Практическая работа описание особей вида по морфологическому критерию цель обеспечить усвоение

Обновлено: 15.05.2024

Цели урока:

  1. Закрепить знания о критериях вида, полученные на теоретическом занятии.
  2. Вспомнить морфологию и систематику растений, изученные в курсе ботаники.
  3. Развивать у учащихся умения анализировать, сравнивать, делать обобщения и выводы.

Тип занятия: практическая работа.

Практическая работа рассчитана на 2 спаренных урока по 45 минут. При необходимости первый можно провести в кабинете биологии, а второй в компьютерном классе.

Оборудование:

  1. Персональный компьютер (или ноутбук) для преподавателя.
  2. Мультимедийный проектор.
  3. Экран.
  4. Персональные компьютеры (или ноутбуки) для учащихся (занятие удобно проводить в компьютерном классе).
  5. Гербарии растений.
  6. Листы ватмана.
  7. Ножницы.
  8. Клей.

Ход урока

1. Организационная часть.

Преподаватель объявляет тему занятия, раскрывает ее связь с другими темами курса.

2. Контроль исходного уровня знаний.

Проводится в виде фронтального опроса:

- Что такое систематика?

- Что такое таксон?

- Какая таксономическая единица является наименьшей?

- Что включает в себя род?

- Какие таксономические группы объединяет семейство?

- В какие таксономические группы объединяют близкие семейства?

- Что включает в себя класс?

- В какие таксономические группы объединяют близкие классы?

- Кратко охарактеризуйте представления о виде К. Линнея.

- Что говорил о виде Ж. Б. Ламарк?

- Охарактеризуйте представления о виде Ч. Дарвина.

- Что такое подвид?

- Что такое популяция?

- Перечислите критерии вида.

- Дайте характеристику морфологическому критерию.

- На чем основан генетический критерий?

- Что подразумевается под физиологическим критерием?

- Дайте характеристику экологическому критерию.

- На чем основан географический критерий?

Если учащийся не может ответить на вопрос, он переходит к следующему ученику. В результате опрошенными оказываются практически все учащиеся.

3. Выполнение практической работы.

Часть 1: Распределение видов растений и животных по таксономическим группам.

Преподаватель предлагает учащимся вспомнить систематику растений и животных на примере одуванчика лекарственного и кошки домашней.

  • Царство – Растения
  • Отдел – Покрытосеменные
  • Класс – Двудольные
  • Порядок – Астроцветные
  • Семейство – Сложноцветные
  • Род – Одуванчик
  • Вид – Одуванчик лекарственный
  • Царство – Животные
  • Тип – Хордовые
  • Класс – Млекопитающие
  • Отряд – Хищные
  • Семейство – Кошачьи
  • Род – Кошка
  • Вид – Кошка домашняя

Далее все учащиеся разбиваются на группы по 4 человека, каждой группе выдаются листы бумаги с напечатанными на них изображениями животных и растений и названиями различных таксономических единиц (видов, классов, отделов, типов, царств) Приложение1, а также листы ватмана, ножницы и клей. Учащиеся должны на листе ватмана, используя выданные им материалы, составить упрощенную схему классификации органического мира, правильно распределив полученные виды растений и животных по таксономическим группам.

Часть 2: Определение видов растений на основании морфологического критерия.

Преподаватель инструктирует учащихся по работе с электронным определителем:

Определить растение – значит узнать, как оно называется.

Так как определение растений требует немалого времени, учащимся в ходе занятия предлагается поработать с упрощенным определителем, который содержит представителей только некоторых семейств и основан в основном на морфологическом критерии. Приложение 2

  1. Рассмотрите определяемое растение.
  2. Откройте на компьютере электронный определитель, дважды щелкнув левой клавишей мышки на соответствующей иконке на рабочем столе.
  3. Для перехода по страницам определителя используйте управляющие кнопки.
  4. Сравните признаки определяемого растения с признаками, указанными в определителе.
  5. Если признаки совпадают, нажмите на соответствующую управляющую кнопку. Так, переходя от признака к признаку, вы определите видовое название растения.
  6. В ходе определения запишите в тетради:

- латинские и русские названия семейства, рода и вида изучаемого растения;

- цифровой ход определения (через запятую номера пунктов в определителе, по которым вы переходили).

Для работы все учащиеся снова делятся на группы по 4 человека. Каждая группа получает по 3 растения для определения. По завершению работы представитель от каждой группы докладывает остальным учащимся, какие растения им достались для определения.

4. Рефлексия.

Преподаватель в процессе беседы выясняет, какие у учащихся были трудности в ходе выполнения практической работы, предлагает им оценить эффективность своей работы на занятии и достигнутые результаты.

5. Закрепление.

Проводится в форме биологических задач. Каждая группа получает по 2 карточки с задачами. Приложение 3 Необходимо определить о каком критерии вида идет речь в задаче.

1. Клевер ползучий цветет с середины мая до осени, опыляется шмелями.

2. Две породы кроликов имеют одинаковое число хромосом (44), но не скрещиваются между собой.

3. Хвощ образует два вида побегов – весенние и летние. Сборщиков лекарственного растительного сырья интересуют только летние побеги. Они зеленого цвета, состоят из тонкого стебля с бутончато расположенными ветвями. Ветви направлены вверх и напоминают елочку.

4. Зубр и бизон – два вида, относящихся к одному роду. Они очень схожи между собой внешне и в неволе дают плодовитое потомство – зубробизона. В природе же они не скрещиваются, т.к. обитают на разных материках – зубр в Европе, а бизон – в Северной Америке.

5. Капустные тли поселяются на капустных листьях, скручивая их, что затрудняет борьбу с ними.

6. Белый медведь имеет густую белую шерсть. Масса животного может достигать 1000 кг, а длина тела – 3 м.

7. Домовая мышь – млекопитающее рода Мыши. Исходный ареал – Северная Африка, тропики и субтропики Евразии; вслед за человеком распространилась повсеместно.

8. Клест–еловик имеет тонкий удобный для добывания семян клюв, а клест-сосновик - толстый, массивный, позволяющий ему добывать семена из сосновых шишек.

9. Черная ворона обитает в Западной Европе, а серая ворона – в Восточной Европе и Западной Сибири.

11. Заяц-беляк зимой меняет мех на чисто белый. Заяц-русак зимой не белеет. Лапки у него уже и короче, чем у зайца-беляка. Это дает возможность ему быстро бегать по неглубокому и твердому снегу.

12. Большая синица для гнезда выбирает обычно глубокое дупло в нижней части ствола, образовавшееся в результате выгнивания сучка древесины. Синица-гаичка предпочитает строить дупло сама, выщипывая полости в трухлявых или старых стволах.

13. Черные медведи, или барибалы, мельче бурых. Морда у них светло-бурая, на груди имеется небольшое светлое пятно. Этим пятном они напоминают гималайских медведей.

14. У многих дрозофил сперма особей чужого вида вызывает иммунологическую реакцию в половых путях самки, что приводит к гибели сперматозоидов.

15. Лютик едкий растет только на поляне, лютик ползучий вдоль дороги.

6. Подведение итогов.

Преподаватель выставляет оценки за занятие, комментирует полученные результаты.

1. Описание особей вида по морфологическому критерию

Цель: обеспечить усвоение понятия
морфологического критерия вида,
закрепить умение составлять
описательную характеристику
растений.
Оборудование: живые растения или
гербарные материалы растений
разных видов.

3. Ход работы

4. Морфологические особенности


Морфологические
особенности
вида
1.
Особенности
побегов
2.
Кол-во хвоинок в
пучке
3.
Форма и
размеры шишек
4.
Строение и
размеры семян
Сосна сибирская
Сосна обыкновенная

5. 1. Сосна сибирская кедровая

6. Сосна сибирская кедровая

Сосна́ сибирская кедровая или Сибирский кедр
один из видов рода Сосна
Сибирский кедр — вечнозелёное дерево 20—25
(40) м высотой. Отличается густой, часто
многовершинной кроной с толстыми сучьями.
Ствол
прямой, ровный буро-серый, у старых деревьев
образует трещиноватую чешуйчатую кору.
Хвоя на укороченных побегах тёмно-зелёная с
сизым налётом, длиной 6—14 см, мягкая, в
разрезе
трёхгранная, слегка зазубренная, растёт пучками,
по
пять хвоинок в пучке.
Корневая система состоит из короткого
стержневого корня, от которого отходят боковые
корни.
Якорные корни вместе с прикорневыми лапами
обеспечивают устойчивость ствола и кроны.

7. Сосна сибирская кедровая

Сибирский кедр —
однодомное,
раздельнополое
растение, то есть
мужские и женские
шишечки
располагаются на
одном дереве.
Растение анемофильное:
опыление происходит
при помощи ветра.

8. Сосна сибирская кедровая

Зрелые шишки крупные,
вытянутые,
яйцевидной
формы, сначала
фиолетовые, а затем
коричневые, 5—8 см
шириной, в длину до 13
см; чешуи их плотные,
прижатые,
на поверхности покрыты
короткими жёсткими
волосками.

9. Сосна сибирская кедровая

10. 2. Сосна обыкновенная

11. Сосна обыкновенная

Сосна обыкновенная, широко
распространённый вид рода
Сосна семейства Сосновые.
Вечнозеленое дерево высотой 25—40
и диаметром ствола 0,5—1,2 м.
Ствол прямой. Крона высоко
поднятая, конусовидная, а
затем округлая, широкая, с горизонтально
расположенными
в мутовках ветвями.
Кора в нижней части ствола толстая,
чешуйчатая, серокоричневая, с глубокими трещинами.
Чешуйки коры
образуют пластины неправильной формы.
В верхней части
ствола и на ветвях кора тонкая, в виде
хлопьев
(шелушится), оранжево-красная.
,

12. Сосна обыкновенная

Ветвление одномутовчатое. Побеги в
начале зелёные, затем к концу первого
лета становятся серо-светлокоричневыми.
Почки яйцевидно-конусообразные,
оранжево-коричневые, покрыты белой
смолой чаще тонким, реже более
толстым слоем.
Хвоинки расположены по две в пучке,
серо- либо сизовато-зелёные, как
правило, слегка изогнутые. Верхняя
сторона хвоинок выпуклая,
нижняя желобчатая, плотная,
с хорошо заметными голубовато
белыми устьичными линиями. У
молодых деревьев хвоинки длиннее
(5—9 см), у старых короче (2,5—5).

13. Сосна обыкновенная

Мужские шишки 8—12 мм, жёлтые
или розовые. Женские шишки (2,5-)
3—6 (-7,5) см длиной,
конусообразные, симметричные или
почти симметричные, одиночные
или по 2—3 шт. , при созревании
матовые от серо-светлокоричневого до серо-зелёного;
созревают в ноябре — декабре,
спустя 20 месяцев после опыления;
открываются с февраля по апрель и
вскоре опадают. Чешуйки шишек
почти ромбические, плоские или
слабовыпуклые с небольшим
пупком, редко крючковатые, с
заострённой верхушкой.

14. Сосна обыкновенная

15. Вывод

Морфологический критерий вида — определяет
сходство внешнего и внутреннего строения особей
данного вида и их отличия от представителей
других
видов.
С его помощью легко определяются особи вида,
которые не являются близкородственными.
Следовательно, морфологический критерий не
является достаточным в целом ряде случаев. Для
видовой принадлежности необходимо
использовать все критерии.

1. Научиться выявлять морфологические признаки растения;
2. Научиться сравнивать морфологические признаки растений разных видов;
3. Обосновать значение признаков растений для изучения понятия морфологического критерия вида.

Оборудование: гербарий растений разных видов – клевер белый, клевер розовый, клевер красный, клевер пашенный, лапчатка серебристая, лапчатка прямостоячая, зверобой продырявленный, зверобой, полынь горькая, полынь обыкновенная, боярышник колючий, боярышник кроваво-красный и др.

1. Рассмотрите растения двух видов одного рода, охарактеризуйте особенности внешнего строения основных органов растения (корень, стебель, листья, цветки, плоды, семена).

2. Дайте морфологическую характеристику изучаемых видов.

3. Результаты исследований занесите в таблицу:

Названия изучаемых видов

– высота
– форма
– тип стебля

2. Тип корневой системы:

– форма листовой пластинки
– жилкование
– окраска
– простой или сложный
– листорасположение

– сочный или сухой
– одно или многосемянный
– способ распространения
– название плода

4. На основе анализа своей работы ответьте на вопросы:

– Почему возможны ошибки при установлении видовой принадлежности только по одному из критериев, например морфологическому?
– Существуют ли трудности в определении вида растения, найденного в природе?
– Для всех ли видов организмов характерен морфологический критерий? Ответ обоснуйте.

5. Сделайте вывод

Задание № 1. В указанном списке животных подсчитайте количество особей, видов и родов.

1. Еж обыкновенный.

2. Лисица обыкновенная.

3. Медведь гималайский или белогрудый.

4. Хомячок джунгарский.

6. Медведь бурый.

7. Хомячок сирийский или золотистый.

10. Лисица обыкновенная.

(Ответ: количество особей — 10; видов — 9; родов — 5 (Еж, Лисица, Медведь, Хомячок, Заяц).)

Паук крестовик относится к типу Членистоногие классу Паукообразные. Тело паука состоит из двух отделов – головогруди и брюшка.

Поскольку паук относится к холоднокровным животным, его активность зависит от температуры окружающей среды.

Пауки — раздельнополые животные. Самки обычно значительно крупнее самцов. После спаривания самец погибает, а самка плетёт из паутины кокон для яиц.

Крестовик может поджидать добычу, сидя как в центре паутины, так и рядом с ней, на сигнальной нити. Основной добычей для него являются мухи и комары. Если в сеть попадётся что-либо не очень съедобное (например, ядовитая оса), то паук может помочь ей освободиться, обрывая паутинку.

Существует более 1000 видов крестовиков, но в России и СНГ их несколько десятков видов. Особенно в таких местах как, Астраханская, Ростовская, Смоленская обл.

В соматических клетках паука крестовика содержится 32 хромосомы

Задание 3. О каких критериях идет речь в описаниях

1. Обитающая в нескольких районах обыкновенная лисица образует несколько географических форм, постепенно сменяющих друг друга. Самые северные лисицы, обитающие в лесной зоне, самые крупные. Лисы степей и полупустынь мельче. Еще мельче лисы, живущие в среднеазиатских пустынях, и самые мелкие лисы обитают в Афганистане, Пакистане и Индии. Чем южнее обитают лисы, тем длиннее у них хвост и уши.

2. Малярийный комар встречается и в тех районах Европы, где малярии никогда не было. Кроме того, в одних частях он предпочитает кормиться на человеке, а в других – исключительно на домашних животных; в одних районах он размножается в солоноватой воде, а в других – только в пресной. Внешне эти формы почти неразличимы, известные пока различия касаются особенностей структуры яйца, числа и ветвистости щетинок у личинок.

3. Лебедь-шипун часто изгибает шею в виде буквы S, а клюв и голову держит наклонно к воде. При раздражении издает характерный шипящий звук, по которому и получил свое название. Распространен лебедь-шипун на изолированных участках в средней и южной полосе Европы и Азии от южной Швеции, до Монголии, Приморского края и Китая. Часто пара от пары гнездится на громадном расстоянии, а во многих районах вовсе отсутствует. Населяет заросшие водной растительностью лиманы, озера, иногда даже болота, предпочитая глухие, мало посещаемые человеком.

4. Малый, или тундровый, лебедь распространен по тундре Азии от Кольского полуострова на западе до дельты Колымы на Востоке. Для гнездования выбирает заболоченные и низкие травянистые участки разбросанными по ним озерами, а также речные долины, изобилующие старицами и протоками.

Брачные игры своеобразны и проходят на суше. При этом самец ходит перед самкой, вытягивает шею, временами приподнимает крылья, издавая ими особый хлопающий звук и звонко кричит.

6. Береговая ласточка. Верх головы, шеи, спина, крылья, хвост и полоса поперёк груди серовато—бурые, горло, грудь и брюшко белые. Хвост с неглубокой вырезкой.

7 . Род собственно зайцев, к которому относятся русак и беляк, а также еще 28 видов , довольно многочислен. Наиболее известные в России зайцы — беляк и русак . Беляка можно встретить на территории от побережья Северного Ледовитого океана до южной границы лесной зоны. Беляк получил свое название благодаря белоснежному зимнему меху. Только кончики ушей остаются у него черными весь год. Размножаются зайцы обычно два, а на юге три или даже четыре раза в год. У зай цев-беляков в выводе может быть по два, три пять, семь зайчат.

Ворон — один из наиболее крупных представителей семейства вороновые , весит от 0,8 до 1,5 кг. Окраска оперения, клюва и ног у него однотонного черного цвета.

Распространен ворон почти по всему северному полушарию. Повсеместно он ведет оседлый образ жизни. Населяет леса, пустыни и горы. В безлесных местностях держится у скал, береговых обрывов речных долин. Спаривание и брачные игры на юге страны отмечаются в первой половине февраля, на севере — в марте. Пары постоянны. Гнезда обычно помещаются на вершинах высоких деревьев. В кладке от 3 до 7, чаще 4—6, яиц голубовато-зеленой окрас ки с темными отметинами.

Цель: составить морфологическую характеристику двух растений одного рода, сравнить их и сделать вывод о причинах сходства и различий.

Оборудование: живые растения, гербарные материалы (рисунки как дополнительный источник информации).

Ход работы: 1.Изучить особенности внешнего строения растений 2. Прочесть описание разновидностей растений одного вида 3. Указать отличительные черты 4. На основе изученного материала сделать выводы об отличительных признаках растений одного вида

1.Изучить особенности внешнего строения растений

2. Прочесть описание разновидностей растений

3. Указать отличительные черты

4. На основе изученного материала сделать выводы об отличительных признаках растений одного вида

ХОД РАБОТЫ. Параметры Растение № 1 Название ТИП КОРНЕВОЙ СИСТЕМЫ Растение № 2 ЛИСТЬЯ: простые – сложные тип жилкования прикрепление на стебле листорасположение СТЕБЕЛЬ: травянистый или одревесневший прямостоячий, стелющийся, цепляющийся, вьющийся ЦВЕТОК СОЦВЕТИЕ ПЛОД Вывод: (о чем свидетельствуют черты сходства и различия).

ТИП КОРНЕВОЙ СИСТЕМЫ

прикрепление на стебле

травянистый или одревесневший

прямостоячий, стелющийся, цепляющийся, вьющийся

Вывод: (о чем свидетельствуют черты сходства и различия).

Клевер луговой Клевер ползучий

Клевер луговой

Клевер ползучий

Клевер ползучий — многолетнее травянистое растение. Корневая система стержневая, ветвящаяся. Стебель ползучий, стелющийся, укореняющийся в узлах, ветвистый, голый, часто полый. Листья длинночерешчатые, трёхраздельные, их листочки широкояйцевидные, на верхушке выемчатые. Черешки восходящие, до 30 см длиной. Соцветия головки пазушные, почти шаровидные, рыхлые, до 2 см в поперечнике. Венчик белый или розоватый, по отцветании буреют; цветки слегка ароматные. В цветке 10 тычинок, девять из них сросшиеся нитями в трубочку, одна — свободная . Пыльцевые зёрна жёлтого цвета. Плод — боб продолговатый, плоский, содержит от трёх до четырёх почковидных или сердцевидных семян серо-жёлтого или оранжевого цвета. Начало созревания семян — июнь — июль. Размножается как семенами, так и вегетативно .

Клевер ползучий — многолетнее травянистое растение. Корневая система стержневая, ветвящаяся. Стебель ползучий, стелющийся, укореняющийся в узлах, ветвистый, голый, часто полый. Листья длинночерешчатые, трёхраздельные, их листочки широкояйцевидные, на верхушке выемчатые. Черешки восходящие, до 30 см длиной. Соцветия головки пазушные, почти шаровидные, рыхлые, до 2 см в поперечнике. Венчик белый или розоватый, по отцветании буреют; цветки слегка ароматные. В цветке 10 тычинок, девять из них сросшиеся нитями в трубочку, одна — свободная . Пыльцевые зёрна жёлтого цвета. Плодбоб продолговатый, плоский, содержит от трёх до четырёх почковидных или сердцевидных семян серо-жёлтого или оранжевого цвета. Начало созревания семян — июнь — июль. Размножается как семенами, так и вегетативно .

Клевер луговой — двулетнее , но чаще многолетнее травянистое растение, достигает в высоту 15—55 см. Ветвистые стебли приподнимающиеся. Листья тройчатые, с широкояйцевидными мелкозубчатыми долями, листочки по краям цельные, с нежными ресничками по краям. Соцветия головки рыхлые, шаровидные, сидят часто попарно и нередко прикрыты двумя верхними листьями. Венчик красный, изредка белый или неодноцветный; чашечка с десятью жилками. Плод — яйцевидный, односемянный боб ; семена то округлые, то угловатые, то желтовато-красные, то фиолетовые. Цветёт в июне — сентябре. Плоды созревают в августе — октябре. Размножается как семенами, так и вегетативно .

Клевер луговойдвулетнее , но чаще многолетнее травянистое растение, достигает в высоту 15—55 см. Ветвистые стебли приподнимающиеся. Листья тройчатые, с широкояйцевидными мелкозубчатыми долями, листочки по краям цельные, с нежными ресничками по краям. Соцветия головки рыхлые, шаровидные, сидят часто попарно и нередко прикрыты двумя верхними листьями. Венчик красный, изредка белый или неодноцветный; чашечка с десятью жилками. Плод — яйцевидный, односемянный боб ; семена то округлые, то угловатые, то желтовато-красные, то фиолетовые. Цветёт в июне — сентябре. Плоды созревают в августе — октябре. Размножается как семенами, так и вегетативно .

Читайте также: