В чем заключается работа спортивного психолога

Обновлено: 16.06.2024

В статье обобщены основные представления о работе спортивного психолога. Описаны принципы работы спортивного психолога, задачи, с выполнением которых он сталкивается, а также методы решения проблем. Особое внимание уделяется практическим примерам из опыта работы известных спортивных психологов.

Разделы журнала: Психология спорта; Практика

Ключевые слова: психология спорта; спортивный психолог; консультирование; образование

Цель статьи — обобщить основные представления о работе спортивного психолога. Она адресована, в первую очередь, тем, кто начинает свой путь в психологической науке. Психология спорта — молодая, бурно развивающа­яся отрасль науки, понимание которой невозможно вне дисциплинарного подхода к изучению человека [1]. Дея­тельность спортивного психолога весьма многогранна. Можно выделить два основных ее направления:

образовательное — связанное с обу­чением спортсменов и тренеров психологическим методам, методикам, техникам повышения каче­ства выступления спортсменов или с просвещением тренеров в облас­ти психологического знания;

консультативное — направленное, прежде всего, на оказание помощи спортсменам в решении их личностных проблем.

По данным статистики, например, лишь 10% спортивных психологов Ве­ликобритании занимаются вторым направлением деятельности, посколь­ку для его реализации необходимо иметь специализацию в клинической психологии [2].

Принципы работы спортивного психолога

В реализации направлений своей деятельности спортивный психолог руководствуется принципами, общи­ми для помогающих профессий, таки­ми как: уважение достоинства и прав других людей; компетентность в соб­ственных действиях (уверенность в том, что реализуемые действия не вы­ходят за рамки способностей и зна­ний); конфиденциальность и др.

Принцип уважения достоинства и интересов спортсмена в некоторых случаях означает, что психолог должен воздержаться от работы с ним. Напри­мер, Д. Марчант и П. Гиббс описыва­ют случай консультирования футбольного игрока с пограничным личност­ным расстройством [6]. Хотя его расстройство было выявлено на ран­них этапах работы, постоянное кон­сультирование было невозможно, по­скольку требовало финансовых затрат от клуба, который не видел смысла в расходовании средств на игрока сред­него уровня. Если спортивный психо­лог говорит о необходимости срочной работы с игроком, то это может иметь негативные последствия для спортсмена, так как администрация и партнеры по команде будут рассматривать его как проблемного, ненадежного и т. п., что, скорее всего, приведет к умень­шению его зарплаты и затруднению карьерного роста.

На первом этапе работы с конкрет­ным спортсменом или командой спортивный психолог должен понять, кто является его клиентом. Как пра­вило, ответ на этот вопрос бывает оче­видным, но в некоторых ситуациях это приводит к возникновению эти­ческих проблем. Так, С. Биддли опи­сывает случай, когда спортивный пси­холог был приглашен в команду с це­лью улучшения ее выступлений. После нескольких занятий спортив­ному психологу было сообщено, что он слишком мягок в общении с игро­ками — от него ожидали укрепления их психологической устойчивости для того, чтобы игроки могли легче вос­принимать критику со стороны администрации. Спортивный психолог пытался объяснить, что критика — не самый лучший метод повышения ре­зультатов, но был удален из команды. Подобные случаи нередки в спорте, поэтому с самого начала спортивный психолог должен понять, какова цель его работы.

На следующем этапе спортивный психолог приступает к изучению про­блем, которые ему предстоит решить. Для этого используются различные методы работы: наблюдение, беседа, опросные методы, методы биологи­ческой обратной связи и др. Выделя­ют два основных типа оценки про­блем спортсмена. К первому типу от­носятся такие субъективные виды оценки как интервью, проводимое с самим спортсменом, его тренером или близкими, и наблюдение. Эти методы позволяют увидеть то, как самовосприятие, убеждения спортсме­на соотносятся с его поведением в различных ситуациях. Кроме того, с их помощью можно получить уни­кальные данные, раскрывающие осо­бенности жизненной ситуации спорт­смена, его спортивный рост и т. п. В то же время, эти методы требуют большого количества времени, и они не исключают искажений со стороны экспериментатора.

Методы объективного оценива­ния, созданные для диагностики спортивной деятельности, бесприст­растны, они позволяют экономить время и усилия. Однако у них есть и свои ограничения: недостаточная ва­лидность и слабая связь результатов тестов и опросников с реальными спортивными достижениями, непри­ятие спортсменами, а также фрагмен­тарность информации.

После выявления специфики про­блемы (например, дефицит мотива­ции, проблемы концентрации внима­ния или др.) спортивный психолог разрабатывает программу, направлен­ную на коррекцию соответствующих трудностей. В программе обязательно указываются цели, которые будут достигнуты в результате работы со спорт­сменом, и показатели, демонстрирую­щие их достижение. Поэтому, по ходу реализации программы спортивный психолог имеет возможность оценить результат собственной деятельности и внести соответствующие коррективы в ее следующие этапы.

Специфика задач, решаемых спортивным психологом

Важной особенностью деятельно­сти спортивного психолога является то обстоятельство, что каждый вид спорта выдвигает свои требования к разрабатываемым спортивным психо­логом рекомендациям.

Виды спорта отличаются по тому, связаны ли они с анаэробными или аэробными нагрузками (спринт или марафон); по тому, какой уровень тех­нической точности необходим для ус­пешного освоения спортивной деятельности (стрельба в сравнении с пау­эрлифтингом); по продолжительности усилия и времени, которое проходит между моментами затраты энергии (гольф в сравнении с лыжами) и др. Например, если говорить об анаэроб­ных нагрузках, то для таких видов спорта необходимо развитие у спорт­смена внутреннего фокуса внимания и умения переживать высокое напря­жение. Если речь идет об аэробных нагрузках, то здесь напряжение низ­кое, но необходимо умение быстро переключать фокус внимания. Точно также, если спортивная деятельность связана с грубыми моторными навы­ками, то важна высокая мотивация и умение выдерживать сильное напря­жение. Если же навыки, необходимые для реализации спортивной деятель­ности, достигают высокого уровня развития, то необходимо развитие фо­куса внимания и уверенности в себе.

Кроме того, не нужно забывать о том, что при обращении спортсмена к спортивному психологу, последний должен учитывать целый ряд факто­ров, объясняющих возникновение у него проблем, помимо собственно психологических. В работе Д. Коллин­са и его коллег [3] рассказывается об опыте консультирования профессионального мотогонщика. К спортивно­му психологу он обратился с пробле­мой слабой концентрации внимания. Решение подобной задачи, безуслов­но, находится в рамках компетенции спортивного психолога, для чего ис­пользуются различные техники само­регуляции. Однако психолог сначала обратился за советом к диетологу. Проведенный совместный анализ трени­ровочного процесса спортсмена пока­зал, что одной из причин данной про­блемы является неправильное питание спортсмена, которое приводит к сильному истощению организма во время соревнования и, как следствие, к рез­кому снижению внимания.

Эти примеры показывают, что спортивный психолог должен работать в постоянном контакте с тренером, спортивным врачом и другими специ­алистами, объединение усилий кото­рых позволит рассмотреть любую сложность состояния спортсмена мак­симально объективно.

Методы решения задач спортивного психолога

Поэтому, функциональные обязан­ности спортивного психолога гораздо шире, чем только проведение психологических консультаций. В исследова­нии, проведенном Дж. Партингтоном и Т. Орликом [10], участвовали 19 спортивных психологов, принимавших непосредственное участие в подготов­ке Олимпийской сборной Канады к Олимпийским играм 1988 года. В каче­стве основных задач спортивного пси­холога участники отметили следующее:

индивидуальные консультации, помогающие выяснить сильные и слабые стороны спортсмена; груп­повые занятия с целью сплочения команды, освоения копинг-стратегий борьбы со стрессом и тревогой;

освоение конкретных техник само­регуляции: релаксации, концентра­ции, повторения, улучшения коммуникативных навыков, использо­вания образа и речи про себя;

регулярный мониторинг состояния спортсмена перед и после соревно­вания, оценка состояния спорт­смена и дебрифинг с ним, преодо­ление последствий травмы.

В качестве примера описания воз­можностей психолога приведем пись­мо, которое распространялось психологической службой среди спортсме­нов сборной США на Олимпиаде: «Никто не знает Ваших потребностей лучше Вас! Поэтому мы не собираем­ся говорить Вам о том, что делать или давить на Вас. Тем не менее, мы хо­тим, чтобы Вы знали, как мы можем Вам помочь на протяжении игр:

мы можем помочь вам уменьшить негативные мысли и количество раз­дражителей, которые мешают тренироваться и концентрироваться;

мы можем помочь снизить недо­вольство и давление, которое воз­никает в результате путешествия, беспокойство по поводу безопас­ности; проблем питания и др.;

мы можем обучить Вас некоторым стратегиям, которые помогут быс­трее приспособиться к смене часо­вого пояса;

мы поможем Вам с любыми про­блемами общения, которые могут возникать в результате сильного давления или как следствие со­ревновательной обстановки. [9, с. 353-354].

Сходные возможности были указа­ны спортивными психологами, ответ­ственными за подготовку сборной США по горным лыжам: «Помощь в восстановлении после неудачи; кон­сультирование; активный отдых; уп­равление агрессией; техники адапта­ции к смене часовых поясов; контроль тревоги; управление возбуждением; . управление концентрацией; контроль депрессии; снятие эффектов чрезмер­ной тренировки; решение проблем в семейных отношениях; уменьшение страха; развитие навыков постановки целей и самодисциплины, навыков запоминания; тренировка мысленно­го повторения; развитие различных интересов и понимания возможнос­тей; психология родительского вмеша­тельства; тренировка релаксации, группового взаимодействия; усиление уверенности в себе; контроль сна; тре­нировка визуализации. [8, с. 323].

В то же время были отмечены и действия спортивного психолога, ко­торые могут привести к потере дове­рия со стороны тренера и спортсмена:

спорт высоких достижений свя­зан с постоянной работой, у спортсме­нов остается немного времени для сна и отдыха, поэтому спортивный психо­лог должен четко планировать ход за­нятия, не делать его длительным. Важ­но, чтобы время для занятий обсужда­лось с командой спортсменов, если речь идет о групповых занятиях и с конкретными спортсменами, если речь идет о занятиях индивидуальных;

спортивный психолог должен тщательно подходить к подбору мето­дик и методических приемов. Так, батареи личностных опросников, как правило, воспринимаются спортсменами негативно, потому что занимают много времени и не имеют отношения к конкретным трудностям спортсмена. Их применение оправданно не в нача­ле работы с командой, а после того, как психологу удалось лично побеседовать со спортсменом и, возможно, выявить его эмоциональные проблемы;

спортсмены высокого уровня отличаются не только высокой рабо­тоспособностью, но и приверженнос­тью команде, поэтому спортивный психолог должен демонстрировать эти качества. В противном случае, спортсмены будут считать психолога наиме­нее продуктивным членом команды, и он лишится доверия;

спортсмену важно быстро полу­чать обратную связь, как после прове­денных методик или занятий по овладению какими-либо техниками, так и после индивидуальных консультаций. Это позволяет ему увидеть результат работы и обрести уверенность в психологе и в себе.

Важным моментом в ходе индиви­дуального консультирования спорт­сменов является сосредоточенность психолога на клиенте. Рассмотрим следующий пример диалога:

«Клиент: Я волнуюсь по поводу подготовки к событию. Я так нервни­чаю, что не могу собраться. Это осо­бенно заметно, если соревнование проходит в конце дня.

Консультант: Я понимаю Вас, у меня тоже были трудности с концент­рацией, когда я соревновался, и состя­зания во второй половине дня были самым сложным испытанием.

Клиент: Правда? И что же Вы де­лали?

Консультант: Я старался не думать о событии и за час до него использо­вал техники саморегуляции.

Клиент: Как это работало?

Этот пример показывает, что хотя консультант соблюдает в данной бесе­де правило открытости и принятия клиента, он делает это, исходя из соб­ственных интересов, и фактически не предлагает спортсмену продуктивного способа решения проблемы, наобо­рот, он ставит его в тупик. Особенность работы спортивного психолога состоит в том, что он, прежде всего, должен находиться на стороне спорт­смена и потому отодвигать на второй план собственные желания (как, на­пример, желание поделиться опытом, переживаниями и пр.).

Традиционно выделяются следую­щие четыре фактора, которые влияют на результаты спортсменов, и с которыми работают спортивные психоло­ги: мотивация (способность продол­жать деятельность, несмотря на скуку, усталость, боль или желание заняться чем-либо другим); уверенность (сила убеждения спортсмена в своей способ­ности обучаться навыкам и выполнять их на определенном уровне в услови­ях соревнования); напряжение (сте­пень физиологического возбуждения спортсмена, которую он испытывает непосредственно до или во время соревнования, и его оценка как отрица­тельного или положительного); кон­центрация (способность фокусирова­ния на важных для выполнения действия аспектах ситуации).

Заключение

Работа спортивного психолога но­сит разносторонний характер: простые и однозначные вопросы повышения результатов, эффективности спортив­ной деятельности рождают ответы, уходящие корнями за пределы спорта и соревнований. Перед спортивным психологом стоит задача понимания и оценки собственных действий и их последствий, возможных способов кооперации с другими специалистами и достижения продуктивных отношений с клиентом. Все это, на наш взгляд, делает профессию спортивно­го психолога уникальной и открывает широкие перспективы для професси­онального становления психолога.

Примечания:

Список литературы:

    Веракса А.Н., Зинченко Ю.П., Исайчев С.А., Леонов С.В. и др.Психология спорта: Монография. - М.: МГУ, 2011.

Biddlie S., Bull S., Seheult C. Ethical and professional issues in contemporary British sport psychology // The Sport Psychologist. 1992. - №6.

Collins D., Doherty M., Talbot S. Performan­ce enhancement in motocross: a case study of the sport science team in action // The Sport Psychologist. - 1993. - №7.

Gilbourne D., Richardson D. Tales from the field: personal reflections in the provision of psychological support in professional soccer // Psychology of Sport and Exercise. - 2006. №7.

Linder D.E., Pillow D.R., Reno R.R. Shrinking jocks: derogation of athletes who consult a sport psychologist // Journal of Sport & Exercise Psychology. - 1989. - №11.

Marchant D., Gibbs P. Ethical considerations in treating borderline personality in sport: a case example // The Sport Psychologist. - 2004. - №18.

Martin S., Akers A., Jackson A., Wrisberg C., Nelson L., Leslie P., Leidig L. Male and female athletes’ and nonathletes’ expectations about sport psychology consulting // Journal ofApplied Sport Psychology. - 2001. - №13.

May J., Brown L. Delivery of psychological services to the U.S. Alpine Ski Team Prior to and during the Olympics ni Calgary // The Sport Psychologist. - 1989. - №3.

Nideffer R. Psychological services for the U.S. Track and field team // The Sport Psychologist. - 1989. - №3.

Partington J., Orlick T. An analysis of olympic sport psychology consultants’ best-ever consulting experiences // The Sport Psychologist. - 1991. - №5.

Petipas A., Giges B., Danish S. The sport psychologist- athlete relationship ” implications for training // The Sport Psychologist. - 1999. - №13.

Rotella R. Providing sport psychology consulting services to professional athletes // The Sport Psychologist. - 1990. - №4.

Для цитирования статьи:

Veraksa A. N. (2012) “Sports psychologist” profession. National Psychological Journal, 1(7), 134-138

Все права защищены. Использование графической и текстовой информации разрешается только с письменного согласия руководства МГУ имени М.В. Ломоносова.

Спортивная психология является направлением социальной и общей психологии. Она появилось сравнительно недавно. Прежде, роль спортивного психолога, как и многие остальные, выполнял тренер.

Спортивные психологи не специализируются на конкретном спорте. Один специалист может успешно работать со спортсменами разных категорий. Также нет разделения на специалистов по команде и индивидуальным спортсменам. Хотя считается, что с командой работать сложнее.

На сегодняшний день спортивный психолог — популярная профессия. Но только в Европе и Америке. У спортивного психолога очень разнообразная работа. Но в ней могут быть выделенны два направления, являющиеся основными в его работе: обучающая и консультативная.

Для чего нужен спортивный психолог

Обучающее направление— это обучение приемам и методам из психологии для улучшения физических показателей. Как правило это изучают все — тренера, спортсмены индивидуального спорта, команды в целом . А тренера также обучаются знаниям из области психологии, которые могут помочь повлиять на игроков его команды.

Консультативное направление— это помощь спортсмену в преодолении его личных проблем. Но по статистике, этим занимается небольшая часть спортивных психологов. Потому что для этого необходимо иметь опыт в клинической психологии и соответствующую специализацию.

Спортивный психолог помогает избежать эмоционального выгорания спортсмена, тренера и игроков команды. А в случае, если оно уже появилось, спортивный психолог вовремя сможет диагностировать его. Для этого он использует специальные психологические методики. После этого он быстро приводит человека в норму, повышая профессиональные результаты.

Цели спортивного психолога:

Подбор вида спорта для новичка, которые ему подходит.

Устранение тревожности и мотивация перед соревнованиями.

Создание стратегии для соревнований.

Разрешение кризисных ситуаций.

Помощь новым игрокам адаптироваться в команде.

Помогает достичь поставленных целей и желаемых результатов в спорте.

Восстановление после игр с психологической точки зрения.

спортивный психолог помогает адаптироваться новичку в команду

Как работает спортивный психолог

Определение цели

В начале работы спортивный психолог выясняет, кто его клиент и какие у него особенности. В это же время ставится и обсуждается цель. Это время сближения с командой или конкретным спортсменом. Некоторые психологи утверждают, что для того, чтобы полученная информация о спортсменах была достоверной, психолог должен быть включен в тренерский состав. Такой подход важен и для высокой эффективности изменений в деятельности всей команды и отдельного спортсмена в частности. Так как доверие спортсменов зарабатывается только со временем.

Изучение проблемы

Затем спортивный психолог начинает изучать проблему. Тестирование помогает выявить недостаточно сильные и плохо развитые стороны человека. Это помогает не только психологу понимать спортсмена, но и спортсмену лучше понять самого себя.

План и действия

Далее для спортсмена составляется программа для преодоления выявленных трудностей. Она основана на полученной информации. В программе должны быть отмечены цели и показатели, которые будут демонстрировать их достижение в процессе корректировок. Так спортивный психолог сможет отслеживать и оценивать эффективность проделанной работы.

Поддержка

Во время программы спортивный психолог помогает достичь изменений с минимальными психологическим дискомфортом и неприятными переживаниями. Он придумывает и предлагает решения для возникающих проблем.

Тренер и спортивный психолог

Не секрет, что во многих командах, особенно в странах, где спортивная психология непопулярна, тренер выполняет функции психолога помимо самого коучинга. Без сомнения, опытный тренер знаком с основами психологии, но его главная забота — это все же спортивные достижения. В то время как спортивный психолог следит за тем чтобы спортсмены в процессе тренировок и во время соревнований не подвергались слишком сильному стрессу.

тренер часто выполняет роль спортивного психолога

Только опытный психолог может вовремя заметить плохие изменения в психологическом состоянии спортсмена и сразу начать коррекцию.

Также психолог смягчает напряжение, создаваемое тренером. При этом не оказывая влияния на результаты.

В большинстве случаев команды относятся к спортивным психологам недоверчиво. Так что, возможно, имеет смысл представить психолога как помощника тренера.

Спортивный психолог: кто это и зачем?

Эти обрывочные фразы хорошо иллюстрируют все возрастающую значимость психологической подготовки фигуристов, как в тренировочном, так и в соревновательном процессах.
Чем выше класс спортсмена, чем ответственнее старт, чем опытнее соперники, тем более высоким должен быть уровень физической и психологической подготовки атлета к ведению публичной соревновательной борьбы. Можно хорошо стоять на коньках, можно быть смелым, решительным и ответственным спортсменом, но при этом быть аутсайдером в соревнованиях, проигрывая психологически более грамотным и стрессоустойчивым соперникам.

Наиболее обострена эта проблема в фигурном катании. Требования к психическим свойствам личности спортсмена здесь весьма противоречивы. От фигуриста требуется одновременно продемонстрировать высокую точность движений в сочетании с выразительностью, эмоциональностью своего выступления. Отсюда - высокие психические нагрузки, которые усиливаются еще и особенностями соревнований: субъективной оценкой, высокой ценой срыва элемента, невозможностью непосредственно влиять на выступление соперников. Этим определяются высокие требования к психической саморегуляции спортсменов в данном виде спорта.

Тренер-психолог – возможно ли?

Может ли тренер выполнять функции психолога? Иногда может. С повседневными психологическими проблемами опытный тренер справится без труда, но нельзя объять необъятное - решение более сложных вопросов следует доверить специалисту, психологу. Проблема не столько в недостатке специальных знаний, порой их может заменить накопленный многолетней работой опыт, сколько в сущности той роли, которую тренер играет в жизни спортсмена.

Причем стоит отметить, что взаимодействие тренера со спортивным психологом ни в коем случае не ослабляет авторитет тренера. Скорее психолог освобождает тренера от несвойственной ему работы, навязанной традицией и обстоятельствами.

Самолечение – не панацея

Спорт по своей природе конкурентен и жесток, и проигрывают конкуренцию не только по причине физической слабости, но и психологической. Все спортсмены могут стать жертвами психологических ошибок и недостатков. В любом виде спорта успех или неудача атлета являются результатом сочетания физических (сила, скорость, координация) и психических (уверенность, стрессоустойчивость, концентрация) способностей. Причем, порой психические и эмоциональные компоненты могут превосходить физические и технические. Американские исследователи в области спортивной психологии утверждают, что спорт, по меньшей мере, на 50% психологическое явление, а такие виды как гольф, теннис и фигурное катание на все 80%.

Чаще всего случается так, что спортсмены пытаются корректировать плохое выполнение какого-нибудь элемента во время проката программы, уделяя ему больше внимания на тренировках, увеличивая количество попыток. Однако причина неуспеха может скрываться в отсутствии не физических, а психологических навыков. Возможно, для более успешного воплощения во время соревнований приобретенных физических и технических навыков одному спортсмену требуется научиться расслабляться, в то же время другому необходимо развивать умение концентрироваться, а третьему – повысить мотивацию. Разобраться в том, как повысить результативность каждого конкретного спортсмена может помочь спортивный психолог.

Детско-родительские отношения

Пара – минимальная команда

Если конфликт касается технических аспектов или особенностей тренировочного процесса, то кроме тренера, здесь помощников нет. Но, в случае, когда конфликт личностный, затрагивающий взаимоотношения фигуристов, то кроме как к спортивному психологу, ни к кому более обращаться не следует. Поскольку тут необходим специалист, не имеющий субъективного взгляда на сложившуюся ситуацию и дающий рекомендации руководствуясь профессиональными знаниями.

С какими же еще психологическими проблемами приходится сталкиваться тренерам и самим фигуристам?

Снижение мотивации, на которую могут влиять как личностные, так и ситуационные факторы. К ситуационным можно отнести условия, в которых пребывает спортсмен: напряженные отношение в группе, конфликт с тренером, стагнация результатов. Среди личностных факторов, которые могут снижать мотивацию можно назвать: страх неудачи, перетренированность, неуверенность в себе.

Личностные проблемы, т.е. проблемы, не относящиеся к тренировочному или соревновательному процессу, но, тем не менее, являются значимыми для самого спортсмена. Это могут быть конфликты в семье, неразделенная любовь, сложности в учебе и т.д. Об этом нельзя забывать, поскольку рост спортивных результатов возможен только при эффективной личностной самореализации.

Конечно, каждая из вкратце обрисованных проблемных ситуаций требует более детального рассмотрения. А в завершение еще раз хочется отметить, что, к сожалению, психологический аспект подготовки спортсмена до сих пор является мало затрагиваемым, а, зачастую, и вовсе игнорируемым. Но именно он является тем самым ценным ресурсом, грамотное использование которого может облегчить поиск решения стоящих перед спортсменом и тренером задач.

Следует подчеркнуть, что речь идет не о выдвижении психологической составляющей подготовки на ведущие позиции в противовес физической или технической. Но факты говорят сами за себя - знания об индивидуальных психологических особенностях спортсмена способствуют повышению результативности его выступлений и эффективности работы тренера.


Деятельность спортивного психолога является весьма многогранной, однако в целом можно выделить два основных направления в его работе: образовательную (связанную с обучением спортсменов, тренеров психологическим методам, методикам, техникам для повышения качества выступления или с просвещением тренеров в области психологического знания) и консультативную (направленную, прежде всего, на оказание помощи спортсменам в борьбе с личностными проблемами). Так, по данным статистики лишь 10% спортивных психологов Великобритании занимаются вторым направлением деятельности, поскольку для его реализации необходимо иметь специализацию в клинической психологии.

В реализации обоих направлений в своей деятельности спортивный психолог руководствуется принципами, общими для помогающих профессий. Вот некоторые из них: уважение достоинства и прав других людей; компетентность в собственных действиях (то есть уверенность в том, что реализуемые действия не выходят аз рамки способностей и знаний спортивного психолога); конфиденциальность и др.

В самом начале своей деятельности спортивный психолог должен понять, кто является клиентом его работы. Как правило, ответ на этот вопрос бывает очевидным, но в некоторых ситуациях это приводит к появлению этических проблем. Так, С.Биддли описывает случай, когда спортивный психолог был приглашен в команду для улучшения ее выступлений. После нескольких занятий спортивному психологу было сообщено, что он слишком мягок в общении с игроками – от него ожидалось усиление их психологической устойчивости для того, чтобы игроки могли легче принимать критику со стороны администрации. Спортивный психолог пытался объяснить, что критика – не самый лучший метод повышения результатов, но был удален из команды. Подобные случаи нередки в спорте, поэтому с самого начала спортивный психолог должен понять, какова цель его работы.

На следующем этапе спортивный психолог приступает к изучению проблем, которые он собирается решать. С этой целью он использует различные методы работы: наблюдение, беседу, опросные методы, методы биологической обратной связи и др. Выделяют два основных типа оценки проблем спортсмена. К первому типу относятся такие субъективные виды оценки как интервью, проводимое с самим спортсменом, его тренером или близкими, и наблюдение. Эти методы позволяют увидеть то, как самовосприятие, убеждения спортсмена соотносятся с его поведением в различных ситуациях. Кроме того, с их помощью можно получить уникальные данные, раскрывающие особенности жизненной ситуации спортсмена, истории его развития в спорте и т.д. В то же время эти методы требуют большого количества времени, и они не лишены искажений со стороны экспериментатора. Методы объективного оценивания беспристрастны, непосредственно созданы для диагностики спортивной деятельности, позволяют экономить время и усилия. Однако их ограничением являются неприятие спортсменами, недостаточная валидность и связь результатов по тем или иным тестам, опросникам с реальными спортивными достижениями, а также фрагментарность получаемой информации. Получаемые данные могут помочь не только спортивному психологу понять спортсмена, но и спортсмену понять себя.

После выявления специфики проблемы (например, дефицит мотивации, проблемы концентрации внимания или др.) спортивных психолог разрабатывает программу, направленную на коррекцию соответствующих трудностей. В программе обязательно указываются цели, которые будут достигнуты в результате работы со спортсменом, и показатели, демонстрирующие их достижение. Поэтому по ходу реализации программы спортивный психолог имеет возможность оценить результат собственной деятельности и внести соответствующие коррективы в следующие ее этапы.

Кроме того, не нужно забывать о том, что при обращении спортсмена к спортивному психологу, тот должен учитывать целый ряд факторов, который может объяснять причину возникновения тех или иных проблем, помимо собственно психологических причин. В работе Д.Коллинса и коллег рассказывается опыт консультирования профессионального мотогонщика. При обращении к спортивному психологу его основной вопрос был связан со слабой концентрацией внимания. Решение подобной задачи безусловно находится в рамках компетенции спортивного психолога, для чего используются различные техники саморегуляции. Однако сначала психолог обратился за советом к диетологу; проведенный совместный анализ тренировочного процесса спортсмена показал, что одной из причин данной проблемы является неправильное питание спортсмена, которое приводит к сильному истощению организма во время соревнования и, как следствие, к резкому снижению внимания.

Читайте также: