В чем отличие социальной работы от других служб по предоставлению услуг

Обновлено: 04.05.2024

7. Какие общественные сферы охватывает социальная работа?

Как профессиональная деятельность социальная работа общего профиля охватывает три широкие сферы: 1) социальная терапия на индивидуально-личностном и семейном уровнях с целью социальной адаптации и реабилитации индивида и разрешения конфликтных ситуаций в контексте окружающей его среды; 2) социальная работа с группой, причем группы могут классифицироваться: по возрасту (детские, молодежные или группы престарелых граждан), по полу, по интересам или схожим проблемам (конфессиональные, объединения одиноких родителей, матерей-одиночек, отцов-одиночек, группы бывших алкоголиков или наркоманов и др.). Часто социальным работникам приходится иметь дело с группировками асоциального или даже криминального характера (детская или подростковая преступность, бродяжничество, организованная проституция, наркомания, молодежные группировки асоциальной направленности и т. д.); 3) социальная работа в общине, по месту жительства. Она ориентирована на расширение сети социальных услуг, укрепление общинных связей, создание благоприятного социально-психологического климата в местах компактного проживания людей, а также на организацию разного рода локальных инициатив, групп взаимопомощи и др.

8. В чем заключается специфика социальной работы?

Чтобы понять специфику социальной работы, нужно соотнести ее с благотворительностью, религиозной и светской, т. е. определить деятельность социальных работников как "профессиональную". Именно слово "профессионализм" и является ключевым при определении сути социальной работы ее элитой. В современном понимании используя термин "профессия", указывают на некий круг проблем и на набор приемов, с помощью которых эти проблемы можно выявлять и разрешать. Таким образом, каждая профессия базируется на специфической для нее системе знаний как теоретического, так и практического характера, а также на своих критериях успешного разрешения заданных проблем. Кроме того, каждая профессия вырабатывает особую систему этических принципов, задающую некие "правильные" способы взаимоотношений с клиентами, коллегами и внешними инстанциями. Образовательные учреждения и профессиональные ассоциации стоят на страже этих принципов, превращая их в правила поведения. Особенно явственно связь между операциональными и этическими компонентами деятельности выступает в тех профессиях, которые принято называть самыми гуманными. Эти профессии, самоопределяясь в духе научной объективности, часто ставят задачи "инженерии" человеческих отношений, но в любом случае все имеет конечную цель, определяемую интересами клиента. Знания, умения, понятия и нормы профессиональной деятельности передаются от поколения к поколению через систему профессиональной подготовки. Причем особое внимание уделяется выработке практических навыков, а также передаче профессиональных традиций непосредственно от опытных специалистов к новичкам.

9. Каковы особенности специалиста-профессионала в области социальной работы?

Личность специалиста и ее профессионально значимые качества формируются в процессе многоступенчатого отбора. Социальный работник является в некотором смысле универсалом, но его универсализм имеет достаточно четкие предметные границы, задаваемые содержанием жизненных проблем клиента и возможными путями их решения. Он не подменяет психолога, социолога или педагога, равно как и те, даже вместе взятые, не могут подменить или заменить социального работника.

10. В чем состоит специфика профессиональной деятельности социального работника?

Характер профессиональной деятельности требует от социального работника знакомства с широким кругом вопросов, начиная с организации системы социального обеспечения в целом и соответствующего законодательства, элементов социологии и экономики и заканчивая конкретными, т. е. предполагающими знание прикладной психологии, приемами работы с "клиентами". Идея "профессионализма", задающая соответствующую модель и стандарт поведения, оказала огромное влияние на всю организацию социальной работы – от низовой до глобальной, поскольку создала то идейное единство, которое характеризует профессиональную группу как некое "воображаемое сообщество". Несмотря на разнообразие сфер специализации (разные категории клиентов, разные стили работы, разные теоретические подходы), во всех областях социальной работы определились некие общие особенности, которые позволяют считать этот род деятельности единой профессией, а не просто пестрым перечнем функций и организаций.

Квалифицированное содействие людям в решении их жизненных проблем определяет профессиональные особенности социальной работы. Профессия социального работника настолько тесно связана со смежными профессиями, что у кого-то могут возникнуть сомнения в ее самодостаточности как особой профессии, основательности ее претензий на равноправное положение среди "собратьев". От традиционных сфер деятельности, связанных с анализом и решением человеческих проблем (психологии, социологии, педагогики, юриспруденции и т. д.), социальная работа отличается прежде всего своим интегральным характером. Социальный работник поступает в какой-то мере и как психолог, и как социолог, и как педагог, и как юрист. Психологическими методами он пользуется, скажем, при диагностировании личностных проблем клиента или нейтрализации его сопротивления предлагаемым процедурам социальной терапии. К социологическим методам он прибегает при составлении социальной истории семьи или изучении общины. Педагогические методы применяются им при воздействии на установки и поведение клиента. Он выступает и как юрист, консультируя своего клиента по вопросам законодательства. Социальная работа близка и к медицине – не только тем, что в ней широко используется медицинская терминология (лечение, терапия, профилактика, клиника, патология и т. д.). Терминология выражает в данном случае некоторую общность в подходах к человеку. Более того, есть такие области медицины, которые с полным основанием можно отнести и к социальной работе: социальная реабилитация больных, медико-социальная помощь, социальная гигиена, патронаж. Что касается термина "патронаж", то в некоторых странах (Великобритания, Швеция) им как раз обозначается социальная работа в целом.

Укажем еще на одну принципиальную особенность социальной работы как профессии – на ее пограничный характер. Смысловое и инструментальное содержание социальной работы аккумулирует в себе пограничные элементы смежных профессий. Оно не нацелено на "оккупацию" соседних территорий и их насильственное присоединение. Его вполне устраивает режим взаимного обмена информацией, инструментарием, технологиями. Методика психосоциальной работы, например, позаимствовала отдельные элементы классической психотерапии, не причинив, полагаем, ущерба ее статусу и авторитету.

Важно понять следующее отличие социального работника от педагога, психолога, социолога. Если психолог имеет дело с психикой человека, социолог – его социальными отношениями, медик – состоянием его физического и психического здоровья, а юрист – его правовым поведением, т. е. каждый из них приходит к человеку с какой-то одной, причем "своей" стороны, то социальный работник воспринимает его как целостного индивида, в единстве его различных сторон. Можно сказать так, что в первом случае реализуется абстрактный подход к человеку, во втором – конкретный. Это целостное видение человека позволяет в какой-то степени уравнивать тенденцию его частичной "репрезентации" в отдельных науках и профессиях. Ценностная направленность действий психолога или социолога: от профессиональных ценностей к человеку как к ценности, в действиях социального работника наоборот: от человека как высшей ценности – к ценностям профессиональным.

11. В чем выражается ориентация на людей в теории и практике социальной работы?

Для социальной работы характерна ориентация на реальных людей с их жизненными заботами и трудностями, для смежных профессий – на выполняемые ими социальные функции, реализуемые психические качества, соблюдаемые или нарушаемые нормы и т. д.

Важная особенность социальной работы как профессии, чего нет ни в одной из смежных сфер деятельности, это ее посреднический характер.

Социальная работа немыслима без элемента посредничества, причем этот элемент оказывается не периферийным, а центральным. Посреднический характер социальной работы – это следствие ее интегральности и пограничности, направленности на целостного человека и ориентации на жизненные проблемы реальных людей. Необходимость посредничества между человеком и разного рода социальными институтами возникает тогда, когда первый не может самостоятельно реализовать свои права и возможности. Своим участием социальный работник усиливает волю обратившегося и побуждает встречную волю инстанции войти в положение конкретного человека. В самом общем виде социальный работник выступает посредником между клиентом и социумом. Он содействует, с одной стороны, эффективной адаптации клиента в этом социуме, с другой стороны, процессу очеловечивания этого социума, преодолению его отчужденности от забот реальных людей.

При более содержательном рассмотрении посредничества можно обнаружить несколько направлений его осуществления: между клиентом и разного рода социальными институтами; между клиентом и другими специалистами (психологом, педагогом, медицинским работником, юристом); между другими специалистами, привлекаемыми к решению жизненных проблем клиента; между различными клиентами.

девушка за столом с ручкой в руках

В статье дано разъяснение о специальности, что она из себя представляет и чем отличается от сходной по названию специальности "Социальный работник".

Перечислены и разобраны 6 положительных моментов при выборе данной профессии, а также 5 отрицательных. Данная статья будет полезна выпускникам школ при выборе направления дальнейшего обучения, а также всем тем, кто рассматривает вариант работы в учреждениях социальной защиты в качестве специалиста по социальной работе.

Содержание:

Особенности

Социальная работа как подвид высшего образования появилась не так давно. Обучать студентов в вузах по данному направлению стали в конце 90-х годов, поэтому многие могут даже не знать о том, что есть такая профессия, в чем она заключается, где можно потом трудиться, какие существуют подводные камни. Об этом и поговорим в данной статье.

Чем отличается специалист по социальной работе и социальный работник?

Итак, для начала проведём границу между двумя понятиями, которые постоянно путают. Существует две должности в организациях социальных служб: специалист по социальной работе и социальный работник. Несмотря на очень схожие названия, круг должностных обязанностей весьма отличается. Специалист по социальной работе обладает высшим или средним профессиональным образованием, выполняет работу по предоставлению различных социальных услуг и гарантий гражданам в бумажном виде, то есть оформляет различные справки, пособия, льготы, ставит на учёт социально незащищенные категории граждан. А социальный работник может иметь любой уровень образования, работает непосредственно с нуждающимся в помощи гражданином, оказывая помощь как морально (в виде своеобразной психологической поддержки, общения), так и физически. Можно сказать, что социальный работник исполняет свои обязанности в полевых условиях, ходит на дом к клиентам, проводит уборку, покупает продукты, лекарства, готовит еду, в общем, делает все необходимое для человека, нуждающегося в его услугах. А работа специалиста преимущественно офисного характера.

Требования к образованию

Говоря об обязательном уровне образования для осуществления профессиональной деятельности по двум этим направлениям, в соответствии с недавно вышедшим профессиональным стандартом, специалист должен иметь помимо диплома, если он не профильный, профессиональную переподготовку по данной специальности. Социальному работнику нужно также иметь соответствующий документ о подтверждении квалификации (диплом или свидетельство о профессиональном обучении).

Место и характер работы

Что касается самого характера работы, то здесь все зависит непосредственно от той организации, где вы собираетесь трудиться. Но в целом, работа не пыльная, местами нервная, как и любая работа, подразумевающая прямой контакт с людьми. Необходимо хорошо знать действующее законодательство в социальной сфере и ориентироваться в нем, знать психологию людей, уметь быстро находить с ними общий язык. Всему этому вас будут учить в вузах несколько лет, поэтому ваша задача - не только усваивать полученные знания, но и уметь применять их на практике.

Важно! Сам процесс обучения не сложный и интересный, особенно если вы гуманитарий.

Плюсы и минусы профессии

А теперь остановимся на положительных и отрицательных моментах, которые, возможно, заставят вас задуматься в выборе этой профессии. Если вы уже имеете какое-то образование и рассматриваете для себя вариант работы в данной должности, то приведенная далее информация также будет вам полезна. Итак, начнём с плюсов.

Плюсы профессии

  1. Официальное трудоустройство и соблюдение трудового законодательства. Работа в бюджетных учреждениях не подразумевает отсутствия оформления по ТК РФ, без записи в трудовую книжку, проблем с оплатой больничных листов, ежегодным или декретным отпуском.
  2. Офисный характер работы, отсутствие разъездов. Если вы хотите в рабочее время находиться в офисе, никуда не ездить и не ходить, то это работа для вас.
  3. Стабильность. Так как преимущественно должность предусмотрена в государственных организациях, то можно не переживать по поводу задержки зарплаты или ее выплаты не в полном объеме.
  4. Помощь людям. Если вы обладаете развитой способностью к эмпатии, состраданием, возможность оказать содействие в помощи нуждающимся для вас будет несомненным плюсом.
  5. Знание своих прав на льготы и прочие выплаты. Очень часто люди даже не догадываются о том, что по закону имеют право на ту или иную выплату, льготу от государства, и поэтому ничего не получают. Ведь многие выплаты предоставляются только по факту обращения за ними самого гражданина. Работая в должности специалиста по социальной работе можно с лёгкостью ориентироваться в своих социальных правах.
  6. Живое общение с людьми. Этот момент будет положительным для всех, кто не может терпеть однообразную работу, работу только с бумагами или компьютером.

Теперь остановимся на отрицательных моментах, чтобы можно было сравнить плюсы и минусы, сделать для себя определенные выводы.

Минусы профессии

На этом все, а делать выводы о прочитанном в данной статье только вам. Надеемся, что информация будет полезной и сыграет свою роль в принятии вами соответствующих решений.




Если необ­хо­ди­мо, мы мо­жем со­про­во­дить лю­дей в раз­ные ин­стан­ции, а мо­жем про­сто дать их кон­так­ты и что-то по­со­ве­то­вать. Мы вы­сту­па­ем в роли про­вод­ни­ков меж­ду на­ши­ми под­опеч­ны­ми и внеш­ним ми­ром.

Люди по­па­да­ют к нам дву­мя спо­со­ба­ми: либо об­ра­ща­ют­ся на­пря­мую в при­ем, и там их на­прав­ля­ют к нуж­ным спе­ци­а­ли­стам, либо их вы­яв­ля­ет субъ­ект про­фи­лак­ти­ки (об­щее на­зва­ние для ор­га­нов опе­ки, школ, по­ли­ции, по­ли­кли­ник или ко­мис­сии по де­лам несо­вер­шен­но­лет­них). Чаще все­го мы стал­ки­ва­ем­ся со вто­рым ва­ри­ан­том. То­гда мы либо вы­хо­дим к ним по ад­ре­су сами, либо при­гла­ша­ем в Центр.

В Пе­тер­бур­ге есть про­филь­ный ин­сти­тут, ко­то­рый ку­ри­ру­ет Ко­ми­тет по со­ци­аль­ной по­ли­ти­ке — там я за­кон­чи­ла ба­ка­лаври­ат. Тео­ре­ти­че­ских зна­ний было мно­го, а прак­ти­че­ские я по­лу­чи­ла уже в про­цес­се ра­бо­ты.

По­сле ин­сти­ту­та я ре­ши­ла, что нуж­но по­ра­бо­тать по спе­ци­аль­но­сти и ста­ла ис­кать ме­сто по­бли­же к дому. Было два ва­ри­ан­та: наш Центр и служ­ба по­мо­щи ин­ва­ли­дам. Я ре­ши­ла, что с ин­ва­ли­да­ми мне бу­дет слож­но ра­бо­тать, и я не смо­гу по­мочь этим лю­дям в пол­ной мере, по­это­му я от­пра­ви­ла ре­зю­ме в Центр се­мьи и че­рез ка­кое-то вре­мя меня взя­ли спе­ци­а­ли­стом в от­де­ле­ние, ко­то­рое ра­бо­та­ет с труд­ны­ми детьми и их ро­ди­те­ля­ми.

Ра­бо­та с се­мья­ми, где ро­ди­те­ли стра­да­ют от за­ви­си­мо­стей, — са­мый слож­ный ас­пект. Ино­гда это мо­жет длить­ся го­да­ми, с пе­ре­мен­ным успе­хом. Мно­гое за­ви­сит от же­ла­ния са­мих лю­дей. При­мер удач­но­го кей­са: муж на­пи­сал за­яв­ле­ние на свою жену, ко­то­рая пьет и не мо­жет усле­дить за ре­бен­ком. Ока­за­лось, что по­сле опре­де­лен­ных труд­но­стей мама дей­стви­тель­но ста­ла зло­упо­треб­лять, но это еще не до­стиг­ло кри­ти­че­ской ста­дии. Моя ра­бо­та за­клю­ча­лась в том, что­бы вме­сте с ней осо­знать про­бле­му (люди ред­ко мо­гут сде­лать это са­мо­сто­я­тель­но) и под­ска­зать, где она мо­жет по­лу­чить ле­че­ние. В ито­ге ее со­сто­я­ние улуч­ши­лось — мы вме­сте про­шли че­рез все бю­ро­кра­ти­че­ские пре­гра­ды, она пе­ре­ста­ла пить и сей­час пре­крас­но ла­дит со сво­им ре­бен­ком.

Ко­неч­но, бы­ва­ют и про­ва­лы. На­при­мер, мы не смог­ли вер­нуть де­тей в се­мью, где оба ро­ди­те­ля за­ви­си­мы от ал­ко­го­ля и нар­ко­ти­ков. Вос­пи­та­ни­ем там за­ни­ма­лась ба­буш­ка. Мы пред­ла­га­ли ро­ди­те­лям все наши ре­сур­сы, но их лич­ной мо­ти­ва­ции не хва­ти­ло, что­бы что-то ис­пра­вить. Они от­ка­за­лись от ро­ди­тель­ских прав. В этом слу­чае успех со­сто­ит хотя бы в том, что дети не на­хо­дят­ся в опас­но­сти.

Ино­гда при­хо­дит­ся объ­яс­нять лю­дям ба­зо­вые вещи: за квар­ти­ру нуж­но пла­тить, дол­ги — по­га­шать, де­тей во­дить в шко­лу, а для по­лу­че­ния по­со­бий нуж­на офи­ци­аль­ная ра­бо­та

Дру­гой пласт на­шей ра­бо­ты — труд­ные под­рост­ки, мно­гие из них уже со­сто­ят на уче­те в по­ли­ции. Ча­сто при­хо­дит­ся вза­и­мо­дей­ство­вать с ними на­пря­мую, по­то­му что ро­ди­те­ли уже в той ста­дии за­ви­си­мо­сти, ко­гда им все рав­но, что бу­дет с детьми. Та­ких под­рост­ков мы во­вле­ка­ем в тре­нин­ги, рас­ска­зы­ва­ем, где они мо­гут учить­ся — даем ори­ен­тир.

В этой ра­бо­те нет од­но­об­ра­зия — один день ты мо­жешь пол­но­стью по­свя­тить до­ку­мен­там, а дру­гой — толь­ко хо­дить по ад­ре­сам. Но тут есть об­рат­ная сто­ро­на: бы­ва­ют слу­чаи, ко­гда при­хо­дит пись­мо о ка­кой-то се­мье, и тебе нуж­но бро­сить все и вы­яс­нять, что про­изо­шло.

Я ра­бо­таю уже 5 лет, сей­час ис­пол­няю обя­зан­но­сти за­ве­ду­ю­щей от­де­ле­ни­ем и пла­ни­рую до­слу­жить­ся до за­ме­сти­те­ля ди­рек­то­ра.


Я ра­бо­таю в ста­ци­о­нар­ном от­де­ле­нии — это моя пер­вая ра­бо­та. Спе­ци­аль­но ме­сто я не вы­би­ра­ла — по­лу­чи­ла ди­плом, вы­ло­жи­ла ре­зю­ме и меня при­гла­си­ли.

От­де­ле­ни­ем я до­воль­на, по­то­му что с под­рост­ка­ми мне лег­че вы­стро­ить диа­лог. В Цен­тре есть ста­ци­о­на­ры для ма­лы­шей и млад­ших школь­ни­ков, но с ними я бо­юсь не спра­вить­ся.

Под­рост­ки по­па­да­ют к нам по раз­ным при­чи­нам, чаще все­го по на­прав­ле­нию из ор­га­нов опе­ки. Ино­гда ро­ди­те­ли этих де­тей стра­да­ют за­ви­си­мо­стя­ми, и пока они про­хо­дят ре­а­би­ли­та­цию, за­ни­ма­ют­ся до­ку­мен­та­ми и при­хо­дят в себя — дети жи­вут у нас. Бы­ва­ет и так, что ро­ди­те­лям нуж­но куда-то уехать на несколь­ко недель или ме­ся­цев, и они сами при­во­дят де­тей по­жить в Центр. От кол­лег я знаю слу­чаи, ко­гда под­рост­ки про­си­лись к нам сами, но в сво­ей прак­ти­ке пока с та­ким не стал­ки­ва­лась.

Че­ло­век, ко­то­рый хо­чет свя­зать свою жизнь с со­ци­аль­ной ра­бо­той, дол­жен быть тер­пе­ли­вым. Вза­и­мо­дей­ство­вать при­дет­ся с ка­те­го­ри­я­ми на­се­ле­ния, ко­то­рых нет в ва­шем при­выч­ном кру­гу об­ще­ния. Нуж­но де­лать боль­шую скид­ку на воз­раст и лич­ный опыт.

У де­тей, ко­то­рые жи­вут у нас, есть трав­мы, на ко­то­рые нель­зя да­вить. Мно­гие вещи им нуж­но про­щать — они огры­за­ют­ся не про­сто так, им в жиз­ни уже при­шлось неслад­ко. Под­рост­ки сами по себе эмо­ци­о­наль­ны, а наши тем бо­лее. Они не при­вык­ли ждать от взрос­лых ни­че­го хо­ро­ше­го, их гру­бость — есте­ствен­ная ре­ак­ция. Нуж­но быть к ней го­то­вым и по­ка­зы­вать, что в мире есть взрос­лые, ко­то­рые их по­ни­ма­ют.

Ра­бо­та с детьми мне нра­вит­ся, но ужас­но раз­дра­жа­ет бю­ро­кра­ти­че­ское устрой­ство этой си­сте­мы. Очень слож­но ино­гда до­сту­чать­ся до раз­ных струк­тур, что­бы кто-то уви­дел нас и на­ших де­тей

Оклад у меня стан­дарт­ный — 30 000 руб­лей, плюс 2000 дают как мо­ло­до­му спе­ци­а­ли­сту. Недав­но я по­ня­ла, что в на­шей сфе­ре мож­но про­си­деть 30 лет на долж­но­сти спе­ци­а­ли­ста, если боль­ше­го ты не хо­чешь: про­сто ра­бо­та­ешь, по­вы­ша­ешь свою ка­те­го­рию, за это по­лу­ча­ешь до­пла­ты. Бу­дут ме­нять­ся до­ку­мен­ты и ре­гла­мен­ты, но в це­лом обя­зан­но­сти оста­нут­ся теми же. Для себя я пока не ре­ши­ла, устра­и­ва­ет меня это или нет.


Наша ра­бо­та — это огром­ный спектр по­мо­щи лю­дям. Са­мая важ­ная за­да­ча — сде­лать так, что­бы у че­ло­ве­ка улуч­ши­лась жизнь. Как это­го до­стичь — за­ви­сит от си­ту­а­ции.

У нас в от­де­ле­нии об­слу­жи­ва­ют­ся три ка­те­го­рии граж­дан: ВИЧ-по­ло­жи­тель­ные взрос­лые и дети, нар­ко- и ал­ко­за­ви­си­мые и со­за­ви­си­мые люди. Пер­вые две ка­те­го­рии чаще все­го на­прав­ля­ют­ся в ме­ди­цин­ские ор­га­ни­за­ции, в част­но­сти, в СПИД-центр. Мы по­лу­ча­ем для них необ­хо­ди­мую те­ра­пию. Взрос­лых мы, ко­неч­но же, ста­ра­ем­ся тру­до­устро­ить — это одна из их глав­ных про­блем.

О нас мало кто зна­ет: наш ту­бер­ку­лез­ный дис­пан­сер толь­ко в этом году узнал, что в рай­оне есть служ­ба, ко­то­рая со­про­вож­да­ет ВИЧ-ин­фи­ци­ро­ван­ных граж­дан. Сей­час го­то­вим со­гла­ше­ние о со­труд­ни­че­стве.

Я ре­ша­ла эту про­бле­му с по­мо­щью са­мо­ре­кла­мы — хо­ди­ла и рас­ска­зы­ва­ла про от­де­ле­ние вра­чам-ин­фек­ци­о­ни­стам в по­ли­кли­ни­ках, при­хо­ди­ла в уго­лов­но-ис­пол­ни­тель­ную ин­спек­цию, опе­ку.

Кро­ме со­про­вож­де­ния мы вы­нуж­де­ны ра­бо­тать с огром­ной мас­сой до­ку­мен­тов, бо­рясь с во­ло­ки­той. Я ис­кренне верю, что в неда­ле­ком бу­ду­щем мы пе­рей­дем на элек­трон­ную си­сте­му до­ку­мен­то­обо­ро­та, но пока ра­бо­та­ем как есть.

С пред­рас­суд­ка­ми о сво­ей ра­бо­те я чаще все­го стал­ки­ва­лась со сто­ро­ны дру­гих субъ­ек­тов, как это ни па­ра­док­саль­но.

Как-то раз мне пре­не­бре­жи­тель­но ска­за­ли, что я как спе­ци­а­лист по со­ци­аль­ной ра­бо­те долж­на была прий­ти по ад­ре­су, по­мыть там полы и чуть ли не по­кле­ить обои, хотя, ко­неч­но, это не вхо­дит в мои обя­зан­но­сти

Очень непри­ят­но, ко­гда к тебе так неува­жи­тель­но от­но­сят­ся, ведь мы все кол­ле­ги и долж­ны быть за­од­но, у нас одна цель.

Все со­труд­ни­ки в моем от­де­ле­нии ре­гу­ляр­но про­хо­дят тре­нин­ги по проф­вы­го­ра­нию — я счи­таю это необ­хо­ди­мым. Кро­ме того, бы­ва­ют дни, ко­гда ра­бо­та не кле­ит­ся во­об­ще ни­как. Я не воз­ра­жаю, что­бы че­ло­век про­вел этот день для са­мо­го себя. Ко­неч­но, этим нель­зя зло­упо­треб­лять, но раз в ме­сяц до­пу­сти­мо.

Спе­ци­а­лист по со­ци­аль­ной ра­бо­те — это про­фес­си­о­нал, ко­то­рый зна­ет, что он де­ла­ет, за­чем и для чего. И глав­ное, он де­ла­ет это с удо­воль­стви­ем! Этот че­ло­век, на мой взгляд, дол­жен быть чут­ким — это ка­че­ство я по­став­лю на пер­вое ме­сто. Люди, ко­то­рые ра­бо­та­ют с дру­ги­ми людь­ми, долж­ны уметь про­чув­ство­вать на­стро­е­ние, по­ни­мать, ко­гда сто­ит оста­вить че­ло­ве­ка в по­кое и не да­вить. Лич­ное про­стран­ство нуж­но всем без ис­клю­че­ния.

Еще важ­на уве­рен­ность в себе — толь­ко если она у тебя есть, че­ло­век пой­дет за то­бой. Как я могу по­ве­сти его за со­бой и ока­зать по­мощь, если нуж­да­юсь в ней сама?


В XVIII веке при правлении Екатерины II начала развиваться система государственного призрения, создавались воспитательные дома для сирот и училища для бедных. Их сотрудники получали за свою деятельность заработную плату, поэтому можно говорить, что возникла профессия социальный работник. В советские времена появился целый ряд организаций (Фонд соцстрахования, Пенсионный фонд, общества слепых и глухих), призванных помогать незащищенным группам населения. В современной России институт социальных работников был утвержден в 1991 году, когда эта специальность была прописана в официальном перечне профессий.

Основные требования к специалистам по социальной работе

Специалист по социальной работе (ССР) обязан уметь:

  • консультировать;
  • оказывать квалифицированную помощь;
  • содействовать взаимодействию граждан, нуждающихся в получении помощи, с профильными организациями (государственными или общественными), способными её оказать;
  • анализировать имеющиеся у граждан проблемы медицинского и социального характера на основании проделанной работы и собранных сведений.

К практическим навыкам относится обязательное владение методпит:

  • консультированию в социальной и здравоохранительной сферах обратившихся к нему граждан;
  • оказания частной или коллективной психологической и/или социальной помощи;
  • проведения мониторинга, анализа и экспертного прогноза своей деятельности;
  • реализации мероприятий по пропаганде здорового образа жизни, подразумевающего следование основным принципам и нормам санитарии и гигиены.

Специалист по социальной работе должен:

  • знать Конституцию и законодательство Российской Федерации (особенно в области уголовного и гражданского права);
  • знать законодательные акты в области соцобслуживания населения, федеральной семейной политики;
  • владеть законодательными нормами, регулирующими права социально-незащищенных групп населения;
  • разбираться в основах таких дисциплин, как социология, психология, общая и семейная педагогика (в частности, владеть методической базой);
  • быть ознакомленным с современными научными достижениями в сфере социальной деятельности;
  • понимать специфику взаимодействия с различными соцгруппами;
  • знать и уметь применять на практике нормы и правила пожарной безопасности, охраны труда и техники безопасности, санитарии и гигиены;
  • разбираться в этнических особенностях своих подопечных (нюансах их быта, воспитания, традиций).

Описание профессии

Разберемся подробнее, кто такой социальный работник. Это специально обученный человек, который оказывает различные виды услуг определенным категориям граждан:

  • лицам с ограниченными физическими возможностями;
  • пенсионерам, престарелым и одиноким людям;
  • многодетным малообеспеченным семьям;
  • бездомным;
  • жертвам насилия;
  • беженцам;
  • алко-, наркозависимым и их семейному окружению;
  • семьям, которые по разным причинам оказались в сложных жизненных обстоятельствах, и не могут их преодолеть самостоятельно.

Социальные работники изучают проблемы таких людей, оказывают профессиональную поддержку (правовую, психологическую, моральную), консультируют их по разным вопросам, обеспечивают коммуникацию с соответствующими государственными и муниципальными организациями.

Заниматься соцподдержкой можно, работая:

  • в госструктурах (управления труда и социальной защиты, службы занятости, пенсионные фонды, пенитенциарные органы);
  • в коммунальных учреждениях (детские дома, приюты, центры социального обслуживания, реабилитации и ресоциализации);
  • в благотворительных и общественных организациях;
  • частным консультантом.

Описание специальности

Социальная работа — профессиональная деятельность, имеющая целью содействовать людям, социальным группам в преодолении личностных и социальных трудностей посредством поддержки, защиты, коррекции и реабилитации.
Специалист по социальной работе содействует предоставлению необходимой социальной помощи и услуг гражданам (семьям), проживающим в зоне обслуживания и находящимся в трудной жизненной ситуации.

Его основные функции:

  • выявление проживающих в зоне обслуживания граждан (семей), находящихся в трудной жизненной ситуации
  • формирование банка данных о них
  • установление причин их социального неблагополучия
  • определение характера и объема необходимой социальной помощи и услуг, а также содействие их предоставлению

Студенты данной специальности учатся:

  • Оказывать социальную защиту, помощь и поддержку, предоставлять социальные услуги отдельным лицам и социальным группам (пожилые люди, инвалиды, неблагополучные семьи, лица, освободившиеся из мест лишения свободы, молодежные группы риска, мигранты, женщины и мужчины, подвергшиеся насилию и т.д.)
  • Разрешать конфликтные ситуации на различных уровнях (межличностных, межгрупповых, политических, трудовых)
  • Проводить профилактику социально опасных явлений в обществе (терроризм, наркомания, алкоголизм, проституция и т.п.)
  • Проводить консультации по правовым, социальным, психологическим и педагогическим проблемам
  • Разрабатывать региональные, муниципальные и корпоративные социальные программы
  • Участвовать в пилотных проектах по созданию инновационных площадок в сфере психосоциальной и социальной работы, разрабатывать социальные проекты для привлечения дополнительных финансовых средств (фандрайзинг)
  • Создавать социальные проекты для работы в трудных жизненных ситуациях, для обеспечения физического, психического и социального здоровья людей
  • Проводить деловые переговоры в области организации работы по социальному обслуживанию населения
  • Оказывать первую психологическую помощь различным категориям населения
  • При необходимости оказывать первую доврачебную медицинскую помощь
  • Организовывать и проводить социологические, психологические исследования

Cпециалист может осуществлять профессиональную деятельность по следующим направлениям:

  • диагностическому и прогностическому
  • правозащитному
  • организационно-управленческому
  • предупредительно-профилактическому
  • социально-медицинскому
  • социально-педагогическому
  • психологическому
  • социально-бытовому
  • коммуникативному
  • реабилитационному
  • научно-методическому
  • научному (экспериментально-исследовательскому)
  • лекторско-просветительскому
  • консультативному
  • семья, детские сады, школы, гимназии, лицеи, колледжи, школы-интернаты, дома-интернаты, территориальные центры социального обслуживания населения, детские дома, учреждения для лиц с особенностями психофизического развития, внешкольные учреждения, культурно-досуговые учреждения, подростковые клубы, детские и молодежные объединения, государственные учреждения социального обслуживания населения, социальные приюты, социальные службы помощи, центры реабилитации, управления по труду, занятости, социальной защите, центры и отделения занятости населения, управления фонда социальной защиты, отделы социальной защиты населения, центры по начислению и выплате пенсий и пособий, учреждения исполнительной власти, отделы социальной и воспитательной работы учреждений и предприятий, общественные организации и объединения;
  • психологические службы министерств, ведомств и организаций республиканского, областного, городского, районного и учрежденческого уровней, специализированные центры с психологическими службами в своем составе;
  • учреждения здравоохранения;
  • учреждения и предприятия социальной сферы.

Основной областью деятельности выпускников становится работа с социально незащищенными слоями населения – детьми, подростками, молодыми матерями, пенсионерами, мигрантами. Многие выпускники находят свое призвание в правоохранительной деятельности, выбирая должности инспектора отдела по делам несовершеннолетних или социального педагога; других больше привлекает решение проблем трудоспособного населения, они выбирают путь специалиста службы занятости или социолога.

На каких специальностях лучше учиться

  • психология и социальная педагогика;
  • медико-социальная работа с населением;
  • социальная защита и социальное обслуживание детей и семей;
  • социальное страхование и пенсионное обеспечение;
  • социальная работа с молодежью и др.

Чтобы поступить в колледж, достаточно предоставить приемной комиссии аттестат об окончании 9 или 11 классов, зачисляют по результатам конкурса средних баллов. Чтобы получить высшее образование, нужно сдать ЕГЭ по русскому языку, обществознанию, математике, биологии или истории (при поступлении на разные специальности).

Лучшие ссузы и вузы для обучения

Теперь о том, где учиться. Можно за 2–4 года получить среднее профессиональное образование и устроиться соцработником в какое-то коммунальное учреждение. Вот несколько подходящих вариантов:

Для тех, кто хочет получить высшее образование, подойдут классические и педагогические вузы, которые занимаются подготовкой кадров гуманитарного профиля:

Окончив колледж, выпускник может повышать уровень своей квалификации в университете. Диплом вуза становится своеобразным пропуском на руководящие должности государственной службы в соответствующей сфере деятельности.

Профессиональный стандарт социального работника

  • отсутствие ограничений по состоянию здоровья;
  • наличие среднего общего образования и стажировки по специальности или диплома о получении среднего профессионального образования;
  • удостоверение о прохождении курсов оказания первой медицинской помощи;
  • отсутствие судимостей по статьям Уголовного кодекса РФ против личности и половой неприкосновенности.

Есть также негласный критерий для специалистов данной профессии – они должны любить людей.

Бесплатная неделя проживания в пансионате Осень жизни



Обязанности социального работника по уходу за пожилыми гражданами прописаны в его должностной инструкции, которая составлена с учетом требований профессионального стандарта.
Документ состоит из следующих пунктов:

  • основные положения;
  • должностные обязанности;
  • права сторон;
  • ответственность сторон.

Специалист обязательно должен быть ознакомлен со своей должностной инструкцией под роспись и получить один ее экземпляр на руки.

Читайте материал по теме: Патронаж над пожилыми людьми

Обязанности на работе

Соцработник


К основным обязанностям социальных работников можно отнести:

  • выявление людей или семей, которые в связи со сложными жизненными обстоятельствами нуждаются в помощи;
  • предоставление им сведений об их правах и о структурах, которые могут оказать им услуги;
  • содействие в составлении необходимых документов;
  • помощь в решении бытовых вопросов (приготовление еды, уборка в доме, приобретение медикаментов, оплата жилищно-коммунальных услуг);
  • различные виды терапии, особенно для детей (музыкальная, арт-терапия);
  • оказание социальных услуг (психологическая поддержка, налаживание коммуникации с родственниками, правовое консультирование);
  • регулярное посещение клиента в соответствии с утвержденным графиком;
  • составление отчетности.

Специалист обязан владеть основами психологии и медицины, знать нормативную базу. Важно уметь выявить проблему, четко ее идентифицировать и определиться с тем, какие органы помогут ее максимально эффективно решить.

Должностные обязанности социального работника

Социальная работа – универсальный вид деятельности, требующий от специалистов разносторонних знаний и умений. В квалификационном справочнике социального работника представлен перечень его должностных обязанностей, в соответствии с которыми работник социальной сферы обязан:

  • выявлять граждан и семьи, нуждающиеся в социальной, материальной, юридической, медицинской, психолого-педагогической помощи, в охране психического, нравственного и физического здоровья;
  • выявлять причины возникающих конфликтных ситуаций, трудностей, оказывать содействие в разрешении конфликтов и трудностей, оказывать социальную помощь;
  • содействовать в деятельности государственных и общественных организаций по предоставлению социальной и экономической помощи различным категориям населения;
  • проводить юридические и психолого-педагогические консультации, касающиеся семьи и брака, осуществлять воспитательные мероприятия в отношении несовершеннолетних с девиантным поведением;
  • оказывать необходимую помощь в заключении трудовых договоров по удаленной работе женщинам, имеющих детей несовершеннолетнего возраста, пенсионерам и инвалидам; помогать в семейном воспитании;
  • выявлять лиц, нуждающихся в опеке и попечительстве, оказывать им содействие в устройстве в учебно-воспитательные и лечебные учреждения, в получении социально-бытовой, материальной и иной помощи;
  • принимать участие в создании центров социальной помощи семьям (центры опеки и попечительства, усыновления, социальной реабилитации; детские, молодежные, семейные центры; приюты; объединения по интересам; клубы и ассоциации и т.д.);
  • содействовать в общественной защите несовершеннолетних правонарушителей в суде в качестве их общественного защитника и др.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Требования к специалисту по социальной работе 410 руб.
  • Реферат Требования к специалисту по социальной работе 270 руб.
  • Контрольная работа Требования к специалисту по социальной работе 210 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Кому подходит

Профессия социальный работник подходит тем, кто открыт для общения с людьми, готов к сопереживанию и помощи другим. Основную массу сотрудников в этой сфере составляют женщины, которые могут глубже понять проблему человека.

Специалист, занимающийся такой работой, должен обладать таким набором личных качеств:

  • ответственность и порядочность;
  • чувство такта и коммуникабельность;
  • развитая интуиция и умение слушать;
  • организаторские способности;
  • компетентность в разных вопросах;
  • умение выбрать оптимальный вариант решения проблемы.

В данном виде деятельности важно соблюдать профессиональную этику, конфиденциальность персональных данных клиента, уметь выстраивать взаимоотношения внутри семьи и направлять ее внутренние резервы на решение проблемы.

Читайте также: