Что составляет правовую основу социальной работы с людьми пожилого возраста

Обновлено: 04.05.2024

По Конституции РФ(ст.7) пожилым людям гарантируются равные со всеми гражданами России социальные права и свободы. Ст. 41 пожилые люди наряду со всеми имеют право на охрану здоровья и бесплатную помощь в государственных и муниципальных медецинских учреждениях, ст. 43 гарантирует общедоступность и бесплатность образования в государственных и муниципальных учреждениях. Ст. 44 отмечает право на участие в культурной жизни и пользовании учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Ст.51 право на квалифицированную юридическую помощь. Ст 33 - право обращаться в государственные органы и органы местного самоуправления.

Трудовое законодательство РФкаких-либо ограничений для граждан старшего поколения не содержит. Хотя, некоторые законодательные акты России допускают частичные ограничения в связи с возрастным цензом, Н-р, существует предельный возраст для тех, кто находится на государственной службе, - 60 лет. Подобные нормы существуют для военнослужащих офицерского состава Российской Армии и сотрудников силовых структур.

Согласно Закону "О занятости населенияРФ" граждане, которым в соответствии с пенсионным законодательством РФ назначена пенсия по старости или выслуге лет, не могут быть безработными, а значит им не выплачивается пособие по безработице.

С 01.01.2002г. вступил в силу пакет из четырех законов, принятых в развитие пенсионной реформы: "О государственном пенсионном обеспечении в РФ"от 15.12.2001г. № 166-ФЗ; "О тудовых пенсиях в РФ"от 17.12.2001г. № 173-ФЗ; "Об обязательном пенсионном страховании в РФ"от 15.12.2001г. № 167-ФЗ и "О дополнительном ежемесячном обеспечении граждан РФ за выдающиеся достижения и особые заслуги перед РФ"от 04.03.2002г. № 2 1-ФЗ. Новые законы распространяются не на всех граждан, т.к. пенсионная программа начала работать лишь со второй половины 2003г.. Эти изменения меньше всего повлияли на пенсионное обеспечение граждан, которым на момент принятия нового пенсионного законодательства исполнилось 50 лет. Однако эта категория граждан вправе рассчитывать на улучшение пенсионного обеспечения за счет индексации пенсий, проводимых Правительством не реже 1 раза в квартал.

ФЗ' "О ветеранах"от 12.01.1995г. (в ред. от 02.01.2000г. и 04.05.2000г.) устанавливает правовые гарантии соц.защиты ветеранов РФ в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе. Гарантирует соц. защиту пожилым гражданам и предоставляет дополнительные права и и льготы по пенсионному обеспечению, налогооблажению, оплате коммунально-бытовых услуг, медицинскому обслуживанию и др.

ФЗ "О соц.защите инвалидов в РФ"(15.11.1995г.) имеет прямое отношение к пожилым людям - инвалидам.

В "Основах законодательства РФ по охране здоровья граждан"(22.07.1993г.) ст. 26 закрепляет право на медико-социальную помощь на дому, в учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения, соц. защиты населения, право на санаторно-курортное лечение и реабилитацию - бесплатно или на льготных условиях.

ФЗ "О государственной соц. помощи"(17.07.1999г.) устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной соц. помощи малоимущим семьям или малоимущим одиноким гражданам.

Формы соц. обслуживания граждан, их права, гарантии этих прав предусматривают ФЗ "Об основах соц. обслуживания населения в РФ"(10.12.1995г.), "О соц. обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов"(02.08.1995г.)

Немаловажное значение в соц.работе с пожилыми людьми имеет блок общих законов, который содержит нормы, регулирующие образование, занятия спортом и досуговую деятельность граждан старшего поколения. Это - "Об образовании", "О физической культуре и спорте в РФ", "Основы законодательства РФ о культуре" и др.

На разрешение первоочередных задач соц. поддержки пожилых людей нацелены также и другие законодательные и подзаконодательные акты, в частности: Гражданский, Семейный, Жилищный кодексы РФ,Законы "О медицинском страховании граждан", "Об общественных объединениях", "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", "О реабилитации жертв политических репрессий", "О статусе военнослужащих" и др.

Законодательно-правовая база социальной работы с молодежью.Правовой основой соц. работы с молодежью являются федеральнве законы, нормативные акты иного уровня, подкрепленные Конституцией РФ.

Закон СССР "Об общих началах гос.молодежной политики в СССР" (апрель 1991г.) изменил саму концепцию соц. работы с молодежью. Упор стали делать не на предоставление помощи, а на минимальной стартовой поддержке, стимулируя развитие способностей молодых людей через сеть соц. центров. Однако этот закон с распадом СССР прекратил свое действие.

В июле 1993г. принято постановление Верховного Совета РФ "Об основных направлениях ГМП в РФ".В нем определены направления ГМП, а также предусмотрено формирование у молодых граждан чувства патриотизма и уважения к истории и культуре Отечества, к другим народам, соблюдение прав человека.

ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ"от 24.07.1998г. № 124-ФЗ регулирует правоотношения младшей возрастной группы молодежи, устанавливает гос. минимальные соц. стандарты основных показателей качества жизни детей, определяет объем соц. услуг, включенных в этот стандарт.

ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"от 24.06.1999г. № 120-ФЗ устанавливает основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

В соответствии с этим законом Правительство РФ приняло 27.11.2000г. постановление, в которм утвердило Примерное положение о: социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних; соц. приюте для детей; центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей. В нем определен порядок деятельности данных учреждений, условия приема и содержания в них несовершеннолетних, кадровое обеспечение, управление, имущество, средства.

Основные правовые аспекты соц. работы с молдежью отражены в ФЗ: "О физической культуре и спорте в РФ", "О выборах депутатов ГОс. Думы Федерального Собрания РФ", "О занятости населения в РФ", "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в реыерендуме граждан РФ", "О льготах на проезд на междугороднем транспорте для отдельных категорий обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях" и др.

Существенное значение для организации деят-ти соц. Учреждений, работающих с молодежью, имеют такие нормативные акты, как Постановление Минтруда об утверждении методических рекомендаций для Центров соц. Помощи семье и детям (июль 1999г.; июль 2000г., №№32,52,53,54).

В целом создано широкое правовое поле, позволяющее эффективно реализовывать на практике соц.работу с молодежью.

Ряд нормативных законов направлены на обеспечение прав по охране здоровья, на профессиональную ориентацию и профессиональную подготовку и занятость, на отдых и оздоровление молодежи.

ГРАЖДАНЕ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА / СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ / МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ / SENIOR CITIZENS / SOCIAL SERVICES / SOCIAL SECURITY LAW / NATIONAL PROJECTS / THE SOCIAL SERVICE MODEL

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Парий-Сергеенко Евгения Павловна

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Парий-Сергеенко Евгения Павловна

К вопросу о совершенствовании законодательства в области социального обслуживания лиц пожилого возраста в России

Независимая оценка качества работы комплексных центров социального обслуживания населения (на примере республики Калмыкия)

Приёмная семья как новая технология ухода в политике активного старения в отдаленных северных территориях

Социальное обслуживание как фактор повышения качества жизни пожилых людей (по материалам опроса экспертов)

LEGAL FRAMEWORK THAT REGULATE SOCIAL SERVICES PROVIDED FOR SENIOR CITIZENS

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА

НОРМАТИВНЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ГРАЖДАН ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА

Граждане пожилого возраста являются самой быстрорастущей возрастной группой в мире. Сегодня впервые в истории большинство людей могут рассчитывать на то, что доживут до 60 лет и более1. По данным Все-

мирной организации здравоохранения (ВОЗ) к 2050 г. число лиц старше 60 лет удвоится, что требует кардинальных социальных перемен1.

Вместе с тем следует отметить, что именно эта социальная группа обладает значительным опытом, колоссальными знаниями, стремится к трудовой деятельности, выступает хранителем важнейших духовных ценностей.

Осознавая проблемы старения современного общества, в Российской Федерации Распоряжением Правительства РФ 05.02.2016 г была принята Стратегия действий в интересах старшего поколения до 2025 г, в которой социальное обслуживание граждан пожилого возраста выделено в отдельное направление деятельности всех уровней государственной власти для повышения уровня и качества жизни таких граждан2.

В Российской Федерации, как в социальном государстве, право на социальное обслуживание гарантируется Конституцией3. Социальное обслуживание является самостоятельным институтом права социального обеспечения. Становление социального обслуживания, в том числе пожилых людей, приближённого к современным реалиям, приходится на девяностые годы прошлого века. Первоначально определим, как в учёном сообществе и нормативных документах рассматривается понятие социального обслуживания.

3 Конституция Российской Федерации [принята всенародным голосованием 12.12.1993; с учётом поправок, внесённых Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФкЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ].

И.А. Логинова и Ю.В. Гатен определяют социальное обслуживание как систему способов социально-гуманистической деятельности, которая направлена на социальную реабилитацию, адаптацию отдельной личности, семьи или определённой совокупности людей1. В.П. Галаганов отмечал относительную самостоятельность социального обслуживания в государственной системе социального обеспечения2.

Эффективность социального обслуживания может определяться на основе как общих (служащих для оценки её эффективности в целом), так и специфических (для оценки конкретных социальных услуг отдельных видов и методов социальной работы, работы отдельных специалистов, работников учреждений) критериев. Непосредственным источником определения критериев социального обслуживания служат цели и задачи предоставления социальных услуг и степень их реализации3.

Законодательство Российской Федерации в сфере социального обслуживания имеет системный характер и представлено на всех уровнях: федеральном, региональном, местном.

Конституция РФ предусматривает, что государство поддерживает пожилых граждан, в том числе через систему социальных служб, устанавливает государственные пенсии, пособия и другие гарантии социальной защиты, обеспечивает право на жильё, частную собственность и право на получение квалифицированной юридической помощи. Основной закон не содержит конкретных норм социального обслуживания, но определяет приоритеты для российского законодателя.

— равного, свободного доступа граждан пожилого возраста к социальному обслуживанию без какой-либо дискриминации (пол, раса, возраст, национальность, язык, происхождение, место жительства, отношение к религии, убеждения и принадлежность к общественным объединениям);

— адресности предоставления социальных услуг;

— приближённости поставщиков, которые оказывают социальные услуги к месту жительства гражданина пожилого возраста, который признан их получателем, достаточности количества поставщиков, которые оказывают социальные услуги для того, чтобы обеспечить по-

1 Логинова И. А., Гатен Ю.В. О проблемах эффективности и качества социального обслуживания населения // Вестник Самарского муниципального института управления. 2016. № 3. С. 100107.

2 Галаганов В.П. Право социального обеспечения. М.: Академия, 2014.

3 Сулейманова Г.В. Право социального обеспечения. М.: Юрайт, 2016.

требности граждан пожилого возраста в социальном обслуживании, достаточности ресурсов у поставщиков, которые оказывают социальные услуги (финансовые, материально-технические, кадровые и информационные ресурсы);

— сохранения пребывания граждан пожилого возраста в привычной благоприятной среде;

В Законе выделены объекты (пожилые граждане, признанные нуждающимися в социальном обслуживании) и субъекты, оказывающие социальные услуги (организации социального обслуживания государственного сектора, организации социального обслуживания негосударственного сектора, которые могут быть как коммерческими, так и некоммерческими, включая социально-ориентированные, а также индивидуальные предприниматели).

В соответствии с Законом, функциями по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального обслуживания, наделены органы на федеральном и региональном уровнях. Так, на Федеральном уровне - это Министерство труда и социальной защиты РФ, региональный уровень - министерства в субъектах федерации, например, в Краснодарском крае - это Министерство труда и развития Краснодарского края. Из представленной в Законе модели социального обслуживания граждан напрямую исключены органы местного самоуправления. Однако, они были и остаются ключевыми участниками системы социального обслуживания. Стоит согласиться с мнением Н.В. Зуевой, которая отмечает, что невозможно сформировать эффективную систему социального обслуживания граждан пожилого возраста без участия органов местного самоуправления1. Включение органов местного самоуправления в субъекты, оказывающие социальные услуги потребует изменение законодательства, но думается, что это оправдано.

1 Зуева Н.Л. Текущие проблемы законодательства о социальном обслуживании и тенденции законотворчества // Вестник ВГУ. Серия: Право. 2016. № 1. С. 16-22.

С 2019 г в пилотном режиме 12 субъектов Российской Федерации будут внедрять систему долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами. Такая система будет включать в себя сбалансированное обслуживание и медицинскую помощь на дому в полустационарной и стационарной форме, а также поддержку семейного ухода.

К 2024 г. в Краснодарском крае планируется внедрить систему долговременного ухода в каждом муниципальном образовании. Особого внимания требуют: уточнение потребности в уходе и создание реестра нуждающихся в помощи граждан, стандартизация ухода, развитие помощи, осуществляемой в домашних условиях, особенно развитие альтернативных структур, таких как приёмные семьи для пожилых людей, услуги сиделок.

Также требует усиления межведомственное взаимодействие и координация в работе социальных служб. Например, создание междисциплинарных мобильных бригад социального обслуживания, в составе которых наряду с сотрудниками соцслужб, будут работать медицинские работники, в том числе гериатры, сотрудники администраций муниципальных образований. Особое внимание должно уделяться синхронизации информационных систем в соответствующих сферах и способах передачи необходимой информации о состоянии пациента родственникам и организациям социального обслуживания. Немаловажным является вопрос и дополнительного профессионального образования и профессионального обучения работников организаций социального обслуживания и медицинских организаций. Такого рода обучение обеспечивается органами власти края путём организации и проведения методических семинаров, обучающих занятий, индивидуальных консультаций, выставок, форумов и конференций.

Предусматривается также доработка краевой нормативной правовой базы в целях ликвидации очередей в стационарные организации социального обслуживания, эффективного взаимодействия учреждений и ведомств, вовлечённых в систему долговременного ухода - здравоохранения, пенсионного обеспечения, транспорта и дорожного хозяйства, курортов и туризма, потребительской сферы, ветеранских организаций.

Из всего сказанного, можно констатировать, что законодательство в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста сформировано с учётом современных реалий, разработаны национальные проекты в сфере здравоохранения, улучшения демографии. Тем не менее, говорить о создании эффективной модели правового регулирования социального обслуживания граждан пожилого возраста пока рано, что, в свою очередь, обуславливает необходимость дальнейших изменений в социальной сфере.

1. Конституция Российской Федерации 1993 г.

5. Галаганов В. П. Право социального обеспечения. М.: Академия, 2014.

6. Зуева Н. Л. Текущие проблемы законодательства о социальном обслуживании и тенденции законотворчества // Вестник ВГУ Серия: Право. 2016. № 1. С. 16-22.

7. Логинова И.А., Гатен Ю. В. О проблемах эффективности и качества социального обслуживания населения // Вестник Самарского муниципального института управления. 2016. № 3. С. 100-107.

Система социального обслуживания в регионе во многом функционирует соответствием региональных и муниципальных программ реализующих в направлениях социальной политики на федеральном уровне.

Социальное обслуживание есть совместная деятельность разных организаций в оказание социальных услуг необходимой категории лиц, предполагающая деятельность государства и соблюдение нормативно-правовой базы учреждения, поддержание финансовой системы в учреждении, научное исследование деятельности учреждения, мониторинг состояния учреждения [1, с. 58].

Сейчас мало изучены региональные особенности в оказание социальных услуг, не существует общей информационной базы, объединяющие новейшие методы и технологии социального обслуживания.

Эффективность функционирования социальной политики пожилых людей зависит от социально-демографических особенностей региона и его экономического положения, это объясняется тем, что с 1 января 2015 года главные обязательства в оказание социальных услуг в социальном обслуживании возложены на субъекты РФ. Свидетельствует это то, что предоставление условий в учреждениях не может реализовываться равномерно. Важнейшую роль в оказании помощи пожилым гражданам играет центр социального обслуживания. Эта востребованная потребность населения в услугах центра становится все актуальной в наше время и тем самым комплексной по своей структуре.

Социальная защита пожилых граждан в условиях социально – экономических реализуется по двум сферам – первая, социальное обеспечение, вторая социальная помощь. Вместе с социальной защитой государство осуществляет меры, чтобы обеспечивался необходимый путь к реализации системы пенсионного обеспечения.

Чтобы решать проблемы пожилых людей, нужны квалифицированные специалисты.

Пожилые граждане обладают достаточно специфическими реакциями на медикаментозное лечение, это обусловлено тем, что пожилые чувствуют слабость, изношенность организма.

Медицинская реабилитация это физические методы реабилитации пожилых граждан. Самым главным в работе социального работника есть преодоление не востребованности пожилого человека в обществе, важно продолжать делать так свою работу, чтобы человек чувствовал себя нужным и необходимым в обществе, он должен чувствовать, что в нем нуждается.

Давно известно, что социальная работа является профессиональным видом в деятельности в оказании необходимой помощи, тем категориям лиц, которым она необходима. Главной целью для этого является создание благоприятных условий.

Надо знать, что лица пожилого возраста есть часть населения, которая очень уязвима. Их бюджет по статистике ниже обычного, но следует учитывать, что потребности в медицинских услугах выше среднего. Зачастую лица пожилого возраста проживают не вместе со своей семьей, из-за этого они одиноки. Судя из последних лет груз ответственности за них ложится на государство.

Что же стало главными причинами для разработки и реализации нового закона? Первое — это несоответствие в основном объеме удовлетворить потребности и интересы населения. Второе — это различия в размере прав граждан на социальное обслуживание в разных регионах, также доступность качество предоставление социальных услуг. Такая особенность обуславливается тем, что социальное обслуживание людей является полномочием органов государственной власти субъекта РФ, осуществляющимися ими самостоятельно. Выходит, что объем доступности и качество оказания услуг зависит больше от возможности регионов. Целями являются повышение уровня эффективности и развитие системы социального обслуживания.

Главной целью ФЗ №442 является придание социальному обслуживанию рыночного характера, то есть бесплатные услуги будут оказываться только нуждающемуся населению. Также закон признан устранить монополию государства в учреждениях социального обслуживания и внести в эту сферу конкурентную среду.

Нужность принятия этого закона связана с большим потоком людей, кому необходима социальная поддержка. Принятый закон направлен больше на снижение численности нуждающегося населения в помощи. Нужность принятия этого закона прописана объективными потребностями реальной жизни. Чтобы закон доказывал свою необходимость, нужна четко скоординированная работа среди получателей услуг, так как именно они имеют спрос на эту необходимость.

Нужно учесть, что этот закон значительно изменит систему социального обслуживания, но для этого нужно определенное время, чтобы он начал нормально функционировать.

В законе прописаны виды социальных услуг, материальная сторона социального обслуживания, выявлен принцип организации оказания социальных услуг и контроль за выполнение этих услуг.

Оценивая закон, нужно заметить, что целью социального обслуживания является улучшение условия жизнедеятельности человека и способность к самостоятельному самообслуживанию.

Таким образом, на сегодняшний момент важной миссией государства в области социального обслуживания по-старому остается снижение негативных тенденций в жизнедеятельности человека, оказавшихся в трудной ситуации, продление самостоятельной жизни пожилого человека через предоставление качественных услуг, предоставляемые учреждениями социального обслуживания.

Ссылки на источники
  1. Аверин, А.Н. Государственная система социальной защиты населения А.Н. Аверин. М.: РАГС, 2010. — 58 с.
  2. Вахитова, Д.В. Социальное обслуживание пожилых и престарелых граждан Д.В. Вахитова, Г.Ф. Токарева Сборники конференций НИЦ социосфера, 2011. — 86 с.
  3. Елин, К.М. Основные пути развития сферы социального обеспечения людей пенсионного возраста в России К.М. Елин Мир современной науки, 2012. – 46 с.

Ред. Авторский стиль сохранен. Публикация по партнерскому соглашению.

Развитие современных форм работы НКО с людьми старшего поколения. Ромашова Е.Д. Институт истории, политических и социальных наук Петрозаводского государственного университета, г. Петрозаводск, Россия

Читайте также: