В течении какого времени должен обеспечить бесперебойную работу соуэ резервный источник питания

Обновлено: 04.05.2024

В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 35, ст. 3649; 1995, № 35, ст. 3503; 1996, № 17, ст. 1911; 1998, № 4, ст. 430; 2000, № 46, ст. 4537; 2001, № 1 (ч. I), ст. 2; № 33 (ч. I), ст. 3413; 2002, № 1 (ч. I), ст. 2, № 30, ст. 3033; 2003, № 2, ст. 167) и Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2002 г. № 1011 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 38, ст. 3585) приказываю:

1. Утвердить согласованные с Государственным комитетом Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу прилагаемые нормы пожарной безопасности "Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях" (НПБ 104-03) и ввести их в действие с 30 июня 2003 г.

2. Настоящий Приказ довести до заместителей Министра, начальников (руководителей) департаментов, начальника Главного управления Государственной противопожарной службы, начальников управлений и самостоятельных отделов центрального аппарата МЧС России, начальников региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пожарно-технических научно-исследовательских и образовательных учреждений в установленном порядке.

Министр
С.К. Шойгу

Приложение
к Приказу МЧС России
от 20.06.2003 № 323

НОРМЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
"СИСТЕМЫ ОПОВЕЩЕНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ЭВАКУАЦИЕЙ ЛЮДЕЙ
ПРИ ПОЖАРАХ В ЗДАНИЯХ И СООРУЖЕНИЯХ" (НПБ 104-03)

(с изменениями от 7 февраля 2008 г.)

1.1. Настоящие нормы устанавливают требования пожарной безопасности к системам оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) людей при пожарах в зданиях и сооружениях (далее - зданиях).

1.2. Настоящие нормы устанавливают типы СОУЭ и определяют перечень зданий, подлежащих оснащению этими системами.

1.3. При проектировании СОУЭ наряду с настоящими нормами следует руководствоваться также другими нормативными документами, утвержденными в установленном законом порядке.

Приказом МЧС РФ от 7 февраля 2008 г. N 57 в главу 2 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа

В настоящих нормах приняты термины и определения (за исключением приведенных ниже) в соответствии с СТ СЭВ 383, ГОСТ 12.1.003, ГОСТ 12.1.004, ГОСТ 12.1.033, ГОСТ Р 12.4.026, НПБ 77, НПБ 88 и СНиП 21-01.

Зона пожарного оповещения - часть здания, где проводится одновременное и одинаковое по способу оповещение людей о пожаре.

Технические средства оповещения - звуковые, речевые, световые и комбинированные пожарные оповещатели, приборы управления ими, а также эвакуационные знаки пожарной безопасности.

Статический указатель - эвакуационный знак пожарной безопасности с постоянным смысловым значением.

Динамический указатель - эвакуационный знак пожарной безопасности с изменяемым смысловым значением.

Автоматическое управление - приведение в действие СОУЭ командным импульсом автоматических установок пожарной сигнализации или пожаротушения.

Полуавтоматическое управление - приведение в действие СОУЭ диспетчером при получении командного импульса от автоматических установок пожарной сигнализации или пожаротушения.

Вариант организации эвакуации из каждой зоны пожарного оповещения - один из возможных сценариев движения людей к эвакуационным выходам, зависящий от места возникновения пожара, распространения опасных факторов пожара, а также объемно-планировочных решений здания.

Соединительные линии - провода, кабели, а также радиоканальные линии, обеспечивающие соединение между компонентами систем пожарной автоматики, в том числе систем оповещения и управления эвакуацией.

Приказом МЧС РФ от 7 февраля 2008 г. N 57 в пункт 3.1 настоящего приложения внесены изменения

3.1. Оповещение и управление эвакуацией людей при пожаре должно осуществляться одним из следующих способов или их комбинацией:

подачей звуковых и (или) световых сигналов во все помещения здания с постоянным или временным пребыванием людей;

трансляцией текстов о необходимости эвакуации, путях эвакуации, направлении движения и других действиях, направленных на обеспечение безопасности людей;

трансляцией специально разработанных текстов, направленных на предотвращение паники и других явлений, усложняющих эвакуацию;

размещением эвакуационных знаков безопасности на путях эвакуации;

включением эвакуационных знаков безопасности;

связью пожарного поста-диспетчерской с зонами пожарного оповещения.

Приказом МЧС РФ от 7 февраля 2008 г. N 57 в пункт 3.2 настоящего приложения изложен в новой редакции

3.2. СОУЭ должна проектироваться с целью обеспечения безопасной эвакуации людей из зданий и сооружений при пожаре.

3.3. СОУЭ должна включаться от командного импульса, формируемого автоматической установкой пожарной сигнализации или пожаротушения, за исключением случаев, приведенных в п. 3.4 и 3.6 настоящих норм.

3.4. Допускается использовать в СОУЭ дистанционное и местное включение , если в соответствии с нормативными документами для данного вида зданий не требуется оснащение автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией.

Термины дистанционное и местное включение определены в нормативных документах по пожарной безопасности, утвержденных в установленном порядке.

Пусковые элементы должны быть выполнены и размещены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ручным пожарным извещателям.

3.5. Допускается осуществлять включение СОУЭ при срабатывании одного пожарного извещателя, если выполняются условия, изложенные в нормативных документах по пожарной безопасности, утвержденных в установленном порядке.

3.6. Допускается использовать в СОУЭ 3 - 5-го типов полуавтоматическое управление, а также дистанционное и местное включение в отдельных зонах оповещения.

Выбор вида управления определяется организацией-проектировщиком в зависимости от функционального назначения, конструктивных и объемно-планировочных решений здания исходя из условия обеспечения безопасной эвакуации людей при пожаре. В качестве такого условия могут быть применены требования нормативных документов по пожарной безопасности, утвержденных в установленном порядке в части обеспечения безопасности людей при пожаре.

3.7. При разделении здания на зоны оповещения должна разрабатываться специальная очередность оповещения людей, находящихся в защищаемом объекте.

3.8. Размеры зон пожарного оповещения, специальная очередность оповещения и время начала оповещения в отдельных зонах определяются, исходя из условия обеспечения безопасной эвакуации людей при пожаре. Допускается в качестве такого условия использовать требования нормативных документов по пожарной безопасности, утвержденных в установленном порядке в части обеспечения безопасности людей при пожаре.

Приказом МЧС РФ от 7 февраля 2008 г. N 57 в пункт 3.9 настоящего приложения внесены изменения

3.9. СОУЭ должна функционировать в течение времени, необходимого для завершения эвакуации людей из здания.

Провода и кабели соединительных линий СОУЭ следует прокладывать в строительных конструкциях, коробах, каналах из негорючих материалов или иных материалов, при использовании которых должно выполняться требование: время до отказа работы соединительных линий СОУЭ превышает время эвакуации людей из здания

где tотк - время от начала пожара до момента отказа СОУЭ в результате воздействия опасных факторов пожара, мин.,

tр - расчетное время эвакуации людей, мин.,

1,2 - коэффициент запаса,

tн.э - интервал времени от возникновения пожара до начала эвакуации людей, мин.";

Радиоканальные соединительные линии должны быть обеспечены системой автоматического контроля их исправности.

3.10. Исполнение технических средств оповещения должно соответствовать требованиям нормативных документов по пожарной безопасности, утвержденных в установленном порядке.

3.11. Размещение световых указателей и эвакуационных знаков пожарной безопасности должно выполняться в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности, утвержденных в установленном порядке.

3.13. Эвакуационные световые указатели включаются одновременно с основными осветительными приборами рабочего освещения.

Допускается использовать эвакуационные световые указатели, автоматически включаемые при получении СОУЭ командного импульса о начале оповещения о пожаре и (или) аварийном прекращении питания рабочего освещения.

Световые указатели "Выход" в зрительных, демонстрационных, выставочных и других залах должны включаться на время пребывания людей.

3.14. Звуковые сигналы СОУЭ должны обеспечивать общий уровень звука, уровень звука постоянного шума вместе со всеми сигналами, производимыми оповещателями, не менее 75 дБА на расстоянии 3 м от оповещателя, но не более 120 дБА в любой точке защищаемого помещения.

3.15. Для обеспечения четкой слышимости звуковые сигналы СОУЭ должны обеспечивать уровень звука не менее чем на 15 дБА выше допустимого уровня звука постоянного шума в защищаемом помещении. Измерение проводится на расстоянии 1,5 м от уровня пола.

3.16. В спальных помещениях звуковые сигналы СОУЭ должны иметь уровень звука не менее чем на 15 дБА выше уровня звука постоянного шума в защищаемом помещении, но не менее 70 дБА. Измерения проводятся на уровне головы спящего человека.

3.17. Настенные звуковые оповещатели, как правило, должны крепиться на высоте не менее 2,3 м от уровня пола, но расстояние от потолка до оповещателя должно быть не менее 150 мм.

3.18. В защищаемых помещениях, где люди находятся в шумозащитном снаряжении, или с уровнем звука шума более 95 дБА, звуковые оповещатели должны комбинироваться со световыми, допускается использование световых мигающих оповещателей.

3.19. Речевые оповещатели должны воспроизводить нормально слышимые частоты в диапазоне от 200 до 5000 Гц. Уровень звука информации от речевых оповещателей должен соответствовать требованиям настоящих норм для звуковых оповещателей, изложенных в п.п. 3.14 - 3.16 настоящих норм.

3.20. Установка громкоговорителей и других речевых оповещателей в защищаемых помещениях должна исключать концентрацию и неравномерное распределение отраженного звука.

3.21. Настенные речевые оповещатели должны располагаться таким образом, чтобы их верхняя часть была на расстоянии не менее 2,3 м от уровня пола, но расстояние от потолка до верхней части оповещателя должно быть не менее 150 мм.

3.22. Количество звуковых и речевых пожарных оповещателей, их расстановка и мощность должны обеспечивать уровень звука во всех местах постоянного или временного пребывания людей в соответствии с требованиями п.п.3.14 - 3.16 настоящих норм.

3.23. Оповещатели не должны иметь регуляторов громкости и должны подключаться к сети без разъемных устройств.

3.24. Звуковые сигналы оповещения должны отличаться по тональности от звуковых сигналов другого назначения.

3.25. Коммуникации СОУЭ допускается проектировать совмещенными с радиотрансляционной сетью здания.

3.26. Требования к электроснабжению, заземлению, занулению, выбору кабелей и проводов сетей СОУЭ следует принимать в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности, утвержденных в установленном порядке.

3.27. Управление СОУЭ должно осуществляться из помещения пожарного поста-диспетчерской или другого специального помещения, отвечающего требованиям, изложенным в нормативных документах по пожарной безопасности, утвержденных в установленном порядке.

4.1. Нормами предусмотрено 5 типов СОУЭ, в зависимости от способа оповещения, деления здания на зоны оповещения и других характеристик, приведенных в таблице 1.

Таким образом, имеем две основные задачи систем противопожарной защиты:

■ противопожарные мероприятия, снижающие вероятность самого пожара или ограничивающие его распространение;

Основным критерием соответствия объекта требованиям пожарной безопасности является непревышение установленного Законом допустимого значения пожарного риска, расчетная величина которого напрямую связана с вероятностью возможной своевременной эвакуации людей.

Таким образом, как видно из приведенных требований к системе противопожарной защиты, само обнаружение пожара, в том числе и с помощью технических средств пожарной сигнализации, не является конечной целью, а лишь необходимым условием для своевременной эвакуации людей.

Для этих целей на всех объектах должна быть система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ).

Основные требования к СОУЭ изложены в статье 84 Федерального закона №123. Вот часть из них:

«Оповещение людей о пожаре, управление эвакуацией людей и обеспечение их безопасной эвакуации при пожаре в зданиях, сооружениях и строениях должны осуществляться одним из следующих способов или комбинацией следующих способов:

■ подача световых, звуковых и (или) речевых сигналов во все помещения с постоянным или временным пребыванием людей;

■ трансляция специально разработанных текстов о необходимости эвакуации, путях эвакуации, направлении движения и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники при пожаре;

■ размещение и обеспечение освещения знаков пожарной безопасности на путях эвакуации в течение нормативного времени;

■ включение эвакуационного (аварийного) освещения;

■ дистанционное открывание запоров дверей эвакуационных выходов;

■ обеспечение связью пожарного поста (диспетчерской) с зонами оповещения людей о пожаре;

Применение тех или иных способов оповещения конкретизированы в своде правил СП3.13130.2009 и в НПБ 104-03 (на объекты, введенные до 2009 года).

Информация, передаваемая системами оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей, должна соответствовать информации, содержащейся в разработанных и размещенных на каждом этаже зданий, сооружений и строений планах эвакуации людей.

Отсюда вытекает, что проектно-монтажная организация формирует алгоритм оповещения в строгом соответствии с уже разработанным планом эвакуации, а вся ответственность за него лежит целиком на заказчике.

Классификация, основные требования, состав оборудования

Система оповещения и управления эвакуацией — одна из наиболее важных составляющих системы безопасности. Основное назначение системы оповещения — это предупреждение находящихся в здании людей о пожаре или другой чрезвычайной ситуации, а также координация их действий при осуществлении эвакуации. СОУЭ представляет собой комплекс организационных мероприятий и технических средств, предназначенных для решения этих задач.

d0b1d0b5d0b7d18bd0bcd18fd0bdd0bdd18bd0b92097

Вступившие в силу новые нормативные документы значительно повысили уровень требований в области пожарной безопасности, однако в них не рассматривается вопрос сопряжения пожарных систем оповещения и управления эвакуацией с системой оповещения гражданской обороны. В первой редакции НПБ 104-03, п. 3.2 указывалось, что при проектировании СОУЭ должна предусматриваться возможность ее интеграции с системой оповещения ГО, в последующих редакциях НПБ 104-03 данное положение отсутствовало. Вследствие этого на объекте, возможно, будут строиться две независимые системы, частично дублирующие друг друга.

Классификация систем оповещения

В зависимости от способа оповещения, деления здания на зоны оповещения и других характеристик СОУЭ подразделяются на 5 типов, приведенных в таблице. В п. 7. СП.31330.2009 изложены требования пожарной безопасности по оснащению зданий (сооружений) различными типами систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Допускается использование звукового способа оповещения для СОУЭ 3-5-го типов в отдельных зонах пожарного оповещения (технические этажи, чердаки, подвалы, закрытые рампы автостоянок и другие помещения, не предназначенные для постоянного пребывания людей).

В зданиях с постоянным пребыванием людей с ограниченными возможностями по слуху и зрению должны применяться световые мигающие оповещатели или специализированные оповещатели (в том числе системы специализированного оповещения, обеспечивающие выдачу звуковых сигналов определенной частоты и световых импульсных сигналов повышенной яркости, а также другие технические средства индивидуального оповещения людей). Выбор типа оповещателей определяется проектной организацией в зависимости от физического состояния находящихся в здании людей. При этом указанные оповещатели должны исключать возможность негативного воздействия на здоровье людей и приборы жизнеобеспечения людей.

Выбор типа эвакуационных знаков пожарной безопасности, указывающих направление движения людей при пожаре (фотолюминесцентные знаки пожарной безопасности, световые пожарные оповещатели, другие эвакуационные знаки пожарной безопасности), осуществляется организацией-проектировщиком.

Состав и структура системы оповещения

Можно выделить несколько блоков, общих для всех систем оповещения о пожаре:

Выбор типа оповещателей определяется проектной организацией в зависимости от физического состояния находящихся в здании людей. При этом указанные оповещатели должны исключать возможность негативного воздействия на здоровье людей и приборы жизнеобеспечения людей

d0b1d0b5d0b7d18bd0bcd18fd0bdd0bdd18bd0b92098

Для управления СОУЭ должны использоваться специализированные технические средства — прибор управления пожарный (ППУ). В общем случае это техническое средство, предназначенное для формирования сигналов управления исполнительными устройствами автоматических средств противопожарной защиты и контроля целостности и функционирования линий связи между ППУ и исполнительными устройствами. В случае ППУ для обеспечения функционирования СОУЭ в качестве исполнительных устройств используются оповещатели различного типа.

Выбор вида управления определяется функциональным назначением, конструктивными особенностями здания и исходя из условия обеспечения безопасной эвакуации людей при пожаре. Одним из основных требований, предъявляемых к СОУЭ 4-5-го типов, является разделение здания на зоны пожарного оповещения для предварительного оповещения персонала и последовательной организации эвакуации людей из зон оповещения. Распределение сигнала по зонам оповещения обеспечивается при коммутации источников сигнала и зон оповещения. Источники сигнала переключаются в зоны оповещения в соответствии с установленной приоритетностью. Наивысшим приоритетом обладает сигнал, поступивший с микрофона диспетчера.

В любой точке защищаемого объекта, где требуется оповещение людей о пожаре, уровень громкости, формируемый звуковыми и речевыми оповещателями, должен быть выше допустимого уровня шума. Речевые оповещатели должны быть расположены таким образом, чтобы в любой точке защищаемого объекта, где требуется оповещение людей о пожаре, обеспечивалась разборчивость передаваемой речевой информации. Световые оповещатели должны обеспечивать контрастное восприятие информации в диапазоне, характерном для защищаемого объекта.

Таким образом, расстановка оповещателей и выбор подводимой к ним мощности должны быть рассчитаны с учетом конкретных мест установки, и этот расчет должен быть приведен в рабочей документации. Вместо расчета для подтверждения обоснованности принятых технических решений можно использовать результаты контрольных измерений при сдаче системы в эксплуатацию.

Одним из основных требований, предъявляемых к СОУЭ 4-5-го типов, является разделение здания на зоны пожарного оповещения для предварительного оповещения персонала и последовательной организации эвакуации людей из зон оповещения

При разделении здания, сооружения или строения на зоны оповещения людей о пожаре должна быть разработана специальная очередность оповещения о пожаре людей, находящихся в различных помещениях здания, сооружения или строения.

Размеры зон оповещения, специальная очередность оповещения людей о пожаре и время начала оповещения людей о пожаре в отдельных зонах должны быть определены исходя из условия обеспечения безопасной эвакуации людей при пожаре.

Этот случай, как правило, используется для объектов с массовым пребыванием людей или имеющих специфику функционирования (школы, интернаты, больницы и т.п.), а также при наличии нескольких эвакуационных путей из каждой точки объекта.

Коммуникации систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей допускается совмещать с радиотрансляционной сетью здания, сооружения и строения.
Вроде как совмещать с радиотрансляционной сетью разрешается, но возможности использования ее в качестве основы СОУЭ очень ограничены.

Как уже здесь было отмечено, при проектировании СОУЭ для вновь вводимых объектов в полной мере должны быть учтены требования свода правил СП3.13130.2009, а для введенных до 2009 года — НПБ 104-03. И вот на основании этого документа получается, что в зависимости от способа оповещения, деления здания на зоны оповещения и других характеристик СОУЭ подразделяется на 5 типов:

■ 1 тип- оповещение звуковое (сирена, тонированный сигнал и др.);

Для 4 и 5 типа предусматривается разделение здания на зоны пожарного оповещения и обратная связь зон пожарного оповещения с помещением пожарного поста-диспетчерской.

Для 5 типа дополнительно должна быть предусмотрена еще возможность реализации нескольких вариантов эвакуации из каждой зоны пожарного оповещения и координированное управление из одного пожарного поста-диспетчерской всеми системами здания, связанными с обеспечением безопасности людей при пожаре.

Оповещатели не должны иметь регуляторов громкости и должны подключаться к сети электропитания и (или) к линиям оповещения с помощью пайки или под винт, причем клеммы должны быть продублированы для обеспечения соединения входных и выходных проводов не путем прямого контакта между проводниками, а через клеммы пожарного оповещателя. Звуковые сигналы оповещения должны отличаться по тональности от звуковых сигналов другого назначения. Световые оповещатели должны обеспечивать контрастное восприятие информации при освещенности в диапазоне от 1 до 500 лк.

d0b1d0b5d0b7d18bd0bcd18fd0bdd0bdd18bd0b92099

Мигающий световой оповещатель должен иметь частоту мигания в диапазоне от 0,5 до 5 Гц. Соединительные линии в СОУЭ с речевым оповещением, а также радиоканальные соединительные линии должны быть обеспечены системой автоматического контроля их работоспособности.

В дополнение к традиционным указателям эвакуационного выхода на рынке систем оповещения появились звуковые оповещатели нового класса — Exit Point, которые обеспечивают эвакуацию при задымлении, когда визуальные средства становятся неэффективными. Время эвакуации сокращается до 75%. В отличие от обычных звуковых оповещателей Exit Point использует широкополосный шумовой сигнал во всем звуковом диапазоне. Человек легко определяет точное направление на этот источник даже в условиях замкнутых помещений с отражениями от окружающих предметов.

Очень много вопросов возникает при проектировании систем речевого оповещения в части требуемой полосы воспроизводимых частот. С одной стороны, в своде правил СП3.13130 предусмотрено, что речевые оповещатели должны воспроизводить нормально слышимые частоты в диапазоне от 200 до 5000 Гц. С другой стороны, в ГОСТ Р 53325 для речевых оповещателей предусмотрен диапазон воспроизводимых частот не уже, чем от 500 до 3500 Гц при неравномерности частотной характеристики в диапазоне не более 1б дБ, что вроде как значительно уже, чем предусмотрено сводом правил. Но тут есть одна трудность: в своде правил не определена неравномерность этой частотной характеристики. Поэтому можно сделать заключение, что любой опо-вещатель, соответствующий ГОСТ Р 53325, будет соответствовать и требованиям свода правил, просто сигналы с частотами от 3500 до 5000 Гц будут воспроизводиться намного тише сигналов в полосе частот от 500 до 3500 Гц, а другого и не требуется. И это совсем не страшно.

Живучесть СОУЭ при пожаре

Системы оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией должны функционировать в течение всего времени, необходимого для завершения эвакуации людей из здания, сооружения, строения.

По надежности электроснабжения СОУЭ относятся к 1-й категории. При этом в системе оповещения людей должно осуществляться автоматическое переключение с основного источника питания на резервный. При использовании в качестве резервного питания аккумуляторной батареи время работы СОУЭ в дежурном режиме от неразряженного источника должно быть не менее 24 часов, время работы технических средств оповещения от резервного источника в тревожном режиме рассчитывается из времени, необходимого для завершения эвакуации людей. Таким образом, имеем необходимость работы от резервных источников питания в дежурном режиме не менее 24 часов и в режиме оповещения и управления эвакуацией людей в течение времени, необходимого для ее завершения. Вот из расчета этого и надо в систему закладывать емкость резервных источников питания.

Максимальная температура, при которой СОУЭ и речевые оповещатели должны сохранять работоспособность, должна быть не ниже 550 °С.

Оповещатели не должны иметь регуляторов громкости и должны подключаться к сети электропитания и (или) к линиям оповещения с помощью пайки или под винт

Контроль линий оповещения и управления.

Стоит отметить, что чаще всего выделяют четыре способа контроля цепей нагрузок в общей классификации методов контроля:

    — контроль через дополнительные линии;
    — контроль по импедансу (по установленной мощности);
    — контроль по адресным меткам;
    — контроль по постоянному току с применением блокирующих элементов.

Производители блоков речевого оповещения используют различные способы контроля работоспособности линий оповещения и управления, остановимся на каждом способе подробнее.

1. Контроль через дополнительные линии.

d0b1d0b5d0b7d18bd0bcd18fd0bdd0bdd18bd0b92093

Рис. 3. Контроль через дополнительные линии.

Контроль через дополнительные линии оправдан, если необходимо использовать оповещатели разных производителей в одной системе, и если эта необходимость имеет большее значение, чем стоимость дополнительных монтажных затрат (стоимость контрольных проводов и их монтаж).

Минусы способа:
— дополнительны затраты по прокладке контрольных проводов.
— использование ППКОП для контроля за целостностью линий.

2. Контроль по импедансу.

d0b1d0b5d0b7d18bd0bcd18fd0bdd0bdd18bd0b92094

Рис. 4. Контроль по импедансу (установленной мощности).

Так как по цепи пропускается переменный ток, то чтобы акустические системы не воспроизводили тестовый сигнал контроля частота переменного напряжения выбирается выше звукового барьера слышимого человеком ухом, то есть в районе 20-30кГц. Б`ольшая частота увеличит вклад реактивной составляющей линии связи в общую картину и потребует более высоких вычислительных ресурсов контролирующего прибора.

Основная проблема практического использования способа заключается в значительной индуктивной и емкостной составляющих линии оповещения, а также влияния факторов окружающей среды (температура, влажность, электромагнитные помехи). В результате такого влияния погрешность может составлять 20 и более процентов.

Плюсы способа:
— возможность контроля линии оповещения и оповещателей (особенно при малом их количестве (погрешность 20%);
— для работы и контроля достаточно двух проводов.
— нет необходимости в дополнительных блокирующих элементах.

Минусы способа:
— высокая стоимость прибора контроля;
— высокая погрешность способа контроля, особенно при большом числе оповещателей.

3. Контроль по адресным меткам.

Принцип работы системы с контролем по адресным меткам очень похож на работу адресных и адресно-аналоговых систем охранно-пожарной сигнализации. Суть способа – каждый оповещатель имеет свой адрес, который передается на прибор управления. Вместе с адресом оповещатель может передавать свое состояние и различные другие параметры в цифровом виде. Надо заметить, что это наиболее перспективный на сегодняшний день способ контроля, хотя его распространение довольно узкое из-за высокой цены (см. рис.5.). Основное применение метод нашел в радиоканальных системах речевого оповещения.

d0b1d0b5d0b7d18bd0bcd18fd0bdd0bdd18bd0b92095

Рис. 5. Способ контроля по адресным меткам.

Плюсы способа:
— автоматический контроль линии трансляции и оповещателей;
— контроль состояния оповещателей и дополнительных параметров.

Минусы способа:
— высокая стоимость оборудования;
— использование оповещателей только определённых производителей.

4. Контроль по постоянному току.

Способ контроля по постоянному току реализуется увеличением сопротивления звукового оповещателя (или первичной обмотки трансформатора звукового оповещателя в трансляционных системах оповещения) постоянному току последовательным включением блокирующего элемента (конденсатора). Блокирующий конденсатор выбирается достаточно большой емкости, чтобы избежать сужения воспроизводимого динамиком звукового диапазона (см. рис.6.).

d0b1d0b5d0b7d18bd0bcd18fd0bdd0bdd18bd0b92096

Рис. 6. Способ контроля по постоянному току с блокирующими элементами.

Плюсы способа:
— достоверный контроль линии оповещения по всей длине;
— контроль снятия акустических систем;
— для работы и контроля достаточно двух проводов.

Минусы способа:
— сложность контроля работоспособности самих оповещателей;
— при использовании оповещателей других производителей необходимо устанавливать внешние конденсаторы для работы функции контроля.

В целом, все перечисленные методы контроля линий оповещения имеют право на существование и отличаются в основном глубиной контроля, сложностью прибора управления и стоимостью монтажных работ.

Приказ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны,

чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

от 20 июня 2003 г. № 323 г. Москва

Об утверждении норм пожарной безопасности

2. Настоящий приказ довести до заместителей Министра, начальников (руководителей) департаментов, начальника Главного управления Государственной противопожарной службы, начальников управлений и самостоятельных отделов центрального аппарата МЧС России, начальников региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пожарно-технических, научно-исследовательских и образовательных учреждений в установленном порядке.

Министр С. Шойгу

НОРМЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

СИСТЕМЫ ОПОВЕЩЕНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ЭВАКУАЦИЕЙ ЛЮДЕЙ ПРИ ПОЖАРАХ В ЗДАНИЯХ И СООРУЖЕНИЯХ

Дата введения в действие 30 июня 2003 г.

Внесены и подготовлены к утверждению нормативно-техническим отделом Главного управления Государственной противопожарной службы (ГУГПС МЧС России).

Согласованы с Госстроем России письмом от 21.03.2003 г. № 9-18/218.

Утверждены приказом МЧС России от 20 июня 2003 г. № 323.

Взамен НПБ 104-95.

1. Область применения

1.1. Настоящие нормы устанавливают требования пожарной безопасности к системам оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) людей при пожарах в зданиях и сооружениях (далее - зданиях).

1.2. Настоящие нормы устанавливают типы СОУЭ и определяют перечень зданий, подлежащих оснащению этими системами.

1.3. При проектировании СОУЭ наряду с настоящими нормами следует руководствоваться также другими нормативными документами, утвержденными в установленном законом порядке.

2. Термины и определения

В настоящих нормах приняты термины и определения (за исключением приведенных ниже) в соответствии с СТ СЭВ 383, ГОСТ 12.1.003, ГОСТ 12.1.004, ГОСТ 12.1.033, ГОСТ Р 12.4.026, НПБ 77, НПБ 88 и СНиП 21-01.

Зона пожарного оповещения – часть здания, где проводится одновременное и одинаковое по способу оповещение людей о пожаре.

Технические средства оповещения – звуковые, речевые, световые и комбинированные пожарные оповещатели, приборы управления ими, а также эвакуационные знаки пожарной безопасности.

Статический указатель – эвакуационный знак пожарной безопасности с постоянным смысловым значением.

Динамический указатель – эвакуационный знак пожарной безопасности с изменяемым смысловым значением.

Автоматическое управление – приведение в действие СОУЭ командным импульсом автоматических установок пожарной сигнализации или пожаротушения.

Полуавтоматическое управление – приведение в действие СОУЭ диспетчером при получении командного импульса от автоматических установок пожарной сигнализации или пожаротушения.

3. Общие положения

3.1. Оповещение и управление эвакуацией людей при пожаре должно осуществляться одним из следующих способов или их комбинацией:

подачей звуковых и (или) световых сигналов во все помещения здания с постоянным или временным пребыванием людей;

трансляцией текстов о необходимости эвакуации, путях эвакуации, направлении движения и других действиях, направленных на обеспечение безопасности людей;

трансляцией специально разработанных текстов, направленных на предотвращение паники и других явлений, усложняющих эвакуацию;

размещением эвакуационных знаков безопасности (далее указателей) на путях эвакуации;

включением эвакуационных знаков безопасности;

включением эвакуационного освещения;

дистанционным открыванием дверей эвакуационных выходов (например, оборудованных электромагнитными замками);

связью пожарного поста‑диспетчерской с зонами пожарного оповещения.

3.2. СОУЭ должна проектироваться с целью реализации планов эвакуации.

При проектировании СОУЭ должна предусматриваться возможность ее сопряжения с системой оповещения гражданской обороны.

3.3. СОУЭ должна включаться от командного импульса, формируемого автоматической установкой пожарной сигнализации или пожаротушения, за исключением случаев приведенных в п. 3.4 и 3.6 настоящих норм.

3.4. Допускается использовать в СОУЭ дистанционное и местное включение*, если в соответствии с нормативными документами для данного вида зданий не требуется оснащение автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией.

* Термины дистанционное и местное включение определены в нормативных документах по пожарной безопасности, утвержденных в установленном порядке.

Пусковые элементы должны быть выполнены и размещены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ручным пожарным извещателям.

3.5. Допускается осуществлять включение СОУЭ при срабатывании одного пожарного извещателя, если выполняются условия, изложенные в нормативных документах по пожарной безопасности, утвержденных в установленном порядке.

3.6. Допускается использовать в СОУЭ 3-5-го типов полуавтоматическое управление, а также дистанционное и местное включение в отдельных зонах оповещения.

Выбор вида управления определяется организацией-проектировщиком в зависимости от функционального назначения, конструктивных и объемно-планировочных решений здания исходя из условия обеспечения безопасной эвакуации людей при пожаре. В качестве такого условия могут быть применены требования нормативных документов по пожарной безопасности, утвержденных в установленном порядке в части обеспечения безопасности людей при пожаре.

3.7. При разделении здания на зоны оповещения должна разрабатываться специальная очередность оповещения людей, находящихся в защищаемом объекте.

3.8. Размеры зон пожарного оповещения, специальная очередность оповещения и время начала оповещения в отдельных зонах определяются, исходя из условия обеспечения безопасной эвакуации людей при пожаре. Допускается в качестве такого условия использовать требования нормативных документов по пожарной безопасности, утвержденных в установленном порядке, в части обеспечения безопасности людей при пожаре.

3.9. СОУЭ должна функционировать в течение времени, необходимого для завершения эвакуации людей из здания.

Провода и кабели соединительных линий СОУЭ следует прокладывать в строительных конструкциях, коробах или каналах из негорючих материалов.

3.10. Исполнение технических средств оповещения должно соответствовать требованиям нормативных документов по пожарной безопасности, утвержденных в установленном порядке.

3.11. Размещение световых указателей и эвакуационных знаков пожарной безопасности должно выполняться в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности, утвержденных в установленном порядке.

3.12. Эвакуационное освещение предусматривается в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности, утвержденных в установленном порядке.

3.13. Эвакуационные световые указатели включаются одновременно с основными осветительными приборами рабочего освещения.

Допускается использовать эвакуационные световые указатели, автоматически включаемые при получении СОУЭ командного импульса о начале оповещения о пожаре и (или) аварийном прекращении питания рабочего освещения.

3.14. Звуковые сигналы СОУЭ должны обеспечивать общий уровень звука, уровень звука постоянного шума вместе со всеми сигналами, производимыми оповещателями не менее 75 дБА на расстоянии 3 м от оповещателя, но не более 120 дБА в любой точке защищаемого помещения.

3.15. Для обеспечения четкой слышимости звуковые сигналы СОУЭ должны обеспечивать уровень звука не менее чем на 15 дБА выше допустимого уровня звука постоянного шума в защищаемом помещении. Измерение проводится на расстоянии 1,5 м от уровня пола.

3.16. В спальных помещениях звуковые сигналы СОУЭ должны иметь уровень звука не менее чем на 15 дБА выше уровня звука постоянного шума в защищаемом помещении, но не менее 70 дБА. Измерения проводятся на уровне головы спящего человека.

3.17. Настенные звуковые оповещатели, как правило, должны крепиться на высоте не менее 2,3 м от уровня пола, но расстояние от потолка до оповещателя должно быть не менее 150 мм.

3.18. В защищаемых помещениях, где люди находятся в шумозащитном снаряжении, или с уровнем звука шума более 95 дБА, звуковые оповещатели должны комбинироваться со световыми, допускается использование световых мигающих оповещателей.

3.19. Речевые оповещатели должны воспроизводить нормально слышимые частоты в диапазоне от 200 до 5000 Гц. Уровень звука информации от речевых оповещателей должен соответствовать требованиям настоящих норм для звуковых оповещателей, изложенных в пп. 3.14-3.16 настоящих норм.

3.20. Установка громкоговорителей и других речевых оповещателей в защищаемых помещениях должна исключать концентрацию и неравномерное распределение отраженного звука.

3.21. Настенные речевые оповещатели должны располагаться таким образом, чтобы их верхняя часть была на расстоянии не менее 2,3 м от уровня пола, но расстояние от потолка до верхней части оповещателя должно быть не менее 150 мм.

3.22. Количество звуковых и речевых пожарных оповещателей, их расстановка и мощность должны обеспечивать уровень звука во всех местах постоянного или временного пребывания людей в соответствии с требованиями пп. 3.14-3.16 настоящих норм.

3.23. Оповещатели не должны иметь регуляторов громкости и должны подключаться к сети без разъемных устройств.

3.24. Звуковые сигналы оповещения должны отличаться по тональности от звуковых сигналов другого назначения.

3.25. Коммуникации СОУЭ допускается проектировать совмещенными с радиотрансляционной сетью здания.

3.26 Требования к электроснабжению, заземлению, занулению, выбору кабелей и проводов сетей СОУЭ следует принимать в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности, утвержденных в установленном порядке.

3.27. Управление СОУЭ должно осуществляться из помещения пожарного поста‑диспетчерской или другого специального помещения, отвечающего требованиям, изложенным в нормативных документах по пожарной безопасности, утвержденных в установленном порядке.

4. Типы систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях

4.1. Нормами предусмотрено пять типов СОУЭ, в зависимости от способа оповещения, деления здания на зоны оповещения и других характеристик, приведенных в таблице 1.

Характеристика СОУЭ Наличие указанных характеристик у различных типов СОУЭ
1 2 3 4 5
1. Способы оповещения:
Звуковой (сирена, тонированный сигнал и др.) + + * * *
Речевой (передача специальных текстов) + + +
Световой:
а) световые мигающие указатели * * * * *
б) световые оповещатели “Выход” * + + + +
в) статические указатели направления движения * * + *
г) динамические указатели направления движения * +
2. Разделение здания на зоны пожарного оповещения * + +
3. Обратная связь зон оповещения с помещением пожарного поста‑диспетчерской * + +
4. Возможность реализации нескольких вариантов организации эвакуации из каждой зоны оповещения * +
5. Координированное управление из одного пожарного поста‑диспетчерской всеми системами здания, связанными с обеспечением безопасности людей при пожаре +

1. + требуется; * допускается; – не требуется.

2. Допускается использование звукового способа оповещения для СОУЭ 3 – 5 типов в отдельных зонах оповещения.

3. В зданиях, где находятся (работают, проживают, проводят досуг) глухие и слабослышащие люди, требуется использование световых или световых мигающих оповещателей.

4. СОУЭ 3-5 типов относятся к автоматизированным системам.

5. Определение типов систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре для зданий и сооружений различного назначения

5.1. Тип СОУЭ для зданий определяется по таблице 2. Допускается использование более высокого типа СОУЭ для зданий при соблюдении условия обеспечения безопасной эвакуации людей.

круглогодичного действия (наибольшая вместимость зала, чел)

1. Требуемый тип СОУЭ определяется по значению нормативного показателя. Если число этажей более, чем допускает данный тип СОУЭ для зданий данного функционального назначения или в таблице 2 нет значения нормативного показателя, то требуемый тип СОУЭ определяется по числу этажей здания.

2. Под нормативным показателем площади пожарного отсека в настоящих нормах понимается площадь этажа между противопожарными стенами.

3. На объектах, где в соответствии с таблицей 2 требуется оборудование здания СОУЭ 4-го или 5-го типа, окончательное решение по выбору СОУЭ принимается проектной организацией.

4. В помещениях и зданиях, где находятся (работают, проживают, проводят досуг) люди с физическими недостатками (слабовидящие, слабослышащие), СОУЭ должна учитывать эти особенности.

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

Главное управление Государственной

(ГУГПС МЧС России)

129085, Москва, Звездный бульвар,7

Телефон 217-20-59 Телефакс: 216-85-74

28.07.2004 № 18/4/2098

О разъяснении требований НПБ 104-03

Первым заместителям начальников

ГУ ГОЧС Субъектов Российской

по пожарному надзору

Субъектов Российской Федерации

В связи с поступающими запросами по применению требований НПБ 104-03 "Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях", Главное управление Государственной противопожарной службы МЧС России направляет свои разъяснения по проектированию данных систем.

Приложение по тексту: на 3 л.

Первый заместитель начальника-

заместитель главного государственного

инспектора Российской Федерации

по пожарному надзору

Разъяснение Главного управления Государственной противопожарной службы МЧС России по вопросам применения требований норм пожарной безопасности НПБ 104-03 "Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях"

1. О применении пластиковых коробов, не распространяющих горение, при прокладке соединительных линий СОУЭ.

Основным требованием, заложенным в п. 3.9 НПБ 104-03 является обеспечение выполнения СОУЭ своих функций в течение всего периода времени, необходимого для завершения эвакуации людей из здания. Временные параметры обеспечения безопасной эвакуации людей из здания в соответствии с п. 3.8 могут определяться на основании требований нормативных документов по пожарной безопасности, т. е. в виде жестко заданного отрезка времени или с помощью расчетных сценариев, что допускается п. 4.5 СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений".

При решении вопроса о возможности использования для прокладки проводов и кабелей соединительных линий СОУЭ пластиковых проводов необходимо учитывать, что провода и кабели наряду с техническими средствами и соединительными линиями являются одним из элементов системы. При этом на них, как и на другие элементы СОУЭ допускается воздействие опасных факторов пожара, лишь в той степени, в которой это воздействие не приведет к отказу системы, в течение времени, необходимого для завершения эвакуации людей из здания. Это условие можно записать в следующем виде:

где tp - расчетное время эвакуации людей, мин;

tотк - время от начала пожара до момента отказа СОУЭ в результате воздействия опасных факторов пожара, мин;

tн.э. - интервал времени от возникновения пожара до начала эвакуации людей, мин.

При выполнении этого условия возможно допустить применение пластиковых коробов.

2. Об обратной связи при построении СОУЭ 4 и 5 типов.

В НПБ 104-03 "Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях" необходимость обратной связи зоны оповещения с помещением поста - диспетчерской предусмотрена для СОУЭ 4 и 5 типов. В качестве такой связи возможно использовать внутреннюю телефонную сеть здания и другие технические средства, позволяющие диспетчеру (дежурному радиотелефонисту) получать оперативную информацию о процессе эвакуации, месте возгорания, распространении ОФП, а также передавать управляющие команды лицам ответственным за эвакуацию в зонах оповещения.

3. О разработке спецтекстов для речевого оповещения.

Разработкой спецтекстов в настоящее время занимаются сами проектировщики СОУЭ. Пока не существует утвержденных, типовых текстов для речевого оповещения. Однако основные требования к тексту оповещения можно сформулировать так:

- должен учитывать несколько основных ситуаций, которые могут возникнуть при пожаре;

- способствовать предотвращению паники;

- содержать общеупотребительные слова, простые предложения;

- указывать на последовательность действий людей при пожаре;

- способствовать изменению субъективной оценки опасности возникшей ситуации.

4. О размещении пункта управления СОУЭ.

5. О сопряжении СОУЭ с системой оповещения гражданской обороны.

6. О необходимости устройства системы оповещения людей о пожаре, если на этаже здания находится меньше 10 человек.

Необходимость установки и тип СОУЭ определяется в соответствии с п. 5.1 табл. 2 НПБ 104-03. Допускается не предусматривать систему оповещения людей о пожаре, если на этаже здания находится меньше 10 человек и для данного здания в соответствии с п. 5.1 табл. 2 НПБ 104-03 не требуется система оповещения людей о пожаре.

При единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара. Система (установка) оповещения людей о пожаре, предусмотренная п. 16 ППБ 01-03, должна быть спроектирована с целью реализации планов эвакуации (п. 3.2 НПБ 104). Таким образом, полагаем целесообразным в целях реализации требований п. 16 ППБ 01-03 (при отсутствии требований НПБ 104 по оборудованию здания СОУЭ) предусмотреть способ оповещения с использованием световых оповещателей "Выход" и статических указателей направления движения. В случае нахождения на этих этажах глухих и слабослышащих людей необходимо также предусмотреть использование световых мигающих оповещателей.

Пожарные сигнализации относятся к высокоэффективным средствам защиты различных объектов от возможного пожара. Установка такого рода оборудования позволит своевременно выявить очаги возгорания, предупредить об этом соответствующие службы и включить автоматические системы пожаротушения. Чтобы пожарная сигнализация могла успешно выполнить все перечисленные функции она должна работать постоянно и отказоустойчиво. Такая работа возможна только в том случае если обеспечивается бесперебойное питание пожарной сигнализации.

Система питания пожарной сигнализации должна гарантировать эффективную и непрерывную работу большого количества устройств, составляющих систему пожарной сигнализации, а именно:

  • электронного пульта контроля и управления; ;
  • сигнально пусковых систем и устройств;
  • специальных извещателей и разного рода датчиков; ;
  • средств автоматического пожаротушения.

Каждое из перечисленных устройств потребляет определенный ток и требует бесперебойного питания для своего успешного функционирования и выполнения поставленной задачи в случае возникновения пожара.

Источник бесперебойного питания ПС

Требования к электропитанию пожарной сигнализации

Согласно нормативной документации по пожарной безопасности различных объектов для поддержки работоспособности всех устройств следует использовать питание пожарной сигнализации, которое обеспечит непрерывную подачу требуемого напряжения ко всем устройства защитного противопожарного комплекса. Системы и устройства, которые входят в состав противопожарного оборудования относятся к первой категории электрических устройств по обеспечению надежности их электропитания. Соответственно этому они должны питаться от системы бесперебойного электропитания, которая включает в свой состав независимые источники питания для пожарной сигнализации. Это могут быть два источника переменного тока либо один источник переменного тока и один источник постоянного тока. Переключение между источниками подачи рабочего напряжения должно осуществляться в автоматическом режиме при выходе из строя основного блока питания согласно нормам. В качестве резервного источника питания могут применяться аккумуляторные батареи. Они представляют собой высокоэффективное резервные блоки электропитания, которые могут поддерживать функционирование всех компонентов систем противопожарной безопасности на протяжении одних суток, при условии, что устройства находятся в дежурном режиме, или на протяжении трех часов, если устройства работают в режиме тревоги.

Источник резервного питания для ПС

Установка основного и резервного источника питания

Питание систем охранно-пожарной сигнализации может осуществляться от одной из свободных групп щитов дежурного освещения, при условии, что они присутствуют на объекте. Если таких щитов нет, то для подключения систем пожарной сигнализации устанавливаются отдельные электрические щиты с требуемым количеством групп подключения. Эти щиты следует устанавливать в охраняемых помещениях или в специально оборудованных металлических запираемых шкафах, если щиты устанавливаются вне помещений.

Аккумуляторные батареи, которые работают, как резервный источник питания пожарной сигнализации следует располагать на специально подготовленных поддонах, которые отличаются высокой защитой от агрессивных воздействий внешней среды. Такие поддоны должны оборудоваться в соответствии с требованиями к устройствам противопожарной защиты.

При увеличении длины питающей линии увеличивается ее электрическое сопротивление, а соответственно увеличиваются и потери рабочей мощности на коммутационных проводах. Чтобы максимально уменьшить потери на проводниках нужно использовать кабеля с большим сечением токопроводящей жилы. Если на объекте предусматривается большое количество противопожарных систем и установок, то охранно-пожарный комплекс следует разбивать на отдельные подсистемы, каждая из которых будет иметь отдельное электропитание. Для каждой из таких подсистем осуществляют расчет тока потребления, в соответствии с которым подбирают нужный источник питания, учитывая то, что он должен иметь запас по мощности в пределах 15…20%.

Выбор источника питания

Чтобы противопожарная система эффективно работала и выполняла все надлежащие ей функции, важно чтобы корректно работал блок питания для пожарной сигнализации. Эффективную работу может обеспечить только правильно подобранная система подачи электрического напряжения. При ее выборе следует учитывать несколько важных факторов, среди которых следующие:

  1. Диапазон питающего напряжения – согласно действующим нормативным документам источники питания, которые используются в составе охранно-пожарных систем, должны поддерживать работоспособность при изменении входного напряжения в пределах от 85 до 110% от номинального значения. Поскольку большинство систем питания используют переменный ток с напряжением 220 В, то они должны поддерживать работу с внешним напряжением, которое на них подается, в пределах от 187 до 240 В. Независимо от изменений напряжения в этом диапазоне, величина выходного напряжения, которое подается на устройство системы пожарной безопасности, должна находиться в пределах, которые указаны в техническом паспорте источника питания.
  2. Величина выходного тока – все источники питания, независимо от того какой тип их исполнения, рассчитаны на определенную величину выходного тока. Чтобы подобрать оптимальный блок питания охранно-пожарной сигнализации с требуемым выходным током нужно рассчитать величину тока потребления нагрузкой, которая будет подключена к источнику в режиме тревоги.
  3. Уровень пульсации напряжения – в соответствии с техническим паспортом устройств, входящих в состав систем сигнализации, они рассчитаны на определенный уровень пульсаций подаваемого на них напряжения. Этот параметр особенно важен, если используется высокочувствительные пожарные датчики и извещатели.

Расчет емкости резервного аккумулятора

Аккумуляторную батарею, которая будет применяться в качестве резервного источника питания нужно выбирать согласно норм противопожарной безопасности и выходя из расчета рабочего тока потребления, который должен обеспечить функционирование всех устройств и компонентов, которые входят в состав противопожарной сигнализации. Емкость аккумуляторной батареи должна быть такой, чтобы поддерживать безотказное функционирование всех устройств противопожарной системы на протяжении одной сутки, при условии, что она работает в обычном режиме. Если устройства работают в режиме пожарной тревоги то, резервное питание для пожарной сигнализации должно обеспечивать работу всей системы на протяжении трех часов. Чтобы правильно подобрать емкость аккумулятора нужно вычислить ток потребления всей противопожарной системы. Изначально определяют величину тока при ее работе в обычном режиме, а затем рассчитывают величину тока при работе в режиме тревоги. Из двух полученных значений выбирается максимальное – оно и будет рабочим током противопожарной системы, который должен обеспечивать автономный источник питания.

Заключение

Питание систем пожарной сигнализации является важным фактором, от которого зависит безопасность на объекте во время возникновения возгорания. Поэтому к выбору источников питания для противопожарной защиты следует уделять пристальное внимание. В этом случае лучше обратиться за помощью к специалистам, которые позволят правильно рассчитать все рабочие параметры источников питания, включая и емкость аккумуляторов для резервного питания. Кроме этого, специалисты помогут произвести монтаж системы питания и в последующем поддерживать ее работоспособность, выполняя периодическое техническое обслуживание. Экономить на источниках питания систем пожарной сигнализации не стоит, поскольку от их качества зависит не только материальный ущерб объекта, а и жизнь людей, которые там будут пребывать во время пожара.

Читайте также: