Требовать от сотрудника овд выполнения обязанностей не установленных контрактом

Обновлено: 03.05.2024

Здравствуйте. Стаж в ОВД более 20 лет. Перед увольнением на пенсию прошла ВВК. По заключению- не годна. Онкологическое заболевание. Вопрос: как грамотно уйти на пенсию,чтобы получить выплаты и какие,собственно, выплаты мне положены?

Нина, добрый день!

Статья 82. Основания прекращения или расторжения контракта
3. Контракт подлежит расторжению, а сотрудник органов внутренних дел увольнению со службы в органах внутренних дел:
1) в связи с болезнью — на основании заключения военно-врачебной комиссии о негодности к службе в органах внутренних дел;
2) в связи с признанием сотрудника недееспособным или ограниченно дееспособным по решению суда, вступившему в законную силу;

Основанием для увольнения является — по состоянию здоровья — на основании заключения военно-врачебной комиссии об ограниченной годности к службе в органах внутренних дел и о невозможности выполнять служебные обязанности в соответствии с замещаемой должностью при отсутствии возможности перемещения по службе; по болезни.

При увольнении по состоянию здоров Вам должны будут выплатить 7 месячных окладов. А так же квартальная премия пропорционально про­служенному времени, материальная помощь в размере не менее двух окладов денежного со­держания в год (в случае ее неполучения в со­ответствующем году), единовременное денеж­ное вознаграждение по итогам календарного года пропорционально прослуженному време­ни.

Если болезнь предусматривает группу инвалидности, то так же Вам должны будут предоставить еще единовременную выплату, в зависимости от группы — от 500 000 до 1 500 000 рублей.

С Уважением, С.А. Шведов

Процедура же увольнения производится следующим образом:

Комиссия направляет сведения в кадровое подразделение по месту службы сотрудника. Сотрудники этого подразделения предварительно уточняют данные по выслуге и имеющимся льготам, касающимся начисления стажа.
Затем составляется письменное уведомление, которое под расписку вручается сотруднику. В этом документе даётся отсылка на медицинское заключение, служащее основанием для предстоящего увольнения. Бланк оформляется по форме, установленной в пятнадцатом приложении к Инструкции.
Если кадровое подразделение не может передать уведомление сотруднику по месту службы, документ отправляется заказным письмом по месту жительства или фактического нахождения (например, в профилактическом центре). Предварительно перед отсылкой составляется акт, в котором фиксируются причины пересылки по почте. Также акт составляется в случае отказа в подписании уведомления, полученном со стороны сотрудника.
Кроме того, проводится беседа, по результатам которой составляется лист (он позже подшивается в личное дело увольняемого). В ходе беседы руководство выясняет все вопросы, касающиеся льгот, материального обеспечения, наличия собственного жилья.
Также оговариваются размеры компенсационных выплат.
После чего издаётся приказ, с которым также знакомят сотрудника и он ставит на документе свою подпись. В этом документе даётся отсылка на законодательные нормы, указывается точная причина расторжения контракта (по состоянию здоровья) и даются реквизиты экспертного медицинского заключения.
Затем вносятся соответствующие записи в личное дело, хранящееся в отделе кадров, и трудовую книгу. В этих записях обязательно прописываются основания для расторжения контракта, даётся номер приказа и экспертного заключения, делается отсылка на законодательство.
В день увольнения, оговорённый в приказе, бывшему сотруднику выплачиваются все положенные пособия и компенсации. Выдаётся на руки заверенная копия приказа.
Под расписку вручается трудовая книга и военный билет.
Сотрудник обязан в двухнедельный срок обратиться в комиссариат, размещённый по месту жительства, имея на руках военный билет для постановки на воинский учёт. Если идёт речь о частичной утрате здоровья, позволяющей нести службу в рядах вооружённых сил, происходит зачисление в запас. При этом учитывается предельный возраст, указанный в ФЗ под номером 53. Если же предельный возраст уже достигнут либо была получена инвалидность (утрачена трудоспособность), производится отставка.

Обязательно добейтесь установление группы инвалидности связанной с полученным заболеванием при прохождением службы в органах МВД

Информация МВД России от 18 марта 2015 г. «Об актуальных изменениях в нормативно-правовом регулировании социальных гарантий сотрудников органов внутренних дел, получивших повреждение здоровья в связи с выполнением служебных обязанностей”

Обзор документа
Сообщается, что с 24 февраля 2015 г. действуют поправки к Закону о полиции, касающиеся предоставления гарантий сотрудникам и возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей.
Напомним прежние правила. Если сотрудник полиции в связи с исполнением обязанностей получил увечье или иное повреждение здоровья, исключающие дальнейшее прохождение службы и повлекшие стойкую утрату трудоспособности, то ему выплачивается ежемесячная компенсация в размере утраченного довольствия по состоянию на день увольнения со службы за вычетом пенсии по инвалидности.
Поправки предусматривают компенсацию при условии установления инвалидности вследствие военной травмы, полученной в связи с прохождением службы в полиции. Размеры зависят от параметров довольствия с применением коэффициентов исходя из группы инвалидности (I — 1, II — 0,5, III — 0,3). Правила о вычете пенсии по инвалидности исключили.
Если размер компенсации, выплачиваемой сотруднику по действующим правилам, превысит тот, что исчислен по новым, то соответствующие суммы предоставляются в прежнем размере до возникновения права получить их в большем.
Отмечено, что новый механизм обладает рядом преимуществ. Например, сокращено число условий для назначения выплаты. По новым правилам основным является определение группы инвалидности.
Ранее необходимо было устанавливать стойкую утрату трудоспособности. Соответствующая процедура была определена только в 2013 г. Прежде утрата трудоспособности сотрудникам ОВД устанавливалась чаще в судебном порядке.
Еще одним из условий получения компенсации являлось получение пенсии по инвалидности, размер которой вычитается из утраченного денежного довольствия. Данные положения исключали возможность выплаты, если сотруднику была назначена пенсия за выслугу лет. Эта норма была признана неконституционной.
Отмечено, что вопросы предоставления соцгарантий сотрудникам ОВД, в т. ч. и по окончании прохождения службы, продолжают находится в зоне повышенного интереса как законодателей, так и правоприменителей.
Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

старший преподаватель кафедры кадрового обеспечения и управления персоналом в органах внутренних дел Центра кадрового, психолого-педагогического, медицинского обеспечения деятельности органов внутренних дел и управления персоналом;

редактор редакционно-издательского отдела

(ВИПК МВД России)

В статье рассмотрены некоторые вопросы временного отстранения сотрудника органов внутренних дел от выполнения служебных обязанностей. Особое внимание уделено порядку отстранения сотрудника органов внутренних дел, если он не прошёл проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Основываясь на опыте подразделений органов внутренних дел, описывается алгоритм такого отстранения.

Ключевые слова: сотрудник органов внутренних дел Российской Федерации; временное отстранение сотрудника от выполнения служебных обязанностей; проверка на профессиональную пригодность; выплата денежного довольствия; аттестация.

G. E. Volgina, V. G. Kovrova. Some of the issues a provisional suspension of an employee of internal Affairs bodies of their duties

senior lecturer of the Department of staffing and personnel management in the bodies of internal Affairs of Center personnel, psychological-pedagogical, medical support activities of internal Affairs agencies and personnel management;

editor of the editorial and publishing Department

(All-Russian Institute for Advanced Training of Employees MIA of Russia)

This article discusses some of the issues a provisional suspension of an employee of internal Affairs bodies of their duties. Special attention is given to the order of dismissal of the employee of internal Affairs bodies, if he didn't check on professional suitability to actions in conditions associated with the use of physical force, special means and firearms. Based on the experience of departments of internal Affairs, an algorithm is described for removal.

Keywords: personnel of bodies of internal Affairs of the Russian Federation; the suspension of the employee from performance of official duties; validation of professional competence; the payment of subsistence allowances examination.

На подразделения Министерства внутренних дел Российской Федерации возложены функции по обеспечению правопорядка и общественной безопасности, при этом система МВД России предусматривает перераспределение задач согласно должностным категориям. Данное разграничение функций позволяет сконцентрировать усилия сотрудников органов внутренних дел на выполнение обязанностей в соответствии с должностным регламентом (должностной инструкцией). Профессиональная служебная деятельность сотрудника органов внутренних дел осуществляется в соответствии с должностным регламентом (должностной инструкцией), утверждаемым руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем (ст. 29 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ)[1]. Несоблюдение должностного регламента может привести к наступлению негативных факторов, одним из которых является принятие в отношении сотрудника органов внутренних дел решения о временном отстранении от выполнения служебных обязанностей.

Прежде чем говорить о положениях действующего законодательства, касающихся вопросов временного отстранения сотрудника, представляется целесообразным рассмотреть нормы ранее действующего законодательстве по данным вопросам.

Так, сотрудник органов внутренних дел мог быть временно отстранён от должности, если он привлечён в качестве обвиняемого в совершении преступления, а также, если сотрудник допустил грубое нарушение служебной дисциплины (ст. 16 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 23.12.1992 № 4202-1)[2].

Отстранение от должности применялось в крайних случаях. Решение об отстранении сотрудника от должности принималось в целях полноты и объективности расследования уголовного дела или служебной проверки.

Основанием для отстранения являлось постановление о привлечении сотрудника в качестве обвиняемого в совершении преступления либо факт грубого нарушения служебной дисциплины (п. 8.4 приказа МВД России от 14.12.1999 № 1038)[3].

До решения вопроса о допуске к исполнению обязанностей временно отстранённый сотрудник выполнял поручения начальника органа внутренних дел (п. 8.5 приказа МВД России от 14.12.1999 № 1038) 3 .

Ограничений в выплате денежного довольствия сотруднику, временно отстранённому от должности, не имелось. Денежное довольствие выплачивалось в полном размере (ст. 16 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 23.12.1992 № 4202-1) 2 . Исходя из вышеизложенного, следует признать, что решение об отстранении сотрудника от должности принималось крайне редко.

В настоящее время вопросы временного отстранения сотрудника органов внутренних дел от выполнения служебных обязанностей урегулированы Федеральным законом от 30.11.2011 №342-ФЗ 1 . Рассмотрим содержание этого Закона. В статье 73 указанного Закона законодатель определил основания временного отстранения. Условно их можно разделить на две группы. Первая группа – это действие руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или лица, уполномоченного руководителем органа внутренних дел, когда отстранение сотрудника от выполнения служебных обязанностей осуществляется в обязательном порядке:

– вынесение судьёй постановления о временном отстранении сотрудника от должности;

– избрание в отношении сотрудника меры пресечения в виде домашнего ареста либо заключения под стражу;

– прекращение допуска сотрудника к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если выполнение служебных обязанностей требует допуска к таким сведениям.

Вторая группа – решение руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или лицом, уполномоченным руководителем органа внутренних дел об отстранении сотрудника органов внутренних дел, принимаемое самостоятельно:

– в случае назначения служебной проверки по факту совершения сотрудником грубого нарушения служебной дисциплины, исключающего возможность выполнения им служебных обязанностей;

– в случае уголовного преследования сотрудника без применения меры пресечения в виде домашнего ареста либо заключения под стражу, либо вынесения судьёй постановления о временном отстранении сотрудника от должности;

– в случае возникновения конфликта интересов.

Наряду с этим законодатель предусмотрел дополнительное условие отстранения сотрудника от выполнения служебных обязанностей (ст. 33 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ) 1 , если сотрудник не прошёл проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Данное отстранение производится до вынесения решения о соответствии замещаемой должности в органах внутренних дел (ст. 73 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ)1.

Порядок временного отстранения сотрудника органов внутренних дел от выполнения служебных обязанностей урегулирован приказом МВД России от 25.06.2012 № 630[4].

Приказ о временном отстранении сотрудника издаётся в течение суток. Содержание приказа должно включать в себя основание для временного отстранения сотрудника с указанием на норму Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ)1, дату, начиная с которой сотрудник временно отстраняется.

На время отстранения от выполнения основных обязанностей при решении вопроса о прекращении допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, назначения служебной проверки по факту грубого нарушения служебной дисциплины, разрешения возникшего конфликта интересов, уголовного преследования сотрудника без применения к нему мер пресечения в виде домашнего ареста либо заключения под стражу, сотрудник может привлекаться к выполнению обязанностей по иной должности или к выполнению отдельных служебных поручений. Тогда в приказе указывается либо должность, либо перечень отдельных служебных поручений, к выполнению которых будет привлечён сотрудник. Опыт подразделений свидетельствует о том, что такому сотруднику разрабатывают временный должностной регламент. В обязательном порядке отмечается служебное место сотрудника, дата, с которой сотрудник привлекается к выполнению обязанностей по иной должности или отдельных служебных поручений, и, если это возможно, срок привлечения к выполнению обязанностей по иной должности или отдельным служебным поручениям.

Необходимо отметить, что в приказе МВД России от 25.06.2012 № 630 4 отсутствует норма, указывающая на необходимость ознакомления сотрудника с приказом об отстранении от исполнения служебных обязанностей. В то же время в нормах трудового законодательства установлена обязанность руководителя знакомить работника под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью (ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации[5]. Следовательно, с приказом об отстранении от выполнения служебных обязанностей и к допуску в обязательном порядке необходимо знакомить отстраняемого сотрудника органов внутренних дел.

Особо регулируется выплата денежного довольствия сотруднику органов внутренних дел на период его отстранения. Особенность состоит в том, что отстранённому сотруднику выплачивается денежное довольствие в размере должностного оклада, оклада по специальному званию, а также надбавка к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет). Причём данный порядок выплаты применяется наиболее часто. А если сотрудник органов внутренних дел обвиняется (подозревается) в совершении преступления и в отношении его избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, выплата денежного довольствия ему приостанавливается. Необходимо отметить, что в случае вынесении сотруднику оправдательного приговора или при прекращении в отношении его уголовного дела по реабилитирующим основаниям денежное довольствие выплачивается в полном размере за весь период содержания под стражей (ст. 2 Федерального закона от 19.07.2011 № 247-ФЗ)[6].

Ещё одна особенность состоит в том, что случаях временного отстранения сотрудника от выполнения служебных обязанностей и отстранения сотрудника, получившего неудовлетворительную оценку при сдаче зачётов по профессиональной служебной и физической подготовке, не выплачивается премия за добросовестное выполнение служебных обязанностей (п.п. 31.1 и 31.2 приказа МВД России от 31.01.2013 № 65)[7]. Вышеуказанная норма действует с 1 марта 2016 года. Действенность данной нормы несомненна, так как мотивирует сотрудника на скорейшее устранение недостатков и упущений в служебной деятельности. Возобновление выплаты премии произойдет со дня допуска сотрудника к выполнению служебных обязанностей, связанных с возможным применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

На практике самым распространённым основанием отстранения сотрудника от выполнения служебных обязанностей является непрохождение проверки на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Основанием для отстранения сотрудника органов внутренних дел не прошедшего проверку на профессиональную пригодность служат:

Механизм отстранения сотрудника от выполнения служебных обязанностей при данных основаниях следующий. В течение суток с момента не сдачи проверки непосредственный или прямой руководитель (начальник) оформляет рапорт, в котором ходатайствует о временном отстранении сотрудника от выполнения служебных обязанностей. На основании рапорта издаётся приказ о временном отстранении сотрудника. Сотрудник отстраняется от выполнения служебных обязанностей, связанных с возможным применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, со дня издания приказа о временном отстранении от выполнения служебных обязанностей. Как указывалось ранее, премия за период отстранения сотрудника от выполнения служебных обязанностей не выплачивается.

Руководитель федерального органа власти в сфере внутренних дел или лицо, уполномоченное руководителем, принимает решение о проведении в отношении сотрудника внеочередной аттестации. Непосредственный руководитель представляет в соответствующую аттестационную комиссию отзыв о выполнении сотрудником служебных обязанностей, содержащий мотивированные предложения аттестационной комиссии. Далее материалы в отношении сотрудника направляются на аттестационную комиссию для решения вопроса о соответствии его замещаемой должности (порядок проведения аттестации урегулирован приказом МВД России от 14.03.2012 № 170[9]). По результатам аттестации аттестационная комиссия выносит одну из следующих рекомендаций:

– аттестацию сотрудника следует перенести на срок, не превышающий одного года, для устранения недостатков и упущений в служебной деятельности, указанных в отзыве его непосредственного руководителя (начальника) либо для получения сотрудником дополнительного профессионального образования с последующим переводом на иную должность в органах внутренних дел или без такового;

– сотрудник не соответствует замещаемой должности в органах внутренних дел и подлежит увольнению со службы в органах внутренних дел (ч. 13 с. 33 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ) 1 .

Рассматривая выводы аттестационной комиссии, руководитель, имеющий право назначения на должность, не позднее чем через две недели после проведения аттестации принимает одно из решений:

– о переносе аттестации сотрудника на срок, не превышающий одного года, для устранения недостатков и упущений в служебной деятельности, указанных в отзыве его непосредственного руководителя (начальника);

– о расторжении с сотрудником контракта и об увольнении его со службы в органах внутренних дел (ч. 16 ст. 33 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ) 1 .

Анализируя опыт подразделений, алгоритм действий заинтересованных подразделений, в том числе сотрудника, следующий. Если в отношении сотрудника принимается решение о переносе аттестации на определённый срок, для устранения недостатков и упущений разрабатывается дополнительный план обучения сотрудника. Основной задачей сотрудника является выполнение плана в в установленные сроки и успешная сдача зачётов. По окончании обучения комиссия принимает зачёты. В случае успешной сдачи зачётов, руководитель органов внутренних дел назначает проведении внеочередной аттестации, для решения вопроса о соответствии сотрудника замещаемой должности. На основании решения аттестационной комиссии, непосредственным начальником оформляется рапорт-ходатайство. Руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или лицом, уполномоченным руководителем, подписывается приказ о допуске сотрудника к исполнению служебных обязанностей, связанных с возможным применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Выплаты премии возобновляется с момента допуска сотрудника к выполнению служебных обязанностей.

В заключение хотелось бы отметить, что соответствовать уровню физической подготовки квалификационным требованиям, проходить периодическую проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия – это обязанности сотрудника органов внутренних дел, которые закреплены в федеральном законодательстве. И на сегодняшний день, во многом, это важные критерии, которые учитываются руководителями органов внутренних дел при решении вопроса о соответствии сотрудника замещаемой должности.

[5] Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ.

1. В контракте указываются дата и место его заключения, наименование федерального органа исполнительной власти, должность, фамилия, имя, отчество руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя, фамилия, имя, отчество гражданина, поступающего на службу в органы внутренних дел, либо должность, специальное звание, фамилия, имя, отчество сотрудника органов внутренних дел, являющихся сторонами контракта, и другие необходимые сведения о сторонах контракта. В контракте также указываются права и обязанности сторон контракта в соответствии с частями 2 и 3 статьи 21 настоящего Федерального закона.

2. В контракте предусматриваются следующие условия:

1) неразглашение сотрудником органов внутренних дел сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну, конфиденциальной информации (служебной тайны);

2) обязательство гражданина или сотрудника органов внутренних дел проходить службу в органах внутренних дел по окончании обучения в образовательной организации высшего образования или научной организации федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел не менее срока, установленного срочным контрактом, заключенным с ним, если обучение осуществлялось за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета;

3) иные условия, не ухудшающие положение сотрудника органов внутренних дел по сравнению с положением, установленным настоящим Федеральным законом.

3. В контракте, заключаемом с гражданином или сотрудником органов внутренних дел, поступающими в образовательную или научную организацию федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел для обучения по очной форме или для подготовки диссертации на соискание ученой степени доктора наук, предусматриваются:

1) указание на обязательство Российской Федерации обеспечить получение гражданином или сотрудником органов внутренних дел профессионального образования по профессии, специальности или направлению подготовки, необходимым для замещения соответствующей должности в органах внутренних дел;

2) указание на запрещение привлекать курсанта, слушателя образовательной организации высшего образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, не достигших возраста 18 лет, к выполнению задач, связанных с угрозой для их жизни или здоровья;

3) обязательство гражданина заключить контракт о последующей службе в органах внутренних дел или обязательство сотрудника проходить службу в органе внутренних дел, направившем его на обучение, на период:

а) не менее пяти лет - по окончании образовательной организации высшего образования или научной организации федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел;

б) не менее трех лет - после отчисления из образовательной организации высшего образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел не ранее чем с третьего курса по основаниям, не препятствующим прохождению службы в органах внутренних дел;

в) не менее двух лет - при получении высшего образования по программам подготовки кадров высшей квалификации по очной форме в адъюнктуре в образовательной или научной организации федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел;

г) не менее пяти лет - при приеме на обучение по программе подготовки научно-педагогических кадров по очной форме в адъюнктуре в образовательной или научной организации федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в год получения высшего образования предыдущего уровня в образовательной организации высшего образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел;

4) форма обучения;

5) условия прохождения практики в федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел;

6) обязанность сотрудника в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, возместить федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел затраты на его обучение.

4. В контракт, заключаемый с сотрудником органов внутренних дел, назначенным на должность в органах внутренних дел, по которой предусмотрена ротация, включается положение о возможности перевода сотрудника в установленном порядке на иную равнозначную должность, в том числе в другую местность, а в случае его отказа - о возможности перевода в установленном порядке на нижестоящую должность или увольнения со службы в органах внутренних дел.

5. Условия контракта могут быть изменены только по соглашению сторон и в письменной форме, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 35 настоящего Федерального закона.

6. В случае заключения срочного контракта в нем указываются срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом и Федеральным законом "О полиции".

7. В контракте предусматривается ответственность сторон за невыполнение или ненадлежащее выполнение служебных обязанностей и взятых на себя обязательств в соответствии с законодательством Российской Федерации. Запрещается требовать от сотрудника органов внутренних дел выполнения обязанностей, не установленных контрактом и должностным регламентом (должностной инструкцией), за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом и Федеральным законом "О полиции".

8. Контракт заключается в письменной форме в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами контракта. Один экземпляр контракта передается сотруднику органов внутренних дел, другой хранится в его личном деле. Примерная форма контракта устанавливается федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

9. Приложениями к контракту могут являться документы, относящиеся к прохождению службы в органах внутренних дел, подписанные сторонами контракта.

(c) 2015 - 2022 Трудовой кодекс Российской Федерации. Комментарии и судебная практика по трудовому праву

1. Сотрудником полиции является гражданин Российской Федерации, который осуществляет служебную деятельность на должности федеральной государственной службы в органах внутренних дел и которому в установленном порядке присвоено специальное звание, предусмотренное статьей 26 настоящего Федерального закона.

2. Сотрудник полиции считается проходящим службу в полиции также в случае:

1) нахождения в распоряжении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, территориального органа, организации, входящей в систему указанного федерального органа;

2) прикомандирования к государственным органам, а также к организациям на условиях и в порядке, устанавливаемых Президентом Российской Федерации.

3. Сотрудник полиции, проходящий службу в территориальном органе, выполняет обязанности, возложенные на полицию, и реализует права, предоставленные полиции, в пределах территории, обслуживаемой этим территориальным органом, в соответствии с замещаемой должностью и должностным регламентом (должностной инструкцией). За пределами указанной территории сотрудник полиции выполняет обязанности, возложенные на полицию, и реализует права, предоставленные полиции, в порядке, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

4. Сотруднику полиции выдаются служебное удостоверение, специальный жетон с личным номером, нагрудный знак, образцы которых утверждаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

5. Сотрудник полиции обеспечивается форменной одеждой за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Образцы форменной одежды сотрудника полиции утверждаются Правительством Российской Федерации. На форменной одежде сотрудника полиции, несущего службу в общественных местах, размещается нагрудный знак, позволяющий идентифицировать сотрудника полиции.

6. Сотрудник полиции имеет право на ношение и хранение огнестрельного оружия и специальных средств. Порядок выдачи, ношения и хранения огнестрельного оружия и специальных средств определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

7. Сотрудник полиции подлежит обязательной государственной дактилоскопической регистрации в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

8. Отдельные должности в полиции могут замещаться федеральными государственными гражданскими служащими.

9. Курсанты, слушатели, адъюнкты, научно-педагогические работники, руководящий состав и иные сотрудники организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ среднего профессионального образования, высшего образования и (или) дополнительного профессионального образования и входящих в систему федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, считаются проходящими службу в полиции.

Статья 26. Специальные звания сотрудников полиции

1. Сотрудникам полиции присваиваются следующие специальные звания:

1) рядовой состав - рядовой полиции;

2) младший начальствующий состав - младший сержант полиции, сержант полиции, старший сержант полиции, старшина полиции, прапорщик полиции, старший прапорщик полиции;

3) средний начальствующий состав - младший лейтенант полиции, лейтенант полиции, старший лейтенант полиции, капитан полиции;

4) старший начальствующий состав - майор полиции, подполковник полиции, полковник полиции;

5) высший начальствующий состав - генерал-майор полиции, генерал-лейтенант полиции, генерал-полковник полиции, генерал полиции Российской Федерации.

2. Специальные звания начальствующего состава полиции являются пожизненными.

3. При увольнении сотрудника полиции со службы в полиции к специальному званию добавляются слова "в отставке".

4. Сотрудник полиции может быть лишен специального звания в порядке, установленном федеральным законом.

Статья 27. Основные обязанности сотрудника полиции

1. Сотрудник полиции обязан:

1) знать и соблюдать Конституцию Российской Федерации, законодательные и иные нормативные правовые акты в сфере внутренних дел, обеспечивать их исполнение; проходить в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, регулярные проверки знания Конституции Российской Федерации, законодательных и иных нормативных правовых актов в указанной сфере;

2) выполнять служебные обязанности в соответствии с должностным регламентом (должностной инструкцией);

3) выполнять приказы и распоряжения руководителей (начальников), отданные в установленном порядке и не противоречащие федеральному закону;

4) обращаться по служебным вопросам к своему непосредственному начальнику, а при необходимости и к прямому начальнику, поставив при этом в известность непосредственного начальника;

5) соблюдать при выполнении служебных обязанностей права и законные интересы граждан, общественных объединений и организаций;

6) соблюдать внутренний распорядок территориального органа, распорядок организации, входящей в систему федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, где он проходит службу;

7) поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего выполнения служебных обязанностей;

8) не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с выполнением служебных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;

9) беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для выполнения служебных обязанностей;

10) представлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

11) сообщать в письменной форме непосредственному начальнику о прекращении гражданства Российской Федерации или приобретении гражданства (подданства) иностранного государства либо получении вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, в день, когда сотруднику полиции стало известно об этом, но не позднее пяти рабочих дней со дня прекращения гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства (подданства) иностранного государства либо получения вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;

12) соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, связанные со службой в полиции, а также соблюдать требования к служебному поведению сотрудника полиции;

13) сообщать непосредственному начальнику о возникновении личной заинтересованности, которая может привести к конфликту интересов при выполнении служебных обязанностей, и принимать меры по предотвращению такого конфликта;

14) уведомлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции, о каждом случае обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционного правонарушения.

2. Сотрудник полиции независимо от замещаемой должности, места нахождения и времени суток обязан:

1) оказывать первую помощь гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также гражданам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья;

2) в случае обращения к нему гражданина с заявлением о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии либо в случае выявления преступления, административного правонарушения, происшествия принять меры по спасению гражданина, предотвращению и (или) пресечению преступления, административного правонарушения, задержанию лиц, подозреваемых в их совершении, по охране места совершения преступления, административного правонарушения, места происшествия и сообщить об этом в ближайший территориальный орган или подразделение полиции.

Статья 28. Основные права сотрудника полиции

1. Сотрудник полиции имеет право:

1) на обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для выполнения служебных обязанностей;

2) на ознакомление с должностным регламентом (должностной инструкцией) и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности, с критериями оценки эффективности выполнения служебных обязанностей, показателями результативности служебной деятельности и условиями продвижения по службе в полиции;

3) на отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков;

4) на оплату труда и другие выплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации и контрактом о прохождении службы в полиции;

5) на получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для выполнения служебных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности полиции;

6) на доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если выполнение служебных обязанностей по замещаемой должности связано с использованием таких сведений;

7) на доступ в установленном порядке в государственные и муниципальные органы, общественные объединения и организации в связи с выполнением служебных обязанностей;

8) на ознакомление с отзывами о его служебной деятельности и другими документами до внесения их в личное дело, с материалами личного дела, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений и других документов и материалов;

9) на защиту своих персональных данных;

10) на продвижение по службе в полиции;

11) на подготовку и дополнительное профессиональное образование;

12) на рассмотрение служебного спора в соответствии с законодательством Российской Федерации;

13) на проведение по его заявлению служебной проверки;

14) на защиту своих прав и законных интересов, включая обжалование в суд их нарушения;

15) на обязательное государственное страхование жизни и здоровья в соответствии с законодательством Российской Федерации;

16) на государственную защиту жизни и здоровья, жизни и здоровья членов его семьи, а также принадлежащего ему и членам его семьи имущества;

17) на государственное пенсионное обеспечение в соответствии с федеральным законом.

2. Сотрудник полиции с согласия руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя территориального органа либо руководителя организации, входящей в систему указанного федерального органа, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, вправе наряду с выполнением обязанностей по замещаемой должности выполнять обязанности по другой должности сотрудника полиции.

3. Сотрудник полиции независимо от замещаемой должности, места нахождения и времени суток при выполнении обязанностей, указанных в части 2 статьи 27 настоящего Федерального закона, имеет право:

1) требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий;

2) проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие их личность и (или) подтверждающие их полномочия;

3) использовать в случаях, не терпящих отлагательства, транспортные средства, принадлежащие государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям (за исключением транспортных средств, принадлежащих дипломатическим представительствам и консульским учреждениям иностранных государств, представительствам международных организаций), а в исключительных случаях - транспортные средства, принадлежащие гражданам, для пресечения преступлений, преследования лиц, совершивших преступления или подозреваемых в их совершении, для доставления в медицинские организации граждан, нуждающихся в оказании медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, для отбуксировки с места дорожно-транспортного происшествия поврежденных транспортных средств, для проезда к месту совершения преступления, административного правонарушения, к месту происшествия;

4) требовать от лиц, подозреваемых в совершении преступления, административного правонарушения, оставаться на месте до прибытия представителей территориального органа или подразделения полиции либо представителей других правоохранительных органов, а также доставлять лиц, подозреваемых в совершении преступления, административного правонарушения, в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение;

5) применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом.

Статья 30. Гарантии правовой защиты сотрудника полиции

1. Сотрудник полиции, выполняя обязанности, возложенные на полицию, и реализуя права, предоставленные полиции, выступает в качестве представителя государственной власти и находится под защитой государства.

2. Сотрудник полиции при выполнении служебных обязанностей подчиняется только непосредственному или прямому начальнику. Никто не имеет права вмешиваться в законную деятельность сотрудника полиции, кроме лиц, прямо уполномоченных на то федеральным законом. Никто не имеет права принуждать сотрудника полиции к выполнению обязанностей, которые настоящим Федеральным законом на полицию не возложены. При получении приказа или распоряжения, явно противоречащих закону, сотрудник полиции обязан руководствоваться законом.

3. Законные требования сотрудника полиции обязательны для выполнения гражданами и должностными лицами.

4. Воспрепятствование выполнению сотрудником полиции служебных обязанностей, оскорбление сотрудника полиции, оказание ему сопротивления, насилие или угроза применения насилия по отношению к сотруднику полиции в связи с выполнением им служебных обязанностей либо невыполнение законных требований сотрудника полиции влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

5. Сотрудник полиции не обязан давать какие-либо объяснения по существу находящихся в его производстве дел и материалов, а также предоставлять такие дела и материалы, в том числе затрагивающие права и свободы человека и гражданина, для ознакомления иначе как в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

6. Государственная защита жизни и здоровья, чести и достоинства сотрудника полиции и членов его семьи, а также имущества, принадлежащего ему и членам его семьи, от преступных посягательств в связи с выполнением служебных обязанностей осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

7. Меры государственной защиты применяются также в отношении близких родственников сотрудника полиции, а в исключительных случаях - в отношении иных лиц, на жизнь, здоровье и имущество которых совершается посягательство в целях воспрепятствования законной деятельности сотрудника полиции либо принуждения к изменению ее характера, а также из мести за указанную деятельность.

Статья 30.1. Взыскания за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции

За несоблюдение сотрудником полиции ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным "законом" от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами, налагаются взыскания, предусмотренные федеральным "законом", определяющим порядок и условия прохождения службы сотрудниками органов внутренних дел.

Статья 31. Право сотрудников полиции на объединение в профессиональные союзы (ассоциации)

1. Сотрудники полиции в целях представительства и защиты своих социально-трудовых прав и интересов вправе объединяться или вступать в профессиональные союзы (ассоциации).

2. Порядок создания и компетенция профессиональных союзов (ассоциаций) сотрудников полиции устанавливаются законодательством Российской Федерации.

Статья 32. Привлечение других сотрудников органов внутренних дел к выполнению обязанностей, возложенных на полицию

Сотрудники органов внутренних дел, не являющиеся сотрудниками полиции, а также стажеры могут привлекаться к выполнению обязанностей, возложенных на полицию, в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. В этом случае на них распространяются установленные настоящим Федеральным законом обязанности, права, ответственность, гарантии правовой и социальной защиты сотрудников полиции.

Статья 33. Ответственность сотрудника полиции

1. Сотрудник полиции независимо от замещаемой должности несет ответственность за свои действия (бездействие) и за отдаваемые приказы и распоряжения.

2. За противоправные действия (бездействие) сотрудник полиции несет ответственность, установленную федеральным законом.

3. Вред, причиненный гражданам и организациям противоправными действиями (бездействием) сотрудника полиции при выполнении им служебных обязанностей, подлежит возмещению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

4. За ущерб, причиненный федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, территориальному органу, подразделению полиции либо организации, входящей в систему указанного федерального органа, сотрудник полиции несет материальную ответственность в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.

Читайте также: