Как вести себя с агрессивным пациентом на работе

Обновлено: 10.05.2024

Оскорбление чести и достоинства медицинских работников – самое частое правонарушение со стороны пациентов. Многие врачи привыкли к хамству больных и стараются не обращать на это внимания, но есть и те, которые хотят отстоять свои законные права. Так как медработнику защититься от пациентов-скандалистов? На этот и другие вопросы отвечает заместитель начальника управления анализа практики и методического обеспечения предварительного расследования центрального аппарата Следственного комитета Республики Беларусь, кандидат юрид. наук Юрий Каменецкий.

Юрий Каменецкий, заместитель начальника управления анализа практики и методического обеспечения предварительного расследования центрального аппарата Следственного комитета Республики Беларусь, кандидат юрид. наук Может ли медработник обороняться, если присутствует реальная угроза жизни и здоровью его самого или коллег?

В соответстви со ст. 34 УК каждый гражданин имеет право на защиту от общественно опасного посягательства. Это право принадлежит лицу независимо от возможности избежать посягательства либо обратиться за помощью к другим лицам или органам власти.

Не является преступлением действие, совершенное в состоянии необходимой обороны, то есть при защите жизни, здоровья, прав обороняющегося или другого лица, интересов общества или государства от общественно опасного посягательства путем причинения посягающему вреда, если при этом не было допущено превышения пределов необходимой обороны.

Как определить рамки допустимой самообороны при нападении пациента?

Превышением пределов необходимой обороны признается явное для обороняющегося лица несоответствие защиты характеру и опасности посягательства, когда посягающему без необходимости умышленно причиняется смерть или тяжкое телесное повреждение (ч. 3 ст. 34 УК).

Согласно ст. 37 УК, если лицо вследствие заблуждения считало, что находится в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости либо осуществляет задержание лица, совершившего преступление, но по обстоятельствам дела не должно было или не могло сознавать отсутствие обстоятельств, исключающих преступность деяния, его действия оцениваются соответственно по правилам ст. 34, 35 и 36 УК. Если в сложившейся обстановке лицо должно было и могло предвидеть отсутствие обстоятельств, исключающих преступность деяния, оно подлежит ответственности за причинение вреда по неосторожности.

Какую ответственность несет руководитель, если медработник превысил пределы допустимой самообороны?

Уголовная ответственность в Республике Беларусь основывается на принципе личной виновной ответственности, то есть гражданин может отвечать только за виновные действия, совершенные им лично (ч. 1 ст. 3 УК). Тем не менее должностные лица, выполняющие организационно- распорядительные функции, должны предотвращать и пресекать преступные действия подчиненных. При определенных условиях руководитель может нести уголовную ответственность, например, за бездействие должностного лица, сопряженное с попустительством преступлению (ст. 425 УК).

Какое наказание предусмотрено для пациента за хулиганские действия?

Оскорбительное приставание к гражданам и другие умышленные действия, нарушающие общественный порядок, деятельность организаций или спокойствие граждан и выражающиеся в явном неуважении к обществу, влекут наложение штрафа в размере от двух до тридцати базовых величин или административный арест (ст. 17.1 КоАП).

За хулиганство предусмотрена уголовная ответственность. В соответствии со ст. 339 УК:

1. Умышленные действия, грубо нарушающие общественный порядок и выражающие явное неуважение к обществу, сопровождающиеся применением насилия или угрозой его применения либо уничтожением или повреждением чужого имущества либо отличающиеся по своему содержанию исключительным цинизмом (хулиганство), наказываются общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом, или ограничением свободы на срок до двух лет, или лишением свободы на срок до трех лет.

2. Хулиганство, совершенное повторно, либо группой лиц, либо связанное с сопротивлением лицу, пресекающему хулиганские действия, либо сопряженное с причинением менее тяжкого телесного повреждения (злостное хулиганство), наказывается арестом, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на срок от одного года до шести лет.

3. Действия, предусмотренные ч. 1 или 2 данной статьи, совершенные с применением оружия, других предметов, используемых в качестве оружия для причинения телесных повреждений, применением взрывчатых веществ, взрывных устройств или предметов, поражающее действие которых основано на использовании горючих веществ, либо совершенные с угрозой их применения, при отсутствии признаков более тяжкого преступления (особо злостное хулиганство) наказываются ограничением свободы на срок от трех до пяти лет или лишением свободы на срок от трех до десяти лет.

Что делать, если пациент не хочет общаться или, наоборот, говорит слишком много? Советы от Ирины Прокопенко

Время чтения: 9 мин.

Возбужденный или злой пациент

Все в бригаде понимали, что Виктор Васильевич — отчаянно одинокий человек, и таким поведением он создает иллюзию внимания и близости. Прежде всего, для себя самого. Но несмотря на сочувствие, общаться с ним было тяжким испытанием.

Какова бы ни была причина такого поведения, ваша задача обеспечить безопасность — и человека, и собственную, а значит дать ему возможность выразить эмоции без ущерба для кого-либо.

Что мы можем сделать?

  • Проверьте, может ли человек интерпретировать наше поведение двояко? Например, вы чем-то сильно озабочены и от этого у вас сосредоточенный вид. Со стороны вы можете казаться угрюмой и неприветливой. Сосредоточенность часто путают с недовольством. На время общения с пациентом постарайтесь не думать о личных проблемах.
  • Спросите, что человека беспокоит. Выслушайте его, даже если он много раз говорит одно и то же.
  • Злость и возбуждение могут говорить о боли. Постарайтесь выяснить, чувствует ли человек боль и попросите оценить ее по шкале от 1 до 10.
  • Передайте врачу информацию о состоянии человека.
  • Если у человека есть реальная потребность, проблема или просьба — выполните ее. Оцените положение человека с точки зрения комфорта и предложите располагающее к успокоению занятие — выпить чай, удобнее устроиться.
  • Обратите внимание на то, как вы воспринимаете грубость и возбуждение пациента и обязательно отреагируйте на эти эмоции в безопасной обстановке после инцидента — например, расскажите о ситуации коллегам, друзьям, выразите злость в подушку, напишите о том, что наболело в дневнике.

Разговорчивые пациенты

Врач, пациент, родственники: трудности коммуникации Психологи — о личных, профессиональных, социальных, командных проблемах, которые препятствуют хорошей коммуникации

Вы узнаете такого пациента по быстрой, взволнованной речи. Часто они рассказывают свою историю слишком подробно, с множеством деталей, не относящихся к делу. Вам может быть трудно опросить их, а количество симптомов, которые они описывают, может сбить вас с толку.

Что мы можем сделать?

Молчаливый пациент

Разговор с молчаливым пациентом часто становится сложной задачей. Человек может быть в плохом настроении или в депрессии. Иногда замкнутость бывает личной чертой человека или защитной реакцией на тяжелые эмоциональные переживания.

Однако надо помнить, что некоторые люди используют молчание как способ спровоцировать медсестру или проверить ее реакцию. Это может быть манипулятивным поведением и при отсутствии реакции медсестры, оно может со временем прекратиться.

Отличать депрессию от манипуляции вы со временем научитесь. Пока же следуйте рекомендациям, которые мы даем ниже.

Что мы можем сделать?

  • Удостоверьтесь, что человек понимает речь и может говорить. Если он перенес инсульт, у него может быть нарушена работа тех зон мозга, которые отвечают за обработку речи или звуковых сигналов. Убедитесь, что человек не использует слуховой аппарат, который может быть выключен или у него села батарея.
  • Постарайтесь установить контакт глаз. Даже мимолетный взгляд глаза в глаза способен закрепить ваши отношения и через некоторое время разговор станет возможен.

Не старайтесь во что бы то ни стало разговорить человека. Если у вас совсем нет времени, сделайте следующее:

  • Убедитесь, что пациент в безопасности и вы можете предусмотреть возможные риски;
  • Убедитесь, что человеку комфортно в той позе и в том месте, где он находится;
  • Организуйте вокруг его кровати необходимый набор вещей — вода в удобной для питья упаковке, кнопка вызова медсестры, телефон, зарядка, очки, салфетки и т.д.;
  • Объясните человеку, что вам важно его состояние и вы хотели бы узнать, что его сейчас беспокоит. Предложите ему оценить боль по визуально-аналоговой шкале с изображением смайликов, по 10-ти балльной шкале, где ноль — это отсутствие боли, а 10 — нестерпимая боль. Если человек совсем не идет на контакт, попробуйте проанализировать его состояние по болевому поведению;
  • Попытайтесь предложить для контакта блокнот и ручку или магнитную доску;
  • Скажите человеку, что сможете поговорить с ним позже и назовите время, когда это может произойти.

6 непростых коммуникативных ситуаций между врачом и пациентом Как реагировать, если родственники пациента угрожают жалобами или уходят от общения, и почему врач не должен принимать решение за семью

Чаще всего молчаливые пациенты раздражают медсестер только потому, что они для них не очень удобны.

Нам хотелось бы, чтобы не было неловких пауз, мы чувствуем напряжение, когда не видим реакции на наши слова. Но пациент не обязан быть удобным.

Человек в больнице находится в стрессе. Если вы будете разговаривать четко и по делу, и для вас будет действительно важно его состояние, человек это увидит, и ваше общение очень быстро станет легким и понятным.

Пациент в измененном состоянии сознания

Пациенты, страдающие деменцией или имеющие изменение сознание, связанное с делирием или другим диагнозом, могут вести себя странно, неуместно, подозрительно или агрессивно.

Эти люди могут не осознавать опасности для своего здоровья и здоровья окружающих. Часто они бывают дезориентированы, не знают где находятся, стремятся куда-то уйти, вернуться домой. Утверждают, что находятся в каких-то общественных местах, торговых центрах, на пляже, в гостях или где-то еще.

Что мы можем сделать?

  • Попытайтесь установить визуальный или тактильный контакт — даже находясь в измененном состоянии сознания, человек нуждается в поддержке и социальном взаимодействии.
  • Поговорите с пациентом о том, что ему важно в данный момент, поддержите с ним разговор.
  • У человека с деменцией в разные периоды развития болезни бывают разные потребности, но всегда можно посидеть рядом, включить негромкую музыку, спеть колыбельную, если пациент на продвинутой стадии деменции, предложить мягкую ткань или пупырчатую пленку, чтобы он занял руки и получил тактильную стимуляцию.

Пациент с языковым барьером

В нашей стране проживает огромное количество людей разных национальностей, говорящих на разных языках. Очень многие приезжают на заработки, не зная русского языка и оказавшись в сложной ситуации, могут быть раздавлены тем, что не понимают, что происходит, не могут объяснить, что болит или чем они обеспокоены.

Что мы можем сделать?

  • Если человек хоть немного понимает по-русски, очень важно говорить с ним медленно, очень простыми фразами.
  • При первой же возможности найдите переводчика и семью пациента. Это придаст человеку сил. Побеспокойтесь о том, чтобы его телефон был заряжен, и он смог дозвониться до близких.
  • Не торопите человека, всегда давайте ему достаточно времени для ответа и подбора слов. Если вопросы касаются самочувствия, используйте невербальные жесты и мимику, показывайте на те части тела, о которых идет речь.
  • Максимально записывайте все, что вам удалось узнать и передавайте эту информацию врачу.

Пациент, оказывающий внимание

Все медсестры сталкиваются с пациентами, которые по разным причинам хотят отблагодарить за работу. Но, как ни странно, такие пациенты могут оказаться самыми сложными.

Мы сейчас не говорим о тех случаях, когда, выписываясь, пациенты и их родственники угощают медсестер и врачей сладостями. В этом нет ничего плохого.

Особым случаем можно считать ситуации, когда пациенты пытаются отблагодарить медсестер деньгами. Они считают, что без такого подношения им не будет оказано никакого внимания, а за ту заботу, которую они видят, необходимо отдельно благодарить.

Если вы столкнулись с таким отношением пациента, единственно правильным решением будет твердо отказать человеку, и объяснить свою позицию правилами и самой философией паллиативной помощи. Помощь медперсонала в хосписе не может быть платной ни в каком виде. Несмотря на то, что в большинстве хосписов висят объявления о бесплатной помощи, такие случаи порой случаются. Ваш твердый, но вежливый отказ поможет сохранить профессиональные отношения между вами и пациентами.

Что мы можем сделать?

  • Выслушайте пациента, который предлагает вам презент — это важно для прояснения ситуации.
  • Донесите до человека, что вам важно его состояние, но вы не можете влиять на решения врачей или других сотрудников, даже если он хочет вас за это отблагодарить.
  • Вежливо откажитесь от подарков, но при этом объясните, что понимаете состояние человека и ваш отказ связан с правилами вашего лечебного учреждения.

Пациент, который бесит

Паллиативная психологическая помощь подросткам Подростковый возраст - время надежд, сложных переживаний, формирования личности, мучительного поиска смысла. А если к этому добавляется неизлечимая болезнь - как говорить о будущем с таким подростком?

«Захожу к пациентке, но понимаю, что она смотрит на меня таким взглядом, как будто проверяет на прочность. Как будто ищет повод придраться к тому, что я слишком долго к ней не заходила, громко постучала, рано разбудила.

Такие пациенты бывают у каждой медсестры. Но присмотритесь внимательнее: редко такой человек одинаково действует на нервы всем членам вашей команды. А все потому, что у каждого из нас есть такие люди, которые нам кажутся странными или неприятными — обычно это связано с нашим личным опытом. Кто-то чувствует напряжение, встречаясь с требовательными пожилыми женщинами, начальницами, резкими пожилыми пациентами, бывшими военными. Особые проблемы могут быть у тех, кто тушуется перед манипулятивными людьми.

Конечно, бывают отдельные пациенты, которые бесят в отделении всех без исключения, а все потому, что такие люди не умеют общаться, они уверены, что добиться чего-либо можно только с помощью конфликта.

Что мы можем сделать?

  • Оцените, что больше всего действует вам на нервы? Какие триггеры есть у вас? Возможно, лучше попросить коллег пообщаться с таким пациентом.
  • Если у вас есть что-то, что запускает вашу негативную реакцию на определенных людей, поговорите об этом с вашим психологом. Это важная часть профессионального здоровья. Вам трудно будет работать, если ваш триггер будет запускаться в неожиданных местах и ваше поведение станет непредсказуемым.
  • Если никто не может заменить вас именно с этим пациентом, заранее — перед контактом — напишите то, о чем вы хотите спросить. Отвечайте только по существу. Задавайте прямые и короткие вопросы. Не вступайте в длинные разговоры. Это не устранит накал ваших переживаний, но минимизирует контакт.

5 ситуаций сложных разговоров врачей с пациентами Врач-педиатр и тренер по коммуникации Анна Сонькина о том, как отвечать на неудобные вопросы пациентов

Если вы отслеживаете свое состояние, поверьте, пациенту тоже очень хорошо заметны ваши заминки, смущение или недовольство. Особенно когда ваши слова и чувства противоположны.

Пожалуйста, обращайте внимание не только на то, что вы говорите, но и то, как вы это делаете!

Пациенты в первую очередь оценивают ваше эмоциональное состояние и вашу заинтересованность в их проблеме. Ваш профессионализм выражается не только в умелых манипуляциях и знаниях практик ухода, но и в вашей улыбке и уверенном поведении.

Это позволит вам зарядить позитивом и спокойствием ваших пациентов и их родных, а значит, и вам самим будет легче работать.

Вам может быть интересно:

Навыки общения с пациентами. 10 советов для врачей при проведении консультаций.


АГРЕССИЯ ПАЦИЕНТОВ КАК ФАКТОР СНИЖЕНИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ФЕЛЬДШЕРОВ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В данной статье представлены результаты анализа проблемы влияния агрессии пациентов на работоспособность фельдшеров скорой медицинской помощи.

В настоящее время в России происходят серьезные изменения в системе здравоохранения для обеспечения повышения качества оказания медицинской помощи. Эффективное развитие системы здравоохранения в значительной степени зависит от качества работы и профессионализма сестринского персонала, как самой объемной составляющей кадрового ресурса здравоохранения.

На качество работы любого человека большое влияние имеют условия труда, а также физические и психологические нагрузки. Фельдшеры скорой медицинской помощи в силу специфики своей работы все чаще подвергаются на вызовах агрессивному воздействию со стороны пациентов или их родственников, что влияет на их отношение к ситуации, восприятие информации и работоспособность.

Актуальность работы вызвана тем, что во время работы фельдшеров в стрессовых условиях снижается их работоспособность из-за психологического давления со стороны возбужденных и агрессивно настроенных пациентов. А положительные изменения в психологической сфере условий труда фельдшеров могли бы в значительной мере способствовать повышению их стрессоустойчивости и сохранению кадрового ресурса станций скорой медицинской помощи.

Труд сотрудника скорой помощи сопряжен со значительными физическими и нервными стрессами. Одними из первых фельдшеры встречаются с проблемами здоровья пациентов на догоспитальном этапе, и их общение порой происходит в экстренных условиях и кризисных ситуациях, когда часто возбуждение людей перерастает в агрессию под влиянием ситуации.

Вспомним несколько озвученных в СМИ случаев нападений на медиков, произошедших в 2015 году:

Так же в Череповце ночью 28 октября 16-летний подросток напал на фельдшера. Медиков вызвала компания молодых людей, которые пояснили, что их друг перепил спиртного, и ему стало плохо. Бригада предложила молодому человеку пройти в машину для осмотра. Но тот неожиданно начал нецензурно ругаться, а потом просто напал на фельдшера и начал бить его.

А ведь эти сотрудники скорой приехали по вызову для оказания медицинской помощи.

Вот еще пример: 26 сентября в Симферополе на улице Севастопольская мужчина обстрелял станцию "скорой помощи". Нападавший попал в четырех человек, две женщины умерли на месте, а двое пострадавших госпитализированы.

В ярославском регионе также участились случаи нападения пациентов на медработников. Об этом с экрана телевизора рассказывала руководитель областного Росздравнадзора Татьяна Борисовна Замиралова. Ее сотрудниками было проведено социологическое исследование. Результаты опроса шокировали: количество нападений на медиков в нашей области исчисляется сотнями, а именно шестьсот с лишним. Это не только оскорбления и угрозы в адрес медиков, но и причинение вреда здоровью нападавшими с кулаками, ножами или огнестрельным оружием.

В то же время наши полицейские при исполнении ими служебных обязанностей защищены статьей 319 УК РФ "Оскорбление представителя власти". "Публичное оскорбление представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением - наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года."

Беззащитность медиков и безнаказанность агрессивных "пациентов" наносит существенный вред психике фельдшеров, которые оказывают медицинскую помощь не в стационарах с пропускным режимом и охраной при входе, а в подъездах, квартирах, порой, и просто на улице. Тем самым создаются условия возникновения психологического стресса у фельдшеров, снижения их работоспособности и возможного последующего ухода из профессии.

И это происходит в свете дефицита кадров фельдшеров станций и отделений скорой медицинской помощи.

Нынешний министр здравоохранения страны Вероника Скворцова считает, что этот дефицит достиг критической отметки.

В 2012 году вышел приказ Минздрава России, разрешающий студентам старших курсов медицинских вузов работать медсестрами и медбратьями.

Согласно пункту 4 приказа МЗ от 19 марта 2012 г. №239н, лица, освоившие основную образовательную программу высшего медицинского образования по специальностям "Лечебное дело", "Педиатрия", "Медико-профилактическое дело" или "Стоматология" в объеме трех курсов и более или имеющие диплом о высшем профессиональном образовании по специальности "Лечебное дело", "Педиатрия", "Медико-профилактическое дело" или "Стоматология", могут быть допущены к осуществлению медицинской деятельности на следующих должностях среднего медицинского персонала:

- медицинская сестра палатная (постовая);

- медицинская сестра участковая;

- медицинская сестра процедурной;

- медицинская сестра перевязочной;

- медицинская сестра приемного отделения;

- медицинская сестра по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи;

- медицинский регистратор [5].

То есть должность фельдшера им не может быть предоставлена, поскольку в требовании к квалификации фельдшера скорой медицинской помощи прописаны "Среднее профессиональное образование по специальности "Лечебное дело" и сертификат специалиста по специальности "Скорая и неотложная помощь" без предъявления требований к стажу работы [3].

Согласно Федеральному закону № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ", следует, что, только наличие сертификата специалиста позволяет медицинскому работнику заниматься профессиональной деятельностью.

Справка: Сертификат специалиста свидетельствует о достижении его обладателем уровня теоретических знаний, практических навыков и умений, достаточных для самостоятельной профессиональной (медицинской или фармацевтической) деятельности [4].

Отсутствие у работника сертификата специалиста является нарушением лицензионных требований медицинской организацией, и он не может оказывать медицинские услуги.

В связи с этим фактом дефицит кадров на станциях скорой помощи осложняется невозможностью привлекать студентов старших курсов медицинских ВУЗов в качестве фельдшеров.

В условиях кадрового дефицита, при наличии повышенных психоэмоциональных и физических нагрузок фельдшерам приходится выезжать на вызовы и оказывать помощь в одиночку, что не может не отражаться на качестве выполняемой работы.

Фельдшеры в повседневном труде сопровождают различные стрессоры. Это и постоянный эмоциональный контакт с множеством людей, нуждающихся в помощи; постоянный контакт со смертью (реальной, потенциальной, фантомной); перегрузки; сменная работа; чувство высокой ответственности за результаты работы, контроль за работой извне и др. [9].

Данные стрессоры вызывают следующие группы состояний:

- психические: гневные самовыражения в словах, поступках; сниженное настроение, страх, тревожность, стыд; злость на пациентов, коллег, администрацию; когнитивная ригидность; фрустрация;

- нравственно-психические: злоба, проявляемая в поведении и поступках; отвращение, демонстрируемое в поведении и отношениях; чувство неустроенности в социальном плане; утрата интереса к работе;

- стрессовые состояния, граничащие с патологией: навязчивые идеи расправы с виновниками стресса; навязчивые мысли о суициде; недомогание; бессонница; усталость, парализующая способность сопротивляться обстоятельствам; ярость с потерей самообладания [9].

В профессиональной сфере данные нарушения могут выражаться в увеличении числа ошибок при выполнении привычных действий на работе, в постоянной нехватке времени, в низкой продуктивности деятельности, хронической усталости и привести к синдрому профессионального выгорания [11].

По наблюдениям C. Maslach, профессора калифорнийского университета, у многих из профессионалов, работающих в сфере оказания помощи, постепенно снижается проявление заботы о людях, с которыми они работают. Исследования C. Maslach показывают, что выгорание является эмоциональным истощением, следующим из стресса межличностного взаимодействия, и проявляется как специфический вид эмоционального истощения: утрата профессионалами позитивных чувств, сочувствия и уважения к пациентам. Она полагает, что источник этой проблемы находится больше в ситуации, чем в людях [9].

В таком состоянии очень сложно установить контакт с возбужденным или агрессивным пациентом, а проявления агрессии у людей многообразны.

Что такое агрессия?

Агрессией называется физическое или вербальное поведение, направленное на причинения вреда кому-либо. Агрессия может проявляться в прямой форме, когда человек с агрессивным поведением не склонен скрывать это от окружающих. Он непосредственно и открыто вступает в конфронтацию с кем-либо из окружения, высказывает в его сторону угрозы или проявляет агрессивность в действиях. В косвенной форме агрессия скрывается под личиной неприязни, ехидства, сарказма или иронии и оказании, таким образом, давления на жертву.

Существуют следующие виды агрессивных действий:

- физическая агрессия (нападение);

- косвенная агрессия (злобные сплетни, шутки, взрывы ярости, проявляющиеся в крике и т.д.);

- склонность к раздражению (готовность к появлению негативных чувств при малейшем возбуждении);

- негативизм (оппозиционная манера поведения от пассивного сопротивления до активной борьбы);

- обида (зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные сведения);

- подозрительность в диапазоне от недоверия и осторожности до убеждения, что все другие люди приносят вред или планируют его;

Термин агрессия предполагает, что агрессию следует рассматривать как модель поведения, а не как эмоцию, мотив или установку. Агрессия — это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.

Стресс, полученный в результате агрессии, дезорганизует деятельность человека, его поведение, приводит к разнообразным психоэмоциональным нарушениям, в результате функциональный уровень понижается, и это может способствовать снижению работоспособности в целом.

Работоспособность — это способность человека выполнять конкретную деятельность в рамках заданных временных лимитов и параметров эффективности. В каждый момент работоспособность определяется воздействием разнообразных внешних и внутренних факторов не только по отдельности, но и в их сочетании. Основу работоспособности составляют специальные знания, умения, навыки и определенные факторы, которые можно разделить на три основные группы:

- физиологического характера - состояние здоровья, сердечно-сосудистой системы, дыхательной и другие;

- физического характера - степень и характер освещенности помещения, температура воздуха, уровень шума и другие;

- психического характера - самочувствие, настроение, мотивация и др.

Уровень работоспособности проявляется в комплексе показателей, характеризующих: эффективность и качество профессиональной деятельности, а также функциональные реакции организма и субъективное состояние работника.

Работа фельдшера сопряжена с высокой ответственностью; цена ошибки велика, и поэтому важно контролировать состояние субъекта труда, а не только оборудования и технологических процессов. Изменение продуктивности работы гипотетически объяснялось в 1902 г. выдающимся немецким психиатром Э. Крепелином. Он считал, что одними из главных психофизиологических предпосылок снижения работоспособности человека являются неблагоприятные психофизиологические состояния.

К факторам, негативно воздействующим на организм фельдшера, относятся:

- перенапряжение, связанное с загруженностью работой,

- хроническое психоэмоциональное перенапряжение,

- длительное эмоциональное напряжение, обусловленное ответственностью за выполняемую работу,

- неуверенность в себе,

- агрессивность и невротизм (состояние, отличающееся эмоциональной неустойчивостью, тревогой, низким самоуважением, вегетативными расстройствами),

При этом нарушается координационная функция центральной нервной системы и наступает переутомление, падает производительность труда, растет количество ошибок в работе.

Общение фельдшеров и пациентов представляет частный случай межличностного общения, поэтому ему присущи общие психологические характеристики коммуникации между людьми.

Однако процесс взаимодействия с пациентом не всегда протекает благоприятно. Во взаимоотношениях фельдшера и пациента нередко возникают конфликтные ситуации.

Конфликты между медицинским работником и пациентом разделяют на:

Реалистические конфликты вызваны неудовлетворением требований и ожиданий участников, а также несправедливым, по их мнению, распределением каких-либо обязанностей, преимуществ и направлены на достижение конкретных результатов.

Нереалистические конфликты имеют своей целью открытое выражение накопившихся отрицательных эмоций, обид, враждебности, когда острое конфликтное взаимодействие становится не средством достижения конкретного результата, а самоцелью.

Первый вид конфликта часто связан с несовпадением ожиданий пациента с реальностью. Поводом может служить неправильное представление о должном поведении медицинского персонала, о проведении манипуляций, санитарно-гигиенические условия, нерациональная диагностика, неправильное или необоснованное назначение лекарств. Второй конфликт нередко обусловлен предвзятым отношением пациента к медицинской службе в целом или к отдельному специалисту в частности [6].

- информационная или познавательная,

Разрушительная или деструктивная функция проявляется в негативных последствиях конфликта: неприязни, эмоциональной напряженности, психологических травмах, столкновениях, что так же ведет к утомлению, снижению и замедлению производительности труда, ошибкам, недовольству результатами работы, нетерпеливости и новым конфликтам.

Выводы по статье

Работа фельдшеров относится к числу сложных и напряженных видов трудовой деятельности.

Качество оказания медицинской помощи фельдшерами зависит от их умения работать с людьми, их стрессоустойчивости и способности избегать конфликта.

Агрессивность - это проявление агрессии или готовность её проявить, стимулятором её является страх дефицита ресурсов.

Агрессивное поведение - своеобразный способ психической саморегуляции. Это может быть и самозащита, и ослабление переживания страха, напряжения.

Медработника в повседневном труде сопровождают различные стрессоры и вызываемые ими стрессовые проявления

Общение является важнейшей функцией в работе фельдшеров, поскольку от их умения своевременно и правильно понять пациента, зависит не только сохранение его здоровья человека, но порой, и жизнь.

Утомление фельдшера - это снижение его работоспособности, возникающее в результате выполнения труда большой тяжести, продолжительности и эмоциональной напряженности, и выражающееся в количественном и качественном ухудшении результатов работы.

Литературные источники:

Федеральный закон № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ".

Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 №63-ФЗ (ред. от 28.11.2015).

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 июля 2010 г. №541н г. Москва "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения".

Приказ Министерства здравоохранения России от 29.11.2012 N 982н "Об утверждении условий и порядка выдачи сертификата специалиста медицинским и фармацевтическим работникам, формы и технических требований сертификата специалиста".

Приказ МЗ и СР РФ от 19 марта 2012 г. N 239н "Об утверждении положения о порядке допуска лиц, не завершивших освоение основных образовательных программ высшего медицинского или высшего фармацевтического образования, а также лиц с высшим медицинским или высшим фармацевтическим образованием к осуществлению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности на должностях среднего медицинского или среднего фармацевтического персонала".

Островская И.В. Психология: учебник. - М.: ГОЭТАР - Медиа, 2006. - 400 с.

Щербатых Ю.В. Общая психология. - СПб.: Питер. 2008. - 272 с.: ил. (Серия "Завтра экзамен").


АГРЕССИЯ ПАЦИЕНТОВ КАК ФАКТОР СНИЖЕНИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ФЕЛЬДШЕРОВ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В данной статье представлены результаты анализа проблемы влияния агрессии пациентов на работоспособность фельдшеров скорой медицинской помощи.

В настоящее время в России происходят серьезные изменения в системе здравоохранения для обеспечения повышения качества оказания медицинской помощи. Эффективное развитие системы здравоохранения в значительной степени зависит от качества работы и профессионализма сестринского персонала, как самой объемной составляющей кадрового ресурса здравоохранения.

На качество работы любого человека большое влияние имеют условия труда, а также физические и психологические нагрузки. Фельдшеры скорой медицинской помощи в силу специфики своей работы все чаще подвергаются на вызовах агрессивному воздействию со стороны пациентов или их родственников, что влияет на их отношение к ситуации, восприятие информации и работоспособность.

Актуальность работы вызвана тем, что во время работы фельдшеров в стрессовых условиях снижается их работоспособность из-за психологического давления со стороны возбужденных и агрессивно настроенных пациентов. А положительные изменения в психологической сфере условий труда фельдшеров могли бы в значительной мере способствовать повышению их стрессоустойчивости и сохранению кадрового ресурса станций скорой медицинской помощи.

Труд сотрудника скорой помощи сопряжен со значительными физическими и нервными стрессами. Одними из первых фельдшеры встречаются с проблемами здоровья пациентов на догоспитальном этапе, и их общение порой происходит в экстренных условиях и кризисных ситуациях, когда часто возбуждение людей перерастает в агрессию под влиянием ситуации.

Вспомним несколько озвученных в СМИ случаев нападений на медиков, произошедших в 2015 году:

Так же в Череповце ночью 28 октября 16-летний подросток напал на фельдшера. Медиков вызвала компания молодых людей, которые пояснили, что их друг перепил спиртного, и ему стало плохо. Бригада предложила молодому человеку пройти в машину для осмотра. Но тот неожиданно начал нецензурно ругаться, а потом просто напал на фельдшера и начал бить его.

А ведь эти сотрудники скорой приехали по вызову для оказания медицинской помощи.

Вот еще пример: 26 сентября в Симферополе на улице Севастопольская мужчина обстрелял станцию "скорой помощи". Нападавший попал в четырех человек, две женщины умерли на месте, а двое пострадавших госпитализированы.

В ярославском регионе также участились случаи нападения пациентов на медработников. Об этом с экрана телевизора рассказывала руководитель областного Росздравнадзора Татьяна Борисовна Замиралова. Ее сотрудниками было проведено социологическое исследование. Результаты опроса шокировали: количество нападений на медиков в нашей области исчисляется сотнями, а именно шестьсот с лишним. Это не только оскорбления и угрозы в адрес медиков, но и причинение вреда здоровью нападавшими с кулаками, ножами или огнестрельным оружием.

В то же время наши полицейские при исполнении ими служебных обязанностей защищены статьей 319 УК РФ "Оскорбление представителя власти". "Публичное оскорбление представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением - наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года."

Беззащитность медиков и безнаказанность агрессивных "пациентов" наносит существенный вред психике фельдшеров, которые оказывают медицинскую помощь не в стационарах с пропускным режимом и охраной при входе, а в подъездах, квартирах, порой, и просто на улице. Тем самым создаются условия возникновения психологического стресса у фельдшеров, снижения их работоспособности и возможного последующего ухода из профессии.

И это происходит в свете дефицита кадров фельдшеров станций и отделений скорой медицинской помощи.

Нынешний министр здравоохранения страны Вероника Скворцова считает, что этот дефицит достиг критической отметки.

В 2012 году вышел приказ Минздрава России, разрешающий студентам старших курсов медицинских вузов работать медсестрами и медбратьями.

Согласно пункту 4 приказа МЗ от 19 марта 2012 г. №239н, лица, освоившие основную образовательную программу высшего медицинского образования по специальностям "Лечебное дело", "Педиатрия", "Медико-профилактическое дело" или "Стоматология" в объеме трех курсов и более или имеющие диплом о высшем профессиональном образовании по специальности "Лечебное дело", "Педиатрия", "Медико-профилактическое дело" или "Стоматология", могут быть допущены к осуществлению медицинской деятельности на следующих должностях среднего медицинского персонала:

- медицинская сестра палатная (постовая);

- медицинская сестра участковая;

- медицинская сестра процедурной;

- медицинская сестра перевязочной;

- медицинская сестра приемного отделения;

- медицинская сестра по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи;

- медицинский регистратор [5].

То есть должность фельдшера им не может быть предоставлена, поскольку в требовании к квалификации фельдшера скорой медицинской помощи прописаны "Среднее профессиональное образование по специальности "Лечебное дело" и сертификат специалиста по специальности "Скорая и неотложная помощь" без предъявления требований к стажу работы [3].

Согласно Федеральному закону № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ", следует, что, только наличие сертификата специалиста позволяет медицинскому работнику заниматься профессиональной деятельностью.

Справка: Сертификат специалиста свидетельствует о достижении его обладателем уровня теоретических знаний, практических навыков и умений, достаточных для самостоятельной профессиональной (медицинской или фармацевтической) деятельности [4].

Отсутствие у работника сертификата специалиста является нарушением лицензионных требований медицинской организацией, и он не может оказывать медицинские услуги.

В связи с этим фактом дефицит кадров на станциях скорой помощи осложняется невозможностью привлекать студентов старших курсов медицинских ВУЗов в качестве фельдшеров.

В условиях кадрового дефицита, при наличии повышенных психоэмоциональных и физических нагрузок фельдшерам приходится выезжать на вызовы и оказывать помощь в одиночку, что не может не отражаться на качестве выполняемой работы.

Фельдшеры в повседневном труде сопровождают различные стрессоры. Это и постоянный эмоциональный контакт с множеством людей, нуждающихся в помощи; постоянный контакт со смертью (реальной, потенциальной, фантомной); перегрузки; сменная работа; чувство высокой ответственности за результаты работы, контроль за работой извне и др. [9].

Данные стрессоры вызывают следующие группы состояний:

- психические: гневные самовыражения в словах, поступках; сниженное настроение, страх, тревожность, стыд; злость на пациентов, коллег, администрацию; когнитивная ригидность; фрустрация;

- нравственно-психические: злоба, проявляемая в поведении и поступках; отвращение, демонстрируемое в поведении и отношениях; чувство неустроенности в социальном плане; утрата интереса к работе;

- стрессовые состояния, граничащие с патологией: навязчивые идеи расправы с виновниками стресса; навязчивые мысли о суициде; недомогание; бессонница; усталость, парализующая способность сопротивляться обстоятельствам; ярость с потерей самообладания [9].

В профессиональной сфере данные нарушения могут выражаться в увеличении числа ошибок при выполнении привычных действий на работе, в постоянной нехватке времени, в низкой продуктивности деятельности, хронической усталости и привести к синдрому профессионального выгорания [11].

По наблюдениям C. Maslach, профессора калифорнийского университета, у многих из профессионалов, работающих в сфере оказания помощи, постепенно снижается проявление заботы о людях, с которыми они работают. Исследования C. Maslach показывают, что выгорание является эмоциональным истощением, следующим из стресса межличностного взаимодействия, и проявляется как специфический вид эмоционального истощения: утрата профессионалами позитивных чувств, сочувствия и уважения к пациентам. Она полагает, что источник этой проблемы находится больше в ситуации, чем в людях [9].

В таком состоянии очень сложно установить контакт с возбужденным или агрессивным пациентом, а проявления агрессии у людей многообразны.

Что такое агрессия?

Агрессией называется физическое или вербальное поведение, направленное на причинения вреда кому-либо. Агрессия может проявляться в прямой форме, когда человек с агрессивным поведением не склонен скрывать это от окружающих. Он непосредственно и открыто вступает в конфронтацию с кем-либо из окружения, высказывает в его сторону угрозы или проявляет агрессивность в действиях. В косвенной форме агрессия скрывается под личиной неприязни, ехидства, сарказма или иронии и оказании, таким образом, давления на жертву.

Существуют следующие виды агрессивных действий:

- физическая агрессия (нападение);

- косвенная агрессия (злобные сплетни, шутки, взрывы ярости, проявляющиеся в крике и т.д.);

- склонность к раздражению (готовность к появлению негативных чувств при малейшем возбуждении);

- негативизм (оппозиционная манера поведения от пассивного сопротивления до активной борьбы);

- обида (зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные сведения);

- подозрительность в диапазоне от недоверия и осторожности до убеждения, что все другие люди приносят вред или планируют его;

Термин агрессия предполагает, что агрессию следует рассматривать как модель поведения, а не как эмоцию, мотив или установку. Агрессия — это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.

Стресс, полученный в результате агрессии, дезорганизует деятельность человека, его поведение, приводит к разнообразным психоэмоциональным нарушениям, в результате функциональный уровень понижается, и это может способствовать снижению работоспособности в целом.

Работоспособность — это способность человека выполнять конкретную деятельность в рамках заданных временных лимитов и параметров эффективности. В каждый момент работоспособность определяется воздействием разнообразных внешних и внутренних факторов не только по отдельности, но и в их сочетании. Основу работоспособности составляют специальные знания, умения, навыки и определенные факторы, которые можно разделить на три основные группы:

- физиологического характера - состояние здоровья, сердечно-сосудистой системы, дыхательной и другие;

- физического характера - степень и характер освещенности помещения, температура воздуха, уровень шума и другие;

- психического характера - самочувствие, настроение, мотивация и др.

Уровень работоспособности проявляется в комплексе показателей, характеризующих: эффективность и качество профессиональной деятельности, а также функциональные реакции организма и субъективное состояние работника.

Работа фельдшера сопряжена с высокой ответственностью; цена ошибки велика, и поэтому важно контролировать состояние субъекта труда, а не только оборудования и технологических процессов. Изменение продуктивности работы гипотетически объяснялось в 1902 г. выдающимся немецким психиатром Э. Крепелином. Он считал, что одними из главных психофизиологических предпосылок снижения работоспособности человека являются неблагоприятные психофизиологические состояния.

К факторам, негативно воздействующим на организм фельдшера, относятся:

- перенапряжение, связанное с загруженностью работой,

- хроническое психоэмоциональное перенапряжение,

- длительное эмоциональное напряжение, обусловленное ответственностью за выполняемую работу,

- неуверенность в себе,

- агрессивность и невротизм (состояние, отличающееся эмоциональной неустойчивостью, тревогой, низким самоуважением, вегетативными расстройствами),

При этом нарушается координационная функция центральной нервной системы и наступает переутомление, падает производительность труда, растет количество ошибок в работе.

Общение фельдшеров и пациентов представляет частный случай межличностного общения, поэтому ему присущи общие психологические характеристики коммуникации между людьми.

Однако процесс взаимодействия с пациентом не всегда протекает благоприятно. Во взаимоотношениях фельдшера и пациента нередко возникают конфликтные ситуации.

Конфликты между медицинским работником и пациентом разделяют на:

Реалистические конфликты вызваны неудовлетворением требований и ожиданий участников, а также несправедливым, по их мнению, распределением каких-либо обязанностей, преимуществ и направлены на достижение конкретных результатов.

Нереалистические конфликты имеют своей целью открытое выражение накопившихся отрицательных эмоций, обид, враждебности, когда острое конфликтное взаимодействие становится не средством достижения конкретного результата, а самоцелью.

Первый вид конфликта часто связан с несовпадением ожиданий пациента с реальностью. Поводом может служить неправильное представление о должном поведении медицинского персонала, о проведении манипуляций, санитарно-гигиенические условия, нерациональная диагностика, неправильное или необоснованное назначение лекарств. Второй конфликт нередко обусловлен предвзятым отношением пациента к медицинской службе в целом или к отдельному специалисту в частности [6].

- информационная или познавательная,

Разрушительная или деструктивная функция проявляется в негативных последствиях конфликта: неприязни, эмоциональной напряженности, психологических травмах, столкновениях, что так же ведет к утомлению, снижению и замедлению производительности труда, ошибкам, недовольству результатами работы, нетерпеливости и новым конфликтам.

Выводы по статье

Работа фельдшеров относится к числу сложных и напряженных видов трудовой деятельности.

Качество оказания медицинской помощи фельдшерами зависит от их умения работать с людьми, их стрессоустойчивости и способности избегать конфликта.

Агрессивность - это проявление агрессии или готовность её проявить, стимулятором её является страх дефицита ресурсов.

Агрессивное поведение - своеобразный способ психической саморегуляции. Это может быть и самозащита, и ослабление переживания страха, напряжения.

Медработника в повседневном труде сопровождают различные стрессоры и вызываемые ими стрессовые проявления

Общение является важнейшей функцией в работе фельдшеров, поскольку от их умения своевременно и правильно понять пациента, зависит не только сохранение его здоровья человека, но порой, и жизнь.

Утомление фельдшера - это снижение его работоспособности, возникающее в результате выполнения труда большой тяжести, продолжительности и эмоциональной напряженности, и выражающееся в количественном и качественном ухудшении результатов работы.

Литературные источники:

Федеральный закон № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ".

Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 №63-ФЗ (ред. от 28.11.2015).

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 июля 2010 г. №541н г. Москва "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения".

Приказ Министерства здравоохранения России от 29.11.2012 N 982н "Об утверждении условий и порядка выдачи сертификата специалиста медицинским и фармацевтическим работникам, формы и технических требований сертификата специалиста".

Приказ МЗ и СР РФ от 19 марта 2012 г. N 239н "Об утверждении положения о порядке допуска лиц, не завершивших освоение основных образовательных программ высшего медицинского или высшего фармацевтического образования, а также лиц с высшим медицинским или высшим фармацевтическим образованием к осуществлению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности на должностях среднего медицинского или среднего фармацевтического персонала".

Островская И.В. Психология: учебник. - М.: ГОЭТАР - Медиа, 2006. - 400 с.

Щербатых Ю.В. Общая психология. - СПб.: Питер. 2008. - 272 с.: ил. (Серия "Завтра экзамен").

Читайте также: