Уголовная ответственность за саботаж на работе

Обновлено: 18.05.2024

В статье дается подход, прямо противоположный тому, как действуют большинство руководителей. Но этот подход действует, а, следовательно, стоит попробовать.

Точно такая же стратегия возникает в коллективе по отношению к новому руководителю. Саботаж сотрудников очень тесно связан с тем, как поставит себя руководитель в самом начале. От этого будет зависеть успех или неуспех его взаимодействия с сотрудниками в дальнейшем.

Недостаточное функционирование руководителя

Руководитель проявляется излишнее беспокойство, недостаточно доверяет своим сотрудникам, редко прислушивается к их мнению.

При недостаточном функционировании можно говорить о манипулировании руководителя своими сотрудниками. Это проявляется в том, что зачастую сотрудники не знают целей руководства или истинные цели руководителя подменяются мнимыми. Через некоторое время сотрудники или теряют веру в миссию организации, или действуют, исходя из своих индивидуальных целей, не учитывая цели организации.

Например, в подразделение развития пришел новый руководитель. Он был уже третьим за два последних года. Сотрудники уже привыкли к смене руководителей и реагировали привычным образом. Выслушивали планы руководителя, соглашались, а на деле все делали так, как им было выгодно и комфортно. Новый руководитель сначала радовался тому, что ему никто не возражает. Потом стал видеть, что ничего не меняется. Через месяц он перестал что-либо говорить сотрудникам и старался делать все самостоятельно. Через 3 месяца после работы оставался только руководитель. Работа подразделения разваливалась, так как сотрудники не знали, что делает их руководитель, а он не доверял своим сотрудникам. В итоге, через год руководство компании в очередной раз сменило руководителя.

Ответственное функционирование руководителя

Руководитель основное внимание уделяет методам сотрудничества и партнерства. Ожидает компетентности от себя и от других. Он определяет границы дозволенного между собой и сотрудниками. Сообщает цели, ставит четкие задачи и контролирует их исполнение. И, что самое важное, сотрудники заранее знают, по каким правилам играют в их коллективе.

Например, в департамент ремонтных работ на заводе пришел руководитель, который до этого работал в другом городе и на другом заводе. Он не знал всех особенностей общения в коллективе, но уделил этому время. Ему важно было изучить положительные и негативные моменты в работе его заместителей. Только после этого он стал вносить изменения в работу департамента. Каждый раз сотрудники знали, зачем это делается. А также их новый руководитель особо выделял положительные традиции коллектива и поддерживал тех, кто принимал его дополнительные предложения.

Саботаж сотрудников — как реагировать на сопротивление

Как правило, проблемы с сопротивлением и саботажем в организации возникают при недостаточном функционировании руководителя. Поэтому прежде, чем начинать бороться с недовольными, руководителю необходимо проанализировать собственные методы руководства и, по возможности, изменить их.

Когда в компании вводятся инновации, то сопротивление персонала переменам происходит практически всегда. И приемы управления сопротивлением персонала становятся жизненно необходимы руководителям.

Бывают случаи, когда руководитель даже при ответственном функционировании сталкивается с сопротивлением со стороны своих сотрудников. Саботаж на работе – это нередкое явление. Чаще всего это происходит, когда руководитель пытается ввести новые правила деятельности для сотрудников, а они не принимаются той частью, которая не нашла в нововведении выгоды для себя.

Другими словами, чем больше внимания руководитель уделяет саботажникам, тем больше усиливается их позиция в организации. Ведь внимание руководителя ограничено также, как и его ресурсы. Если часть ресурсов будет израсходована на борьбу с сопротивлением, то сотрудники, которые поддерживают инициативы руководителя, недополучат его внимания.

А если сотрудники заметят, что внимание сопротивляющимся со стороны руководителя уделяется больше, чем им, то они неосознанно придут к заключению — руководство замечает нас только тогда, когда мы не согласны. Следовательно, сопротивление — это то, что привлекает внимание руководства. Другими словами, сотрудники начнут действовать по правилам привлечения отрицательного внимания.

Это довольно распространенное правило поведения трудных подростков. Не получая необходимого им внимания со стороны взрослых, они прибегают к негативным поступкам для привлечения хоть какого-то внимания, пусть даже отрицательного.

Таким образом, те, кто сопротивляются, ставят своей целью привлечь к себе внимание не только руководства, но и других сотрудников организации. И если руководитель начинает уделять им слишком много внимания, то они своей цели достигают. А руководитель не может преодолеть сопротивление персонала

Если же руководитель уделяет внимание тем, кто поддерживает инициативы и нововведения, и отмечает сопротивляющихся только тогда, когда они действуют так, как необходимо руководству, то происходит ослабление сопротивления. Оно перестает подпитываться ресурсами руководителя и вниманием со стороны сотрудников.

При этом руководитель может быть более эффективным, если будет:

  • видеть происходящее в организации как систему в целом;
  • не принимать происходящее на свой счет;
  • стараться не выглядеть озабоченным;
  • сохранять выбранное направление;
  • оставаться в контакте со всеми членами организации, в том числе и с саботажниками;
  • контролировать процессы в организации;
  • четко соблюдать границы своих обязанностей и границы обязанностей сотрудников.

Если руководитель сможет контролировать и осознавать свои действия по отношению к сотрудникам, то его начинания будут поддерживаться. Деятельность коллектива станет более результативной, а состояние руководителя — более ресурсным.

Неважно, сколько сил и времени компания тратит на привлечение клиентов, персонала и бизнес-партнеров — саботажник может свести результаты на нет хамством, придирками и нежеланием выполнять свои трудовые обязанности. Более того, ему под силу вынудить ценных работников уйти из фирмы. Наконец, если саботажник хитер, он сумеет обвинить коллегу и выйти сухим из воды.

Задача HR-специалиста — не допустить саботажа в компании, а если проблема уже возникла, быстро решить ее.

Саботаж на рабочем месте: что может сделать HR-специалист?


В подготовке статьи принял участие преподаватель-эксперт

Веселко Елизавета Владимировна

Опыт работы 14 лет, с 2010 года начальник отдела кадров торговой сети, штат 3000 человек. Эксперт в документировании трудовых отношений. Автор учебных программ.

Тревожные симптомы

Мы не будем говорить о явных проблемах, когда сотрудник полностью перестает работать, ломает вещи в офисе или угрожает работодателю. Чаще всего саботаж проявляется иначе:

Характерный признак саботажа — вроде бы все работают, а результата нет. Вполне вероятно, что сотрудники только создают видимость работы для руководителя.

Также может быть интересно


Как взыскать материальный ущерб с работника: алгоритм и важные нюансы

Мы собрали рекомендации, которые помогут вам действовать стр [. ]


Как уволить сотрудника за прогулы

Каждый случай увольнения сотрудника за прогулы индивидуален. [. ]

Почему некоторые сотрудники намеренно вредят бизнесу

Саботаж на рабочем месте: что может сделать HR-специалист?

Саботажник — это далеко не всегда человек, который хочет нажиться на чужом бизнесе, т.е. преследует исключительно материальные цели. Чаще причина в другом:

  • Сотрудник хочет отомстить коллеге, руководителю или работодателю. Он может быть обижен из-за конфликтов, придирок, интриг. Возможно, кто-то из коллег несправедливо подал жалобу на сотрудника, и в результате его депремировали. Вариантов множество, но все они сводятся к одному — человек испытывает гнев или обиду и начинает саботировать рабочий процесс, чтобы навредить кому-то другому.
  • Сотрудник не согласен с политикой компании или ему не нравится корпоративная культура. Он саботирует процессы, связанные с этими моментами. Вовремя заметить и решить эту проблему может руководитель отдела или специалист по корпоративной социальной политике.
  • В компании произошли неприятные для персонала изменения — новые обязанности, правила работы, распорядок дня и пр. В таких случаях процесс изменений часто саботирует целая группа людей — иногда все подразделение.
  • Сотрудник уверен, что его не ценят, а его усилия не замечают. Проблема особенно часто возникает, когда вместо одного работника повышение получает другой — по мнению саботажника, недостойный новой должности. Еще хуже, если соперник становится непосредственным руководителем недооцененного сотрудника. Предотвратить такую ситуацию может специалист по развитию персонала — уделить внимание, проконсультировать, выстроить план карьеры.
  • Сотруднику в принципе не нравится его работа. Раздражают слишком сложные или чересчур простые задачи. Человек считает работу скучной и не понимает, в чем ее смысл. Его раздражает невозможность карьерного роста и дополнительные обязанности.
  • Работника не устраивают KPI и регламенты. Он считает их несправедливыми или ненужными и намеренно игнорирует.
  • Коллектив не принимает новичка (причины могут быть разные — например, ожидали, что на должность возьмут другого человека). Ему мешают работать, допускают сплетни на его счет, добиваются его увольнения.
  • Коллективу не нравится новый руководитель. Типичная ситуация: в сложившуюся команду привели нового начальника, который начал устанавливать свои порядки. Второй вариант — на место руководителя претендовали сразу несколько сотрудников, и те, кого не повысили, чувствуют себя оскорбленными.

Программы по теме

Менеджер по персоналу. Управление персоналом и подразделением организации

Диплом с 1 квалификацией

Начало обучения январь 2022

Продолжительность 16 недель (4 мес.)

Карьерный консультант. Технологии развития карьеры персонала

Диплом с 1 квалификацией

Начало обучения январь 2022

Продолжительность 11 недель (2.5 мес.)

Если признаки саботажа налицо, действовать нужно быстро, но с умом. Конечно, может показаться, что проще всего сразу уволить сотрудника. Но это не так по ряду причин. Во-первых, вы рискуете сгоряча наказать человека, на которого искусно свалил вину саботажник. Во-вторых, если персонал и так не слишком лоялен, такое увольнение может вызвать гнев и сопротивление уже со стороны других работников. Еще хуже, если вслед за уволенным уйдет несколько клиентов. В-третьих, если всё дело в коллективе или в правилах работы, увольнение попросту неэффективно — корень проблемы останется в компании.

Саботаж на рабочем месте: что может сделать HR-специалист?

И есть еще одна причина. Возможно, человек устроил саботаж ненамеренно. Может, он неправильно понял свои обязанности? Может, никто не объяснил ему, как работать эффективно и как взаимодействовать с другими отделами? А когда он начал допускать ошибки, коллеги сразу побежали жаловаться, даже не пытаясь помочь?

Именно поэтому важно разобраться в ситуации. Поговорите с самим саботажником, его руководителем и коллегами. Постарайтесь выяснить причину и понять, как можно решить проблему. Например, если дело в неудачных управленческих решениях, стоит обсудить этот момент с руководителем подразделения. Если выяснится, что в коллективе процветают интриги и сплетни, директору стоит открыто показать свое отношение к подобному поведению, ответить на интересующие работников вопросы и пресечь таким образом домыслы. Также нужно показать, что анонимные жалобы, доносы и пр. недопустимы, а сотрудник, который хочет испортить репутацию коллеги в глазах начальства, должен быть готов произнести те же обвинения в присутствии этого коллеги.

Подумайте, что вы можете сделать, чтобы вернуть лояльность сотрудника.

Если вы проанализировали ситуацию и поняли, что без увольнения саботажника не обойтись, постарайтесь разойтись с ним мирно, не давайте резких оценок, не стыдите человека перед коллективом. Помните: некорректное поведение может настроить персонал против вас, а в худшем случае вас еще и втянут в трудовой спор в суде.


Что такое саботаж и диверсия

преступление против государства

Понятие диверсия статья УК РФ определяет, как преступление против государства. Подобные нарушения, как правило, сопровождаются тяжелыми последствиями и самой суровой формой возмездия. Согласно ст. 281 УК РФ, диверсия подразумевает ряд действий, которые влекут уничтожение или существенное разрушение стратегически важных объектов, зданий, промышленных предприятий, а также транспортных соединений. Вне зависимости от того, в какой форме было совершено вредительство – поджог или взрыв, важна цель указанных действий преступника.

Чтобы Уголовный кодекс счел вредительство – диверсией, оно должно иметь прямой умысел и цель нанести вред общественным отношениям и оборонной способности странны. Противозаконная акция может быть связана с ликвидацией объектов сельского хозяйства, с обеспечением жизнеспособности граждан, а также непосредственно с оборонной функцией государства.

Современная редакция статьи УК РФ о саботаже и диверсии имеет существенные отличия от прежней версии.

Из содержания нормы закона были извлечены пункты о:

  • массовом истреблении людей,
  • преднамеренной организации эпидемий,
  • распространении эпидемиологических заболеваний животных,
  • намеренном массовом отравлении граждан страны.

На сегодняшний день в законодательстве РФ все эти пункты предусмотрены отдельными статьями.

Действия диверсантов могут носить уничтожающий или разрушающий характер. Под разрушением подразумевают изменение объекта до такой степени, когда его восстановление или дальнейшее использование невозможно. Повреждение – это нанесение предприятию или другому объекту разрушений, которые не исключают его дальнейшее восстановление или использование в первоначальных целях. Дальнейшая эксплуатация возможна после восстановительно-ремонтных работ.

Необходимо отметить, что для суда не является особо важным степень разрушения, во внимание принимаются четко организованные и скоординированные действия, направленные на доставление ущерба государству.

Достаточно тесно идет это понятие с термином саботаж. В УК РФ саботаж определяется, как намеренное неисполнение своих прямых обязанностей или скрытое противодействие чему-либо, что вредит оборонной способности страны или наносит ей экономический вред. Целью диверсия и саботаж имеют одно и то же – снизить способность государства противостоять противнику, сделать страну в какой-то мере беззащитной против внешних врагов.

Состав и признаки преступления

совершение поджога

Как и любое преступление, диверсия имеет определенный состав. Объективная сторона являет собой совершение поджога, взрыва или других действий направленных на полное или частичное разрушение инфраструктуры или отдельных предприятий, имеющих важность для государства, для обеспечения жизнеспособности населения. Субъективной стороной преступного действия есть прямой умысел подорвать оборонную способность государства и его экономическую стабильность. В качестве субъекта нарушения выступает дееспособный гражданин, достигший возраста 16 лет. Если этот человек действует по заказу спецслужб иностранного государства, то его действия расцениваются, как государственная измена или экстремизм и подразумевают санкцию по другой статье.

Диверсия считается оконченным преступлением с момента осуществления общественно опасных действий, направленных на уничтожение или повреждения важных для государства объектов. Считается действие оконченным, даже если вследствие маневров нарушителя объекты не были разрушены и повреждены, по независящим от нарушителя причинам.

Необходимо отметить, что по признакам преступления диверсию сложно отличить от террористического акта. Главным отличием двух этих нарушений является цель. В случае с терроризмом целью преступника есть наличие материального ущерба государству, а человеческие жертвы являются непреднамеренными. Если гибель людей предусмотрена нарушителями изначально в качестве цели, то это уже диверсия. Большинство нарушителей, привлеченных к ответственности, пытаются переквалифицировать свои действия из диверсии в терроризм, так как приговор за него гораздо мягче.

Ответственность за диверсию

ответственность за диверсию

Для того чтобы виновные были наказаны за диверсию, пред судом стоит достаточно серьезная работа – установление фактов, поиск доказательств и изучение обстоятельств, которые позволили бы причислить действия нарушителя к диверсионному акту. В отличие от других уголовных дел, статьей 281 будут заниматься сотрудники отдела федеральной службы безопасности. После того, как ими будут собраны все материалы дела, они передаются в суд. Слушания по ст. 281 в большинстве случаев происходят коллегией судей, состав суда должен включать минимум трех представителей Фемиды.

Диверсия считается особо опасным преступлением, влекущим за собой самое строгое наказание в виде пожизненного лишения свободы. Раньше за диверсию была предусмотрена смертная казнь, но в связи с мораторием на подобное наказание, санкция больше не используется, и высшей мерой возмездия по данной статье выступает пожизненное лишение свободы.

По статье 281 обвиняемый может ходатайствовать о созыве присяжных заседателей, но это возможно только в случаях, если обвинительный акт базируется на третьей части ст.281, обвинение по первым двум частям такую возможность исключает.

Прочтите также: Какая статья Уголовного кодекса России определяет наказание за распространение наркотиков

В зависимости от обстоятельств совершения преступления, приговор может различаться и включать такие санкции:

  • повреждение или разрушение объектов без человеческих жертв с целью предоставления ущерба государству, наказывается санкцией в виде 10-15 лет лишения свободы,
  • если преступление осуществлено организованной группой, имеет человеческие жертвы и привело к сильному снижению экономической или оборонной способности страны, виновный будет наказан лишением свободы от 12 до 20 лет,
  • если вследствие диверсии не только пострадали, но и погибли люди, законодатель предусматривает санкцию в виде лишения свободы на срок от 15 до 20 лет.

Очень важным моментом при назначении наказания за диверсию является выяснение факта остальных преступных деяний. Достаточно часто диверсия – не единственное нарушение, которое осуществляет преступник, соответственно, суд должен учитывать преступления в совокупности.

Наказание за диверсию в совокупности с другими нарушениями

компьютерная диверсия

Достаточно часто перед судом стоит задача разграничить диверсию и убийство, экстремизм и терроризм. Последние не всегда сопряжены с массовой гибелью людей, они ставят перед собой цель не уничтожить конкретного человека или группу людей, а, к примеру, возбудить всеобщую ненависть к определенному кругу лиц, заставить органы власти отменить принятое решение или, как выше упоминалось, ослабить оборону страны. Именно поэтому судьям необходимо выяснить, если имела место гибель людей, было ли это изначально запланировано или получилось в результате диверсии. Если подобное предполагалось, то приговор будут выносить по ч. 3 ст. 281, а если нет, то имеет место совокупность приговоров за два разных преступления.

В случае, если диверсионный акт был полностью подготовлен, но совершить его до конца злоумышленник не смог, то статью 281 заменяют на ч. 3 ст. 30 УК РФ.

В современном мире многие думают, что диверсия больше не возможна, но это не так. Круг предметов этого преступления постоянно увеличивается, повышается ценность информации, имеющая значение для разных отраслей науки, техники и управления. Уничтожение стратегических объектов и информационных носителей, используемых государством одной страны, очень выгодно другим странам. Конечно, сегодня диверсии выглядят совсем не так, как во Вторую Мировую войну, теперь достаточно изменить одну ячейку компьютерной машины, чтобы вся программа, контролирующая определенную отрасль, начала вести себя безумно – это и есть своего рода, современная диверсия.

Именно информационные диверсии доставляют самый больший вред, ведь все предприятия и организации – компьютеризированы. Диверсия, посягающая на память компьютеров, может доставить вред не только отдельной отрасли, но и остановить работу целой страны. На восстановление ущерба уходят миллиарды, и то не всегда удается добиться первоначального результата.

Демонстрация против саботажа чиновников под лозунгом «В тюрьму саботажников. Революционный террор против них.

С довольно жёсткой законодательной инициативой намерены выступить депутаты Госдумы от фракции КПРФ. Зампред комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству, глава юрслужбы фракции КПРФ Вадим Соловьёв заявил о подготовке законопроекта, в котором предлагается вернуть в Уголовный кодекс РФ статью за саботаж, предусматривающую до десяти лет лишения свободы.

Подобную инициативу Соловьёв мотивировал необходимостью введения уголовной ответственности за действия, дезорганизующие работу государственного механизма, приводящие к срыву выполнения указов президента, развалу экономики и армии.

В наиболее распространённом толковании под саботажем понимается умышленное неисполнение или небрежное исполнение определённых обязанностей, скрытое противодействие осуществлению чего-либо.

Деревянные башмаки сабо стали использовать для выведения из строя механизмов рабочие французских мельниц, недовольные условиями труда. В дальнейшем аналогичным образом стали выводить из строя свои станки рабочие других французских предприятий.

Итальянская забастовка

Саботаж как метод политической борьбы получил широкое распространение в начале XX века, когда в условиях бурного экономического роста подобные действия начали наносить серьёзный ущерб владельцам крупных предприятий и государству, заставляя их идти на переговоры с саботажниками.

Ещё одним методом саботажа, который широко используется до сих пор, стала так называемая обструкция, или итальянская забастовка. В 1905 году в Италии рабочие, выступавшие за улучшение условий труда, нашли оригинальный способ давления на работодателей, заключавшийся в абсолютно точном соблюдении всех норм и правил работы.

Как показал опыт, подобная практика неизменно ведёт к снижению темпов производства и заставляет владельцев предприятий идти на уступки сотрудникам.


ВЧК в России появилась благодаря саботажникам

В конце 1917 года, после прихода к власти большевиков, использовать саботаж для их отстранения от власти попытались представители свергнутого Временного правительства, а также ряда оппозиционных политических партий.

По задумке организаторов саботажа, все сотрудники государственных учреждений, предприятий, транспортных организаций должны были отказаться от осуществления своей профессиональной деятельности. Наступивший полный паралич власти должен был вызвать массовое недовольство большевиками, что привело бы к падению большевистского режима.

На осуществление саботажа противники большевиков собирали крупные денежные средства, которые выделялись в качестве компенсации работникам, отказавшимся от исполнения своих обязанностей при большевиках.

Данная ситуация привела к тому, что первая структура, отвечающая за государственную безопасность, созданная при Советской власти, носила полное название Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем.

Чекистам под руководством Феликса Дзержинского удалось нейтрализовать планы саботажников.

Однако в годы Гражданской войны саботаж, направленный на дезорганизацию тыла и обеспечения армии, активно применялся обеими сторонами конфликта. Организация саботажа возлагалась на подпольные группы, действующие на территории, занятой противником.

Саботаж был настолько серьёзным оружием, что и кара за него была самой строгой. Лица, обвинённые в саботаже, и красными, и белыми часто приговаривались к смертной казни.


Статья 58, пункт 14


В США за саботаж грозит пожизненное заключение

После 1958 года в советском законодательстве саботаж не рассматривался как отдельное преступление, так как партийные органы официально заявляли, что данный вид преступлений в СССР полностью искоренён.

В годы Второй мировой войны в странах, оккупированных нацистами, саботаж как метод борьбы использовался участниками движения Сопротивления. Нацисты подобные действия пресекали крайне жёстко.

К саботажу в военное время весьма серьёзно относились все стороны конфликта.

Наказание за саботаж в США, в зависимости от тяжести содеянного, колеблется от пяти лет лишения свободы вплоть до пожизненного заключения.

Саботаж, подрыв производственных процессов, вредительство, противодействие…

Все эти слова — призраки из страшных снов руководителей и владельцев бизнесов. Какими бы чудесными ни были продукт и команда, если один из сотрудников намеренно саботирует проект — это может сильно навредить компании.

Один мой коллега рассказывал про даму с которой столкнулся на предыдущем месте работы — по его словам она была мастером саботажа IT-проектов. Чтобы никого не обидеть, в статье будем называть её Джульеттой.

Итак, Джульетта работала в аутсорсинговой компании довольно долго в роли проектного менеджера. Чаще всего, она брала небольшие посредственные задачи и, судя по всему, была вполне довольна положением дел. Однако эта дама участвовала и в более серьёзных проектах с несколькими PM-ами и большими распределёнными командами. Вот тут начиналось самое интересное.

Второй излюбленной методикой Джульетты были обвинения. Она обвиняла других в своих собственных ошибках, врала, недоговаривала, распространяла информацию о чужих неудачах и провалах. Конечно, это не так сильно вредило проектам, как прямой саботаж, но портило настроение и ухудшало командный дух. Возможно, ее критицизм не был намеренным, и дамочка просто была из тех, кто не может дать другому человеку право на ошибку, но уничтожая раковые клетки проблем Джульетта рисковала убить и самого пациента.

Сотрудники, которые брали пример с Джульетты поступали не многим лучше. Они придирались к своим подчинённым и заставляли их переделывать одно и то же задание по многу раз ради мелочных исправлений. В периоды самой большой загруженности они устраивали срочные, длинные и ненужные совещания с целью разбора полётов и повторного анализа вопросов, ответы на которые уже были найдены на предыдущих встречах.

Не удивительно, что мой коллега не выдержал долго в такой обстановке и перешёл в другую компанию, где мы, собственно, и познакомились.

Почему с этой ситуацией никто не боролся?

К счастью, намеренный саботаж рабочего процесса на практике встречается не так уж часто. Большую часть поведения, которое мы принимаем за диверсию, можно оправдать ленью, незнанием, человеческой глупостью и нелепой случайностью. Прежде чем обвинять в чем-то человека, следует сначала разобраться в проблеме. Вы можете принять за саботаж то, что им не является если:

  • вы не обладаете всей информацией;
  • не ищете позитивное намерение;
  • вы предвзяты;
  • вы не хотите решать, вы хотите разбираться;
  • вы просто хотите найти и наказать виновных;
  • вы спешите с выводами;
  • вы слишком переживаете за своё рабочее место или деньги, и это влияет на вашу объективность.

Признаки саботажа

Теперь давайте подробно разберёмся, какие признаки могут подсказать, что в команде, все же, что-то не так и вам нужно обратить особое внимание на поведение определённых сотрудников. Первые звоночки просто не заметить или не придать им должного значения, так что будьте бдительны.

Часть команды стала хуже работать. Задачи стали закрываться не вовремя и делаться небрежно. Вы слышите от девелоперов, что ТЗ они не прочитали и в API стороннего сервиса нужной функции не нашли, да и вообще там все коряво написано. Дизайнеры твердят, что в прототипах ничего не понятно, а у клиента плохой вкус. Тестировщики не качественно делают свою работу и не общаются о проблемах с разработчиками. Sales не хотят бороться за дополнительные часы, продают то, чего команда делать не умеет и не пускают никого к клиенту. Да и PM-ы умеют саботировать не хуже: плохо составляют расписание, не закладывают буфер на определённые задачи, не ведут записей и не документируют таски…

Если вы видите, что в команде начинается хаос — настало время разобраться в том, что же происходит на самом деле. Вполне возможно, что люди просто устали, давно не были в отпуске или отвлекаются на семейные проблемы. Однако, может быть в ваших рядах завёлся сотрудник, который мешает другим продуктивно работать, подрывает авторитет руководства или подвергает сомнению ценность проекта.

Третье на что стоит обратить внимание — это настроения в коллективе. Кислые мины и недовольные речи — недвусмысленный сигнал тревоги. Если у команды больше не горят глаза, пропало желание вносить что-то новое в проект и думать о нем в перспективе — на это важно среагировать. Причины могут быть как внешними, так и внутренними. Возможно, сотрудники просто перестали верить в успех и не видят ценности в том, что делают. Возможно, их кто-то подначивает и доносит неверную информацию. И в том и в другом случае — нежелание людей вовлекаться в работу — серьёзная проблема, которую нужно оперативно решать.

Кстати, неверие в проект может быть спровоцировано поведением самого клиента. Заказчик-саботёр? Да, и такое бывает. Чаще всего его деструктивное поведение вызвано внешними факторами и не ставит перед собой цель срыва проекта, но результаты, все равно, могут быть плачевными. Если в ответ на свои вопросы вы получаете неадекватную реакцию — стоит задуматься. Заказчик может саботировать проект, если считает, что:

  • нам не нужны процессы;
  • он знает лучше, что и как нужно делать и не будет слушать чужое мнение;
  • не понимает зачем нужна документация, тестирование и прочие важные вещи;
  • требует все здесь и сейчас и постоянно меняет приоритеты;
  • не знает чего хочет и ведёт себя так, будто все должны читать мысли;
  • надеется получить работу бесплатно.

Как противостоять саботажу?

Честно скажу — это задача не из простых. Она потребует от вас терпения, силы характера и гибкости. Однако, есть набор базовых правил, которые отлично себя зарекомендовали. Часть из них желательно сделать своими привычками и использовать для любого проекта, это будет полезно, даже если в нем нет саботёров или других проблем. Используйте его как чек-лист:

Теперь давайте остановимся на каждом пункте более подробно.

Документирование. Это самое эффективное оружие против саботажа. Оно гарантирует, что вас не смогут обмануть, перекрутить факты, подставить. Если обязанности каждого участника проекта прописаны в определённом документе — сотруднику будет сложно от них откреститься. Это же касается принятых решений, описания задач и установленных сроков.

Дисциплина и регламент собраний. Не нужно бессмысленных митингов. Если вы требуете дисциплины от команды — убедитесь, что и сами придерживаетесь этих требований. Каждое собрание должно иметь чёткую повестку дня и планироваться заранее. Это поможет избежать траты времени на разговоры ни о чем.

Если конфликт нужен — конфликтуйте. Иногда у вас просто не будет выбора. В этом случае не стоит бояться. На ранних стадиях конфликт может быть даже полезен. Он позволяет выявить скрытые обиды и разобраться в вопросах, которые в противном случае могли и не всплыть, но главное — конфликт предотвращает замалчивание. Накопленные проблемы могут в дальнейшем привести к более серьёзным последствиям, чем просто разговор на повышенных тонах.

Не конфликтуйте по пустякам. Не смотря на все доводы, изложенные в предыдущем абзаце, иногда ссориться и выяснять отношения совсем не обязательно. Не нужно говорить каждому человеку о том, что вас в нем не устраивает и по долгу спорить о мелочах. Будьте более терпимыми и доброжелательными и приучайте к этому команду. В миролюбивой и позитивной атмосфере саботёру действовать гораздо сложнее.

Вовлекайтесь, слушайте, задавайте наводящие вопросы. Это всегда помогает. Если вы вовлечены в проект и внимательно слушаете каждого участника — легче обратить внимание на тревожные звоночки. Ещё больше поможет подробный разбор конкретных ситуаций с сотрудниками и умение задавать правильные вопросы.

Под наводящими вопросами я имею ввиду такое построение диалога:

— Что случиться, если пользователь введёт числа в поле для фамилии?
— Может я сейчас спрошу глупость, но разве этот риск более серьёзный чем то, что пользователь введёт числа в поле имени или неверную информацию в поле адреса, которое мы тоже не защищали?

Подобный встречный вопрос не оскорбит собеседника, но поможет выявить деструктивное поведение или вернуть диалог в более продуктивное русло. Адекватный собеседник ответит на это согласием и не станет дальше тратить время на мелочи или чётко объяснит важность своей позиции. Саботёр будет продолжать говорить ни о чем, избегая прямого ответа на поставленный вопрос. Например, он скажет:

Мы обязаны защищать систему от любого некорректного взаимодействия. Чисел в фамилии быть не должно.
— Разве числа единственная возможная форма опечатки? Мне кажется, буквенные опечатки распространены больше.
— Но мы можем избежать хотя бы чисел.
— Есть ли в этом смысл, если другие опечатки не будут идентифицированы?
— Это должно быть стандартом для проверки…

И так далее. Подобные нерелевантные ответы и уходы от вопроса — примеры деструктивного поведения. Плюс в том, что когда такой диалог возникает на собрании, то все члены команды слышат вопросы и ответы и могут быть уверены, что каждое решение принимается взвешенно и на основании фактов.

Сделайте саботёра заложником проекта. Предупреждаю, эта стратегия работает не всегда. Однако, если диверсии вызваны тем, что человек считает себя ненужным и покинутым — очень важно дать ему почувствовать обратное. Мы все хотим ощущать свою важность и востребованность. Дайте негативно настроенному человеку понять, что к его мнению прислушиваются и с ним считаются и он изменит своё отношение к проекту. Иногда, такие люди в дальнейшем так загораются идеей, что становятся евангелистами продукта и компании.

Помните, что противодействовать саботажу сложно. Это длительный процесс, который требует больших затрат энергии и времени. Однако, если вы руководитель проекта или бизнеса — игра стоит свеч. Напоследок скажу пару слов о том, как предотвратить возникновение деструктива в команде, так как профилактика — лучшее лечение. На самом деле тут все довольно банально и в этом вопросе сложно изобрести велосипед.

Правильно стройте свою команду. Возможно, критерии отбора людей в компанию должны быть более строгими. Нужно проверять сотрудников не только на наличие необходимых технических скилов, но и на то, что они разделяют корпоративную этику и подходят по темпераменту.

Прислушивайтесь к тому, что говорят сотрудники. Реагируйте на просьбы и жалобы. Конечно, недовольные будут всегда, но возможно вы найдёте способ удовлетворить их потребности без особых потерь со стороны компании.

Поощряйте совместные активности помимо работы и сами принимайте в них участие. Конечно, никто не предлагает вам в обязательном порядке всем коллективом пить пиво каждую пятницу, но подобные вещи действительно укрепляют командный дух. Единственное условие, избегайте ситуаций, когда команда разбивается на группки и менеджмент общается только между собой, разработчики садятся отдельно и не включаются в общую беседу, дизайнеры вообще не приходят и так далее. Такой тимбилдинг скорее способствует возникновению диверсий, чем защищает от них.

Не хочу заканчивать эту статью советами, боюсь, вы уже от них устали. Да и, к сожалению, нельзя передать весь опыт в 2000-ах слов. Поэтому прикреплю внизу отрывок из сериала Silicon Value — отличный пример настоящего саботажа в IT проекте. Наслаждайтесь.

Читайте также: