В чем заключается работа спортивного психолога
Обновлено: 16.06.2024
В статье обобщены основные представления о работе спортивного психолога. Описаны принципы работы спортивного психолога, задачи, с выполнением которых он сталкивается, а также методы решения проблем. Особое внимание уделяется практическим примерам из опыта работы известных спортивных психологов.
Разделы журнала: Психология спорта; Практика
Ключевые слова: психология спорта; спортивный психолог; консультирование; образование
Цель статьи — обобщить основные представления о работе спортивного психолога. Она адресована, в первую очередь, тем, кто начинает свой путь в психологической науке. Психология спорта — молодая, бурно развивающаяся отрасль науки, понимание которой невозможно вне дисциплинарного подхода к изучению человека [1]. Деятельность спортивного психолога весьма многогранна. Можно выделить два основных ее направления:
образовательное — связанное с обучением спортсменов и тренеров психологическим методам, методикам, техникам повышения качества выступления спортсменов или с просвещением тренеров в области психологического знания;
консультативное — направленное, прежде всего, на оказание помощи спортсменам в решении их личностных проблем.
По данным статистики, например, лишь 10% спортивных психологов Великобритании занимаются вторым направлением деятельности, поскольку для его реализации необходимо иметь специализацию в клинической психологии [2].
Принципы работы спортивного психолога
В реализации направлений своей деятельности спортивный психолог руководствуется принципами, общими для помогающих профессий, такими как: уважение достоинства и прав других людей; компетентность в собственных действиях (уверенность в том, что реализуемые действия не выходят за рамки способностей и знаний); конфиденциальность и др.
Принцип уважения достоинства и интересов спортсмена в некоторых случаях означает, что психолог должен воздержаться от работы с ним. Например, Д. Марчант и П. Гиббс описывают случай консультирования футбольного игрока с пограничным личностным расстройством [6]. Хотя его расстройство было выявлено на ранних этапах работы, постоянное консультирование было невозможно, поскольку требовало финансовых затрат от клуба, который не видел смысла в расходовании средств на игрока среднего уровня. Если спортивный психолог говорит о необходимости срочной работы с игроком, то это может иметь негативные последствия для спортсмена, так как администрация и партнеры по команде будут рассматривать его как проблемного, ненадежного и т. п., что, скорее всего, приведет к уменьшению его зарплаты и затруднению карьерного роста.
На первом этапе работы с конкретным спортсменом или командой спортивный психолог должен понять, кто является его клиентом. Как правило, ответ на этот вопрос бывает очевидным, но в некоторых ситуациях это приводит к возникновению этических проблем. Так, С. Биддли описывает случай, когда спортивный психолог был приглашен в команду с целью улучшения ее выступлений. После нескольких занятий спортивному психологу было сообщено, что он слишком мягок в общении с игроками — от него ожидали укрепления их психологической устойчивости для того, чтобы игроки могли легче воспринимать критику со стороны администрации. Спортивный психолог пытался объяснить, что критика — не самый лучший метод повышения результатов, но был удален из команды. Подобные случаи нередки в спорте, поэтому с самого начала спортивный психолог должен понять, какова цель его работы.
На следующем этапе спортивный психолог приступает к изучению проблем, которые ему предстоит решить. Для этого используются различные методы работы: наблюдение, беседа, опросные методы, методы биологической обратной связи и др. Выделяют два основных типа оценки проблем спортсмена. К первому типу относятся такие субъективные виды оценки как интервью, проводимое с самим спортсменом, его тренером или близкими, и наблюдение. Эти методы позволяют увидеть то, как самовосприятие, убеждения спортсмена соотносятся с его поведением в различных ситуациях. Кроме того, с их помощью можно получить уникальные данные, раскрывающие особенности жизненной ситуации спортсмена, его спортивный рост и т. п. В то же время, эти методы требуют большого количества времени, и они не исключают искажений со стороны экспериментатора.
Методы объективного оценивания, созданные для диагностики спортивной деятельности, беспристрастны, они позволяют экономить время и усилия. Однако у них есть и свои ограничения: недостаточная валидность и слабая связь результатов тестов и опросников с реальными спортивными достижениями, неприятие спортсменами, а также фрагментарность информации.
После выявления специфики проблемы (например, дефицит мотивации, проблемы концентрации внимания или др.) спортивный психолог разрабатывает программу, направленную на коррекцию соответствующих трудностей. В программе обязательно указываются цели, которые будут достигнуты в результате работы со спортсменом, и показатели, демонстрирующие их достижение. Поэтому, по ходу реализации программы спортивный психолог имеет возможность оценить результат собственной деятельности и внести соответствующие коррективы в ее следующие этапы.
Специфика задач, решаемых спортивным психологом
Важной особенностью деятельности спортивного психолога является то обстоятельство, что каждый вид спорта выдвигает свои требования к разрабатываемым спортивным психологом рекомендациям.
Виды спорта отличаются по тому, связаны ли они с анаэробными или аэробными нагрузками (спринт или марафон); по тому, какой уровень технической точности необходим для успешного освоения спортивной деятельности (стрельба в сравнении с пауэрлифтингом); по продолжительности усилия и времени, которое проходит между моментами затраты энергии (гольф в сравнении с лыжами) и др. Например, если говорить об анаэробных нагрузках, то для таких видов спорта необходимо развитие у спортсмена внутреннего фокуса внимания и умения переживать высокое напряжение. Если речь идет об аэробных нагрузках, то здесь напряжение низкое, но необходимо умение быстро переключать фокус внимания. Точно также, если спортивная деятельность связана с грубыми моторными навыками, то важна высокая мотивация и умение выдерживать сильное напряжение. Если же навыки, необходимые для реализации спортивной деятельности, достигают высокого уровня развития, то необходимо развитие фокуса внимания и уверенности в себе.
Кроме того, не нужно забывать о том, что при обращении спортсмена к спортивному психологу, последний должен учитывать целый ряд факторов, объясняющих возникновение у него проблем, помимо собственно психологических. В работе Д. Коллинса и его коллег [3] рассказывается об опыте консультирования профессионального мотогонщика. К спортивному психологу он обратился с проблемой слабой концентрации внимания. Решение подобной задачи, безусловно, находится в рамках компетенции спортивного психолога, для чего используются различные техники саморегуляции. Однако психолог сначала обратился за советом к диетологу. Проведенный совместный анализ тренировочного процесса спортсмена показал, что одной из причин данной проблемы является неправильное питание спортсмена, которое приводит к сильному истощению организма во время соревнования и, как следствие, к резкому снижению внимания.
Эти примеры показывают, что спортивный психолог должен работать в постоянном контакте с тренером, спортивным врачом и другими специалистами, объединение усилий которых позволит рассмотреть любую сложность состояния спортсмена максимально объективно.
Методы решения задач спортивного психолога
Поэтому, функциональные обязанности спортивного психолога гораздо шире, чем только проведение психологических консультаций. В исследовании, проведенном Дж. Партингтоном и Т. Орликом [10], участвовали 19 спортивных психологов, принимавших непосредственное участие в подготовке Олимпийской сборной Канады к Олимпийским играм 1988 года. В качестве основных задач спортивного психолога участники отметили следующее:
индивидуальные консультации, помогающие выяснить сильные и слабые стороны спортсмена; групповые занятия с целью сплочения команды, освоения копинг-стратегий борьбы со стрессом и тревогой;
освоение конкретных техник саморегуляции: релаксации, концентрации, повторения, улучшения коммуникативных навыков, использования образа и речи про себя;
регулярный мониторинг состояния спортсмена перед и после соревнования, оценка состояния спортсмена и дебрифинг с ним, преодоление последствий травмы.
В качестве примера описания возможностей психолога приведем письмо, которое распространялось психологической службой среди спортсменов сборной США на Олимпиаде: «Никто не знает Ваших потребностей лучше Вас! Поэтому мы не собираемся говорить Вам о том, что делать или давить на Вас. Тем не менее, мы хотим, чтобы Вы знали, как мы можем Вам помочь на протяжении игр:
мы можем помочь вам уменьшить негативные мысли и количество раздражителей, которые мешают тренироваться и концентрироваться;
мы можем помочь снизить недовольство и давление, которое возникает в результате путешествия, беспокойство по поводу безопасности; проблем питания и др.;
мы можем обучить Вас некоторым стратегиям, которые помогут быстрее приспособиться к смене часового пояса;
мы поможем Вам с любыми проблемами общения, которые могут возникать в результате сильного давления или как следствие соревновательной обстановки. [9, с. 353-354].
Сходные возможности были указаны спортивными психологами, ответственными за подготовку сборной США по горным лыжам: «Помощь в восстановлении после неудачи; консультирование; активный отдых; управление агрессией; техники адаптации к смене часовых поясов; контроль тревоги; управление возбуждением; . управление концентрацией; контроль депрессии; снятие эффектов чрезмерной тренировки; решение проблем в семейных отношениях; уменьшение страха; развитие навыков постановки целей и самодисциплины, навыков запоминания; тренировка мысленного повторения; развитие различных интересов и понимания возможностей; психология родительского вмешательства; тренировка релаксации, группового взаимодействия; усиление уверенности в себе; контроль сна; тренировка визуализации. [8, с. 323].
В то же время были отмечены и действия спортивного психолога, которые могут привести к потере доверия со стороны тренера и спортсмена:
спорт высоких достижений связан с постоянной работой, у спортсменов остается немного времени для сна и отдыха, поэтому спортивный психолог должен четко планировать ход занятия, не делать его длительным. Важно, чтобы время для занятий обсуждалось с командой спортсменов, если речь идет о групповых занятиях и с конкретными спортсменами, если речь идет о занятиях индивидуальных;
спортивный психолог должен тщательно подходить к подбору методик и методических приемов. Так, батареи личностных опросников, как правило, воспринимаются спортсменами негативно, потому что занимают много времени и не имеют отношения к конкретным трудностям спортсмена. Их применение оправданно не в начале работы с командой, а после того, как психологу удалось лично побеседовать со спортсменом и, возможно, выявить его эмоциональные проблемы;
спортсмены высокого уровня отличаются не только высокой работоспособностью, но и приверженностью команде, поэтому спортивный психолог должен демонстрировать эти качества. В противном случае, спортсмены будут считать психолога наименее продуктивным членом команды, и он лишится доверия;
спортсмену важно быстро получать обратную связь, как после проведенных методик или занятий по овладению какими-либо техниками, так и после индивидуальных консультаций. Это позволяет ему увидеть результат работы и обрести уверенность в психологе и в себе.
Важным моментом в ходе индивидуального консультирования спортсменов является сосредоточенность психолога на клиенте. Рассмотрим следующий пример диалога:
«Клиент: Я волнуюсь по поводу подготовки к событию. Я так нервничаю, что не могу собраться. Это особенно заметно, если соревнование проходит в конце дня.
Консультант: Я понимаю Вас, у меня тоже были трудности с концентрацией, когда я соревновался, и состязания во второй половине дня были самым сложным испытанием.
Клиент: Правда? И что же Вы делали?
Консультант: Я старался не думать о событии и за час до него использовал техники саморегуляции.
Клиент: Как это работало?
Этот пример показывает, что хотя консультант соблюдает в данной беседе правило открытости и принятия клиента, он делает это, исходя из собственных интересов, и фактически не предлагает спортсмену продуктивного способа решения проблемы, наоборот, он ставит его в тупик. Особенность работы спортивного психолога состоит в том, что он, прежде всего, должен находиться на стороне спортсмена и потому отодвигать на второй план собственные желания (как, например, желание поделиться опытом, переживаниями и пр.).
Традиционно выделяются следующие четыре фактора, которые влияют на результаты спортсменов, и с которыми работают спортивные психологи: мотивация (способность продолжать деятельность, несмотря на скуку, усталость, боль или желание заняться чем-либо другим); уверенность (сила убеждения спортсмена в своей способности обучаться навыкам и выполнять их на определенном уровне в условиях соревнования); напряжение (степень физиологического возбуждения спортсмена, которую он испытывает непосредственно до или во время соревнования, и его оценка как отрицательного или положительного); концентрация (способность фокусирования на важных для выполнения действия аспектах ситуации).
Заключение
Работа спортивного психолога носит разносторонний характер: простые и однозначные вопросы повышения результатов, эффективности спортивной деятельности рождают ответы, уходящие корнями за пределы спорта и соревнований. Перед спортивным психологом стоит задача понимания и оценки собственных действий и их последствий, возможных способов кооперации с другими специалистами и достижения продуктивных отношений с клиентом. Все это, на наш взгляд, делает профессию спортивного психолога уникальной и открывает широкие перспективы для профессионального становления психолога.
Примечания:
Список литературы:
-
Веракса А.Н., Зинченко Ю.П., Исайчев С.А., Леонов С.В. и др.Психология спорта: Монография. - М.: МГУ, 2011.
Biddlie S., Bull S., Seheult C. Ethical and professional issues in contemporary British sport psychology // The Sport Psychologist. 1992. - №6.
Collins D., Doherty M., Talbot S. Performance enhancement in motocross: a case study of the sport science team in action // The Sport Psychologist. - 1993. - №7.
Gilbourne D., Richardson D. Tales from the field: personal reflections in the provision of psychological support in professional soccer // Psychology of Sport and Exercise. - 2006. №7.
Linder D.E., Pillow D.R., Reno R.R. Shrinking jocks: derogation of athletes who consult a sport psychologist // Journal of Sport & Exercise Psychology. - 1989. - №11.
Marchant D., Gibbs P. Ethical considerations in treating borderline personality in sport: a case example // The Sport Psychologist. - 2004. - №18.
Martin S., Akers A., Jackson A., Wrisberg C., Nelson L., Leslie P., Leidig L. Male and female athletes’ and nonathletes’ expectations about sport psychology consulting // Journal ofApplied Sport Psychology. - 2001. - №13.
May J., Brown L. Delivery of psychological services to the U.S. Alpine Ski Team Prior to and during the Olympics ni Calgary // The Sport Psychologist. - 1989. - №3.
Nideffer R. Psychological services for the U.S. Track and field team // The Sport Psychologist. - 1989. - №3.
Partington J., Orlick T. An analysis of olympic sport psychology consultants’ best-ever consulting experiences // The Sport Psychologist. - 1991. - №5.
Petipas A., Giges B., Danish S. The sport psychologist- athlete relationship ” implications for training // The Sport Psychologist. - 1999. - №13.
Rotella R. Providing sport psychology consulting services to professional athletes // The Sport Psychologist. - 1990. - №4.
Для цитирования статьи:
Veraksa A. N. (2012) “Sports psychologist” profession. National Psychological Journal, 1(7), 134-138
Все права защищены. Использование графической и текстовой информации разрешается только с письменного согласия руководства МГУ имени М.В. Ломоносова.
Спортивная психология является направлением социальной и общей психологии. Она появилось сравнительно недавно. Прежде, роль спортивного психолога, как и многие остальные, выполнял тренер.
Спортивные психологи не специализируются на конкретном спорте. Один специалист может успешно работать со спортсменами разных категорий. Также нет разделения на специалистов по команде и индивидуальным спортсменам. Хотя считается, что с командой работать сложнее.
На сегодняшний день спортивный психолог — популярная профессия. Но только в Европе и Америке. У спортивного психолога очень разнообразная работа. Но в ней могут быть выделенны два направления, являющиеся основными в его работе: обучающая и консультативная.
Для чего нужен спортивный психолог
Обучающее направление— это обучение приемам и методам из психологии для улучшения физических показателей. Как правило это изучают все — тренера, спортсмены индивидуального спорта, команды в целом . А тренера также обучаются знаниям из области психологии, которые могут помочь повлиять на игроков его команды.
Консультативное направление— это помощь спортсмену в преодолении его личных проблем. Но по статистике, этим занимается небольшая часть спортивных психологов. Потому что для этого необходимо иметь опыт в клинической психологии и соответствующую специализацию.
Спортивный психолог помогает избежать эмоционального выгорания спортсмена, тренера и игроков команды. А в случае, если оно уже появилось, спортивный психолог вовремя сможет диагностировать его. Для этого он использует специальные психологические методики. После этого он быстро приводит человека в норму, повышая профессиональные результаты.
Цели спортивного психолога:
Подбор вида спорта для новичка, которые ему подходит.
Устранение тревожности и мотивация перед соревнованиями.
Создание стратегии для соревнований.
Разрешение кризисных ситуаций.
Помощь новым игрокам адаптироваться в команде.
Помогает достичь поставленных целей и желаемых результатов в спорте.
Восстановление после игр с психологической точки зрения.
Как работает спортивный психолог
Определение цели
В начале работы спортивный психолог выясняет, кто его клиент и какие у него особенности. В это же время ставится и обсуждается цель. Это время сближения с командой или конкретным спортсменом. Некоторые психологи утверждают, что для того, чтобы полученная информация о спортсменах была достоверной, психолог должен быть включен в тренерский состав. Такой подход важен и для высокой эффективности изменений в деятельности всей команды и отдельного спортсмена в частности. Так как доверие спортсменов зарабатывается только со временем.
Изучение проблемы
Затем спортивный психолог начинает изучать проблему. Тестирование помогает выявить недостаточно сильные и плохо развитые стороны человека. Это помогает не только психологу понимать спортсмена, но и спортсмену лучше понять самого себя.
План и действия
Далее для спортсмена составляется программа для преодоления выявленных трудностей. Она основана на полученной информации. В программе должны быть отмечены цели и показатели, которые будут демонстрировать их достижение в процессе корректировок. Так спортивный психолог сможет отслеживать и оценивать эффективность проделанной работы.
Поддержка
Во время программы спортивный психолог помогает достичь изменений с минимальными психологическим дискомфортом и неприятными переживаниями. Он придумывает и предлагает решения для возникающих проблем.
Тренер и спортивный психолог
Не секрет, что во многих командах, особенно в странах, где спортивная психология непопулярна, тренер выполняет функции психолога помимо самого коучинга. Без сомнения, опытный тренер знаком с основами психологии, но его главная забота — это все же спортивные достижения. В то время как спортивный психолог следит за тем чтобы спортсмены в процессе тренировок и во время соревнований не подвергались слишком сильному стрессу.
Только опытный психолог может вовремя заметить плохие изменения в психологическом состоянии спортсмена и сразу начать коррекцию.
Также психолог смягчает напряжение, создаваемое тренером. При этом не оказывая влияния на результаты.
В большинстве случаев команды относятся к спортивным психологам недоверчиво. Так что, возможно, имеет смысл представить психолога как помощника тренера.
Эти обрывочные фразы хорошо иллюстрируют все возрастающую значимость психологической подготовки фигуристов, как в тренировочном, так и в соревновательном процессах.
Чем выше класс спортсмена, чем ответственнее старт, чем опытнее соперники, тем более высоким должен быть уровень физической и психологической подготовки атлета к ведению публичной соревновательной борьбы. Можно хорошо стоять на коньках, можно быть смелым, решительным и ответственным спортсменом, но при этом быть аутсайдером в соревнованиях, проигрывая психологически более грамотным и стрессоустойчивым соперникам.
Наиболее обострена эта проблема в фигурном катании. Требования к психическим свойствам личности спортсмена здесь весьма противоречивы. От фигуриста требуется одновременно продемонстрировать высокую точность движений в сочетании с выразительностью, эмоциональностью своего выступления. Отсюда - высокие психические нагрузки, которые усиливаются еще и особенностями соревнований: субъективной оценкой, высокой ценой срыва элемента, невозможностью непосредственно влиять на выступление соперников. Этим определяются высокие требования к психической саморегуляции спортсменов в данном виде спорта.
Тренер-психолог – возможно ли?
Может ли тренер выполнять функции психолога? Иногда может. С повседневными психологическими проблемами опытный тренер справится без труда, но нельзя объять необъятное - решение более сложных вопросов следует доверить специалисту, психологу. Проблема не столько в недостатке специальных знаний, порой их может заменить накопленный многолетней работой опыт, сколько в сущности той роли, которую тренер играет в жизни спортсмена.
Причем стоит отметить, что взаимодействие тренера со спортивным психологом ни в коем случае не ослабляет авторитет тренера. Скорее психолог освобождает тренера от несвойственной ему работы, навязанной традицией и обстоятельствами.
Самолечение – не панацея
Спорт по своей природе конкурентен и жесток, и проигрывают конкуренцию не только по причине физической слабости, но и психологической. Все спортсмены могут стать жертвами психологических ошибок и недостатков. В любом виде спорта успех или неудача атлета являются результатом сочетания физических (сила, скорость, координация) и психических (уверенность, стрессоустойчивость, концентрация) способностей. Причем, порой психические и эмоциональные компоненты могут превосходить физические и технические. Американские исследователи в области спортивной психологии утверждают, что спорт, по меньшей мере, на 50% психологическое явление, а такие виды как гольф, теннис и фигурное катание на все 80%.
Чаще всего случается так, что спортсмены пытаются корректировать плохое выполнение какого-нибудь элемента во время проката программы, уделяя ему больше внимания на тренировках, увеличивая количество попыток. Однако причина неуспеха может скрываться в отсутствии не физических, а психологических навыков. Возможно, для более успешного воплощения во время соревнований приобретенных физических и технических навыков одному спортсмену требуется научиться расслабляться, в то же время другому необходимо развивать умение концентрироваться, а третьему – повысить мотивацию. Разобраться в том, как повысить результативность каждого конкретного спортсмена может помочь спортивный психолог.
Детско-родительские отношения
Пара – минимальная команда
Если конфликт касается технических аспектов или особенностей тренировочного процесса, то кроме тренера, здесь помощников нет. Но, в случае, когда конфликт личностный, затрагивающий взаимоотношения фигуристов, то кроме как к спортивному психологу, ни к кому более обращаться не следует. Поскольку тут необходим специалист, не имеющий субъективного взгляда на сложившуюся ситуацию и дающий рекомендации руководствуясь профессиональными знаниями.
С какими же еще психологическими проблемами приходится сталкиваться тренерам и самим фигуристам?
Снижение мотивации, на которую могут влиять как личностные, так и ситуационные факторы. К ситуационным можно отнести условия, в которых пребывает спортсмен: напряженные отношение в группе, конфликт с тренером, стагнация результатов. Среди личностных факторов, которые могут снижать мотивацию можно назвать: страх неудачи, перетренированность, неуверенность в себе.
Личностные проблемы, т.е. проблемы, не относящиеся к тренировочному или соревновательному процессу, но, тем не менее, являются значимыми для самого спортсмена. Это могут быть конфликты в семье, неразделенная любовь, сложности в учебе и т.д. Об этом нельзя забывать, поскольку рост спортивных результатов возможен только при эффективной личностной самореализации.
Конечно, каждая из вкратце обрисованных проблемных ситуаций требует более детального рассмотрения. А в завершение еще раз хочется отметить, что, к сожалению, психологический аспект подготовки спортсмена до сих пор является мало затрагиваемым, а, зачастую, и вовсе игнорируемым. Но именно он является тем самым ценным ресурсом, грамотное использование которого может облегчить поиск решения стоящих перед спортсменом и тренером задач.
Следует подчеркнуть, что речь идет не о выдвижении психологической составляющей подготовки на ведущие позиции в противовес физической или технической. Но факты говорят сами за себя - знания об индивидуальных психологических особенностях спортсмена способствуют повышению результативности его выступлений и эффективности работы тренера.
Деятельность спортивного психолога является весьма многогранной, однако в целом можно выделить два основных направления в его работе: образовательную (связанную с обучением спортсменов, тренеров психологическим методам, методикам, техникам для повышения качества выступления или с просвещением тренеров в области психологического знания) и консультативную (направленную, прежде всего, на оказание помощи спортсменам в борьбе с личностными проблемами). Так, по данным статистики лишь 10% спортивных психологов Великобритании занимаются вторым направлением деятельности, поскольку для его реализации необходимо иметь специализацию в клинической психологии.
В реализации обоих направлений в своей деятельности спортивный психолог руководствуется принципами, общими для помогающих профессий. Вот некоторые из них: уважение достоинства и прав других людей; компетентность в собственных действиях (то есть уверенность в том, что реализуемые действия не выходят аз рамки способностей и знаний спортивного психолога); конфиденциальность и др.
В самом начале своей деятельности спортивный психолог должен понять, кто является клиентом его работы. Как правило, ответ на этот вопрос бывает очевидным, но в некоторых ситуациях это приводит к появлению этических проблем. Так, С.Биддли описывает случай, когда спортивный психолог был приглашен в команду для улучшения ее выступлений. После нескольких занятий спортивному психологу было сообщено, что он слишком мягок в общении с игроками – от него ожидалось усиление их психологической устойчивости для того, чтобы игроки могли легче принимать критику со стороны администрации. Спортивный психолог пытался объяснить, что критика – не самый лучший метод повышения результатов, но был удален из команды. Подобные случаи нередки в спорте, поэтому с самого начала спортивный психолог должен понять, какова цель его работы.
На следующем этапе спортивный психолог приступает к изучению проблем, которые он собирается решать. С этой целью он использует различные методы работы: наблюдение, беседу, опросные методы, методы биологической обратной связи и др. Выделяют два основных типа оценки проблем спортсмена. К первому типу относятся такие субъективные виды оценки как интервью, проводимое с самим спортсменом, его тренером или близкими, и наблюдение. Эти методы позволяют увидеть то, как самовосприятие, убеждения спортсмена соотносятся с его поведением в различных ситуациях. Кроме того, с их помощью можно получить уникальные данные, раскрывающие особенности жизненной ситуации спортсмена, истории его развития в спорте и т.д. В то же время эти методы требуют большого количества времени, и они не лишены искажений со стороны экспериментатора. Методы объективного оценивания беспристрастны, непосредственно созданы для диагностики спортивной деятельности, позволяют экономить время и усилия. Однако их ограничением являются неприятие спортсменами, недостаточная валидность и связь результатов по тем или иным тестам, опросникам с реальными спортивными достижениями, а также фрагментарность получаемой информации. Получаемые данные могут помочь не только спортивному психологу понять спортсмена, но и спортсмену понять себя.
После выявления специфики проблемы (например, дефицит мотивации, проблемы концентрации внимания или др.) спортивных психолог разрабатывает программу, направленную на коррекцию соответствующих трудностей. В программе обязательно указываются цели, которые будут достигнуты в результате работы со спортсменом, и показатели, демонстрирующие их достижение. Поэтому по ходу реализации программы спортивный психолог имеет возможность оценить результат собственной деятельности и внести соответствующие коррективы в следующие ее этапы.
Кроме того, не нужно забывать о том, что при обращении спортсмена к спортивному психологу, тот должен учитывать целый ряд факторов, который может объяснять причину возникновения тех или иных проблем, помимо собственно психологических причин. В работе Д.Коллинса и коллег рассказывается опыт консультирования профессионального мотогонщика. При обращении к спортивному психологу его основной вопрос был связан со слабой концентрацией внимания. Решение подобной задачи безусловно находится в рамках компетенции спортивного психолога, для чего используются различные техники саморегуляции. Однако сначала психолог обратился за советом к диетологу; проведенный совместный анализ тренировочного процесса спортсмена показал, что одной из причин данной проблемы является неправильное питание спортсмена, которое приводит к сильному истощению организма во время соревнования и, как следствие, к резкому снижению внимания.
Читайте также: