В этом благотворительном фонде много процедур и регламентов работа в некоммерческой сфере требует

Обновлено: 25.04.2024

Евгения Белотелова: Друзья и близкие сначала не понимали, как будет устроена моя новая работа. Пришлось рассказывать, что благотворительность — интересная быстрорастущая сфера, где происходит очень много изменений. За этим интересно наблюдать, в этом интересно участвовать. И, конечно, это не только волонтерство, хотя начать с него свой путь в сфере — здорово. Волонтерство — хороший способ проверить свое желание на прочность.

Евгения Белотелова: В благотворительности совершаются добрые дела, поэтому я думала, что и внутри сферы все очень добры друг к другу. Но эти догадки не оправдались.

Благотворительность — как любое человеческое сообщество. Здесь есть разные люди с разной мотивацией и разным восприятием, и это нормально.

Дарья Байбакова: Многие люди, которые приходят в НКО, наделены повышенным чувством справедливости и эмпатией. В коммерческих компаниях это тоже есть, просто из‑за специфики работы концентрация таких людей в благотворительности выше. Чтобы работать было комфортно и интересно, важно совпасть с фондом, коллегами, руководителем. В некоммерческом секторе роль руководителя НКО — очень важная. Если вы — структурный человек, которому важны планы, этапы и видение, а руководитель — харизматичный человек с более свободным и менее структурированным типом личности, работать может быть тяжело. Фонды тоже все разные. Кто‑то больше концентрируется на адресной помощи, кто‑то на системной. Какие‑то организации больше похожи на коммерческие, а в каких‑то меньше структуры и больше свободы, неформальности, импульсивных решений. Важно найти свое место.

Дарья Байбакова: Я пришла после управленческой позиции, где у меня были ассистент и команда. А здесь таких ресурсов не было. Все, что нужно делать своими руками. Удивительная новая жизнь. Сейчас это уже частая история: люди меняют работу и уходят в НКО. Можно быть врачом, учителем, работать в технологической компании, а можно работать в благотворительности. В сфере появляется все больше профессионалов. Они приходят не только из‑за того, что люди хорошие, но и из‑за того, что крутые SMM-специалисты или хорошо разбираются в социальной рекламе. А в НКО готовы работать, потому что находят здесь дополнительный смысл, которого может быть меньше в бизнесе, и потому что здесь очень заметны результаты работы.

Маруся Лежнева: Я думала, что это сфера взрослых людей за 40 или за 50 даже. И, конечно, абсолютно женская история, которая совсем не соотносится с мужчинами. Но сейчас в благотворительности много молодых. Например, у нас в ассоциации полностью молодая команда до 40 лет, у которой очень много энергии.

Дарья Байбакова: В момент моего перехода я слышала много разных комментариев. Например, что работа в благотворительности — это исключительно удел женщин, которые могут позволить себе не работать, потому что семьи обеспечивает муж. Зарплата для этих женщин неважна, и они могут работать в благотворительности. На самом деле, это не правило — в этой сфере встречаются разные истории.

Маруся Лежнева: Сначала я хотела спасти мир. Думала, вот я сейчас пойду и ух как всех спасу!

Сейчас я уже не хочу его спасать. Он живет, как живет. Просто если есть вещи, которые в твоих силах изменить, то их надо менять, а если нет, то нет.

Я хочу построить систему, которая решает задачу в целом. Возможно, это будет плохо звучать с точки зрения благотворительности, но мне это интересно именно как кейс. Интересно, как этого добиться. Не из‑за того, что решение — и сам процесс — принесет безусловное благо кому‑то. Хотя и благо оно, безусловно, принесет.

Дарья Байбакова: Некоторые друзья думали, что благотворительность — это исключительно удел людей, готовых пожертвовать всем, отказаться от всего ради идеи, обречь себя на крошечную зарплату, перестать ездить в отпуск. Мне было важно уберечь себя от этой истории. Когда я пришла в благотворительность, то моя зарплата сократилась почти вдвое, и я была к этому готова. Но для меня важно продолжать жить, потому что только так можно хорошо и профессионально работать. И этого же я хочу для своей команды.

Евгения Белотелова: Благотворительность — это зона психологического риска. В силу своей специфики эта сфера собирает эмоциональных людей, даже если эти люди пришли из бизнеса. Нужно быть готовым, что работа в НКО всецело наполняет жизнь не только смыслом, но и огромной ответственностью . Вероятно, вы будете очень много работать и столкнетесь с самыми сложными профессиональными задачами. Но также вероятно, что вам будет интересно, как никогда. А если вы собираетесь занять руководящую должность в НКО, будьте готовы, что такой сильной мотивации, как у сотрудников фондов, практически невозможно найти ни в одном бизнесе.

Пять особенностей работы в благотворительности

Благотворительность — это не отдых и не дауншифтинг. Будьте готовы работать на стыке нескольких специальностей, выполнять разноплановые задачи своими руками в горящем режиме.

Трезво оцените свои потребности, совместимость с фондом, его миссией и задачами конкретной позиции. Нужно время, чтобы погрузиться в специфику и программы НКО.

Сотрудник, который проработал месяц и ушел, — потеря времени как для самого человека, так и для фонда.

Не пытайтесь решить личные проблемы через благотворительность. Не идите спасать мир . Если у вас сложный период в жизни, то попробуйте лучше заняться волонтерством или помочь близкому вам фонду финансово.

Работа в благотворительности — это сложный и безумно интересный кейс. Сейчас сфера в том состоянии, когда еще многое не сделано. НКО очень гибкие, открытые для всего нового. Если вам пришла в голову мысль, то период от идеи до реализации очень короткий.
Если правильно выбрать организацию, у вас не будет стоять вопроса, зачем вы это делаете. Ответ всегда будет перед глазами.

С 1 января 2021 года вступили в силу поправки к законам, которые повлияли на работу НКО. А с 3 октября 2021 года законы вновь меняются. Разбираем все последние изменения: сначала расскажем, что ждет НКО осенью, а после вспомним январские обновления.

Как было. Иностранными агентами признавались НКО, которые занимались политической деятельностью и получали деньги от иностранных компаний или от российских компаний с иностранными источниками финансирования.

НКО в реестре иностранных агентов

Чтобы узнать, есть ли НКО в реестре, нужно воспользоваться поиском

По новым правилам к иностранным агентам также относятся НКО, которые получают помощь от российских компаний, в которых бенефициары — иностранцы.

Бенефициар — это физическое лицо, которое:

  • владеет компанией или 25% и более ее капитала;
  • имеет право контролировать ее действия.

При этом владеть компанией можно прямо или косвенно — через третьих лиц.

Получается, что с 3 октября 2021 года иностранными агентами будут признаны НКО, которые:

  1. Участвуют в политической деятельности в России и получают помощь от иностранных организаций или граждан.
  2. Участвуют в политической деятельности в России и получают помощь от российских компаний, в которых бенефициары — иностранцы.

Такие НКО обязаны подать в Минюст уведомление о включении их в реестр иностранных агентов. А затем дважды в год нужно будет подавать отчет о своей работе и о тратах зарубежных денег.

Если этого не делать, можно получить штраф.

Штрафы по новому закону об НКО в 2021 году

С 3 октября: появляется еще один повод, которого Минюст может провести внеплановую проверку НКО — иностранного агента

Как было. Раньше основания для внеплановой проверки были такими:

  1. Минюст проверил НКО, выявил нарушения, дал время на их устранение. Этот срок истек, а НКО ничего не исправила.
  2. В Минюст поступила информация, что организация нарушила российские законы или в ее деятельности есть признаки экстремизма.
  3. НКО участвует в выборах как наблюдатель. Избирательная комиссия нашла нарушения в финансировании выборов и сообщила об этом в Минюст.
  4. Президент, правительство или прокурор поручили Минюсту проверить НКО.

Как стало. С 3 октября к уже существующим добавляется еще одно основание. Теперь внеплановую проверку могут провести, если НКО участвует в мероприятиях неправительственных организаций, чья деятельность признана нежелательной на территории РФ.

С 3 октября: добавляется еще одно основание для ликвидации НКО — иностранных агентов

Как было. НКО можно было ликвидировать, если:

  • организация несколько раз нарушала закон. Например, несколько раз не сдавала отчет о своей деятельности;
  • нарушения НКО нельзя было устранить;
  • деятельность НКО не соответствовала целям и задачам, описанным в ее уставе;
  • организацию заподозрили в экстремизме.

Как стало. Вдобавок к существующим, появилось еще одно основание. С 3 октября 2021 Минюст может ликвидировать НКО — иностранного агента, если она нарушит запрет Минюста на проведение мероприятий.

Это работает так. НКО обязана отправлять в Минюст информацию обо всех программах и мероприятиях, которые планирует проводить. Минюст может полностью запретить мероприятие или его часть. Если организация проигнорирует этот запрет, Минюст может обратиться в суд и потребовать ликвидировать НКО.

Дальше рассмотрим изменения, которые уже вступили в силу с 1 января 2021 года. Проверьте, обо всех ли нововведениях вам известно.

С января 2021 года: некоторые фонды могут не проводить обязательный аудит

Как было. До 2021 года все НКО-фонды были обязаны проводить аудит, независимо от их годового оборота и состояния баланса. А для небольших фондов расходы на аудит — существенная трата.

Как стало. С 1 января 2021 изменили критерии проведения обязательного аудита. Теперь НКО-фондам станет чуть проще работать.

По новым правилам, аудит не обязаны проводить фонды с небольшими доходами. Еще в отдельную категорию выделили специализированные фонды управления целевым капиталом.

Каким фондам не нужен аудит по закону об НКО в 2021 году

Если же фонд до 1 января уже заключил договор на обязательный аудит отчетности за 2020 год, проводить его придется в любом случае, даже с доходами до 3 млн рублей.

С января 2021 года: можно заключать с сотрудниками срочные трудовые договоры

Как было. НКО привлекали дополнительных специалистов на свои проекты и заключали с ними договоры ГПХ — гражданско-правового характера. Для работодателя это удобно, потому что по таким договорам он может не предоставлять отпуска, не оплачивать больничные, не сохранять рабочее место во время декрета.

Но для НКО договор ГПХ — это риск, что трудовая инспекция переквалифицирует его в трудовой договор и оштрафует организацию. К тому же сотрудники не всегда согласны на отсутствие отпуска, больничного и фиксированного рабочего времени.

Как стало. Теперь НКО может заключить с любым сотрудником срочный трудовой договор без привязки ко времени выполнения проекта.

Когда срочный договор закончится, сотрудника можно уволить, даже если он отлично справлялся с работой. Для сотрудника выгода в том, что на время работы он получает все социальные гарантии, как по бессрочному трудовому договору: отпуска, больничные, фиксированное рабочее время.

Заключать срочные договоры могут только организации, у которых не более 35 сотрудников. Это упростило работу многих компаний и снизило риск штрафов за нарушение трудового законодательства.

С января 2021 года: не нужно платить налоги за арендуемое помещение

Как было. компания бесплатно предоставила НКО нежилое помещение, например для офиса организации. Такая экономия на плате за аренду аналогичного имущества считалась внереализационным доходом НКО и облагалась налогом на прибыль.

Как стало. Теперь, если компания предоставила помещение некоммерческой организации, НКО не должна платить за него налоги. Главное, чтобы помещение использовалось для уставной деятельности: например, там может находиться офис НКО.

С апреля 2021 года: небольшие НКО могут не составлять локальные нормативные акты по кадрам

Как было. Все НКО должны были составлять локальные нормативные акты по кадрам, как и коммерческие компании: например, правила внутреннего трудового распорядка.

Как стало. Теперь НКО может не составлять эти документы, если она соответствует таким критериям:

  • среднесписочная численность сотрудников не больше 15 человек за предыдущий год;
  • доходы НКО не больше 120 млн рублей за предыдущий год.

Но тогда организация обязана включить в трудовые договоры с сотрудниками условия, которые регулируются локальными актами.

Трудовой договор небольшой НКО

Порядок выплаты премий прописали в договоре. Значит, можно не составлять положение о премировании

Это удобно, если у НКО, например, до пяти сотрудников. Если их больше, проще вести правила внутреннего трудового распорядка и другие локальные нормативные акты, чем каждый раз менять и заново подписывать договор при обновлении его условий.

Подборки материалов о том, как вести бизнес в России: советы юристов и бухгалтеров, опыт владельцев бизнеса, разборы нового в законах, приглашения на вебинары с экспертами.

Благотворительность сегодня становится положительным трендом. Но что, если хочется не только поддерживать со стороны, но и получить работу в благотворительном фонде? Разбираемся, как работать в благотворительности и получать зарплату.

В этой статье:

Какие фонды есть в России?

Сегодня в России насчитывается более 10 000 благотворительных организаций. Основными направлениями их работы является поддержка детей, религиозных организаций и помощь бедным. В последние годы набирают популярность фонды в поддержку окружающей среды, инвалидов и экологии.

Суммарно за 2019 год благотворительные организации собрали почти 20 миллиардов рублей.

Работа в благотворительном фонде: на какие деньги живут организаторы?

Россия занимает 110 место в рейтинге благотворительности — за последние 10 лет удалось подняться с 138 места. Положительная тенденция будет продолжаться: уже сейчас почти треть населения оказывалаблаготворительную деятельность в течение последних 5 лет.

Как зарабатывают фонды?

Благотворительные организации имеют несколько каналов для привлечения средств. Для фонда важно выбрать стратегию, которая поможет рассчитать траты и позволит продолжить деятельность.

Источники финансирования могут быть следующими:

Государство также не проходит мимо благотворительных организаций. Каждый год Крупнейшая государственная грантодающая организация России — Фонд Президентских грантов (ФПГ) – выдает гранты организациями. Поддержка фондов регулируется Распоряжением Правительства РФ от 15 ноября 2019 г. № 2705-р о Концепции содействия развитию благотворительной деятельности в РФ на период до 2025 г.

Кому подойдёт работа в благотворительном фонде?

Работать в социальной сфере – непростая задача. Среди основных качеств, которыми должен обладать специалист, можно выделить:

  • Стрессоустойчивость. Работа в фонде – это часто работа с теми, кому необходима помощь. Для работника важно быть уверенным, что эту помощь он оказать в силах. Например, не все готовы обрабатывать раны попавшим в беду животным, для кого-то это морально тяжело. В благотворительном фонде важно твердо стоять на ногах, даже когда кому-то плохо.
  • Цель – помощь, а не заработок. Мотивация работников – содействие благородной цели. Важна отдача делу и желание в первую очередь помогать.
  • Многозадачность. Часто работники фондов говорят, что сочетают в себе сразу несколько должностей. Нет четко прописанного регламента для работника социальной сферы, поэтому фонд – самое место использовать все свои навыки.
  • Доброжелательность и милосердие. В благотворительных фондах это ключевые качества. Если в IT-компанию берут специалиста исключительно по его профессиональным навыкам, то в фонде важны и личностные качества. От них может зависеть успешность деятельности.

Работа в благотворительном фонде точно не подойдёт тем, кто близко принимает к сердцу стрессовые ситуации. Лучше поберечь свое здоровье и оставить навыки для более спокойной работы.

Какие профессии нужны в благотворительных фондах?

Часто кажется, что работать в фонде – значит быть волонтером. Однако это миф, так как для деятельности любой компании, пусть и некоммерческой, нужна команда, которая позволит компании оставаться на плаву.Получать зарплату в благотворительной организации возможно – за счет финансовых поступлений.

Работа в благотворительном фонде: на какие деньги живут организаторы?

Тем не менее даже привычные должности в благотворительных организациях имеют свои особенности.

Например, менеджер благотворительных проектов, в отличие от обычного, должен обладать рядом важных качеств: умением работать с людьми, доброжелательностью. Такие специалисты должны в первую очередь иметь социальную мотивацию. Основные обязанности: вести переговоры, привлекать новых сотрудников к проектам и договариваться о рекламе. Зарплата таких специалистов может варьироваться от 20 000 до 150 000 рублей:

Работа в благотворительном фонде: на какие деньги живут организаторы?

Руководитель фандрайзингового направления — это специалист, который разрабатывает стратегию привлечения средств в фонд. В обязанности в том числе входит анализ данных о поступлениях, который позволит найти способы развития компании. Средняя зарплата составляет около 100 000 рублей:

Работа в благотворительном фонде: на какие деньги живут организаторы?

Вы решили узаконить свою волонтерскую работу и создать НКО. Видов НКО много, и новичку не просто вникнуть, в чем плюсы и минусы каждой: фонд, общественная организация, ассоциация?

Главное отличие НКО друг от друга – с 2014 года все они делятся на корпоративные и унитарные.

Корпоративные НКО не следует путать с некоммерческими фондами, которые создают крупные корпорации или предприятия.

Корпоративной НКО руководят ее участники, унитарной НКО – учредители.

Создавая корпоративную НКО, все ее учредители становятся ее членами, приобретают равные права собственности и вместе формируют высший орган управления. Корпоративные НКО могут принимать в свой состав новых членов или исключать их.

Как управлять унитарной НКО, устанавливают не ее участники, а учредители. В отличие от корпоративных, в унитарных НКО учредители не становятся участниками этой организации и не приобретают в них прав членства.

Корпоративными могут быть: общественные организации, общественные движения и ассоциации.

Унитарные НКО это: фонды, АНО (автономные некоммерческие организации), учреждения и религиозные организации.

– В наименовании обозначьте главное направление работы вашей будущей организации;

– Используйте пожертвования в соотношении 80% на 20%. Из них 20% — это административные расходы (содержание фонда), а 80% – расходы на благотворительные программы;

– Помимо стандартной отчетности, не забывайте предоставлять в Минюст дополнительный годовой отчет о своей работе.

Общественные организации: всем коллективом создаем, управляем и решаем

Общественная организация – одна из самых частых юрформ для НКО.

Для создания ОО нужны минимум три члена. Как правило, эти лица разделяют цели такой организации, поясняет Наталья Дроздовская, директор юридического департамента группы компаний Philin Philgood. Например, если общественная организация занимается проблемами детей с онкологией, то членами могут быть врачи-онкологи, родители детей с онкологией.

Преимущество общественных организаций – возможность получить дополнительные средства на уставную деятельность через взимание членских и вступительных взносов с ее участников.

Еще один плюс – география деятельности. Общественной организации позволяется иметь своих представителей (членов организации) в регионах России. Они могут создать у себя ее отделения. Так возникает РОО – региональная общественная организация.

Если вы планируете иметь широкую сеть вашей организации в регионах, заранее продумайте, какой уровень контроля будет со стороны головной организации, потребуется ли система отчётности.

Из особенностей такой структуры следуют и недостатки.

Второй момент – трудности в управлении такой структурой, в принятии и утверждении важных решений: например, продление полномочий руководителя, смена адреса, утверждение новой редакции устава.

– Члены общественной организации образуют ее высший орган управления, и чем больше членов, тем сложнее становится организовать заседание, где бы присутствовали все члены, либо столько, сколько достаточно для кворума. Все это может ощутимо усложнить жизнь НКО, – говорит Наталья Дроздовская.

АНО: оптимальная юрформа для оказания услуг


Если в ваших планах оказывать платные услуги и получать доход от своей работы, вам подойдет форма АНО – автономная некоммерческая организация. Эта ее специфика закреплена в Гражданском кодексе РФ.

АНО создаются для предоставления услуг в образовании, здравоохранении, культуре, науке и иных сферах некоммерческой деятельности. Это их характерная черта, которой должен соответствовать и устав, – говорит Ольга Шумбурова. – У них также есть дополнительное право заниматься не только работой, которая приносит доход, но и предпринимательской деятельностью – через создание ООО. Поэтому всем АНО нужно нащупать эту грань – где именно они переходят в предпринимательство.

По идее, вести приносящую доход деятельность, соответствующую целям создания и направленную на достижение этих целей, вправе любая некоммерческая организация. Но, как отмечает Наталья Дроздовская из Philin Philgood, фонд не может оказывать эти услуги, как минимум, на регулярной основе. Минюст может признать такую деятельность нецелевой.

АНО – самая удобная форма с точки зрения контроля и управления. Ее удобство состоит в простоте.

К примеру, АНО может создать один учредитель, и он же может быть ее руководителем. Чтобы принять решение, например, о ее ликвидации или реорганизации – переходе в другой юридический формат – ему не нужно будет учитывать мнение других сотрудников организации. Например, АНО можно преобразовать в фонд, благотворительный фонд или даже общественную организацию с аналогичными целями.

C другой стороны, эта автономность тоже может навредить. Юристы Philin Philgood столкнулись со случаем, когда единственный учредитель АНО дополнительно исполнял функцию руководителя.

После его смерти организация больше не смогла работать – решение о назначении нового руководителя принять было просто некому, как и решать другие вопросы в компетенции учредителя и руководителя.

Фонд: невозможно реорганизовать, в отличие от АНО

Фонды – самая популярная юрформа среди НКО. На благотворительные, например, приходится примерно до 70% всех НКО в России.

Главное преимущество благотворительного фонда – конечно же, налоговые льготы.

– Помощь, оказываемая благотворительным фондом, или стипендии, учреждаемые благотворительным фондом, не облагаются НДФЛ. Кроме того, если фонд применяет упрощенную систему налогообложения, есть возможность уплачивать страховые взносы на обязательное страхование по пониженному тарифу, – говорит Наталья Дроздовская.

Еще одна выгода фонда по сравнению с другими юрформами, – учредить их может один человек. Похвастаться этим же может разве что АНО.

Остальные – общественные организация, движения или объединения – должны учреждаться коллективом из минимум трех человек. (Ассоциации – из двух).

Есть и недостатки в администрировании фондов. Первый – необходимость проводить ежегодный аудит, если сумма поступлений за год превышает 3 млн рублей.

Второй недостаток – фонд, в отличие от других правовых форм, нельзя реорганизовать в любое другое НКО, например в АНО – это запрещено законом. Ликвидировать тоже непросто: на это потребуется минимум полгода – год и только через суд.

Также фонды обязаны иметь собственный попечительский совет – он контролирует его деятельность и следит за тем, чтобы она соответствовала уставу и законодательству.


– В законе нет четкого определения, что АНО имеет право на сбор пожертвований. АНО нацелена в первую очередь на оказание услуг. Поэтому мы перешли на юрформат фонда – не благотворительный фонд, а обычный.

По закону мы обязаны проводить аудит один раз в год и имеем право собирать пожертвования и тратить их на цели, которые прописаны в нашем уставе. Если бы мы были не обычным, а благотворительным фондом, то предстояла бы более сложная отчетность, повышенная ответственность.

Каждому виду НКО адресован свой закон

Для двух юрформ – благотворительного и общественного фондов – в приоритете эти специально под них созданные законы. Если спорный вопрос не урегулирован в специальном законе, тогда юристы обращаются за ответами к более общим правовым актам.

Разные юрформаты требуют разной отчетности.

То же правило действует и для других организационно-правовых форм – благотворительных и общественных организаций, движений, объединений и других.

– Такое разделение на практике вызывает жуткую путаницу. Организациям сложно разобраться, какую именно форму отчетности они должны представить, поэтому возникают ошибки, – отмечает Ольга Шумбурова.

Статус НКО имеет силу, если прописан в юрформе этой НКО


Статус НКО имеет силу только, если прописан не в названии, а в наименовании перед организационно-правовой формой этой организации.

Благотворительная организация – не синоним НКО

Важно понимать, что благотворительные организации не синоним НКО.

Коллажи Оксаны Романовой

Может ли благотворительный фонд создаваться одним человеком?

Учредителями благотворительного фонда могут быть как физические, так и юридические лица. В последнем случае есть ограничения – государственные органы и органы местного самоуправления, государственные и муниципальные предприятия и учреждения не могут быть учредителями благотворительного фонда (ст.10 Закона №135-ФЗ).

В отношении физических лиц никаких ограничений не установлено.

Таким образом, благотворительный фонд может быть создан одним человеком.

И, как мы знаем, примеров таких немало. В настоящее время существуют различной направленности благотворительные фонды, созданные известными артистами.

Создание фонда одним человеком и исполнение обязанностей единоличного органа учредителя фонда – не совсем удобно. Учредитель должен сам себя назначить директором фонда.

Документы, используемые при государственной регистрации фонда

Государственную регистрацию фонда осуществляет Минюст.

В Минюст направляется комплект документов, состоящий из заявления по №Р11001, утв. приказом ФНС РФ от 31.08.2020 г. №ЕД-7-14/617, решения о создании фонда, устава, гарантийного письма о предоставлении юридического адреса.

Благотворительный фонд в своей деятельности руководствуется уставом. Именно этот документ предоставляется на регистрацию в Минюст. И любой недочет в уставе может послужить поводом для отказа в регистрации благотворительного фонда.

Создание благотворительного фонда – образцы документов

Устав благотворительного фонда может состоять из нескольких разделов.

Например, фонд создан без ограничения сроков деятельности.

Здесь же приводится полное и сокращенное наименование фонда.

Имущество, переданное фонду его учредителем – физическим лицом, является собственностью фонда.

Учредитель фонда не имеет имущественных прав в части созданного фонда и не отвечает по обязательствам фонда. В свою очередь, фонд не отвечает по обязательствам своего учредителя – физического лица.

Цель деятельности благотворительного фонда – формирование имущества на основе добровольных взносов и пожертвований.

Полученные средства фонд использует для благотворительной деятельности отдельных категорий граждан, нуждающейся в социальной поддержке:

социальная реабилитация безработных инвалидов;

помощь в реабилитации лиц, зависимых от алкоголя, наркотиков и других химических веществ;

помощь малообеспеченным слоям граждан;

содействие адаптации безработных граждан на рынке труда;

организация питания бездомных граждан;

содействие адаптации и реабилитации лиц без определенного места жительства.


Далее прописывается, что благотворительный фонд может заниматься приносящей доход деятельностью, поскольку это соответствует уставной деятельности.

Например, фонд может заниматься организацией конференций, издательской деятельностью, а также осуществлять деятельность по оказанию услуг по проживанию престарелых граждан.

Фонд имеет право:

распространять информацию о своей деятельности в публичном пространстве.

Фонд обязан:

предоставлять информацию о своей деятельности в порядке, предусмотренном законодательством РФ;

осуществлять ежегодную публикацию своих отчетов об использовании имущества фонда;

предоставлять открытый доступ к годовым отчетам, размещаемым фондом.

Отдельный раздел посвящен учредителям фонда.

Так, учредитель фонда входит в органы управления фонда, присутствует на всех его заседаниях.

Следующий раздел касается вопросов управления фондом.

Например, органами фонда являются:

Совет – это высший коллегиальный орган;

Президент – это единоличный исполнительный орган;

Попечительский совет – это контролирующий орган;

Совет фонда определяет приоритетные направления фонда, вносит при необходимости изменения в устав, избирает ревизора, утверждает годовой отчет фонда.

В функции Президента входит руководство деятельностью фонда, совершение от имени фонда сделок, прием и увольнение граждан, распоряжение денежными средствами в кассе и на банковских счетах фонда.

Например, вносы учредителя, благотворительные пожертвования, доходы, получаемые от собственной деятельности фонда, труд волонтеров, дивиденды по ценным бумагам и вкладам.

Например, изменения в устав осуществляются путем вынесения решения, принятого единогласно Советом фонда.

Читайте также: