В чем отличие социальной работы от других служб по предоставлению услуг
Обновлено: 04.05.2024
7. Какие общественные сферы охватывает социальная работа?
Как профессиональная деятельность социальная работа общего профиля охватывает три широкие сферы: 1) социальная терапия на индивидуально-личностном и семейном уровнях с целью социальной адаптации и реабилитации индивида и разрешения конфликтных ситуаций в контексте окружающей его среды; 2) социальная работа с группой, причем группы могут классифицироваться: по возрасту (детские, молодежные или группы престарелых граждан), по полу, по интересам или схожим проблемам (конфессиональные, объединения одиноких родителей, матерей-одиночек, отцов-одиночек, группы бывших алкоголиков или наркоманов и др.). Часто социальным работникам приходится иметь дело с группировками асоциального или даже криминального характера (детская или подростковая преступность, бродяжничество, организованная проституция, наркомания, молодежные группировки асоциальной направленности и т. д.); 3) социальная работа в общине, по месту жительства. Она ориентирована на расширение сети социальных услуг, укрепление общинных связей, создание благоприятного социально-психологического климата в местах компактного проживания людей, а также на организацию разного рода локальных инициатив, групп взаимопомощи и др.
8. В чем заключается специфика социальной работы?
Чтобы понять специфику социальной работы, нужно соотнести ее с благотворительностью, религиозной и светской, т. е. определить деятельность социальных работников как "профессиональную". Именно слово "профессионализм" и является ключевым при определении сути социальной работы ее элитой. В современном понимании используя термин "профессия", указывают на некий круг проблем и на набор приемов, с помощью которых эти проблемы можно выявлять и разрешать. Таким образом, каждая профессия базируется на специфической для нее системе знаний как теоретического, так и практического характера, а также на своих критериях успешного разрешения заданных проблем. Кроме того, каждая профессия вырабатывает особую систему этических принципов, задающую некие "правильные" способы взаимоотношений с клиентами, коллегами и внешними инстанциями. Образовательные учреждения и профессиональные ассоциации стоят на страже этих принципов, превращая их в правила поведения. Особенно явственно связь между операциональными и этическими компонентами деятельности выступает в тех профессиях, которые принято называть самыми гуманными. Эти профессии, самоопределяясь в духе научной объективности, часто ставят задачи "инженерии" человеческих отношений, но в любом случае все имеет конечную цель, определяемую интересами клиента. Знания, умения, понятия и нормы профессиональной деятельности передаются от поколения к поколению через систему профессиональной подготовки. Причем особое внимание уделяется выработке практических навыков, а также передаче профессиональных традиций непосредственно от опытных специалистов к новичкам.
9. Каковы особенности специалиста-профессионала в области социальной работы?
Личность специалиста и ее профессионально значимые качества формируются в процессе многоступенчатого отбора. Социальный работник является в некотором смысле универсалом, но его универсализм имеет достаточно четкие предметные границы, задаваемые содержанием жизненных проблем клиента и возможными путями их решения. Он не подменяет психолога, социолога или педагога, равно как и те, даже вместе взятые, не могут подменить или заменить социального работника.
10. В чем состоит специфика профессиональной деятельности социального работника?
Характер профессиональной деятельности требует от социального работника знакомства с широким кругом вопросов, начиная с организации системы социального обеспечения в целом и соответствующего законодательства, элементов социологии и экономики и заканчивая конкретными, т. е. предполагающими знание прикладной психологии, приемами работы с "клиентами". Идея "профессионализма", задающая соответствующую модель и стандарт поведения, оказала огромное влияние на всю организацию социальной работы – от низовой до глобальной, поскольку создала то идейное единство, которое характеризует профессиональную группу как некое "воображаемое сообщество". Несмотря на разнообразие сфер специализации (разные категории клиентов, разные стили работы, разные теоретические подходы), во всех областях социальной работы определились некие общие особенности, которые позволяют считать этот род деятельности единой профессией, а не просто пестрым перечнем функций и организаций.
Квалифицированное содействие людям в решении их жизненных проблем определяет профессиональные особенности социальной работы. Профессия социального работника настолько тесно связана со смежными профессиями, что у кого-то могут возникнуть сомнения в ее самодостаточности как особой профессии, основательности ее претензий на равноправное положение среди "собратьев". От традиционных сфер деятельности, связанных с анализом и решением человеческих проблем (психологии, социологии, педагогики, юриспруденции и т. д.), социальная работа отличается прежде всего своим интегральным характером. Социальный работник поступает в какой-то мере и как психолог, и как социолог, и как педагог, и как юрист. Психологическими методами он пользуется, скажем, при диагностировании личностных проблем клиента или нейтрализации его сопротивления предлагаемым процедурам социальной терапии. К социологическим методам он прибегает при составлении социальной истории семьи или изучении общины. Педагогические методы применяются им при воздействии на установки и поведение клиента. Он выступает и как юрист, консультируя своего клиента по вопросам законодательства. Социальная работа близка и к медицине – не только тем, что в ней широко используется медицинская терминология (лечение, терапия, профилактика, клиника, патология и т. д.). Терминология выражает в данном случае некоторую общность в подходах к человеку. Более того, есть такие области медицины, которые с полным основанием можно отнести и к социальной работе: социальная реабилитация больных, медико-социальная помощь, социальная гигиена, патронаж. Что касается термина "патронаж", то в некоторых странах (Великобритания, Швеция) им как раз обозначается социальная работа в целом.
Укажем еще на одну принципиальную особенность социальной работы как профессии – на ее пограничный характер. Смысловое и инструментальное содержание социальной работы аккумулирует в себе пограничные элементы смежных профессий. Оно не нацелено на "оккупацию" соседних территорий и их насильственное присоединение. Его вполне устраивает режим взаимного обмена информацией, инструментарием, технологиями. Методика психосоциальной работы, например, позаимствовала отдельные элементы классической психотерапии, не причинив, полагаем, ущерба ее статусу и авторитету.
Важно понять следующее отличие социального работника от педагога, психолога, социолога. Если психолог имеет дело с психикой человека, социолог – его социальными отношениями, медик – состоянием его физического и психического здоровья, а юрист – его правовым поведением, т. е. каждый из них приходит к человеку с какой-то одной, причем "своей" стороны, то социальный работник воспринимает его как целостного индивида, в единстве его различных сторон. Можно сказать так, что в первом случае реализуется абстрактный подход к человеку, во втором – конкретный. Это целостное видение человека позволяет в какой-то степени уравнивать тенденцию его частичной "репрезентации" в отдельных науках и профессиях. Ценностная направленность действий психолога или социолога: от профессиональных ценностей к человеку как к ценности, в действиях социального работника наоборот: от человека как высшей ценности – к ценностям профессиональным.
11. В чем выражается ориентация на людей в теории и практике социальной работы?
Для социальной работы характерна ориентация на реальных людей с их жизненными заботами и трудностями, для смежных профессий – на выполняемые ими социальные функции, реализуемые психические качества, соблюдаемые или нарушаемые нормы и т. д.
Важная особенность социальной работы как профессии, чего нет ни в одной из смежных сфер деятельности, это ее посреднический характер.
Социальная работа немыслима без элемента посредничества, причем этот элемент оказывается не периферийным, а центральным. Посреднический характер социальной работы – это следствие ее интегральности и пограничности, направленности на целостного человека и ориентации на жизненные проблемы реальных людей. Необходимость посредничества между человеком и разного рода социальными институтами возникает тогда, когда первый не может самостоятельно реализовать свои права и возможности. Своим участием социальный работник усиливает волю обратившегося и побуждает встречную волю инстанции войти в положение конкретного человека. В самом общем виде социальный работник выступает посредником между клиентом и социумом. Он содействует, с одной стороны, эффективной адаптации клиента в этом социуме, с другой стороны, процессу очеловечивания этого социума, преодолению его отчужденности от забот реальных людей.
При более содержательном рассмотрении посредничества можно обнаружить несколько направлений его осуществления: между клиентом и разного рода социальными институтами; между клиентом и другими специалистами (психологом, педагогом, медицинским работником, юристом); между другими специалистами, привлекаемыми к решению жизненных проблем клиента; между различными клиентами.
В статье дано разъяснение о специальности, что она из себя представляет и чем отличается от сходной по названию специальности "Социальный работник".
Перечислены и разобраны 6 положительных моментов при выборе данной профессии, а также 5 отрицательных. Данная статья будет полезна выпускникам школ при выборе направления дальнейшего обучения, а также всем тем, кто рассматривает вариант работы в учреждениях социальной защиты в качестве специалиста по социальной работе.
Содержание:
Особенности
Социальная работа как подвид высшего образования появилась не так давно. Обучать студентов в вузах по данному направлению стали в конце 90-х годов, поэтому многие могут даже не знать о том, что есть такая профессия, в чем она заключается, где можно потом трудиться, какие существуют подводные камни. Об этом и поговорим в данной статье.
Чем отличается специалист по социальной работе и социальный работник?
Итак, для начала проведём границу между двумя понятиями, которые постоянно путают. Существует две должности в организациях социальных служб: специалист по социальной работе и социальный работник. Несмотря на очень схожие названия, круг должностных обязанностей весьма отличается. Специалист по социальной работе обладает высшим или средним профессиональным образованием, выполняет работу по предоставлению различных социальных услуг и гарантий гражданам в бумажном виде, то есть оформляет различные справки, пособия, льготы, ставит на учёт социально незащищенные категории граждан. А социальный работник может иметь любой уровень образования, работает непосредственно с нуждающимся в помощи гражданином, оказывая помощь как морально (в виде своеобразной психологической поддержки, общения), так и физически. Можно сказать, что социальный работник исполняет свои обязанности в полевых условиях, ходит на дом к клиентам, проводит уборку, покупает продукты, лекарства, готовит еду, в общем, делает все необходимое для человека, нуждающегося в его услугах. А работа специалиста преимущественно офисного характера.
Требования к образованию
Говоря об обязательном уровне образования для осуществления профессиональной деятельности по двум этим направлениям, в соответствии с недавно вышедшим профессиональным стандартом, специалист должен иметь помимо диплома, если он не профильный, профессиональную переподготовку по данной специальности. Социальному работнику нужно также иметь соответствующий документ о подтверждении квалификации (диплом или свидетельство о профессиональном обучении).
Место и характер работы
Что касается самого характера работы, то здесь все зависит непосредственно от той организации, где вы собираетесь трудиться. Но в целом, работа не пыльная, местами нервная, как и любая работа, подразумевающая прямой контакт с людьми. Необходимо хорошо знать действующее законодательство в социальной сфере и ориентироваться в нем, знать психологию людей, уметь быстро находить с ними общий язык. Всему этому вас будут учить в вузах несколько лет, поэтому ваша задача - не только усваивать полученные знания, но и уметь применять их на практике.
Важно! Сам процесс обучения не сложный и интересный, особенно если вы гуманитарий.
Плюсы и минусы профессии
А теперь остановимся на положительных и отрицательных моментах, которые, возможно, заставят вас задуматься в выборе этой профессии. Если вы уже имеете какое-то образование и рассматриваете для себя вариант работы в данной должности, то приведенная далее информация также будет вам полезна. Итак, начнём с плюсов.
Плюсы профессии
- Официальное трудоустройство и соблюдение трудового законодательства. Работа в бюджетных учреждениях не подразумевает отсутствия оформления по ТК РФ, без записи в трудовую книжку, проблем с оплатой больничных листов, ежегодным или декретным отпуском.
- Офисный характер работы, отсутствие разъездов. Если вы хотите в рабочее время находиться в офисе, никуда не ездить и не ходить, то это работа для вас.
- Стабильность. Так как преимущественно должность предусмотрена в государственных организациях, то можно не переживать по поводу задержки зарплаты или ее выплаты не в полном объеме.
- Помощь людям. Если вы обладаете развитой способностью к эмпатии, состраданием, возможность оказать содействие в помощи нуждающимся для вас будет несомненным плюсом.
- Знание своих прав на льготы и прочие выплаты. Очень часто люди даже не догадываются о том, что по закону имеют право на ту или иную выплату, льготу от государства, и поэтому ничего не получают. Ведь многие выплаты предоставляются только по факту обращения за ними самого гражданина. Работая в должности специалиста по социальной работе можно с лёгкостью ориентироваться в своих социальных правах.
- Живое общение с людьми. Этот момент будет положительным для всех, кто не может терпеть однообразную работу, работу только с бумагами или компьютером.
Теперь остановимся на отрицательных моментах, чтобы можно было сравнить плюсы и минусы, сделать для себя определенные выводы.
Минусы профессии
На этом все, а делать выводы о прочитанном в данной статье только вам. Надеемся, что информация будет полезной и сыграет свою роль в принятии вами соответствующих решений.
Если необходимо, мы можем сопроводить людей в разные инстанции, а можем просто дать их контакты и что-то посоветовать. Мы выступаем в роли проводников между нашими подопечными и внешним миром.
Люди попадают к нам двумя способами: либо обращаются напрямую в прием, и там их направляют к нужным специалистам, либо их выявляет субъект профилактики (общее название для органов опеки, школ, полиции, поликлиник или комиссии по делам несовершеннолетних). Чаще всего мы сталкиваемся со вторым вариантом. Тогда мы либо выходим к ним по адресу сами, либо приглашаем в Центр.
В Петербурге есть профильный институт, который курирует Комитет по социальной политике — там я закончила бакалавриат. Теоретических знаний было много, а практические я получила уже в процессе работы.
После института я решила, что нужно поработать по специальности и стала искать место поближе к дому. Было два варианта: наш Центр и служба помощи инвалидам. Я решила, что с инвалидами мне будет сложно работать, и я не смогу помочь этим людям в полной мере, поэтому я отправила резюме в Центр семьи и через какое-то время меня взяли специалистом в отделение, которое работает с трудными детьми и их родителями.
Работа с семьями, где родители страдают от зависимостей, — самый сложный аспект. Иногда это может длиться годами, с переменным успехом. Многое зависит от желания самих людей. Пример удачного кейса: муж написал заявление на свою жену, которая пьет и не может уследить за ребенком. Оказалось, что после определенных трудностей мама действительно стала злоупотреблять, но это еще не достигло критической стадии. Моя работа заключалась в том, чтобы вместе с ней осознать проблему (люди редко могут сделать это самостоятельно) и подсказать, где она может получить лечение. В итоге ее состояние улучшилось — мы вместе прошли через все бюрократические преграды, она перестала пить и сейчас прекрасно ладит со своим ребенком.
Конечно, бывают и провалы. Например, мы не смогли вернуть детей в семью, где оба родителя зависимы от алкоголя и наркотиков. Воспитанием там занималась бабушка. Мы предлагали родителям все наши ресурсы, но их личной мотивации не хватило, чтобы что-то исправить. Они отказались от родительских прав. В этом случае успех состоит хотя бы в том, что дети не находятся в опасности.
Иногда приходится объяснять людям базовые вещи: за квартиру нужно платить, долги — погашать, детей водить в школу, а для получения пособий нужна официальная работа
Другой пласт нашей работы — трудные подростки, многие из них уже состоят на учете в полиции. Часто приходится взаимодействовать с ними напрямую, потому что родители уже в той стадии зависимости, когда им все равно, что будет с детьми. Таких подростков мы вовлекаем в тренинги, рассказываем, где они могут учиться — даем ориентир.
В этой работе нет однообразия — один день ты можешь полностью посвятить документам, а другой — только ходить по адресам. Но тут есть обратная сторона: бывают случаи, когда приходит письмо о какой-то семье, и тебе нужно бросить все и выяснять, что произошло.
Я работаю уже 5 лет, сейчас исполняю обязанности заведующей отделением и планирую дослужиться до заместителя директора.
Я работаю в стационарном отделении — это моя первая работа. Специально место я не выбирала — получила диплом, выложила резюме и меня пригласили.
Отделением я довольна, потому что с подростками мне легче выстроить диалог. В Центре есть стационары для малышей и младших школьников, но с ними я боюсь не справиться.
Подростки попадают к нам по разным причинам, чаще всего по направлению из органов опеки. Иногда родители этих детей страдают зависимостями, и пока они проходят реабилитацию, занимаются документами и приходят в себя — дети живут у нас. Бывает и так, что родителям нужно куда-то уехать на несколько недель или месяцев, и они сами приводят детей пожить в Центр. От коллег я знаю случаи, когда подростки просились к нам сами, но в своей практике пока с таким не сталкивалась.
Человек, который хочет связать свою жизнь с социальной работой, должен быть терпеливым. Взаимодействовать придется с категориями населения, которых нет в вашем привычном кругу общения. Нужно делать большую скидку на возраст и личный опыт.
У детей, которые живут у нас, есть травмы, на которые нельзя давить. Многие вещи им нужно прощать — они огрызаются не просто так, им в жизни уже пришлось несладко. Подростки сами по себе эмоциональны, а наши тем более. Они не привыкли ждать от взрослых ничего хорошего, их грубость — естественная реакция. Нужно быть к ней готовым и показывать, что в мире есть взрослые, которые их понимают.
Работа с детьми мне нравится, но ужасно раздражает бюрократическое устройство этой системы. Очень сложно иногда достучаться до разных структур, чтобы кто-то увидел нас и наших детей
Оклад у меня стандартный — 30 000 рублей, плюс 2000 дают как молодому специалисту. Недавно я поняла, что в нашей сфере можно просидеть 30 лет на должности специалиста, если большего ты не хочешь: просто работаешь, повышаешь свою категорию, за это получаешь доплаты. Будут меняться документы и регламенты, но в целом обязанности останутся теми же. Для себя я пока не решила, устраивает меня это или нет.
Наша работа — это огромный спектр помощи людям. Самая важная задача — сделать так, чтобы у человека улучшилась жизнь. Как этого достичь — зависит от ситуации.
У нас в отделении обслуживаются три категории граждан: ВИЧ-положительные взрослые и дети, нарко- и алкозависимые и созависимые люди. Первые две категории чаще всего направляются в медицинские организации, в частности, в СПИД-центр. Мы получаем для них необходимую терапию. Взрослых мы, конечно же, стараемся трудоустроить — это одна из их главных проблем.
О нас мало кто знает: наш туберкулезный диспансер только в этом году узнал, что в районе есть служба, которая сопровождает ВИЧ-инфицированных граждан. Сейчас готовим соглашение о сотрудничестве.
Я решала эту проблему с помощью саморекламы — ходила и рассказывала про отделение врачам-инфекционистам в поликлиниках, приходила в уголовно-исполнительную инспекцию, опеку.
Кроме сопровождения мы вынуждены работать с огромной массой документов, борясь с волокитой. Я искренне верю, что в недалеком будущем мы перейдем на электронную систему документооборота, но пока работаем как есть.
С предрассудками о своей работе я чаще всего сталкивалась со стороны других субъектов, как это ни парадоксально.
Как-то раз мне пренебрежительно сказали, что я как специалист по социальной работе должна была прийти по адресу, помыть там полы и чуть ли не поклеить обои, хотя, конечно, это не входит в мои обязанности
Очень неприятно, когда к тебе так неуважительно относятся, ведь мы все коллеги и должны быть заодно, у нас одна цель.
Все сотрудники в моем отделении регулярно проходят тренинги по профвыгоранию — я считаю это необходимым. Кроме того, бывают дни, когда работа не клеится вообще никак. Я не возражаю, чтобы человек провел этот день для самого себя. Конечно, этим нельзя злоупотреблять, но раз в месяц допустимо.
Специалист по социальной работе — это профессионал, который знает, что он делает, зачем и для чего. И главное, он делает это с удовольствием! Этот человек, на мой взгляд, должен быть чутким — это качество я поставлю на первое место. Люди, которые работают с другими людьми, должны уметь прочувствовать настроение, понимать, когда стоит оставить человека в покое и не давить. Личное пространство нужно всем без исключения.
Еще важна уверенность в себе — только если она у тебя есть, человек пойдет за тобой. Как я могу повести его за собой и оказать помощь, если нуждаюсь в ней сама?
В XVIII веке при правлении Екатерины II начала развиваться система государственного призрения, создавались воспитательные дома для сирот и училища для бедных. Их сотрудники получали за свою деятельность заработную плату, поэтому можно говорить, что возникла профессия социальный работник. В советские времена появился целый ряд организаций (Фонд соцстрахования, Пенсионный фонд, общества слепых и глухих), призванных помогать незащищенным группам населения. В современной России институт социальных работников был утвержден в 1991 году, когда эта специальность была прописана в официальном перечне профессий.
Основные требования к специалистам по социальной работе
Специалист по социальной работе (ССР) обязан уметь:
- консультировать;
- оказывать квалифицированную помощь;
- содействовать взаимодействию граждан, нуждающихся в получении помощи, с профильными организациями (государственными или общественными), способными её оказать;
- анализировать имеющиеся у граждан проблемы медицинского и социального характера на основании проделанной работы и собранных сведений.
К практическим навыкам относится обязательное владение методпит:
- консультированию в социальной и здравоохранительной сферах обратившихся к нему граждан;
- оказания частной или коллективной психологической и/или социальной помощи;
- проведения мониторинга, анализа и экспертного прогноза своей деятельности;
- реализации мероприятий по пропаганде здорового образа жизни, подразумевающего следование основным принципам и нормам санитарии и гигиены.
Специалист по социальной работе должен:
- знать Конституцию и законодательство Российской Федерации (особенно в области уголовного и гражданского права);
- знать законодательные акты в области соцобслуживания населения, федеральной семейной политики;
- владеть законодательными нормами, регулирующими права социально-незащищенных групп населения;
- разбираться в основах таких дисциплин, как социология, психология, общая и семейная педагогика (в частности, владеть методической базой);
- быть ознакомленным с современными научными достижениями в сфере социальной деятельности;
- понимать специфику взаимодействия с различными соцгруппами;
- знать и уметь применять на практике нормы и правила пожарной безопасности, охраны труда и техники безопасности, санитарии и гигиены;
- разбираться в этнических особенностях своих подопечных (нюансах их быта, воспитания, традиций).
Описание профессии
Разберемся подробнее, кто такой социальный работник. Это специально обученный человек, который оказывает различные виды услуг определенным категориям граждан:
- лицам с ограниченными физическими возможностями;
- пенсионерам, престарелым и одиноким людям;
- многодетным малообеспеченным семьям;
- бездомным;
- жертвам насилия;
- беженцам;
- алко-, наркозависимым и их семейному окружению;
- семьям, которые по разным причинам оказались в сложных жизненных обстоятельствах, и не могут их преодолеть самостоятельно.
Социальные работники изучают проблемы таких людей, оказывают профессиональную поддержку (правовую, психологическую, моральную), консультируют их по разным вопросам, обеспечивают коммуникацию с соответствующими государственными и муниципальными организациями.
Заниматься соцподдержкой можно, работая:
- в госструктурах (управления труда и социальной защиты, службы занятости, пенсионные фонды, пенитенциарные органы);
- в коммунальных учреждениях (детские дома, приюты, центры социального обслуживания, реабилитации и ресоциализации);
- в благотворительных и общественных организациях;
- частным консультантом.
Описание специальности
Социальная работа — профессиональная деятельность, имеющая целью содействовать людям, социальным группам в преодолении личностных и социальных трудностей посредством поддержки, защиты, коррекции и реабилитации.
Специалист по социальной работе содействует предоставлению необходимой социальной помощи и услуг гражданам (семьям), проживающим в зоне обслуживания и находящимся в трудной жизненной ситуации.
Его основные функции:
- выявление проживающих в зоне обслуживания граждан (семей), находящихся в трудной жизненной ситуации
- формирование банка данных о них
- установление причин их социального неблагополучия
- определение характера и объема необходимой социальной помощи и услуг, а также содействие их предоставлению
Студенты данной специальности учатся:
- Оказывать социальную защиту, помощь и поддержку, предоставлять социальные услуги отдельным лицам и социальным группам (пожилые люди, инвалиды, неблагополучные семьи, лица, освободившиеся из мест лишения свободы, молодежные группы риска, мигранты, женщины и мужчины, подвергшиеся насилию и т.д.)
- Разрешать конфликтные ситуации на различных уровнях (межличностных, межгрупповых, политических, трудовых)
- Проводить профилактику социально опасных явлений в обществе (терроризм, наркомания, алкоголизм, проституция и т.п.)
- Проводить консультации по правовым, социальным, психологическим и педагогическим проблемам
- Разрабатывать региональные, муниципальные и корпоративные социальные программы
- Участвовать в пилотных проектах по созданию инновационных площадок в сфере психосоциальной и социальной работы, разрабатывать социальные проекты для привлечения дополнительных финансовых средств (фандрайзинг)
- Создавать социальные проекты для работы в трудных жизненных ситуациях, для обеспечения физического, психического и социального здоровья людей
- Проводить деловые переговоры в области организации работы по социальному обслуживанию населения
- Оказывать первую психологическую помощь различным категориям населения
- При необходимости оказывать первую доврачебную медицинскую помощь
- Организовывать и проводить социологические, психологические исследования
Cпециалист может осуществлять профессиональную деятельность по следующим направлениям:
- диагностическому и прогностическому
- правозащитному
- организационно-управленческому
- предупредительно-профилактическому
- социально-медицинскому
- социально-педагогическому
- психологическому
- социально-бытовому
- коммуникативному
- реабилитационному
- научно-методическому
- научному (экспериментально-исследовательскому)
- лекторско-просветительскому
- консультативному
- семья, детские сады, школы, гимназии, лицеи, колледжи, школы-интернаты, дома-интернаты, территориальные центры социального обслуживания населения, детские дома, учреждения для лиц с особенностями психофизического развития, внешкольные учреждения, культурно-досуговые учреждения, подростковые клубы, детские и молодежные объединения, государственные учреждения социального обслуживания населения, социальные приюты, социальные службы помощи, центры реабилитации, управления по труду, занятости, социальной защите, центры и отделения занятости населения, управления фонда социальной защиты, отделы социальной защиты населения, центры по начислению и выплате пенсий и пособий, учреждения исполнительной власти, отделы социальной и воспитательной работы учреждений и предприятий, общественные организации и объединения;
- психологические службы министерств, ведомств и организаций республиканского, областного, городского, районного и учрежденческого уровней, специализированные центры с психологическими службами в своем составе;
- учреждения здравоохранения;
- учреждения и предприятия социальной сферы.
Основной областью деятельности выпускников становится работа с социально незащищенными слоями населения – детьми, подростками, молодыми матерями, пенсионерами, мигрантами. Многие выпускники находят свое призвание в правоохранительной деятельности, выбирая должности инспектора отдела по делам несовершеннолетних или социального педагога; других больше привлекает решение проблем трудоспособного населения, они выбирают путь специалиста службы занятости или социолога.
На каких специальностях лучше учиться
- психология и социальная педагогика;
- медико-социальная работа с населением;
- социальная защита и социальное обслуживание детей и семей;
- социальное страхование и пенсионное обеспечение;
- социальная работа с молодежью и др.
Чтобы поступить в колледж, достаточно предоставить приемной комиссии аттестат об окончании 9 или 11 классов, зачисляют по результатам конкурса средних баллов. Чтобы получить высшее образование, нужно сдать ЕГЭ по русскому языку, обществознанию, математике, биологии или истории (при поступлении на разные специальности).
Лучшие ссузы и вузы для обучения
Теперь о том, где учиться. Можно за 2–4 года получить среднее профессиональное образование и устроиться соцработником в какое-то коммунальное учреждение. Вот несколько подходящих вариантов:
Для тех, кто хочет получить высшее образование, подойдут классические и педагогические вузы, которые занимаются подготовкой кадров гуманитарного профиля:
Окончив колледж, выпускник может повышать уровень своей квалификации в университете. Диплом вуза становится своеобразным пропуском на руководящие должности государственной службы в соответствующей сфере деятельности.
Профессиональный стандарт социального работника
- отсутствие ограничений по состоянию здоровья;
- наличие среднего общего образования и стажировки по специальности или диплома о получении среднего профессионального образования;
- удостоверение о прохождении курсов оказания первой медицинской помощи;
- отсутствие судимостей по статьям Уголовного кодекса РФ против личности и половой неприкосновенности.
Есть также негласный критерий для специалистов данной профессии – они должны любить людей.
Обязанности социального работника по уходу за пожилыми гражданами прописаны в его должностной инструкции, которая составлена с учетом требований профессионального стандарта.
Документ состоит из следующих пунктов:
- основные положения;
- должностные обязанности;
- права сторон;
- ответственность сторон.
Специалист обязательно должен быть ознакомлен со своей должностной инструкцией под роспись и получить один ее экземпляр на руки.
Читайте материал по теме: Патронаж над пожилыми людьми
Обязанности на работе
К основным обязанностям социальных работников можно отнести:
- выявление людей или семей, которые в связи со сложными жизненными обстоятельствами нуждаются в помощи;
- предоставление им сведений об их правах и о структурах, которые могут оказать им услуги;
- содействие в составлении необходимых документов;
- помощь в решении бытовых вопросов (приготовление еды, уборка в доме, приобретение медикаментов, оплата жилищно-коммунальных услуг);
- различные виды терапии, особенно для детей (музыкальная, арт-терапия);
- оказание социальных услуг (психологическая поддержка, налаживание коммуникации с родственниками, правовое консультирование);
- регулярное посещение клиента в соответствии с утвержденным графиком;
- составление отчетности.
Специалист обязан владеть основами психологии и медицины, знать нормативную базу. Важно уметь выявить проблему, четко ее идентифицировать и определиться с тем, какие органы помогут ее максимально эффективно решить.
Должностные обязанности социального работника
Социальная работа – универсальный вид деятельности, требующий от специалистов разносторонних знаний и умений. В квалификационном справочнике социального работника представлен перечень его должностных обязанностей, в соответствии с которыми работник социальной сферы обязан:
- выявлять граждан и семьи, нуждающиеся в социальной, материальной, юридической, медицинской, психолого-педагогической помощи, в охране психического, нравственного и физического здоровья;
- выявлять причины возникающих конфликтных ситуаций, трудностей, оказывать содействие в разрешении конфликтов и трудностей, оказывать социальную помощь;
- содействовать в деятельности государственных и общественных организаций по предоставлению социальной и экономической помощи различным категориям населения;
- проводить юридические и психолого-педагогические консультации, касающиеся семьи и брака, осуществлять воспитательные мероприятия в отношении несовершеннолетних с девиантным поведением;
- оказывать необходимую помощь в заключении трудовых договоров по удаленной работе женщинам, имеющих детей несовершеннолетнего возраста, пенсионерам и инвалидам; помогать в семейном воспитании;
- выявлять лиц, нуждающихся в опеке и попечительстве, оказывать им содействие в устройстве в учебно-воспитательные и лечебные учреждения, в получении социально-бытовой, материальной и иной помощи;
- принимать участие в создании центров социальной помощи семьям (центры опеки и попечительства, усыновления, социальной реабилитации; детские, молодежные, семейные центры; приюты; объединения по интересам; клубы и ассоциации и т.д.);
- содействовать в общественной защите несовершеннолетних правонарушителей в суде в качестве их общественного защитника и др.
Готовые работы на аналогичную тему
- Курсовая работа Требования к специалисту по социальной работе 410 руб.
- Реферат Требования к специалисту по социальной работе 270 руб.
- Контрольная работа Требования к специалисту по социальной работе 210 руб.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Кому подходит
Профессия социальный работник подходит тем, кто открыт для общения с людьми, готов к сопереживанию и помощи другим. Основную массу сотрудников в этой сфере составляют женщины, которые могут глубже понять проблему человека.
Специалист, занимающийся такой работой, должен обладать таким набором личных качеств:
- ответственность и порядочность;
- чувство такта и коммуникабельность;
- развитая интуиция и умение слушать;
- организаторские способности;
- компетентность в разных вопросах;
- умение выбрать оптимальный вариант решения проблемы.
В данном виде деятельности важно соблюдать профессиональную этику, конфиденциальность персональных данных клиента, уметь выстраивать взаимоотношения внутри семьи и направлять ее внутренние резервы на решение проблемы.
Читайте также: