Сколько отпуск у логопеда в поликлинике

Обновлено: 04.05.2024

Одним из условий, которые обязательно должны быть включены в трудовой договор, является трудовая функция работника (ст. 57 ТК РФ). Под трудовой функцией понимаются работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации, конкретный вид поручаемой работнику работы.

При этом если в соответствии с Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

В соответствии с частью второй ст. 115 ТК РФ отдельным категориям работников Трудовым кодексом РФ или иными федеральными законами может быть установлен удлиненный основной отпуск. В частности, удлиненные отпуска полагаются педагогическим работникам (ст. 334 ТК РФ).

В соответствии с Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010 N 761н, наименование должности "логопед" в образовательных учреждениях не применяется, а используется в учреждениях здравоохранения и социального обслуживания. Из этого следует, что в образовательных учреждениях применяется наименование должности "учитель-логопед", "учитель-дефектолог".

Продолжительность удлиненного отпуска педагогических работников в зависимости от места работы и занимаемой должности установлена постановлением Правительства РФ от 01.10.2002 N 724 "О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам" (далее - Постановление N 724). В позиции 3 Приложения к Постановлению N 724 приведен перечень должностей педагогических работников, работающих в дошкольных образовательных учреждениях. Данный перечень не содержит должностей "учитель-логопед" или "учитель-дефектолог". Следовательно, работникам, работающим на этих должностях в дошкольных образовательных учреждениях, должен предоставляться ежегодный отпуск продолжительностью 28 календарных дней (ст. 115 ТК РФ).

В то же время отметим, что для учителей-логопедов, учителей-дефектологов, работающих полный рабочий день в дошкольных группах для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья или в дошкольных санаторных группах для воспитанников, нуждающихся в длительном лечении, которые находятся в составе дошкольных образовательных учреждений, установлена продолжительность удлиненного отпуска 56 календарных дней (п. 2 примечаний к Приложению, утвержденному Постановлением N 724).

Такой же продолжительности отпуск установлен для учителей-логопедов, работающих в образовательных учреждениях для дошкольного или младшего школьного возраста (позиция 1 Приложения к Постановлению N 724).

Такими образовательными учреждениями являются начальная школа-детский сад, начальная школа-детский сад компенсирующего вида - с осуществлением квалифицированной коррекции ограниченных возможностей здоровья воспитанников и обучающихся, прогимназия - с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников и обучающихся (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.) (п. 4 Типового положения об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста, утвержденного постановлением Правительства РФ от 19.09.1997 N 1204). В таких учреждениях наряду с программой начального общего образования реализуется программа основной общеобразовательной программы дошкольного образования, то есть в состав такого учреждения входят группы дошкольного образования и воспитания детей (п. 1 указанного типового положения).

Напомним, что в дошкольных образовательных учреждениях, к которым относятся детские сады, реализуется только основная общеобразовательная программа дошкольного образования (п. 3, п. 7 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 N 666).

Таким образом, право на удлиненный ежегодный отпуск продолжительностью 56 дней имеет работник, работающий учителем-логопедом в дошкольном образовательном учреждении, только в том случае, если он работает полный рабочий день в группах для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья или в дошкольных санаторных группах для воспитанников, нуждающихся в длительном лечении, которые находятся в составе дошкольного образовательного учреждения.

Если в рассматриваемом случае речь идет о работнике, который работает в дошкольном образовательном учреждении, но не занят полный день в группах с воспитанниками с ограниченными возможностями, продолжительность его ежегодного отпуска составляет 28 календарных дней.

Руководитель Комитета по логопедии. Специалист по логопедии, восстановлению речевых функций и функции глотания у пациентов, перенёсших инсульт, нейрореабилитации пациентов с очаговыми поражениями головного мозга.

Добрый день Светлана Николаевна! Обращаются к Вам учителя-дефектологи Специализированного дома ребенка г.Петрозаводска (учредитель Минздрав). С мая 2016 года нам был удлинен рабочий день с 4 часов до 7 и сокращен отпуск с 56 до 28 дней, т.к. у нас отсутствует лицензия на образовательную деятельность. Обращались в разные инстанции, но нигде не получили четкого ответа. По отпуску есть постановление №466, а по норме часов на ставку заработной платы документов нет. Не могли бы Вы нам помочь решить данный вопрос . Заранее благодарны.

Работаю в консультативно-диагностическом центре Национально-научно-практического центра здоровья детей. 7 марта 2017 года медбрат консультативного центра КДЦ мне принёс дополнительное соглашение № 1900 к трудовому договору № 141 от 05.03.2013 г.,на основании которого ,продолжительность отпуска логопеда сокращается до 28 календарных дней: 1)подскажите,какими документами я могу руководствоваться для предоставления в отдел кадров учреждения. 2)дополнительное соглашение составлено 30 декабря 2016 года,так же не соответсвует названию учреждения в котором я сейчас работаю,так как с февраля 2017 года, учреждение переименовано в Национальный научно- практический центр здоровья детей. с уважением Мосьпан Татьяна Яковлевна.

Добрый день, уважаемая Татьяна Яковлевна!

Также прошу ознакомится с ответом юристов из службы Правового консалтинга ГАРАНТ:
Как оформить отпуск логопеду учреждения здравоохранения (на какое количество дней)?
Каким нормативным актом следует руководствоваться?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска работника составляет 56 календарных дней.

Обоснование вывода:
Согласно ст. 334 ТК РФ педагогическим работникам предоставляется ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск. Как верно Вы указали в вопросе, Приложение к постановлению Правительства РФ от 01.10.2002 N 724 "О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам", пунктом 9 которого предусматривался ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 56 дней для логопедов, работающих в учреждениях здравоохранения, было признано утратившим силу постановлением Правительства РФ от 14.05.2015. N 466 "О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках" (далее - Постановление N 466). В настоящее время необходимо руководствоваться Приложением к Постановлению N 466, в соответствии с п. 2 раздела IV которого педагогические работники, должности которых указаны в разделе I номенклатуры должностей, работающие в организациях, осуществляющих лечение, имеют право на ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 56 календарных дней. Должность "логопед" содержится в подразделе 2 раздела I Номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства РФ от 08.08.2013 N 678.
Исходя из понятий, содержащихся в ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", лечение, как комплекс медицинских вмешательств, выполняемых по назначению медицинского работника, целью которых является устранение или облегчение проявлений заболевания или заболеваний либо состояний пациента, восстановление или улучшение его здоровья, трудоспособности и качества жизни, является одним из способов оказания медицинской помощи, которую в качестве основного (уставного) вида деятельности оказывают медицинские организации. Согласно п. 1.1 Номенклатуры медицинских организаций, утвержденной приказом Министерства здравоохранения РФ от 06.08.2013 N 529н, а также примечания к ней детская клиническая больница является лечебно-профилактической организацией. В соответствии с п. 2.1.1. Временного положения о клиническом лечебно-профилактическом учреждении, утвержденного приказом Минздрава РФ от 29.09.1993 N 228, оказание высококвалифицированной медицинской помощи населению является одной из основных задач клинического лечебно-профилактического учреждения; для реализации этой и других задач учреждение организует совместную деятельность специализированных отделений с подразделениями вуза (НИИ) по оказанию диагностической, лечебной, консультативной помощи и реабилитации больных.
Таким образом, на работника, работающего по должности логопеда в детской клинической больнице, положения п. 2 раздела IV Приложения к Постановлению N 466 распространяются в полной мере как на работника, работающего в организации, осуществляющей лечение, а следовательно, продолжительность его ежегодного основного оплачиваемого отпуска составляет 56 календарных дней.

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Комарова Виктория

Уважаемая Светлана Николаевна! Состоится ли в 2017г. конкурс междисциплинарных бригад? Подскажите кто может провести курс по дисфагии для логопедов?

Уважаемая Светлана Николаевна! С введением профессионального стандарта логопеда, изменится ли продолжительность рабочего дня и отпуск логопедов и к какой категории работников нас причислят МинОбр или МинЗдрав? Где будут получать категории логопеды Сосудистых Центров?

Добрый день, уважаемая Нина! Пока Профессиональный стандарт "Логопед" проходит обсуждение в Национальной медицинской палате и окончательные выводы ещё не сделаны. Но Комитет по логопедии считает, что образование логопеда должно оставаться высшим педагогическим, поскольку данный специалист по роду своей профессиональной деятельности занимается коррекционно-восстановительным обучением, а не лечением. Данный документ разрабатывается исключительно для логопедов, работающих в организациях системы здравоохранения и социального обслуживания (в отличие от Профессионального стандарта в системе образования). Возможно, будет внедрен успешный опыт г. Москвы по, аттестации логопедов в системе здравоохранения. Вопрос в состоянии обсуждения. На вопрос о нормативах труда и отдыха логопедов, компенсации за вредные условия труда, я уже отвечала в предыдущих комментариях. Ознакомьтесь с ними. Документы Вам прилагаю. С уважением, Светлана Николаевна

Добрый день. Обращаюсь к Вам за помощью. В нашем городе впервые открыли сосудистый центр. Я устроилась первым логопедом в неврологическое отделение., но никто не может сказать какую и как вести документацию. (никто не знает) Если можете, помогите пожалуйста. Буду очень благодарна Вам

Уважаемая коллега! С образцами документов логопеда, работающего в организации системы здравоохранения, Вы можете ознакомится на данном сайте в разделе "Материалы", далее в подразделе "Нормативная база", и далее ниже "Клинические рекомендации" (обновлённые утверждённые клинические рекомендации) - "Логопедическая диагностика и реабилитация пациентов с нарушениями речи, голоса и глотания в остром периоде" (последняя редакция 2016 г.) В Приложениях даны образцы, но, хочу обратить Ваше внимание на то, что в РФ ещё нет единого стандартизированного варианта логопедической документации. и исследовательских шкал. Это предмет будущих обсуждений. Настоятельно рекомендую ознакомиться с необходимыми для Вашей работы Клиническими рекомендациями "Диагностика и лечение дисфагии при заболеваниях центральной нервной системы" С уважением, Светлана Николаевна

Здравствуйте Светлана. В городе Иваново ОБУЗ ГКБ№3 в сосудистом отделении прошла спец. оценка рабочих мест. После неё нам выдали договора где рабочий день составляет 36 часов, отпуск 42 дня , а вредность убрали , стоит 2., соответственно и все % Мотивируют это тем что мы педагоги. При чем все отделение,включая психологов, которые имеют пед.образование вредность 3,1. В Облсофпрофе нам обещают помочь, но только с рабочим временем, а отпуск вернуть невозможно, потому что учреждение не имеет лицензии на образовательную деятельность. Можно ли отстоять свои права?

Добрый день, пришла после конференции в ЦПРиН. Решила сразу Вам написать. Меня зовут Мишиева Марина Геннадьевна. Работаю в ЦПРиН 10 лет. Я окончила Нью-Йоркский Университет. Имею степень магистра в области патологии речевой деятельности. В моем дипломе написано "Speech Language Pathologist". По американскому опыту скажу Вам, что если логопед работает in the clinical seetings, то есть в медицине (больницы, дома престарелых и т.д.), то он должен быть из области медицины. Также, если в школе и детских садах - учитель. Отделение в моем университете называется NYU Speech and Hearning Clinics, хотя Департмент Образования (NYU Steinhardt School of Education). Также двойственно. Также могу сказать и про Колумбийский Университет, и про Гарвардский, и большинство Американских университетов. Я - за подразделения: например, специалисты ЦПРиН должны называться медиками, хотя я понимаю, что тем самым, мы теряем много педагогических надбавок. Логопед - очень абстрактное понятие, многие так и думают, что логопеды только занимаются корректировкой звуков. В идеале - бакалавриат - общая логопедия, магистратура - на выбор - медицина или педагогика. Каждый специалист должен иметь 1 (медицинскую или педагогическую) или 2 лицензии в той или иной области. Когда я училась в магистратуре, у меня была практика в больницах и реабилитационных центрах. Соответственно - я выбрала медицину. При этом, если я захочу, я буду работать с детьми в школе, так как я получила лицензию учителя. В нашем случае в будущем должно все решаться на уровне университета, а сейчас - по месту работы. Надеюсь, моя информация была полезна. Если могу чем-то помочь еще, пожалуйста, пишите. С уважением, Марина Мишиева

Добрый день, Марина Геннадьевна! Спасибо за то, что Вы поделились интересной информацией. Логопед - это не абстрактное понятие. Это синтетическая междисциплинарная специальность. На сегодняшний день проходят обсуждения по поводу создания новых образовательных программ и уровней подготовки логопедов с разграничением их профессиональной деятельности в области образования и здравоохранения. Хочется надеяться, что в скором времени мы увидим изменения в системе подготовки данной категории специалистов.

Сокращают время отпусков. Подскажите пожалуйста действующие приказы регламентирующие работу логопедов в здравоохранении. Спасибо

Добрый день, Марина! В предыдущем письме Вы найдете ответы на поставленные вопросы по поводу отпусков. Уточните, пожалуйста, Ваше место работы и какая сеть (взрослая или детская), чтобы знать в каких документах Вы еще нуждаетесь. С уважением, СН

Добрый день Светлана Николаевна. Я-учитель-логопед Наталья Ивановна. Работаю в центре социальной помощи в отделении реабилитации несовершеннолетних. У меня вопрос: к какому роду специалистов должен относиться логопед,работающий в данном предприятии. Согласно какого приказа должен производиться расчёт рабочего времени, отпуска? На сегодняшний день нас,логопедов, приравнивают к соцработникам со всеми вытекающими (не аттестовывают,раб.день 7,2,отпуск 28 дней).Заранее спасибо.

Добрый день, Наталья Ивановна! Подробный ответ написала Вам на почту с Вложением нескольких нормативных документов. Пожалуйста, обращайтесь, буду рада помочь. Удачи :)

Добрый вечер. Сокращают время отпуска. Подскажите пожалуйста нормативные документы действительные на сегодняшний день. Заранее благодарны. Новосибирск

Добрый день, Марина. В Постановлении Правительства РФ №466 (см. вложение) отпуск педагогического работника в организации, оказывающей лечение равен 56 календарным дням. Если Ваша организация не оказывает образовательную деятельность, то см. слайд об Аккредитации (лицензировании) - пока не будут разработаны государственные программы и стандарты по оказанию логопедической помощи, логопеды в медицинских организациях не подлежат лицензированию (см. ответ Росздравнадзора). А Ваше медицинское учреждение, в свою очередь, чтобы не оплачивать Вам законный отпуск, пусть постарается доказать, что не оказывает лечебную помощь населению. Это все некорректная трактовка нормативных документов на местах в пользу организации и в целях экономии. Все, кто обосновал положения документов, остались работать на прежних условиях. Рада была помочь.

Добрый день, Денис Николаевич!
Я логопед высшей квалификационной категории. Работаю в Региональном сосудистом центре ГБУЗ "ГКБ им. С.С.Юдина ДЗМ"

Принятые ранее постановления Правительства РФ от 1 октября 2002 г. N 724, от 29 ноября 2003 г. N 726, от 11 мая 2007 г. N 283, от 11 мая 2007 г. N 283, от 16 июля 2009 г. N 576, от 21 мая 2012 г. N 502, а также пункт 11 изменений, которые вносятся в акты Правительства РФ об образовательных учреждениях, в которых обучаются (воспитываются) дети с ограниченными возможностями здоровья, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18 августа 2008 г. N 617, пункт 6 изменений, которые вносятся в акты Правительства РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 июня 2014 г. N 581, признаны утратившими силу.

Отметим, что прежними документами продолжительность удлиненных отпусков устанавливалась в соответствии с местом работы педагогического работника, определялась в отношении некоторых категорий работников организаций, которые новым Законом об образовании отнесены по роду деятельности к организациям, занимающимся обучением (научные организации, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организации, занимающиеся лечением, оздоровлением и (или) отдыхом, организации соцобслуживания и др.).

В новом Постановлении должности педагогических работников, а также руководителей образовательных организаций, заместителей руководителей образовательных организаций, руководителей структурных подразделений этих организаций и их заместителей указаны в соответствии с Номенклатурой должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства РФ от 8 августа 2013 г. N 678 (далее – Номенклатура должностей).

Как следует из документа продолжительность отпусков в календарных днях не изменилось — 42 и 56 дней.

Например, согласно приложению к Постановлению воспитатели, старшие воспитатели, инструкторы по физической культуре, концертмейстеры, музыкальные руководители, педагоги дополнительного образования, педагоги-библиотекари, педагоги-организаторы, педагоги-психологи, логопеды, учителя-дефектологи, учителя-логопеды, тренеры-преподаватели и другие педработники дошкольных образовательных организаций, организаций дополнительного образования, должности которых указаны в подразделе 2 раздела I номенклатуры должностей, а также воспитатели, музыкальные руководители, работающие в группах для детей дошкольного возраста общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования, организаций дополнительного профессионального образования — имеют отпуск продолжительностью в 42 дня.

Тем же педагогическим работникам дошкольных образовательных организаций, работающим с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и (или) лицами, нуждающимися в длительном лечении; педагогам, работающим в организациях дополнительного образования в области искусств (детские школы искусств по видам искусств); педагогам дополнительного образования, работающим с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, а также воспитателям, музыкальным руководителям работающим в группах для обучающихся дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья и (или) нуждающихся в длительном лечении общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования, организаций дополнительного профессионального образования, — установлен отпуск продолжительностью 56 дней.

Педагогическим работникам общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования, организаций дополнительного профессионального образования, должности которых указаны в разделе I Номенклатуры должностей, а это педагогические работники, отнесенные к профессорско-преподавательскому составу, и педагогические работники, за исключением воспитателей, музыкальных руководителей работающих в группах для детей дошкольного возраста указанных образовательных организаций, — предоставляется отпуск в 56 дней.

Заместители руководителей, руководителей структурных подразделений и их заместителей, иные руководители, должности которых указаны в подразделе 2 раздела II номенклатуры должностей, при условии, что их деятельность связана с руководством образовательной, научной и (или) творческой, научно-методической, методической деятельностью дошкольных образовательных организаций, организаций дополнительного образования, за исключением организаций дополнительного образования в области искусств (детские школы искусств по видам искусств), — имеют отпуск продолжительностью 42 дня, а те же руководители в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, организациях дополнительного профессионального образования – 56 дней.

Таким образом, со вступлением в силу нового Постановления в случае приведения в соответствие с законом наименований и уставов организаций с учетом их организационно-правовой формы и получения (переоформления) лицензии на образовательную деятельность право на удлиненный отпуск сохраняется за большинством педагогических работников таких обучающих организаций. Вместе с тем работники обучающих организаций, чья деятельность не связана с реализацией на основе лицензии образовательных программ и напрямую не соотносится с педагогической деятельностью, лишаются права на удлиненный отпуск.
Примечание. В соответствии с законом об образовании в РФ:

— организация, осуществляющая обучение, — юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности;

— установлены следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы:

  • дошкольная образовательная организация,
  • общеобразовательная организация,
  • профессиональная образовательная организация,
  • образовательная организация высшего образования;

типы образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы:

Удлиненные и дополнительные отпуска для педагогов

Помимо удлиненного отпуска, педагогическим работникам могут предоставляться дополнительные оплачиваемые отпуска, в частности:

за вредные условия труда 2, 3 или 4-й степени либо опасные условия – не менее семи календарных дней (ч. 1, 2 ст. 117 ТК РФ);

за особый характер работы (ст. 118 ТК РФ);

за ненормированный рабочий день – не менее трех календарных дней (ч. 1 ст. 119 ТК РФ);

за работу в районах Крайнего Севера (в том числе по совместительству) – 24 календарных дня, а за работу в местностях, которые приравнены к районам Крайнего Севера, – 16 календарных дней (ч. 1 ст. 321 ТК РФ).

Таким образом, ежегодный отпуск педагога, работающего, например, на Крайнем Севере и имеющего удлиненный отпуск в количестве 56 дней, составит целых 80 дней, то есть более чем 2,5 месяца.

Удлиненный отпуск за работу с детьми с ограниченными возможностями

По поводу предоставления удлиненных дополнительных отпусков в Рекомендациях даны разъяснения о продолжительности таких отпусков педагогическим работникам и руководителям дошкольных образовательных организаций за работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) или детьми, нуждающимися в длительном лечении.

Профсоюз отметил, что в данном случае также следует руководствоваться Постановлением № 466.

Согласно постановлению общеустановленная продолжительность ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусков педагогических работников дошкольных образовательных организаций составляет 42 календарных дня. Отпуска такой продолжительности предоставляются педагогическим работникам организаций, в которых функционируют только группы общеразвивающей направленности, осуществляющие реализацию образовательной программы дошкольного образования.

Отпуска продолжительностью 56 календарных дней предоставляются педагогам, если они работают с детьми с ОВЗ и (или) лицами, нуждающимися в длительном лечении. То есть право на отпуск такой продолжительности имеют все педагогические работники, принимающие непосредственное участие в работе с такими детьми.

Кроме того, отмечается, что в соответствии с Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования, утвержденным Приказом Минобрнауки РФ от 30.08.2013 № 1014, образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного образования в образовательной организации осуществляется в группах, которые могут иметь следующую направленность:

общеразвивающую – в них реализуется образовательная программа дошкольного образования;

компенсирующую – реализуется адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с ОВЗ;

оздоровительную – такие группы создаются для детей с туберкулезной интоксикацией, часто болеющих детей и других категорий детей, нуждающихся в длительном лечении;

комбинированную – в них осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ОВЗ в соответствии с образовательной программой дошкольного образования, адаптированной для детей с ограниченными возможностями здоровья.

По поводу педагогических работников профсоюз отметил, что право на отпуск продолжительностью 56 календарных дней имеют сотрудники, работающие с детьми с ОВЗ не только в компенсирующих группах, но и в группах, находящихся в составе групп комбинированной направленности.

Продолжительность удлиненного отпуска руководителей дошкольных образовательных организаций определяется в зависимости от того, какие группы функционируют в организации. В частности:

руководителям дошкольных образовательных организаций, в которых могут функционировать либо только группы общеразвивающей направленности, либо наряду с ними компенсирующей, оздоровительной или комбинированной направленности, предоставляется отпуск продолжительностью 42 календарных дня (п. 2 и 3 разд. I приложения к Постановлению № 466);

руководителям организаций, непосредственно созданных только для детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) для лиц, нуждающихся в длительном лечении, предоставляется отпуск продолжительностью 56 календарных дней (п. 5 и 6 разд. I приложения к Постановлению № 466).

В общеобразовательных организациях отпуск продолжительностью 56 календарных дней предоставляется воспитателям и музыкальным руководителям дошкольных групп, работающим с обучающимися с ОВЗ и (или) лицами, нуждающимися в длительном лечении. При этом работа с обучающимися с ОВЗ может осуществляться также в группах комбинированной направленности.

К сведению: статус обучающегося с ОВЗ, дающий право на отпуск продолжительностью 56 календарных дней, устанавливается психолого-медико-педагогической комиссией. При этом исчерпывающего перечня оснований, при наличии которых обучающиеся признаются лицами с ОВЗ, не имеется, и комиссия принимает решение о выдаче заключения коллегиально с учетом особых образовательных потребностей обучающихся и индивидуальной ситуации развития.

Как соблюсти право педагогов на полный отпуск?

В настоящее время в связи с предупреждением распространения коронавирусной инфекции в школах, например, переносится срок сдачи ЕГЭ и ОГЭ. Кроме того, будут переноситься:

сроки досрочного периода сдачи экзаменов, в том числе для выпускников прошлых лет;

срок окончания олимпиад и т. д.

Соответственно, педагогические работники с их согласия будут привлекаться к участию в этих и других мероприятиях, что может повлечь за собой изменение графиков отпусков.

Одним из основных вопросов, возникающих у работодателей в связи со сложившейся ситуацией, является вопрос о том, как не нарушить право педагогов на ежегодный отпуск (основной удлиненный и дополнительный – например, за работу в районах Крайнего Севера), если до нового учебного года они не смогут использовать его полностью, и можно ли отказать работникам в части отпуска.

Профсоюз отметил, что в первую очередь работодателям следует руководствоваться следующими нормами Трудового кодекса:

оплачиваемый отпуск должен предоставляться работнику ежегодно (ст. 122 ТК РФ);

продолжительность ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков работников исчисляется в календарных днях и максимальным пределом не ограничивается. При исчислении общей продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска дополнительные оплачиваемые отпуска суммируются с ежегодным основным оплачиваемым отпуском (ст. 120 ТК РФ);

запрещено непредоставление ежегодного оплачиваемого отпуска в течение двух лет подряд (ст. 124 ТК РФ);

очередность предоставления оплачиваемых отпусков определяется ежегодно в соответствии с графиком отпусков, который обязателен как для работодателя, так и для работника. Отдельным категориям работников в случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами, ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется по их желанию в удобное для них время (ст. 123 ТК РФ);

по соглашению между работником и работодателем ежегодный оплачиваемый отпуск может быть разделен на части. При этом хотя бы одна из частей этого отпуска должна быть не менее 14 календарных дней. С согласия работника допускается его отзыв из отпуска. При этом не использованная в связи с этим часть отпуска должна быть предоставлена по выбору работника в удобное для него время в течение текущего рабочего года или присоединена к отпуску за следующий рабочий год (ст. 125 ТК РФ).

Чтобы обеспечить выход педагогических работников на работу с начала учебного года, профсоюз предлагает работодателям два варианта:

1. Отозвать работника с его согласия из отпуска. Оформлять отзыв следует приказом работодателя.

2. Заменить часть отпуска, превышающую 28 календарных дней, денежной компенсацией на основании письменного заявления работника (ст. 126 ТК РФ). При этом следует помнить, что не допускается замена денежной компенсацией ежегодного основного оплачиваемого отпуска и ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков беременным женщинам, работникам в возрасте до 18 лет, работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, за работу в соответствующих условиях.

Профсоюз также обращает внимание: такая замена означает, что за один и тот же период работнику должна производиться двойная выплата (компенсация за часть отпуска, который не будет использован, и заработная плата за период работы вместо отпуска). Для такой двойной выплаты необходим двойной фонд оплаты труда, что в бюджетных учреждениях не всегда возможно.

В обычных условиях, не связанных с эпидемиологической ситуацией, замена отпуска компенсацией вряд ли возможна, так как вместо отпуска работник должен выполнять свои должностные обязанности, которые в каникулярный период фактически выполняться не могут. Подобная замена может быть выгодна, например, в случае исполнения обязанностей отсутствующего по болезни работника, которому через три дня болезни будет выплачиваться пособие из средств ФСС, а не из средств работодателя.

Необходимости осуществлять замену части отпуска денежной компенсацией также нет, если педагог во время отпуска выполняет работу не по занимаемой должности, а по другой (например, в оздоровительном лагере).

Обратите внимание: помимо этих двух способов, работодатель по соглашению с работником может разделить отпуск и перенести его часть на другое время или на следующий год.

Во всех случаях (перенос, отзыв, замена компенсацией) нужно будет внести изменения в график отпусков.

Особенности использования отпусков в организациях среднего профессионального образования

При этом преподавателям этих организаций, находящимся в ежегодном основном удлиненном оплачиваемом отпуске и (или) ежегодном дополнительном оплачиваемом отпуске после начала учебного года в связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией, а также в связи с участием в период массовых отпусков в проведении ЕГЭ и ОГЭ, в приемных комиссиях, в комплектовании контингента обучающихся и в иных мероприятиях, учебная нагрузка определяется из расчета ее объема на полный учебный год с последующим применением условий ее уменьшения, предусмотренных п. 4.4 приложения 2 к Приказу № 1601.

То есть исходя из установленного на начало учебного года фактического годового объема учебной нагрузки преподавателям (в том числе находящимся в ежегодных основных удлиненных и дополнительных оплачиваемых отпусках) средняя месячная заработная плата определяется путем умножения часовой ставки преподавателя на объем годовой учебной нагрузки и деления полученного произведения на 10 учебных месяцев.

Часовая ставка определяется путем деления месячной ставки заработной платы на среднемесячную норму учебной нагрузки преподавателя (72 часа).

Установленная на начало нового учебного года средняя месячная зарплата выплачивается преподавателям, в том числе приступившим к работе по окончании отпуска, продолжавшегося после начала учебного года, за работу в течение последующих месяцев, а также за период очередных каникул, не совпадающий с последующим ежегодным отпуском.

В случае, когда преподаватели освобождаются от учебных занятий с сохранением за ними частично или полностью зарплаты (ежегодный и дополнительный отпуска, учебные сборы, командировка, в том числе в целях получения дополнительного профессионального образования и т. д.), в случае нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, а также в случае освобождения преподавателей от учебных занятий без сохранения заработной платы установленный им объем годовой учебной нагрузки должен быть уменьшен на 1/10 часть за каждый полный месяц отсутствия на работе и исходя из количества пропущенных рабочих дней – за неполный месяц отсутствия. При этом имеется в виду и отпуск преподавателя за прошлый год, продолжавшийся после начала нового учебного года.

Часы преподавательской работы, отработанные преподавателем сверх установленной годовой учебной нагрузки, оплачиваются дополнительно (помесячно или в конце учебного года) по часовым ставкам после выполнения преподавателем всей годовой учебной нагрузки.

В заключение отметим, что по мере принятия нормативных актов в связи с переносом различных мероприятий в образовательных учреждениях постарайтесь сразу обсудить с работниками вопросы разделения и переноса отпусков и внести соответствующие изменения в графики отпусков. Если же решить этот вопрос заранее не получится, придется воспользоваться другими вариантами, предлагаемыми профсоюзом. В любом случае действовать нужно в строгом соответствии с требованиями трудового законодательства.

Читайте также: