, договору на строительство, реконструкцию капитальных объектов.

График работ составляется в соответствии с утвержденной проектной, а также рабочей документацией (при наличии). Он содержит информацию о начальном, конечном и промежуточном сроках.

График оплаты содержит информацию о сроках и размере оплаты.

Заказчик составляет проекты графиков одновременно с проектом контракта и размещает их в ЕИС в сфере закупок вместе с документацией, извещением о закупке.

Приказ вступает в силу с 1 января 2019 г.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:


В управлении проектами существует множество инструментов, которые делают рабочий процесс более прозрачным и согласованным на каждом этапе проекта.

Важный инструмент для достижения этих целей — диаграмма Ганта . Названная в честь Генри Ганта (который, кстати, был не первым, кто придумал такой способ планирования), диаграмма используется для планирования и реализации проектов в компаниях самых разных размеров: от стартапов до больших корпораций.

В этой статье мы подробнее расскажем о графике Ганта и его использовании в управлении проектами.

Что такое диаграмма Ганта

Диаграмма Ганта — это инструмент планирования проектов, который помогает визуализировать рабочий процесс. Диаграмма Ганта состоит из:

  • Горизонтальной оси, которая представляет временную шкалу.
  • Вертикальной оси. На ней отображается список задач.
  • Горизонтальных полос. Они расположены между двумя осями и обозначают задачи, которые команде предстоит выполнить.

Используя графики Ганта, руководители и менеджеры делят комплексные и долгоиграющие проекты на этапы и задачи. Это облегчает взаимодействие в команде, а также делает рабочий процесс более прозрачным и понятным каждому участнику.

Преимущества диаграммы Ганта:

  • Четко визуализирует процесс реализации проекта для команды.
  • Помогает контролировать сроки выполнения проекта и каждой задачи.
  • Позволяет контролировать прогресс задач и проектов.
  • Упрощает взаимодействие в команде.
  • Помогает эффективно управлять рабочей загрузкой.

Пример диаграммы Ганта

Ниже изображен классический пример диаграммы Ганта. Слева по вертикали в хронологическом порядке перечислены задачи, которые необходимо выполнить для завершения проекта.

По горизонтали сверху расположена временная шкала, с помощью которой можно узнать как длительность каждой задачи, так и всего проекта.

Рядом с каждой задачей можно увидеть одного, а иногда и нескольких исполнителей, назначенных на ее выполнение.

Диаграмма Ганта пример

Также на диаграмме могут быть расположены стрелки, соединяющие две и более задачи. Это зависимости . Они бывают четырех типов:

Самый популярный вид зависимости. Он означает, что выполнение задачи, к который проведена стрелка, не начнется до момента окончания задачи, от которой эта же стрелка проведена.

Задача, к которой проведена стрелка, должна начаться одновременно или позже задачи, от которой эта стрелка исходит.

Дата завершения задачи, к которой проведена стрелка, должна быть позже или равна дате начала задачи, от которой стрелка начинается.

Дата завершения задачи, к которой идет стрелка, должна быть позже или равна дате завершения задачи, от которой эта стрелка исходит.

Пример проекта диаграммы Ганта

Диаграмму Ганта можно построить несколькими способами:

Для этого вам понадобятся всего лишь бумага и ручка. Такой способ больше подойдет для личного пользования или небольшим проектам и командам из нескольких участников.

Только стоит учитывать, что основная цель этой программы — написание и редактирование текстовых документов. Чтобы создать проект в виде диаграмм Ганта, потребуется вручную ввести имена столбцов, задач и их исполнителей. А создавать графики и вносить каждое изменение собственноручно — дело довольно времязатратное.

Создание диаграмм Ганта в Excel возможно, но не так удобно и просто. К сожалению, Microsoft Excel не может предложить пользователю встроенный шаблон диаграммы Ганта. Поэтому процесс создания и работы с графиками усложняется.

Как и в случае с Word, пользователю придется вносить все данные и изменения вручную. Кроме того, в этой программе не удастся создать зависимости между задачами. Очевидно, что создание средних и крупных проектов в Excel не самый подходящий вариант.

  • С помощью специального инструмента для создания диаграмм Ганта.

Диаграмма Ганта онлайн автоматизирует рабочие процессы в команде. С помощью программы управлять диаграммами станет гораздо легче. Инструмент будет особенно полезен тем, чьи проекты подвергаются изменениям в процессе реализации.

Занимательный факт: программы управления проектами экономят среднестатистическому сотруднику почти 500 рабочих часов в год. Впечатляюще, не так ли?

Давайте рассмотрим способы построения диаграммы Ганта на примере проекта по созданию видеоролика для рекламной кампании.

Пример построения диаграммы Ганта

Построить график Ганта вручную не составит особого труда:

1. Составьте вертикальную ось с задачами, необходимыми для завершения проекта. Не забудьте расположить их в хронологическом порядке.

Пример построения диаграммы Ганта

2. Изобразите временную шкалу. Единицей деления таймлайна могут быть как дни, так и недели или даже месяцы. Это зависит от продолжительности планируемого проекта. В нашем случае это будут дни.

3. Далее напротив каждой задачи нарисуйте горизонтальные столбики, учитывая длительность каждой из задач.

Создание диаграммы Ганта вручную

Теперь можно назначать исполнителей на задачи. Важно следить, чтобы разные задачи для одного исполнителя не попадали на одни и те же даты. Иначе возникнет риск переработки либо неэффективного выполнения поставленной работы.

Итак, график Ганта готов. Дата начала первой задачи и дата окончания последней станут длительностью всего проекта.

Напомним, что такой пример построения диаграммы Ганта подходит небольшим командам и проектам, которые не предполагают каких-либо изменений в будущем. В противном случае, вам придется снова и снова перерисовывать график, что приведет к трате рабочего времени.

Диаграмма Ганта для проектов, в которых не исключены коррективы во время их реализации и в которых задействовано большое количество людей, создается с помощью онлайн инструментов для управления проектами .

1. Зарегистрируйтесь в GanttPRO. Для этого используйте электронную почту или аккаунты Facebook, Microsoft и LinkedIn.

Создание диаграммы Ганта в GanttPRO

3. Перед вами появится проект в виде диаграммы Ганта. Здесь вы можете добавлять задачи и подзадачи, назначать исполнителей, создавать зависимости, вехи и делать многие другие вещи.

Ваш проект готов.

Пример диаграммы Ганта в GanttPRO

Теперь на временной шкале каждый участник проекта может найти всю необходимую информацию о проекте:

  • Название и продолжительность проекта.
  • Список задач и подзадач.
  • Название, приоритет, исполнители и прогресс каждой задачи/подзадачи.
  • Сроки, зависимости и вехи.
  • Рабочая загрузка.

Онлайн диаграмма Ганта GanttPRO

Создавайте проекты любой сложности и длительности быстро и без усилий.

Шаблоны диаграммы Ганта

Также в GanttPRO вы можете не создавать проект с нуля, а использовать готовые шаблоны. Наш инструмент планирования проектов предлагает широкий выбор бесплатных шаблонов диаграммы Ганта . Они подходят для различных профессиональных сфер:

  • IT, разработка ПО.
  • Маркетинг.
  • Консалтинг.
  • Строительство.
  • Производство продукта.
  • Организация мероприятий.
  • Розничная торговля.
  • Профессиональные услуги.
  • Веб-дизайн.
  • Учебный план.

Кроме того, вы можете скачать готовые шаблоны в формате XLSX и редактировать его в любой момент с помощью Excel.

А если вы сохраните шаблон на Google Диске, то всегда сможете работать с ним в таблицах Google.

И в завершение, с GanttPRO можно легко сохранить созданный проект как шаблон и использовать его в будущем, а также делиться шаблоном с участниками команды.

Заключение

Чем лучше проектный менеджер справляется с несколькими задачами одновременно, тем выше вероятность своевременного и успешного завершения проекта. Диаграмма Ганта — полезный инструмент, который поможет добиться этих целей.

А с помощью специальных программ для построения диаграммы Ганта, вы сможете быстро создавать графики проектов, делиться ими с командой и эффективно контролировать рабочий процесс.

Новый проект в работе зачастую сигнализирует о начале ещё одного приключения со всеми его заинтересованными сторонами, сроками, результатами и инструментами. Но будь то запуск нового продукта, проведение мероприятия для поставщиков, составление контент-календаря на год или даже адаптация новых сотрудников, у каждого проекта обязательно должен быть график его реализации.

Чтобы вести свою команду верным курсом, знать, кто что и когда делает, а также видеть, как отдельные элементы стыкуются между собой, крайне важно подготовить график проекта с чёткими планами, процессами и обязанностями. Несмотря на то, что подготовка может занять некоторое время, тщательно проработанный график проекта позволит повысить эффективность работы, ответственность за результат и отлаженность действий. А эти три словосочетания — просто как музыка для ушей (особенно для начальства, которое поручило вам этот проект). Кроме того, можно будет избавиться от лишних инструментов, которые, по идее, должны помогать вам в управлении проектом, но на самом деле лишь усложняют процесс.

Пусть на вашей визитке и не написано, что вы руководитель проекта, но знаете что? В этом проекте, как и во многих проектах в будущем, фактически это и есть ваша функция. Примите это! Когда вы научитесь думать, как руководитель проекта, вы начнёте делать свою работу эффективно.

Как создать график проекта

Теперь, когда вы готовы двигаться вперёд в качестве руководителя проекта, самое время начать планирование и составить график проекта. Поскольку процесс составления графика в рамках управления проектом может показаться вам незнакомым, ниже приведён список действий, которые необходимо выполнить при создании плана проекта.

Определите цели проекта. Запишите ключевые вехи и ожидаемые результаты, которые позволят судить об успешности проекта.

Определите все заинтересованные стороны. Составьте список лиц, которых нужно будет привлечь к проекту, даже если их функции ограничиваются лишь подписью.

Определите крайний срок. Когда проект должен быть полностью завершён? Обязательно выделите достаточно времени на устранение нестыковок, которые непременно возникнут.

Составьте список всех действий или задач. Возьмите вехи и ожидаемые результаты, которые вы определили, выполняя действие № 1, и разбейте их на более мелкие задачи и подзадачи, чтобы учесть все возможные варианты.

Назначьте участников группы, ответственных за каждую из задач. Решите, кто возьмёт на себя ту или иную задачу или подзадачу, и чётко обозначьте сроки их выполнения. Помните, что ваши коллеги наверняка заняты и в других проектах. Рассчитывайте их рабочую нагрузку так, чтобы они не оказались перегружены.

Проработайте сроки выполнения всех задач. Определите, сколько времени займёт выполнение каждой из них (сроки начала и завершения) с учётом неизбежных задержек. Также важно учитывать последовательность работы, поскольку к некоторым задачам можно будет приступить только после завершения других задач.

Организуйте график проекта в одном инструменте и поделитесь им с группой.

После составления плана проекта необходимо организовать его таким образом, чтобы все участники могли использовать его в своей работе. Наличие инструмента, позволяющего сделать и то, и другое, будет иметь решающее значение для вашего успеха.

Когда у вас появится детальный график проекта, вы (и ваш коллектив) будете тратить меньше времени непосредственно на управление проектом и больше заниматься качественной работой. В конце концов, разве не для этого вас нанимали?

Примеры графика проекта

После выполнения всех перечисленных выше действий у вас будет график с чётко прописанными временными рамками и этапами проекта. Ниже приводятся несколько примеров того, как это может выглядеть.

Пример графика планирования мероприятия

Планируете виртуальное мероприятие? В вашем графике должно быть отражено всё, что нужно сделать, с указанием сроков вплоть до самого главного события.

Пример графика проекта по запуску нового продукта

Создайте структуру разбивки работ, отразив в ней все необходимые этапы, и определите зависимости между задачами для запуска очередного нового продукта, а затем просмотрите всё это в одном проекте, которым можно легко поделиться со всеми коллегами, чтобы каждый понимал, что от него требуется.

Совет от Asana. Начните очередной проект по запуску нового продукта с помощью шаблона.

Пример графика маркетинговой кампании

План проекта, в котором расписана каждая деталь, позволяет точно знать, что происходит в тот или иной день вашей маркетинговой кампании.

Совет от Asana. Начните свою следующую маркетинговую кампанию с помощью шаблона.

Действия после составления графика проекта

Хронология проекта предназначена для того, чтобы эффективнее делать больше полезной работы. Если видеть общую картину проекта и создать тщательно продуманный план, стресса будет меньше, а производительность повысится. После составления плана останется выполнить ещё два важных действия.

Предоставление плана коллективу

Имея график проекта, участники группы будут точно знать свои обязанности в рамках проекта и смогут высказывать собственное мнение об отведённых им частях плана. Сначала разошлите график проекта всем его участникам, а затем попросите их рассказать, что они о нём думают (поделиться вопросами, сомнениями или идеями).

Чтобы поддерживать высокий уровень организации, предложите единое место, куда должны отправляться все ответы, и укажите срок, до которого они принимаются, приучая тем самым участников группы выполнять действия своевременно. Собрав все отзывы, сформируйте обновлённую версию графика проекта и ещё раз поделитесь ею со всеми заинтересованными сторонами. Также обязательно внесите график проекта во все важные документы по его планированию, такие как проектное задание и пояснительная записка.

Корректировка проекта по ходу выполнения

В Древней Греции Гераклит как-то озвучил интересную мысль о том, что постоянны лишь изменения. Это относится и к вашему плану проекта. Приступив к работе над проектом, постоянно сверяйтесь со своим графиком. Корректируйте его по мере необходимости при возникновении непредвиденных обстоятельств.

Когда управление графиком и остальными материалами проекта ведётся централизованно, у всех его участников есть единый источник достоверной информации, а сами они всегда используют актуальную версию графика проекта.

Повышение эффективности путём преобразования планов и графиков в шаблоны

Чтобы сэкономить ещё больше времени при планировании проектов, используйте проверенный шаблон и перестаньте заново изобретать колесо всякий раз, когда запускаете новый проект.

Если ваш текущий проект представляет собой ежегодное событие, скажем, отраслевую выставку-ярмарку, то нет ничего сложного в том, чтобы взять тщательно проработанный график проекта сегодня и использовать его для проведения такого же мероприятия в следующем году. А над какими ещё проектами, которые каждый раз проходят по одной и той же схеме, вы работаете? Например, в рамках выставки-ярмарки могут выполняться задачи, схожие с теми, которые потребуются для организации виртуального обеда с клиентами, устраиваемого вами позднее в этом году. Наличие шаблона графика проекта позволит быстрее и эффективнее запускать проекты в будущем.

Где составлять график проекта?

Раз уж вы фактически берёте на себя новую роль руководителя проекта и принимаете более эффективный подход к работе, предусматривающий создание графиков проектов, то наверняка пришло время перейти на универсальный инструмент. (Да-да, такие бывают!)

На рынке представлены инструменты управления работой, позволяющие строить динамические графики проектов и интуитивно понятные хронологии, похожие на диаграммы Ганта, которые обеспечивают высокую прозрачность на всех этапах и для всех заинтересованных сторон. Попрощайтесь с электронной почтой, электронными таблицами и чатами, которые никак не взаимодействуют друг с другом.

Разработка графика проекта и управление им в централизованной системе позволяет определять каждое отдельное действие и его длительность с помощью календаря проекта, выстраивать задачи и подзадачи, а также назначать их соответствующим исполнителям. Когда же план проекта нужно будет скорректировать, вы сможете оперативно внести изменения с помощью этого инструмента, о которых будут автоматически уведомлены все заинтересованные стороны. При этом различные варианты представления графика проекта отражают все стили работы и обучения, а рабочие процессы идеально сочетаются друг с другом, поскольку вы всегда знаете, кто что и когда делает.

Работайте умнее с помощью графиков проектов

Поздравляем вас, руководитель проекта по факту! Вы на пути к тому, чтобы работать умнее. Теперь у вас есть всё необходимое для того, чтобы перестроить ваш процесс работы над проектами и вдохнуть в него новую жизнь. Вы можете делать всё это (и даже больше) с помощью такого решения для управления работой, как Asana. Считайте его своим универсальным инструментом для достижения успеха в проектах. Удачного планирования!

Основная цель методов сетевого планирования заключается в том, чтобы сократить до минимума продолжительность проекта. Они основываются на разработанных практически одновременно и независимо методе критического пути СРМ (СРМ — Critical Path Method) и методе оценки и пересмотра планов PERT (PERT — Program Evaluation and Review Technique).

Максимальный по продолжительности полный путь в сети называется критическим; работы, лежащие на этом пути, также называются критическими.Именно длительность критического пути определяет наименьшую общую продолжительность работ по проекту в целом.

Определение критического пути позволяет выявить работы, которые не могут быть отложены, а также работы, которые могут быть отложены без удли­нения общего срока проекта. Длительность выпол­нения всего проекта в целом может быть сокращена за счет со­кращения длительности работ, лежащих на критическом пути. Соответственно любая задержка выполнения работ критическо­го пути повлечет увеличение длительности проекта.

Одним из наиболее интересных с точки зрения управления параметров критического пути является резерв времени. Для его определения рассчитываются (для работ на некрити­ческих последовательностях):

1. наиболее раннее начало (ранний старт — ES),

2. наиболее позднее нача­ло (поздний старт — LS),

3. наиболее ранее окончание (ранний финиш — EF)

4. наиболее позднее окончание (поздний финиш — LF)

Ранние даты (наиболее ранние возможные сроки начала и окончания работ при условии, что предыдущие работы завер­шены) определяются методом прямого прохода по расписанию или расчетом расписания вперед, начиная с работ, не имеющих пред­шественников.

Раннее начало + Продолжительность работ – 1 = Раннее окончание

Поздние даты (наиболее поздние возможные сроки на­чала и окончания работ при условии, что дата завершения про­екта не будет задержана) определяются методом обратного прохода по расписанию или расчетом расписания назад, начиная с работ, не имеющих пос­ледователей.

Позднее окончание – Длительность + 1 = Позднее начало

Полученные даты раннего старта и позднего финиша – это не расписание проекта; они показывают периоды времени, в пределах которых следует планировать данную операцию, исходя из длительности операций, логических взаимосвязей, опережений, задержек и прочих известных ограничений.

На основании рассчитанных ранних и поздних дат начала ра­бот определяются величины временных резервов для каждой ра­боты. Полный резерв или запас времени — это разность между датами ES и LS (или EF и LF).

Резерв времени имеется только в тех операциях, которые не лежат на критическом пути, и дает некоторую степень гибкости при календарном планировании таких работ. Работы, лежащие на критическом пути, имеют временной резерв, всегда равный нулю.

Управленческий смысл резерва времени заключается в том, что если необходимо урегулировать технологические, ресурсные или финан­совые ограничения проекта, то резерв позволит руководителю проекта задержать работу на этот период без влияния на срок завершения проекта в целом.

Результаты вычислений по методу СРМ позволяют получить:

2. работы, лежащие на критическом пути. Любая задержка таких работ приведет к задержке даты завершения проекта. Все критические работы имеют резерв времени, в общем случае равный нулю, что означает, что их ранние и поздние сроки выполнения совпадают;

3. ранние и поздние календарные даты начала и окончания каждой работы.

Расчет по методу критического пути и анализ календарного графика работ с использованием компьютерных средств можно проводить по мере необходимости, всякий раз, когда проводится обновление информации или изменяются внешние условия по проекту.




Большая часть средств автоматизированного планирования имеет гибкие режимы отбора и сортировки, с помощью которых можно создать различные типы отчетов, из которых разработчик плана выбирает наиболее значимые и эффективные для представления различным потребителям.

=4=

Диаграмма Гантта (Gantt Chart) — названа в честь Генри Гантта, американского инженера, который использовал его для планирования поставок продовольствия в Европу в начале прошлого века — горизонтальная линейная диаграмма, на которой задачи проекта представляются протяженными во вре­мени отрезками, характеризующимися датами начала и оконча­ния операций проекта.

Идея графика: каждая отдельная работа некоего проекта пред­ставлена линией (или лентой), помещенной на временной шкале. Работы (от ранней до поздней) размещаются сверху вниз на вертикальной шкале. На гори­зонтальной шкале наносятся календарные даты. Пример отображения диаграммы Гантта с помощью совре­менных компьютерных средств

Диаграмма Гантта по­казывает очередность выполнения работ, даты начала и завершения операций и их ожидаемую длительность.

Диаграмма Гантта используется не только для планирования, но также и для оценки фактического выполнения работ. Это обычно делается путем до­бавления линии другого цвета под первоначальной линией базового плана. Новая линия показывает фактические даты начала и окончания каждой рабо­ты и позволяет быстро и наглядно оценить, не выбивается ли проект из гра­фика. Цвета можно менять и наблюдать за фактическим развитием проекта, начиная с самого начала.

Диаграмма Гантта сравнительно легко читается и часто используется для представления информации. Такие графики часто висят на стенах проектных организаций (это особенно распространено в практике зарубежных компаний). Приходящему в гости ви­зитеру с удовольствием показывают успехи или объективные неудачи в реали­зации проекта прямо на этом графике.

=6=

Очень схожи с диаграммой Гантта диаграммы контрольных событий.Отличие их в том, что они показывают только запланированные даты начала или завершения получения основных результатов проекта и ключевых внешних событий. Пример такой диаграммы – часть с расписанием контрольных событий (см. рис. 7.10.).

Рисунок 8.10 - Расписание проекта – графические примеры

Несмотря на высокую наглядность, графики хорошо используются в тех проектах, которые характеризуются не очень сложной последовательностью работ, — тогда они могут предоставить адекватную информацию для управ­ления проектами. Однако их использование ограничено, если параллельно выполняется очень большое количество работ и существует сложная и запу­танная зависимость между ними. В таком случае на помощь к календарным графикам приходят так называемые сетевые графики.

В настоящее время широко используются комбинации сетевого планирования, диаграмм Ганта и диаграмм контрольных событий — так называемые календарно-сетевые графики, где работы проекта, нанесенные на ленточный гра­фик, связаны стрелками в их логической последовательности.

Такой график сочетает преимущества графика Гантта (простота изображения, возможность отслеживания фактического развития проекта) и сетевых графиков (возмож­ность логически правильного расположения работ, идентификация критиче­ского пути и некритических работ). Календарно-сетевой график используется всеми программными продуктами управления проектом. Красным цветом (по умолчанию) изображается критический путь.

Анализируя календарно-сетевой график, необходимо обращать внимание на ряд типовых ошибок:

Читайте также: