Уголовная ответственность педагогических работников презентация

Обновлено: 18.05.2024

Авторы-составители: Субботина Татьяна Валентиновна, Зубков Вадим Геннадьевич, методисты ГМЦ ДОгМ

Пояснительная записка

Является ли сфера образования опасной настолько, чтобы уделять повышенное внимание вопросам обеспечения безопасности? Можно считать, что сидящие за партами учащиеся получают знания при полном отсутствии каких-либо опасных факторов. Но такие факторы имеются, и в достаточном количестве. Это и опасные вещества, с которыми учащиеся имеют дело в кабинетах химии; это и различные инструменты, которые изучаются на уроках технологии; это и спортивные снаряды, используемые на уроках физической культуры; это и электричество, имеющееся в любом кабинете. Надо также понимать, что присущие детям подвижность и любознательность, а также их слабая осведомленность в вопросах безопасности–- это ещё одна причина повышенного травматизма среди детей и подростков.

Одним из определяющих факторов успешного функционирования образовательной организации является обеспечение безопасности обучающихся и соответствующее снижение травматизма среди них. При этом особую актуальность приобретают вопросы организации работы по профилактике травматизма обучающихся во время образовательной деятельности.

Целью данных методических рекомендаций является показать ответственность педагогических работников за обеспечение безопасности обучающихся во время образовательной деятельности и предложить организационные мероприятия по исключению возможных неблагоприятных последствий учебно-воспитательной деятельности.

Создание безопасной образовательной среды

- обеспечение выполнения участниками образовательного процесса требований законодательных и других нормативно-правовых актов, регламентирующих создание здоровых и безопасных условий обучения и воспитания;
- предотвращение несчастных случаев с обучающимися, воспитанниками в ходе образовательной деятельности и во время проведения мероприятий, организованных образовательной организацией;
- формирование у участников образовательного процесса устойчивых навыков безопасного поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций;
- выполнение правил пожарной безопасности и соблюдение противопожарного режима;
- профилактика и пресечение противоправного поведения, защиту детей и работников от преступных посягательств;
- организация транспортной безопасности при перевозке детей;
- обеспечение безопасной эксплуатации зданий и сооружений, оборудования и технических средств обучения.

Обеспечение безопасности в школе должно быть организовано так, чтобы заранее исключить возможные неблагоприятные последствия учебно-воспитательной деятельности. Осуществляемые меры по выполнению требований правил и инструкций должны носить предупредительный, профилактический характер. Выполнение требований правил по мерам безопасности учителями школы, заведующими кабинетами и другими педагогическими работниками является обязательным условием в работе по организации безопасных условий при проведении занятий с учащимися в учебных мастерских, кабинетах химии, информатики, физики, электротехники, биологии, спортивных залах и в процессе других учебно-воспитательных занятий.

Нормативно-правовое обеспечение безопасности образовательной деятельности

Школа должна иметь правовые и организационные документы по обеспечению безопасности: комплект внутренних приказов и документов образовательной организации по обеспечению безопасности (обязанности должностных лиц, правила внутреннего распорядка, инструкции педагогическим работникам, планы, памятки и рекомендации для детей, сотрудников и родителей).

Руководитель образовательной организации, в соответствии с разработанным Положением, приказом устанавливает объекты ответственности педагогических работников по обеспечению безопасности образовательной деятельности. Например:

- Заместитель директора по финансово-хозяйственной деятельности обеспечивает безопасность обучающихся и сотрудников при эксплуатации здания, мебели, инвентаря и другого хозяйственного оборудования, находящегося в здании организации. Если в образовательной организации есть сотрудник, отвечающий за административно-хозяйственную работу (или сотрудник, назначенный по приказу), то ему может вменяться в обязанность ежедневный контроль состояния электропроводки, щитовой, туалетов, лестничных пролётов, регулярный осмотр здания и территории школы с целью предотвращения появления посторонних подозрительных предметов.

- Заместитель директора по содержанию образования отвечает за безопасность образовательного процесса при проведении учебных занятий согласно расписанию занятий, а также при проведении учебных экскурсий вне здания школы.

- Заместитель директора по воспитанию и социализации отвечает за безопасность образовательного процесса при организации и проведении внеклассных и внешкольных мероприятий, в том числе спортивных, как в здании школы, так и вне, если они были организованы в соответствии с планом работы школы, а также во время экскурсий по плану воспитательной работы организации; за организацию безопасной работы группы продлённого дня и организацию дополнительного образования.

- Заведующие кабинетами, учителя, руководители кружков, секций обеспечивают безопасность образовательной деятельности в своих кабинетах, мастерских, спортивном зале во время учебных занятий и занятий дополнительного образования.

- Классные руководители, назначаемые из числа педагогических работников общеобразовательной организации, несут ответственность за формирование у учащихся своего класса мотивов безопасного поведения. Классный руководитель обязан в своей деятельности планировать и проводить профилактическую работу с классом по предупреждению несчастных случаев и травм.

Конкретные должностные обязанности работников по обеспечению безопасности образовательного процесса излагаются в должностных инструкциях каждого заместителя директора, педагогического работника, специалиста. Учителя несут персональную ответственность за охрану жизни и здоровья учащихся непосредственно на проводимом уроке и во время воспитательных мероприятий. В случае возникновения ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью учащихся, учитель обязан незамедлительно сообщить о ней руководителю образовательной организации и действовать по определённому алгоритму, который разрабатывается в школе и имеет статус локального акта школы.

Если ребёнок получил травму во время нахождения его в школе, ответственность за причиненный вред здоровью несет образовательная организация. Родители имеют право предъявить требования по возмещению вреда, причинённого здоровью ребёнка, к школе в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Предотвратить ситуацию, опасную для жизни и здоровья обучающихся, может систематический административный контроль:

- за обеспечением безопасного пространства в образовательной организации (исключение возможности контакта детей с травмоопасными предметами) в здании школы и на прилегающей территории.

Локальный акт, регулирующий организацию работы по созданию безопасных условий образовательной среды, должен предусмотреть категорическое запрещение во время учебно-воспитательной деятельности:

- учителям, педагогам дополнительного образования, воспитателям – удалять обучающихся с учебных занятий;

- не пускать в класс учащихся, опоздавших на урок;

- отправлять детей во время учебного процесса домой за забытыми вещами и т. п.;

- учителям использовать на учебных занятиях несертифицированное оборудование;

- оставлять учащихся одних в кабинетах и на переменах без присмотра учителя;

- отпускать детей с общешкольных мероприятий без письменного заявления родителей (законных представителей).

Ответственность за безопасность обучающихся

В образовательной организации должна быть установлена строгая ответственность, в соответствии с приказом руководителя, для учителей и воспитателей за жизнь и здоровье учащихся при передаче их из классов на занятия внеурочной деятельностью, в период проведения консультативных, кружковых занятий, во время прогулок, при сопровождении учащихся в культурные, спортивные и другие учреждения.

С целью обеспечения соблюдения учащимися правил безопасности при проведении практических, лабораторных работ, спортивных занятий, всех видов кружковой работы, занятий в кабинетах физики, химии, технологии, информатики учителя и руководители кружков должны иметь утверждённые в школе инструкции по правилам безопасности, которые должны быть вывешены для ознакомления в учебных кабинетах, мастерских, спортивном зале. В процессе образовательной деятельности учитель обязан проводить вводный инструктаж при переходе от одного вида работ к другому.

Иногда травмы случаются из-за конфликтных ситуаций и драк. Задача педагогов состоит в том, чтобы научить детей правовым нормам поведения в социуме, умению общаться друг с другом (умение выразить свое желание, выслушать желание другого человека, договориться и т. д.). Необходимо помнить, что предупреждение конфликтов наиболее перспективно на ранних стадиях, на этапе их зарождения. Признаками зарождения конфликтов могут быть: стычки между детьми, нарушение дисциплины, обзывание, приставание, нарушение правил в играх, отчуждение ребёнка от группы других детей, затянувшееся выяснение отношений. При разрешении конфликта педагог несёт профессиональную ответственность за правильное разрешение ситуации конфликта: школа – модель общества, где обучающиеся усваивают социальные нормы отношений между людьми.

Но если конфликтная ситуация привела к нарушению здоровья обучающегося, отвечать придётся школе! Если травма случилась в результате драки или агрессивного поведения одного из детей, то опять же вино­вен будет учитель, поскольку он как представитель школы обязан пред­принять все меры и не допустить причинение даже самого незначи­тельного вреда здоровью учащихся.

За ненадлежащее исполнение своих обязанностей педагог может быть привлечён к дисциплинарной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Ребёнку в школе стало плохо. Законодательством Российской Федерации предусмотрен порядок действия и ответственность образовательной организации в случае, когда у обучающегося возникают проблемы со здоровьем или были получены повреждения здоровья. Педагогический работник, непосредственно проводивший учебное занятие (мероприятие), во время которого произошёл несчастный случай с обучающимся, обязан немедленно сообщить о несчастном случае руководителю организации (или лицу, его замещающему), осуществляющей образовательную деятельность. Руководитель образовательной организации (или лицо, его замещающее), осуществляющей образовательную деятельность, при наступлении несчастного случая в первую очередь обязан немедленно организовать оказание первой помощи пострадавшему и при необходимости – доставку его в медицинскую организацию, а также проинформировать о несчастном случае с обучающимся Учредителя, родителей или законных представителей пострадавшего.

Для предупреждения несчастных случаев и травм при проведении образовательной деятельности необходимо помнить о причинах, приводящих к ним, а также о действиях, обеспечивающих их предупреждение, предотвращение.

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ;

Педагог и его квалификация в правовом поле

Должности в новых профессиональных стандартах:

Педагог (воспитатель, учитель). Охватывает педагогическую деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования.

Педагог дополнительного образования детей и взрослых.

Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования.

Специалист в области воспитания (социальный педагог, старший вожатый, педагог-организатор, воспитатель, тьютор, педагог-библиотекарь).

Согласно номенклатуре должностей, основные руководители образовательного процесса, директор и его заместитель, к категории педагогических работников не относятся, хотя в общем представлении они в нее и попадают.

Какие лица по трудовому кодексу не допускаются к педагогической деятельности:

Имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности.

Имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления.

Лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда.

Признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке.

Имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

Новшеством является то, что к педагогической деятельности могут быть допущены лица (при наличии решения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав), имевшие судимость за совершение преступлений небольшой и средней тяжести и лица, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям.

Решатель юридических проблем: скорая правовая помощь на все случаи жизни. 7-е издание

Академические права и свободы педагога

Свобода преподавания, выражения мнения, свобода от вмешательства в деятельность. (Никто, в том числе и родители учеников, не имеет права навязывать учителю подход к организации учебного процесса, если педагог не нарушает права учащихся).

Свобода выбора форм, средств, методов обучения и воспитания.

Право на разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания. (Учитель может составить образовательную программу по своему предмету, соответствующую требованиям ФГОС, утвердить ее в установленном в образовательном учреждении порядке и работать по этой программе).

Право на выбор учебных пособий в порядке, установленном законодательством. (При этом следует учесть Федеральный перечень учебников, который периодически меняется).

Право на участие в разработке образовательных программ и их компонентов.

Право на осуществление творческой и инновационной деятельности.

Право на бесплатное пользование информационными ресурсами.

Право на бесплатное пользование образовательными и методическими услугами образовательной организации.

Право на участие в управлении образовательной организацией.

Право на участие в обсуждении вопросов, относящихся к деятельности образовательной организации.

Право на объединение в общественные профессиональные организации. (Впрочем, на территории России это в последнее время все менее актуально).

Право на обращение в комиссию по урегулированию споров. (Не стоит путать с комиссией конфликтных ситуаций).

Право на защиту профессиональной чести и достоинства. (Разумеется, действует презумпция невиновности).

Академические права и свободы должны соблюдаться с учетом прав и свобод других участников образовательных отношений и требований законодательства, а также норм профессиональной этики, закрепленных в локальных нормативных актах школы.

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "Об образовании в Российской Федерации". Статья 47. Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации.

Трудовые права и социальные гарантии педагога

Право на сокращенную продолжительность рабочего времени.

Право на дополнительное профобразование не реже чем один раз в три года.

Право на ежегодный удлиненный оплачиваемый отпуск.

Право на длительный отпуск сроком до одного года.

Право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Право на предоставление вне очереди жилых помещений.

Кроме того, учителя, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках, имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.

Обязанности педагога

Обеспечивать реализацию преподаваемых учебных предметов в соответствии с рабочей программой.

Соблюдать устав образовательной организации и правила внутреннего трудового распорядка.

Уважать честь и достоинство участников образовательных отношений.

Развивать у обучающихся познавательную активность и творческие способности.

Применять педагогически обоснованные формы, методы обучения и воспитания.

Систематически повышать свой профессиональный уровень.

Проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности.

Проходить предварительные, периодические, внеочередные медосмотры.

Проходить обучение и проверку знаний и навыков в области ОТ.

Соблюдать правовые, нравственные, этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики.

Исполнение педагогом обязанностей учитывается при прохождении аттестации. Учитель несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей в порядке и в случаях, установленных федеральными законами. К слову, если раньше нормы профессиональной этики рассматривались именно с этической точки зрения, то сегодня их соблюдение стало должностной обязанностью со всеми вытекающими отсюда последствиями. Нормы профессиональной этики педагогов могут включать требования к поведению, внешнему виду, порядку взаимодействия со всеми иными участниками образовательных отношений и контролю за соблюдением этих норм.

Оставайтесь с нами! Зарегистрируйтесь, чтобы узнавать первыми о публикации свежих статей, новостных материалов и об анонсах интересных мероприятий.

Распределение времени педагога

Деятельность педагога включает работу: учебную и воспитательную, индивидуальную, методическую, подготовительную, организационную, диагностическую, по ведению мониторинга и иную, предусмотренную должностными обязанностями. Соотношение учебной и другой педагогической деятельности в пределах рабочей недели устанавливается локальными нормативными актами школы. Нормируемая часть работы преподавателей определяется в астрономических часах и включает проводимые учебные занятия независимо от их продолжительности, а также короткие перерывы (перемены) между каждым занятием, в том числе большую перемену для учеников первого класса.

Преподавательская нагрузка регулируется расписаниями, которые утверждаются в образовательных учреждениях в соответствии процедурой, установленной уставом. В подавляющем большинстве случаев расписание занятий утверждает директор. К другой части работы педагогов, требующей затраты не конкретизированного времени, относится деятельность, предусмотренная квалификационными характеристиками по занимаемой должности.

Самостоятельно регулируются:

Подготовка к организации и работе по обучению и воспитанию.

Участие в разработке рабочих программ предметов, курсов, дисциплин (в соответствии с требованиями ФГОС и с правом использования как типовых, так и авторских рабочих программ).

Изучение индивидуальных способностей, интересов и склонностей учеников.

Другие способы регулирования времени педагога:

Трудовой договор и дополнительное соглашение к трудовому договору. Выполнение видов работ, непосредственно связанных с образовательной деятельностью, на условиях прибавке к оплате. Речь идет о классном руководстве, проверке письменных работ, заведовании учебными кабинетами, лабораториями, мастерскими и учебно-опытными участками, о руководстве методическими объединениями и т.д. В трудовом договоре указываются содержание работы, сроки выполнения и размер оплаты.

Правила внутреннего трудового распорядка. Ведение журнала и дневников обучающихся в электронной или в бумажной форме, а также организация и проведение методической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям) учеников.

Планы и графики, утверждаемые локальными нормативными актами в порядке, установленном трудовым законодательством. Выполнение обязанностей, связанных с участием в педагогических и методических советах и проведением родительских собраний.

Графики, планы, расписания, утверждаемые локальными нормативными актами, коллективным договором. Выполнение дополнительной индивидуальной и (или) групповой работы с обучающимися, участие в оздоровительных, воспитательных и других мероприятиях, проводимых в целях реализации образовательных программ (включая участие в концертной деятельности, конкурсах, состязаниях, спортивных соревнованиях, тренировочных сборах, экскурсиях, других формах учебной деятельности). В локальном нормативном акте, коллективном договоре указываются порядок и условия выполнения.

Локальные нормативные акты. Периодические кратковременные дежурства, которые при необходимости организуются в целях подготовки к проведению занятий, наблюдения за выполнением режима дня обучающимися, обеспечения порядка и дисциплины в течение учебного времени.

Привлекаться к дежурству учителя могут не ранее чем за 20 минут до начала занятий и не позднее 20 минут после окончания их последнего занятия. Присутствие учителя не требуется в те дни, когда образовательная организация открыта, но сам педагог не имеет занятия по расписанию и дополнительные работы. При составлении расписаний, планов и графиков рекомендуется предусматривать для учителей свободный день с целью использования его для самообразования и подготовки к занятиям.

Федеральный государственный образовательный стандарт. Начальное общее образование. Сборник нормативно-правовых материалов. Сборник. Изд.2

Федеральный государственный образовательный стандарт. Начальное общее образование. Сборник нормативно-правовых материалов. Сборник. Изд.2

Сборник содержит нормативно-правовые документы по начальному образованию, методические материалы и разъяснения по отдельным вопросам введения федерального государственного образовательного стандарта. Издание адресовано руководителям органов управления образованием, руководителям образовательных учреждений, учителям начальных классов.

Каникулярное время также используется для дополнительного профессионального образования. Режим педагогов, принятых в образовательную организацию в период летних каникул, определяется в пределах продолжительности рабочего времени или нормы часов в неделю, установленной за ставку заработной платы. Периоды отмены и приостановки занятий для учеников в отдельных классах или во всей школе по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям считаются рабочим временем, при этом педагоги привлекаются к выполнению работ в порядке и на условиях, предусмотренных для времени каникул.

Законодательные акты, регламентирующие порядок реализации прав педагогических работников

Если у вас появились предложения по улучшению
портала или вы нашли ошибку, свяжитесь с нами.

Форма обратной связи расположена в верхней навигационной панели.

Обратная связь

Обратная связь

Аккредитация

Ошибка!

Помощь по работе с сайтом в режиме для слабовидящих

В режиме для слабовидящих доступен ряд функций:

  • Эта подсказка выводится/убирается переключателем ? или нажатием клавиш SHIFT + ?
  • Используйте переключатель картинки чтобы убрать картинки и видеофайлы в статьях и прочитать вместо них текстовое описание.
  • Чтобы отключить правую колонку с виджетами (видео, голосование, и т.п.), используйте переключатель виджеты
  • Для увеличения размера шрифта текста используйте переключатель шрифт
  • Вы можете сменить цветовую схему сайта с помощью переключателя цвет

Клавиатура:

  • Для перемещения между навигационными меню, блоками ссылок в области контента и постраничной навигацией, используете клавишу TAB .
    При первом нажатии будет активировано меню верхнего уровня.
  • Активное навигационное меню или группа ссылок подсвечивается контуром.
  • Для перемещения по ссылкам меню навигации, используйте клавиши ← стрелка влево и стрелка вправо → .
    У активной ссылки будет подсвеченный фон.
  • Для перехода по активной ссылке, нажмите Enter
  • Если активно вертикальное меню или группа ссылок, то для перемещения по ссылкам используйте клавиши стрелка вверх ↑ и стрелка вниз ↓ .
    Для прокутки страницы вверх/вниз используйте клавиши PageUp и PageDown
  • Чтобы убрать активацию с меню/блока ссылок, используйте клавишу Esc .
    Нажатие Tab после этого вернет активацию.

Обновлено 2 часа назад


Педагогические работники несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей в порядке и в случаях, которые установлены федеральными законами.

Частью 6 ст. 28 Федерального закона № 273-Ф3 предусмотрено, что образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, соблюдать права и свободы обучающихся.

Согласно ст. 41 Федерального закона № 273-ФЗ организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико- санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.

В силу ч. 7 ст. 28 Федерального закона № 273-Ф3 образовательная организация несет ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, в том числе за жизнь и здоровье обучающихся.

К основным правам обучающихся относится, в том числе защита от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, право на охрану жизни и здоровья (п. 9 ч.1 ст. 34 Федерального закона №273-ФЗ).

За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).

Так, статьей 5.57 Кодекса установлена административная ответственность за нарушение или незаконное ограничение предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся образовательных организаций либо нарушение установленного порядка реализации указанных прав и свобод в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Повторное нарушение влечет дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Кроме того, в соответствии со ст. 125 Уголовного кодекса Российской Федерации лицо, которое имело возможность оказать помощь несовершеннолетнему и было обязано заботиться о нем, либо само поставило его в опасное для жизни или здоровья состояние может быть привлечено к уголовной ответственности.

Оставление в опасности наказывается штрафом в размере до 80 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до 360 часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.

За неисполнение обязанностей, не образующее состава административного правонарушения или преступления педагогический работник подлежит привлечению к дисциплинарной ответственности в порядке, предусмотренном Трудовым Кодексом Российской Федерации.

Педагогические работники несут дисциплинарную ответственность за [14, 16, 24]:

- повторное в течение года грубое нарушение Устава образовательного учреждения;

- применение (даже однократное) методов воспитания и обучения, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося;

- появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;

- невнимательность, допущенную к жизни и здоровью детей во время проведения уроков (занятий), вне учебных мероприятий;

- некорректное поведение по отношению к родителям обучающихся, коллегам;

- недостойное поведение на работе, в быту и общественных местах;

- несоблюдение требований техники безопасности и ох-раны труда, производственной санитарии, гигиены, проти-вопожарной и экологической безопасности.Помимо рассмотренных видов правовой ответственности педагогические работники могут (должны) нести дисциплинарную, административную и уголовную ответственность,гражданско-правовую и материальную ответственность.

дисциплинарные взыскания :замечание; выговор; увольнение по соответствующим основаниям

Основные задачи образовательной политики Российской Федерации на современном этапе.

- обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования;

- достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования;

- формирование в системе образования эффективных нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов привлечения и использования ресурсов;

- повышение социального статуса и профессионализма работников образования, усиление их государственной и общественной поддержки;

- развитие образования как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса – обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения.

Дайте характеристику ФГОС как инструменту реализации государственной политики в сфере образования.

Ос­новные направления государственной политики в сфере обра­зования, реализуемые посредством образовательных стандартов:

1. Создание условий равных возможностей осуществления пра­ва граждан (обучающихся) на образование,

2. Взаимное согласие общества и государства в области разра­ботки, принятия и исполнения государственных образова­тельных стандартов. Конкурентность разработки, демократи­ческий характер обсуждения, принятие стандартов как госу­дарственной нормы на основе общественного согласия.

3. Достижение нового качества общего образования в Россий­ской Федерации, создание условий для полноценного раз­вития личности, продолжения образования, для интеграции личности в национальную и мировую культуру.

4. Баланс взаимообязательств и баланс требований в области государственных образовательных стандартов. Обязанность государства обеспечить условия, необходимые для достижения ожидаемых результатов образования. Обязанность обучаю­щихся использовать предоставленные возможности для по­лучения качественного образования.

5. Государственный контроль и ответственность за полноцен­ность образования, получаемого гражданином (обучающим­ся) в пределах государственных образовательных стандартов.

6. Гуманистический характер содержания стандарта, ориенти­рованность на свободное развитие личности человека и граж­данина,

7. Сохранение единства образовательного пространства Рос­сийской Федерации. Развитие национально-региональных образовательных

8. Обеспечение прав обучающихся на качественное образование и защиты педагогических работников от необъективной оценки их труда.

Охарактеризуйте ФГОС как совокупность трех систем требований.

ФГОС – это совокупность трех систем требований:

· Требований к результату образования;

· Требований к структуре основных образовательных программ (то, как школа выстраивает свою образовательную деятельность);

· Требований к условиям реализации стандарта (кадры, финансы, материально-техническая база, информационное сопровождение и др.)

Требования к результатам образования:

· личностные (готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению, личностные качества и др.)

· метапредметные (умение учиться);

· предметные (знания, умения, навыки)

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.003)

Читайте также: