Верно ли утверждение что после проведения определенных процедур граждане могут привлекаться к работе

Обновлено: 29.04.2024

Аккредитация специалиста — процедура определения соответствия лица, получившего медицинское, фармацевтическое или иное образование, требованиям к осуществлению медицинской деятельности по определенной медицинской специальности либо фармацевтической деятельности.

Кто проводит аккредитацию?

Кто включается в состав аккредитационных комиссий?

Где проводится аккредитация?

Аккредитация специалистов проводится в помещениях образовательных и (или) научных организаций, реализующих программы медицинского (фармацевтического) образования, организационно-техническое оснащение которых обеспечивает возможность оценки соответствия лица, получившего медицинское, фармацевтическое или иное образование, требованиям к осуществлению медицинской деятельности по определенной медицинской специальности либо фармацевтической деятельности и включенных в перечень образовательных и (или) научных организаций, на базе которых проводится аккредитация специалистов в субъекте Российской Федерации.

Какой документ выдается после участия в процедурах аккредитации?

Аккредитуемому, признанному прошедшим или не прошедшим аккредитацию специалиста, выдается выписка из протокола заседания аккредитационной комиссии, содержащая соответствующие решения, которая заверяется, печатью (при наличии) профессиональной некоммерческой организации, представителем которой является председатель аккредитационной комиссии или печатью (при наличии) образовательной и (или) научной организации, в помещениях которой проводилась аккредитация специалиста.

Лицу, впервые признанному прошедшим аккредитацию специалиста, выдается Свидетельство об аккредитации специалиста, которое оформляется Министерством здравоохранения Российской Федерации и подписывается уполномоченным лицом Министерства здравоохранения Российской Федерации.

В дальнейшем сведения о результатах прохождения аккредитации специалиста вносятся в ранее выданное свидетельство об аккредитации специалиста и заверяются подписью председателя аккредитационной комиссии и печатью профессиональной некоммерческой организации, представителем которой является председатель аккредитационной комиссии, или печатью (при наличии) образовательной и (или) научной организации, в помещениях которой проводилась аккредитация специалиста.

Что делать если Вы не согласны с результатом аккредитации?

Аккредитуемый, признанный аккредитационной комиссией не прошедшим аккредитацию специалиста или признанный аккредитационной подкомиссией не прошедшим этап аккредитации специалиста, вправе подать жалобу на соответствующее решение аккредитационной комиссии или аккредитационной подкомиссии в апелляционную комиссию в течение 2 рабочих дней с момента размещения результатов прохождения этапа аккредитации.

Решения аккредитационной комиссии и апелляционной комиссии могут быть обжалованы в Министерство здравоохранения Российской Федерации.

Какие этапы включают различные виды аккредитации?

Первичная аккредитация и первичная специализированная аккредитация лиц, имеющих среднее медицинское или среднее фармацевтическое образование включает следующие этапы:

  1. тестирование;
  2. оценка практических навыков (умений) в симулированных условиях.

Первичная специализированная аккредитация лиц, имеющих высшее медицинское или высшее фармацевтическое образование, включает следующие этапы:

  1. тестирование;
  2. оценка практических навыков (умений) в симулированных условиях и (или) решение ситуационных задач (практико-ориентированный этап).

Периодическая аккредитация включает в себя один этап — оценку портфолио.

Можно ли повторно пройти аккредитацию тем, кто признан не прошедшим этап аккредитации?

Аккредитуемый имеет 3 попытки для прохождения этапа аккредитации.

Аккредитуемый, признанный не прошедшим этап аккредитации специалиста, в целях повторного прохождения этапа аккредитации специалиста представляет в аккредитационную подкомиссию заявление с указанием не пройденного этапа аккредитации специалиста в течение 5 рабочих дней со дня признания его таковым.

Аккредитуемый, признанный не прошедшим аккредитацию специалиста, в целях повторного прохождения аккредитации специалиста представляет в аккредитационную подкомиссию предусмотренные документы, не ранее чем через один месяц со дня признания его таковым.

Срок действия документа об аккредитации?

Свидетельство об аккредитации специалиста действует в течение 5 лет с даты подписания протокола заседания аккредитационной комиссии, содержащего решение аккредитационной комиссии о признании лица прошедшим аккредитацию специалиста.

Где фиксируются данные о прохождении специалистом аккредитации?

Сведения о лицах, признанных прошедшими аккредитацию специалиста, вносятся в Федеральный регистр медицинских работников.

В 2021 году я получил(а) медицинское (фармацевтическое) образование, но аккредитацию специалиста не прошел(ла), теперь работодатель требует пройти аккредитацию специалиста, мне ее обязательно проходить?

После 01.01.2022 все лица, получившие медицинское и (или) фармацевтическое образование в 2021 году и не прошедшие аккредитацию специалиста, подлежат прохождению аккредитации специалиста по соответствующей специальности в порядке, предусмотренном Положением об аккредитации специалистов, утвержденным приказом Минздрава России от 02.06.2016 № 334н.

Где и как пройти процедуру аккредитации специалиста?

Проведение процедуры аккредитации специалистов регламентируется Положением об аккредитации специалистов, утвержденным приказом Минздрава России от 02.06.2016 № 334н (далее – Положение).

В соответствии с Положением Вы можете подать заявление о прохождении аккредитации специалиста в любую из аккредитационных подкомиссий, сформированных по Вашей специальности.

Я учусь в ординатуре, после специалитета не проходил(а) первичную аккредитацию, мне обязательно проходить первичную аккредитацию? Я могу сразу пройти первичную специализированную аккредитацию?

В соответствии с приказом Минздрава России от 22.12.2017 № 1043н аккредитации специалистов подлежат все лица, не прошедшие аккредитацию специалиста.

Необходимо отметить, что в соответствии с действующим законодательством процедура аккредитации специалиста носит заявительный характер.

Таким образом, если Вы планируете осуществлять профессиональную деятельность по специальности сразу после окончания вуза, необходимо пройти первичную аккредитацию специалиста.

Я получил(а) образование в иностранном государстве, как я могу осуществлять медицинскую или фармацевтическую деятельность на территории Российской Федерации?

В 2021 году действует особый порядок допуска к осуществлению профессиональной деятельности на территории Российской Федерации лиц, получивших медицинское или фармацевтическое образование в иностранном государстве, который регламентирован постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 440.

Так, лица, получившие медицинское или фармацевтическое образование в иностранном государстве, допускаются к осуществлению профессиональной деятельности, при соблюдении следующих условий:

  • наличия документов об образовании и (или) квалификации, при условии признания Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки иностранного образования и (или) иностранной квалификации;
  • успешной сдачи специального экзамена в порядке, установленном Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения;
  • наличия сертификата о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации.

Таким образом, для получения допуска к осуществлению профессиональной деятельности, Вам необходимо обратиться в Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки для признания образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве, после чего представить в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения заявление и необходимые документы для сдачи специального экзамена.

В случае успешной сдачи специального экзамена, Вам будет выдан протокол, дающий право на осуществление медицинской или фармацевтической деятельности на территории Российской Федерации.

Обращаем внимание, что с 01.01.2022 для того, чтобы продолжить осуществление профессиональной деятельности на территории Российской Федерации, Вам необходимо пройти первичную специализированную аккредитацию специалиста.

Постановление № 440 действует до 31.12.2021, в связи с чем, после истечения срока действия указанного постановления лица, получившие медицинское или фармацевтическое образование в иностранном государстве, подлежат аккредитации специалистов.

Я получил(а) высшее образование (уровень специалитета) в Российской Федерации, но обучение в ординатуре (интернатуре) и (или) профессиональную переподготовку прошел(ла) в иностранном государстве, что мне делать для того, чтобы работать в Российской Федерации?

Если Вы планируете осуществлять профессиональную деятельность по специальности, полученной в Российской Федерации, Вам необходимо пройти первичную аккредитацию специалиста.

Если Вы планируете осуществлять профессиональную деятельность по специальности, полученной в иностранном государстве, Вам необходимо обратиться в Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки для признания образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве, после чего представить в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения заявление и необходимые документы для сдачи специального экзамена.

В случае успешной сдачи специального экзамена, Вам будет выдан протокол, дающий право на осуществление медицинской или фармацевтической деятельности на территории Российской Федерации.

Обращаем внимание, что с 01.01.2022 для того, чтобы продолжить осуществление профессиональной деятельности на территории Российской Федерации, Вам необходимо пройти первичную специализированную аккредитацию специалиста.

Я получил(а) образование в Республике Беларусь и хочу работать в Российской Федерации. Что делать?

Разрешение Росздравнадзора о допуске к профессиональной деятельности на территории Российской Федерации обладателям документов Республики Беларусь об уровне образования и (или) квалификации не требуется.

Для осуществления профессиональной деятельности по специальности, Вам необходимо пройти аккредитацию специалиста.

Следует отметить, что для допуска к осуществлению профессиональной деятельности специалист должен соответствовать квалификационным требованиям к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием или квалификационным требованиям к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием, которые утверждены приказами Министерства здравоохранения Российской Федерации от 08.10.2015 № 707н и от 10.02.2016 № 83н соответственно.

Срок действия моего сертификата специалиста закончился, как мне работать?

В 2021 году в срок действия Вашего сертификата специалиста продлевается на 12 месяцев.

Вместе с тем рекомендуем пройти периодическую аккредитацию специалиста в упрощенных условиях, установленных приказом Минздрава России от 02.02.2021 № 40н.

Прошел(ла) процедуру аккредитации, но свидетельство об аккредитации специалиста не выдали, что делать?

Фактом завершения процедуры аккредитации специалиста с признанием его успешно прошедшим данную процедуру и, как cледствие, получением права на осуществление профессиональной деятельности является решение аккредитационной комиссии, зафиксированное в итоговом протоколе.

Кроме того, предусмотрен еще один механизм подтверждения факта успешного прохождения процедуры аккредитации специалиста – выдача в течение трех дней выписки из итогового протокола.

В связи с изложенным в настоящее время Вы можете осуществлять медицинскую или фармацевтическую деятельность в случае успешного прохождения в 2021 году процедуры первичной и первичной специализированной аккредитации специалистов при наличии выписки из итогового протокола.

Прошел(ла) аккредитацию специалиста, но у меня уже есть свидетельство об аккредитации специалиста. Как внести вторую запись об аккредитации?

Вторая и последующая запись в ранее выданное свидетельство об аккредитации специалиста осуществляется секретарем аккредитационной комиссии рукописным способом и заверяется подписью председателя аккредитационной комиссии и печатью профессиональной некоммерческой организации или печатью (при наличии) образовательной и/или научной организации.

Таким образом, внесение записи в ранее выданные свидетельства об аккредитации специалиста осуществляется аккредитационной комиссией образовательной и/или научной организации, на базе которой Вы прошли аккредитацию

В выданном свидетельстве об аккредитации специалиста допущена ошибка. Что мне делать?

Для решения вопроса о замене свидетельства об аккредитации специалиста Вам необходимо предоставить в адрес Департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России (127994, ГСП-4, г. Москва, Рахмановский пер., д. 3 – почтой или лично) следующие документы:

  • заявление в свободной форме о предоставлении свидетельства об аккредитации специалиста (с указанием причины замены cвидетельства об аккредитации специалиста, способа получения и точного почтового адреса в случае его получения по почте ценным отправлением с уведомлением о вручении, а также контактным номером (мобильного) телефона);
  • копию документа, удостоверяющего личность;
  • копию документов о высшем образовании и о квалификации (с приложениями) или о среднем профессиональном образовании
    (с приложениями) или выписка из протокола заседания государственной экзаменационной комиссии;
  • копию выписки из протокола заседания аккредитационной комиссии;
  • копию страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования (при наличии);
  • испорченный бланк свидетельства об аккредитации специалиста.

Потерял(а) или испортил(а) свидетельство об аккредитации специалиста. Что делать?

Для решения вопроса о выдаче дубликата свидетельства об аккредитации специалиста Вам необходимо представить в адрес Департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России (127994, ГСП-4, г. Москва, Рахмановский пер., д. 3 – почтой или лично) заявление в свободной форме о выдаче дубликата свидетельства об аккредитации специалиста, в котором указываются:

  • фамилия, имя, отчество (при наличии) лица, получившего свидетельство об аккредитации специалиста;
  • обстоятельства утраты или порчи свидетельства об аккредитации специалиста;
  • способ получение дубликата свидетельства об аккредитации (лично в Минздраве России либо почтовым отправлением (в указанном случае указывается Ваш точный почтовый адрес с индексом).

Также к заявлению прикладывается:

  • копия документа, удостоверяющего личность;
  • копии документов о высшем образовании и о квалификации (с приложениями) или о среднем профессиональном образовании (с приложениями) или выписка из протокола заседания государственной экзаменационной комиссии;
  • копия выписки из протокола заседания аккредитационной комиссии;
  • копия страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования (при наличии);
  • контактный номер (мобильного) телефона;
  • испорченный бланк свидетельства об аккредитации специалиста (в случае его порчи (повреждении).

Я сменил(а) фамилию в связи с вступлением в брак, мне надо менять свидетельство об аккредитации специалиста?

Выдача дубликата свидетельства об аккредитации специалиста лицу, сменившему фамилию в связи с вступлением в брак, не предусмотрена.

Свидетельство об аккредитации специалиста или сертификат специалиста являются документами об образовании и (или) квалификации?

Сертификат специалиста и свидетельство об аккредитации специалиста не являются документами об образовании и (или) квалификации.

Я являюсь руководителем образовательной или научной организации, желающей выступать площадкой для проведения аккредитации специалистов. Что делать?

Руководитель образовательной и (или) научной организации в целях проведения аккредитации специалистов направляет в аккредитационную комиссию заявку о включении образовательной и (или) научной организации в перечень образовательных и (или) научных организаций, на базе которых проводится аккредитация специалистов в субъекте Российской Федерации.

По результатам проведенной оценки председателем аккредитационной комиссии будет принято решение о включении (не включении) образовательной и (или) научной организации в перечень образовательных и (или) научных организаций, на базе которых проводится аккредитация специалистов в субъекте Российской Федерации.

Я являюсь руководителем образовательной или научной организации, которая выступает площадкой для проведения аккредитации специалистов. В указанной образовательной или научной организации произошла реорганизация (слияние, преобразование, присоединение) или смена наименования. Что делать?

Информационное обеспечение в сфере здравоохранения осуществляется посредством создания, развития и эксплуатации федеральных государственных информационных систем в сфере здравоохранения, информационных систем в сфере здравоохранения Федерального фонда обязательного медицинского страхования и территориальных фондов обязательного медицинского страхования, государственных информационных систем в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации, медицинских информационных систем медицинских организаций, информационных систем фармацевтических организаций (далее – ЕГИСЗ).

В случае структурного преобразования образовательной организации с целью актуализации сведений в информационной системе аккредитации специалистов необходимо:

Большинство организаций и предприятий отменили режим удаленной работы и вернулись к привычному образу жизни. Однако коронавирус продолжает распространяться, и заражение им часто происходит на работе. Поэтому работодателям до сих пор надо соблюдать рекомендации Роспотребнадзора по мерам профилактики коронавирусной инфекции. Что это за меры и что делать работодателям в случае выявления коронавируса у работников, расскажем в данной консультации.

Профилактические действия работодателя

Согласно Рекомендациям действия работодателей в целях профилактики заболевания работников коронавирусом имеют три направления:

1. Предотвращение заноса инфекции в организацию.

Для этого рекомендуется осуществлять:

организация при входе на предприятие мест обработки рук кожными антисептиками, предназначенными для этих целей;

ограничение доступа в организацию лиц, не связанных с его деятельностью, за исключением работ, связанных с производственными процессами (ремонт и обслуживание технологического оборудования);

организация работы курьерской службы и прием корреспонденции бесконтактным способом (выделение специальных мест и устройств приема корреспонденции).

2. Принятие мер по недопущению распространения инфекции в коллективе.

К таким мерам относится:

ограничение контактов между отделами, не связанными общими задачами и производственными процессами. Разделение коллектива путем размещения сотрудников на разных этажах, в отдельных кабинетах, организации работы в несколько смен;

ограничение перемещения работников в обеденный перерыв и во время перерывов на отдых (выхода за территорию организации, перемещений на другие участки, в отделы, помещения, не связанных с выполнением прямых должностных обязанностей);

в случае необходимости выделение сотрудников для перемещения материалов и документов между отделами и обеспечение их средствами защиты органов дыхания и перчатками;

внедрение электронного взаимодействия, а также использование телефонной связи для передачи информации;

прекращение проведения любых массовых мероприятий в организации, запрет на участие работников в мероприятиях других коллективов;

установление посещения столовой в строго определенное время по утвержденному графику (при централизованном питании работников);

установление запрета приема пищи на рабочих местах, выделение для этого специально отведенной комнаты или части помещения с оборудованной раковиной для мытья рук и дозатором для обработки рук кожным антисептиком (при отсутствии столовой);

оборудование умывальников для мытья рук с мылом и дозаторов для обработки рук кожными антисептиками в местах общественного пользования;

обеспечение работников, контактирующих при работе с посетителями, запасом одноразовых масок (из расчета 1 маска на 3 часа смены) и дезинфицирующих салфеток, кожных антисептиков для обработки рук, дезинфицирующих средств;

проведение ежедневной (ежесменной) влажной уборки служебных помещений и мест общественного пользования (комнаты приема пищи, отдыха, туалетных комнат) с применением дезинфицирующих средств вирулицидного действия. Дезинфекция с кратностью обработки каждые 2 – 4 часа всех контактных поверхностей – дверных ручек, выключателей, поручней, перил, поверхностей столов, спинок стульев, оргтехники;

обеспечение не менее чем 5-дневного запаса моющих и дезинфицирующих средств, средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы), перчаток;

применение в помещениях с постоянным нахождением работников бактерицидных облучателей воздуха рециркуляторного типа;

регулярное проветривание (каждые 2 часа) рабочих помещений;

усиленный контроль применения работниками СИЗ от воздействия вредных производственных факторов.

К сведению: работа столовых должна быть организована в соответствии с рекомендациями по проведению профилактических и дезинфекционных мероприятий по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции в организациях общественного питания.

3. Другие организационные мероприятия по предотвращению распространения инфекции.

информирование работников о необходимости соблюдения мер профилактики, правил личной и общественной гигиены – режима регулярного мытья рук с мылом или обработки кожными антисептиками в течение всего рабочего дня, после каждого посещения туалета, перед каждым приемом пищи;

ограничение направления сотрудников в командировки;

временное отстранение от работы или перевод на дистанционную работу лиц из групп риска (старше 65 лет, имеющие хронические заболевания, сниженный иммунитет, беременные), обеспечение им режима самоизоляции в период высокого уровня заболеваемости коронавирусной инфекцией;

организация в течение рабочего дня осмотров работников на признаки респираторных заболеваний с термометрией (при наличии в организации медперсонала);

недопущение без актуальных результатов медицинских осмотров работников, для которых осмотры обязательны (работники организаций пищевой промышленности, общественного питания, бытового обслуживания, водопроводных сооружений, образовательных организаций).

Действия работодателя, если у работника появились симптомы заболевания

Напомним, что симптомами заболевания, вызванного новым коронавирусом COVID-2019, являются:

чихание, кашель и заложенность носа;

боли в мышцах и в груди;

головная боль и слабость;

реже возможна тошнота, рвота и (или) диарея.

Симптомы заражения коронавирусной инфекцией могут проявиться в течение 14 дней после контакта с больным человеком. При этом симптомы схожи со многими респираторными заболеваниями и часто имитируют обычную простуду или грипп.

Если же симптомы заболевания ярко выражены, необходимо незамедлительно обеспечить изоляцию работника в отдельное помещение и ограничить возможность контакта изолированного работника с другими сотрудниками.

Сотруднику, который обнаружил заболевшего, нужно сообщить об этом факте руководителю его структурного подразделения, начальнику отдела кадров, на горячую линию или в иные государственные структуры в соответствии с предписаниями региональных властей и вызвать скорую помощь. После приезда скорой помощи информацию о результатах осмотра медработником заболевшего также нужно передать перечисленным выше лицам.

Руководителю подразделения надо провести осмотр и опросить других работников на предмет ухудшения состояния здоровья. В местах, где пребывал больной, нужно произвести дезинфекцию и проветрить помещение. В течение 14 дней работодатель должен обеспечивать постоянный контроль состояния здоровья работников с обязательным проведением контроля температуры тела работников перед началом рабочей смены и в ходе рабочего дня.

Действия работодателя, если работник заболел

Если заболевший работник остается дома, ему постановлением главного санитарного врача предписывается соблюдать самоизоляцию на 14 дней и выдается листок временной нетрудоспособности по болезни. При этом, если болезнь протекает в легкой форме, работник может отказаться оформлять больничный лист и по соглашению с работодателем может работать дистанционно.

Действия работодателя зависят от того, как работал заболевший. Если он посещал офис, работодателю нужно выявить круг всех сотрудников, с которыми заболевший контактировал.

Постановлением Минздрава РФ от 10.04.2020 № 36 определены критерии отнесения граждан к лицам, имеющим контакты первого и второго уровня с заболевшими COVID-19. Так, сотрудники, работающие в одном помещении с заболевшим, относятся к контактам первого уровня. К контактам второго уровня относятся лица, имевшие возможный контакт с лицом, инфицированным COVID-19, в течение последних 14 календарных дней с даты последнего контакта до получения положительного результата лабораторного обследования лица, инфицированного COVID-19.

По информации ВОЗ от 17.03.2020, контактным лицом является сотрудник, который до 14 дней после появления симптомов у больного контактировал лицом к лицу с больным в пределах 1 м и в течение больше 15 минут находился с ним в закрытой среде, в том числе совместно использовал рабочее место.

К сведению: коллеги, которые заходили к заболевшему из других кабинетов по какому-либо вопросу и при этом находились в масках, контактными не считаются.

Кроме этого, предписанием центра гигиены и эпидемиологии устанавливается срок проведения ежедневных дезинфекций в организации. Если в течение данного срока больных больше не будет выявлено, работодатель должен организовать заключительную дезинфекцию. Ее должны провести специализированные организации, список которых можно получить в центре гигиены. О проделанной работе работодателю нужно будет отчитаться в установленный срок.

К сведению: работодатель может за счет собственных средств оплачивать тестирование сотрудников на COVID-19 и учитывать эти траты при налогообложении прибыли (Письмо Минфина РФ от 23.06.2020 № 03-03-10/54288). В некоторых регионах действует требование о таком тестировании. Перечень медицинских организаций, которые могут проводить эти исследования, размещен на сайте Роспотребнадзора. В указанных целях работодателю нужно издать приказ о проведении тестирования на COVID-19 и ознакомить с ним под подпись всех работников.

Действия работодателя, если сотрудники отказываются покидать работу

Возможна такая ситуация: работник с признаками коронавирусной инфекции или сотрудники, контактировавшие с заболевшим, не хотят покидать работу и уходить на самоизоляцию. В таких случаях работодателю в первую очередь нужно им напомнить об уголовной ответственности по ст. 236 УК РФ, которая может наступить, если при подтвержденном заболевании коронавирусом работник заразит других сотрудников с тяжелыми последствиями.

Если это не подействует, названных лиц придется отстранить. Случаи отстранения от работы установлены ст. 76 ТК РФ. Такого основания, как контакт с заболевшим коронавирусом работником, в ней нет. Но в качестве одного из оснований в ст. 76 ТК РФ указано требование органов или должностных лиц, уполномоченных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Таким образом, если работники, контактировавшие с заболевшим коронавирусом, отказываются покидать работу, их можно отстранить. Отстранение оформляется приказом работодателя, с которым нужно ознакомить работников под подпись. В случае отказа от подписания нужно составить соответствующий акт.

После отстранения работников работодатель также должен соблюсти все меры безопасности: проветрить помещения и провести дезинфекцию.

Ответственность за невыполнение требований Роспотребнадзора

Поскольку Рекомендации Роспотребнадзора нормативными актами не являются, ответственность за их несоблюдение не наступит. Однако она может наступить за невыполнение санитарно-эпидемиологических правил по профилактике коронавируса. Например, за неисполнение постановления главного санитарного врача или предписания, которое выдал организации санитарный инспектор, виновного могут привлечь к административной или уголовной ответственности.

Так, согласно ст. 6.3 КоАП РФ нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, непроведении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет пре­дупреждение или наложение административного штрафа:

на граждан – в размере от 100 до 500 руб.;

на должностных лиц – от 500 до 1 000 руб.;

на юридических лиц – от 10 000 до 20 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Если нарушение этих правил совершено в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина) либо в установленный срок не выполнено выданное в указанные периоды законное предписание (постановление) или требование органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, накажут штрафом:

граждан – на 15 000 – 40 000 руб.;

должностных лиц – на 50 000 – 150 000 руб.;

юридических лиц – на 200 000 – 500 000 руб.

Деятельность организации также может быть приостановлена на срок до 90 суток.

Если в результате действий (бездействия) должностного лица или работодателя был причинен вред здоровью или произошла смерть человека, должностные лица будут оштрафованы на сумму от 300 000 до 500 000 руб. либо дисквалифицированы на срок от 1 до 3 лет, а организация штрафуется на сумму от 500 000 до 1 000 000 руб. или производится административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Если в результате нарушения произошло массовое заболевание либо возникла угроза такого заболевания, то уже возможна уголовная ответственность. Виновному грозит одно из нескольких наказаний (ч. 1 ст. 236 УК РФ):

штраф от 500 000 до 700 000 руб. либо в размере зарплаты виновного от 1 года до 18 месяцев;

лишение права заниматься определенной деятельностью или занимать определенную должность на срок от 1 года до 3 лет;

ограничение свободы до 2 лет;

принудительные работы до 2 лет;

лишение свободы до 2 лет.

Если в результате уголовного преступления погиб человек, виновному грозит (ч. 2 ст. 236 УК РФ):

штраф от 1 000 000 до 2 000 000 руб. либо в размере зарплаты виновного от 1 года до 3 лет;

ограничение свободы от 2 до 4 лет;

принудительные работы от 3 до 5 лет;

лишение свободы от 3 до 5 лет.

Если погибли двое или более человек, то виновному грозят (ч. 3 ст. 236 УК РФ):

Информированное добровольное согласие и отказ от медицинского вмешательства. Основные аспекты.

  • о целях и методах оказания медицинской помощи;
  • о риске, связанном с оказанием медицинской помощи; о возможных вариантах медицинского вмешательства;
  • о последствиях проведенного медицинского вмешательства;
  • о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи.

ИДС должно быть заверено подписью пациента, врача, проставлена дата подписания документа.

В отношении несовершеннолетних и недееспособных при подписании ИДС действуют определенные ограничения. Так, несовершеннолетние, только достигнув возраста старше 15 лет, получают право самостоятельно подписывать информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство. В некоторых случаях согласие на медицинское вмешательство могут подписывать только лица, достигшие полного совершеннолетия (возраста 18 лет), например, согласие на любые медицинские процедуры для донорских целей. В остальных случаях такое согласие должен подписать один из родителей или иной законный представитель.

Часто врачи задаются вопросом, что делать, если пациент отказывается от какого-либо медицинского вмешательства. В подобных случаях необходимо оформить еще один значимый документ – отказ от медицинского вмешательства. Этот важнейший документ защитит врача или медицинскую организацию в случае претензий со стороны пациента. Здесь очень важно то, что пациенту или его законному представителю в доступной для него форме должны быть разъяснены возможные последствия отказа – пациент или его законный представитель должны понимать те риски, которые будут связаны с тем, что медицинское вмешательство не будет реализовано. Отказ от медицинского вмешательства должен быть документально зафиксирован. В нем должно быть четко указан тот вид медицинского вмешательства, от которого пациент отказывается, и то, что пациент получил понятные разъяснения о последствиях отказа.

Нередко возникают проблемы при оказании медицинской помощи детям или нетрудоспособным, если родители или законные представители пишут отказ от оказания медицинской помощи, а врачи уверены, что такая помощь необходима. Тогда для защиты интересов пациентов, несмотря на отказ родителей или законного представителя, медицинская организация может обратиться в суд, и, получив разрешение суда, все же выполнить медицинское вмешательство. Подобные ситуации требуют правильного документального сопровождения. В медицинской организации необходимо иметь локальные акты, которые предоставляют возможность обращения в суд для защиты интересов того лица, которому требуется медицинская помощь.

Важно понимать, что информированное согласие требуется не только при проведении операций, но и при получении первичной медико-санитарной помощи. Существует Приказ Минздрава, который содержит установленную форму информированного согласия, которая должна быть подписана пациентом. Если такая форма не подписана, подписана иная или неполная форма информированного согласия, то Росздравнадзор при проведении проверок, признает это нарушением, а медицинская организация может быть оштрафована.

Развитие электронного документооборота в медицинских организациях привело к тому, что в законе в главе о добровольном информированном согласии появилось нововведение, которое говорит о том, что ИДС на медицинское вмешательство или на отказ от него, могут быть оформлены как в виде бумажного документа, так и в виде электронного документа, закрепленного квалифицированной электронной подписью или простой электронной подписью. Уже сегодня необходимо учитывать, что если пациент обладает возможностью подписать документ электронной подписью, но не может этого сделать поскольку такой возможности нет у самой медицинской организации и на этом основании медицинская организация отказывает ему в медицинских услугах, то пациент может подать жалобу на медицинскую организацию.

Для научных исследований, для экспериментов, которые проводятся с участием пациентов, необходимо разрабатывать и подписывать у пациентов формы добровольного информированного согласия, которые будут испрашивать согласия пациента на участие в научном эксперименте. Пациента также необходимо предупреждать и согласовывать с ним использование его биометрических, персональных и медицинских данных для публикации в статей в медицинских журналах. Если необходимы фотографии пациента до лечения и после лечения, то на это тоже необходимо получить согласие. Добровольное информированное согласие требуется на сбор биоматериала для биобанков, молекулярно-генетических и иных видов передовых исследований.

Медицинское вмешательство без информированного добровольного согласия

Медицинское вмешательство, которое может быть оказано без согласия гражданина, одного из родителей или иного законного представителя перечислены в пункте 9 статьи 20 Федерального закона №323-ФЗ.

Во-первых, медицинское вмешательство без получения ИДС возможно, если оно необходимо по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни человека, и если состояние пациента не позволяет выразить свою волю или отсутствуют законные представители. Это весьма распространенная практика, например, при различных ДТП, когда человек попадает в больницу, находясь без сознания. И хотя нигде в законах и нормативных актах не написано, что необходимо получить такое согласие, когда пациент придет в сознание, все же, медицинским организациям желательно дать пациенту возможность подписать добровольное информированное согласие на все последующие медицинские вмешательства, когда он сможет осознать свои действия и подписать документы. Если экстренная помощь была оказана несовершеннолетнему, или недееспособному, то при первой же возможности добровольные информированные согласия должны быть подписаны родителями или законными представителями.

Во-вторых, допускается медицинское вмешательство без подписания информированного добровольного информированного согласия, если человек социально-опасен, страдает тяжелыми психологическими расстройствами, в отношении преступников и при проведении судебно-медицинской экспертизы. Кроме того, оно возможно при оказании паллиативной помощи, но только в том случае, если больной не в состоянии выразить свою волю, а его законный представитель отсутствует.

. Данные решения могут приниматься консилиумом врачей, врачебной комиссией, в случае, если собрать консилиум невозможно, - непосредственно лечащим (дежурным) врачом. В отдельных случаях, например, когда речь идет о преступниках, такие решения могу приниматься судом. Все решения необходимо внести в медицинскую документацию пациента и уведомить о них должностных лиц медицинской организации, гражданина, в отношении которого проведено медицинское вмешательство, одного из родителей или иного законного представителя. В документах должен быть отражен и сам факт принятия решения, и хронология событий и все сопутствующие обстоятельства. Эти документы будут приобщены к материалам дела в случае, если пациент пациента или его законный представитель обратятся с иском в суд или с жалобой в правоохранительные органы.

Процедура информированного добровольного согласия

Информированное добровольное согласие – это не просто документ, это процедура или процесс, который состоит из нескольких этапов.

Первый этап – информирование пациента и предоставление ему возможности задать вопросы, получить консультации. Необходимо предоставить пациенту или его законному представителю максимально полную информацию о целях медицинского вмешательств, рисках, возможностях и т.п.

Во-вторых, необходимо дать пациенту возможность обсудить предстоящее медицинское вмешательство со значимыми для него людьми: членами семьи, юристами, семейным врачом и т.п.

В-третьих, процедура включает в себя осознание действий –пациент должен быть дееспособным и осознавать, что именно ему предлагается. Наконец, важный аспект – добровольность принятия решения, на пациента не должно быть оказано никакого давления при принятии решения.

Само информированное согласие в своем материальном воплощении должно состоять из двух частей. Первая – информация, которая предлагается пациенту для ознакомления. Желательно оформить ее на бумажном носителе, так как в случае конфликтной ситуации, будет проще доказать, что информация была предоставлена. Вторая – форма информированного согласия, которую пациент подписывает и тем самым подтверждает, что у него была возможность получить информацию, что он осознает предоставленную ему информацию, и удостоверяет свое желание и возможность для дальнейшего медицинского вмешательства или же отказывается от него.

В медицинской организации должны быть оформлены акты виде приказов, которые включают все виды информированного согласия, закрепленные приказами Минздрава. Часто возникает вопрос о том, нужно ли вводить в медучреждении дополнительные виды добровольного информированного согласия, которые разработаны в самой медицинской организации и не которые не предусмотрены стандартными приказами. Дополнительные виды информированного согласия вводить можно и нужно. Они помогут оказывать качественную медицинскую помощь и одновременно защитят медицинских работников от необоснованных претензий. Например, часто клиники расценивают процедуру магнитно-резонансной томографии как рутинную, не требующую информированного добровольного согласия. Однако модные тенденции привели к увеличению числа пациентов с татуировками. Краски для тату изготовлены на основе элементов железа и при проведении процедур магнитно-резонансной томографии могут возникать нежелательные явления, связанные с реакцией на эти элементы. Медицинские организации, которые разработали дополнительные формы информированного согласия, предупреждают пациентов с тату о том, что они имеют противопоказания для данной процедуры. Наличие такого вида согласия позволяет снизить правовые риски медицинской организации и ущерб, который может быть нанесен пациенту – взамен ему может быть предложена другая диагностическая процедура.

Также необходимы приказы об оформлении отказов от медицинского вмешательства, содержащие информацию, каким образом получать отказ от пациента, описание процедуры оформления документов в случаях, когда если пациент отказывается подписывать отказ от медицинского вмешательства. С этими документами должны быть ознакомлены все сотрудники, так как они помогут им совершать правильные действия и избежать привлечения к ответственности. Один из примеров – в педиатрическом стационаре один из родителей несовершеннолетнего отказался от оказания медицинской помощи и отказался поставить свою подпись, что он от помощи отказывается. В медицинском учреждении была приказом была закреплена процедура – производство видеосъемки и возможность воспроизведения ситуации в видеорежиме. Таким образом, если бы у ребенка наступило ухудшение состояния или, летальный исход, то с помощью видеозаписи можно было доказать, что медицинская организация приняла все возможные меры для того, чтобы объяснить родителям степень риска при отказе от медицинского вмешательства.

Формы имеют значение

Сегодня медицинские организации сталкиваются с огромным числом проверок со стороны различных надзорных органов. Оценка работы врачей и медицинского учреждения основывается на анализе медицинской документации. В частности, при проведении государственного контроля качества безопасности медицинской деятельности Росздравнадзор выявляет большое число нарушений, связанных с подписанием формы информированного согласия. Часто информированное согласие либо вообще не подписано, либо подписано ИДС, которое не соответствует сути медицинского вмешательства, форме участия медицинской организации, или виду помощи, которая оказывается, порой отсутствует подпись законного представителя для несовершеннолетнего пациента и тд..

Информированное добровольное согласие – это документальный след взаимоотношений врач-пациент. И сегодняшние реалии таковы, что правильно составленная документация – это мощный инструмент для защиты врача и медицинской организации при конфликтах.

ЕЩЕ РАЗ О НОРМАТИВНОМ ОБОСНОВАНИИ

Компетентные ведомства уже выпустили письма, в которых нормами из разных нормативных правовых актов (НПА) обосновали законность отстранения от работы невакцинированных работников в некоторых сферах деятельности. Основные выводы содержатся:

• в письме Роструда от 13.07.2021 № 1811-ТЗ (далее — письмо Роструда № 1811-ТЗ);

Если кратко, то логика следующая:

Такая цепочка актов, на первый взгляд, кажется вполне логичной. Но юристы, разбираясь в хитросплетениях законодательных норм, видят в этой логике большую брешь. Непонимание вызывают три момента:


Почему, ссылаясь на п. 2 ст. 5 Федерального закона № 157-ФЗ, чиновники предпочли процитировать только часть нормы?

Ведь кроме фразы об отстранении[1] в этом же пункте есть продолжение:

Извлечение из Федерального закона № 157-ФЗ

Статья 5. Права и обязанности граждан при осуществлении иммунопрофилактики

2. Отсутствие профилактических прививок влечет:

Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

То есть под действие нормы об отстранении попадают далеко не все, а только лица, которые выполняют работы, связанные с высоким риском заболевания инфекционными болезнями. И эти работы указаны в специальном Перечне[2], в котором нет ни продавцов, ни электриков, ни дворников.


Почему обязанность требовать у работника отказ от вакцинации переложена на работодателя?

Никакой закон, в т. ч. Трудовой кодекс РФ, такой обязанности не устанавливает. Вакцинация является одним из видов медицинского вмешательства[5], поэтому провести ее можно только с согласия гражданина[6].

Граждане имеют право отказаться от профилактических прививок[7]. Отказ от проведения медицинского вмешательства, в т. ч. профилактических прививок, оформляется в письменной форме[8]. Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство, как и отказ от такового — это медицинский документ, который подписывает не только пациент, но и врач[9].

Поэтому работник не обязан предоставлять письменный отказ от вакцинации работодателю — только врачу. Работодатель может лишь попросить его это сделать.


Почему работодатель должен принимать решение об отстранении?

В числе полномочий главных государственных санитарных врачей указаны[10] их права выносить мотивированные постановления:

• о временном отстранении от работы лиц, которые являются носителями возбудителей инфекционных заболеваний и могут являться источниками распространения инфекционных заболеваний в связи с особенностями выполняемых ими работ или производства;

• проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям.

В изданных на сегодняшний день постановлениях главные санитарные врачи регионов воспользовались только одним правом: обязали работодателей организовать проведение профилактических прививок от коронавируса по эпидемическим показаниям.

Другим правом они не воспользовались. В постановлениях нет прямого указания на отстранение работников, отказавшихся от обязательной вакцинации против COVID-19. Поэтому законность отстранения работников от работы до момента внесения соответствующего пункта в Постановление Главного санитарного врача вызывает сомнение.

Тем не менее вышестоящие инстанции и контролирующие органы заставляют руководителей компаний под страхом наказания (санкции по ст. 6.3 КоАП РФ) отстранять непривитых работников от работы.

Расскажем, как сделать это максимально корректно.

КОГО ИЗ РАБОТНИКОВ ОТСТРАНЯТЬ

Прежде всего разберемся с процентами. В постановлениях главных санитарных врачей субъектов РФ указан конкретный процент работников компаний, для которых нужно обеспечить вакцинацию. Чаще это 60 %, но можно встретить 65 % (Санкт-Петербург), 70 % (Якутия), 80 % (Ленинградская область) и даже 90 % (Чеченская Республика). В некоторых регионах санитарные врачи вообще не указали этот процент (Дагестан, Волгоградская область), вероятно, имея в виду, что вакцинироваться должны все работники (т. е. 100 %).

В Совместных разъяснениях чиновники показали, как рассчитывать процент уже вакцинированных работников. Используя эту информацию, выведем формулу для определения количества работников, которым необходимо сделать прививку (для 60 %):

Формула для определения колическтва работников для вакцинации

Кого можно отнести к оставшимся 40 %? Эту информацию также можно почерпнуть из Совместных разъяснений. Чиновники считают: чтобы стабилизировать ситуацию с заболеваемостью COVID-19, необходимо обеспечить коллективный иммунитет на уровне не менее 80 % от списочного состава работников. Распределение должно быть следующим:

Процентное соотношение для отстранения

То есть в 40 % (те, у кого может отсутствовать сертификат о вакцинации) можно включить работников, указанных в правом столбце таблицы. Если таковых нет или набирается менее 40 %, в список на вакцинацию можно не включать работников, которые не контактируют с людьми напрямую, не подвергаются большому риску заражения и не станут причиной распространения инфекции (например, работающие дистанционно и на дому). Работодателю дано право самостоятельно определить, кто войдет в список работников, подлежащих вакцинации.

Обязательно ли отстранять от работы работников, отказавшихся от прививки, если план в 60 % вакцинированных уже выполнен?

Роспотребнадзор по г. Москве считает, что работники, попавшие в 40 % от общего штата работников подразделений, расположенных в городе Москве, не вакцинированные по различным причинам, допускаются к работе по усмотрению работодателя[11].

В разъяснениях на сайте мэра г. Москвы[13] читаем: «При осуществлении контроля исполнения работодателями постановления Главного государственного санитарного врача будет оцениваться только соблюдение требования о вакцинации установленного количества — не менее 60 процентов от общей численности.

ОТСТРАНЕНИЕ РАБОТНИКА ОТ РАБОТЫ

Процедура отстранения

Процедура отстранения запускается, если выполняются следующие условия:

Процедура отстранения

Трудовой кодекс РФ не регламентирует процедуру отстранения от работы. На практике применяется следующий порядок действий:

Кто вправе отстранить работника от работы?

Кто подписывает приказ об отстранении: руководитель организации или это может сделать руководитель подразделения?

Ответ на этот вопрос следует искать в должностных инструкциях, других локальных нормативных актах или трудовых договорах с руководителями подразделений: если в каком-либо из документов зафиксировано их право отстранять подчиненных от работы, эти должностные лица вправе издать соответствующие распоряжения.

В противном случае издавать приказ об отстранении вправе только руководитель организации.

Докладная записка

Но зафиксировать факт непредоставления работником сертификата о вакцинации или документов о противопоказаниях в акте или служебной (докладной) записке (пример 1) вправе руководитель структурного подразделения или начальник (сотрудник) кадровой службы.

Сроки отстранения

Сперва сделаем акцент на сроках отстранения:


Дата начала отстранения зависит от сроков проведения вакцинации, которые указаны в Постановлении Главного санитарного врача региона. Отстранить работника от работы можно только после окончания срока, который был предусмотрен для прохождения вторым компонентом вакцины[14].

Сроки отстранения в Мурманской области

Особенности приказа об отстранении

Форма приказа об отстранении не унифицирована. Работодатель вправе разработать ее самостоятельно. В документе обязательно должны быть указаны:

• Ф. И. О. работника;

• основания, по которым он отстраняется от работы;

• срок отстранения (на период эпиднеблагополучия) [16] .

В качестве оснований отстранения авторы Совместных разъяснений советуют указывать в приказе следующие нормы:

• абзац 8 ч. 1 ст. 76 ТК РФ;

• пункт 2 ст. 5 Федерального закона № 157-ФЗ;

• постановление Главного санитарного врача региона.

Приказ об отстранении работников от работы

В прошлом номере журнала мы приводили пример приказа об отстранении одного работника[17]. Но издать приказ можно и в отношении сразу нескольких работников (пример 2).

Работников, которые отстранены от работы, следует обязательно ознакомить с приказом. Если приказ издан в отношении нескольких человек, то визу ознакомления можно оформить таблицей.

АЛЬТЕРНАТИВА ОТСТРАНЕНИЮ ОТ РАБОТЫ

К счастью, она есть. Правда, ведомства и здесь не пришли к единому мнению. В своих Рекомендациях Минтруд России и Роспотребнадзор отмечают, что вместо отстранения работника можно перевести на дистанционную работу:

Извлечение из Рекомендаций

7. В случае, если трудовая функция может быть выполнена дистанционно, работодатель вправе предложить работнику выполнение работы дистанционно[18] либо по собственной инициативе работника временно перевести его на дистанционную работу в порядке и по основаниям, предусмотренным статьей 312.9 Трудового кодекса Российской Федерации. Таким правом преимущественно необходимо воспользоваться в отношении работников, имеющих противопоказания к проведению профилактической прививки.

В свою очередь, Роструд не считает перевод на дистанционную работу альтернативой отстранению[19], зато не против, если вместо отстранения работнику будет предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск[20]. Более того, работодатель не вправе отказывать работнику в предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, предусмотренного графиком отпусков, по причине того, что работник не сделал прививку от коронавирусной инфекции[21].

Если в период отстранения у работника появляется право уйти в отпуск по беременности и родам или по уходу за ребенком, такой отпуск должен быть ему предоставлен.

С момента предоставления отпуска период отстранения прерывается.

[…] Один из сотрудников категорически отказывается делать прививку, с 15.07.2021 мы обязаны отстранить работника от работы, но с 02.08.2021 согласно графику отпусков она написала заявление на предоставление ей ежегодного оплачиваемого отпуска. Можем ли мы во время отстранения от работы предоставлять ежегодный оплачиваемый отпуск или мы должны ее отстранить до отпуска, а после отпуска отстранить заново?

Отстранение от работы не препятствует реализации права отстраненного работника на очередной отпуск. Во время отпуска работник свободен от исполнения трудовых обязанностей, поэтому после ухода в отпуск его отстранение от работы не производится. Если период повышенной готовности в субъекте РФ не будет прекращен, по окончании отпуска работник не может быть допущен к работе.

ПОСЛЕДСТВИЯ ОТСТРАНЕНИЯ ОТ РАБОТЫ

Отстранение от работы ведет к неблагоприятным последствиям как для работника, так и для работодателя.

Последствия для работника:

• в первую очередь работник теряет заработок, поскольку заработная плата ему не начисляется в течение всего периода отстранения. Однако он вправе устроиться по совместительству в другую организацию, для работников которой вакцинация необязательна. Правда, рабочее время совместителя ограничено (его продолжительность не должна превышать половины месячной нормы рабочего времени (нормы рабочего времени за другой учетный период), установленной для соответствующей категории работников)[23]. Соответственно, ограничена и заработная плата;

• работник теряет право получить пособие по нетрудоспособности, если заболеет сам или его ребенок в период отстранения[24] (это правило не касается оплаты отпуска по беременности и родам, несмотря на то что основанием для оплаты данного отпуска является листок нетрудоспособности);

• период отстранения без уважительных причин не входит в стаж, дающий право на ежегодный отпуск[25]. Это значит, что окончание текущего рабочего года работника и начало следующего сдвинется на количество дней отстранения;

Период отстранения может сдвинуться

• период отстранения не входит в пенсионный страховой стаж, так как заработная плата за этот период не начислялась и, соответственно, страховых взносов тоже не было.

Последствия для работодателя:

• в коллективах резко повысилась вероятность возникновения конфликтов, связанных с вопросами вакцинации;

• появился риск получить штраф до полумиллиона руб. или наказание в виде приостановления деятельности по ст. 6.3 КоАП РФ

• и самое главное — отсутствие работников негативно сказывается на выполнении всех бизнес-процессов. И это главная проблема, поскольку быстро найти аналогичных (вакцинированных!) специалистов проблематично. А отзывать из отпусков работников, которые могли бы заменить отстраненных, нельзя без их согласия. Более того, не допускается отзывать из отпуска работников в возрасте до 18 лет, беременных женщин и работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда[26].

Варианты замены отстраненных работников:

– оформить поручение дополнительной работы оставшимся работникам (т. е. распределить между ними функционал отстраненных) путем совмещения должностей, расширения зоны обслуживания или увеличения объема работ[27] с доплатой;

– заключить срочный трудовой договор по совместительству с одним из работников организации, который не был отстранен, или с вакцинированным работником другой организации;

– заключить срочный трудовой договор на период временного отсутствия отстраненного работника со сторонним специалистом, у которого есть сертификат или справка о противопоказаниях.


Если в организации проводится сокращение численности или штата, отстранение сокращаемых работников не является препятствием для продолжения этой процедуры[28].

Также чиновники поясняют, что:

• в отношении работников, которые подлежат отстранению, нельзя объявить простой;

• если отстранение работников, не прошедших обязательную вакцинацию, обусловило временную приостановку работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера для других работников и работодатель не нашел отстраненным работникам замены, он обязан объявить простой[29].

Авторы ответа не написали, как должен оплачиваться простой в указанном случае[30]. Полагаем, его следует квалифицировать как простой по вине работодателя, поскольку руководство не смогло укомплектовать штат персоналом. Поэтому время простоя остальных работников подлежит оплате в размере 2/3 средней заработной платы.

ВЫВОДЫ:

1. Необходимость отстранять от работы невакцинированных работников — реалии сегодняшнего дня. Важно оформить все документы об отстранении корректно, руководствуясь не только нормативными актами, но и разъяснениями чиновников.

2. Приказ об отстранении можно издать, если соблюдены все необходимые условия. Начало срока отстранения следует сверить с постановлением Главного санитарного врача своего региона (дата, до которой работники должны вакцинироваться вторым компонентом). Срок окончания отстранения должен быть четко фиксируемым.

3. Если возможно, замените отстранение альтернативными действиями: переведите работников на удаленную работу, предоставьте ежегодные отпуска. От того, как поведет себя работодатель в этих сложных обстоятельствах, будет зависеть дальнейшее взаимодействие с персоналом.

[1] Выделена в таблице полужирным шрифтом. — Прим. автора.

[3] Приложение № 2 к Приказу № 125н.

[4] Пункт 1 ст. 5 Федерального закона № 157-ФЗ.

[6] Пункт 2 ст. 11 Федерального закона № 157-ФЗ.

[7] Пункт 1 ст. 5 Федерального закона № 157-ФЗ.

[8] Пункт 3 ст. 5 Федерального закона № 157-ФЗ.

[9] Часть 7 ст. 20 Федерального закона № 323-ФЗ.

[11] Письмо Роспотребнадзора по г. Москве от 09.07.2021 № 77-00-02/ОК-44157-2021.

[14] Пункт 4 письма Роструда № 1811-ТЗ.

[16] Пункт 6 Рекомендаций действий для работодателей при принятии главными санитарными врачами субъектов Российской Федерации решений о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям (опубликованы вместе с Совместными разъяснениями; далее — Рекомендации).

[17] Славинская А. Н. Проведение вакцинации: документируем выполнение обязанности // Кадровые решения. 2021. № 8. С. 55.

Читайте также: