Реклама и связи с общественностью что это за профессия

Обновлено: 08.05.2024

Сегодня одним из важнейших ресурсов человечества выступает информация. Ею можно пользоваться свободно или продавать, зарабатывая вполне солидные суммы. Но чтобы умело конвертировать информацию в деньги, важно иметь соответствующее образование. Сегодня мы расскажем об одной из таких уникальных профессий – Реклама и связи с общественностью.

Сегодня одним из важнейших ресурсов человечества выступает информация. Ею можно пользоваться свободно или продавать, зарабатывая вполне солидные суммы. Но чтобы умело конвертировать информацию в деньги, важно иметь соответствующее образование. Сегодня мы расскажем об одной из таких уникальных профессий – Реклама и связи с общественностью.

Что это такое?

Выпускники востребованы и задействованы в самых разных отраслях народного хозяйства, от самозанятого или ИП до крупных организаций. Спектр применения дипломированных специалистов по рекламе огромен: экономика, металлургия, машиностроение, медицина, косметология, пищевая промышленность, текстиль и пр.

Данный профиль действует преимущественно на базе высших образовательных заведений и доступен в рамках программ бакалавриата и магистратуры. Продолжительность обучения зависит от выбранного формата и колеблется от 4-4,5 до 5-6 лет. Направление действует во всех вариациях – очно, заочно, дистанционно на бюджетной и коммерческой основе.

Доступные программы

Как стать профессионалом в сфере рекламы?

  • Реклама и связи с общественностью в политике/индустрии красоты и моды/индустрии развлечений/здравоохранении и медицине и пр.;
  • Коммерческая реклама;
  • Управление HR-брендом;
  • Создание и управление брендом и торговой маркой;
  • Корпоративная реклама;
  • Современные коммуникации и реклама;
  • Бренд-менеджмент в рекламе;
  • Социальные коммуникации и пр.

Каждая программа отличается преимущественно профильными предметами. Изучаемыми на выпускных или старших курсах, где делается акцент именно на тех знаниях и навыках, которые нужны дипломированному эксперту на работе (здесь проявляется узость профессии).

Учебная программа

Учебная программа будущих специалистов в сфере рекламы

Стандартная схема обучения в рамках рассматриваемого направления включает в себя следующие дисциплины:

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Приемная кампания в вузах проходит специфично и носит индивидуальный характер: каждый образовательный центр самостоятельно утверждает пригодную для участия в конкурсном отборе комбинацию ЕГЭ, устанавливает проходные баллы и требования по отношению к абитуриентам ДВИ и пр.

Самыми популярными и пригодными для поступления вариациями ЕГЭ-2021 на рассматриваемый профиль являются:

  • Обязательная часть: русский язык;
  • Дисциплины по выбору: обществознание, история, литература, история, иностранный язык, география, информатика.

Также могут быть предусмотрены дополнительные испытания в форме тестирования по профильному предмету (чаще всего по обществознанию), эссе (на заданную тему).

Конкурс за каждый действующий вакант разворачивается между 7-8 претендентами.

Специализация доступна практически в каждом многопрофильном или экономическом вузе, на факультете экономики и управления, в рамках гуманитарного образования, IT-программ и пр. На сегодняшний день в стране насчитывается более 70 высших образовательных заведений, где действует соответствующая программа (или ее разновидность).

Самыми популярными учебными центрами выступают СПбГУ, МГУ, МГИМО, РУДН, РАНХиГС, ДГТУ, МГИК и пр. Здесь действуют самые высокие проходные баллы и жесткие требования к поступающим.

Более лояльные условия для поступления отмечаются в стенах УГНТУ, БашГУ, БГУ, РГПУ, МГУТУ, ДВФУ, ННГУ, КФУ и филиалах.

Обратите внимание, что в большинстве случаев программа доступна на коммерческой основе. Для поступления на бюджетное место нужна серьезная подготовка, поэтому опытные эксперты рекомендуют не пренебрегать программами довузовской подготовки и дополнительными интенсивами, образовательными онлайн-площадками и пр.

Современная медиаиндустрия не стоит на месте. Поэтому даже дипломированных специалистам необходимо периодически повышать уровень своей квалификации путем посещения мастер-классов онлайн-курсов (например, те же SMM-курсы, курсы по копирайтингу, программированию, таргетированной рекламе и пр.). Главное – не лениться, выбрать удобный для себя формат и способ пополнения багажа знаний и навыков.

Главный по связям с общественностью: чем занимается и сколько зарабатывает пиар-менеджер

Заблуждаются и те и другие, считает специалист по пиару, PR-агент Алексей Чернышов. И до тех пор, пока в этой сфере существует путаница, компании не могут получать максимум пользы от своих пиарщиков. А сами пиар-менеджеры не смогут вырасти в профессионалов высокого класса, за которых на рынке труда разворачивается настоящая борьба.

Так что же представляет собой профессия PR-менеджер? Чем должен заниматься специалист в штате компании? Каковы плюсы и минусы профессии? И на какую оплату труда стоит рассчитывать на старте карьеры и профессионалу? Подробно об этом — в материале ФАН.

Что делает пиар-менеджер

Какие шаги для этого он будет предпринимать, зависит от специфики клиента, бизнеса и ситуации. Невозможно предусмотреть единственно верный алгоритм работы, так как в каждой сфере, где требуется профессиональное сопровождение специалиста по пиару, нужны свои решения.

Все о профессии пиар-менеджер

В каких сферах востребована профессия пиар-менеджер

Чаще всего к пиарщикам обращаются представители крупного бизнеса: застройщики, продавцы недвижимости, производители автомобилей и медикаментов, банковский сектор, то есть участники рынка, где репутация имеет важнейшее значение, а любой негатив в СМИ или социальных сетях грозит обернуться многомиллионными убытками.

Но и в среднем, и даже малом бизнесе роль пиар-агента нельзя преуменьшать. Во-первых, плох тот руководитель бизнеса, который не мечтает вырастить компанию из небольшой в среднюю, а из средней — в крупную. А во-вторых, во многом именно благодаря грамотной работе по созданию и поддержанию имиджа и становятся возможными рост и развитие бизнеса.

Профессия важна и в малом, и в крупном бизнесе

Сколько зарабатывает пиар-менеджер

Заработок специалиста по PR зависит от опыта, профессиональных навыков и личностных качеств. Можно пять лет проработать на должности пиар-менеджера в небольшой компании, выполняя работу и маркетолога, и личного помощника руководителя, и пресс-секретаря, и при этом ничему не научиться.

А можно после института устроиться на работу в PR-агентство, отработать два-три года, накопить профессиональный опыт и багаж знаний, которых не дают в учебных заведениях, и после этого претендовать на должность сотрудника или руководителя PR-отдела в крупной компании, банке или политической партии. Уровень заработка, безусловно, даже при одинаковом трудовом стаже будет разным.

По словам эксперта, также можно работать на фрилансе, получая сдельную зарплату за количество публикаций или за конкретный проект. Успешный специалист может зарабатывать не одну сотню тысяч рублей в месяц. Все зависит от компании, в которой он работает, и его позиционирования на рынке.

Уровень заработной платы зависит от опыта и личностных качеств

Как стать пиар-менеджером

Для специалиста ценны внимательность и пунктуальность. Ведь что толку от креативщика, который вечно все теряет и забывает. Важна поставленная речь, так как в своей повседневной работе PR-специалист должен контактировать с десятками людей.

Где учиться и что сдавать на пиар-менеджера

При поступлении абитуриенты обычно сдают:

  • историю;
  • обществознание;
  • русский язык.

При подготовке к поступлению в вуз на эту специальность школьнику необходимо обратить внимание на гуманитарные дисциплины. Во-первых, уделять больше времени изучению русского языка, так как грамотно писать особенно важно для PR-специалиста. Часто в глазах работодателей получает преимущества соискатель, который владеет иностранным языком. Без знания английского в этой сфере сегодня сложно подниматься по карьерной лестнице.

Еще одна важная дисциплина — литература. Человек, который много читает, обладает хорошей речью и запасом знаний. Привычка читать будет полезной и во время обучения в вузе, и во время работы. Пиарщику нужно держать руку на пульсе новых тенденций в обществе и собственной профессии, а потому изучение новой литературы, профильных журналов и СМИ, с которыми строится сотрудничество, — важный компонент повседневной работы.

Любовь к чтению поможет развиваться в профессии

Как прийти в профессию PR-менеджера с другой специальностью

Нередко успешную карьеру на этом поприще строят люди, специальности которых связаны со сферой PR: журналисты, специалисты по рекламе. Наличие профильного образования, личностных качеств, характерных для людей этих профессий, позволяет эффективно справляться с задачами пиарщика. Однако профильное образование не всегда гарантирует успех в профессии, а его отсутствие не может сегодня считаться преградой к профессиональной самореализации.

При желании сменить профессию и стать пиар-менеджером важно понимать, что сегодня конкуренция на рынке труда в этой сфере высока. Специалист должен быть готов к ненормированному рабочему дню, невысокой оплате труда на старте карьеры и непониманию со стороны работодателей задач и обязанностей пиарщика.

Но если эти подводные камни не смущают, перспективы профессии огромны, так как в ней всегда есть куда развиваться. Она позволяет реализовать свой творческий потенциал, работать в агентстве, компании или вовсе на фрилансе, удаленно. Позволяет постепенно, но уверенно повышать свою стоимость на рынке труда.

Можно открывать новые ниши, организовать свое PR-агентство, выходить на международный уровень. Главное — еще на старте научиться не только справляться со своими задачами, но и продавать свои услуги. Иначе, увы, добиться успеха в этой сфере не получится.

Профессия PR-менеджер

Это интересная и хорошо оплачивая работа. Она подходит людям, которым нравится общаться, проводить мероприятия, взаимодействовать с журналистами. PR специалист – это важная и востребованная профессия. В большинстве крупных и средних компаний есть такие сотрудники.

В статье вы узнаете, что делают специалисты по пиару, сколько они зарабатывают и как стать профессионалом в области связей с общественностью.

Содержание статьи:

Кто такой PR менеджер и чем он занимается?

Для этого PR-специалисты активно взаимодействуют со СМИ. Например, проводят мероприятия для журналистов (пресс-конференции, презентации, туры), на которых освещается деятельность организации и ее важность для общества.

В обязанности пиар менеджера обычно входит:

  • Подготовка и выпуск пресс-релизов.
  • Организация конференций, туров и презентаций для журналистов, круглых столов, деловых завтраков и подобных мероприятий.
  • Ответы на запросы представителей СМИ.
  • Подготовка руководства к интервью и выступлениям. Например, в обязанности PR менеджера может входить написание текстов речей.
  • Общение с журналистами и блогерами.
  • Изучение общественного мнения о компании.

Это не все, что делает PR менеджер. В зависимости от работодателя задачи могут меняться. Например, в некоторых компаниях специалисты по связям с общественностью занимаются социальными сетями (SMM) и поддержкой сайтов, пишут статьи для корпоративных изданий и выполняют другие обязанности.

Мы разобрались, кто такой кто такой PR специалист и чем он занимается. Теперь поговорим о преимуществах и недостатках данной работы.

Плюсы и минусы профессии

  • Общение с интересными людьми, много новой информации.
  • Наработка полезных связей и контактов.
  • Высокие зарплаты у специалистов с опытом.
  • Профессия пиар менеджера дает возможность максимально проявить свои личные качества: умение быстро принимать решения, находить подход к людям и др.
  • Перспективы карьерного роста (до руководителя отдела, начальника PR-службы).
  • Нужно постоянно изучать новые каналы продвижения, быть в курсе трендов, и в целом иметь широкий кругозор.
  • Часто ненормированный рабочий день.
  • Высокая ответственность, необходимость отвечать за других людей.
  • Невысокие зарплаты и большая конкуренция на старте карьеры.

Сколько зарабатывают PR-менеджеры?

Средняя зарплата специалиста в Москве – около 80 000 руб. Уровень оплаты напрямую зависит от опыта: новички обычно получают до 45 тыс. рублей, сотрудники с опытом от 3 лет – от 80 тыс. рублей. Зарплата PR менеджера с опытом более 5 лет может достигать 100-150 тыс. рублей в месяц.

Также специалисты активно работают на фрилансе, выполняя различные проекты. Например, запускается стартап, и ему нужно обеспечить публикации в СМИ. Или нужно подготовить и разослать пресс-релиз, организовать пресс-конференцию. Эти задачи могут поручать фрилансерам.

Что нужно знать и уметь?

  • Понимать цели и задачи связей с общественностью.
  • Разрабатывать PR-стратегию и оценивать успешность ее реализации.
  • Создавать контент для медиа (статьи, интервью, презентации), соцсетей, блогов и понимать специфику разных каналов и аудиторий.
  • Взаимодействовать со СМИ. Желательно иметь опыт работы журналистом или редактором.
  • Подбирать площадки для публикации, готовить пресс-релизы.
  • Готовить тексты выступлений для руководства компании, заявлений, комментариев.

Уметь отрабатывать негатив.

Поскольку PR менеджер – это специалист по коммуникациям, ему важно иметь определенные личные качества: эмпатию, умение располагать к себе, стрессоустойчивость.

Как стать PR менеджером и где учиться?

Если у вас уже есть образование в смежной области (маркетинг, журналистика, социология), получать второе высшее не нужно. Чтобы стать пиар менеджером, можно пройти онлайн-курсы, например

Описание учебной программы

Онлайн-курс в университете Skillbox. Подходит новичкам. Учат пиару в целом, работе с лидерами мнений, продвижению в социальных сетях, что сейчас востребовано, антикризисному PR. Помогают в трудоустройстве. Пройдя обучение, вы сможете работать не только в пиаре, но и в смежных сферах – копирайтером, контент-маркетологом, SMM-специалистом.

Курс в Нетологии. Обучают пиару в сфере Digital. Здесь лучше учиться, если вы уже имеете опыт работы в медиа и хотите пройти переподготовку или повысить квалификацию. Лучших студентов берут на стажировки.

PR-менеджер — специалист, который отвечает за внешние коммуникации компании, бренда или продукта: общается со СМИ, следит за тем, что говорят
и пишут клиенты и как компания представлена в соцсетях.


Время чтения: 12 мин.

PR-менеджер — специалист, который отвечает за внешние коммуникации компании, бренда или продукта: общается со СМИ, следит за тем, что говорят и пишут клиенты и как компания представлена в соцсетях.

Первые PR-менеджеры появились еще в начале ХХ века в США, когда в Гарварде впервые открыли набор на обучение этой специальности. Расцвет популярности пришелся на 30-60-е годы: именно тогда американские компании начали активно нанимать PR-менеджеров на работу.

В этой статье мы расскажем все о профессии PR-менеджера и как им стать.

PR-менеджер — кто это и чем он занимается?

Работа PR-менеджера отчасти пересекается с маркетологом: он также занимается продвижением продукта, бренда или публичной личности, но использует другие инструменты. Главная цель — улучшить репутацию, создать позитивное окружение и ассоциации вокруг продукта, компании или человека. В отличие от менеджеров по рекламе, маркетингу и продвижению, пиарщик достигает своих целей и KPI, в первую очередь, за счет некоммерческих методов или с минимальными вложениями.

Вот главные задачи PR-менеджера:

пример основного взаимодействия PR-мереджера с аудиторией

Необходимые навыки и качества

  • Стрессоустойчивость: нужно уметь организовывать крупные мероприятия и координировать работу десятков исполнителей, жестко соблюдая сроки.
  • Мобильность: пиарщику часто приходится перемещаться, при этом постоянно оставаться на связи.
  • Глубокое погружение в продукт и рынок: нужно хорошо знать историю компании и технологию производства, следить за новостями и быть в курсе всех трендов и ньюсмейкеров отрасли.
  • Эрудиция: пиар-менеджер должен быть начитанным и осведомленным в самых разных областях, поскольку часто высказывается от лица компании.
  • Безупречная грамотность: умение точно, емко и без ошибок формулировать свои мысли.
  • Быстрота реакции: иногда события происходят стремительно и развиваются непредсказуемо, а PR-менеджеру приходится на них реагировать.
  • Коммуникабельность: нужно много общаться и поддерживать постоянный контакт с широким кругом людей, которые напрямую влияют на результат вашей работы.

Существуют разные виды пиара. Например:

  • Белый — классический подход, при котором PR-менеджер оперирует только проверенными данными и фактами из открытых источников.
  • Серый — данные и факты используются в максимально выгодной для пиарщика трактовке, а их источники не раскрываются (это может быть, к примеру, личная переписка).
  • Черный — в ход идут любые методы и откровенные манипуляции, чтобы представить бренд, компанию или человека в выгодном свете, уничтожая или дискредитируя конкурентов. Очень популярен в анонимных Telegram-каналах или желтой прессе.
  • Желтый — пикантные подробности и скандалы из личной жизни, которые подаются как журналистская сенсация.
  • Вирусный — когда придуманный компанией ролик, мем или история сами расходятся по СМИ и соцсетям. При этом компания или продукт в них фигурируют опосредованно или вовсе не упоминаются, но подразумеваются.
  • Кризисный — это PR-мероприятия, которые применяют в ответ на скандал или негативный инцидент, связанный с брендом или компанией. Его цель — избежать или свести к минимуму отрицательные последствия.
  • Конфликтный — PR, связанный с разрешением конфликтов или противостояний между компаниями, компаниями и клиентами, конкретными людьми.

Особенности профессии

Для PR-менеджера важны креативный подход — чтобы для каждой задачи придумывать нестандартные решения. Особенно это важно для антикризисного PR, когда приходится срочно отрабатывать негативный инфоповод и переводить ситуацию в конструктивное русло. Опытный пиарщик сам генерирует новостные поводы и идеи для акций или мероприятий, которые принесут масштабный и позитивный отклик.

Второе важное качество — это умение договариваться: чтобы бесплатно разместить новость о компании или продукте, нужно заинтересовать СМИ или тематические блоги и паблики. Поэтому пиарщику важно знать и уметь работать не только с целевой аудиторией, но и блогерами и СМИ. В крупных компаниях этим занимаются пресс-служба или пресс-секретарь, но пиарщик, в любом случае, принимает участие в их работе.

Наконец, важно держать руку на пульсе: знать, чем увлекается аудитория, кто популярен и авторитетен среди нее и моментально ловить сетевые тренды. Это особенно актуально для тех, кто работает с брендами или продуктами для молодежи и подростков.

пример многозадачности менеджера

Плюсы и минусы профессии

  • Высокая зарплата, начиная со среднего звена.
  • Опыт и полезные навыки, которые пригодятся в самых разных областях — маркетинг, продуктовая аналитика, реклама, продвижение, журналистика, проект-менеджмент, продакшн.
  • Перспективы для роста: в смежных областях и вертикально — собственное PR-агентство, PR-директор.
  • Низкий порог входа: не нужно специальных знаний, достаточно любого гуманитарного образования, а все ключевые навыки и связи приходят с опытом.
  • В крупных компаниях можно делегировать часть функций пресс-службе, бренд-аналитикам, маркетологам и другим специалистам.
  • Есть возможность посещать пресс-показы, пресс-туры и другие мероприятия, которые организует компания.
  • Многое завязано на личном контакте и умении располагать к себе.
  • Высокая конкуренция, особенно — на позиции в крупных компаниях, с высокой зарплатой.
  • Нужно самому нарабатывать базу контактов со СМИ и другими площадками, развивая и поддерживая эти связи годами.
  • При работе с малоизвестным или брендом/компанией с негативной репутацией достичь поставленных задач очень сложно: требуется много сил, времени и ресурсов. При этом результат невозможно гарантировать, так как он не зависит от вас напрямую.
  • В небольших компаниях или в начале карьеры пиарщику приходится совмещать множество функций: копирайтер, маркетолог, контент-менеджер, SMM-специалист.

Сколько зарабатывает PR-менеджер

Разброс зарплат достаточно большой. В Москве пиарщики, в среднем, получают около 80 000 рублей. При этом, на стартовых позициях зарплата составляет от 25 000 рублей, а на топовых — до 200 000. В регионах средняя зарплата PR-менеджера — 35 000 рублей.

Как стать хорошим PR-менеджером

Второй по популярности способ — это приход в профессию из журналистики, рекламы или копирайтинга. В этом случае у вас уже будут опыт и базовые практические навыки, что гораздо важнее для работодателя. Огромный плюс — если вы успели обзавестись контактами в сфере медиа, рекламы и маркетинга.

Наконец, самый простой и продуктивный путь — пройти курсы в онлайн-школе.

Обучение на PR менеджера в MyAcademy

На курсах школы интернет-маркетинга MyAcademy вы научитесь разрабатывать PR-стратегию и достигать поставленных KPI, писать пресс-релизы и придумывать мероприятия для улучшения имиджа, искать позитивные инфоповоды и работать с негативом в рамках кризисного PR, общаться с блогерами и журналистами.

Занятия ведут практики, которые уже добились успеха в области PR-менеджмента и готовы поделиться реальными кейсами. Учиться можно онлайн, в любой точке и совмещать обучение с работой. По окончании мы поможем вам найти работу: откорректируем резюме, подготовим к собеседованию. Кроме того, у вас уже будет готовое портфолио, которое можно показать работодателю.

сфера деятельности PR-менеджера

Перспективы профессии

За последние годы профессия пиарщика сильно изменилась. Вот главные тренды, которые будут определять ее развитие в ближайшие 5 лет:

Советы начинающим

Самый главный совет, после обучения ключевым навыкам — собирать базу контактов: журналисты, блогеры, ньюсмейкеры, event-агентства, продакшн-студии. Все это позволит, во-первых, обзавестись полезными связями и отслеживать интересные вакансии, а во-вторых — подготовить все необходимое для работы. Полезно также сохранять условия сотрудничества и несколько контактных лиц — на случай, если кто-то покинет компанию.

Второй важный совет — это быть в курсе всех новостей в вашей сфере: читать профильные издания и блоги, посещать отраслевые мероприятия, следить за трендами, заводить знакомства среди коллег. Так вы расширите кругозор, а главное — получите готовые кейсы, которые можно использовать в своей работе.

Читайте также: