Чем занимается специалист по охране труда в мчс

Обновлено: 07.05.2024

Законодательство РФ обязывает все компании со штатом более 50 сотрудников, иметь в составе специалиста или службу по ОТ. Должностная инструкция специалиста по охране труда определяет его права, ответственность и обязанности.

Утверждается итоговый вариант инструкции работодателем. Отсутствие должностной инструкции — административное правонарушение, которое влечет за собой наложение штрафа. При ее разработке нужно учитывать еще Постановление Минтруда РФ от 22.01.2001 №10, определяющее нормативы численности сотрудников в службе по ОТ, и постановление Минтруда от 08.02.2000 №14, вносящее рекомендации по организации службы по ОТ.

Ответственный по ОТ призван выступать посредником между работодателем и сотрудниками в вопросах, касающихся безопасных условий работы, получения льгот и компенсаций, связанных с тяжелыми, вредными или опасными работами.

С 1 июля 2013 года существуют только две должности - специалист по ОТ и руководитель по ОТ.

Требования к кандидату на должность

Человек, которого планируется принять на должность специалиста по охране труда, должен соответствовать установленным требованиям:

Что входит в перечень обязанностей специалисту по охране труда?

Ответственный по ОТ обязан принимать участие в разработке правил по ОТ на предприятии, знать действующее законодательство. В его сферу ответственности входит также внедрение этих правил и контроль за их соблюдением. Это требует от специалиста понимания специфики работы не только всего предприятия в целом, но и каждого отдельного подразделения. В особенности ему нужно разбираться в работе оборудования, которое используется на предприятии и которое может представлять опасность для работников. Он же отвечает за разработку и функционирование СУОТ на предприятии, за определение возможных рисков и разработку мер по их минимизации.


Ответственный по ОТ работает в постоянном взаимодействии с другими сотрудниками предприятия, поскольку в его обязанности входит информирование их о возможных рисках и мерах по их избежанию. Он же занимается обучением сотрудников в области охраны труда.

Что входит в обучение?

В первую очередь, определение, нужно ли его проводить. Если она есть, то ответственный за ОТ организовывает обучение, затем проводит проверку знаний по правилам техники безопасности, норм охраны труда.

Другим аспектом его работы является проведение специальной оценки условий труда на предприятии. Несмотря на то, что СОУТ проводится сторонней организацией, ответственный по ОТ на предприятии принимает участие в работе комиссии по СОУТ. После получения отчета от организации, проводившей оценку, на плечи ответственного по ОТ ложится задача по устранению или минимизации выявленных во время проверки вредных и опасных факторов. В целом, выработка мер по снижению рисков на предприятии относится к сфере ответственности специалиста по охране труда. В случае нештатных ситуаций на производстве, он участвует в их расследовании, проводит анализ причин произошедшего.

В должностную инструкцию специалиста по охране труда могут быть добавлены и другие обязанности, связанные со спецификой конкретного предприятия — типом предприятия, особенностями рабочих мест и т.д.

Типовая инструкция определяет нормативные документы, которыми должен руководствоваться специалист по ОТ:

  • Устав организации
  • Должностная инструкция
  • Правила трудового распорядка
  • Законодательные и нормативные акты по ОТ

Выполнение указанных обязанностей требует от специалиста по охране труда наличия обширных знаний и квалификации. Он должен понимать, как организуется охрана труда, каких стандартов безопасности следует придерживаться, в том числе и международных; разбираться в категориях тяжести работ и ограничениях, связанных с ними. Обязательными для него будут общие знания об экономической науке и структуре предприятия.

В случае временного отсутствия специалиста по ОТ руководитель организации назначает ответственное лицо, выполняющее обязанности отсутствующего сотрудника. В этом случае на него распространяется действие должностной инструкции специалиста по ОТ.

Какие права предусматриваются должностной инструкцией?

Специалист по ОТ имеет право:

  • потребовать от руководства предприятия содействия в исполнении своих обязанностей;
  • выдвигать предложения по совершенствованию работ на предприятии, если они связаны с его сферой ответственности;
  • получать информацию о проектах решений руководства в области охраны труда;
  • запрашивать и получать от подразделений нужную информацию;
  • привлекать специалистов других подразделений для совместной работы в случае необходимости (например, когда разрабатывается инструкция по охране труда для подразделения).

Специалист по ОТ несет ответственность в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения должностных обязанностей, в случае причинения материального ущерба или совершения правонарушения.

Как стать специалистом по охране труда

Получить квалификацию специалиста по охране труда и технике безопасности — значит повысить свои шансы найти стабильную и хорошо оплачиваемую работу. Ведь по закону все средние и крупные организации (коммерческие и бюджетные) должны принять в штат подобного сотрудника. Расскажем, какие обязанности придется выполнять и где пройти обучение.

Кто такой специалист по охране труда и технике безопасности

Это работник, который следит за исполнением требований охраны труда (ОТ), отвечает за предотвращение несчастных случаев и профессиональных заболеваний на предприятии.

В каком случае в штате организации должен быть такой специалист? Если количество сотрудников превышает 50 человек ( ст. 217 ТК РФ , письмо Минтруда от 10.06.16 № 15-2/ООГ-2136).

Пройти обучение и получить удостоверение специалиста по охране труда Подать заявку

При меньшей численности персонала директор организации или ИП может взять на себя функции специалиста по охране труда, доверить их другому сотруднику или воспользоваться услугами сторонних исполнителей.

Чем занимается инженер по охране труда

Требования к специалисту по охране труда

Для специалистов в области ОТ разработан профессиональный стандарт (утв. приказом Минтруда от 22.04.21 № 274н). Он предусматривает три уровня квалификации: шестой, седьмой и восьмой (см. табл.).

Какие требования к специалистам по ОТ установлены профстандартом

Какие должности можно занимать

специалист по ОТ (в т.ч. младший, главный или ведущий)

  • руководитель службы ОТ;
  • начальник отдела ОТ;
  • начальник управления ОТ;
  • эксперт по условиям и ОТ;
  • консультант по условиям и ОТ и управлению профрисками;
  • инструктор по условиям и ОТ
  • зам руководителя организации по управлению профрисками;
  • руководитель направления (подразделения) по управлению профрисками

обеспечивать функционирование системы управления ОТ

планировать, разрабатывать и совершенствовать систему управления ОТ, оценивать профриски, проводить экспертизу эффективности мероприятий по ОТ

осуществлять стратегическое управление профрисками

Требования к образованию и обучению

  • высшее-бакалавриат;
  • высшее непрофильное–бакалавриат и профобразование (профпереподготовка) в области ОТ;
  • среднее профессиональное-программы подготовки специалистов среднего звена и дополнительное профобразование в области ОТ
  • высшее-магистратура, специалитет;
  • высшее непрофильное-магистратура, специалитет и дополнительное профобразование-программы профпереподготовки в области ОТ.

В некоторых случаях еще нужно проходить программу повышения квалификации по оценке профрисков не реже, чем 1 раз в 3 года

  • высшее-магистратура, специалитет;
  • высшее непрофильное-магистратура, специалитет и дополнительное профобразование-программы профпереподготовки в области ОТ.

В любом случае еще нужно проходить программу повышения квалификации по оценке профрисков не реже, чем 1 раз в 3 года

Требования к опыту

не менее 4-х лет в области ОТ (при наличии среднего профобразования)

Не менее 5-ти лет в области ОТ

Не менее 5-ти лет в области ОТ, в т.ч. не менее 2-х лет руководителем проектов и (или) подразделения в области условий и ОТ, внутреннего контроля и аудита

Условия допуска к работе

Обучение и проверка знаний по ОТ не реже чем 1 раз в 3 года

Кто может работать специалистом по охране труда

Обязаны ли работодатели при приеме на работу специалиста придерживаться требований к квалификации, закрепленных в профстандарте? Да, обязаны. Но не всегда, а только в том случае, если такие же требования установлены еще и федеральным законом ( ст. 195.3 ТК РФ ).

Где готовят специалистов по ОТ и ТБ

Если же он имеет высшее непрофильное, или среднее профессиональное образование, придется пройти дополнительное профобучение в области ОТ. Согласно пункту 2.3.6 Порядка обучения по охране труда (утв. постановлением Минтруда от 13.01.03 № 1/29), повысить квалификацию можно в образовательном учреждении, где есть штатные преподаватели и где читают дисциплины по безопасности и охране труда.

Для определенных должностей (эксперт, консультант, инструктор по условиям и ОТ, заместитель руководителя или руководитель направления по управлению профрисками) есть дополнительное условие. Плюс к основному образованию необходимо раз в три года проходить программу повышения квалификации по оценке профрисков.

Как пройти обучение по охране труда

Как пройти профессиональную переквалификацию по охране труда

Нужно выбрать лицензированный учебный центр с аккредитацией Минтруда на проведение обучения работодателей и работников вопросам охраны труда. Такие центры предлагают программы переподготовки как для начальников службы ОТ, так и для рядовых специалистов.

Например, в Контур.Школ е можно получить диплом по направлениям:

  1. Техносферная безопасность для руководителя службы охраны труда ( 284 академических часа );
  2. Охрана труда. Техносферная безопасность ( 256 академических часов ).

Как получить дистанционное образование по охране труда

Сейчас дистанционное образование стало очень популярным, а в большинстве случаев — единственно доступным. Поэтому практически в каждом учебном центре есть онлайн курсы, в том числе по ОТ. Обучение включает вебинары, онлайн-тесты, обратную связь от экспертов и проч. Например, Контур.Школа предлагает различные виды обучения в Школе охраны труда . Часть вебинаров можно посмотреть бесплатно.

Плюсы и минусы профессии инженера по охране труда

К плюсам относится востребованность, обусловленная требованиями закона. Ведь руководитель компании с численностью сотрудников более 50 человек, независимо от своего желания, обязан принять на работу специалиста по ОТ. Как следствие, профессионалы с хорошим образованием претендуют на достойную оплату.

Среди минусов — большой объем бумажной рутинной работы: заполнение отчетов, актов, составление инструкций и т.д. Поэтому прежде, чем стать специалистом по охране труда, нужно определить, насколько такой вид работы подходит характеру человека.

Алена Лысак



1. Акцент на системе управления профессиональными рисками

В чем состоит необходимость изменений?

Сокращение уровня смертности и травматизма от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний определено в качестве одной из ключевых задач демографической политики России на период до 2025 года (раздел 3 Концепции демографической политики РФ на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 09.10.2007 № 1351). Решать эту задачу намечено за счет перехода в сфере охраны труда к системе управления профессиональными рисками (включая информирование работников о соответствующих рисках, создание системы выявления, оценки и контроля таких рисков), а также за счет экономической мотивации для улучшения работодателем условий труда.

Что нового в профстандарте?

Претерпели изменения некоторые трудовые функции, например:


2. Набор трудовых функций специалиста по охране труда

В чем состоит необходимость изменений?


Что нового в профстандарте?


В перечень обобщенных трудовых функций включены две принципиально новые позиции:

Обобщенная трудовая функция

Уровень квалификации

Трудовые функции

Экспертиза эффективности мероприятий, направленных на обеспечение функционирования системы управления охраной труда

Анализ мероприятий, направленных на улучшение условий и охраны труда, снижение профессиональных рисков, предупреждение несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

Консультирование работодателей и работников по вопросам обеспечения безопасных условий труда на рабочих местах и оценки профессиональных рисков

Оценка эффективности процедур подготовки работников по охране труда

Стратегическое управление профессиональными рисками в организации

Методическое обеспечение стратегического управления профессиональными рисками в организации

Координация работ по внедрению системы управления профессиональными рисками в организации

Контроль работ по внедрению системы управления профессиональными рисками в организации

Контроль и мониторинг результативности внедрения системы управления профессиональными рисками в организации

3. Повышение уровня подготовки и компетентности специалистов в области охраны труда

В чем состоит необходимость изменений?


Достаточно низкая оценка уровня подготовки специалистов, по мнению работодателей, обусловлена:

  • слабой практической подготовкой в ВУЗе, оторванностью полученных теоретических знаний от реальности производственной деятельности, ее специфики;
  • отсутствием необходимых знаний по экономическим и юридическим вопросам, содействующим исполнению обязательств в трудовых отношениях работодателя и работника организации.

Что нового в профстандарте?

1) конкретизированы уровни образования и особые условия допуска к работе:

Наименование обобщенной трудовой функции

Требования к образованию и обучению

Особые условия допуска к работе

Обеспечение функционирования системы управления охраной труда в организации

Высшее образование - бакалавриат

Высшее образование (непрофильное) - бакалавриат и дополнительное профессиональное образование - программы профессиональной переподготовки в области охраны труда

Среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена и дополнительное профессиональное образование в области охраны труда

Обучение и проверка знаний требований охраны труда не реже одного раза в 3 года

Планирование, разработка и совершенствование системы управления охраной труда и оценки профессиональных рисков

Высшее образование - магистратура, специалитет

Высшее образование (непрофильное) - магистратура, специалитет и дополнительное профессиональное образование - программы профессиональной переподготовки в области охраны труда

Экспертиза эффективности мероприятий, направленных на обеспечение функционирования системы управления охраной труда

Высшее образование - магистратура, специалитет и дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации в сфере оценки профессиональных рисков не реже чем один раз в три года

Высшее образование (непрофильное) - магистратура, специалитет и дополнительное профессиональное образование - программы профессиональной переподготовки в области охраны труда, дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации в сфере оценки профессиональных рисков не реже чем один раз в три года

Стратегическое управление профессиональными рисками в организации

Высшее образование - магистратура, специалитет и дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации по оценке профессиональных рисков не реже чем один раз в три года

Высшее образование (не профильное) - магистратура, специалитет и дополнительное профессиональное образование - программы профессиональной переподготовки в области охраны труда, дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации по оценке профессиональных рисков не реже чем один раз в три года

2) определены требования к опыту практической работы в зависимости от уровня образования и наименования должности специалиста:

Наименование обобщенной трудовой функции

Требования к опыту практической работы

Было

Стало

Обеспечение функционирования системы управления охраной труда в организации

Без предъявления требований к опыту практической работы, а при наличии среднего профессионального образования стаж работы в области охраны труда не менее 3 лет

Не менее трех лет в области охраны труда при наличии среднего профессионального образования для специалиста по охране труда.

Для занятия должности главный (ведущий) специалист по охране труда – не менее трех лет в области охраны труда при наличии высшего образования или не менее четырех лет в области охраны труда при наличии среднего профессионального образования

Планирование, разработка и совершенствование системы управления охраной труда и оценки профессиональных рисков

Не менее пяти лет в области охраны труда

Не менее пяти лет в области охраны труда

Экспертиза эффективности мероприятий, направленных на обеспечение функционирования системы управления охраной труда

Не менее пяти лет в области охраны труда

Стратегическое управление профессиональными рисками в организации

Не менее пяти лет в области охраны труда, в том числе не менее двух лет руководителем проектов и (или) руководителем подразделения в области условий и охраны труда, внутреннего контроля или внутреннего аудита

4. Уточнение наименований должностей специалистов

В чем состоит необходимость изменений?

Действующий профессиональный стандарт предусматривает только два варианта наименования должностей сотрудников службы охраны труда:

  • специалист по охране труда;
  • руководитель службы охраны труда.

Принимая во внимание разноплановую деятельность специалистов по охране труда, их обязанности и функциональные задачи, возникает необходимость расширения перечня возможных наименований должностей в зависимости от обобщенной трудовой функции.


Что нового в профстандарте?

Новый профстандарт предусматривает следующие варианты наименования должностей руководителей и специалистов в области охраны труда:

Обобщенная трудовая функция

Возможные наименования должностей руководителей и специалистов в области охраны труда

Обеспечение функционирования системы управления охраной труда в организации

Младший специалист по охране труда

Специалист по охране труда

Главный (ведущий) специалист по охране труда

Планирование, разработка и совершенствование системы управления охраной труда и оценки профессиональных рисков

Руководитель службы охраны труда

Начальник отдела охраны труда

Начальник управления охраной труда

Экспертиза эффективности мероприятий, направленных на обеспечение функционирования системы управления охраной труда

Эксперт по условиям и охране труда

Консультант по условиям и охране труда и управлению профессиональными рисками

Инструктор по условиям и охране труда

Стратегическое управление профессиональными рисками в организации

Заместитель руководителя организации по управлению профессиональными рисками

Руководитель направления (подразделения) по управлению профессиональными рисками в организации

5. Внедрение автоматизации и цифровых технологий в деятельность специалистов в области охраны труда

В чем состоит необходимость изменений?


Что нового в профстандарте?

В профстандарте определены многочисленные требования к квалификации специалиста по охране труда, связанные с внедрением автоматизации, например, при использовании:

  • систем электронного документооборота;
  • цифровых платформ, справочных правовых систем, баз данных в области охраны труда;
  • прикладных компьютерных программ для формирования проектов локальных нормативных актов, оформления отчетов, создания баз данных и электронных таблиц.

Необходимо отметить отдельные знания и умения, необходимые специалисту по охране труда и связанные с внедрением цифровизации:

  • использование электронных цифровых подписей;
  • сбор, обработка и интеграция в цифровые платформы информации, характеризующей состояние условий и охраны труда у работодателя;
  • работа с базами данных;
  • разработка и анализ цифровых показателей системы управления профессиональными рисками;
  • управление статистическими данными по различным аспектам деятельности в рамках системы управления охраной труда.

В завершение рассмотрим новый профессиональный стандарт через призму соотношения с элементами, процессами и процедурами СУОТ:

Группа элементов (процессов) СУОТ

Наименование элемента (процесса) СУОТ

Взаимосвязь трудовых функций с элементами (процессами) СУОТ

Основные элементы СУОТ

Разработка политики работодателя в области охраны труда

Определение целей работодателя в области охраны труда

Распределение обязанностей в сфере охраны труда между должностными лицами работодателя

Управление документами СУОТ

Информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, о предоставляемых гарантиях и компенсациях, применяемых средствах индивидуальной защиты

Проведение специальной оценки условий труда

Проведение оценки профессиональными рисками

Обеспечительные процессы (допуск работника к самостоятельной работе)

Наблюдение за состоянием здоровья работников

Подготовка работников по охране труда

Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты

Обеспечение работников смывающими и обезвреживающими средствами

Обеспечительные процессы (обеспечение безопасной производственной среды)

Обеспечение безопасности работников при эксплуатации зданий и сооружений

Обеспечение безопасности работников при эксплуатации оборудования

Обеспечение безопасности работников при осуществлении технологических процессов

Обеспечение безопасности работников при применении инструментов и приспособлений

Обеспечение безопасности работников при использовании сырья и материалов

Обеспечение безопасности работников при нахождении на территории

Обеспечительные процессы (сопутствующие)

Обеспечение санитарно-бытового обслуживания

Обеспечение работников молоком или другими равноценными пищевыми продуктами

Обеспечение работников лечебно-профилактическим питанием

Обеспечение оптимальных режимов труда и отдыха работников

Обеспечение безопасного выполнения подрядных работ

Обеспечение снабжения безопасной продукцией

Обеспечение обязательного социального страхования работников

Взаимодействие с надзорными органами

Реагирование на несчастные случаи

Реагирование на профессиональные заболевания

Реагирование на аварийные ситуации

Мониторинг и контроль функционирования СУОТ

Анализ и улучшение СУОТ

[3] в части операционного контроля и мониторинга системы управления профессиональными рисками

[4] в части системы управления профессиональными рисками

Представляет интерес тот факт, что отдельные элементы (процессы) системы управления охраной труда не нашли своего отражения в трудовых функциях специалиста в области охраны труда. И если в отношении отдельных элементов (процессов) тому может существовать объяснение – например, в части разработки политики в области охраны труда, то с некоторыми элементами (процессами) возникают вопросы. В частности, не вполне понятно, почему реализация процессов, связанных с обеспечением безопасности работников, а также их обеспечением молоком, лечебно-профилактическим питанием, смывающими и обезвреживающими средствами, не охвачена трудовыми функциями специалиста по охране труда.


Таким образом, основываясь на ключевых отличиях вновь принятого профессионального стандарта от действующего в настоящее время Приказа Минтруда России от 04.08.2014 № 524н., можно сделать вывод, что основными целями обновления нормативно-правового регулирования являются:

- повышение уровня подготовки и компетентности специалистов в области охраны труда;

- внедрение цифровых технологий в деятельность специалистов в области охраны труда.

Нарушение работодателем государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ, грозит организации штрафом в размере до 80 000 руб. А разговор вот о чем: в каждой компании должна быть организована работа по охране труда, то есть должны быть ответственные лица. В небольших компаниях (численностью до 50 человек) выделять отдельного сотрудника для этого не обязательно. Но как тогда выполнить требования Трудового кодекса?

Специалист или служба?

Согласно ст. 209 ТК РФ охрана труда – система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. Чтобы система работала, нужно выстроить целый комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей. Обычно для этого разрабатывается система управления охраной труда.

Согласно ст. 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.

Статья 217 ТК РФ говорит, что в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, контроля их выполнения у каждого работодателя, который осуществляет производственную деятельность и численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области. Это общее требование, оно распространяется и на тех, кто производит нематериальные блага, например, оказывает услуги. Минтруд в Письме от 10.06.2016 № 15‑2/ООГ-2136 обращал на это внимание.

Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности. То есть компания не обязана принимать на должность специалиста по охране труда сотрудника, для которого эта работа будет основной.

К сведению

При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель – индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник. Кроме того, работодатель вправе заключить гражданско-правовой договор с организацией либо специалистом, оказывающими услуги в области охраны труда.

Даже если должность специалиста по охране труда ввести необходимо (численность компании больше 50 человек), Трудовой кодекс не требует выделять отдельного сотрудника – специалистом по охране труда не обязательно будет сотрудник, для которого эта работа станет основной. Значит, обязанности специалиста можно распределить между другими сотрудниками компании или поручить кому‑то одному, если их квалификация соответствует требованиям закона.

Кому поручим обязанности специалиста по охране труда?

Скажем сразу: не важно, какую должность занимает сотрудник согласно штатному расписанию. Если у него есть соответствующие подготовка и опыт, ему вполне можно поручить работу по охране труда в организации.

При наличии у работодателя опасных производственных объектов работник должен пройти соответствующую подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности.

Функции специалиста по охране труда может выполнять и работник со средним профессиональным образованием, если он прошел переподготовку в области охраны труда и имеет стаж работы в данной области не менее трех лет.

То есть кадровик или любой другой специалист может выполнять функции специалиста по охране труда при условии наличия высшего образования или прохождения переподготовки в этой области. Если же у рассматриваемого кандидата среднее профессиональное образование и нет опыта работы в охране труда, то поручить ему работу по охране труда нельзя.

Варианты поручения функций специалиста по охране труда

Давайте рассмотрим два варианта в зависимости от численности компании.

Численность работников более 50 человек

Варианты действий работодателя различаются в зависимости от того, имеется должность специалиста по охране труда в штатном расписании или нет.

1. Совместительство. Если должность имеется, можно заключить трудовой договор о работе по совместительству (ст. 60.1 ТК РФ). Напомним, что совместительство – выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время у того же работодателя (внутреннее совместительство) и (или) у другого работодателя (внешнее совместительство). В трудовом договоре необходимо указание на то, что работа является совместительством.

В данном случае оформляется договор о внутреннем совместительстве. В нем должны быть прописаны обязанности по охране труда, которые будет выполнять сотрудник, либо содержаться ссылка на должностную инструкцию.

По желанию можно установить срок действия такого договора или же не ограничивать его. Но учтите: срочный договор вы не сможете расторгнуть по ст. 288 ТК РФ, когда решите принять на должность специалиста по охране труда основного сотрудника.

2. Совмещение. По правилам ст. 60.2ТК РФ с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную плату. Поручаемая дополнительная работа может осуществляться путем совмещения профессий (должностей).

При совмещении профессий (должностей) работнику производится доплата. Ее размер устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы (ст. 151 ТК РФ).

Срок, в течение которого сотрудник будет выполнять дополнительную работу, ее содержание и объем устанавливаются работодателем с письменного согласия сотрудника путем заключения соглашения. Он имеет право досрочно отказаться от выполнения дополнительной работы, а работодатель – досрочно отменить поручение о ее выполнении, предупредив об этом другую сторону в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

Если чувствуете, что один работник не справится, можете распределить функции специалиста по охране труда между несколькими работниками. В таком случае заключать соглашение о поручении дополнительной работы придется с каждым. Приведем пример соглашения на стр. .

На основании заключенного соглашения издайте приказ о совмещении (см. стр. 65).

Если в штатном расписании должности специалиста по охране труда нет, придется ввести ее, поскольку в ч. 1 ст. 217 ТК РФ однозначно говорится о введении такой должности в штатное расписание или создании целой службы.

Численность работников менее 50 человек

В таком случае тоже следует заглянуть в штатное расписание. Если должность специалиста по охране труда присутствует, возможно заключение с работником компании либо трудового договора о работе по совместительству, либо соглашения о совмещении функций по данной должности.

И приказ о совмещении должностей.

А если должность отсутствует? Вот тут возникают сложности. Многие специалисты считают, что и в данном случае возможно заключение соглашения о совмещении. При этом они говорят: хотя совмещение подразумевает наличие вакантной должности, случай с функциями специалиста по охране труда – исключение.

С одной стороны, действительно, согласно ч. 3 ст. 217 ТК РФпри отсутствии у работодателя штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель – индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору. То есть норма закона не содержит императивного предписания, требующего штатной должности работника службы охраны труда, императивным является лишь требование об организации охраны труда, которая может быть осуществлена различными способами. К такому выводу приходят и суды (см., например, Апелляционное определение ВС Чувашской Республики от 26.10.2015 по делу № 33‑4656/2015).

Однако мы считаем, что о совмещении должностей в данном случае речи быть не может, поскольку совмещение предполагает выполнение дополнительной работы по другой профессии или должности. Предполагается, что если должность не включена в штатное расписание, и совмещать нечего. Это подтверждает и судебная практика. Например, Апелляционным определением Саратовского областного суда от 03.03.2016 по делу № 33‑1423/2016 работнику было отказано во взыскании платы за совмещение, так как в штатном расписании организации отсутствовала должность, доплату за совмещение по которой требовал работник. А Свердловский областной суд в Апелляционном определении от 02.09.2016 по делу № 33‑14461/2016 прямо указывал: совмещение должностей (профессий) подразумевает выполнение наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по такой же профессии (должности) либо по иной профессии (должности), предусмотренной штатным расписанием организации.

Полагаем, что при отсутствии должности специалиста по охране труда в штатном расписании, ее необходимо ввести в него и только после этого оформлять совмещение. Еще вариант – заключить гражданско-правовой договор об оказании услуг в сфере охраны труда.

Вопрос

Как уполномочить сотрудника организации на выполнение функций по охране труда при отсутствии должности специалиста по охране труда в штатном расписании?

С согласия работника его можно назначить ответственным за охрану труда в организации, издав соответствующий приказ. Затем следует внести изменения в должностную инструкцию работника, дополнив ее должностными обязанностями ответственного по охране труда. Без согласия работника поручить ему дополнительную работу нельзя. Об этом говорится в ст. 60 ТК РФ: запрещается требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами.

Поскольку функций у работника прибавится, должна повыситься его зарплата.

Резюмируем: если в компании нет специалиста по охране труда, но такая должность присутствует в штатном расписании, обязанности по охране труда можно поручить любому из сотрудников, имеющему необходимую подготовку, в порядке совмещения должностей или совместительства. В первом случае оформляется соглашение и издается приказ о совмещении, во втором – заключается трудовой договор о внутреннем совместительстве.

Если же должности в штатном расписании нет, можно привлечь специалиста по охране труда по гражданско-правовому договору либо поручить выполнение работы по охране труда работнику, имеющему специальную подготовку. Тогда необходимо внести изменения в должностную инструкцию и издать приказ о возложении обязанностей по охране труда.

АКЦИЯ ПРОДЛЕНА

Читайте также: