Административно правовые методы государственного управления курсовая работа

Обновлено: 16.05.2024

Метод административно-правового управления государством

Наряду со специальными формами административно-правовой направленности в ходе практической реализации власти исполнительного характера одна из самых важных ролей отводится административно-правовым методам государственного управления.

В общепринятом понимании метод обычно означает конкретный способ, прием практического осуществления чего-либо. Относительно государственного управления под ним понимается определенный способ, прием той или ной практической реализации задач и функций власти исполнительного порядка в деятельности исполнительных органов (лиц при должности) на основе специальной закрепленной за ними компетенции в установленных границах, и в соответствующей форме.

Методы административного характера обычно квалифицируются в роли способов или средств внеэкономического или прямого управляющего воздействия со стороны субъектов деятельности государственно-управленческой направленности на соответствующие объекты управления независимо от конкретной области общественной жизни. Свое выражение они находят именно в совершении субъектом управления специальных действий управленческой направленности, в содержании которых в первую очередь проявляется именно властное обеспечение должного поведения тех или иных управляемых объектов.

Какие-либо административно-правовые методы управления находятся в единстве с конкретными формами государственного управления. Форма государственного управления обусловливает выбор того или иного метода государственного управления, что определяется специальными задачами управления. Метод государственного управления всегда имеет своим адресатом соответствующий объект (коллективный или же индивидуальный). В методах управления в соответствующем объеме находит свое выражение государственный (который также еще называется публичным) интерес, а также управляющая воля государства.

Отсюда получается, что под государственными методами управления обычно понимаются определенные правовые способы и, что самое главное приемы деятельности органов власти исполнительной направленности, и их лиц при должности осуществленные в рамках их компетенции, и, которые вызывают определенные юридические последствия. Выбор тех или иных методов государственного управления по большей части определяется именно задачами, которые стоят перед органом исполнительной власти, или лицом при должности, а также их компетенцией.

Признаки административно-правовых методов

Методы административно-правового характера государственного управления обладают такими основными признаками:

  • они применяются в ходе определенной исполнительно-распорядительной деятельности органов исполнительной власти, а также их должностных лиц с конкретной целью решения задач государственного управления;
  • они определены специальным правом и, что самое главное закреплены в законодательных, и других документах нормативного характера, которые определяют статус субъектов государственного управления. Этим методы административно-правовой направленности государственного управления отличаются от экономических, а также социально-психологических и совершенно иных методов, которые применяются в других сферах управленческой деятельности;
  • в свое время они выражаются в специальных методах, а также приемах реализации субъектами государственного управления задач в пределах своей личной компетенции, вызывая при этом определенные юридические последствия;
  • их выбор в свою очередь обусловлен компетенцией субъектов государственного управления.

Метод убеждения и принуждения

При помощи методов убеждения происходит стимуляция должного поведения лиц, которые являются участниками управленческих отношений. К данным методам имеют отношение определенные конкретным правом административной направленности приемы и способы государственного управления как разъяснения, различного рода рекомендации, использование определенных поощрений и др.

К принудительным методам имеет отношение привлечение граждан к административной ответственности, а также ряд других мер административного принуждения. Принуждение обычно рассматривается в качестве вспомогательного метода воздействия, которое применяется в силу нерезультативности убеждения. В ситуации же нарушения требований административно-правовых норм оно выражается в использовании дисциплинарной или административной ответственности. При потребности для обеспечения общественной безопасности действует особый комплекс мер принудительного характера в совокупности с юридической ответственностью обозначаемых как принуждение административной направленности.

Классификация методов управления по основаниям

В теории права административного порядка методы государственного управления классифицируются и по каким-либо иным основаниям.

Так, по содержанию отмечаются такие методы:

  • установление специальных правил поведения общеобязательного характера;
  • предписание о совершении тех или иных деяний, запрещение определенных действий или же наоборот разрешение определенных действий;
  • регистрация государственного характера (лицензирование);
  • установление определенных стандартов, а также квот;
  • разрешение возникающих между участниками управленческих отношений определенных споров;
  • использование мер поощрения и принуждения административного характера;
  • отмена или же приостановление документов правового характера подведомственных государственных органов и определенных лиц при должности.

По свойствам юридической направленности административно-правовые методы государственного управления подразделяются на индивидуальные, а также нормативные. К методам нормативной направленности обычно относится издание документов правового характера, которые неким образом контролируют управленческие отношения в определенных сферах, к индивидуальным — предписания в виде прямых распоряжений в отношении каких-либо конкретных лип.

По способу воздействия на поведение субъектов методы административно-правовой направленности государственного управления подразделяются на обязывающие к совершению тех или иных деяний, уполномочивающие совершать те или иные деяния, а также запрещающие совершать какие-либо действия.

По специальной предписательной форме административно-правовые методы государственного управления могут подразделяться на императивные, а также рекомендательные и поручительные.

Методы любой деятельности разнообразны. В равной степени это относится и к методам управления, ибо различны по своему назначению субъекты исполнительной власти, различны и находящиеся под их воздействием объекты. Но это не исключает возможности определённым образом титуировать в их интересах присущие им наиболее значимые свойства и специфические черты.
В системе методов управления персоналом выделяют:
Ö Административный метод;
Ö Экономический метод;
Ö Социально-психологический метод.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..4
Административные методы управления…………………………………..5
Классификация административных методов управления персоналом.6
Организационные воздействия……………………………………………..7
Распорядительные воздействия……………………………………………..8
Дисциплинарная ответственность и взыскания………………………….9
Материальная ответственность и взыскания…………………………..10
Административная ответственность и взыскания…………………….11
Административно-правовые методы…………………………………. 12
Методы прямого и косвенного воздействия…………………………. 16
Административное принуждение и его виды…………………….……18
Административно-предупредительные меры…………………………20
Административно-пресекательные меры……………………………. 21
Меры административной ответственности……………………………23
Административно-правовое принуждение…………………………….25
Заключение………………………………………………………………. 28
Список литературы……………………………………………………….29

Файлы: 1 файл

Курсовая 1.docx

Административные методы управления…………………………………..5

Классификация административных методов управления персоналом. 6

Организационные воздействия…………………………………………….. 7

Распорядительные воздействия…………………………………………….. 8

Дисциплинарная ответственность и взыскания………………………….9

Материальная ответственность и взыскания……… …………………..10

Административная ответственность и взыскания……… …………….11

Административно-правовые методы…………………………………. 12

Методы прямого и косвенного воздействия…………………………. 16

Административное принуждение и его виды…………………….……18

Административно- предупредительные меры…………………………20

Административно-пресекательные меры……………………………. 21

Меры административной ответственности……………………………23

В общепринятом понимании метод означает способ, приём практического осуществления чего- либо.

Применительно к государственно- управленческой деятельности под методом понимается способ, приём практической реализации задач и функций исполнительной власти в повседневной деятельности исполнительными органами (должностными лицами) на основе закреплённой за ними компетенции, в установленных границах и в соответствующей форме. В подобном виде " метод" позволяет получить необходимое представление о том, как функционирует механизм исполнительной власти, как практически осуществляются управленческие функции, с помощью использования каких средств. Данная категория имеет в силу этого прямое отношение к характеристике сущности процесса реализации исполнительной власти, являясь одним из её непременных элементов. Она служит также целям придания управлению динамики.

Следовательно, метод управления есть средство практического осуществления функций государственно-управленческой деятельности, достижения её целей.

Методы любой деятельности разнообразны. В равной степени это относится и к методам управления, ибо различны по своему назначению субъекты исполнительной власти, различны и находящиеся под их воздействием объекты. Но это не исключает возможности определённым образом титуировать в их интересах присущие им наиболее значимые свойства и специфические черты.

В системе методов управления персоналом выделяют:

Ö Административный метод;

Ö Экономический метод;

Ö Социально-психологический метод.

В данной курсовой работе будет рассмотрен административный метод.

Административные методы управления.

Итак, методы управления – это способы осуществления управленческих воздействий на персонал для достижения целей управления производством.

Административные методы являются способом осуществления управленческих воздействий на персонал и базируются на власти, дисциплине и взысканиях.

Административные методы ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга, стремление человека трудиться в определённой организации и т.п. Эти методы воздействия отличает прямой характер воздействия: любой регламентирующий или административный акт подлежит обязательному исполнению.

Для административных методов характерно их соответствие правовым нормам, действующим на определённом уровне управления, а также актам и распоряжениям вышестоящих органов управления.

Различают пять основных способов административного воздействия: организационные воздействия, распорядительные воздействия, материальная ответственность и взыскания, дисциплинарная ответственность и взыскания, административная ответственность.

Классификация административных методов управления персоналом

Административные методы управления

Правила трудового распорядка

Полная материальная ответственность

Удержания из зарплаты

Ответственность за задержку трудовой книжки

Материальная ответственность и взыскания

Дисциплинарная ответственность и взыскания

Понижение в должности

Организационные воздействия основаны на подготовке и утверждении внутренних нормативных документов, регламентирующих деятельность персонала конкретного предприятия. К ним относятся устав предприятия или организации, коллективный договор между администрацией и трудовым коллективом, Правила внутреннего трудового распорядка, организационная структура управления, штатное расписание предприятия, положения о структурных подразделениях, должностные инструкции сотрудников и организация рабочих мест. Эти документы (кроме устава) могут оформляться в виде стандартов предприятия и обязательно вводятся в действие приказом руководителя предприятия. Эти документы обязательны для всех сотрудников, и их несоблюдение влечёт за собой применение дисциплинарных взысканий.

На предприятии, где имеет место высокий уровень организационных воздействий, доведённых до стандарта предприятия и регламентов управления, и высокая трудовая и исполнительская дисциплина, значительно снижается надобность в применении распорядительных воздействий. Те предприятия, которые не довели воздействия до стандартов и регламентов, нуждаются в постоянном оперативном распорядительном воздействии, и на них, предположительно, будут хуже конечные результаты производства. С другой стороны, реализация организационных воздействий в значительной степени зависит от менталитета работников, их желания неукоснительно соблюдать “писаные инструкции” и работать по правилам, утверждённым администрацией.

Распорядительные воздействия н аправлены на достижение поставленных целей управления, соблюдение внутренних нормативных документов или поддержание системы управления предприятием в заданных параметрах путём прямого административного регулирования. К известным способам распорядительного воздействия следует отнести приказы, распоряжения, указания, инструкции, целевое планирование, нормирование труда, координацию работ и контроль исполнения.

Наиболее категоричной формой распорядительного воздействия является приказ. Он обязывает подчинённых точно выполнить принятое решение в установленные сроки, а его неисполнение влечёт за собой соответствующую санкцию (наказание). Приказ обычно состоит из пяти частей: констатация ситуации или события, меры по устранению недостатков или обеспечению административного регулирования, выделенные ресурсы для реализации решения, сроки исполнения решения, контроль исполнения.

Распоряжение выступает в качестве второго основного вида распорядительного воздействия. Оно обязательно для исполнения в пределах конкретной функции управления и структурного подразделения. Распоряжение может содержать все перечисленные выше части приказа и так же, как и приказ, обязательно для исполнения перечисленными в нём подчинёнными. Отличие распоряжения от приказа заключается в том, что оно не охватывает все функции предприятия и обычно подписывается заместителями руководителя предприятия.

Указания и инструкции являются локальным видом организационного воздействия и чаще всего направлены на оперативное регулирование управленческого процесса в короткие сроки и для ограниченного числа сотрудников. Если указания или инструкции даются в устной форме, то они нуждаются в чётком контроле исполнения или должны быть основой высокого доверия в схеме отношений “руководитель-подчинённый”. Кроме того, при их реализации выше степень исполнения решений.

Инструктирование и координация работы – это методы руководства, основанные на передаче подчинённому правил выполнения трудовых операций.

Наставление – метод однократного применения со стороны руководителя, когда он пытается аргументировано объяснить целесообразность трудового задания для подчинённого. В случае отказа подчинённого повторная попытка нецелесообразна, т.к. приведёт к потере авторитета руководителя.

Дисциплинарная ответственность и взыскания

Дисциплинарная ответственность и взыскания Применяются в случае нарушения трудового законодательства, когда имеет место дисциплинарный проступок, под которым понимается противоправное виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей работником. Невыполнение работником трудовых обязанностей существует тогда, когда доказана его личная вина и он действовал умышленно и неосторожно. Если же работник нарушил свои трудовые обязанности по причине от него не зависящей (отсутствие нормальных условий труда, недостаточная квалификация для выполнения порученной работы и др.), то он не может быть привлечён к дисциплинарной ответственности. Для привлечения работника к дисциплинарной ответственности необходимо наличие трёх условий: неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых (служебных) обязанностей; противоправные действия или бездействие работника; нарушение правовых норм по вине работника. Дисциплинарные взыскания налагаются руководителем предприятия, а также другими должностными лицами, которым делегированы в установленном законном порядке соответствующие права. Право налагать дисциплинарные взыскания могут иметь начальники цехов, руководители отделов и служб, руководители самостоятельных структурных подразделений, начальники участков. Увольнение могут осуществлять только руководители предприятия, руководители же структурных подразделений могут ходатайствовать о применении этих взысканий.

За проступки в сфере трудовых правоотношений могут также применяться наказания, которые по своему статусу не являются дисциплинарными взысканиями и которые могут применяться одновременно с дисциплинарными взысканиями. К таким мерам можно отнести лишение провинившегося сотрудника премий , предусмотренных Положением об оплате труда. Руководство предприятия вправе лишить провинившегося работника вознаграждения по итогам за год, не предоставлять ему льготные путёвки в санатории и дома отдыха, перенести очередь на получение жилой площади. В ряде случаев допускается одновременное наложение административного и дисциплинарного взыскания. Так, работник за появление на работе в нетрезвом виде может быть подвергнут мерам дисциплинарного наказания и административному штрафу.

Материальная ответственность и взыскания

Материальная ответственность работников выражается в их обязанности возместить ущерб, причинённый виновным действием или бездействию предприятию, на котором они работают. Материальная ответственность возлагается на работников за ущерб, причинённый предприятию, с которым они состоят в трудовых отношениях, а также за ущерб, возникший в связи с возмещением им ущерба, причинённого его работниками третьим лицам, если этот ущерб возмещён предприятием. В этом случае по заявленному иску на работника может быть в порядке регресса возложена обязанность возместить этот ущерб предприятию в пределах, предусмотренным гражданским законодательством. Чаще всего к видам ущерба, который необходимо возмещать, относятся следующие случаи: уничтожение или порча имущества по небрежности рабочего; утрата документов, оборудования; вынужденный простой на предприятии по вине работника и др. Материальная ответственность может быть полной и ограниченной, индивидуальной и коллективной.

Административная ответственность и взыскания

Административная ответственность и взыскания применяются в случаях совершения административных правонарушений. Различают такие виды административного взыскания, как предупреждения, штрафы, административный арест, исправительные работы, конфискация или возмездное изъятие предметов.

Именно метод правового регулирования, наряду с предметом, является главным критерием разграничения системы права. Если говорить о методе административного права в частности, то необходимо отметить то обстоятельство, что оно относится к тем немногим отраслям, которые обладают собственным методом правового регулирования.

Более того, административное право играет в жизни государства и общества важную роль, так как именно эта наука призвана юридически регулировать особую разновидность общественных отношений, главным признаком которых является то, что они возникают, развиваются и прекращаются в сфере государственного управления, то есть в связи с организацией и функционированием системы исполнительной власти. Таким образом, управленческие административные отношения всегда были и будут, пока существует человеческое цивилизованное общество. Помимо всего прочего, благодаря эффективному методу субъектам общественных отношений не только предоставляются определенные права, но и предлагается способ их реализации.

В данной работе подробно рассмотрены не только методы административно-правового регулирования, но и предмет административного права, что необходимо для более полного исследования темы контрольной работы.

В ходе написания данной работы были использованы Конституция Российской Федерации, федеральные законы, нормативные документы, учебная литература, научные статьи.

Целью исследования является анализ административно-правовых методов.

При подготовке работы поставлены следующие задачи:

— дать понятие административно-правовых методов,

— рассмотреть сущность административно-правовых методов;

— дать характеристику отдельных административно-правовых методов.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

В процессе выполнения работы были использованы следующие методы исследования:

— изучение учебной литературы, научных статей;

— анализ нормативно-правовых документов регулирующих вопросы суверенитета.

Глава 1. Общее понятие метода административно – правового регулирования

1.1 Административное право и его предмет

«Административное право — отрасль российского права, регулирующее общественные отношения в сфере государственного управления, иначе говоря — отношения, возникающие в связи с осуществлением исполнительной власти в государстве. Использование термина в наименовании данной отрасли права можно объяснить рядом фактором: эта отрасль права регулирует общественные отношения, возникающие в связи с деятельностью государственной администрации, т.е. органов, осуществляющих от имени государства текущее управление всеми его делами; в деятельности соответствующих органов достаточно очевидны элементы распорядительства в целях общего и оперативного управления и достижения задач, поставленных перед ними (т.е., образно говоря,

Предмет административного права охватывает множество сфер.

Административно-правовые отношения — это, прежде всего, отношения, в которые каждый человек вступает каждый день. Например, когда платит штраф за превышение установленной скорости движения транспортного средства, платит за проезд в метро и многие другие.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Во- вторых, административное право регулирует отношения, связанные с такими вопросами, которые вряд ли волнуют обычного гражданина, например, вопросы, касающиеся незаконного ношения государственных наград, проведения референдумов. А также административное право включает отношения, возникающие в связи с организацией самой государственной администрации, исполнительных органов.

Осветить весь спектр отношений, находящихся в сфере влияния норм административного права, невозможно, но в общем можно сказать, что предметом административного права являются общественные отношения, возникающие, в большинстве случаев, на основе власти и подчинения, в рамках управленческой деятельности между субъектами исполнительной власти, с одной стороны, а с другой стороны, ими же или гражданами, государственными (негосударственными) предприятиями, учреждениями и другими субъектами права.

Таким образом, характерной особенностью предмета административного права является наличие субъекта исполнительной власти как обязательного участника таких отношений. Соответственно административное право регулирует такие общественные отношения, в рамках которых юридическое равенство

1.2 Метод административного права

Как уже отмечалось выше, административное право России является самостоятельной отраслью права, что означает помимо наличия предмета правового регулирования, также наличие и собственного метода правового регулирования.

Под методом правового регулирования понимают определенные приемы, способы, средства воздействия права на общественные отношения. То есть, предмет помогает определить сферу правового регулирования, а метод — средства этого регулирования.

Административное право, как и любая отрасль российского права, (возложение прямой юридической обязанности совершать те или иные действия в определённых условиях), запрет (возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия в определённых условиях) и дозволение (юридическое разрешение совершать определённые действия, либо не совершать их по своему усмотрению). Различия меду отраслями права по методу правового регулирования различается по их соотношению. Так, механизм административно-правового регулирования в большей мере использует предписания и запреты. Но при этом все методы, как способы регулирования очень тесно связаны друг с другом, поэтому фактически отдельно существовать не могут. Только совместно они образуют некую целостность правового регулирования, которая обусловлена единым предметом и обеспечивает регулирование образующих его отношений.

В зависимости от характера регулируемых общественных отношений в теории права выделяют два метода правового воздействия: императивный и диспозитивный.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

«Диспозитивный метод основан на равенстве сторон, вступающих в общественные отношения, применяется, как правило, для регламентации отношений, регулируемых отраслями частного права.

Опираясь на вышесказанное, можно выделить следующие особенности метода административного права:

Во-первых, как уже отмечалось, для механизма административно-правового регулирования наиболее характерны предписания. Это выражается в том, что одной стороне регулируемых отношений предоставлен некоторый объем властных полномочий, направленных другой стороне, которая обязана подчиниться.

Затем, административно-правовое регулирование предполагает односторонность властного волеизъявления одного из субъектов отношения, что объясняется тем, что юридически властные предписания отнесены к компетенции соответствующих субъектов исполнительной власти.

В-третьих, административному праву характерна следующая взаимосвязь субъектов отношений: или у управляющей стороны имеются такие властные полномочия, каковых нет у управляемой стороны, или объем таких полномочий у управляющей стороны больше, чем у управляемой.

И наконец, административно-правовое регулирование не исключает использование дозволительных средств, которые предусмотрены административно-правовыми нормами (например, в виде каких-либо разрешений).

Рассмотрев перечисленные особенности, можно сделать вывод, что во всех вариантах регулирующего воздействия административное право проявляет себя властно.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Итак, совокупность предписывающих, запрещающих и дозволительных средств воздействия на управленческие отношения составляет метод административного права. Необходимо иметь в виду, что метод административного права как совокупность способов, приемов и средств воздействия на общественные отношения следует отличать от методов изучения административного права, которыми являются способы толкования административно-правовых норм, а также от методов государственного управления, которые применяются в рамках управленческого воздействия и сами являются объектом правового регулирования.

Глава 2. Характеристика отдельных видов методов административного права

Предписание — метод правового регулирования, предполагающий возложение на управляемого субъекта обязанностей совершения определенных действий в условиях, предписанных административно-правовой нормой.

Иными словами, норма указывает, как именно нужно поступить в соответствующих условиях.

Обязывающее предписание — устанавливает обязанность граждан и иных субъектов права действовать определенным образом.

Запрещающее предписание — устанавливает запрет на совершение каких-либо действий (активного действия либо бездействия).

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Запрет — возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой. Фактически запрет то же предписание, но иного характера.

Административно-правовой запрет — наиболее жесткий способ правового регулирования общественных отношений, применяющийся при этом довольно широко в качестве необходимых и достаточно действенных регуляторов поведения участников общественных отношений. К данному способу регулирования обращаются тогда, когда необходимо оградить общество от нежелательного поведения.

«Сущность правовых запретов проявляется в том, что они:

1) в отличие от массы норм, предписывающих позитивный вариант поведения, проявляют себя как категорическое осуждение государством возможного правонарушения;

2) одновременно рассматриваются и как определенные юридические обязанности участников регулируемых правом общественных отношений, поскольку последние обязаны воздерживаться от совершения поступков;

3) дают возможность предусмотреть большое число индивидуальных вариантов поведения, нежелательных для общества и государства

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

В зависимости от субъектов, которым адресованы запреты, в науке административного права выделяются общие и особенные запреты, которые также могут именоваться универсальными и специальными запретами. Общие запреты обращены ко всем субъектам права, особенные — к определенной группе лиц.

Таким образом, запреты — это закрепленные нормами административного права предписания, не позволяющие участнику соответствующих отношений совершать закрепленные законом действия под угрозой применения мер государственного принуждения.

Для того чтобы административно-правовое регулирование носило гибкий и оптимальный характер, необходимо иметь в составе механизма административно-правового регулирования не только запреты, но также и дозволения.

Дозволения (разрешения) — юридическое разрешение совершать в условиях, предусмотренных правовой нормой, те или иные действия либо воздержаться от их совершения по своему усмотрению.

Другими словами, дозволение предполагает поведение, запрещенное тем лицам, у которых такое разрешение отсутствует. При отсутствии запрета разрешение как таковое теряет смысл, поэтому оно представляется способом обеспечения общественного порядка, безопасности, соответствия дозволенного поведения интересам общества и государства, которое, очерчивая разрешенный государством круг действий, воздействует на общественные отношения.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Дозволение бывают двух видов: правоустановительное, когда путем разрешения обеспечивается возможность реализации гражданами своих прав на те или иные социальные блага, и правоохранительное, направленное на обеспечение общественной безопасности при совершении дозволенных действий.

Исследуя метод дозволения, в административном праве можно выделить его «следующие наиболее распространенные формы:

2) предоставление разрешения (специального разрешения);

4) предоставление допуска;

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

9) предоставление иных видов разрешений (включение в реестр, предоставление права, удостоверение, паспорт и т.п.)[8]

Особенностью отечественного правового регулирования разрешительной деятельности является неупорядоченность используемой терминологии, ее бессистемное применение. Избрание конкретных форм разрешительной деятельности (лицензирование, разрешение, регистрация и т.п.), замена одного вида разрешения другим осуществляется хаотично.

Нормативных правовых актов федерального уровня, которые полностью регулируют конкретные формы разрешительной деятельности, фактически не имеется, что, несомненно, тормозит развитие правового регулирования, препятствует укреплению законности в целом.

Законодателям необходимо обратить свое внимание на данный пробел в российском праве, тем более, что в настоящее время количество дозволений в механизме административно-правового регулирования становится все больше. Это связано с тем, что государство отказывается от жесткого административно-правового регулирования.

Итак, дозволение — это метод правового регулирования, который заключается в предоставлении субъекту свободу в выборе варианта поведения, который способствует удовлетворению интересов как индивидуальной личности, так и общества, и государства в целом.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Административное право — это одна из базовых, ключевых отраслей современной системы права любого государства. Административное право России – не исключение. Оно составляет основу правового регулирования разнообразных отношений, ежедневно возникающих в различных сферах общественной и государственной жизни.

При осуществлении своей непосредственной регулятивной функции, административное право использует совокупность способов и средств регулирующего воздействия своих норм на управленческие отношения, на поведение их участников, так называемых методов правового регулирования общественных отношений.

В современной науке проблема методов правового регулирования является дискуссионной. Одни ученые юристы считают, что каждая правовая отрасль наряду с предметом имеет и свой собственный метод, но другие ученые придерживаются несколько другой точки зрения, согласно которой все отрасли права используют в регулятивных целях единые правовые средства. Автор придерживается второй позиции, ведь юридические способы правового регулирования как предписание, запрет и дозволение используются в любой отрасли права, но с учетом особенностей предмета конкретной отрасли.

Спецификой административно-правового метода регулирования является доминирование, подчинение одного лица другому, что неразрывно связано с властью. Субъекты таких отношений не равны, и законодатель юридически закрепил такое неравенство прав и обязанностей субъектов.

На сегодняшний день активно проявляет себя тенденция внедрения в сферу администрирования демократических начал в виде так называемой разрешительной деятельности. Метод разрешения (дозволения) выступает как средство реализации гражданами и организациями своих прав и свобод, что заключается в предоставлении им права, при условии соблюдения установленных законом требований, совершать определенные действия, преодолевая запрет. Существует множество видов разрешений, например, допуски, пропуски, регистрация, права, но основное внимание административно-правовой науки сконцентрировалось на проблемах, связанных с лицензированием, в то время как остальные виды разрешений остаются вне поля зрения ученых. Поэтому законодателям необходимо обратить свое внимание на такой значительный пробел в отечественном праве.

Список использованных источников:

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Авакьян С.А. Конституционный лексикон: Государственно-правовой терминологический словарь. Юстицинформ, 2015 г., 640 с.

Административное право. Курс лекций.

Радько Т.Н. О роли запретов в правовом регулировании // Труды Высшей следственной школы МВД СССР. — Волгоград: НИиРИО МВД СССР, 1969, Вып. 1. — С. 87-98.

Трегубова Е.В. Административно-правовой запрет: понятие, цель, признаки в механизме противодействия коррупции // Административное и муниципальное право. 2010. N 6.- С. 84 — 89.

Фиалковская И.Д. Сущность метода принуждения в теории административного права // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2014. № 2 (1). — С. 290–294.

Формационные преобразования в развитии российского государства - смена общественно-политического строя и социально-экономического уклада, внедрение рыночных отношений, темпы и масштабы мирового научно- технического прогресса - приобретают особое значение для науки и практики управления. Они обусловливают необходимость кардинального изменения принципов, функций, форм, методов и средств государственного управления. Поэтому требуется решительный пересмотр стереотипов мышления, сложившихся в прошлые десятилетия, значительные перемены в мотивах и стимулах субъектов и объектов управленческой деятельности.

Содержание

Введение 4
1. Государственное управление и разнообразие его методов 7
1.1. Государственное управление как система и как процесс 7
1.2. Роль метода в государственном управлении современной России 8
2. Правовое положение методов государственного управления
в выработки политических решений 9
2.1. Понятие административно-правовых методов, как
методов государственного управления 9
2.2. Выработка политических решений с помощью методов
государственного управления 13
3. Классификация методов государственного управления в России 16
3.1. Виды методов государственного управления 16
3.2. Методы государственного управления в экономике 24
Заключение 27
Библиографический список 30

Прикрепленные файлы: 1 файл

методы государственного управления - понятие и классификация.doc

1. Государственное управление и разнообразие его методов 7

1.1. Государственное управление как система и как процесс 7

1.2. Роль метода в государственном управлении современной России 8

2. Правовое положение методов государственного управления

в выработки политических решений 9

2.1. Понятие административно-правовых методов, как

методов государственного управления 9

2.2. Выработка политических решений с помощью методов

государственного управления 13

3. Классификация методов государственного управления в России 16

3.1. Виды методов государственного управления 16

3.2. Методы государственного управления в экономике 24

Библиографический список 30

Формационные преобразования в развитии российского государства - смена общественно- политического строя и социально- экономического уклада, внедрение рыночных отношений, темпы и масштабы мирового научно- технического прогресса - приобретают особое значение для науки и практики управления. Они обусловливают необходимость кардинального изменения принципов, функций, форм, методов и средств государственного управления. Поэтому требуется решительный пересмотр стереотипов мышления, сложившихся в прошлые десятилетия, значительные перемены в мотивах и стимулах субъектов и объектов управленческой деятельности.

В настоящее время, говоря о ситуации в этом плане в стране, приходится констатировать, что люди имеем дело с глубоким и беспрецедентным управленческим кризисом. Он приобрел всеобщий характер, задев основы управленческой вертикали, горизонтальных связей и информационных потоков. Это нарушило принципы стимулирования, ответственности и дисциплины, четкого исполнения принятых решений, строгого контроля и санкций, государственно- административной этики и культуры.

Все цивилизованные государства в современном мире, не зависимо от их естественных различий, сходятся сегодня в едином мнении, что достичь достойного качества жизни каждого члена общества можно только лишь за счет правильной и рациональной организации управления этим обществом. Это доказывает пристальное внимание любого здравомыслящего правительства к проблеме организации государственной службы. Россия в этом плане не является исключением. Однако, наше государство достаточно тяжело двигается к цели, т.е. находится на начальном этапе своего развития, и для того, чтобы правильно и наиболее полно выполнить задачу построения и организации государственного управления в стране, необходимо, первую очередь, учитывать исторические особенности нашего государства и методы государственного управления, с помощью которых осуществляется власть в стране.

В общепринятом понимании метод означает способ, приём практического осуществления чего-либо. Применительно к государственно-управленческой деятельности под методом понимается способ, приём практической реализации задач и функций исполнительной власти в повседневной деятельности исполнительными органами (должностными лицами) на основе закреплённой за ними компетенции, в установленных границах и в соответствующей форме. В подобном виде "метод" позволяет получить необходимое представление о том, как функционирует механизм исполнительной власти, как практически осуществляются управленческие функции, с помощью использования каких средств. Данная категория имеет в силу этого прямое отношение к характеристике сущности процесса реализации исполнительной власти, являясь одним из её непременных элементов. Она служит также целям придания управлению динамики.

Следовательно, метод государственного управления есть средство практического осуществления функций государственно-управленческой деятельности, достижения её целей.

Методы любой деятельности разнообразны. В равной степени это относится и к методам управления, ибо различны по своему назначению субъекты исполнительной власти, различны и находящиеся под их воздействием объекты. Но это не исключает возможности определённым образом титуировать в их интересах присущие им наиболее значимые свойства и специфические черты.

Хотелось бы отметить актуальность рассмотрения проблемы методов государственного управления. Она обострена в настоящее время в связи с постепенным переходом к рыночным отношениям, с серьезными изменениями в механизме государственного управления и в организационно-правовом статусе многих субъектов, и, что особенно важно, объектов (например, резкое усиление самостоятельности предприятий и территорий), и с известным развитием договорных связей в сфере государственного управления.

Активность и эффективность экономических и иных факторов реформ во многом определяется характером воздействия со стороны государства на развитие прежде всего экономических процессов.

Оно находит свое выражение не только в законодательстве, но и в управленческой деятельности, методах ее практического осуществления. Соответственно в еще большей степени актуализируются проблемы методов государственного управления.

Целью исследования является изучение и характеристика понятия и отдельных видов методов государственного управления.

Для достижения поставленной цели, автор ставил следующие задачи:

- охарактеризовать государственн ое управление как систему и как процесс;

- сформулировать роль метода в государственном управлении современной России;

- раскрыть понятие административно-правовых методов, как методов государственного управления;

- проанализировать правила выработки политических решений с помощью методов государственного управления;

- классифицировать методы государственного управления;

- выявить и рассмотреть методы государственного управления в экономике.

Безусловно, настоящая работа посвящена сложной, но интересной проблеме.

При написании теоретической части данной работы были сравнены точки зрения как юристов, так и правоведов, произведены подробные разъяснения основных положений государственного управления и его методов, дана детальная классификация методов государственного упраувления и их характеристика. Всесторонне рассмотрены различные точки зрения ученых на проблему методов государственного управления. Изложена и проанализирована система взглядов, отражающих концепцию исторического становления и выработки методов государственного управления в России и за рубежом.

Изученные материалы, используемые в написании курсовой работы, посвящены лишь отдельным моментам, касающимся темы исследования и прием с правовых, социологических позиций. Комплексное изучение всех понятий и видов методов государственного управления сделано еще не было.

При написании дипломной работы автором изучены и проанализиро ваны нормативно – правовые акты, научные статьи, монографии, учебные пособия, статьи периодических изданий. Кроме того, большое количество нормативной базы использовалось в данной работе, начиная с Конституции РФ и заканчивая всевозможными правилами различных органов власти.

При написании данной работы автор применил следующие методы научного исследования:

Общенаучный метод познания – диалектика, а также специальные методы исследования: сравнительного правоведения при анализе основных методов в России и за рубежом в сфере экономики; конкретно – исторический при рассмотрение вопроса о историческом пути развития и становления основных методов государственного регулирования; социологический при рассмотрение вопросов, касающихся мер по решению проблем, связанных с методами государственного управления и другие методы.

1. Государственное управление и разнообразие его методов

1.1. Государственное управление как система и как процесс

С научных позиций рациональное объяснение природы и сущности государственного управления предполагает его всестороннее рассмотрение как системы и процесса во взаимодействии с окружающей социальной средой.

Система государственного управления образуется подсистемами целей и принципов осуществления государственно-властного воздействия на общественную жизнедеятельность. Данное воздействие выражается обычно в правовых формах. Оно включает организационные структуры государственного аппарата (госорганы), систему государственной бюрократии (персонал), совокупность реализуемых ими функций, комплекс используемых методов, средств и ресурсов, а также прямые и обратные взаимосвязи между субъектами и объектами управления, необходимые при этом информационные потоки, документооборот и т.п.

Процесс государственного управления представляет собой сознательную и целенаправленную деятельность, связанную с реализацией государственно-властных полномочий субъектами публичной власти и регламентированную юридическими нормами, вследствие чего происходит непосредственная смена общественных состояний, событий и явлений. Иными словами, в процессе государственного управления выполняется определенная совокупность действий, приводящая к желаемой динамике управленческих результатов. В частности, проводятся в жизнь принятые законы и политика, провозглашаемая высшей публичной властью.

Гражданское общество - не что иное, как свободная и относительно независимая от государства общественная жизнь, включающая не только экономическую сферу, но и источники культурной инициативы людей 1 . Демократизация является классическим шагом на пути к его автономии от государственного аппарата. Подтверждением данного положения является то, что самые различные течения общественной мысли доказывают невозможность демократии, если гражданское общество неавтономно по отношению к государственному аппарату. Однако это, хотя и необходимое, но само по себе недостаточное условие демократии. В то же время полная автономия здесь практически невозможна.

1.2. Роль метода в государственном управлении современной России

Применительно к современной России в государственном управлении можно отметить причудливое переплетение двух противоречивых тенденций. Первая заключается в сокращении директивного начала управления, уменьшении государственного сектора экономики, превращении государства в одного из - хотя и наиболее влиятельного - субъектов регулирования общественных процессов. Вторая тенденция реализуется в расширении и усложнении задач государства в силу создания рыночной инфраструктуры, формирования новых законодательных и иных нормативно- правовых процедур социальных, экономических и политических отношений, необходимости регулировать становление разных форм собственности и их взаимоотношений. Поэтому нельзя однозначно приветствовать призывы к сокращению объема государственного управления, особенно если он не замещается самоуправленческими механизмами гражданского общества. В таком случае может усилиться состояние неуправляемости, произвола и хаоса, элементы чего в той или иной степени всегда присутствуют в переходном обществе 2 .

В РФ конца 90-х годов государственное управление имеет объектом общество переходного типа. Для него характерны социальное напряжение и конфликты, рост недоверия к социальным институтам и быстрое увеличение проявлений отклоняющегося от социальных норм поведения. В этот период нарушается баланс интересов различных социальных (профессиональных, региональных, национальных, демографических, имущественных и т.д.) групп, ломается усвоенная обществом модель социальной справедливости. Отсюда в ряду первоочередных, требующих государственного решения стоят проблемы нестабильности и кризисов, слабой управляемости, снижения эффективности социального управления 3 . Государственное управление на основе беспристрастной законодательно выверенной системы и современных технологий является для России желаемой целью. Это весьма сложный и протяженный во времени процесс. Он имеет много различных аспектов. Один из них - развитие теории государственного управления, способной не только дать научно обоснованную методологию изучения этого важнейшего вида социальной деятельности, но и определить верные ориентиры системной, последовательной, реалистичной реформы государственного аппарата и обеспечивающих его институтов и механизмов.

2. Правовое положение методов государственного управления в выработки политических решений

2.1. Понятие административно- правовых методов, как методов государственного управления

Тему “Административно-правовые методы государственного управления” я взял для разработки по ряду причин. Одной из них является то, что в условиях современного постиндустриального, информационного общества, в связи со сдвигами, произведенными научно-технической революцией и внедрением общечеловеческих ценностей (свобода, равноправие, демократия, права человека, социальная справедливость и др.), изменяется роль государства внутри страны, а происходящие в мире интеграция и глобализация порождают новые проблемы. Конечно, они неодинаково решаются в разных странах, но активизация деятельности государства расширение его административных функций представляет собой общее явление[1] . Сейчас Россия переживает сложный период формирования правовых, экономических, социальных основ демократического общества. Предстоит усовершенствовать методы государственного участия в экономике, гарантировать законные права субъектов хозяйствования, ускорить социальное и духовное развитие, активизировать внешние связи. Поэтому и актуальность данной темы заключается в том, что в России в настоящее время имеет место реформирование структуры и сущности органов административного управления, выход их на более высокую ступень развития, с вытекающими от сюда результатами их деятельности, а соответственно и изменениями в сфере государственного управления.

Разработкой темы занимались такие ученые как А.П. Алехин, А.А. Кармолицкий, Ю.М. Козлов, Д.Н. Бахрах, В.Е. Чиркин, В.Е. Пикулькин, Е.А. Буздалина. Моя курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных нормативных актов и литературы. Объектом исследования курсовой работы являются общественные отношения, возникающие в процессе применения мер административного убеждения и принуждения.

Предметом исследования являются административные методы государственного управления, их совокупность, виды, формы осуществления. Целью курсовой работы является комплексный структурно-логический анализ и исследование административных методов государственного управления, а так же подробное изучение их основных видов, методов осуществления и особенностей.

Для достижения цели ставятся следующие задачи:

-дать понятие и общую характеристику административно правовых методов

-выделить принуждение как важный и неотъемлемый метод регулирования общественных отношений в сфере государственного управления

-раскрыть основные виды административного принуждения.

На защиту курсовой работы выносятся следующие положения:

-существование и применение административных методов управления является неотъемлемой частью механизма государственного управления в целом

-убеждение-это основной метод деятельности государства, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления

- административное принуждение используется как крайнее средство обеспечения и охраны правопорядка при нерезультативности убеждения

- суть соотношения убеждения и принуждения состоит в том, что они взаимно дополняют друг друга

ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ МЕТОДОВ

§ 1.1 Понятие административно-правовых методов

В общепринятом понимании метод означает способ, прием практического осуществления чего-либо. Применительно к государственно-управленческой деятельности под ним понимается способ, прием практической реализации задач и функций исполнительной власти в повседневной деятельности исполнительных органов (должностных лиц) на основе закрепленной за ними компетенции, в установленных границах и. в соответствующей форме[2] .

Следовательно, метод управления есть средство практического осуществления функций государственно-управленческой деятельности, достижения ее целей. Методы управления разнообразны, ибо различны по своему назначению субъекты исполнительной власти, различны и находящиеся под их воздействием объекты. Но это не исключает возможности определенным образом типизировать их в интересах выявления присущих им наиболее значимых свойств и специфических черт.

Наиболее характерно для методов управления следующее[3] . Во-первых, они органически связаны с целевым назначением этого вида государственной деятельности как особого варианта практической реализации единой государственной власти. Во-вторых, они выражают управляющее (упорядочивающее) воздействие субъектов исполнительной власти на соответствующие объекты. В-третьих, они непосредственно выражаются в связях между субъектами и объектами государственного управления как формы практической реализации исполнительной власти.

В-четвертых, они используются субъектами исполнительной власти в качестве средств реализации закрепленной за ними компетенции.

В-пятых, метод управления всегда имеет своим адресатом соответствующий объект (индивидуальный либо коллективный).

Читайте также: