Как списать долг умершего работника

Обновлено: 25.04.2024

Виталий, добрый день! Согласно п.п. 3 п. 3 ст. 44 НК РФ обязанность уплаты налога прекращается со смертью физического лица. Исключение для транспортного земельного налога и налога на имущество физлиц. При прощении долга умершему сотруднику у него хотя и возникает налогооблагаемая база но прекращается ввиду смерти и невозможности перехода обязательства к наследнику. Возможность прощения долга после смерти подтверждается, например, разъяснениями Минфина данными в

Письме Минфина России от 27.03.2019 N 03-04-06/20993

Андрей, добрый день!

Спасибо за ответ. Я согласен, что если займ был прощен сотруднику, то НДФЛ у наследника не возникает, но вопрос немного в другом. Насколько я понимаю прощение займа в данном случае будет квалифицироваться как дарение (нет никакого встречного обязательства). Я не уверен, но могу предположить, что в отсутствие надлежаще оформленного договора дарения (нет согласия одаряемого), данное прощение (дарение) будет признано ничтожным, что в свою очередь перекинет долг на наследника, а это уже совсем другая история. Поправьте, если не прав.

Я не уверен, но могу предположить, что в отсутствие надлежаще оформленного договора дарения (нет согласия одаряемого),

Виталий

Коллега привел норму ГК РФ которая говорит о том, что для прощения долга не требуется двухстороннее соглашение, достаточно воли кредитора

Виталий, здравствуйте. Согласен с коллегой. Дополню его консультацию по существу вашего вопроса.

Согласно ст. 415 ГК РФ:

1. Обязательство прекращается освобождением кредитором должника от лежащих на нем обязанностей, если это не нарушает прав других лиц в отношении имущества кредитора.
2. Обязательство считается прекращенным с момента получения должником уведомления кредитора о прощении долга, если должник в разумный срок не направит кредитору возражений против прощения долга.

Как видно из текста статьи при прощении долга не требуется двухстороннего соглашения, достаточно отсутсвия возражений должника для совершения данной операции, таким образом не вижу оснований для признания сделки ничтожной и, как следствие, каких либо налоговых последствий для наследника.

Спасибо за ответ.

) Правильно ли я понимаю, что данная сделка может быть квалифицирована как дарение и ввиду отсутствия согласия одаряемого (договора дарения, двухстороннего соглашения) признана ничтожной?

Виталий

Дарение, сопровождаемое передачей дара одаряемому, может быть совершено устно или в письменной форме. При этом п. 2 ст. 574 ГК РФ предусмотрено, что в случае, если дарителем является юридическое лицо и стоимость дара превышает три тысячи рублей, договор дарения должен быть заключен в письменной форме. В противном случае он будет считаться ничтожным.

Само прощение долга может быть оформлено направлением должнику уведомления о прощении долга, что будет являться подтверждением письменной формы сделки.

Если вы оформите прощение после принятия супругой наследства, то у нее возникает обязанность по возврату займа, после чего вы может оформить прощение долга.

У нее возникнет подлежащий обложению НДФЛ доход в сумме прощенного организацией займа, превышающей 4 000 руб.

При этом если вы не сможете удержать е нее НДФЛ, то вы в соот. с п. 5 ст. 226 НК РФ, обязаны письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать НДФЛ и сумме налога.

При невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога.

Спасибо за ответ!

1) Правильно ли я понимаю, что данная сделка может быть квалифицирована как дарение и ввиду отсутствия согласия одаряемого (договора дарения, двухстороннего соглашения) признана ничтожной?

Виталий

Формально сделка будет иметь признаки дарения, поименованные в ст.572 ГК РФ.

При прощении долга налогоплательщик должен представить доказательства направленности этих действий на получение дохода, о чем может свидетельствовать наличие у кредитора, освобождавшего должника от лежащих на нем обязанностей, коммерческого интереса в прощении долга, который, в частности, может выражаться в достижении соответствующего мирового соглашения, направленного на урегулирование взаимных требований. Прощение долга признается дарением только в том случае,если судом будет установлено намерение кредитора освободить должника от обязанности по уплате долга в качестве дара.

Аналогичная позиция высказана в п.3 Обзора практики применения арбитражными судами норм Гражданского кодекса РФ о некоторых основаниях прекращения обязательств (Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 21.12.2005 N 104)

3. Отношения кредитора и должника по прощению долга можно квалифицировать как дарение, только если судом будет установлено намерение кредитора освободить должника от обязанности по уплате долга в качестве дара. В таком случае прощение долга должно подчиняться запретам, установленным статьей 575 ГК РФ, пунктом 4 которой не допускается дарение в отношениях между коммерческими организациями.

У нас немного иное -отношения не между организациями, а между организацией -ФЛ, но сути это не меняет.

Но дело в том, что ФНС не наделена полномочием давать квалификацию гражданско-правовым сделкам, это полномочие суда.

2) В случае если сделка признается ничтожной, правильно ли я понимаю, что обязательства по займу будут числиться за наследником с момента смерти сотрудника, если до этого он принял наследство?

Виталий

Не совсем так. В пределах срока исковой давности по требованиям из договора займа организация как кредитор должна предъявить соответствующие требования к наследнику и только в этом случае у него возникнет обязательство перед организацией -займодавцем. См.п.3 ст.1175 ГК РФ.

3) Правильно ли я понимаю, что спустя определенный период времени, в случае если компания не предпринимала попытки к истребованию займа, он может быть признан подаренным наследнику?

Виталий

Нет, не верно, так как дарение (за исключением обещания дарения) -это двухсторонняя сделка, и требует волеизъявления одаряемого на принятие дара. В Вашем же случае, наследник и организация между собой никаких сделок не заключали.

Поэтому у наследника возникают обязательства только в одном случае — в случае предъявления организацией претензий к нему или наследственному имуществу, что при оформлении уведомления о прощении долга будет выглядеть как минимум странно.


Подотчет - как списать? Это вопрос, который бухгалтер начинает себе задавать сразу после того, как выдал деньги. Мы рассмотрим в нашей статье несколько вариантов подотчета - как списать, на что обратить особое внимание.

Выдаем подотчет

На многих предприятиях есть подотчетные лица. Их назначает директор, а бухгалтер на основании заявления подотчетника или распорядительного документа выдает им деньги из кассы или перечисляет с расчетного счета. Работник их тратит на нужды организации.

ВНИМАНИЕ! С 30.11.2020 правила выдачи подотчета упростили. Теперь в заявлении на выдачу денег под отчет не обязательно указывать сумму аванса и срок, на который выдают подотчетные суммы. Также работодателям разрешили оформлять один приказ на несколько выдач наличных денег одному или нескольким работникам. В этом случае нужно указать фамилию, сумму и срок, на который выдают деньги, по каждому работнику.

Какие еще нововведения в порядке учета кассовых операций вступили в действие с 30.11.2020, рассказали эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе К+ и бесплатно переходите в обзорную статью.

Когда подходит срок, подотчетник должен отчитаться за полученные деньги.

ВАЖНО! Требование о представлении авансового отчета в трехдневный срок исключили указанием Банка России от 05.10.2020 № 5587-У. Но это не распространяется на командировки, по возвращении из которой подотчетник все равно обязан отчитаться в 3-х дневный срок.

И с этого момента задача бухгалтера внимательно проверять все документы: нельзя допустить, чтобы в представленных бумагах были какие-либо ошибки. Ведь именно эти документы определяют, как именно будет списываться выданный аванс в учете организации.

Как оформить авансовый отчет, если расходы оплачены корпоративной банковской картой, разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите бесплатный демо-доступ к К+ и переходите в Готовое решение, чтобы узнать все подробности данной процедуры.

Варианты списания подотчетных средств

Рассмотрим возможные варианты списания:

Вариант 1 : Подотчетник правильно составил авансовый отчет и подложил все подтверждающие документы. Бухгалтер делает запись, основываясь на цели выдачи аванса Дт 26 (44, 10, 41…) Кт 71.

Если у подотчетного лица был перерасход, бухгалтер выдает необходимую сумму.

Когда после произведенных трат у подотчетника остаются неизрасходованные деньги, он должен внести их в кассу.

Вариант 2 : Работник уволился. Не отчитался за подотчетные средства, не оформил возврат.

Вся сумма признается дебиторской задолженностью и по истечении срока исковой давности может быть списана на убытки предприятия. Срок исковой давности составляет 3 года с даты, когда подотчетником должны были быть выполнены обязательства (ст. 196, 200 ГК РФ; письмо Минфина России от 15.09.2010 № 03-03-06/1/589; п. 2 ст. 265 НК РФ). После признания задолженности безнадежной необходимо включить сумму аванса в доход подотчетного лица и до 1 марта года, следующего за истекшим, письменно сообщить ему и в налоговую о невозможности удержать налог и о сумме задолженности (п. 1 ст. 210, п. 5 ст. 226 НК РФ, письмо Минфина России от 24.09.2009 № 03-03-06/1/610).

Вариант 3 : Подотчетник продолжает работать, но по какой-то причине не может отчитаться за взятый аванс.

Организация имеет право удерживать с его зарплаты всю сумму долга. Это можно сделать только с письменного согласия работника (письмо Роструда от 09.08.2007 № 3044-6-0) и не более 20 % от его заработной платы ежемесячно (ст. 138 ТК РФ).

Более подробно об этом читайте в материалах:

Вариант 4 : Подотчетное лицо — директор. Если он все сделал правильно, то списание будет такое, как и всегда. А если нет? Мы можем списать его долг с причитающихся ему дивидендов.

Вариант 5 : Произошла трагическая ситуация. Работник умер, не успев отчитаться за полученные деньги. В следующем разделе рассмотрим подробнее, какие действия должен предпринять бухгалтер в такой ситуации.

Списание подотчета при смерти подотчетного лица

Как оформить бухгалтеру списание при смерти подотчетного лица?

В первую очередь, нужно попросить родственников предоставить в бухгалтерию документы, подтверждающие смерть работника. Это может быть свидетельство о смерти, выданное отделением ЗАГСа, или постановление суда о признании его умершим.

После этого составляется приказ о прекращении трудовых отношений в связи со смертью работника на основании п. 6 ст. 83 ТК РФ.

ВНИМАНИЕ! Дата приказа должна совпадать с датой смерти, указанной в свидетельстве о смерти или в постановлении суда.

Когда приказ составлен, нужно составить обходной лист. Именно в момент проверки дел погибшего и может выясниться, что у него есть незакрытые подотчетные деньги.

Бухгалтер не может обратиться к родственникам с просьбой вернуть недостающие деньги, т. к. все обязательства работника прекращаются с его смертью (ст. 418 ГК РФ) и они не входят в состав наследства (ст. 1112 ГК РФ). Обязанность наследников погашать задолженности имеется только по региональным и местным налогам (подп. 3 п. 3 ст. 44 НК РФ).

В данном случае этот аванс признается безнадежной дебиторской задолженностью и списывается в прочие расходы (п. 77 Положения по ведению бухгалтерского учета бухгалтерской отчетности в РФ, утв. приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н; ст. 418 ГК РФ; п. 11-12, 14.3 ПБУ № 10/99). Такое же мнение рассматривается в письме Минфина России от 24.02.2009 № 03-02-07/1-87.

Включить или не включать сумму аванса в доход подотчетника? В обычной ситуации мы бы поступили, как в варианте 2, и отразили сумму в доходах.

Но в случае смерти работника у нас, как у налогового агента, нет оснований для начисления НДФЛ (подп. 3 п. 3 ст. 44 НК РФ).

Сумму можно списать из резерва по сомнительным долгам.

Если такого резерва нет, в учете делаем запись: Дт 91 Кт 71 (73) — списана дебиторская задолженность в расходы.

Итоги

Что бы ни произошло с работниками, работа предприятия все равно продолжается. Выданные авансы необходимо списывать, и главная задача бухгалтера состоит в том, чтобы верно определить вариант, по которому будет проходить списание.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

кадры

Возник вопрос при формировании зарплатной отчетности. В частности, как и где отразить выплату зарплаты по умершему сотруднику. Зарплата за месяц, в котором умер работник НДФЛ и страховыми взносами не облагается. В 6-НДФЛ я ее вообще не отражала. А как правильно ее отразить в РСВ во всех разделах и форме 4-ФСС?

Сообщаю Вам следующее:

Выплаты, начисленные после смерти работника, НДФЛ и взносами не облагаются. Соответственно, в расчете 6-НДФЛ выплата зарплаты умершего работника не отражается, поскольку доходы, не облагаемые НДФЛ, в расчете не учитываются.

Форма РСВ и Порядок его заполнения утверждены Приказом ФНС России от 18.09.2019 N ММВ-7-11/470@. В пункте 3.1 разд. 3 РСВ указываются данные о физическом лице, в пользу которого страхователь начислял выплаты и иные вознаграждения, то есть если выплаты начислены работнику до его смерти подлежит отражению в РСВ и в форме 4- ФСС.

Выплаты, начисленные начиная с даты смерти работника, обложению страховыми взносами не подлежат и в расчете 4 — ФСС и РСВ не отражаются.

Документы КонсультантПлюс для ознакомления:

Как выплатить зарплату умершего работника

Не позднее четырех месяцев со дня смерти работника не полученную им зарплату можно выплатить любому члену его семьи. Для этого он должен написать заявление, принести свидетельство о смерти и документ, подтверждающий родство, — свидетельство о браке, о рождении и т.п. (ст. 1183 ГК РФ).

В течение недели со дня получения этих документов выплатите зарплату и другие причитающиеся работнику деньги — компенсацию за неиспользованный отпуск, пособие по больничному (ст. 141 ТК РФ).

Выплаты, начисленные после смерти работника, НДФЛ и взносами не облагайте (Письма Минфина от 22.01.2020 N 03-04-05/3420, ФНС от 01.09.2017 N БС-4-11/17463).

Проводки по выплатам, начисленным после смерти работника

Д 20 (23, 25, 26, 44, 69, 91) — К 70 Начислены зарплата, компенсация за отпуск, пособие по больничному работника
Д 70 — К 76 Задолженность перед умершим работником отнесена на расчеты с его родственниками

По истечении четырех месяцев со дня смерти работника причитающиеся ему деньги вы можете выплатить только его наследнику на основании свидетельства о праве на наследство (п. 3 ст. 1183 ГК РФ).

1.6. Облагается ли НДФЛ зарплата умершего работника

Не нужно удерживать и уплачивать НДФЛ при выплате заработной платы умершего работника членам его семьи или иждивенцам (п. 6 ч. 1 ст. 83, ст. 141 ТК РФ, пп. 3 п. 3 ст. 44, п. 18 ст. 217 НК РФ, Письма Минфина России от 22.01.2020 N 03-04-05/3420, от 17.09.2018 N 03-04-05/66356, от 06.10.2016 N 03-04-05/58142).

В расчете 6-НДФЛ выплату зарплаты умершего работника отражать не нужно, поскольку доходы, не облагаемые НДФЛ, в расчете не отражаются (Письмо ФНС России от 11.04.2019 N БС-4-11/6839@).

5.4. Начисляются ли на зарплату умершего сотрудника взносы на страхование от несчастных случаев

Вопрос начисления взносов на страхование от несчастных случаев на выплаты умершему работнику не урегулирован в законодательстве. Выплаты, начисленные в пользу работника после его смерти, не облагаются взносами, поскольку застрахованное лицо отсутствует (п. 1 ст. 20.1 Закона N 125-ФЗ).

Если зарплата получена родственниками умершего сотрудника, но начислена до даты его смерти, она облагается взносами, поскольку начислена в рамках трудовых отношений в период, когда сотрудник был застрахованным лицом (ст. 141 ТК РФ, п. 1 ст. 20.1 Закона N 125-ФЗ).

Актуально на 29.09.2020

Отражаются ли в форме 4 — ФСС заработная плата и компенсации за неиспользованный отпуск, выплаченные за умершего работника, как суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами?

В форме 4 — ФСС отражаются выплаты, начисленные работнику до его смерти. Выплаты, начисленные начиная с даты смерти работника, обложению страховыми взносами не подлежат и в расчете 4 — ФСС не отражаются.

Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами, указаны в ст. 20.2 Закона N 125-ФЗ.

Заработная плата, не полученная ко дню смерти работника, выдается членам его семьи или лицу, находившемуся на иждивении умершего на день его смерти (ст. 141 ТК РФ).

При этом обложение страховыми взносами не полученных умершим работником выплат и отражение их в форме 4 — ФСС зависит от того, когда они были начислены.

Если выплаты начислены начиная с даты смерти работницы и произведены ее дочери, которая не состоит в трудовых отношениях с организацией, такие выплаты не подлежат обложению страховыми взносами на обязательное социальное страхование на травматизм (ст. 3, п. 1 ст. 5, п. 2 ст. 20.1 Закона N 125-ФЗ).

Аналогичные выводы в части страховых взносов, уплачиваемых в соответствии с гл. 34 НК РФ, приведены в разъяснениях ведомств (Письма Минфина России от 24.04.2017 N 03-15-06/24374, от 22.08.2017 N 03-15-07/53912 (направлено Письмом ФНС России от 01.09.2017 N БС-4-11/17463)).

Если выплаты начислены до смерти работницы, то такие выплаты подлежат обложению страховыми взносами (Письмо Минфина России от 22.08.2017 N 03-15-07/53912, направлено Письмом ФНС России от 01.09.2017 N БС-4-11/17463, вопрос 4 Приложения к Письму ФСС РФ от 14.04.2015 N 02-09-11/06-5250).

В строке 1 таблицы 1 формы 4 — ФСС отражаются суммы выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц в соответствии со ст. 20.1 Закона N 125-ФЗ нарастающим итогом с начала расчетного периода и за каждый из последних трех месяцев отчетного периода. В строке 2 отражаются суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами в соответствии со ст. 20.2 Закона N 125-ФЗ. В строке 3 отражается база для начисления страховых взносов, которая определяется как разница показателей строк (строка 1 — строка 2) (п. п. 7.1 — 7.3 Порядка заполнения формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (форма 4 — ФСС), утв. Приказом ФСС РФ от 26.09.2016 N 381 (далее — Порядок заполнения формы расчета)).

Сведения о начисленных страховых взносах отражаются в таблице 2 формы 4 — ФСС, в частности в строке 2 (п. 11.2 Порядка заполнения формы расчета).

Таким образом, если заработная плата и компенсация за неиспользованные дни отпуска умершего работника не относятся к объекту обложения страховыми взносами на травматизм, они в форме 4 — ФСС не отражаются ни как суммы начисленных выплат, ни как суммы выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами.

Подготовлено на основе материала

Региональный информационный центр

Вопрос: Вправе ли ИФНС отказать компании в приеме расчета по страховым взносам (РСВ), в котором не указаны ИНН некоторых застрахованных физлиц?

Ответ: ИНН застрахованного физического лица — один из реквизитов РСВ. Но он не является обязательным. Следовательно, ИФНС обязана принять РСВ, в котором отсутствует такой реквизит.

Обоснование: Форма РСВ и Порядок его заполнения утверждены Приказом ФНС России от 18.09.2019 N ММВ-7-11/470@. В пункте 3.1 разд. 3 РСВ указываются данные о физическом лице, в пользу которого страхователь начислял выплаты и иные вознаграждения. В их числе в строке 020 — ИНН такого физлица.

Если страхователь не имеет сведений об ИНН застрахованного физлица, он проставляет в строке 020 прочерк. Об этом сказано в п. 2.19 Порядка. Иными словами, этот реквизит не является обязательным, поэтому его отсутствие не будет нарушением.

Таким образом, ИФНС не вправе отказать в приеме РСВ, не содержащего ИНН физлица, в пользу которого были начислены выплаты и исчислены с них страховые взносы (см. также Письмо ФНС России от 04.06.2020 N БС-3-11/4312@).

«Упрощенная система налогообложения:

Подписано в печать

Регионального информационного центра

Коченгина Анжелика Владимировна

Ответ актуален на 30.09.2020 г.

Только для Пермского края!

Для того, чтобы повысить доходность вашего бизнеса и предотвратить ошибки в отчетности, не нужно платить налоговому консультанту.

personal photo

Начисление и выплата зарплаты умершего сотрудника в программе ЗУП 3

Сотрудник умер 05 апреля 2021 года. Родственник покойного обратился в бухгалтерию о выплате ему неполученной зарплаты. Необходимо заработную плату за май (не полученную сотрудником) и компенсацию за неиспользованный отпуск выплатить члену его семьи.

1. Документ Увольнение

Трудовой договор прекращается в связи со смертью сотрудника. Создайте и рассчитайте документ Увольнение (раздел Кадры – Приемы, переводы, увольнения – кнопка Создать – Увольнение или раздел Кадры – Увольнение, или раздел Зарплата – Все начисления – кнопка Создать – Увольнение). В поле Основание увольнения укажите - п. 6 ч. 1 ст. 83. При указании данного основания, НДФЛ и страховые взносы с начисленных сумм рассчитаны не будут.

Выплата родственникам в связи со смертью сотрудника

Выплата родственникам в связи со смертью сотрудника

Выплата родственникам в связи со смертью сотрудника

2. Настройка - Удержания

Так как расчет при увольнении умершего сотрудника будут получать его родственники необходимо создать новый вид удержания (Настройка – Удержания) для последующей регистрации удержания в пользу родственника.

Зарегистрируйте удержание в пользу родственника в необходимой сумме с помощью документа Постоянное удержание в пользу третьих лиц (Зарплата – Алименты и другие удержания –Создать – Постоянное удержание в пользу третьих лиц). В поле Контрагент укажите родственника, который получает расчет за покойного сотрудника.

Сумму удержания можно как рассчитать самостоятельно (в этом случае выбираем в поле Расчет и показатели вариант Фиксированная сумма и затем руками указываем ее в удержании), либо автоматизировать процесс. Рассмотрим эту настройку:

Указываем Результат рассчитывается, затем проходим по ссылке Редактировать формулу, двойным кликом добавляем один единственный показатель РасчетнаяБаза, нажимаем Ок.

Выплата родственникам в связи со смертью сотрудника

Выплата родственникам в связи со смертью сотрудника

На ставшей после этого активной вкладке Расчет базы добавляем начисления, которые сотруднику причитаются в этом месяце (не забываем про компенсацию отпуска при увольнении и.т.д.)

Выплата родственникам в связи со смертью сотрудника

3. Документ Зарплата – Алименты и другие удержания - Удержание в пользу третьих лиц

Выплата родственникам в связи со смертью сотрудника

4. Документ Начисление зарплаты и взносов за последний месяц работы

В результате автоматического заполнения вся сумма, которая положена к выплате, попадет в удержание и не попадет в документ на выплату в последующем. Вкладки Начислено, НДФЛ и Взносы по сотруднику пусты. Выплата расчета при увольнении умершего сотрудника производится в бухгалтерской программе.

Выплата родственникам в связи со смертью сотрудника

Выплата родственникам в связи со смертью сотрудника

Выплата родственникам в связи со смертью сотрудника

Выплата родственникам в связи со смертью сотрудника

1. В результате произведенных действий:

в документе Отражение зарплаты в бухучете (раздел Зарплата – Отражение зарплаты в бухучете) появится удержание в пользу родственника, при синхронизации с бухгалтерской программой этот документ сформирует проводку Дт 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" и Кт 76.49 "Расчеты по прочим удержаниям из заработной платы работников".

Сумма к выплате сотруднику будет равна нулю.

Выплата родственникам в связи со смертью сотрудника

Выплата родственникам в связи со смертью сотрудника

Выплата родственникам в связи со смертью сотрудника

2. В бухгалтерской программе необходимо будет зарегистрировать выплату денежных средств родственнику покойного сотрудника, указав счет дебета 76.49 "Расчеты по прочим удержаниям из заработной платы работников". В отчетности по страховым взносам и НДФЛ эти доходы не отражаются, поскольку они не признаются объектом обложения.

Для кадровика

Прекращение трудового договора в связи со смертью работника является одним из оснований увольнения по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон (п. 6 ч. 1 ст. 83 ТК РФ).

От кадровика требуется выполнение следующих действий:

1. Получить от родственников умершего работника свидетельство о смерти.

Как правило, свидетельство о смерти работодатель получает от родственников умершего работника. С этого свидетельства отдел кадров снимает копию. Оригинал свидетельства остается у родственников работника.

Если получить свидетельство о смерти от родственников не удается, работник отдела кадров может обратиться в отдел ЗАГС с письменным запросом и получить повторное свидетельство о смерти работника, содержащее сведения, необходимые для прекращения трудовых отношений с умершим работником (абз. 3 п. 2, п. 7 ст. 9 Федерального закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния", п. 1, 5 Перечня документов, утв. приказом Минюста России от 19.08.2016 № 194.).

2. Издать и зарегистрировать приказ о прекращении трудового договора с работником.

Приказ об увольнении можно издать по форме, утв. постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1 (форма № Т-8 и форма № Т-8а) или по самостоятельно разработанной форме.

В графе Основание прекращения (расторжения) трудового договора (увольнения) указывается смерть работника, пункт 6 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации.

В строке "Документ, номер и дата" указываются реквизиты свидетельства о смерти (письмо Роструда от 05.09.2006 № 1552-6).

Строка "Мотивированное мнение выборного профсоюзного органа" в рассматриваемом случае не заполняется (ч. 1 ст. 373 ТК РФ).

Днем прекращения трудового договора с работником в данной ситуации является дата его смерти, указанная в свидетельстве о смерти. Эта дата указывается в приказе независимо от того, когда именно умер работник (после работы или на работе, на больничном или в отпуске, в выходной или нерабочий праздничный день, приступал или нет работник к работе в этот день). Поскольку наступление именно этого события повлекло невозможность выполнения работником лично своей трудовой функции (ст. 15, 56 ТК РФ).

Дата смерти указывается датой прекращения трудового договор независимо от того, когда работодатель получил от родственников умершего работника копию свидетельства о смерти по установленной форме. То есть дата приказа о прекращении трудового договора может быть позже даты прекращения трудовых отношений и будет совпадать с датой представления свидетельства о смерти.

На приказе о прекращении трудового договора не будет подписи работника. В приказе не могут расписаться и родственники умершего работника. На приказе следует сделать соответствующую запись об этом (например, "С приказом невозможно ознакомить по причине смерти работника" (ч. 2 ст. 84.1 ТК РФ). Подпись заверяется кадровым работником, уполномоченным вести кадровый учет, или руководителем.

Приказ о расторжении трудового договора необходимо зарегистрировать в Журнале регистрации приказов (распоряжений) либо в ином порядке, установленном работодателем.

3. Подать СЗВ-ТД об увольнении работника

Вне зависимости от способа ведения трудовой книжки уволенного работника работодатель обязан представить в ПФР сведения о его увольнении по форме СЗВ-ТД, утв. постановлением Правления ПФ РФ от 25.12.2019 № 730п (п. 2.4 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ). Сведения необходимо представить не позднее рабочего дня, следующего за днем издания приказа об увольнении (пп. 2 п. 2.5 ст. 11 Закона № 27-ФЗ).

4. Внести запись в личную карточку работника

Унифицированные формы личной карточки утверждены постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1. Форма № Т-2 предназначена для коммерческих организаций, форма № Т-2ГС(МС) – для государственных и муниципальных служащих.

В строке Основание прекращения трудового договора (увольнения) Раздела XI личной карточки производится запись в соответствии с приказом об увольнении. В рассматриваемом случае необходимо указать: Трудовой договор прекращен в связи со смертью работника, пункт 6 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации.

Негосударственные организации могут пользоваться самостоятельно разработанной формой (см. письмо Роструда от 14.02.2013 № ПГ/1487-6-1.

Строка об ознакомлении с этой записью работника остается незаполненной.

5. Внести запись о прекращении трудового договора в трудовую книжку и выдать ее родственникам работника.

Данный пункт необходимо выполнять только в том случае, если трудовая книжка работника ведется на бумажном носителе (ст. 66 ТК РФ). В случае если трудовая книжка ведется в электронной форме (ст. 66.1 ТК РФ) запись об увольнении не вносится, поскольку трудовая книжка находится у работника. В этом случае сведения об увольнении отражаются только в отчете по форме СЗВ-ТД.

Форма трудовой книжки утверждена постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225, а порядок ее заполнения – постановлением Минтруда России от 10.10.2003 № 69.

Запись об основании и причине прекращения трудового договора следует вносить в точном соответствии с формулировками ТК РФ или иного федерального закона и со ссылкой на необходимую статью, пункт, часть.

Сведения о приеме на работу, переводе на другую постоянную работу, квалификации, увольнении (с указанием причин и ссылкой на статью, пункт закона)

Наименование, дата и номер документа, на основании которого внесена запись

Читайте также: