Функциональные обязанности и должностные инструкции медицинских работников разрабатываются на основе

Обновлено: 13.05.2024

Должностные инструкции медицинских работников 2015-2016 года, как и ранее, разрабатываются с учетом того, какую специализацию имеет сотрудник и к какой категории (средний медперсонал, врачи и т. д.) он относится. Об особенностях составления должностных инструкций медработников расскажем в статье далее.

Кто такие медицинские работники?

По общему правилу всех медицинских работников подразделяют на 3 большие группы:

К высшему относится медицинский персонал с дипломом о высшем образовании (врачи). Среднее звено включает в себя служащих лечебных учреждений имеющих среднее специальное образование (медсестры). Младший медицинский персонал — это санитарки, младшие медсестры и иные работники, в обязанности которых, как правило, включается уборка помещений и помощь в уходе за больными.

Должностная инструкция медработника

Должностная инструкция медицинских работников, как правило, включает в себя следующие разделы:

  1. Общие положения
    В этой части документа указывается наименование должности и подразделения — места работы сотрудника в соответствии с утвержденным на предприятии штатным расписанием. Здесь же прописывается порядок назначения и освобождения от должности, а также вопрос замещения служащего в случае его отсутствия.

  • оказание медпомощи в соответствии с имеющейся квалификацией и полученными знаниями;
  • соблюдение врачебной тайны;
  • совершенствование профессиональных навыков;
  • назначение лекарственных препаратов и выписывание их на специальных рецептурных бланках.

В главе 9 закона № 323-ФЗ также указывается, что медработник раз в 5 лет должен проходить аккредитацию, по результатам которой будет выявлено, подтверждает ли он свой уровень специалиста. Причем этот пункт можно отнести одновременно и к обязанностям (так как без получения соответствующего документа медработник не может осуществлять свою деятельность), и к правам служащего (если он не желает далее осуществлять лечебную практику, то может аттестацию не проходить).

  • право на осуществление профессиональной переподготовки и повышение квалификации за счет работодателя;
  • право на прохождение аттестации в порядке, установленном законом;
  • право на соответствующие условия труда, которые должен организовать работодатель;
  • право на страхование рисков профессиональной детальности;
  • право на участие в некоммерческих организациях.

Это лишь примерный план должностной инструкции медработника. С учетом специфики деятельности и места работы (больница, морг и т. д.) в текст документа могут быть включены и дополнительные условия. Для примера ниже мы рассмотрим два важных раздела, которые по своему желанию работодатель вправе также включить в текст должностной инструкции.

Ограничения, которые налагает на медработников законодатель

В должностную инструкцию медработника желательно включить раздел, посвященный ограничениям, налагаемым на медицинских работников. Довольно часто уполномоченные лица данный раздел не включают в текст инструкции, аргументируя это тем, что знакомят сотрудника с ограничениями иным способом. Однако во избежание недоразумений между администрацией лечебного учреждения и сотрудником лучше все же прописать все ограничения в инструкции.

  1. Принимать от представителей фармацевтических предприятий денежные средства на оплату отдыха, развлечений и пр. за исключением случаев, когда данная сумма является вознаграждением медработника за проведение опытов или осуществление преподавательской деятельности.
  2. Подписывать соглашения с представителями фарморганизаций о том, что медработник будет назначать препараты, выпускаемые определенным предприятием, своим пациентам (исключением может быть лишь проведение клинических испытаний).
  3. Брать от предприятий образцы выпускаемой или реализуемой ими продукции для того, чтобы предлагать их пациентам (исключение — проведений испытаний этих продуктов).
  4. Заведомо скрывать от граждан, проходящих у медработников лечение, полную информацию о лекарственном средстве или не сообщать об имеющихся аналогах лекарств.
  5. Выписывать рецепты лекарств на бланках, которые содержат в себе рекламу препаратов.
  6. Принимать у себя представителей организаций, за исключение случаев, разрешенных локальными актами медицинских учреждений.

Несоблюдение данных запретов может повлечь за собой уголовную или административную ответственность.

Урегулирование конфликта интересов

Должностная инструкция является своеобразной настольной книгой для сотрудника, поэтому в документе нелишне будет отразить и информацию о конфликте интересов врача и пациента, который может возникнуть в ходе осуществления медработником своей деятельности.

Пример из практики: И., работая в должности акушера-гинеколога, назначала своим пациенткам при выявлении кандидоза лекарство N; кому-то оно помогало, кому-то нет, и продолжалось все это до той поры, пока одна из женщин не решила сдать препарат на экспертизу. Согласно заключению эксперта, в составе лекарства содержались вещества, которые при длительном применении способствовали появлению и развитию раковых клеток; его же эффективность при лечении кандидоза была минимальна. После того как было проведено внутреннее расследование, администрация лечебного учреждения выяснила, что за назначение данного препарата врач получала процент от аптеки (продавался он только в одной аптечной сети). В итоге врач была уволена и в отношении нее завели уголовное дело.

При этом в должностной инструкции врача не было ни слова сказано о том, что она может нести ответственность за сотрудничество с фармкомпаниями. Администрация медицинской организации считала, что работник должен сам ознакомляться с нормативными актами, касающимися сферы его деятельности.

  1. При возникновении в деятельности сотрудника ситуации, ведущей к конфликту интересов, он должен уведомить об этом своего непосредственного руководителя в письменном виде.
  2. Руководитель в срок не позже 7 рабочих дней должен довести ситуацию до главного врача.
  3. В случае если со стороны непосредственного руководителя не поступило никаких действий на заявление работника, он вправе напрямую обратиться к главному врачу.
  4. До поступления указаний от вышестоящего руководителя (главного врача) никаких самостоятельных действий по разрешению конфликта работник предпринимать не должен.

Помимо включения в текст должностной инструкции положений о конфликте интересов желательно также издать соответствующий локальный акт за подписью главного врача, в котором будут описаны:

  • ситуации, которые подпадают под конфликт интересов;
  • порядок действий медицинского персонала при возникновении таких ситуаций;
  • ответственность в случае несоблюдения требований законодательства.

Порядок разработки и принятия должностной инструкции медработника

Должностная инструкция медработника разрабатывается сотрудником отдела кадров или ответственным за охрану труда на производстве. Текст документа в обязательном порядке согласовывается с непосредственным руководителем работника и подается на утверждение главному врачу.

Медицинский персонал ознакомляется с бумагой непосредственно при трудоустройстве, подтверждая этот факт на специальном листе подписью с указанием даты ознакомления. В случае внесения изменений в текст инструкции служащий должен быть об этом уведомлен, т. к. иначе все корректировки не будут иметь юридической силы.

Мы подготовили сборник должностных инструкций работников медицинских организаций в целях совершенствования нормативно-правового обеспечения и повышения эффективности трудовой деятельности.

Должностные инструкции медицинских работников

Должностная инструкция является основным организационно-правовым документом, определяющим задачи, функции, обязанности, права и ответственность работников медицинской организации. Четкая организационно-правовая регламентация служебной деятельности способствует рациональной организации и повышению производительности труда, более полному использованию профессионального и творческого потенциала кадровых ресурсов, обеспечивает большую объективность при аттестации работника, его поощрении и наложении на него дисциплинарного взыскания.

Представленные образцы должностных инструкций носят рекомендательный характер и могут служить основой для разработки собственных должностных инструкций, содержащих уточненный перечень квалификационных требований, должностных обязанностей и прав работников, меру их ответственности и схему подчиненности с учетом особенностей деятельности конкретной медицинской организации.

Нормативные документы, используемые для оформления должностной инструкции

Для подготовки должностной инструкции необходимо опираться как на общие нормативные требования к работникам, независимо от занимаемой должности, так и специальные нормативные требования к выполнению работ по конкретной должности.

Основным нормативным правовым документом при разработке должностных инструкций работников медицинских организаций является Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел “Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения”), утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23.07.2010 года №541н.

Содержащиеся в нем квалификационные характеристики могут применяться в качестве нормативных документов, а также служить основой для разработки должностных инструкций, содержащих уточненный перечень должностных обязанностей с учетом особенностей труда и специфики деятельности конкретных медицинских организаций.

Эти требования содержатся в следующих основных нормативных актах:

При подготовке должностной инструкции также принимайте во внимание порядки и стандарты оказания медицинской помощи. Порядки и стандарты оказания медицинской помощи обязательны для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями (и, следовательно, медицинскими работниками) на основании ст. 37 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 года.

Структура должностных инструкций в медицинской организации

Должностные инструкции содержат конкретный перечень должностных обязанностей медицинских работников, с учетом особенностей организации труда и управления, а также прав, ответственности и компетентности. При необходимости должностные обязанности, включенные в квалификационную характеристику определенной должности, могут быть распределены между несколькими исполнителями.

Правоприменительная практика исходит из включения в этот документ следующих разделов.

В этом разделе прописываются:

  • наименование должности, структурное подразделение организации;
  • нормативные акты, на основании которых составлен документ, а также которые работник должен знать и исполнять на занимаемой должности;
  • требования к уровню образования, стажу работы, знаниям, умениям.

Также можно указать непосредственного руководителя, распоряжениям которого работник должен подчиняться.

Содержит уровень профессиональной подготовки работника медицинской организации, необходимой для выполнения возложенных на него должностных обязанностей, а также требуемый стаж работы.

Содержит основные требования, предъявляемые к работнику медицинской организации в отношении специальных знаний, а также знаний законодательных и иных нормативных правовых актов, положений, инструкций и других документов, методов и средств, которые работник должен уметь применять при выполнении должностных обязанностей.

Содержит перечень основных функций, которые могут быть полностью или частично поручены работнику медицинской организации, занимающему конкретную должность, с учетом технологической однородности и взаимосвязанности работ, позволяющих обеспечить оптимальную специализацию работников медицинской организации. Эти требования содержатся в перечисленных выше нормативных актах и служат основой для разработки документа.

Круг обязанностей в рамках квалификационных требований у всех работников разный. Поэтому, в этом разделе, как правило, перечисляются права и обязанности, уточненные применительно к условиям труда конкретного работника на конкретном месте. В должностной инструкции могут прописываться детали важные для выполнения возложенных обязанностей, влияющие на качество оказания медицинской помощи и т.д.

Обратите внимание на то, что права и обязанности по должностной инструкции должны соотноситься с должностью работника, порядками и стандартами оказания помощи и документами о медицинском образовании работника. Аналогичным образом выстраивается и фактическое исполнение прав и обязанностей.

Например, введение внутривенного наркоза больному не врачом анестезиологом-реаниматологом, а хирургом в случае наступления смерти больного, может повлечь ответственность по ст. 109 УК РФ за причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения профессиональных обязанностей. Хирург не владеет общей анестезией, и не должен заниматься ее проведением.

Должностные обязанности врачей-специалистов должны содержаться в их должностных инструкциях, разрабатываемых с учетом положений об организации деятельности медицинских организаций, утверждаемых в установленном порядке.

В случае, когда врач-специалист (провизор) имеет перерыв в работе по специальности более 5 лет либо изменяет профиль специальности, требующей специальной подготовки и квалификации, он назначается на должность врача-стажера (провизора-стажера) на период прохождения в установленном порядке профессиональной переподготовки с целью получения специальных знаний, умений и навыков, необходимых для самостоятельной работы в должности врача-специалиста (провизора), и получения сертификата по соответствующей специальности.

В этот период времени он может исполнять должностные обязанности, предусмотренные квалификационной характеристикой врача-специалиста (врача-специалиста учреждения госсанэпидслужбы, провизора), только под руководством врача-специалиста (врача-специалиста учреждения госсанэпидслужбы, провизора), имеющего сертификат специалиста по соответствующей специальности, отвечая наравне с ним за свои действия.

Лица, не имеющие соответствующего дополнительного профессионального образования или стажа работы, установленных квалификационными требованиями, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии медицинской организации, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности, так же как и лица, имеющие специальную подготовку и необходимый стаж работы.

В медицинских организациях наименование должностей: “акушерка”, “медицинская сестра”, “санитарка”, “фасовщица”, замещаемые лицами мужского пола, именуются соответственно: “акушер”, “медицинский брат (медбрат)”, “санитар”, “фасовщик”.

В этом разделе, как правило, прописывается ответственность работника медицинской организации, отчетность (если имеется), форма и периодичность ее предоставления и т.д.

Это основные стандартные разделы должностной инструкции.

Их наличие обусловлено, по всей вероятности, структурой квалификационных требований к конкретной должности, содержащихся в квалификационных справочниках должностей руководителей, специалистов и служащих.

Следуя выводам Федеральной службы по труду и занятости, на практике должностная инструкция оформляется в виде отдельного документа или приложения к трудовому договору (Письмо от 9 августа 2007 года №3042-6-0).

Разработка должностной инструкции медицинского работника – это всегда совместная работа юриста/кадровика и медицинского работника. Поскольку этот документ содержит условия профессиональной деятельности, которые требуют специальных медицинских познаний в конкретной области.

Ответственность медицинской организации за отсутствие должностной инструкции

Поскольку законодательство об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации устанавливает обязанность медицинского работника иметь должностную инструкцию и выполнять ее требования, отсутствие этого документа в организации может быть квалифицировано как административное правонарушение и повлечь ответственность по ст. 5.27 КоАП РФ.

Ответственность наступает в виде предупреждения, наложения административного штрафа, дисквалификации на определенный срок. Максимальный размер штрафа по данной статье составляет 70 000 рублей.

Образцы должностных инструкций работников медицинских организаций

Должностные инструкции руководящего состава медицинских учреждений

Должностные инструкции специалистов медицинских учреждений

Должностные инструкции рабочих на производстве медикаментов, витаминов, медицинских, бактерийных и биологических препаратов и материалов

Раздел I. Порядок разработки и утверждения должностных инструкций работников медицинских организаций (методические рекомендации)

1. Общие положения

1.1. Настоящие методические рекомендации подготовлены с целью совершенствования документационного обеспечения управления трудовой деятельностью и повышения его эффективности путем унификации управленческих документов и технологии работы с ними.

1.2. Методические рекомендации определяют общие правила оформления, структуру и содержание должностных инструкций, а также принципы и порядок их разработки, согласования, утверждения и введения в действие.

1.3. Должностная инструкция является основным организационно-правовым документом, определяющим задачи, функции, обязанности, права, ответственность работников и предъявляемые к ним квалификационные требования.

1.4. Разработка и практическое использование должностных инструкций направлены на совершенствование нормативно-правовой базы трудовой деятельности, повышение ответственности кадров за результаты своей работы, обеспечение большей объективности при аттестации работников, их поощрении и при наложении на них дисциплинарных взысканий.

1.5. Должностные инструкции разрабатываются исходя из задач и функций, возложенных на медицинскую организацию, в соответствии с ее штатным расписанием, с соблюдением требований законодательства, действующих нормативно-правовых актов.

1.6. Должностная инструкция составляется по каждой штатной должности, носит обезличенный характер и объявляется работнику под расписку при заключении трудового контракта (договора), в т.ч. при перемещении на другую должность, а также при временном исполнении обязанностей по должности.

Раздел II. Структура, содержание и оформление должностной инструкции

2.1. В должностной инструкции указывают наименование медицинской организации, конкретной должности, реквизиты согласования и утверждения (см. приложение 1).

Наименования должностей медицинских и фармацевтических работников в должностных инструкциях должны соответствовать номенклатуре должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденной приказом Минздрава России от 20.12.2012 года №1183н (редакция от 01.08.2014 года) (см. приложение 2).

Наименование организации должно соответствовать номенклатуре медицинских организаций, утвержденной приказом Минздрава России от 06.08.2013 года №529н (приложение 3).

2.2. Должностная инструкция состоит из четырех основных разделов:

  • общие положения;
  • обязанности;
  • права;
  • ответственность.

2.3. В разделе “Общие положения” указывают:

  • уровень образования и дополнительной профессиональной подготовки работника, необходимый для выполнения предусмотренных должностных обязанностей;
  • требования к стажу работы по специальности;
  • основные требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний и профессиональных навыков, а также знаний нормативно-правовых документов, методических материалов, методов и средств, применяемых при выполнении должностных обязанностей;
  • основополагающие организационно-правовые документы, на основании которых работник осуществляет служебную деятельность и реализует свои полномочия;
  • перечень структурных подразделений и (или) отдельных должностей работников, непосредственно подчиненных ему по службе (если таковые имеются);
  • порядок замещения работника и исполнения должностных обязанностей в случае его временного отсутствия.

В раздел могут быть включены другие требования и положения, конкретизирующие и уточняющие статус работника и условия его деятельности.

2.4. В разделе “Должностные обязанности” указывают обязанности работника с учетом задач и функций конкретного структурного подразделения медицинской организации с подробным изложением основных направлений его трудовой деятельности. Перечень должностных обязанностей может быть дополнен или сокращен в зависимости от внешних и внутренних условий деятельности медицинской организации.

2.5. В разделе “Права” приводят перечень прав работника. Допускается конкретизировать те или иные права с учетом специфики выполняемых работником должностных обязанностей.

2.6. В разделе “Ответственность” указывают меру ответственности работника за несоблюдение трудовых обязанностей. В данном разделе также указывают, каким образом материально ответственное лицо несет в соответствии с законодательством РФ материальную ответственность за ущерб, причиненный организации. В раздел могут быть включены другие пункты, уточняющие и конкретизирующие ответственность работника.

2.7. Неотъемлемой частью должностной инструкции является лист ознакомления (приложение 4). Допускается размещение отметки об ознакомлении работника с инструкцией на листе самой должностной инструкции. В данном случае соответствующая отметка должна обязательно включать дату и подпись работника.

2.8. При оформлении должностных инструкций рекомендуется соблюдать ГОСТ Р 6.30-2003 “Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов”, утвержденный Постановлением Госстандарта России от 03.03.2003 N 65-ст. Хотя требования ГОСТ Р 6.30-2003 не являются обязательными для применения и носят рекомендательный характер, единые подходы к оформлению документации не только упрощают процесс подготовки документов, но и значительно улучшают их восприятие работниками.

2.9. При подготовке должностных инструкций рекомендуется применять текстовый редактор Word с использованием шрифтов Times New Roman размером №12, 13, 14 через 1–1,5 интервала.

2.10. Гриф утверждения должностной инструкции располагают в правом верхнем углу документа. Должностная инструкция утверждается руководителем организации или специально издаваемым документом (приказом или распоряжением). При утверждении документа должностным лицом гриф утверждения документа должен состоять из слова УТВЕРЖДАЮ (без кавычек), наименования должности лица, утверждающего документ, его подписи, инициалов, фамилии и даты утверждения. При утверждении должностной инструкции приказом или распоряжением гриф утверждения состоит из слова УТВЕРЖДЕНО, наименования утверждающего документа в творительном падеже, его даты, номера. Например:

Утверждено

Раздел III. Порядок согласования, утверждения и введения в действие должностной инструкции

3.1. Должностная инструкция должна быть согласована с соответствующим юридическим отделом (юрисконсультом) организации. При необходимости она согласовывается с другими функциональными подразделениями организации, руководителем вышестоящего органа управления, руководителем структурного подразделения, в штатное расписание которого входит указанная должность, заместителями руководителя организации, курирующими соответствующие структурные подразделения и виды деятельности.

3.2. Должностная инструкция утверждается руководителем организации или другим уполномоченным на это должностным лицом.

3.3. Согласованную и утвержденную должностную инструкцию нумеруют, шнуруют, заверяют печатью организации и хранят в отделе кадров в соответствии с установленным порядком ведения делопроизводства.

3.4. Для текущей работы с подлинника должностной инструкции снимают заверенную копию, которую выдают работнику и руководителю соответствующего структурного подразделения организации.

3.5. Должностная инструкция вступает в силу с момента ее утверждения руководителем организации или другим должностным лицом, уполномоченным на это, и действует до ее замены новой должностной инструкцией, разработанной и утвержденной в соответствии с настоящими методическими рекомендациями.

3.6. Требования должностной инструкции являются обязательными для работника с момента его ознакомления с инструкцией под расписку и до перемещения на другую должность или увольнения, о чем делается запись в соответствующей графе листа ознакомления.

Квалификационные характеристики, содержащиеся в одноименном разделе Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения”, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 № 541н, применяются в качестве нормативных документов, а также служат основой для разработки ДИ, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей с учетом особенностей труда работников медицинских организаций.

Разработка ДИ порождает много споров. Ряд специалистов утверждает, что они обязательны по каждой должности, профессии, специальности, предусмотренным штатным расписанием организации. Другие в связи с размытыми формулировками в трудовом законодательстве отвергают их, полагая, что ДИ не имеют значения в организации и управлении трудом. На сегодняшний день законодательство предоставляет каждому руководителю право принять самостоятельно решение относительно наличия в организации ДИ.

Действительно, в ТК РФ отсутствуют нормы, регулирующие правила составления, содержания, принятия, изменения и отмены ДИ. Однако при их разработке целесообразно использовать положения писем Роструда от 09.08.2007 № 3042-6-0 и от 31.10.2007 № 4412-6 (см. приложения 1, 2) и унифицированную структуру должностной инструкции, согласно Государственной системе документационного обеспечения управления и требования Государственного стандарта ГОСТ Р 6.30-2003 "Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов”, введенного в действие постановлением Госстандарта от 03.03.2003 № 65-ст.

Интересен вопрос об участии профсоюзов и других представительных органов работников в создании и утверждении инструкций. Поскольку ТК РФ непосредственно не упоминает инструкцию, то считается, что она может быть принята работодателем самостоятельно, без обращения в представительные органы работников. Однако в силу суровости санкции ч. 4 ст. 8 ТК РФ (локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного ст. 372 Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению) рисковать не стоит.

В настоящее время практикуется применение двух видов ДИ: персональных (индивидуальных), оформляемых в виде приложений к трудовому договору, и принятых в виде локальных нормативных актов.

Статья 60 ТК РФ запрещает нанимателю требовать от работника выполнения обязанностей, не предусмотренных трудовым договором. Но трудовой договор содержит лишь общие обязанности, а точнее, профессиональные компетенции работника, которыми он наделен в силу закона или иных правовых актов.

Как правило, в нем отсутствует перечень непосредственных производственных обязанностей сотрудника, которые составляют и обусловливают его трудовую функцию в данной организации и на определенной должности. Решением этой проблемы становится разработка и утверждение ДИ как приложения к трудовому договору, тогда объем обязанностей работника будет определен достаточно конкретно и составленный документ станет частью трудового договора.

Кроме этого, когда в ДИ вносят изменения, это не влечет за собой необходимости преобразования обязательных условий трудового договора.

В настоящее время в рамках развития кадрового потенциала работников учреждений в 2013–2014 гг. будут актуализированы квалификационные требования к работникам с учетом современных требований к качеству услуг.

Вместе с тем для установления действенных механизмов зависимости уровня оплаты труда работников медицинских организаций от объема и качества предоставляемых медицинских услуг (обеспечения предоставления медицинских услуг) необходим перевод медицинских работников на эффективный контракт.

Под эффективным контрактом понимается трудовой договор с работником, в котором конкретизированы его должностные обязанности, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг, а также меры социальной поддержки.

Изменение порядка оплаты труда является изменением условий , определенных сторонами трудового договора, и осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации (распоряжение Правительства РФ от 28 декабря 2012 г. № 2599-р).

Структура должностной инструкции

Подробная ДИ должна содержать следующие разделы:

· Общие положения (описывает, что это за документ, что за должность, кем назначается, увольняется и пр.).

· Требования к квалификации (описание уровня образования, а также знаний, умений и навыков, соответствующих названной должности). Этот пункт имеет смысл при четком соблюдении заданного стандарта; если квалификационные требования не принципиальны, пункт лучше опустить.

· Должностные обязанности (подробное и пошаговое описание всего того, что специалист должен делать).

· Критерии успешности исполнения трудовых обязанностей. Не в каждом случае такое описание возможно, но его наличие сильно помогает в дальнейшем.

· Права специалиста (например, использование ресурсов медицинской организации для исполнения должностных обязанностей, получение обратной связи от руководителя и пр.).

· Права и обязанности руководителя специалиста (этот пункт является дополнительным по отношению к предыдущему и разъясняет специалисту обязанности и полномочия его руководителя).

· Ответственность специалиста (описание зоны ответственности).

Содержание должностной инструкции

Четкость в определении квалификационных требований и трудовой функции работника, закрепленных в ДИ, позволяет:

· объективно оценить профессиональные качества претендента при приеме его на работу;

· объективно оценить работника в период испытательного срока, установленного соглашением сторон, в процессе его аттестации на соответствие занимаемой должности;

· рационально распределить трудовые функции между работниками организации (осуществить разделение труда в целом);

· решить вопрос о переводе работника на другую работу; оказать необходимое содействие в обеспечении соблюдения трудовой дисциплины (в т. ч. оценить поведение работника в случаях его поощрения или наказания).

Есть примеры, когда ДИ описывают должностные обязанности работника, удовлетворяясь названием его должности. Врач – значит, обследует, лечит. Медсестра – ухаживает, выполняет назначения врача, соблюдает санитарные правила. Санитарка – моет.

Однако далеко не всегда такой подход является достаточным. И возникает большое количество конфликтов, связанных с тем, что работодатель расходится с работником в определении обязанностей последнего.

Как уже говорилось, ДИ должны описывать прямые обязанности специалиста, сферу его компетентности и ответственности, критерии оценки эффективности его работы, управленческую структуру, имеющую отношение к специалисту. И если все это в них отражено и более того – соответствует действительности, то медицинская организация получает в руки отличный инструмент управления персоналом, значительно облегчающий решение ключевых проблем , таких как, например, адаптация и мотивация персонала.

ДИ облегчают адаптацию нового сотрудника. Если в инструкции четко прописано, что сотрудник должен делать, в каких пределах и за что отвечать, кто его начальник и на что он имеет право, а на что нет, – процесс адаптации пойдет значительно легче! Гораздо меньше будет и пассивности, вызванной страхом "сделать не так”, и ненужной инициативы.

УСТАНОВЛЕНИЕ СФЕРЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И КОМПЕТЕНТНОСТИ

ДИ могут и должны включать в себя пошаговое описание обязанностей сотрудника. Причем чем более детально будут описаны все ключевые обязанности сотрудника, тем меньше будет "белых пятен” в представлениях о том, что входит и что не входит в область его компетентности. Это играет важную роль на этапе подбора нового сотрудника, когда ДИ дает ему возможность заранее точно узнать, что от него потребуется, и принять более взвешенное и ответственное решение. Кроме того, и специалист по подбору персонала, ознакомившись с инструкцией, сможет организовать работу с кандидатами более эффективно.

Пошаговое описание должностных обязанностей дает большие возможности контроля за работой сотрудника. В случае каких-либо неудач всегда имеется возможность, опираясь на ДИ, вычленить наиболее проблемный участок и скорректировать его.

Подробные ДИ выполняют своеобразные образовательные функции, задают стандарты и технологии выполнения поставленных задач, ставят конкретные профессионально-образовательные цели.

ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ СОТРУДНИКУ ВОЗМОЖНОСТИ САМОУПРАВЛЕНИЯ И САМОКОНТРОЛЯ СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Если ДИ детально описывает должностные обязанности и критерии оценки эффективности работы, на которые будет ориентироваться непосредственный руководитель, у работника появляется дополнительная возможность оценки своей деятельности, что в значительной мере облегчит руководителю применение разнообразных взысканий и поощрений. Также этим облегчается и внесение коррективов в процесс работы.

Обычная практика составления ДИ – включение в них размытых формулировок типа "медсестра обязана прилагать максимальные усилия для формирования здорового образа жизни населения”, "врач должен способствовать развитию…”, что превращает инструмент в его пародию. Кто и каким образом будет определять максимум этих усилий и способствование развитию, остается загадкой. Такие ДИ реализовать невозможно.

Однако заслуживают внимания и причины, побуждающие к этому. Составленные подобным образом ДИ требуют соблюдения их не только от работника, но и от работодателя. То есть если прописаны в инструкции должностные обязанности – все, что кроме них, придется дополнительно оплачивать. Если закреплены какие-то права за сотрудником, работодателю придется их обеспечивать. Несоблюдение работодателем своей стороны ДИ неизбежно приводит к его дискредитации в глазах подчиненных.

Пункты ДИ должны быть максимально подробными, не противоречить друг другу, а взаимодополнять. Если в ДИ медсестры написано "повышает свою квалификацию 1 раз в 5 лет”, необходимо пояснение – предусмотрены ли в этом случае ее командировки, кому и в каком виде медсестра должна представлять отчет о повышении квалификации.

Грамотно сформулированная ДИ поможет работнику наиболее качественно справляться со своими обязанностями, что приводит к повышению эффективности трудовой деятельности и ответственности сотрудников, а это существенный плюс такого документа.

Руководствуясь государственными нормативами, работодатель вправе самостоятельно определять содержание трудовой функции на уровне локального регулирования. При этом перечень работ, определенных производственных операций, должностных обязанностей работника должен в той или иной мере соответствовать централизованно установленным требованиям.

Работодатель может расширить круг трудовых обязанностей (производственных операций) работника. Однако возможность расширения круга таких обязанностей может быть обусловлена серьезными причинами, например процессом совершенствования организации труда, проводимым работодателем, приобретением нового оборудования, изменениями требований санитарно-эпидемического режима.

Таким образом, работодатель вправе определять трудовую функцию работника самостоятельно, в т. ч. путем разработки ДИ, но в пределах границ, определенных государством. В этом проявляется одна из характерных черт трудового права: сочетание централизованного и локального способов правого регулирования трудовых отношений.

Помимо трудового договора обязанности работника, связанные с выполнением работы по обусловленной трудовой функции, закрепляются в локальных нормативных документах ЛПУ (далее по тексту — локальные акты). С такими актами работодатель обязан ознакомить работника под роспись до подписания трудового договора.

Должностные инструкции медицинских работников

Наиболее важным среди них является должностная инструкция. Такая инструкция принимается в соответствии с действующими у работодателя штатными нормативами медицинского персонала. Наличие этого документа в организации не обязательно. Тем не менее, должностная инструкция, принятая в организации для всех работников соответствующей должности, в сочетании с трудовым договором, где могут быть прописаны дополнительные обязанности конкретного сотрудника, позволяет максимально точно обрисовать функционал и меру ответственности медицинских работников .

Определение должностной инструкции

Определение должностной инструкции

Любая должностная инструкция содержит

  • Наименование должности работника;
  • Кому он подчиняется;
  • Локальные акты, которыми он должен руководствоваться; ;
  • Требования к объему его знаний.

Права, обязанности, ответственность

Кроме вышеперечисленного, должностная инструкция обязательно содержит прямые указания на конкретные задачи, стоящие перед сотрудником.

Права, обязанности, ответственность

Важно включить в должностную инструкцию полный перечень прав, предоставляемых работнику по данной должности.

Кроме того, должны быть четко установлены критерии оценки результатов труда работника, определен порядок привлечения к ответственности и очерчен круг связанных с этим полномочий руководства.

Должностные инструкции медицинского персонала

В законодательстве России существует ряд особенностей, связанных с должностными обязанностями медицинского персонала.

Для медицинского персонала должностные полномочия и обязанности уже установлены нормативно-правовыми актами (далее по тексту — НПА) уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.

Потому, намного проще для руководителей ЛПУ однажды принять должностные инструкции для тех или иных категорий медицинских работников и при заключении трудового договора сделать отсылку в тексте на соответствующую должностную инструкцию ЛПУ, включив её заверенную копию в качестве приложения к договору.

Нормативные документы, используемые для разработки инструкций

Должностные инструкции для медицинских работников разрабатываются на основании:

По сути, работодатель при составлении должностных инструкций не имеет права включать обязанности, не предусмотренные указанными актами для специальностей и должностей медицинских работников.

Должностные обязанности медицинского персонала

Если говорить о должностных обязанностях не только медицинских работников, но в целом персонала медицинского учреждения, нельзя умолчать о Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих, утверждённом Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 № 37 .

Данный нормативный документ закрепляет общеотраслевые квалификационные характеристики работников, т. е. для должностей, существующих практически в любой организации (директор, администратор, бухгалтер, экономист, техник и др.).

Медицинские работники, совмещающие такие должности (если соответствуют квалификационным требованиям), также будут исполнять соответствующие должностные обязанности.

Обязанности медицинских работников по Закону № 323-ФЗ

Обязанности медицинских работников по Закону № 323-ФЗ

Так, согласно ч. 2 ст. 73 данного закона, медицинские работники обязаны:

  1. Оказывать медицинскую помощь в соответствии со своей квалификацией, должностными инструкциями, служебными и должностными обязанностями; ;
  2. Совершенствовать профессиональные знания и навыки путем обучения по дополнительным программам в порядке и в сроки, установленные Приказом Минздрава России от 03.08.2012 № 66н ;
  3. Назначать лекарственные препараты и выписывать их на рецептурных бланках (за исключением лекарственных препаратов, отпускаемых без рецепта на лекарственный препарат) в порядке, установленном Приказом Минздрава России от 20.12.2012 № 1175н;

Информация о действии лекарственных препаратов и медицинских изделий

Подпишись на рассылку и получай первым самую свежую и актуальную информацию от Факультета Медицинского Права.

Требования к знаниям медицинских работников

Должностная инструкция медицинского работника может включать в себя обязанность знать:

  1. Законы Российской Федерации и НПА по вопросам здравоохранения;
  2. Порядок оказания неотложной медицинской помощи;
  3. Теоретические знания по своей специальности, по организационной, диагностической, консультативной, профилактической работе;
  4. Современные методы диагностики, лечения и лекарственного обеспечения пациентов;
  5. Разрешенные и внедренные в практику клиники новейшие методики, порядок оказания высокотехнологичной медицинской помощи, диагностики и лекарственного обеспечения пациентов;
  6. Основы врачебно-трудовой экспертизы;
  7. Способы взаимодействия с другими врачами-специалистами, различными профильными службами, учреждениями, организациями, в т.ч. со страховыми компаниями;
  8. Порядок оказания бесплатной медицинской помощи, основы функционирования коммерческой медицины и обеспечения санитарно-профилактической и лекарственной помощи населению;
  9. Законодательство о труде и охране труда Российской Федерации; , нормы об охране конфиденциальной информации общества, правила и нормы охраны труда в ЛПУ, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

Нормативно-правовые акты

Именно такой перечень обязательных знаний, по мнению И. Гущиной, необходимо предъявлять к медицинским работникам, принимаемых на работу в ЛПУ 1

Читайте также: