Трудовой договор с менеджером по персоналу общества с ограниченной ответственностью

Обновлено: 28.04.2024

Как театр начинается с вешалки, так устройство на работу начинается с отдела кадров компании или рекрутингового агентства. Ключевой сотрудник в них — менеджер по персоналу или HR-менеджер (сокращенное от английского human resources — человеческие ресурсы).

Что это за должность?

Основная задача менеджера по персоналу — поиск и подбор сотрудников для предприятия. Однако, кроме поиска и подбора сотрудников, он также отвечает за оформление и быструю адаптацию новичка в коллективе, за моральный климат и многое другое.

Раньше таких сотрудников называли инспекторами по кадрам (или кадровиками), но по сравнению с обязанностями кадровика (который в основном занимался кадровым делопроизводством и следил за соблюдением трудового законодательства), обязанности HR-менеджера выходят далеко за эти рамки.

Более того, профессия HR-менеджера разделяется еще на ряд специализаций, а именно:

  • рекрутинг-менеджер (непосредственно занимается поиском персонала);
  • тренинг-менеджер (организует различные тренинги и семинары, курсы направленные на повышение квалификации и эффективности работы сотрудников);
  • менеджер по делопроизводству (составляет договора, ведет личные дела сотрудников и т.д.).

Как правило, в мелких организациях всем этим занимается один или несколько человек, в крупных — целый отдел, в котором все эти специализации разделены между конкретными сотрудниками.

Обычно количество менеджеров по персоналу определяется по количеству сотрудников организации. Так, если в компании работает около 100-150 человек, достаточно одного менеджера. В крупных фирмах количество HR-менеджеров может достигать 10 и более человек.

Должностные обязанности

К прямым должностным обязанностям менеджера по персоналу относят:

— мониторинг рынка труда на предмет составления текущей картины с трудовыми ресурсами и уровнем зарплаты, доведение полученных сведений до руководства;

— на основании мониторинга формирование кадровой политики организации;

— непосредственный поиск и наем сотрудников;

— забота о полной комплектации штата организации;

— формирование кадрового резерва;

— формирование и поддержание корпоративной культуры;

— курирование новых сотрудников с целью их скорейшей адаптации в коллективе;

— разработка системы мотивации, которая включает в себя в основном нематериальные факторы (материальными, как правило, занимается руководство);

— забота о повышении квалификации сотрудников (организация тренингов, семинаров, курсов и т.д.)

Помимо этого, HR-менеджер должен быть неплохим психологом, чувствовать насколько новый сотрудник впишется в коллектив, есть ли у него перспективы развития именно в этой компании и т.д.

Как видно из вышеперечисленного, задач, стоящих перед специалистом по кадрам, действительно много, они сложны и разнообразны. Поэтому очень важно, чтобы человек, который решил посвятить себя этой работе обладал рядом необходимых качеств.

Кто лучше всего подойдет

HR-менеджер должен обладать следующими качествами:

  • стрессоустойчивостью, поскольку данная работа предполагает общение с людьми, причем не всегда позитивное: людей приходится увольнять, им приходится отказывать в найме на работу, штрафовать и т.д.;
  • коммуникабельностью — опять-таки предполагается частое общение с людьми;
  • беспристрастностью, поскольку зачастую требуется оценивать людей не по их личностным, а профессиональным качествам;
  • доброжелательностью, тактом и т.п.

Иными словами, хорошего менеджера по персоналу отличает умение эффективно взаимодействовать с этим самым персоналом. Также данная профессия предполагает хорошие навыки самоорганизации и творческий подход.

Карьерные перспективы

Поскольку HR-менеджер — одна из ключевых, отвечающих за качество сотрудников фигур, профессия это весьма востребована на рынке труда. Хорошего специалиста ждет неплохая зарплата и перспективы карьерного роста до начальника отдела кадров, а, в некоторых случаях, вплоть до члена совета управления компанией со всеми вытекающими из этого финансовыми и иными бонусами.

Однако для того, чтобы сделать карьеру в сфере HR, надо быть действительно высококлассным специалистом, что само по себе предполагает постоянное самосовершенствование и развитие.

Собственный HR-менеджер или аутсорсинг

Одни предприятия имеют свои кадровые или рекрутинговые отделы (такой рекрутинг называется внутренним), другие предпочитают пользоваться услугами сторонних рекрутинговых агентств (внешний рекрутинг).

Обращайтесь к специалистам

Должностная инструкция менеджера по персоналу составляется для определения круга обязанностей обозначенного специалиста, применительно к нуждам конкретного предприятия. Для этого в инструкции описываются основные требования к квалификации менеджера, какими навыка он должен владеть и прочие моменты, важные для выстраивания рабочего процесса. Несмотря на то, что необходимость должностной инструкции не закреплена законодательно, на практике почти во всех компаниях этот документ включается в перечень рабочей документации.

  • Бланк и образец
  • Бесплатная загрузка
  • Онлайн просмотр
  • Проверено экспертом

Образец должностной инструкции менеджера по персоналу

1. Основной раздел

  1. Менеджер по персоналу отвечает за поиск кадров для требуемых руководством предприятия позиций.
  2. Менеджер по персоналу назначается и освобождается от должности директором предприятия, по представлению начальника кадрового отдела.
  3. Менеджер по персоналу состоит в подчинении у начальника кадрового отдела.
  4. На время отсутствия менеджера по персоналу его функции передаются другому работнику отдела.

Кандидат на эту должность обязан отвечать следующим квалификационным требованиям:

  • законченное среднее или высшее образование;
  • опыт работы на профильных должностях от 0,5 года.

Менеджер по персоналу должен разбираться в:

  • актуальном трудовом законодательстве;
  • принятых на предприятии нормах документооборота;
  • составлении документов по работникам для государственных органов;
  • основных методах поиска специалистов;
  • способах проверки информации, представленной соискателями;
  • методах проведения профессионального тестирования кандидатов;
  • приемах собеседования с кандидатами;
  • стандартах вознаграждения сотрудников, принятых на предприятии;
  • принципах работы своего предприятия;
  • управленческой структуре предприятия;
  • текущем состоянии персонала предприятия;
  • планах по привлечению нового персонала на предприятие;
  • текущем состоянии рынка труда и его перспективах в требуемых регионах и отраслях;
  • передовых практиках в кадровом деле;
  • внесении информации о сотрудниках в соответствующую базу данных предприятия;
  • актуальных профессиональных стандартах по востребованным позициям;
  • способах расчета эффективности деятельности сотрудников;
  • нормативах премирования и поощрения сотрудников;
  • пользовании компьютерами, требуемыми программами и оргтехникой.

Менеджер по персоналу руководствуется:

  • нормативами трудового законодательства;
  • соответствующими документами предприятия;
  • пунктами инструкции.

2. Функции

За менеджером по персоналу закрепляются следующие обязанности:

  1. Подбор кандидатур для требуемых предприятию должностных позиций.
  2. Взаимодействие с менеджерами предприятия по вопросам кадров.
  3. Сотрудничество с кадровыми агентствами в вопросах поиска и отбора кандидатур.
  4. Участие в мероприятиях по аттестации сотрудников предприятия.
  5. Подготовка обзоров и отчетов по рынку труда.
  6. Участие в составлении планов по кадровому развитию предприятия.
  7. Взаимодействие с сотрудниками предприятия по проблемным моментам работы.
  8. Проведение тестов и собеседований с соискателями, а также проверка сообщенных ими сведений.
  9. Отслеживание новаций в сфере кадрового законотворчества.
  10. Участие в работе по поощрению работников предприятия.
  11. Объяснение соискателям и новым сотрудникам основных рабочих моментов на предприятии.
  12. Сотрудничество с коллегами по вопросам кадровой деятельности.
  13. Участие в подготовке программ по переподготовке и повышению квалификации сотрудников.
  14. Участие в разрешении трудовых споров между сотрудниками.

3. Ответственность

Менеджер по персоналу может привлекаться к ответственности в следующих случаях:

  1. За ущерб, который был причинён предприятию из-за его некомпетентности, — в соответствии с правилами трудового законодательства.
  2. За передачу внутренней информации третьим лицам — в пределах, прописанных в законодательстве.
  3. За совершенные в ходе выполнения своих обязанностей правонарушения — в соответствии с действующими законодательными нормами.

4. Права

За менеджером по персоналу закреплен следующий объём прав:

  1. Передавать руководству предложения по улучшению ситуации в зоне своей ответственности.
  2. Принимать участие в совещаниях своего отдела по вопросам развития.
  3. Требовать от работников предприятия данных, которые необходимы для выполнения своих обязанностей.
  4. Взаимодействовать со службой безопасности по вопросам оперативной проверки данных, представленных соискателями.
  5. Требовать от начальника отдела создания оптимальных условий для ведения своей деятельности.

Для чего нужна инструкция?

Любая компания сталкивается с необходимостью упорядочивания кадровых вопросов. Мало просто назначить сотрудника в отдел — он должен знать порядок взаимодействия с коллегами, объем требуемой работы, свои права и другие моменты, без которых невозможно продуктивное выполнение своих функций. Заполнению этих пробелов и служит должностная инструкция. Её основные функции:

  • формализация рабочего процесса;
  • информирование сотрудника по основным аспектам его деятельности;
  • предотвращение возможных рабочих конфликтов;
  • урегулирование трудовых и судебных споров.

Благодаря такому многообразию функций, сейчас инструкция считается стандартным документом для любой специальности.

Основы составления должностной инструкции

В российском законодательстве нет указаний о формате должностной инструкции. Как результат — работодатель может переделывать типовые образцы под свои нужды. Но имеются и определенные стандарты написания ДИ. Так, в её состав включают 4 базовых раздела, которые конкретизируют основные аспекты деятельности сотрудника:

  1. Основной раздел.
  2. Обязанности.
  3. Ответственность.
  4. Права.

Эти разделы берутся из образцов инструкций, а затем дорабатываются, исходя из нужд конкретного работодателя. Данные разделы могут быть дополнены несколькими пунктами, конкретизирующими, например, условия работы, должностные связи или оценку качества труда.

Общий раздел

В данной части инструкции прописываются разнообразные основы взаимодействия работника и его нанимателя. Дается описание процедуры его замены, требуемая от него квалификация, владение определенными рабочими навыками и другие моменты. В основном, все здесь прописывается стандартно. Исключением является список требуемых навыков, составляемый под нужды конкретного нанимателя. В части компаний от менеджера по персоналу, кроме подбора кадров, ожидается владение и другими навыками: проверка данных, тестирование соискателей на детекторе лжи, урегулирование деловых конфликтов и прочее.

Требуемые от менеджера навыки должны соответствовать требуемым от него обязанностям, представленным в следующем пункте ДИ.

Функции

Из всех разделов — наиболее индивидуализированный. Ведь у любого работодателя может быть свое представление, чем должен заниматься его менеджер по персоналу. В разный компаниях, отличающихся по размеру, отраслям и организационной форме, данные специалисты, несмотря на одинаковое название, могут выполнять разные обязанности.

Рекомендуется не перегружать сотрудника второстепенными функциями, создающими помехи его основной деятельности.

Ответственность

В данном разделе разобраны основные нарушения, за которые менеджера по персоналу можно будет привлечь к ответственности. Для ряда позиций, в том числе и менеджера по персоналу, имеет смысл отдельно выделить пункт об ответственности за разглашение внутренней информации.

Сама ответственность упоминается в общей форме, с минимумом конкретизации. Это объясняется тем, что конкретная ответственность может быть определена лишь в ходе соответствующих разбирательств.

Права

Раздел посвящен описанию прав, имеющихся у специалиста. Они довольно стандартны, но могут разнообразиться в зависимости от особенностей работодателя. Так, если в компании присутствует служба безопасности, то менеджеру следует дать право на получение от её сотрудников информации по соискателям и сведениям, которые они предоставили.

После окончания процессов составления и согласования инструкции, она распечатывается на корпоративном бланке. Руководитель предприятия и нанимаемый работник своими подписями подтверждают, что согласны с её содержанием. Дополнительно могут потребоваться подписи лиц, с которыми согласовывалось назначение. Печать предприятия ставить в инструкции не обязательно.

1. Предмет договора

1.1 Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя обязательства по оказанию следующих услуг:

  • организация поиска, отбора и представления специалистов в соответствии с требованиями, указанными Заказчиком в Заявке, которая в виде Приложения является неотъемлемой частью настоящего Договора. В зависимости от количества вакансий может быть подписано несколько Приложений к данному Договору.

1.2 Заказчик обязуется оплачивать услуги Исполнителю в порядке и сроки, установленные в разделе 3 настоящего Договора.

2. Права и обязанности сторон

2.1. Исполнитель обязуется:

2.1.1. Оказать услуги по организации исследования рынка труда, поиску, отбору и представлению кандидатов, на предоставленные Заказчиком вакансии, соответствующих требованиям, указанным в соответствующем Приложении.

2.1.2. Выполнить комплекс работ по подбору и представлению Заказчику для ознакомления информации в виде письменного отчета и/или Резюме по каждому из кандидатов, включающих профессиональные и биографические данные, доступные для Исполнителя и имеющие значение для определения соответствия представленной кандидатуры требованиям, указанным в соответствующем Приложении.

Кандидат считается представленным заказчику, если Исполнитель направит, а Заказчик получит резюме данного кандидата и не направит в течение 3 (трех) рабочих дней с даты получения резюме уведомления о том, что кандидат уже был ранее представлен Заказчику из других источников.

2.1.3. Провести мероприятия по организации собеседований с выбранными кандидатами в назначенное Заказчиком время.

2.1.4. Представить Акт сдачи-приемки оказанных услуг в течение 3-х дней после принятия Заказчиком решения о найме на работу представленного кандидата в фирме Заказчика, либо в течение 3-х дней с момента, когда Исполнителю стало известно о найме Заказчиком на работу кандидата, представленного Исполнителем Заказчику в рамках данного договора. В случае подписания нескольких Приложений к настоящему договору Акт сдачи-приемки оказанных услуг представляется по каждому нанятому Заказчиком кандидату отдельно.

В целях настоящего договора под приемом на работу понимается: заключение с отобранным кандидатом трудового договора, контракта, фактическое допущение кандидата к работе, заключение с отобранным кандидатом гражданско-правового договора.

2.1.5. С момента даты приема представленного кандидата на работу в фирму Заказчика не предоставлять этому кандидату информацию о вакантных местах у других клиентов Исполнителя.

2.1.6. В случае увольнения Специалиста (по собственной инициативе или по инициативе Заказчика) в течение срока гарантийной замены, указанной в соответствующем Приложении, Исполнитель обязуется осуществить одну замену кандидата без оплаты со стороны Заказчика. Увольнение кандидата подтверждается официальным письмом с обоснованием принятого решения. Замена специалиста не производится в случаях:

  • если специалист фактически продолжает работать у Заказчика;
  • несоблюдения Заказчиком трудового законодательства РФ в отношении Специалиста;
  • несвоевременной оплаты Заказчиком всех оказанных Исполнителем услуг;
  • увольнения в связи с сокращением штата компании, ликвидации предприятия Заказчика, отсутствия необходимости в таком специалисте.

2.1.7. В случае направления Заказчику резюме кандидатов на замену, соответствующих требованиям, указанным в соответствующем Приложении, и не приглашения данных кандидатов Заказчиком на собеседование, обязательства Исполнителя по замене Специалиста считаются выполненными. В случае проведения Заказчиком собеседования с кандидатом, резюме которого соответствует требованиям, указанным в Приложении, и немотивированного отказа в приеме на работу, обязательства Исполнителя по замене Специалиста считаются выполненными.

2.2. Исполнитель оставляет за собой право в случае изменения Заказчиком требований к кандидату, указанных в Приложении, пересмотреть стоимость оказываемых услуг.

2.3. Заказчик обязуется:

2.3.1. Предоставить Исполнителю четкое и полное описание предъявляемых требований к кандидату на вакантную должность и условий найма на работу, которые должны быть зафиксированы в соответствующем Приложении.

2.3.2. Рассмотреть направленный Исполнителем письменный отчет и/или Резюме по каждому из кандидатов и известить о предварительном отборе кандидатур для проведения собеседования, согласовать с Исполнителем дату, время и адрес места проведения собеседования в течение 3-х рабочих дней

2.3.3. Если Заказчик получил от Исполнителя резюме кандидата, с которым Заказчик не связывался и не проводил собеседования, данный кандидат считается направленным от Исполнителя.

2.3.4. Провести первое собеседование с каждым из отобранных по резюме кандидатов в срок не позднее 5-ти рабочих дней с момента получения от Исполнителя резюме.

2.3.5. Сообщить о принятии решения о приеме на работу кандидата в течение 5-ти рабочих дней с даты проведения собеседования с ним.

2.3.6. Рассмотреть и подписать Акт сдачи-приемки оказанных услуг в течение 3-х рабочих дней с момента его получения от Исполнителя.

2.3.7. Оплатить услуги, оказанные Исполнителем в рамках настоящего договора, в размере, указанном в соответствующем Приложении.

2.3.8. В течение 3-х недель с момента подписания настоящего договора и каждого соответствующего Приложения не размещать заказ в других кадровых агентствах.

2.3.9. Письменно уведомить Исполнителя о закрытии вакансии в случае, если подбор кандидата произошел без участия Исполнителя.

3. Стоимость услуг и порядок оплаты

3.1. Заказчик оплачивает Исполнителю услуги по организации поиска, отбора и представления кандидатов в соответствии с требованиями настоящего договора и соответствующих приложений к нему.

3.2. Стоимость услуг по каждой вакансии определяется Сторонами в соответствующем Приложении к настоящему Договору.

3.3. Полный и окончательный расчет по каждому из приложений должен быть произведен Заказчиком не позднее 3 банковских дней с момента фактического выхода на работу отобранного кандидата. Дата начала стажировки (обучения) кандидата у Заказчика также считается датой фактического выхода Кандидата.

4. Ответственность сторон

4.1. За нарушение сроков платежей, предусмотренных разделом 3 настоящего Договора, Заказчик выплачивает Исполнителю неустойку в размере 0,5% от суммы просроченного платежа за каждый день просрочки до фактического исполнения обязательства.

4.2. При просрочке внесения Заказчиком платежа более чем на 5 (пять) дней после оговоренного в п. 3.3. срока произведения полного расчета с Исполнителем, Исполнитель вправе отказаться от выполнения обязанности п. 2.1.6. настоящего договора, и при этом будет вправе требовать выплаты всей предусмотренной п. 3.3. договора суммы.

4.3. За невыполнение или ненадлежащее выполнение своих обязательств Стороны несут ответственность, предусмотренную действующим законодательством РФ.

5. Разрешение споров

5.1. Все споры и разногласия, связанные с неисполнением или ненадлежащим исполнением Сторонами обязательств по настоящему Договору, передаются на рассмотрение Арбитражного суда г. Москвы.

5.2. В случае приема на работу Заказчиком кандидата в течение 1 года с момента его представления Исполнителем по настоящему Договору без надлежащего уведомления об этом Исполнителя и оплаты за услуги последнему, такой кандидат считается представленным Заказчику Исполнителем в рамках настоящего Договора с обязанностью Заказчика оплатить услуги Исполнителя за такого специалиста. Оплата производится в соответствии с тем Приложением, на основании требований которого осуществлялся подбор принятого на работу кандидата.

5.3. За противоправные действия, совершенные по отношению друг к другу отобранным специалистом и Заказчиком, Исполнитель ответственности не несет.

5.4. Если Заказчик в течение 1 года с момента собеседовании я с кандидатом, представленным Исполнителем, нанимает кандидата, рекомендует его для трудоустройства иным (дочерним, партнерским и т.п.) юридическим и физическим лицам, что приводит к трудоустройству кандидата, считается, что Исполнитель выполнил свои обязательства в полном объеме, и Заказчик обязан оплатить услуги Исполнителя в соответствии с пунктом 3.3.

5.5. Стороны принимают на себя обязательства информировать друг друга обо всех изменениях, касающихся юридического (фактического) адреса, банковских и иных реквизитов, а также номеров телефонов в течение 10 (десяти) рабочих дней после такого изменения.

6. Форс-мажор

6.1. Стороны освобождаются от ответственности за частичное и полное неисполнение обязательств по настоящему Договору, если это неисполнение явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы, возникших после заключения настоящего Договора в результате событий чрезвычайного характера, которые Сторона не могла ни предвидеть, ни предотвратить разумными мерами.

7. Прочие условия

7.2. Информация, передаваемая Сторонами друг другу, в период действия настоящего Договора, является конфиденциальной и не подлежит разглашению третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством РФ.

7.3. Стороны договорились, что деловая корреспонденция и иные документы, касающиеся настоящих договорных отношений, отправленные и полученные посредством факсимильной, электронной или иной связи либо иным способом, позволяющим достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору, признаются имеющими юридическую силу.7.4. Все изменения и дополнения к настоящему Договору действительны лишь в том случае, если они имеют письменную форму и подписаны полномочными представителями Сторон.

7.5. Настоящий Договор составлен в 2-х экземплярах, имеющих равную юридическую силу.

Подборка наиболее важных документов по запросу Трудовой договор с менеджером (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Формы документов: Трудовой договор с менеджером

Судебная практика: Трудовой договор с менеджером

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2019 год: Статья 13 "Порядок назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком" Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством"
(Р.Б. Касенов) Суд отказал в удовлетворении требований общества к региональному отделению Фонда социального страхования РФ о признании недействительным решения о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством; об обязании возместить расходы, произведенные обществом на выплату страхового обеспечения; о взыскании судебных расходов. Как указал суд, в силу ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ назначение и выплата пособий по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляются страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица. В качестве доказательств реального выполнения застрахованным лицом трудовых обязанностей обществом представлены, в том числе, подписанные указанным лицом копии договоров поставки, копия документа по подведению итогов выполнения мероприятий коллективного договора, копии заявок на выставление счетов, копии счетов, копии табелей учета рабочего времени, а также копия журнала регистрации договоров. Между тем представленные обществом в материалы дела документы не являются безусловным доказательством осуществления застрахованным лицом функций менеджера, на должность которого оно было принято. Предоставленная в материалы дела должностная инструкция менеджера не предусматривает выполнения обязанностей, на выполнение которых указывает общество в качестве реальности подтверждения работы застрахованного лица. После ухода застрахованного лица в отпуск по беременности и родам и в отпуск по уходу за ребенком до полутора лет должность менеджера является вакантной, обязанности исполняет заместитель начальника коммерческого отдела. При этом трудовой договор с застрахованным лицом заключен обществом за 2,5 месяца до его ухода в отпуск по беременности и родам и за неделю до выхода на работу лица, выполняющего далее обязанности застрахованного лица, а директор общества является родственником застрахованного лица. Таким образом, обществом надлежащим образом не подтверждено наличие производственной необходимости принятия на работу указанного сотрудника.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Трудовой договор с менеджером

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Особенности сокращения сотрудника с разъездным характером работы
(Гришина О.П.)
("Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2021, N 6) Условиями трудового договора сотрудника (например, регионального менеджера по работе с аптечными сетями), заключенного им с организацией, имеющей филиалы и подразделения по всей стране, установлен разъездной характер работы. Сотрудник попадает под сокращение. Должна ли организация предлагать ему вакансии только в местности, где заключен трудовой договор, или по всей территории разъездов? Как эта ситуация разрешается в правоприменительной практике? На что обращают внимание судьи? Ответы на эти вопросы - в данном материале.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Как привлечь "дистанционщика" к дисциплинарной ответственности
(Каблучков А.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2021, N 1) Судебная практика. Работодателю удалось доказать, что региональный менеджер по продажам в свои рабочие дни находился за границей, где нет клиентов, с которыми он мог бы работать. Так как в трудовом договоре менеджера не было условия о дистанционной работе, суд признал законным его увольнение за прогул (апелляционное определение Волгоградского областного суда от 15.03.2018 по делу N 33-3875/2018).


Образец трудового договора с генеральным директором ООО вы можете загрузить на нашем портале. Изучим особенности структуры и заключения соответствующего договора подробнее.

Составляется ли трудовой договор с генеральным директором

Появление необходимости в составлении трудового договора с директором хозяйственного общества зависит от статуса руководителя в контексте объема прав собственности на уставной капитал ООО. Здесь возможны следующие варианты:

1. Руководитель не является единственным собственником организации (либо не владеет долями в фирме вообще).

В этом случае собственники организации, наделившие директора полномочиями в соответствии с решением общего собрания, будут обязаны заключить с ним и трудовой договор. Осуществление полномочий директора — это труд на постоянной основе, и в РФ он должен осуществляться на базе норм ТК РФ, а значит, в рамках трудового договора.

2. Руководитель является единственным владельцем ООО.

В этом случае он вправе осуществлять руководство фирмой и без трудового договора. Законом не запрещено заключение соответствующего контракта, хотя это и не слишком приветствуется органами власти. Минфин, к примеру, считает, что в отсутствии 2 сторон трудовой договор не может быть заключен, и потому единственный учредитель фирмы не вправе нанять себя директором (письмо Минфина от 19.02.2015 № 03-11-06/2/7790). С Минфином согласен и Роструд (письмо от 06.03.2013 № 177-6-1).

Преимуществами заключения контракта могут быть, к примеру:

  • возможность подтверждать доходы по справке 2-НДФЛ, что может пригодиться при оформлении кредита, получении виз;
  • возможность уменьшать (при отсутствии возражений со стороны ФНС, которые, если следовать логике письма 03-11-06/2/7790, ожидаемы) расходы организации на зарплату директора и начисленные на нее социальные взносы. В то время как выплата дивидендов — источника доходов директора без трудового договора — не уменьшает налогооблагаемую базу;
  • возможность применять налоговые вычеты при ставке НДФЛ в 13%, в то время как по дивидендам — выплатам в рамках долевого участия в бизнесе — вычеты не оформляются (п. 3 ст. 210 НК РФ).

Если у вас есть доступ к КонсультантПлюс, проверьте правильно ли вы оформили трудовые отношения с директором. Если доступа нет, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Кто подписывает трудовой договор с директором в статусе учредителя

Если руководитель — единственный владелец ООО, то кто подписывает трудовой договор с генеральным директором такого юрлица?

Таким образом, если у организации — единственный собственник, то трудовой договор с директором (как вариант — с самим собой) заключает он. Делегировать данное полномочие, к примеру, директору по персоналу он не вправе. При этом если владелец фирмы заключает трудовой договор с самим собой, то в него нельзя включать положения, предписанные нормами, которые содержатся в главе 43 ТК РФ.

Если у фирмы несколько собственников, то договор директор заключает с главой собрания собственников (либо иными лицами в порядке, рассмотренном нами выше), которым при этом может быть избран сам нанимаемый директор, поскольку это не запрещено законом. В свою очередь, в контракте прописываются условия, предусмотренные положениями главы 43 ТК РФ.

На нашем форуме можно получить ответ на любой вопрос, который у вас возникает в ходе заключения трудового договора. В этой ветке можно обсудить, например, как должна проходить процедура заключения трудового договора.

Изучим теперь то, каким образом, собственно, составляется договор, а также то, какая форма документа при этом используется.

Какая должна использоваться форма трудового договора с директором

Для заключения контракта с генеральным директором ООО образец формы, обязательный для всех типов хозяйствующих субъектов, не установлен законом (равно как и образец трудового договора с рядовыми сотрудниками). Однако типовую форму контракта, введенную в оборот законодательно, обязаны использовать, в частности, микропредприятия (ст. 309.2 ТК РФ).

Важно, чтобы в трудовом договоре с директором ООО присутствовали разделы, раскрывающие:

  • предмет договора;
  • права и обязанности директора;
  • права и обязанности фирмы;
  • режим работы директора;
  • режим отдыха;
  • порядок несения директором материальной ответственности;
  • гарантии и компенсации, предоставляемые руководителю фирмы;
  • порядок использования директором имущества фирмы;
  • прочие условия соглашения, не ухудшающие положения работника в сравнении с действующим законодательством и локальными нормативами (ст. 57 ТК РФ).

Порядок размещения указанных разделов в договоре значения не имеет. Но, как правило, он соответствует приведенной последовательности элементов соглашения.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Гендиректор — в полной мере материально ответственное лицо в соответствии со ст. 277 ТК РФ, ст. 44 закона № 14-ФЗ и постановлением Минтруда РФ от 31.12.2002 № 85. Обстоятельства, исключающие полную материальную ответственность, перечислены в ст. 239 ТК РФ и п. 5 постановления Пленума ВС РФ от 16.11.2006 № 52.

В контракт между фирмой и генеральным директором предполагается включение ряда примечательных формулировок. Изучим их в контексте небольших выписок из определенных разделов соответствующего трудового договора.

Выписка из трудового контракта с директором: на что обратить внимание

Данная формулировка может звучать так:

В соответствующей части трудового договора с директором ООО не должен фигурировать срок, превышающий 5 лет. Дело в том, что единоличный исполнительный орган ООО не может функционировать бессрочно, в то время как максимальная длительность срочного договора — 5 лет (п. 2 ст. 58 ТК РФ).

В том же разделе могут быть прописаны условия об испытательном сроке для директора. В этих целях в договоре могут присутствовать формулировки:

1. После заключения договора работник проходит испытание в целях подтверждения уровня квалификации, необходимого для исполнения обязанностей по занимаемой должности.

2. Срок испытания работника составляет 120 дней.

3. По истечении срока испытания работника, а также при отсутствии намерений со стороны работодателя либо работника осуществить действия, предусмотренные ст. 71 ТК РФ, испытание считается пройденным.

Они могут звучать так: Работник обязан не допускать разглашения конфиденциальной информации и охраняемой законом тайны, доступ к которым он приобретает в ходе осуществления трудовой деятельности.

Где можно скачать пример трудового договора на должность директора


Данный документ отражает те нюансы, что рассмотрены нами выше. При этом доступный на нашем сайте образец трудового договора с генеральным директором ООО предусматривает, что работодатель генерального директора — не он сам (как единственный учредитель), а другие лица.

Узнать больше о специфике заключения трудового договора с директором предприятия вы можете в статьях:

Итоги

Трудовой договор заключается с директором обязательно, только если он — не единственный учредитель организации. В этом случае достаточно наличия полномочий руководителя по решению единственного учредителя, в то время как трудовой договор заключается добровольно.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Читайте также: