При передвижении по медицинской организации во избежание проскальзывания и падения работник обязан

Обновлено: 06.05.2024

Роспотребнадзор в письме от 20.04.2020 № 02/7376-2020-24 представил очередные рекомендации работодателям в отношении организации рабочего процесса в условиях распространения COVID-2019.

Во многом в письме дублируются положения предыдущего разъяснения от 10.03.2020 № 02/3853-2020-27. Мы писали об этом здесь.

Отметим, что Роспотребнадзор призывает работодателей закрепить порядок организации труда в условиях коронавируса в локальных актах. А также привлекать к дисциплинарной ответственности сотрудников, нарушающих установленные ограничения. Период, в течение которого необходимо соблюдать особый режим работы, ведомство не определяет. Поэтому работодателям в локальных актах целесообразнее прописать, что такой режим действует до нормализации эпидемиологической ситуации в регионе.

Далее перечислим наиболее важные рекомендации ведомства, приведенные в письме от 20.04.2020 № 02/7376-2020-24. В основном они касаются обеспечения дистанцирования и минимизации контактов.

1. Следует обеспечить соблюдение дистанции между работниками не менее 1,5 м с помощью сигнальной разметки на полу пропускного пункта и на подходе к нему, а также в других местах массового скопления людей.

Численность физлиц в одном помещении зависит от его площади и не должна превышать:

  • 5 человек – на площади до 50 кв. м;
  • 10 человек – на площади до 100 кв. м;
  • 25 человек – на площади до 200 кв. м;
  • 50 человек – на площади свыше 200 кв. м.

При наличии технической возможности необходимо предотвращать скопление сотрудников на входе и выходе из здания (на проходную предприятия). Для этого целесообразно:

  • вместо визуальной проверки документов использовать автоматические устройства, считывающие информацию;
  • если на предприятии сменный режим работы, следует максимально разделить входы на территорию организации и в само здание для работников разных подразделений, не контактирующих в течение смены. Также рекомендуется разделить начало и окончание рабочих смен на последовательные периоды. Промежутки между ними должны быть достаточными для того, чтобы сотрудники прошли через КПП, не создавая очереди.

2. Для ограничения социальных контактов между коллективами, участками, отделами, не связанными решением общих задач, следует:

  • размещать работников на разных этажах, в разных кабинетах, организовать трудовой процесс в несколько смен;
  • ограничить перемещение сотрудников в обеденный перерыв, а также выходы в перерывах за пределы территории организации и перемещение в другие отделы или помещения для целей, не связанных со служебными обязанностями;
  • выделить отдельных сотрудников для передвижения между отделами и снабжения их документами, материалами и т.п. Таких сотрудников нужно обеспечить средствами защиты органов дыхания (масками, респираторами) и перчатками;
  • сотрудников, у которых отсутствует личный транспорт, доставлять на работу и с работы транспортом со сбором (высадкой) в определенных точках населенного пункта. Транспортные средства организации необходимо регулярно дезинфицировать.

3. Роспотребнадзор в комментируемом письме вновь обратил внимание на соблюдение в организации санитарных норм и информирование работников о порядке действий в случае обнаружения признаков коронавируса. В этой части рекомендации ведомства состоят в следующем:

  • с периодичностью 1 раз в 4 часа проводить опрос сотрудников на признаки респираторных заболеваний и измерять температуру физлиц;
  • обеспечить сотрудников на рабочих местах запасом одноразовых масок (исходя из продолжительности рабочего дня и смены масок не реже 1 раза в 3 часа), дезинфицирующих салфеток, кожных антисептиков для обработки рук, дезинфицирующих средств, перчаток. Проинформировать работников о недопустимости повторного применения одноразовых масок и перчаток и о необходимости замены масок 1 раз в 3 часа;
  • каждые 2 часа проветривать помещения, применять в помещениях с постоянным нахождением работников бактерицидные облучатели воздуха рециркуляторного типа. Количество облучателей определяется исходя из площади помещения, а также режима их работы согласно инструкциям к данным установкам;
  • на промышленных предприятиях уделять повышенное внимание функционированию систем вентиляции и пылеподавления, следить за предельно допустимой концентрацией пыли и вредных веществ в воздухе рабочей зоны;
  • работников следует проинформировать о том, что если они на работе обнаружат у себя признаки коронавируса, нужно сообщить об этом уполномоченному должностному лицу и оставаться на рабочем месте до принятия решения о способе их транспортировки.

4. Специалисты Роспотребнадзора отметили, что предварительные и периодические медицинские осмотры сотрудники должны проходить в установленном порядке. Однако при выборе медицинской организации предпочтение следует отдавать тем, которые оснащены мобильным медицинским комплексом и могут выехать на предприятие.

Роспотребнадзор ранее также указывал, что в период коронавируса обязательные медосмотры не прекращаются (см. об этом здесь).

Как указано в письме Роспотребнадзора, перечисленные меры носят рекомендательный характер. Однако полагаем, что за их невыполнение может последовать административная ответственность в соответствии с ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ. Санкции по указанной статье применяются в случае нарушения действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

Ответственность по ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ предусматривает штраф в размере:

  • от 500 до 1000 рублей – в отношении должностных лиц;
  • от 500 до 1000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток – в отношении ИП;
  • от 10 000 до 20 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток – в отношении организаций.

В соответствии со статьей 209 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст.3; 2013, N 52, ст.6986) и подпунктом 5.2.28 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 26, ст.3528),
приказываю:
1. Утвердить Правила по охране труда в медицинских организациях согласно приложению.
2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 года и действует до 31 декабря 2025 года.

Приложение. Правила по охране труда в медицинских организациях

к приказу Министерства труда

и социальной защиты

от 18 декабря 2020 года N 928н

I. Общие положения

Требования Правил обязательны для исполнения работодателями юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и физическими лицами (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) при организации и осуществлении ими деятельности в области здравоохранения.
2. На основе Правил и требований технической документации организации - изготовителя медицинского оборудования, используемого в медицинских организациях (далее - организация-изготовитель), работодателем разрабатываются инструкции по охране труда для профессий и (или) видов выполняемых работ, которые утверждаются локальным нормативным актом работодателя с учетом мнения соответствующего профсоюзного органа либо иного уполномоченного работниками представительного органа (при наличии).
3. В случае применения методов работ, материалов, оборудования, требования к безопасному применению и выполнению которых не предусмотрены Правилами, следует руководствоваться требованиями соответствующих нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда и требованиями технической документации организации-изготовителя.
4. Работодатель вправе устанавливать дополнительные требования безопасности при выполнении работ, связанных с осуществлением медицинской деятельности, улучшающие условия труда работников.
5. При осуществлении медицинской деятельности в медицинских организациях на работников возможно воздействие вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса.
6. К вредным и (или) опасным факторам производственной среды и трудового процесса относятся:
1) биологические факторы, в том числе микроорганизмы-продуценты, живые клетки и споры, содержащиеся в бактериальных препаратах, патогенные микроорганизмы - возбудители инфекционных заболеваний;
2) химические факторы, в том числе химические вещества и смеси, измеряемые в воздухе рабочей зоны и на кожных покровах работников, в том числе некоторые вещества биологической природы (антибиотики, витамины, гормоны, ферменты, белковые препараты), которые получают химическим синтезом и (или) для контроля содержания которых используют методы химического анализа;
3) физические факторы - аэрозоли преимущественно фиброгенного действия, шум, инфразвук, ультразвук воздушный, вибрация общая и локальная, неионизирующие излучения (электростатическое поле, постоянное магнитное поле, в том числе гипогеомагнитное, электрические и магнитные поля промышленной частоты (50 Герц), переменные электромагнитные поля, в том числе радиочастотного диапазона и оптического диапазона (лазерное и ультрафиолетовое), ионизирующие излучения, параметры микроклимата (температура воздуха, относительная влажность воздуха, скорость движения воздуха, тепловое облучение), параметры световой среды (искусственное освещение (освещенность) рабочей поверхности);
4) тяжесть трудового процесса - показатели физической нагрузки на опорно-двигательный аппарат и на функциональные системы организма работника;
5) напряженность трудового процесса - показатели сенсорной нагрузки на центральную нервную систему и органы чувств работника;
6) угроза жизни и здоровью работников, связанная с возможным совершением в отношении них противоправных действий со стороны пациентов, их родственников и третьих лиц, или животных.
7. При организации медицинской деятельности работодатель обязан оценивать профессиональные риски, связанные с возможным причинением вреда здоровью работника в процессе его трудовой деятельности.
8. Допускается возможность ведения документооборота в области охраны труда в электронном виде с использованием электронной подписи или любого другого способа, позволяющего идентифицировать личность работника, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

II. Требования охраны труда, предъявляемые к организации проведения работ

9. При заключении трудового договора работодатель обязан обеспечить информирование работников о полагающихся им средствах индивидуальной защиты (далее - СИЗ), санитарно-гигиенической одежде, санитарной обуви и санитарных принадлежностях (далее - санитарная одежда), а работники обязаны правильно применять выданные им СИЗ, санитарную одежду.
10. На рабочем месте запрещается курить, принимать пищу, хранить личную одежду, употреблять алкогольные напитки, наркотические средства и иные токсические и сильнодействующие лекарственные препараты (в том числе психотропные).
11. Запрещается:
а) выполнять работы, не предусмотренные трудовыми обязанностями;
б) хранить и применять лекарственные средства, применяемые в медицинских целях, без этикеток, с нечитаемыми наименованиями, а также в поврежденной упаковке;
в) пробовать лекарственные средства, применяемые в медицинских целях, на вкус и запах;
г) работать с неисправным инструментом, на неисправном оборудовании, использовать неисправные приспособления, средства индивидуальной и коллективной защиты;
д) эксплуатировать медицинские изделия, не имеющие регистрацию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
12. Во время проведения медицинских манипуляций запрещено касаться руками в перчатках своих глаз, носа, рта, незащищенных участков кожи.
13. Безопасность работников при проведении технического обслуживания и ремонт медицинского оборудования должна обеспечиваться:
а) соответствующей квалификацией персонала, неукоснительным выполнением требований эксплуатационной документации и инструкций по охране труда;
б) соблюдением требований безопасности при проведении работ и использованием средств индивидуальной защиты.
14. При передвижении по медицинской организации во избежание проскальзывания и падения работник обязан обращать внимание на состояние пола в помещениях. Передвигаться по мокрым (мытым) полам необходимо с повышенной осторожностью. После влажной обработки на полу должны быть установлены предупреждающие таблички до высыхания пола.
15. Работники должны соблюдать нормы подъема и перемещения тяжестей (допустимые нагрузки).

Работодателю запрещается направлять работника на работу, где нагрузки превышают установленные нормы подъема и перемещения тяжестей.

III. Требования охраны труда, предъявляемые к территории медицинской организации (площадкам, помещениям)

16. Для обеспечения безопасности дорожного движения по территории медицинской организации должны быть разработаны и утверждены работодателем схема маршрутов движения транспортных средств и схема маршрутов движения пешеходов по территории. Схемы маршрутов движения должны быть вывешены перед въездом (входом) на территорию организации.

На территории медицинской организации должны быть установлены знаки ограничения скорости движения.
17. Временные выемки (ямы, канавы) или временно открытые люки в местах возможного нахождения людей должны своевременно закрываться (перекрываться) либо должны быть ограждены защитными ограждениями. На ограждении необходимо устанавливать предупреждающие надписи и (или) знаки, а в ночное время - сигнальное освещение.
18. Работодатель обязан обеспечить безопасную эксплуатацию зданий и сооружений, в том числе ликвидировать скользкие и травмоопасные участки территории (в зимнее время), принимать меры, исключающие падения работников.
19. На дверях помещений, где используются (хранятся) легковоспламеняющиеся вещества, должен быть установлен предупреждающий знак "Пожароопасно. Легковоспламеняющиеся вещества".
20. При перемещении по территории медицинской организации и в помещении, персонал должен пользоваться только установленными проходами, на которых отсутствуют препятствия в виде загроможденности и захламленности оборудованием, материалами и отходами производства, ям, траншей, кюветов, колодцев подземных коммуникаций, резервуаров с водой.
21. Территория медицинской организации должна быть освещена для прохода в темное время суток.

IV. Требования охраны труда при работе в инфекционных больницах (отделениях)

V. Требования охраны труда при работе в операционных блоках

26. При проведении операции вход в операционную персоналу, не участвующему в операции, запрещается.
27. Запрещается хранение в операционном зале предметов, не используемых во время операции.
28. Персоналу в операционном блоке запрещается носить одежду из шерсти, шелка, нейлона, капрона и других синтетических материалов во избежание накопления статических электрических зарядов на теле человека.
29. Персоналу в операционной запрещается носить браслеты, кольца, цепочки и другие металлические вещи.
30. Руки персонала, обслуживающего наркозные аппараты, а также лицо пациента не должны иметь следов масел, мазей и помады.
31. Перед эксплуатацией оборудования персонал должен визуально проверить целостность проводов, служащих для подключения к сети, и проводов, идущих от аппарата к пациенту.
32. Перед началом наркоза должна быть проведена проверка персонала на наличие электростатического заряда. Для его снятия каждый должен намеренно заземлить себя прикосновением руки к металлическому предмету, например, к металлической части операционного стола.
33. В случае возникновения электростатического разряда работник обязан немедленно покинуть операционную для устранения причин его накопления. Например, заменой обуви или одежды.
34. Обувь персонала должна быть на кожаной подошве или на подошве из электропроводной резины, поверх нее должны надеваться специальные операционные бахилы из хлопчатобумажной ткани. Запрещается носить в операционной обувь с подошвой из пластиков, резины или других диэлектриков.
35. В случае использования взрывоопасных ингаляционных веществ или воспламеняющихся дезинфицирующих веществ (для обработки рук) запрещается применять в невзрывозащищенном исполнении электрохирургические аппараты, дефибрилляторы, лампы-вспышки и другие устройства, способные действовать как источник воспламенения.
36. В операционной запрещается переливание газов из одного баллона в другой и введение дополнительных газов или наркотиков в баллоны, содержащие сжатые газы. Переливание должно производиться в специально оборудованных помещениях обученным персоналом.
37. Персонал операционного блока обязан:
а) привести в порядок рабочее место;
б) подвергнуть предстерилизационной очистке, стерилизации или дезинфекции инструментарий, детали и узлы приборов и аппаратов;
в) аппараты привести в исходное положение, предусмотренное инструкцией по эксплуатации;
г) провести влажную уборку операционного блока с использованием дезинфицирующих средств;
д) облучить помещение операционного блока ультрафиолетовым излучением;
е) проверить выключение электросети, вентиляции и газа.
38. Вынос из операционной использованного перевязочного материала и отходов (с целью утилизации) необходимо производить в закрытых емкостях.
39. О недостатках и неисправностях, обнаруженных во время работы, персонал должен сделать соответствующие записи в журнале технического обслуживания и сообщить руководителю.

VI. Требования охраны труда для выездной бригады скорой медицинской помощи

40. Перед началом работы старший по бригаде медицинский работник осматривает салон автомобиля скорой помощи, включая надежность крепления медицинской аппаратуры, исправность работы отопительных приборов, фиксации носилок, наличие в салоне автомашин посторонних предметов.

В случае обнаружения нарушений старший по бригаде медицинский работник обязан поставить в известность руководителя подстанции (отделения) скорой медицинской помощи для принятия решения о возможности дальнейшей эксплуатации автомобиля скорой помощи на линии без ущерба для здоровья как выездного медицинского персонала, так и госпитализируемых больных.

Оказание скорой медицинской помощи осуществляется после обеспечения сотрудниками полиции безопасных условий для доступа к пациентам и их осмотру медицинскими работниками выездной бригады скорой медицинской помощи.
43. В случае медицинской эвакуации пациента медицинский работник выездной бригады скорой медицинской помощи, назначенный старшим, имеет право разрешить сопровождение пациента родными и (или) близкими.

При этом общее количество лиц, находящихся в салоне автомашины, не должно превышать число мест, установленных заводом-изготовителем.
44. В случае возгорания автомобиля во время выполнения вызова, медицинские работники должны незамедлительно эвакуироваться из автомашины вместе с больным, если таковой имеется, и отойти на безопасное расстояние - 10-15 метров по радиусу и вызвать пожарную бригаду по телефону 101 и бригаду скорой помощи по телефону 103 или позвонить по единому номеру экстренных служб 112.
45. При контакте с инфицированным материалом, кровью и другими биологическими жидкостями от инфицированных пациентов, при их попадании на слизистые ротоглотки, носа и глаз, при получении пореза и укола инструментами необходимо произвести противоэпидимиологические мероприятия, предусмотренные главой XXII "Требования охраны труда при работе с кровью и другими биологическими жидкостями пациентов" Правил.
46. Использование санитарного транспорта не по назначению не допускается.

VII. Требования охраны труда при работе в рентгеновских отделениях (кабинетах)

47. Проведение медицинских рентгенологических процедур с диагностической, профилактической, терапевтической или исследовательской целями должно соответствовать установленным санитарно-гигиеническим требованиям
.
_______________

48. Работники, связанные с проведением рентгенологических исследований, проходят обучение по радиационной безопасности и по правилам работы с источниками ионизирующего излучения.

49. К самостоятельной работе в рентгенодиагностических отделениях допускаются лица, прошедшие специальную подготовку и отнесенные приказом по организации к соответствующей категории персонала (А и Б).

Применение средств индивидуальной защиты обязательно, если персонал находится в процедурной во время рентгенодиагностического исследования. Нормы использования СИЗ устанавливаются в зависимости от назначения рентгенодиагностического кабинета.
50. Запрещается рентгенолаборанту обслуживать одновременно два или более рентгеновских аппарата, работающих в разных кабинетах даже при общей комнате управления.
51. Перед началом работы персонал отделения должен проверить наличие индивидуальных дозиметров и закрепить их поверх санитарной одежды, убедиться в отсутствии посторонних лиц в процедурном помещении и провести визуальную проверку исправности рентгеновского аппарата (подвижных частей, электропроводки, высоковольтного кабеля, заземляющих проводов в кабинете и других частей). Затем следует произвести пробное включение рентгеновского аппарата на различных режимах работы из пультовой.
52. Перед началом проведения исследований пациента лица, работающие с источниками ионизирующего излучения в процедурной, должны надеть средства индивидуальной защиты в зависимости от номенклатуры средств защиты, предназначенных для работы в специализированном кабинете.
53. Перед началом работы персонал отделения должен убедиться в исправности систем вентиляции, водоснабжения, канализации и электроосвещения.
54. У входа в процедурную кабинета рентгенодиагностики на высоте 1,6-1,8 м от пола или над дверью должно размещаться световое табло (сигнал) "Не входить" бело-красного цвета, автоматически загорающееся при включении рентгеновского аппарата. Возможно нанесение на световой сигнал знака радиационной опасности.
55. При сменной работе рентгеновского кабинета порядок сдачи и приема смены определяется внутренней инструкцией с учетом функциональных особенностей каждого кабинета.
56. Влажная уборка помещений рентгенодиагностического отделения (кабинета) должна осуществляться ежедневно, после окончания работы. Во время уборки электроснабжение рентгеновской установки должно быть отключено.
57. При обнаружении свинцовой пыли на СИЗ работников и пациентов рентгенодиагностического отделения (кабинета) необходимо заменить используемые СИЗ и провести влажную уборку помещений.
58. По окончании работы должна проводиться влажная дезинфекция элементов и принадлежностей рентгеновской установки, с которыми соприкасаются пациенты при диагностике.
59. Периодически, не реже одного раза в месяц, должна проводиться полная уборка рентгенодиагностического отделения (кабинета) с мытьем стен, полов, дверей, подоконников, внутренней стороны окон.

На рабочем месте запрещается курить, принимать пищу, хранить личную одежду, употреблять алкогольные напитки, наркотические средства и иные токсические и сильнодействующие лекарственные препараты (в том числе психотропные).
Запрещается:
а) выполнять работы, не предусмотренные трудовыми обязанностями;
б) хранить и применять лекарственные средства, применяемые в медицинских целях, без этикеток, с нечитаемыми наименованиями, а также в поврежденной упаковке;
в) пробовать лекарственные средства, применяемые в медицинских целях, на вкус и запах;
г) работать с неисправным инструментом, на неисправном оборудовании, использовать неисправные приспособления, средства индивидуальной и коллективной защиты;
д) эксплуатировать медицинские изделия, не имеющие регистрацию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

4. На что должен обращать внимание работник при передвижении по медицинской организации во избежание проскальзывания и падения? Нужно ли устанавливать предупреждающие таблички после влажной обработки на полу до высыхания пола?

При передвижении по медицинской организации во избежание проскальзывания и падения работник обязан обращать внимание на состояние пола в помещениях. Передвигаться по мокрым (мытым) полам необходимо с повышенной осторожностью. После влажной обработки на полу должны быть установлены предупреждающие таблички до высыхания пола.

11. Что запрещается делать персоналу, обслуживающему инфицированных, пациентов?

Персоналу, обслуживающему пациентов, запрещается:
а) садиться на кровать пациентов;
б) появляться в отделении или на рабочем месте без спецодежды;
в) выходить в спецодежде за пределы инфекционного отделения или надевать верхнюю одежду на спецодежду, а также выносить спецодежду домой;
г) появляться в столовой или буфете в спецодежде;
д) пользоваться уборной, предназначенной для пациентов, посудой и другими вещами, находящимися в пользовании пациентов;
е) переходить из одного отделения в другое или входить в боксы и палаты без особой необходимости.

16. Из каких материалов запрещается носить одежду персоналу в операционном блоке? Почему?

Персоналу в операционном блоке запрещается носить одежду из шерсти, шелка, нейлона, капрона и других синтетических материалов во избежание накопления статических электрических зарядов на теле человека.

25. Какие меры предосторожности должны соблюдать медицинские работники, находящиеся в автомобиле скорой медицинской помощи во время движения?

27. Каковы действия медицинских работников в случае возгорания автомобиля скорой помощи во время выполнения вызова?

В случае возгорания автомобиля во время выполнения вызова, медицинские работники должны незамедлительно эвакуироваться из автомашины вместе с больным, если таковой имеется, и отойти на безопасное расстояние — 10 — 15 метров по радиусу и вызвать пожарную бригаду по телефону 101 и бригаду скорой помощи по телефону 103 или позвонить по единому номеру экстренных служб 112.

30. С какой периодичностью должна осуществляться влажная уборка помещений рентгенодиагностического отделения (кабинета)? Нужно ли отключать во время уборки электроснабжение рентгеновской установки?

Влажная уборка помещений рентгенодиагностического отделения (кабинета) должна осуществляться ежедневно, после окончания работы. Во время уборки электроснабжение рентгеновской установки должно быть отключено.

40. Что запрещается делать работникам при работе с МРТ?

При работе с МРТ работникам запрещается:
а) отключать защитные приспособления и устройства, блокировки, сигнализацию и другие предохранительные средства;
б) использовать МРТ при открытых защитных средствах (крышках, кожухах);
в) подвергать МРТ резким механическим воздействиям;
г) оставлять без присмотра включенные МРТ.

46. Какие предметы запрещается приносить и размещать персоналу и пациентам в помещения, где используются лазерные установки?

В помещения, где используются лазерные установки, персоналу и пациентам запрещается приносить и размещать бытовые зеркала, ювелирные украшения и иные предметы, способные давать зеркальные отражения.

70. Какие правила должен соблюдать медперсонал для предохранения себя от инфицирования через кожу и слизистые оболочки?

Для предохранения себя от инфицирования через кожу и слизистые оболочки медперсонал должен соблюдать следующие правила:
а) избегать притирающих движений при пользовании бумажным полотенцем, поскольку при этом повреждается поверхностный эпителий;
б) применять спиртовые дезинфекционные растворы для рук; дезинфекцию рук никогда не следует предпочитать использованию одноразовых перчаток; руки необходимо мыть водой с мылом, каждый раз после снятия защитных перчаток;
в) после любой процедуры необходимо двукратно мыть руки в проточной воде с мылом;
г) руки следует вытирать только индивидуальным полотенцем, сменяемым ежедневно, или салфетками одноразового использования;
д) избегать частой обработки рук раздражающими кожу дезинфектантами, не пользоваться жесткими щетками;
е) никогда не принимать пищу на рабочем месте, где может оказаться кровь или выделения пациента;
ж) сделать необходимые профилактические прививки в соответствии с национальным календарем профилактических прививок и календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям;
з) для защиты слизистых оболочек ротовой полости и носа необходимо применять защитную маску, плотно прилегающую к лицу;
и) надевать халат или фартук либо и халат, и фартук, чтобы обеспечить надежную защиту от попадания на участки тела биологических жидкостей. Защитная одежда должна закрывать кожу и одежду медперсонала, не пропускать жидкость, поддерживать кожу и одежду в сухом состоянии.

91. Перечислите вредные и (или) опасные производственные факторы/опасности, профессиональные риски при работе с кровью и другими биологическими жидкостями пациентов.

Высокий риск заражения гемоконтатными инфекциями при возникновении аварийных ситуаций.
Высокий риск травмирования при работе со специальными приборами, аппаратами, оборудованием и стеклянной посудой.
Высокий риск нервно-эмоционального напряжения.
Наличие вредных веществ, выделяющихся в воздух рабочей зоны.
Вынужденная рабочая поза.
Повышенный уровень шума на рабочем месте.
Повышенная ионизация воздуха.
Высокий уровень напряжения органов зрения.
Высокий риск возникновения аварийных ситуаций в условиях:
• дефицита рабочего времени;
• высокой нервно-эмоциональной нагрузки;
• работы в ночное время.

ВНИМАНИЕ.

ГДЕ ПОЧИТАТЬ
РАСШИРЕННЫЕ
КОМЕНТАРИИ?
• Требования Правил обязательны для
исполнения
работодателями
юридическими лицами независимо
от их организационно-правовых
форм и физическими лицами (за
исключением
работодателей
физических лиц, не являющихся
индивидуальными
предпринимателями)
при
организации и осуществлении ими
деятельности
в
области
здравоохранения.

РОЛЬ ПРОФКОМА
На основе Правил и требований
технической документации организацииизготовителя медицинского оборудования,
используемого
в
медицинских
организациях (далее - организацияизготовитель),
работодателем
разрабатываются инструкции по охране
труда для профессий и (или) видов
выполняемых
работ,
которые
утверждаются локальным нормативным
актом работодателя с учетом мнения
соответствующего профсоюзного органа
либо иного уполномоченного работниками
представительного органа

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ЭТИ ПРАВИЛА
НЕ ЗАТРАГИВАЮТ ВАШ ВОПРОС?
• В случае применения методов работ,
материалов,
оборудования,
требования
к
безопасному
применению и выполнению которых
не
предусмотрены
Правилами,
следует
руководствоваться
требованиями
соответствующих
нормативных
правовых
актов,
содержащих
государственные
нормативные требования охраны
труда и требованиями технической
документации
организацииизготовителя.

Насколько широки
права работодателя?
Работодатель
вправе
устанавливать дополнительные
требования безопасности при
выполнении работ, связанных с
осуществлением медицинской
деятельности,
улучшающие
условия труда работников.

ОТКУДА БЕРЁТСЯ
ВРЕДНОСТЬ УСЛОВИЙ
РАБОТЫ?
При
осуществлении
медицинской
деятельности
в
медицинских
организациях
на
работников
возможно
воздействие
вредных
и
(или)
опасных
факторов
производственной среды и трудового процесса. К вредным и
(или) опасным факторам производственной среды и
трудового процесса относятся:
1) биологические факторы, в том числе микроорганизмыпродуценты, живые клетки и споры, содержащиеся в
бактериальных препаратах, патогенные микроорганизмы возбудители инфекционных заболеваний;
2) химические факторы, в том числе химические вещества и
смеси, измеряемые в воздухе рабочей зоны и на кожных
покровах работников, в том числе некоторые вещества
биологической природы (антибиотики, витамины, гормоны,
ферменты, белковые препараты), которые получают
химическим синтезом и (или) для контроля содержания
которых используют методы химического анализа;
3) физические факторы - аэрозоли преимущественно
фиброгенного действия, шум, инфразвук, ультразвук
воздушный, вибрация общая и локальная, неионизирующие
Излучения (электростатическое поле, постоянное магнитное поле, в том числе гипогеомагнитное, электрические и магнитные поля
промышленной частоты (50 Герц), переменные электромагнитные поля, в том числе радиочастотного диапазона и оптического диапазона
(лазерное и ультрафиолетовое), ионизирующие излучения, параметры микроклимата (температура воздуха, относительная влажность воздуха,
скорость движения воздуха, тепловое облучение), параметры световой среды (искусственное освещение (освещенность) рабочей поверхности);
4) тяжесть трудового процесса - показатели физической нагрузки на опорнодвигательный аппарат и на функциональные системы организма
работника;
5) напряженность трудового процесса - показатели сенсорной нагрузки на центральную нервную систему и органы чувств работника.
6) угроза жизни и здоровью работников, связанная с возможным совершением в отношении них противоправных действий со стороны
пациентов, их родственников и третьих лиц, или животных.

ОБЯЗАННОСТИ
РАБОТОДАТЕЛЯ
При организации медицинской деятельности
работодатель
обязан
оценивать
профессиональные риски, связанные с
возможным причинением вреда здоровью
работника
в
процессе
его
трудовой
деятельности.

КАК ВЕСТИ
ДОКУМЕНТООБОРОТ
ПО ОХРАНЕ ТРУДА?
Допускается
возможность
ведения документооборота
в области охраны труда в
электронном
виде
с
использованием
электронной подписи или
любого другого способа,
позволяющего
идентифицировать личность
работника, в соответствии с
законодательством
Российской Федерации.

ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ ПРИНЯВ РАБОТНИКА?
При заключении трудового договора
работодатель
обязан
обеспечить
информирование
работников
о
полагающихся
им
средствах
индивидуальной защиты (далее - СИЗ),
санитарно-гигиенической
одежде,
санитарной
обуви
и
санитарных
принадлежностях (далее - санитарная
одежда), а работники обязаны правильно
применять выданные им СИЗ, санитарную
одежду.

ЧТО НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ?
На
рабочем
месте
запрещается
курить,
принимать пищу, хранить
личную
одежду,
употреблять алкогольные
напитки, наркотические
средства
и
иные
токсические
и
сильнодействующие
лекарственные
препараты (в том числе
психотропные).

ЧТО КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ?
• Запрещается:
а) выполнять работы, не предусмотренные
трудовыми
обязанностями;
б) хранить и применять лекарственные
средства, применяемые в медицинских
целях, без этикеток, с нечитаемыми
наименованиями, а также в поврежденной
упаковке;
в) пробовать лекарственные средства,
применяемые в медицинских целях, на вкус и
запах;
г) работать с неисправным инструментом, на
неисправном оборудовании, использовать
неисправные
приспособления,
средства
индивидуальной и коллективной защиты;
д) эксплуатировать медицинские изделия, не
имеющие
регистрацию
в
порядке,
установленном
законодательством
Российской
Федерации.

КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ВО ВРЕМЯ МАНИПУЛЯЦИЙ?
Во время проведения медицинских
манипуляций запрещено касаться руками
в перчатках своих глаз, носа, рта,
незащищенных участков кожи.
Безопасность работников при проведении
технического обслуживания и ремонт
медицинского оборудования должна
обеспечиваться:
а) соответствующей квалификацией
персонала, неукоснительным
выполнением требований
эксплуатационной документации и
инструкций по охране труда;
б) соблюдением требований
безопасности при проведении работ и
использованием средств индивидуальной
защиты.

ТРЕБОВАНИЯ К МЫТЬЮ ПОЛОВ
При передвижении по медицинской
организации
во
избежание
проскальзывания и падения работник
обязан
обращать
внимание
на
состояние
пола
в
помещениях.
Передвигаться по мокрым (мытым)
полам необходимо с повышенной
осторожностью.
После
влажной
обработки на полу должны быть
установлены
предупреждающие
таблички до высыхания пола.

ПОГРУЗКА И РАЗГРУЗКА
Работники должны соблюдать нормы подъема и
перемещения тяжестей (допустимые нагрузки).
Работодателю запрещается направлять
работника на работу, где нагрузки превышают
установленные нормы подъема и перемещения
тяжестей.
Приказ Министерства труда и социальной
защиты Российской Федерации от 17 сентября
2014 г. N 642н г. Москва "Об утверждении
Правил по охране труда при погрузочноразгрузочных работах и размещении грузов"

РАЗЪЯСНЕНИЯ ПО ПОГРУЗОЧНЫМ РАБОТАМ
Письмом Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.06.2016 N 15-2/ООГ-2247 подготовлены
разъяснения некоторых норм Правил по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и
размещении грузов.
Правила по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов, утвержденные
приказом Минтруда России от 17.09.2014 N 642н (далее - Правила), устанавливают государственные
нормативные требования охраны труда при выполнении погрузочно-разгрузочных работ и размещении
грузов и обязательны для исполнения работодателями - юридическими и физическими лицами
независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющими
погрузочно-разгрузочные работы и размещение грузов, за исключением работодателей - физических
лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.
Отмечается, что нормы Правил не противоречат постановлению Правительства РФ от 06.02.1993 N 105
"О новых нормах предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей
вручную" на основании следующего.
Указанным постановлением установлены нормы по подъему и перемещению тяжестей:
- при чередовании с другой работой (до 2 раз в час) - мужчинами - до 30 кг; женщинами - до 10 кг;
- постоянно в течение рабочей смены - мужчинами - до 15 кг; женщинами - до 7 кг.
Пунктом 32 Правил впервые, в целях сохранения здоровья работающих установлены предельно
допустимые нормы разового подъема (без перемещения) тяжестей: мужчинами - не более 50 кг;
женщинами - не более 15 кг (Правил).
Остальные нормы по подъему и перемещению тяжестей женщинами, установленные
законодательством, в том числе постановлением Правительства РФ от 06.02.1993 N 105, остались
неизменными.
Соответственно, при выполнении работ, связанных с подъемом и перемещением тяжестей, следует
руководствоваться как требованиями Правил, так и требованиями постановления Правительства РФ от
06.02.1993 N 105.

КАК ОРГАНИЗОВАТЬ ДВИЖЕНИЕ НА ВНЕШНЕЙ
ТЕРРИТОРИИ БОЛЬНИЦЫ?
Для
обеспечения
безопасности
дорожного движения по территории
медицинской организации должны
быть разработаны и утверждены
работодателем схема маршрутов
движения транспортных средств и
схема
маршрутов
движения
пешеходов по территории. Схемы
маршрутов движения должны быть
вывешены перед въездом (входом) на
территорию организации.

КАКИЕ ЗНАКИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ НА
ТЕРРИТОРИИ И НА ПОДЪЕЗДЕ К БОЛЬНИЦЕ?
На территории
медицинской
организации
должны быть
установлены знаки
ограничения
скорости движения.

ОБОЗНАЧЕНИЕ ЛЮКОВ РАЗНЫХ СЛУЖБ
Временные выемки (ямы,
канавы)
или
временно
открытые люки в местах
возможного
нахождения
людей
должны
своевременно закрываться
(перекрываться)
либо
должны быть ограждены
защитными ограждениями.
На ограждении необходимо
устанавливать
предупреждающие надписи
и (или) знаки, а в ночное
время
сигнальное
освещение.

СКОЛЬЗСКИЕ И ТРАВМООПАСНЫЕ УЧАСТКИ
Работодатель обязан обеспечить
безопасную эксплуатацию зданий
и сооружений, в том числе
ликвидировать
скользкие
и
травмоопасные
участки
территории (в зимнее время),
принимать меры, исключающие
падения работников.

ОБОЗНАЧЕНИЕ ПОЖАРООПАСНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ
На
дверях
помещений,
где
используются
(хранятся)
легковоспламеняющиеся
вещества,
должен
быть
установлен
предупреждающий
знак
"Пожароопасно.
Легковоспламеняющиеся вещества".

КАК ПЕРСОНАЛ ПЕРЕДВИГАЕТСЯ?
При
перемещении
по
территории
медицинской
организации и в помещении,
персонал
должен
пользоваться
только
установленными проходами,
на
которых
отсутствуют
препятствия
в
виде
загроможденности
и
захламленности
оборудованием, материалами
и отходами производства, ям,
траншей, кюветов, колодцев
подземных
коммуникаций,
резервуаров с водой.

ОСВЕЩЕНИЕ ТЕРРИТОРИИ
Территория
медицинской
организации
должна быть
освещена для
прохода
в
темное
время суток

ЧТО ДЕЛАТЬ С ВИРУСАМИ?
В целях снижения риска контаминации вирусами, бактериями и другими патогенами персонал, контактирующий с инфекционными пациентами,
обязан:
а) приходя на работу, снимать личную одежду и обувь и надевать спецодежду и санодежду, спецобувь, проходить санитарный пропускник при
приходе на работу и в обратном порядке по окончании рабочего дня;
б) хранить личную одежду в отдельной секции индивидуального шкафа, не допуская ее совместное хранение со спецодеждой;
в) периодически обеззараживать свои индивидуальные шкафы в гардеробной;
г) во время ухода за пациентами следить за чистотой рук (ногти рук должны быть коротко подстрижены) и спецодежды, после каждой манипуляции
с пациентами, соприкосновения с их выделениями или загрязненным бельем и посудой, проведения дезинфекции, а также перед приемом пищи и
по окончании работы мыть и дезинфицировать руки;
д) при мойке посуды столовой, медицинской, аптечной, а также посуды из-под выделений следует надевать прорезиненный фартук;
е) при входе в палату (бокс), где лежит инфекционный пациент и при выходе из нее, ноги необходимо вытирать о губчатый или поролоновый коврик
или ветошь, смоченные дезинфицирующим раствором;
ж) при входе в палаты для пациентов, инфицированных инфекциями, передающимися воздушно-капельным путем, при оказании иных видов
медицинской помощи таким больным, в период неблагополучия по заболеваемости гриппом, а также при уборке постелей и разборке
инфицированного белья обязательно надевать защитные медицинские маски (фильтрующие респираторы);
з)волосы полностью закрывать одноразовой медицинской шапочкой, манжеты рукавов халата застегивать (завязывать).

ПЕРСОНАЛУ, ОБСЛУЖИВАЮЩЕМУ ПАЦИЕНТОВ,
ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
а) садиться на кровать пациентов;
б) появляться в отделении или на
рабочем месте без спецодежды;
в) выходить в спецодежде за пределы
инфекционного отделения или надевать
верхнюю одежду на спецодежду, а также
выносить спецодежду домой;
г) появляться в столовой или буфете в
спецодежде;
д) пользоваться уборной,
предназначенной для пациентов,
посудой и другими вещами,
находящимися в пользовании пациентов;
е) переходить из одного отделения в
другое или входить в боксы и палаты без
особой необходимости.

РАБОТНИКИ, ОКАЗЫВАЮЩИЕ МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ НА ДОМУ
ИНФИЦИРОВАННЫМ ПАЦИЕНТАМ, ОБЯЗАНЫ:
• а) надевать и использовать необходимые санитарную
одежду и средства индивидуальной защиты, и не
снимать их при осмотре, опросе инфицированного
пациента, при нахождении в его квартире, доме;
• б) иметь запас медицинских масок в количестве не
менее 20 штук и предлагать их пациенту, прежде чем
приступить к опросу и осмотру;
• в) пациент во время осмотра и опроса медицинским
работником должен находиться в медицинской
маске;
• г) обрабатывать руки в перчатках дезинфицирующим
средством;
• д) после выхода из квартиры, дома инфицированного
пациента снять санитарную одежду и СИЗ, упаковать
их в пакет для медицинских отходов класса В и
обеспечить их дальнейшую транспортировку для
утилизации.

ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПРИ РАБОТЕ В
ОПЕРАЦИОННЫХ БЛОКАХ
При проведении операции вход в операционную
персоналу, не участвующему в операции, запрещается.
Запрещается хранение в операционном зале предметов,
не используемых во время операции.
Персоналу в операционном блоке запрещается носить
одежду из шерсти, шелка, нейлона, капрона и других
синтетических материалов во избежание накопления
статических электрических зарядов на теле человека.
Персоналу в операционной запрещается носить браслеты,
кольца, цепочки и другие металлические вещи.
Руки персонала, обслуживающего наркозные аппараты, а
также лицо пациента не должны иметь следов масел,
мазей и помады.
Перед эксплуатацией оборудования персонал должен
визуально проверить целостность проводов, служащих
для подключения к сети, и проводов, идущих от аппарата к
пациенту.

Читайте также: