Стиль научных работ учебников и учебных пособий статей на научные темы это
Обновлено: 30.04.2024
Учи.Дома запускает бесплатный марафон в котором каждый день. В течении 5 дней утром ты будешь получать одно задание по выбранному предмету, а вечером его решение. Твоя задача, успеть выполнение задание до того как получишь ответ.
Бесплатно, онлайн, подготовка к ЕГЭ
Предварительный просмотр:
1. Определение и разновидности научного стиля…………………………
2. Жанры научной письменной и устной речи………………………..…..
2.1 Классификация основных жанров научной письменной речи ……….
2.1 Классификация основных жанров научной устной речи……………
Каждый стиль появляется в свое время — тогда, когда в обществе созрели условия для его формирования, когда язык достигает высокой степени развития. И потому н аучный стиль сам по себе как функциональный стиль явление достаточно новое, хотя и зародился он разных странах в разное время.
В связи с этим необходимо отметить ряд существенных функций, которые выполняет эта стилевая разновидность:
- Отражение действительности и хранение знания (эпистемическая функция);
- Получение нового знания (когнитивная функции);
- Передача специальной информации (коммуникативная функция).
Основной формой реализации научного стиля является письменная речь, хотя с повышением роли науки в обществе, расширением научных контактов, развитием средств массовой коммуникации возрастает роль устной формы общения. Реализуясь в различных жанрах и формах изложения, научный стиль характеризуется рядом общих экстра- и интралингвистических особенностей, позволяющих говорить о едином функциональном стиле, который подвергается внутристилевой дифференциации.
Как видно из вышеизложенного, с фера применения научного стиля очень широка. Это один из стилей, оказывающий сильное и разностороннее влияние на литературный язык.
Целью данной работы является изучение основных характеристик устной и письменной форм научного стиля
- Рассмотреть понятия устной и письменной форм научного стиля;
- Рассмотреть жанры и основные характеристики данных форм.
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И РАЗНОВИДНОСТИ НАУЧНОГО СТИЛЯ
Научный стиль — стиль литературного языка, которому присущ ряд особенностей — таких как предварительное обдумывание высказывания, монологический характер, строгий отбор языковых средств, тяготение к нормированной речи. Данный стиль, принадлежит к числу книжных стилей русского литературного языка, обладающих общими условиями функционирования и схожими языковыми особенностями, среди которых:
- Предварительное обдумывание высказывания;
- Монологический характер речи;
- Строгий отбор языковых средств;
- Стремление к нормированной речи.
Исконная форма существования научной речи — письменная (отражение действительности, логичность изложения). Научная речь должна быть строго доказательна и аргументирована. Научное изложение — непосредственное обсуждение тех или иных аспектов или результатов работы, о чем явно свидетельствует необходимость во многих случаях хотя бы частичного перехода к элементам письменного изложения (к написанию формул, демонстрации таблиц, диаграмм и т.д.). Письменная форма более удобна и надежна в смысле обнаружения малейших информативных неточностей, логических нарушений, которые неактуальны в бытовом общении, а в научном могут привести к самым серьезным искажениям истины.
Научный стиль имеет ряд общих черт, проявляющихся независимо от характера определённых наук (естественных, точных, гуманитарных) и различий между жанрами высказывания (монография, статья, доклад, учебник, курсовая работа) даёт возможность говорить о специфике стиля в целом. Многообразие видов научного стиля речи базируется на внутреннем единстве и наличии общих внеязыковых и собственно лингвистических свойств этого вида речевой деятельности, которые проявляются даже независимо от характера и собственно жанровых различий.
Сфера научного общения отличается тем, что в ней преследуется цель наиболее точного, логичного, однозначного выражения мысли. Главнейшей формой мышления в области науки оказывается понятие, динамика мышления выражается в суждениях и умозаключениях, которые следуют друг за другом в строгой логической последовательности. Мысль строго аргументирована, подчеркивается логичность рассуждения, в тесной взаимосвязи находятся анализ и синтез. Следовательно, научное мышление принимает обобщенный и абстрагированный характер. Окончательная кристаллизация научной мысли осуществляется во внешней речи, в устных и письменных текстах различных жанров научного стиля, имеющих, как было сказано, общие черты. Общими внеязыковыми свойствами научного стиля речи, его стилевыми чертами, обусловленными абстрактностью (понятийностью) и строгой логичностью мышления, являются:
- Логичность – это наличие смысловых связей между последовательными единицами (блоками)текста.
- Последовательностью обладает только такой текст, в котором выводы вытекают из содержания, они непротиворечивы, текст разбит на отдельные смысловые отрезки, отражающие движение мысли от частного к общему или от общего к частному.
- Ясность предполагает понятность, доступность. По степени доступности научные, научно-учебные и научно-популярные тексты различаются по материалу. Точность научной речи предполагает однозначность понимания, отсутствие расхождения между означаемым и его определением. Поэтому в научных текстах, как правило, отсутствуют образные, экспрессивные средства; слова используются преимущественно в прямом значении, частотность терминов также способствует однозначности текста.
- Эмоциональность, как и экспрессивность выражается иначе, чем в других стилях. Восприятие научного произведения может вызывать определённые чувства у читателя, но не как ответную реакцию на эмоциональность автора, а как осознание самого научного факта. Хотя научное открытие воздействует независимо от способа его передачи, сам автор научного произведения не всегда отказывается от эмоционально-оценочного отношения к излагаемым событиям и фактам. Стремление к ограниченному использованию авторского “я” – это не дань этикету, а проявление отвлеченно-обобщённой стилевой черты научной речи, отражающей форму мышления.
Научный стиль характеризуется логической последовательностью изложения, упорядоченной системой связи между частями высказывания, стремлением авторов к точности, сжатости, однозначности при сохранении насыщенности содержания.
2. ЖАНРЫ НАУЧНОЙ ПИСЬМЕННОЙ И УСТНОЙ РЕЧИ
2.1 Классификация основных жанров научной письменной речи
Научный стиль реализуется преимущественно в письменной форме речи. Однако с развитием средств массовой коммуникации, с ростом значимости науки в современном обществе, увеличением числа различного рода научных контактов, таких, как конференции, симпозиумы, научные семинары, возрастает роль устной научной речи.
Основными чертами научного стиля и в письменной, и в устной форме являются точность, абстрактность, логичность и объективность изложения. Именно они организуют в систему все языковые средства, формирующие этот функциональный стиль, и определяют выбор лексики в произведениях научного стиля. Для этого функционального стиля характерно использование специальной научной и терминологической лексики, причем в последнее время здесь все больше места занимает международная терминология.
Выделяются четыре основных жанра письменной научной речи.
- Научный подстиль (используется при написании текстов двух типов: первичных и вторичных. К жанрам первичных текстов относятся научные статьи, монографии, диссертации, дипломные и курсовые работы, публикуемые тексты докладов и т.п. Цель этих текстов - доказательство обретенной научной истины. Вторичными текстами называются те письменные и печатные работы, основная цель которых состоит в описании или изложении содержания первичных текстов. Жанрами вторичных текстов являются разного рода конспекты, рефераты, аннотации, рецензии. Основным адресатом произведений собственно научного подстиля являются представители той или иной научной специальности).
- Научно-учебный подстиль (выступает в учебниках, пособиях, учебных справочниках, публикуемых курсах лекций и др. учебных изданиях. Их цель состоит в передаче уже известных научных истин в ходе обучения и самообразования. Адресат данных произведений - лица, обучающиеся или повышающие квалификацию по какой-либо специальности, а также получающие общеобразовательные сведения)
- Научно-справочный подстиль (представлен в энциклопедических и терминологических словарях и различных справочниках для специалистов и для широкого круга пользователей. Цель этого стиля - обеспечить читателю возможность быстрого поиска нужной научной информации.)
- Научно-популярным подстилем (пишутся тексты на научные темы для широкого круга читателей: книги, статьи, заметки, рецензии и эссе научных трудов в газетах и журналах, интервью ученых, обзоры научной жизни и научной литературы. Их цель - самым общим образом информировать читателей о тех или иных научных идеях, открытиях и изобретениях) .
2.2 Классификация основных жанров научной устной речи
При этом нужно различать устное реферирование, лекцию, доклад, тексты которых подготовлены в форме диалога (вопрос автора - ответ на него автора, без смены говорящего), и диалогизированный монолог - как взаимодействие с аудиторией во время словесной импровизации (предполагающее смену говорящих, включение слушателей в монолог).
Различаются эти жанры в основном по характеру информации, которая сообщается, по задаче ее восприятия и усвоения. Рассмотрим эти жанры.
В последнем случае изложение приобретает обзорный характер. Делается это по правилам реферирования.
Известно, что информация, которую слушатель получает в ответ на свой вопрос, т.е. в процессе диалога, усваивается лучше. Проводились специальные опыты. Например, одну и ту же информацию - как кормить ребенка - матери получали перед выпиской из родильного дома в форме лекции врача или в ответ на свои вопросы. Диалог о режиме питания оказывался более эффективным. Нужная информация усваивалась быстрее, точнее - успешнее.
Научный стиль речи является средством общения в области науки и учебно-научной деятельности. Он реализуется в двух формах: письменной и устной. В целом, для научной речи характерны такие стилевые черты, как логичность, строгая подчеркнутость изложения, точность, ясность, объективность, абстрактность, сжатость изложения, интеллектуальность и ряд других. Исходя из вышеизложенного, выделяют различные жанрыустрой и письменной формы речи.
Жанры письменного научного стиля: научный подстиль , н аучно-учебный подстиль , н аучно-справочный подстиль , н аучно-популярным подстиль.
Различаются эти жанры в основном по характеру информации, которая сообщается, по задаче ее восприятия и усвоения.
(Балли Ш. Французская стилистика. М., 1961, с. 144, 248).
1. Ладыженская Т.А.Устная речь как средство и предмет обучения. М.: Флинта, 1998.
2. Формановская Н.И.Речевой этикет и культура общения. М.: Высшая школа, 1989.
3. Рубинштейн С.Л.Основы общей психологии. М.: Педагогика, 1989.
4. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991.
функциональные стили речи:
Бэн А. - Стилистика и теория устной и письменной речи. Риторика и виды словесных произведений - (Лингвистическое наследие ХIХ века) – 2012
Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. - Современный русский язык, 5-е изд. – 1987
Формановская Н.И. - Культура общения и речевой этикет – 2005
1. Максимов В.И. Русский язык и культура речи, М.: Гардарики, 2004.
. Бубнова Г.И., Гарбовский Н.К. Письменная и устная коммуникации: синтаксис и просодия. М., 1991. С. 8.
Читайте также:
- Чем занимается специалист по охране труда в мчс
- Что влияет на качество удаленной работы технически
- Удерживаются ли профсоюзные взносы с больничного листа
- Лабораторная работа 3 7 измерение электродвижущих сил гальванических элементов методом компенсации
- В чем заключается работа инфекциониста в поликлинике