В каком случае выплачивается минимальная компенсация за ухудшение правового положения работника

Обновлено: 19.05.2024

Целевое назначение минимальной компенсации – в Решении Конституционного Суда № Р-130/2001 – это минимально компенсировать работнику особенности, ухудшающие его правовое положение.

Ухудшение правового положения:

· Отсутствие у работника права увольнения по собственному желанию в пределах действия контракта;

· Право нанимателя уволить работника по истечению срока контракта;

· Дополнительные основания досрочного прекращения контракта;

· Дополнительные основания материальной ответственности.

Прекращение трудового контракта по дополнительным основаниям, предусмотренным законодательными актами

Особенности прекращения контракта:

2.Наличие 2 юридических фактов:

a.Истечение срока контракта;

b.Волеизъявление одной из сторон.

3.Дополнительная процедура, предусматривающая письменное предупреждение каждой из сторон, заключивших контракт, о решении продолжить или прекратить трудовые отношения не позднее чем за месяц до истечения срока действия контракта (пункт 1-1 Указа № 180).

В пункте 12 ППВС № 4 указано, что несоблюдение последнего условия о предупреждении (№3) может признаваться судом как нарушение установленного порядка увольнения с работы, которое не влечет восстановления на работе, а может явиться основанием для вынесения судом решения о возмещении морального вреда (статья 246 ТК).

Согласно буквальному толкованию оснований пункта 2.10 Декрета № 29 они все связаны с нарушением работником трудовой дисциплины, поэтому при их применении должны учитываться правила статьи 199, 200 ТК (смотри абзац 2 пункта 18 ППВС № 4).

Срок истекает в воскресенье – увольняем в пятницу.

Тема 12. Особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников

Понятие и основания дифференциации правового регулирования труда работников

Дифференциация регулирования труда руководителя организации

Специфика трудового договора с временными и сезонными работниками

Особенности труда работников-надомников и домашних работников

Особенности труда лиц, работающих по совместительству. Отличие совместительства от совмещения профессии (должности) (таблица)

Особенности регулирования труда женщин, работников, имеющих семейные обязанности и молодежи

Понятие и основания дифференциации правового регулирования труда работников

В трудовом праве единство в установлении условий труда предполагает учет особенностей, то есть дифференциацию правового регулирования, которая выражается путем установления специальных норм, предусматривающих эту специфику.

Формула дифференциации – единство гарантирует номинальное равенство субъектов права перед законом, а дифференциация вводит поправочные коэффициенты для обеспечения указанного равенства.

Дифференциация – лат. разделение целого на части. Необходимость дифференциации обусловлена тем, что общие нормы не могут обеспечить единство для эффективности регулирования труда тех работников, условия которых отличаются от обычных.

Принцип отрасли Составляющая метода
Петоченко, Штивельберг Гусова, Орловскй, Скачкова, Штивельберг

Цель дифференциации – обеспечить работникам, чей труд имеет определенную специфику равные с другими работниками возможности и условия для полноценной реализации права на труд.

Сущность дифференциации – это разделение норм на общие специальные.

Дифференцированное регулирование осуществляется 2 видам норм:

· Нормы-дополнения (а также нормы-приспособления);

Основания дифференциации – это объективные обстоятельства, обладающие устойчивыми признаками и требующие особого подхода к регулированию труда.

Два вида оснований:

Объективные основания:

Специфика трудовой деятельности Учитывается особый характер труда и условия труда
Территория, на которой выполняется работа Учитываются природно-климатические условия, экологическое состояние региона
Особая организация трудового процесса Совместители, надомники, лица работающие вахтовым методом
Двойная правовая регламентация деятельности работника Государственные служащие, милитаризованные государственные служащие, судьи

Субъективные (субъектные) основания:

В науке трудового права такие критерии иногда называются субъектными.

Работник · Половозрастные; · Психофизиологические особенности; · Наличие семейных обязанностей; · Гражданство.
Наниматель · его организационно-правовая форма (ЧУП, УП, ОДО, ООО, ОАО, ЗАО).

Дифференциация трудового права – это обусловленное объективными обстоятельствами разделение правовых норм на общие (регулирующие труд всех работников) и специальные (устанавливающие особенности правовой регламентации трудовых отношений некоторых категорий работников).

Нормы дополнения – предусматривают дополнительные правила для некоторых категорий работников (дополнительные основания прекращения трудового договора)

Нормы-изъятия – частично ограничивают применение общих правил (запрет труда лиц моложе 18 лет).

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.004)

Установлен новый порядок выплаты выходного пособия при увольнении

С 13 августа 2020 года начинает действовать новый порядок выплаты выходного пособия при увольнении в связи с сокращением штата и ликвидацией организации, установленный ст. 178 и 318 ТК РФ. Необходимость внесения изменений, в частности, связана с признанием положения о выплате пособия в случае ликвидации организации противоречащим Конституции РФ. Изменения затронули и общий порядок выплаты пособия при увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением штата работников. О нововведениях и расскажем в статье.

При расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ) либо сокращением численности или штата ее работников (п. 2 ч. 1 ст. 81) увольняемому работнику в день увольнения выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка.

Если после увольнения работник в течение 2 месяцев не смог устроиться на другую работу, он имеет право на средний месячный заработок за второй месяц трудоустройства. По общим правилам (не зафиксированным в Трудовом кодексе) работнику нужно было обратиться к работодателю с заявлением и подтверждением того, что он не трудоустроился. Таким подтверждением могла быть трудовая книжка или сведения о трудовой деятельности с отсутствием записи (сведений) о приеме на работу.

Если работник в течение 2 недель после увольнения встал на учет в службе занятости населения, ему полагается средний заработок за третий месяц трудоустройства. Для этого уволенный вместе с заявлением должен предоставить решение службы занятости.

В случае увольнения из организации, расположенной в районе Крайнего Севера или в приравненной к таким районам местности, по тем же основаниям средний месячный заработок на период трудоустройства за уволенным сохраняется в течение 3 месяцев. А если он в течение 1 месяца после увольнения обратился в службу занятости, средний заработок сохраняется в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения, но по решению органа службы занятости (ст. 318 ТК РФ).

К сведению

Момент, в который работник должен обратиться с заявлением о выплате пособия, и срок, в который работодатель должен его выплатить, ст. 178 и 318 ТК РФ установлены не были. Поэтому на практике бывший работник мог обратиться в любое время, а выплатить денежные средства работодателю рекомендовалось в ближайший день выплаты зарплаты сотрудникам. Если период трудоустройства составлял неполный месяц, средний заработок выплачивался за него пропорционально.

По действовавшим нормам работники, уволенные по сокращению штата, и работники, уволенные в связи с ликвидацией, находились в неравном положении, поскольку работники ликвидируемых организаций не всегда успевали получить средний заработок за все месяцы трудоустройства. Одна из уволенных работниц, оказавшаяся в такой ситуации, обратилась в Конституционный суд. И суд Постановлением от 19.12.2018 № 45‑П признал ч. 1 ст. 178 ТК РФ не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой это положение ущемляет права работников, уволенных по п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, и указал на необходимость внести в действующее законодательство изменения, устраняющие это несоответствие.

При этом до их внесения работодатели уже должны были обеспечить предоставление таким работникам гарантии, предусмотренной ч. 1 ст. 178 ТК РФ, путем увеличения размера выходного пособия или применения гражданско-правовых механизмов, не противоречащих законодательству.

Стало…

Рассмотрим, что изменилось, по порядку.

  1. Официально установлено, что за второй и третий месяцы трудоустройства уволенному выплачивается средний месячный заработок или его часть пропорционально периоду трудоустройства, приходящемуся на соответствующий месяц.

Для работников организаций районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей сохраняется еще и средний заработок за четвертый, пятый и шестой месяцы со дня увольнения или его часть пропорционально периоду трудоустройства, приходящемуся на соответствующий месяц.

  1. Для получения среднего заработка уволенный работник должен предоставить письменное заявление.
  2. Обратиться с заявлением на получение среднего заработка за второй и третий месяцы трудоустройства работник должен не позднее 15 рабочих дней после окончания второго и третьего месяцев соответственно.

Для работников организаций районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей – не позднее 15 рабочих дней еще и после окончания четвертого, пятого и шестого месяцев соответственно и после принятия решения органом службы занятости.

  1. Для получения среднего заработка за четвертый, пятый и шестой месяц работники Крайнего Севера должны обратиться в службу занятости в течение 14 рабочих дней с момента увольнения. Ранее этот срок составлял 1 месяц.
  2. Произвести выплаты работодатель должен не позднее 15 календарных дней со дня обращения работника.
  3. Вместо выплат среднего месячного заработка за второй и третий месяцы работодатель может сразу выплатить уволенному единовременную компенсацию в размере двукратного среднего месячного заработка. Если бывшему работнику уже была произведена выплата среднего месячного заработка за второй месяц со дня увольнения, единовременная компенсация выплачивается ему с зачетом указанной выплаты.

Работникам организаций районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей взамен выплат среднего месячного заработка за период трудоустройства работодатель вправе выплатить едино­временную компенсацию в размере пятикратного среднего месячного заработка. Если работнику уже были произведены выплаты за второй, третий, четвертый или пятый месяц со дня увольнения, единовременная компенсация выплачивается ему с зачетом указанных выплат.

  1. При ликвидации организации выплаты среднего месячного заработка за все месяцы трудоустройства и (или) выплата единовременной компенсации в любом случае должны быть произведены до завершения ликвидации организации в соответствии с гражданским законодательством.
  2. Размеры единовременной компенсации (как и повышенные размеры выходных пособий) могут устанавливаться трудовым или коллективным договором.

Итак, новой редакцией ст. 178 и 318 ТК РФ закреплена обязанность уволенного работника для получения среднего заработка на период трудоустройства подавать письменное заявление и обязанность работодателя выплачивать средний заработок пропорционально периоду трудоустройства. К новшествам же относятся:

  • установление сроков обращения бывших работников с таким заявлением и сроков выплаты работодателем среднего заработка;
  • право на замену ежемесячных выплат единовременной компенсацией за все месяцы трудоустройства и обязанность произвести все выплаты до завершения ликвидации организации.

Кроме этого, работников Крайнего Севера уравняли с остальными, сократив им срок обращения в службу занятости населения
с 1 месяца до 14 дней.

В остальном порядок выплаты выходного пособия при сокращении штата или ликвидации организации остался тем же.

В своем Постановлении Конституционный Суд РФ подтвердил, что расторжение трудового договора с работником в случае:

• сокращения численности или штата работников организации

производится в интересах работодателя, собственника имущества организации, ее учредителей (участников) или фактически контролирующих ее лиц, поскольку связано с реализацией работодателем гарантированного ему Конституцией РФ права на свободное осуществление предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Однако при этом в рамках стандартных ликвидационных процедур реализация увольняемыми работниками права на сохранение среднего месячного заработка на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения, не всегда может быть гарантирована для всех без исключения работников. Это обусловлено тем, что, как правило, на момент обращения работника за выплатами за второй и последующие месяцы трудоустройства субъект, к которому можно предъявить соответствующее требование, уже не существует, что лишает такого работника — в отличие от уволенных ранее истечения двух месяцев до прекращения деятельности организации-работодателя — возможности получить гарантированную законом выплату.

Конституционный Суд РФ пришел к выводу, что отсутствие в Трудовом кодексе РФ соответствующего правового механизма свидетельствует о наличии в правовом регулировании трудовых отношений пробела, приводящего к нарушению права работников, и, соответственно, ч. 1 ст. 178 ТК РФ противоречит Конституции РФ.

На этом основании Конституционный Суд РФ поручил федеральному законодателю внести в действующее правовое регулирование изменения, направленные на установление правового механизма, обеспечивающего сохранение среднего заработка на период трудоустройства наравне с другими уволенными в связи с ликвидацией организации работниками тем из них, кто приобретет право на предоставление данной гарантии после завершения ликвидации организации-работодателя, определив как виды гарантий, так и порядок их предоставления.


Федеральный закон № 210-ФЗ, принятый через полтора года после Постановления Конституционного Суда РФ, изменил порядок выплат при увольнении не только в связи с ликвидацией организации, но и в связи с сокращением численности или штата работников.

НА ЧТО МОЖЕТ РАСЧИТЫВАТЬ РАБОТНИК, УВОЛЕННЫЙ С СВЯЗИ С ЛИКВИДАЦИЕЙ ИЛИ ПО СОКРАЩЕНИЮ ШТАТА

Что изменилось в Трудовом кодексе РФ


Как и прежде, выходное пособие уволенным (оно же — средний заработок за первый месяц трудоустройства) должно быть выплачено в день увольнения работника, а если работник в этот день не работал — не позднее следующего дня после предъявления работником требования о расчете.


Выходное пособие было и осталось единственной выплатой, которая безусловно положена работнику. Выплаты за последующие, начиная со второго, месяцы трудоустройства работник может получить только при определенных условиях. И вот как раз эти условия изменились — некоторые несущественно, а некоторые очень значительно.


Законодательно закреплена практика, которая применялась повсеместно, поскольку была очевидной: средний месячный заработок за второй и третий месяцы (ст. 178 ТК РФ), а также за месяцы с четвертого по шестой в северных районах[1] (ст. 318 ТК РФ) со дня увольнения выплачивается пропорционально периоду трудоустройства.

То есть работник, который нашел работу спустя два месяца после увольнения, получит полный средний заработок за второй месяц трудоустройства. А тот работник, который принят на работу, например, в 21-й день второго месяца, получит средний заработок за те 20 дней, которые он не работал.


Несколько изменилось условие для получения выплаты за третий (на севере — за четвертый–шестой) месяц трудоустройства: если раньше для этого нужно было встать на учет в службе занятости населения в течение двух недель со дня увольнения[2], т. е. в течение 14 календарных дней, то теперь этот срок составляет 14 рабочих дней. Не очень значительно, но срок все же увеличен. Впрочем, для уволенных в конце декабря он увеличен весьма значительно.


Существенное изменение претерпел порядок выплаты за второй и последующие месяцы трудоустройства. Теперь работнику нужно успеть обратиться к работодателю с заявлением о выплате за второй (на севере — за второй и третий) месяц в течение 15 рабочих дней после окончания соответствующего месяца, на выплату за который работник претендует. А если для получения оплаты необходима справка службы занятости населения со дня увольнения, а в случае, предусмотренном ч. 3 ст. 178 ТК РФ, — после принятия решения органом службы занятости населения, то, опять же, не позднее 15 рабочих дней после окончания того месяца, о выплате за который он обращается.

Таким образом, если работник не нашел себе работу в течение второго и третьего (на севере — со второго по шестой) месяца после увольнения в связи с ликвидацией или сокращением, у него есть 15 рабочих дней на то, чтобы прийти к работодателю и написать заявление (приложив к нему необходимый документ — трудовую книжку либо справку органа службы занятости населения, в зависимости от месяца) или прислать документы по почте.


Работник, который пришел за средним заработком, который он полагает своим законным, позднее этого срока, уже утратил право на получение денег.


Ввели новое правило для работодателя: теперь он обязан выплатить положенный за месяцы трудоустройства средний заработок в течение 15 календарных дней со дня обращения работника (получения от него заявления с приложенным необходимым документом).



Еще одно совершенно новое положение устанавливает право (не обязанность!) работодателя вместо поэтапной выплаты по месяцам выплатить работнику единовременную компенсацию в размере двукратного (на севере — пятикратного) среднего месячного заработка.

При этом если работнику уже была произведена выплата среднего заработка за какой-либо месяц со дня увольнения, единовременная компенсация выплачивается с зачетом указанной выплаты. Таким образом, очевидно, что решение о выплате единовременной компенсации работодатель может принять как непосредственно при увольнении, так и в любой момент впоследствии.


Еще одна новая норма ст. 178 и 318 ТК РФ коррелирует с соответствующими изменениями в гражданском законодательстве. Речь о том, что при ликвидации организации выплаты среднего месячного заработка за период трудоустройства (ч. 2 и 3 ст. 178 ТК РФ) и (или) выплата единовременной компенсации (ч. 5 ст. 178 ТК РФ) в любом случае должны быть произведены до завершения ликвидации организации в соответствии с гражданским законодательством.

ИЗМЕНЕНИЯ В ФЕДЕРАЛЬНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

Таким образом, ликвидация возможна только после расчетов как с кредиторами, так и с работниками.

Однако, увы, у ликвидируемых работодателей есть лазейка: ст. 62 ГК РФ содержит положение, согласно которому при невозможности ликвидации юридического лица ввиду отсутствия средств на расходы, необходимые для его ликвидации, и невозможности возложить эти расходы на его учредителей (участников) юридическое лицо подлежит исключению из ЕГРЮЛ в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц. А мы знаем, что минимальный размер уставного капитала общества с ограниченной ответственностью составляет всего лишь 10 000 руб., да и нули на счете при закрытии юридического лица давно уже никого не удивляют.

КАК РАССЧИТЫВАТЬ ВЫПЛАТЫ УВОЛЕННЫМ

А в заключение считаем необходимым напомнить, что в Постановлении от 13.11.2019 № 34-П[4] Конституционный Суд РФ разъяснил, как нужно правильно рассчитывать средний заработок для выплаты выходного пособия и оплаты месяцев трудоустройства.

Согласно п. 9 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы[5], чтобы определить средний заработок, необходимо умножить средний дневной заработок на количество дней (календарных, рабочих) в периоде, подлежащем оплате.

Поэтому, как постановил Конституционный Суд РФ, выходное пособие не может быть начислено в размере меньшем, чем средний месячный заработок работника, определяемый из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев независимо от даты увольнения (например, конец декабря) и наличия или отсутствия в первом месяце после увольнения нерабочих праздничных дней.

Несомненно, этот подход Конституционного Суда РФ следует распространять и при определении размера среднего заработка для выплат за любой месяц трудоустройства.


[1] Районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности.

[2] Отсчет срока начинался и начинается со следующего дня после увольнения. — Прим. автора.

И. В. Журавлева,
консультант по трудовому праву и кадровому учету

Работодатель обязан освободить сотрудника от работы на время исполнения государственных или общественных обязанностей с сохранением за ним места работы (должности).

Обоснование. Согласно ст. 170 ТК РФ работодатель обязан освободить сотрудника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения государственных или общественных обязанностей в случае, если в соответствии с Трудовым кодексом и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время.

Вопрос:

Должен ли работодатель оплачивать время, когда работник исполняет государственные или общественные обязанности?

Нет, работодатель не обязан оплачивать время, в течение которого работник исполняет государственные или общественные обязанности.

Обоснование. В соответствии с ч. 2 ст. 170 ТК РФ государственный орган или общественное объединение, которые привлекли работника к исполнению государственных или общественных обязанностей, выплачивают ему за время исполнения этих обязанностей компенсацию в размере, определенном Трудовым кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ либо решением соответствующего общественного объединения.

Вопрос:

Сотрудник вызван в суд в качестве арбитражного или народного заседателя. Какие выплаты и компенсации ему положены?

Если сотрудник вызван в суд в качестве арбитражного или народного заседателя, ему выплачивается компенсационное вознаграждение, а также возмещаются командировочные расходы. Все эти выплаты осуществляются за счет средств федерального бюджета.

Согласно ст. 6 Федерального закона № 70‑ФЗ арбитражному заседателю выплачивается компенсационное вознаграждение (за счет средств федерального бюджета) за количество рабочих дней, в течение которых он участвовал в осуществлении правосудия, в размере 1/4 части должностного оклада судьи соответствующего арбитражного суда субъекта РФ, но не менее пятикратного МРОТ.

Народному заседателю за время его участия в осуществлении правосудия соответствующий суд выплачивает (за счет средств федерального бюджета) компенсационное вознаграждение в размере 1/4 части должностного оклада судьи данного суда (ст. 11 Федерального закона № 37‑ФЗ). При этом указанное компенсационное вознаграждение не облагается НДФЛ.

оплата найма жилья по фактическим расходам, подтвержденным соответствующими документами, – 550 руб. в сутки;

оплата найма жилья при отсутствии подтверждающих документов – 12 руб. в сутки;

суточные – 100 руб. за каждый день нахождения в команди-
ровке.

Вопрос:

Сотрудник исполняет обязанности в качестве присяжного заседателя в суде. Какие выплаты и компенсации ему положены?

Если сотрудник вызван в суд в качестве присяжного заседателя, ему выплачивается компенсационное вознаграждение, а также возмещаются командировочные расходы в порядке и размерах, которые установлены законодательством для данного суда. Все эти выплаты производятся за счет средств федерального бюджета.

Обратите внимание:

Поскольку в ст. 11 Федерального закона № 113‑ФЗ говорится о среднем заработке по основному месту работы, работодателю, чей работник исполняет такие обязанности, необходимо подготовить справку о среднем заработке, которую работник представляет в соответствующий суд для расчета вознаграждения.

Вопрос:

Сотрудник был вызван в суд в качестве свидетеля, эксперта или переводчика. Какие выплаты и компенсации ему полагаются?

Работодатель должен сохранить за работающими гражданами, вызываемыми в арбитражный суд в качестве свидетелей, средний заработок по месту работы на время их отсутствия в связи с явкой в суд.

Выплата денежных сумм, причитающихся экспертам, специалистам, свидетелям и переводчикам, производится после выполнения ими своих обязанностей.

Обоснование. Согласно ч. 1 ст. 107 АПК РФ экспертам, специалистам, свидетелям и переводчикам возмещаются понесенные ими в связи с явкой в арбитражный суд расходы на проезд, наем жилого помещения и дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные). Кроме того, в данной статье сказано следующее:

эксперты получают вознаграждение за работу, выполненную ими по поручению арбитражного суда, если эта работа не входит в круг их служебных обязанностей как работников государственных судебно-экспертных учреждений. Специалисты получают вознаграждение за работу, выполненную ими по поручению арбитражного суда, если они не являются советниками аппарата специализированного арбитражного суда. Размер вознаграждения эксперта определяется судом по согласованию с лицами, участвующими в деле, и по соглашению с экспертом;

переводчик получает вознаграждение за работу, выполненную им по поручению арбитражного суда. Размер такого вознаграждения определяется судом по соглашению с переводчиком;

за работающими гражданами, вызываемыми в арбитражный суд в качестве свидетелей, сохраняется средний заработок по месту их работы за время отсутствия в связи с явкой в суд;

свидетели, не состоящие в трудовых отношениях, за отвлечение их от обычных занятий получают компенсацию с учетом фактически затраченного времени. Порядок и размеры выплаты данной компенсации устанавливаются Правительством РФ.

К сведению:

В настоящее время действует Положение о возмещении процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу, издержек в связи с рассмотрением гражданского дела, а также расходов в связи с выполнением требований КС РФ, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 01.12.2012 № 1240 (далее – Положение № 1240).

Вопрос:

Сотрудника вызвали в органы дознания, предварительного следствия, к прокурору или в суд в качестве свидетеля, потерпевшего или понятого. Какие выплаты и компенсации ему положены?

В этом случае сотруднику возмещают недополученную им заработную плату, а также командировочные расходы. Все эти компенсации производятся за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ в пределах бюджетных ассигнований, предусматриваемых на соответствующий год судам и государственным органам, наделенным полномочиями по проведению дознания и предварительного следствия.

Обоснование. Исходя из п. 32 Положения № 1240 выплата денежных сумм работающим и имеющим постоянную заработную плату потерпевшему, свидетелю, их законным представителям и понятым в возмещение недополученной ими заработной платы (денежного содержания (денежного довольствия)) за время, затраченное ими в связи с вызовом в орган дознания, к следователю, прокурору или в суд по уголовному делу, либо участие в рассмотрении гражданского дела производится в порядке, предусмотренном п. 25 – 29 Положения № 1240, при представлении справки с места работы о среднем дневном заработке указанных лиц, а также копии трудовой книжки.

Выплаты осуществляются исходя из фактических затрат времени на исполнение указанными лицами обязанностей, их среднего дневного заработка, исчисляемого в порядке, установленном ст. 139 ТК РФ, размера месячного денежного содержания, а в случаях с военнослужащими и приравненными к ним лицами – исходя из фактических затрат времени на исполнение ими обязанностей и размера месячного денежного довольствия.

К сведению:

Неполный рабочий день, затраченный лицом в связи с производством по уголовному (гражданскому) делу, засчитывается за один рабочий день (восемь часов).

Кроме того, потерпевшему, свидетелю, их законным представителям, эксперту, специалистам, переводчикам и понятым оплачиваются:

расходы на проезд к месту осуществления процессуальных действий и обратно к месту жительства, работы или месту временного пребывания (п. 2 – 5 Положения № 1240);

расходы на проживание вне места постоянного жительства и суточные (п. 6 – 9 Положения № 1240).

Вопрос:

Сотрудник вызван в налоговый орган в качестве свидетеля, переводчика, специалиста, эксперта или понятого. Какие выплаты и компенсации ему полагаются?

Если работник учреждения вызван в налоговый орган в качестве свидетеля, за время его отсутствия по месту основной работы за ним сохраняются место работы (должность) и средний заработок.

Переводчикам, специалистам и экспертам выплачивается вознаграждение только в том случае, если поручаемая налоговым органом работа не входит в круг их служебных обязанностей.

Обоснование. Согласно ст. 131 НК РФ свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым возмещаются понесенные ими в связи с явкой в налоговый орган расходы на проезд, наем жилого помещения и дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные). За работниками, вызываемыми в налоговый орган в качестве свидетелей, сохраняется за время их отсутствия на работе в связи с явкой в налоговый орган заработная плата по основному месту работы.

Суммы, причитающиеся свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым, выплачиваются налоговым органом по выполнении ими своих обязанностей на основании решения начальника (заместителя начальника) налогового органа, привлекавшего указанных лиц для участия в осуществлении налогового контроля, в пределах средств, выделяемых налоговому органу из федерального бюджета. Порядок выплаты и размеры сумм, подлежащих выплате, устанавливаются Правительством РФ.

К сведению:

В настоящее время действуют Постановление Минтруда РФ от 18.02.2000 № 19, которым утверждены нормы выплаты денежного вознаграждения переводчикам, специалистам и экспертам, привлекаемым для участия в осуществлении налогового контроля, а также Постановление Правительства РФ от 16.03.1999 № 298, которым установлены порядок выплаты и размеры сумм, подлежащих выплате свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым, привлекаемым для участия в осуществлении налогового контроля.

Вопрос:

Педагогические работники принимают участие в проведении ЕГЭ. Какие выплаты и компенсации им положены?

Педагогическим работникам, принимающим участие в проведении ЕГЭ, выплачивается компенсация, размер и порядок осуществления которой устанавливаются субъектом РФ за счет бюджетных ассигнований субъекта РФ, выделяемых на проведение такого экзамена.

Педагогическим работникам, участвующим в проведении ЕГЭ, выплачивается компенсация за работу по его подготовке и проведению. Размер и порядок выплаты указанной компенсации устанавливаются субъектом РФ за счет бюджетных ассигнований субъекта РФ, выделяемых на проведение ЕГЭ.

Вопрос:

Работник является донором. Какие выплаты и компенсации ему полагаются?

За работником сохраняется средний заработок только за дни сдачи крови и ее компонентов и предоставленные в связи с этим дни отдыха, период же медицинского обследования не подлежит оплате работодателем.

Вопрос:

Сотрудник направлен на военные сборы и медицинское освидетельствование, связанное с этими сборами. Какие выплаты и компенсации ему положены?

Если сотрудник направлен на военные сборы и медицинское освидетельствование, ему выплачивается средний заработок, возмещаются расходы, связанные с наймом (поднаймом) жилья и проездом в другую местность и обратно, а также командировочные расходы. При этом все они являются расходными обязательствами РФ.

медицинского освидетельствования, медицинского обследования или лечения для решения вопроса, в частности, о призыве на военные сборы, а также исполнения ими других обязанностей, связанных с призывом на военные сборы, – освобождение от работы или учебы с сохранением за ними места постоянной работы или учебы и выплатой среднего заработка или стипендии по месту постоянной работы или учебы. Кроме того, им возмещаются расходы, связанные с наймом (поднаймом) жилья и проездом от места жительства (работы, учебы) и обратно, и командировочные расходы;

прохождения военных сборов – освобождение от работы или учебы с сохранением места постоянной работы или учебы и выплатой среднего заработка или стипендии по месту постоянной работы или учебы.

Согласно п. 2 ст. 5 Федерального закона № 53‑ФЗ гражданам, участвующим в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности, за время участия в указанных мероприятиях по месту их постоянной работы выплачивается средний заработок, возмещаются расходы, связанные с наймом (поднаймом) жилья и проездом в другую местность и обратно, а также командировочные расходы.

В силу п. 7 ст. 1 Федерального закона № 53‑ФЗ компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением этого закона, является расходным обязательством РФ и осуществляется в порядке, определяемом положением о военных сборах и порядком компенсации расходов.

По решению руководства работодателя производят выплату работнику материальной помощи. При этом у нанимателей-частников нет обязанности материально поддерживать сотрудников в сложной ситуации (немного иначе может быть в госкомпаниях и госорганах). Некоторые социально ориентированные коммерсанты помогают и оказывают материальную помощь работникам, а в других компаниях данные выплаты вообще не предусмотрены. В этой статье рассмотрим ситуации, когда на работе выдают материальную помощь работнику (сотруднику) в 2021 году.

Что такое матпомощь

Оказание материальной помощи работнику представляет собой денежную выплату или поддержку в натуральном виде (продуктами, одеждой и другим имуществом).

Законодательно нигде не утверждено, в каких случаях выплачивают материальную помощь работнику. На практике матпомощь оказывают при наступлении определенной ситуации у сотрудника. Обычно примерный набор таких ситуаций зафиксирован в локальных нормативных актах работодателя.

Каждая компания самостоятельно решает, в каких случаях стоит оказывать материальную поддержку своим работникам. Крупные и средние компании утверждают Положение о выплате материальной помощи. Оно помогает убрать большинство вопросов, возникающих при возникновении права на матпомощь, а также нормализует документооборот.

Как выплатить материальную помощь работнику

В этом разделе будем говорить именно о выплате, которая никак не связана с трудовой деятельностью работника. Эта помощь не зависит от результата труда и призвана поддержать работника в какой-то особой для него ситуации. Это может быть выплата:

  • при рождении ребенка;
  • смерти близкого родственника;
  • на дорогостоящее лечение;
  • в связи с иной трудной жизненной ситуацией.

К данным выплатам применяют особый льготный порядок налогообложения.

Порядок оформления матпомощи на законодательном уровне тоже не определен. Однако, исходя из общих положений ТК РФ и иных документов в сфере трудового права, порядок всё же можно определить.

Пошагово разберем, что необходимо сделать для оформления материальной помощи:

  1. Работник должен написать заявление, в котором он указывает основание для ее получения.
  2. К заявлению работник должен приложить документы, подтверждающие наступление события (копия свидетельства о браке, о рождении/усыновлении ребенка, о смерти родственника, справки из МЧС о чрезвычайной ситуации, медицинское заключение о необходимости дорогостоящего лечения или протезирования и т. д.).
  3. Работодатель выпускает приказ о выплате материальной помощи. В нём следует также указать ситуацию, в связи с которой работнику выплачивается материальная поддержка.
  4. Бухгалтерия производит выплату материальной помощи по реквизитам, указанным в заявлении. Или сумму помощи выдают из кассы компании.

Порядок выплаты матпомощи

Выше мы рассмотрели пошаговую инструкцию для получения материальной выплаты. Компания может утвердить в своем положении или ином локальном акте и другой порядок выплаты материальной помощи. Например:

  • подтверждающие документы предоставляют в специальною комиссию или профсоюз;
  • для передачи заявления директору фирмы нужно предварительное одобрение непосредственного руководителя, начальника отдела кадров или финансового директора;
  • вместо заявления можно использовать бланк служебной записки.

Кроме того, возможно отойти от утвержденных правил выплаты матпомощи, когда инициатор оказания поддержки – сам работодатель или непосредственный начальник работника, который нуждается в помощи. В этом случае начальник пишет служебную записку на имя руководителя компании, в которой он просит оказать подчиненному сотруднику матпомощь и указывает обстоятельства. В этом случае подтверждающие документы можно предоставить позже – когда сотрудник выйдет на работу и сможет сам их принести.

Стоит учитывать, что:

  • директор может и отказать в выплате материальной помощи ввиду отсутствия денежных средств;
  • начальник может посчитать причину неуважительной, если работник не подтвердит документально, что у него тяжелая ситуация, требующая поддержки.

Материальная помощь при увольнении

Отдельно остановимся на материальной помощи при увольнении работника. Такой выплатой может быть, например, матпомощь при выходе на пенсию.

Порядок выплаты данного вида поощрения стоит тоже отдельно прописать в положении или коллективном договоре. Можно установить стаж работы, дающий право на получение материальной помощи при выходе на пенсию. Например, при стаже работы в компании от 5 до 10 лет – 20 000 рублей, при стаже свыше 10 лет – 40 000 рублей.

Также работодатель может предусмотреть материальную поддержку работникам, которые увольняются по сокращению или, например, по соглашению сторон. Некоторые работодатели выдают материальную помощь при призыве на военную службу. Данные выплаты будут очень нужны увольняющимся сотрудникам.

Для получения данного вида матпомощи порядок – аналогичный указанному выше.

Итоги

Выплата материальной помощи работнику от работодателя – дело добровольное. Если у работника возникла трудная жизненная ситуация, требующая материальной поддержки, он может обратиться с заявлением к своему нанимателю.

Читайте также: