Работа коллектора в чем заключается

Обновлено: 06.05.2024

Как работают коллекторские агентства?

Потребительское кредитование населения — одна из основных доходных статей банковских организаций. При этом взятые в долг средства заёмщики возвращают не всегда. Не рассчитав свои финансовые возможности либо неожиданно потеряв работу, человек нарушает свои договорные обязательства и прекращает погашать долги. В таких случаях кредиторы обращаются за помощью к третьим лицам. Как работают коллекторские агентства, и всегда ли их деятельность осуществляется на законных основаниях? Давайте разбираться.

Чем занимаются коллекторские агентства?

Принцип работы коллекторского агентства стал регулироваться на государственном уровне с 2014 года, а спустя два года был принят Федеральный закон, который определил права таких компаний и способы их деятельности.

Какие существуют разновидности коллекторских агентств?

Различают несколько вариантов таких организаций:

Важно! Штатная численность компании должна быть не менее 3 единиц, одна из которых – юрист, имеющий право заниматься подобной деятельностью. Ведь часто ситуации приобретают сложную правовую окраску, когда на фоне огромных долгов у заёмщика есть несовершеннолетние дети, и к нему не могут быть применены радикальные меры. Очень часто грамотный юрист способен найти компромисс, который позволит вернуть свои средства обратно, но при этом механизм их возврата будет приемлем для всех сторон процесса.

Как действуют коллекторы?

Работа людей данной профессии снискала себе не очень хорошую репутацию. Ряд российских агентств, специализирующихся на взысканиях задолженности с физических лиц, используют при этом такие рычаги воздействия, которые нельзя назвать законными. Чем на практике грозит общение с сотрудниками таких компаний, и каковы реальные методы работы коллекторов?

Законные способы взыскания средств

Итак, в рамках действующего законодательства сотрудники агентств наделены следующими полномочиями:

  1. Ранний сбор. Разрешается совершать телефонные звонки заёмщику, выполнять смс-рассылку. Эти действия носят временные рамки и могут осуществляться только в светлое время суток. Классифицируется как самая мягкая мера давления, максимальный срок использования которой – два месяца. Ранний сбор – первый этап воздействия, который может применяться уже со второго дня просрочки текущего платежа по кредиту.
  2. Поздний. Вступает в силу, когда щадящие методы влияния не приносят результата. Звонки абоненту учащаются, их тон теряет доброжелательную окраску – теперь вместо корректных просьб сотрудник настаивает на погашении взятых средств. При этом главное требование – обеспечить человеку определённый моральный порог дискомфорта, но его права при этом не должны быть ущемлены.
  3. Жесткий сбор. Вступает в действие спустя 90 дней задолженности. С должником пытаются встретиться лично – приходят домой или на место работы. Здесь вступают в силу определённые ограничения – о наличии долга и его размере информация сторонним лицам распространяться не должна. Любые методы физического давления, шантаж, угрозы безопасности – вне закона.
  4. Законный сбор – заключительный этап действий коллектора. Готовятся документы для подачи искового заявления в судебные органы. Сотрудник компании не оставляет попытки воздействия на должника, но теперь все его силы сосредоточены на процедуре оформления пакета бумаг.

Компании с хорошей репутацией обучают своих сотрудников правилам ведения законной деятельности, учат, как работать с должником на примере конкретных ситуаций, не нарушая нормативно-правовые акты и не допуская превышения своих служебных полномочий.

Неправомерные действия со стороны коллекторских служб

Часто на практике деятельность подобных агентств выглядит несколько иначе. Забывая о юридических аспектах ситуации, коллекторы превращают жизнь человека, имеющего кредитные обязательства, в сплошной кошмар. Ведь заработок сотрудника напрямую зависит от количества возвращённых банку средств, поэтому он стремиться увеличить этот показатель любыми способами. В том числе и не совсем законными:

  • при личной встрече или телефонном звонке коллектор не представляется, отказывается представить документы, уполномочившие его к подобным действиям;
  • грубое поведение – в силу вступают оскорбления, обвинения, а иногда и угрозы;
  • звонки носят неконтролируемый характер и могут иметь место даже в ночное время суток;
  • политика конфиденциальности нарушается – сведения о наличии долга передаются сторонним лицам — родственникам заёмщика, его работодателю;
  • попытки лично принять долг у заёмщика – делать этого работник агентства не имеет права – платёж перечисляется либо на расчётный счет кредитной организации, оформившей заём, либо коллекторской компании, если она этот долг выкупила.

Крайней мерой давления на человека служат прямые угрозы безопасности его и членов семьи. Важно понимать, что эти действия уже выходят за рамки превышения полномочий коллектора – с юридической точки зрения они расцениваются как нарушение Уголовного кодекса, в частности, 163 его статьи, и классифицируются как вымогательство. А за это предусмотрена уголовная ответственность и реальный срок.

Что может сделать коллекторское агентство с должником?

Взыскание долга коллекторским агентством сегодня находится под строгим законодательным контролем, а сотрудники таких компаний – это не те представители бандитских группировок, которые занимались рэкетом и выбивали долги в девяностые годы. Работают они по определённым правилам и не способны причинить вреда жизни или здоровью как непосредственно заёмщику, так и членам его семьи. Всё, что может сделать такой сотрудник – в культурной форме представиться и проинформировать должника о наличии договорных обязательств по кредиту, после чего выступить с конкретными предложениями методов их погашения.

Взыскатель правомочен просить человека о личной встрече в удобное для него время. Это может быть как дома, так и на нейтральной территории. При личном разговоре коллектор может общаться с должником только по существу вопроса. При первых попытках давления, угроз или каких-либо незаконных требований заёмщик вправе прекратить дальнейшее общение и обратиться в правовые органы для защиты своих интересов. Таким образом, всё, что реально может сделать коллектор – корректно участвовать в процессе взыскания долга в рамках действия своих служебных полномочий и в строгом соответствии с российским законодательством.

Существует мнение, что коллекторы — это грубые люди, которые выбивают деньги из должника любыми способами. Но сейчас их действия ограничены законом, а их деятельность контролируется несколькими государственными органами. О том, кто такие коллекторы на самом деле, что входит в их обязанности и чего они не должны делать, расскажем в статье.


Эксперт — Станислав Меньков, руководитель группы по кредитным рискам Credit.Club. Поговорила и записала — Таня Кополина, отредактировал — Сергей Чекулаев.


Чем занимаются коллекторы

Главная задача коллектора — убедить заёмщика вернуть долг. Чтобы взыскать деньги, ещё лет пять назад коллекторы чаще применяли грубость и угрозы, но сейчас дела обстоят иначе.

Они чаще всего сразу направляют иск в суд. Реже коллекторы беседуют с должниками лично, учитывают причины возникающих просрочек и стремятся найти подходящий способ возврата денег. Например, в отдельных ситуациях предлагают разделить долг на несколько частей и вносить оплату в течение определённого времени. Иногда предлагают выкупить собственный долг и забыть о проблемах.

Бывали случаи, когда коллекторские агентства помогали должникам найти работу, чтобы те смогли вернуть задолженность. Некоторым предлагали вакансии своей компании.

Какие бывают коллекторы

Коллекторы на агентском договоре. Когда у банков не получается договориться с должником, они нанимают сторонних коллекторов — организации, которые чаще всего являются колл-центрами. Они звонят должникам, чтобы напомнить про долг. Если заёмщик в итоге возвращает деньги, коллекторы получают гонорары. Чаще всего эта сумма составляет 20−25% от размера взысканий.

Отдельные коллекторские агентства. Они работают на основании договора цессии. То есть организации выкупают у кредиторов долги заёмщиков. После того как происходит переуступка прав, должник обязан вернуть деньги уже не банку, а коллектору.

В чём заключается главный миф о коллекторах

Люди боятся коллекторов. Многим они представляются братками из 90-х, которые могут незаконно ворваться в квартиру должников ночью, угрожать физической расправой и применять насилие. Раньше такие действия случались, поскольку для коллекторов не были прописаны полномочия. Они действовали на своё усмотрение.

Поэтому в 2016 году был издан закон, который регулирует процедуру взыскания долгов. В нём прописаны права заёмщиков и взыскателей — сотрудников коллекторских агентств или служб безопасности кредитных организаций. Определены методы взыскания долгов, ограничения при взаимодействии, условия выполнения обязательств, основания для прекращения работы с заёмщиком.

Например, коллекторы могут встретиться с должником лично не более одного раза в неделю. При этом запрещено взаимодействовать с заёмщиком, если он лежит в стационаре на лечении.

Главное, за их деятельностью стали строго следить Центробанк, ФССП и прокуратура. Если поступают жалобы на незаконные действия, контролирующие органы разбираются в проблеме и помогают защитить права.

Большинство крупных коллекторских агентств придерживаются правил и не нарушают закон. Неправомерными методами иногда пользуются мелкие компании, но они сильно рискуют, поскольку должник может обратиться в полицию, прокуратуру или Федеральную службу приставов, а те примут меры.

За противоправные действия может быть назначена уголовная ответственность. Если коллектор угрожал здоровью или жизни человека, он может сесть в тюрьму. Такие дела охотно рассматриваются в суде.

Как отличить коллекторов от мошенников

Некоторые аферисты крадут данные заёмщиков, у которых есть просрочки. А затем под видом коллекторов стремятся вынудить человека отдать деньги. Поэтому следует сначала проверить, законно ли работает коллектор.

Настоящий работник коллекторского агентства должен назвать своё имя, предоставить сведения о его компании и показать документ, на основании которого он взаимодействует с заёмщиком.

Сведения о компании помогут проверить законность работы агентства через государственный реестр Федеральной службы судебных приставов. Для этого достаточно найти в общем списке компанию по названию и сверить адрес и реквизиты.

Что могут делать коллекторы для взыскания долгов

Любая работа с должником должна проводиться в строго отведённое время: с 8 до 22 часов в рабочие дни и с 9 до 20 часов в выходные.

Ограничения. Коллекторы могут звонить должнику не чаще раза в сутки, двух раз в неделю и восьми раз в месяц.

Особенности. В начале разговора коллектор обязан сообщить ФИО, название компании, от лица которой действует.

Настоящий работник коллекторского агентства должен назвать своё имя, предоставить сведения о его компании и показать документ, на основании которого он взаимодействует с заёмщиком.

Главное — отличать угрозу от предупреждения. Если коллектор пишет о том, что его организация будет вынуждена обратиться в суд или жильё могут конфисковать из-за долгов, — это предупреждение. Но когда он говорит о том, что все узнают о долге или он разгромит квартиру, — это угроза.

Коллектор может приходить к заёмщику по месту жительства или пребывания, а также договариваться с должником о встрече в любом другом месте.

Особенности. Во время встречи коллектору необходимо представиться и сообщить название организации, от которой он действует, показать удостоверяющий документ.

Коллекторы могут встречаться с родственниками должника или звонить им только в том случае, если заёмщик дал на это согласие при заключении договора на получение денежных средств. При этом близкие также согласились на возможное взаимодействие с кредитором.

Главное — отличать угрозу от предупреждения. Если коллектор пишет о том, что его организация будет вынуждена обратиться в суд или жильё могут конфисковать из-за долгов, — это предупреждение. Но когда он говорит о том, что все узнают о долге или он разгромит квартиру, — это угроза.

Заявление на отзыв согласия на общение с родными

Пример заявления на отзыв согласия на общение с близкими. По ссылке — заявление в удобном формате для скачивания

Чего не могут делать коллекторы

Список действий коллекторов строго ограничен. Но иногда они нарушают ограничения — и за это их можно наказать. Вот что им нельзя делать:

1. Приходить, звонить или писать заёмщику в нерегламентированное законом время.
2. Скрывать номер телефона или адрес электронной почты при обращении к заёмщику.
3. Унижать должника и угрожать ему, оказывать психологическое давление.
4. Давать ложную информацию о долге. Например, завышать суммы.
5. Увеличивать процентную ставку. После того как коллекторы выкупают долг, положения кредитного договора не меняются. Это значит, что и проценты не могут увеличиваться, за исключением случаев, когда в договоре прописываются положения об увеличении ставки.
6. Раскрывать информацию о долге третьим лицам. Коллекторы не могут клеить листовки у подъезда с фотографией должника или беседовать с работодателем и просить его повлиять на заёмщика.
7. Бить должника. Запрещено применение любой физической силы.
8. Портить имущество. Коллектор не может уничтожать или ломать личные вещи заёмщика.
9. Заставлять продавать имущество. Решение по поводу ареста и продажи имущества выносит суд или судебный пристав. Коллектор не может на своё усмотрение продавать вещи заёмщика или склонять его к невыгодным сделкам.


Коллекторы

Финансовое положение граждан России заставляет прибегать к помощи банка или микрозаймовой организации. Это не улучшает ситуацию, оплата задолженности становится невозможной по разным причинам: трудности на работе, бытовые проблемы, травмы и так далее. Это дало толчок появлению профессии коллектора.Коллектор – это специалист по работе с должниками, который проводит работу по взысканию задолженности. У многих профессия вызывает отвращение и страх. Несмотря на это, работа является одной из самых оплачиваемых в нашей стране. Поэтому множество людей предпочитают стать коллектором, но не знают всех тонкостей и особенностей работы.

Хороший специалист должен обладать важными качествами, навыками и характеристиками. Каждый имеет свои обязанности и рабочее место. Не стоит думать, что профессия подразумевает умение применять физическую силу и халатно относится к работе. Коллектор – это сложное и ответственное бремя.

Важные качества для коллектора

Профессия коллектора подразумевает индивидуальный подход к человеку. Поэтому кандидат должен разбираться в психологии. Это позволит гибко общаться с должником, применять психологические приемы и мягко описывать требования. В то же время, ему необходимо жестко стоять на своем и показать оппоненту свою уверенность и твердость.

возврат долга

Если учесть, что обучиться профессии можно только на курсах, на работу приходят неопытные кандидаты без особых умений. Это значит, что человек должен быстро учиться и воспринимать материал. Знание и умение работы с компьютером – одно из главных требование. База данных о долгах, суммах и адресах находится в электронном виде, поэтому коллектор должен уметь анализировать и находить информацию.

Специфика работы заключается и в том, что коллекторам необходимо отправляться в другие города и области. Поэтому кандидат должен быть собранным, ответственным и серьезным. Это поможет правильно организовать рабочий процесс и делать отличные результаты.

зарплата коллектора

Приемы, знания и навыки

Чтобы отлично проявить себя, необходимо владеть определенными навыками и знаниями тонкостей работы коллектором. Главное в работе с задолжником – это умение войти в его положение и готовность помочь в решении путем составления бюджета и ускорения процесса. В этом помогут полученные навыки психолога на курсах или педагогическое образование.

Лояльное общение с людьми не менее важное качество. Нужно понимать, что, взяв деньги в долг, человек уже находится в состоянии стресса. Поэтому важно найти правильный подход для составления конструктивного диалога.

Для успешной работы необходимо владеть базовыми знаниями законов и судебных практик. Это не только покажет должнику компетентность, но и позволит повернуть процесс взыскания в правильное русло.

Опираясь на сложность профессии, коллектор должен быть стойким к стрессам и готовым к любому повороту событий. Люди бывают разные, никогда не ясно как поведет себя очередной должник. Из-за стереотипов о профессии коллектора нередко можно встретить неадекватное поведение от оппонента. Поэтому специалисту не помешает научиться постоять за себя.

надпись на стене от коллекторов

Должностная инструкция коллектора

Важно понимать, что коллекторская деятельность регулируется законодательной базой и нормативными актами Российской Федерации. Это значит, что обязанности и действия проводятся в соответствии с Конституцией и Декларацией прав человека.

В обязанности коллектора входит полноценная работа по взыскании задолженности. В основном, это пошаговые действия, которые ведут к совместному решению проблемы. Этапы работы коллекторов выглядят следующим образом:

В определенных случаях коллектор может взаимодействовать с правоохранительными органами. Если должник не идет на контакт и не проявляет желание закрыть вопрос, коллектор начинает работать с родственниками, знакомыми и начальством, чтобы ускорить погашение долга.

Где и как найти работу?

Стоит отметить, что коллекторского образования не существует. Это говорит о затруднении в поисках работы и карьеры в этой сфере деятельности. Существует три способа, которые помогут найти работу.

  1. Первый – поиск работы с помощью агентств. Эти организации работают посредниками. В основе деятельности лежит база данных с актуальными предложениями и вакансиями от различных компаний и предприятий. Работа коллектором в этом списке не является исключением. Агентства, как посредники, имеют свою долю от работодателя и соискателя, поэтому придется заплатить за услугу поиска работы.
  2. Второй вариант – поиск работы на различных ресурсах: соц. сети, форумы и прочее. Часто можно встретить предложение от МФО с официальным оформлением, а также вакансии от лица банка.
  3. Третий способ – трудоустройство через знакомых. Такой шанс встречается редко, но является самым эффективным. Если имеется человек, который занимает влиятельное место в этой сфере, найти работу не составит труда.

Что будет вашим рабочим местом

Первое, что необходимо учитывать – трудоустройство коллектора. Если он работает на определенный банк, рабочее место будет закреплено в одном из офисов банка. Если специалист работает на агентство, весь рабочий процесс будет проходить в стенах агентства.

В любом офисе может находиться несколько человек. Рабочее место подразумевает наличие стола с компьютером, телефона и папок с канцелярскими принадлежностями. В день устанавливается минимальное количество звонков и процентное соотношение обещаний от задолжника о погашении займа.

коллектор

Если клиент не реагирует на первые звонки и уведомления, коллектор выезжает по адресу проживания. То есть, рабочее место выходит за пределы офиса. Регулярно приходится ездить в область или другие города.

Тонкости профессии и риски

Профессия коллектора негативно воспринимается среди людей. Доходит до того, что сотрудники избиваются в темных переулках и поддаются моральному унижению. Существует практика, которая имеет случаи противоправных действий со стороны должников. Поэтому никогда нельзя предугадать поведение оппонента.

Одинокие люди боятся сотрудников и не открывают им двери. Виновны в этом сомнительные коллекторские агентства, которые угрожают судом и физическими воздействиями. Не все люди умеют различать законопослушных сотрудников и мошенников. Поэтому страх и недоверие распространяется на всю сферу деятельности.

Исходя из этого, каждый кандидат на должность коллектора должен помнить о главной задаче – помочь должнику с погашением кредита мирным путем. Рекомендуется изучить юридическую и законную основу для осуществления правомерных действий. Важно применять психологические приемы, выражать понимание и руководствоваться законодательной базой, чтобы построить успешную карьеру и зарекомендовать себя в этой сфере.

Видео с отзывами человека, который устраивался на работу коллектором:

Все о профессии коллектор

Наверняка многие при работе с банками сталкивались с коллекторами. У одних представители данной профессии вызывают ужас, у других уважение. И такая разница в отношении к специалисту связана с незнанием тонкостей его профессии. Общество привыкло, что коллекторы – это люди, выбивающие долги из людей, с применением самых разных мер воздействия.

Должностные обязанности

Работа коллектором предполагает постоянное общение с людьми в рамках соблюдения законности. Представители данной профессии чаще всего работают в коллекторских агентствах. Такие организации имеют доход в виде процента от возвращенных сумм долгов. В обязанности коллекторов входит своевременное взыскание долга с клиента, чтобы образовавшаяся задолженность не росла в геометрической прогрессии. Если ситуация с возвратом денежных средств перешла законные границы коллектор делает запрос в правоохранительные органы, после чего к взысканию долга подключаются судебные приставы.


Сегодня деятельность коллекторов регулируется нормативными актами и правовой базой. Например, в России специалисту по возврату долгов клиента важно придерживаться конституции и декларации прав человека.

В 90-х годах коллекторы врывались в дома, запугивали должников, наносили им травмы. Сегодня же эта профессия является официальной, а значит, имеет регламентированный список должностных обязанностей:

Если клиент не выходит на связь, коллектор вправе обратиться к доверенным лицам, указанным в договоре, работодателю и к родственникам должника.


Профессиональные качества

Коллектор – это не профессия, а призвание. Важно знать, как общаться с клиентом, подобрать к нему ключик, уметь войти в его положение и попробовать совместно найти способы решения возникшей задолженности. Этому обучают на специальных курсах психологии и педагогики. Важное профессиональное качество коллекторов – лояльность. Специалист должен понимать, что клиент, получив деньги от банка, моментально впадает в стрессовое состояние. Он понимает, что взятую сумму придется возвращать с определенной переплатой, и ни в коем случае нельзя задерживать выплаты. И если вдруг коллектору приходится звонить клиенту, он должен проявить лояльность и сдержанность. Таким образом, удастся составить конструктивный диалог.

Также коллектор обязан знать законы и при необходимости руководствоваться судебной практикой. Такие тонкости покажут клиенту, что специалист по взысканию задолженности является компетентным профессионалом своего дела и приложит все усилия, чтобы долговая нагрузка не росла. Коллекторы должны быть стрессоустойчивыми личностями, готовыми к любым сложностям. Клиенты-должники могут быть не в духе или в принципе иметь сложный характер. А значит, переговоры могут зайти в тупик. Нередки случаи, когда клиент ведет себя неадекватно, в такой ситуации коллектор должен уметь постоять за себя, но исключительно в рамках закона и этикета общения.

Коллектору важно уметь работать на компьютере. Вся база должников составлена в электронном виде, куда коллектор должен вносить правки и информацию, полученную в ходе переговоров. Кроме того, коллектор должен обладать такими качествами, как собранность, ответственность и серьезное отношение к работе. Эти характеристики позволяют правильно организовывать рабочий процесс, даже находясь в другом городе.

Предпочтительно, чтобы у коллектора было высшее образование, например, финансиста или банкира. Базовые навыки этих профессий позволят качественно работать в должности коллектора и добиваться определенного успеха.


Кому подходит?

Не каждому человеку получится работать коллектором. Чаще всего эту должность занимают психологи, бывшие правоохранительные сотрудники и юристы. Конкретных требований касательно диплома работодатели не предъявляют, однако требуют наличие высшего образования. Коллектор – весьма специфическая профессия, которая требует от человека упорства и стремления к достижению поставленной цели. Специалисту по взысканию долгов стоит иметь связи в телефонной компании, водить дружбу с судебными приставами и сотрудниками налоговых служб.

Однако для крупных коллекторских агентств такие знакомства не нужны. Такие предприятия тесно сотрудничают на постоянной основе с государственными органами. И было бы неплохо поддерживать с представителями разных госучреждений дружеские отношения. В любой момент они смогут дать консультацию по любому профессиональному вопросу. Профессия коллектор подходит для людей с высоким уровнем стрессоустойчивости и отличной памятью. Люди, взыскивающие долги, ежедневно обслуживают сотни человек. Соответственно, при работе с клиентами они должны запоминать поступающую информацию, после чего вносить ее в отчет.

Скромным и чувствительным людям получить должность коллектора не удастся. Многих привлекает приличная зарплата и минимальные требования работодателей, однако занять место в коллекторском агентстве смогут только серьезные, настойчивые, уверенные и психологически подкованные люди.


Как стать?

Коллектор – профессия распространенная, но будущих коллекторов не обучают в колледжах, институтах и любых других учебных заведениях. Зачастую в коллекторских агентствах отдают предпочтение юристам, экономистам, бывшим сотрудникам правоохранительных органов и психологам с высшим образованием. Они принимают в свой штат людей, проводят их обучение на специальных корпоративных курсах и после успешного их прохождения допускают к работе с клиентами. Это наиболее оптимальный вариант получения должности коллектора.

Но, даже имея какой-либо документ, подтверждающий прохождение специальных курсов, не всегда удается устроиться на работу с первого раза. А чтобы наверняка получить должность коллектора, необходимо воспользоваться одновременно несколькими способами. Первый предполагает обращение в агентство занятости. Второй способ – поиск работы через социальные сети и форумы. Третий способ – личные знакомства. Однако последний способ срабатывает очень редко.


Где работать?

Должность коллектора востребована в коллекторских агентствах, а также в банках и микрофинансовых организациях. Только в двух последних коллекторов называют сотрудниками службы безопасности. И если они не могут добиться от клиента исполнения его обязательств, банк перепродает долг коллекторскому агентству. Чаще всего данная сумма имеет не менее пяти нулей, соответственно, чем больше задолженность, тем крупнее прибыль агентства.

На сегодняшний день известно, что коллекторы делятся на 2 категории, черные и белые. Белые работают исключительно в рамках закона, черные используют разные методы выбивания долгов. Однако правоохранительные органы ведут с ними постоянную борьбу, они неоднократно спасали должников от незаконного воздействия черных коллекторов. Что касается заработной платы, в банках представители данной профессии получают стабильный оклад не позднее прописанного в договоре срока выплаты. Размер заработной платы колеблется в пределах 20-40 тыс. руб. Коллекторы в микрофинансовых организациях и в коллекторских компаниях также имеют фиксированный оклад, но при этом получают определенный процент от взысканных сумм.

Что касается карьерного роста, коллекторы не могут претендовать на покорение высоких профессиональных вершин. Максимально, чего они могут достичь, успешно проработав на одном месте несколько лет, это руководитель отдела службы безопасности.

Однако, набравшись опыта и узнав тонкости коллекторского дела, можно открыть собственное агентство.

Коллекторское агентство – что это и стоит ли бояться

Коллекторские агентства – специализированные организации, профилем которых является досудебный возврат просроченных и проблемных долгов. Свою деятельность они осуществляют следующими способами:

  • Коллекторы могут выступать в роли агентов, сотрудничающих с банками и другими кредитными учреждениями на основании договора. В таком случае коллекторы действуют в качестве представителей кредитора.
  • Также агентства по взысканию долгов могут становиться новыми кредиторами по просроченным долгам. В таком случае ими производится выкуп наиболее проблемных задолженностей у банков и МФО за 10-30% от общей суммы долга. При этом с должника взыскивается полная стоимость задолженности.

Кем являются коллекторы?

Сами коллекторы – сотрудники агентств, обязанности которых заключаются в непосредственном общении с должниками с целью побудить их к погашению имеющихся задолженностей. Коллекторы сотрудничают только с местными банками и МФО, тем самым ограждая себя от излишнего внимания со стороны контролирующих органов. Даже после принятия закона, существенно ограничивающего компетенцию данных агентств, они продолжают применять методы образца 90-х годов: должники нередко жалуются на неправомерный характер работы коллекторов.

Что вправе делать коллектор в рамках закона?

Данным агентствам разрешается:

  • Выполнять обзвон должников, но строго ограниченно (не чаще раза в день или дважды в неделю). В течение месяца должнику должно поступать не более 8 звонков от коллекторов. При этом звонить разрешается в строго обозначенные часы: с 8 утра до 10 вечера по будням и с 9 утра до 8 вечера – по выходным.
  • Организовывать встречи с должниками не чаще раза в неделю.
  • Предлагать должникам различные способы погашения долгов.

Популярные советы

Как стать самозанятым: инструкция и разъяснения

Основные банковские хитрости и как их обойти

Как распознать мошенника: звонок с телефонного номера банка

Как можно видеть, полномочия и возможности коллекторских агентств довольно скромные. Закон не позволяет им совершать десятки звонков в день и колотить в двери должников, осыпая тех угрозами.

755543194597958.jpg

Что запрещено делать коллекторам?

По правилам действующего законодательства коллекторские агентства не вправе совершать следующие действия:

  • Подвергать должника психологическому давлению, угрожать ему, членам его семьи и третьим лицам.
  • Применять действия насильственного характера в отношении должника и его окружения.
  • Общаться по вопросам задолженности с работодателем должника, его коллегами, соседями.
  • Распространять информацию о задолженностях в Интернете.
  • Причинять должнику имущественный ущерб.
  • Заниматься распространением нелицеприятных и оскорбительных листовок о должнике, расписывать двери неплательщиков и т.д.
  • Пытаться выйти с заемщиком на связь в неположенное время и чаще, чем предписано законом.
  • Представляться сотрудниками государственных или правоохранительных органов.
  • Выдавать себя за сотрудников банка или кредитных организаций.

За все приведенные выше действия коллекторские агентства несут административную и уголовную ответственность. При установлении факта совершения ими неправомерных действий, их деятельность может быть приостановлено или полностью запрещена с последующей ликвидацией агентства.

Коллекторы действуют не по закону: что делать?

Зачастую сотрудники данных агентств выбирают довольно агрессивную модель поведения. В рамках телефонных переговоров или встреч с должниками коллекторы нередко позволяют себе угрозы и совершают действия, превышающие их законные полномочия. Если коллекторы стучатся к соседям, распространяют информацию о долге в Интернете и терроризируют звонками, их действия можно обжаловать.

Другие советы

Зачем российским банкам экосистемы и в чем их выгода для клиентов

Когда можно начать говорить о финансах с ребенком

Десятка самых надежных банков России

Надзорным органом по отношению к данным агентством является Федеральная служба судебных приставов, куда и нужно обращаться в первую очередь. Сотрудники органа примут жалобу к сведению и проведут тщательную проверку действий коллекторов.

Мы рассказали вам всё, что хотели, нам приятно за ваше внимание к нашей статье. Вы точно не потратили время зря, больше полезной информации вы сможете найти в Экономических советах.

Читайте также: