Система мероприятий по ознакомлению с миром профессий и содействию в выборе профессии это
Обновлено: 02.07.2024
Цель: активизация процесса профессионального самоопределения, расширение представлений о различных сферах труда, мире профессий.
- расширить знания учащихся о понятии профессия, актуализировать процесс профессионального самоопределения;
- повысить информированность о формах профессиональной подготовки и различных учебных заведениях региона.
1. Вступление
Сегодня мы с вами отправимся в удивительный мир профессий. Как вы думаете, сколько существует в мире разных профессий. В 17 веке на Руси было всего 200 разных профессий.
Специалисты утверждают, что сейчас в мире существует более 50 тысяч различных профессий и специальностей и ежегодно, по некоторым данным, появляется около 500 новых. И конечно совсем не просто разобраться в этом многообразии, взвесить свои возможности, сделать правильный выбор.
Ликвидацией безграмотности в сфере профессий будет сегодня заниматься (имя, фамилия). Она расскажет о разных типах профессий. (Приложение 1)
Ведущий: Говорят, что в мире существует около 50 тыс. Профессий. Чтобы не запутаться в них, специалисты объединяют их в крупные классы, типы. В России все профессии объединяют в пять больших групп, типов.
Первый тип: человек-природа. Люди этих профессий имеют дело с живой и неживой природой (ветеринар, агроном, гидролог, овцевод, механизатор, тракторист). Для них характерен общий предмет труда – животные и растения, почва и воздушная среда.
Второй тип: человек-техника. Это могут быть летчики, водители, матросы, токари, слесари и другие профессии, использующие технические устройства.
Третий тип: человек-человек. Предметом труда в этой профессии является другой человек, а характерной чертой деятельности – воздействие на других людей. К такому типу профессий относятся учитель, врач, журналист, продавец.
Четвертый тип: человек-знаковая система. Специалисты такого типа используют в своем труде различные знаки: устная и письменная речь, цифры, химические и физические символы, ноты, схемы, карты, графики, рисунки, дорожные знаки и т. П. Это бухгалтеры, ученые, люди, работающие в лабораториях, научных центрах..
Пятый тип: человек-художественный образ. Людей этого типа отличает наличие живого образного мышления, художественная фантазия, талант. Это музыканты, художники, актеры, дизайнеры и др.
3. Профориентационная игра “Самая – самая”
- самая зелёная профессия (садовник, лесник)
- самая сладкая (пчеловод, кондитер, дегустатор, повар)
- самая волосатая (парикмахер)
- самая детская (воспитатель, помощник воспитателя)
- самая смешная (клоун)
- самая общительная (учитель, журналист)
- самая серьёзная (атомщик)
- самая умная (учёный, профессор)
- самая белая (врач)
- самая зубастая (стоматолог)
Упражнение используется для развития умения выделять общее в различных видах трудовой деятельности. Данное умение может оказаться полезным в случаях, когда человек, ориентируясь на конкретные характеристики труда, сильно ограничивает себя в выборе (как бы "зацикливаясь” на одной-двух профессиях с этими характеристиками), но ведь такие же характеристики могут встречаться во многих профессиях.
Проводить упражнение лучше в круге. Число у частников от 6-8 до 15-20. Время проведения от 7-10 до 15 минут. Основные этапы следующие:
Инструкция: Сейчас мы по кругу выстроим "цепочку профессий". Я назову первую профессию, например, металлург, следующий назовет профессию, в чем-то близкую металлургу, например, повар. Следующий называет профессию, близкую к повару и т.д. Важно, чтобы каждый сумел объяснить, в чем сходство названных профессий, например, и металлург, и повар имеют дело с огнем, с высокими температурами, с печами. Определяя сходство между разными профессиями, можно вспомнить схему анализа профессии, например, сходство по условиям труда, по средствам и т.д.
При обсуждении игры важно обратить внимание участников, что между самыми разными профессиями иногда могут обнаруживаться интереснейшие общие линии сходства. К примеру, если в начале цепочки называются профессии, связанные с металлообработкой (как в нашем примере), в середине – с автотранспортом, а в конце – с балетом (для подтверждения сказанного приводим пример подобной цепочки: металлург–повар – мясник – слесарь (тоже– рубит, но металл) – автослесарь – таксист – сатирик эстрадный (тоже "зубы заговаривает") – артист драмтеатра – артист балета и т.д.). Такие неожиданные связи между самыми разными профессиями свидетельствуют о том, что не следует ограничиваться только одним профессиональным выбором, ведь очень часто то, что Вы ищите в одной (только в одной!?) профессии, может оказаться в других, более доступных профессиях.
Чтобы правильно, осознанно выбрать профессию, нужно оценить ее положительные и отрицательные стороны. Тогда вам не грозит разочарование, и выбор будет по-настоящему осознанный.
5. Когда человек выбирает профессию, он принимает важное решение, успешность реализации которого зависит от значительного количества факторов. Но самый главный фактор – ваше желание и стремление взять ответственность на себя.
На самом деле, все десять утверждений относятся к распространенным заблуждениям, которые часто мешают человеку выбрать профессию.
Подсчитайте, со сколькими заблуждениями вы согласились
6. Слово психолога
Ежегодно 25 миллионов человек меняют своё место работы, 12% из них возвращаются обратно… Значит ли это, что к выбору профессии можно идти путём проб и ошибок? А может, надо сознательно готовить себя к будущей профессиональной деятельности? Как найти ту единственную, свою профессию, чтобы она тебя полностью устраивала, чтобы её избрание позволило принести пользу людям, обществу?
- устаревшие – колхозник, служанка, модистка, извозчик, трубочист, кузнец, печник;
- массовые или сквозные – слесарь, сварщик, бухгалтер, инженер;
- редкие – океанолог, востоковед;
- свободные – артист, художник, писатель. У таких людей нет чёткого рабочего графика. Эти специалисты работают по вдохновению, живут на гонорары;
- доходные (с высокой зарплатой) – банкир, экономист, дизайнер, фотомодель;
- востребованные (в данное время и на ближайшее будущее, пользуются спросом) – торговый представитель, менеджер по продажам, программист, маркетолог, специалист по рекламе, системный администратор, аудитор, артдиректор;
- новые – аудитор, радиолог, геронтолог.
Прочитайте в словаре профессий, что они обозначают.
Аудитор. Человек, который контролирует не бизнес, а счета, рентабельность, доходы и расходы компании. Во всех странах компании должны вести баланс, делать денежные проводки через счета, отчислять налоги и т.д. Правильность ведения финансово-учётной и отчётной документации контролируется общественным аудитором. Эта профессия требует высокой квалификации, ответственности и является весьма престижной.
Геронтолог. Совершенствование медицинского обслуживания, улучшение условий жизни и возрастающее осознание необходимости вести здоровый образ жизни помогают жителям многих стран жить долго и полноценно. В настоящее время несколько иная ситуация сложилась в России, но она в скором времени должна улучшиться. Необходимо заметить, что старение общества происходит достаточно быстро. Увеличивается число престарелых людей, которые могут рассчитывать только на себя. Нуждаются в помощи и инвалиды. К сожалению, в государственных лечебницах мало выделяется мест для таких людей. Частные же лечебницы и оздоровительные заведения пока немногочисленны и весьма дороги. Приглашение няни на какое-то время – это реальный выход во многих случаях. И поэтому профессия сестры-геронтолога всё больше получает призвание в обществе.
Радиолог. Эта профессия тоже связана с медициной. Радиолог выявляет внутренние симптомы болезни путём специализированного обследования различных частей человеческого тела. Такое обследование проводится с помощью высокотехнологического оборудования, рентгена, ультразвука, компьютера, томографа и др. Эти средства становятся всё более совершенными, позволяющими получать и моментально обрабатывать огромный объём информации о состоянии основных внутренних органов человека. Как правило, пациентов к радиологу направляют врачи, нуждающиеся в какой-то дополнительной информации. На основании его заключения устанавливается более точный диагноз и проводится более эффективное лечение.
7. Групповая экспертная оценка с элементами игры “Кто есть кто?”
Человеку хочется узнать мнение о себе окружающих людей. Что о нём думают другие люди? Какими они воспринимают его, в том числе и в профессиональной сфере.
Сейчас у вас есть возможность узнать, какими видят ваше профессиональное будущее члены группы. Мы проведём опрос внутри группы. Каждый присутствующий имеет определённое мнение по поводу ваших способностей и той профессии, которая вам больше всего подходит. Для этого мы будем использовать опросный лист. Напишите вверху листа свою фамилию, имя, ниже: “Какое у меня призвание, чем лучше мне заниматься в жизни?
Заключительное слово
- поставить перед собой цель и стремиться её достичь;
- необходимо получить хорошие знания;
- поступить и успешно окончить техникум, институт;
- предварительно попробовать себя в избранной профессии;
- нужно любить эту профессию.
И в заключение – русская пословица гласит: “Всяк кузнец своего счастья”. Давайте вспомним слова Томаса Карлейля: “Самый несчастный из людей тот, для которого в мире не оказалось работы”.
Проблема профориентации является общественной, так как именно от неё зависит состояние общества, развитие рынка труда, занятость населения, возможность выявления талантов и направление их в наиболее подходящие сферы деятельности.
Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям.
Детский сад является первой важной ступенью знакомства дошкольников с профессиями, что не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт, способствует ранней профессиональной ориентации.
Работа по ранней профориентации дошкольников может быть осуществлена через совместную деятельность педагога с детьми и самостоятельную деятельность детей, которая проходит через познавательную, продуктивную и игровую деятельность. Данный подход способствует активизации интереса детей к миру профессий, систематизации представлений и успешной социализации каждого ребёнка.
Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система.
Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период. Большое влияние на детей оказывает эмоциональное отношение взрослого к труду. Знакомство детей с трудом взрослых - это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях, активизировать словарный запас. Непринужденная беседа взрослых с детьми обеспечивает развитие детского мышления, способность устанавливать простейшие связи и отношения, вызывает интерес к трудовой деятельности взрослых. Доброжелательность, заинтересованное отношение к детским вопросам, поощрение выступления в диалоге позволяют преодолеть в детях замкнутость, застенчивость, нерешительность.
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия. Участие в общественном труде, в решении повседневных дел, желание трудиться, приобретение личного трудового опыта – всё это психологически подготавливает ребёнка к созидательному труду.
Труд способствует развитию способностей ребёнка. Трудовое воспитание обогащает жизнь дошкольников новыми впечатлениями, новыми поводами для игр, новыми мотивами художественного творчества, новыми гранями в отношениях с людьми.
Раннее знакомство с различными видами человеческой деятельности - детская профориентация – есть неотъемлемая часть общекультурной среды, формирующая целостный жизненный опыт ребенка в социуме. Такие знания обеспечивают понимание задач общества и каждого человека, помогают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношение к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданных людьми.
Ранняя профориентация позволяет повысить интерес у ребёнка к своим психологическим качествам и их развитию. У ребенка формируется эмоциональное отношение к профессиональному миру, ему предоставляется возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.
Таким образом, раннее трудовое воспитание и профориентация является одной из ступенек на пути к успешности во взрослой жизни.
Для того чтобы у детей старше группы сформировать устойчивое представление у детей о ценности труда и профессиональной деятельности человека,педагог должен ставить для себя следующие задачи:
1. Развивать интерес детей к миру труда и профессиям взрослых на примере ближайшего окружения (родители, сотрудники детского сада, социальные партнеры);
2. Знакомить детей с трудом различных профессий (место работы, условия труда, инструменты для работы, результат труда);
3. Закреплять умения детей выражать в игровой и продуктивной
деятельности свои впечатления;
4. Стимулировать развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей;
5. Формировать у дошкольников осознание того, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд -это основа жизни;
6. Помочь детям осознать важность, необходимость и незаменимость каждой профессии.
Введение дошкольников в мир профессий посредством сюжетно-ролевых игр .
Моя первая профессиональная выставка! Хочу поделиться очень радостным и знаменательным для меня событием! В конце уже ушедшего года, а конкретно 20 декабря, я приняла участие.
Профориентация призвана способствовать осуществлению предусмотренного Конституцией БР права граждан на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием и с учетом потребностей рынка труда.
Выбор профессии — сложный и длительный процесс. Он осуществляется под воздействием профориентационной работы, направленной на активизацию деятельности личности по профессиональному самоопределению.
Цель профориентации – помочь школьникам сделать осознанный выбор профессии; формирование психологической готовности к совершению осознанного профессионального выбора, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности; повышение компетентности учащихся в области планирования карьеры.
Общими задачами профориентации школьников являются следующие:
- осознание своих желаний и возможностей;
- исследование способностей, интересов, интеллектуальных и личностных особенностей;
- ознакомление с основными принципами выбора профессии, планирования карьеры;
- знакомство с особенностями современного рынка труда;
- помощь в сопоставлении своих возможностей с требованиями выбираемых профессий; проведение профессиональной консультации, оказание помощи учащимся в оценке своих способностей и качеств, применительно к конкретным видам трудовой деятельности;
- помощь в осознании трудностей в достижении профессиональных целей и найти пути их преодоления;
- составление индивидуального образовательного плана или программы саморазвития в соответствии с диагностическими данными;
- создание условий для практической пробы сил в различных видах деятельности;
- формирование профессионального намерения и оказание помощи в его реализации; анализ адаптации выпускников школы в профессиональных учебных заведениях и на производстве, изучение эффективности всей профориентационной работы.
В работе следует опираться на принципы:
- принцип сознательности в выборе профессии;
- принцип соответствия выбираемой профессии интересам, склонностям, способностям человека и потребностям общества;
- принцип активности: человек сам активно выбирает профессию;
- принцип развития: профессия должна давать возможности для развития личности.
Методы:
- лекционный метод передачи знаний;
- психодиагностические методы исследования личности;
- методы социально-психологического тренинга: дискуссионный метод обсуждения различных профориентационных проблем, метод анализа конкретных ситуаций, учебно-игровая деятельность.
Процесс профессиональной ориентации школьников осуществляется в несколько этапов, на каждом из которых решаются конкретные задачи.
Этапы профессиональной ориентации школьников
Этапы
Цель
Педагогические задачи
Этап актуализации проблемы выбора профессии
Сформировать первоначальное представление о мире труда, познакомить с наиболее доступными профессиями.
1. Развитие потребности в учебном и общественно полезном труде.
2. Первоначальное ознакомление с миром профессий, знакомство с наиболее доступными из них.
3. Вооружение доступными элементами труда по разным профессиям.
4. Формирование склонностей, способностей и интереса к профессиональной деятельности.
Этап формирования профессиональной направленности.
Сформировать общественно значимые мотивы выбора профессии и осознанный интерес к проблеме выбора профессии.
1. Целенаправленное знакомство с профессиями, ознакомление с потребностями региона в кадрах.
2. Выявление и развитие профессиональных интересов.
3. Формирование общественно значимых мотивов выбора профессии.
4. Актуализация проблемы самопознания и самовоспитания.
5. Вооружение трудовыми умениями в определенных видах профессионального труда.
Подготовить учащихся к осознанному выбору профессии и пути продолжения
1. Ознакомление с основами правильного выбора профессии.
2. Развитие качеств, необходимых для овладения избранной профессией и адекватной самооценки профессионально важных качеств.
3. Продолжение изучения личности ученика с целью корректировки профессиональных намерений и путей продолжения образования.
4. Создание условий для активной пробы сил в различных видах трудовой деятельности, максимально приближенной к профессиональной.
Этап уточнения социально-профессионального статуса
Сформировать убежденность в правильности выбора профессии.
1. Формирование знаний и умений по определенной профессии.
2.Корректировка программы самоподготовки к избранной профессия.
3. Вооружение перспективой трудоустройства, профессионального роста и способами адаптации к социально-производственным условиям труда по избранной профессии.
Таким образом, решение этих задач направлено на подготовку учащихся ко времени окончания средней школы и осознанному выбору профессии и учебного заведения для продолжения образования. Профессиональная ориентация в старших классах должна способствовать подготовке учащихся к избранной профессии.
1. Профессиональная ориентация в системе формирования субъекта труда
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОРИЕНТАЦИЯ В СИСТЕМЕ
ФОРМИРОВАНИЯ СУБЪЕКТА
ТРУДА
Выполнила студентка 4 курса гр.17.1-515
Ахатова Айгуль
3. Выбор профессии является:
Во-первых,
более или
менее
длительным
процессом
ориентации в
мире
профессий;
Во-вторых, на
жизненном
пути возможна
неоднократная
смена
профессий.
Субъект труда
системная
организация психики,
включающая ряд
свойств человека как
индивида и личности,
соответствующих
социальной ситуации
развития, предмету,
цели, средствам и
условиям трудовой
деятельности
• Субъектом труда может быть не только конкретный человек
(индивид), но и группа людей, если они объединены
органически, системно (рабочий коллектив).
Процесс превращения личности в профессионала получил в
отечественной психологии название
профессионализации.
Профессионализация представляет собой целостный
процесс, который начинается с момента выбора профессии
и длится в течение всей профессиональной жизни человека.
7. Человек как субъект профессиональной деятельности характеризуется следующими особенностями:
Самостоятельное
целеполагание в
деятельности и
профессиональном
развитии
Способность
генерировать
личностные смыслы
для поддержания
социальнопрофессиональной
активности
Человек - источник
преобразования
действительности
Развитое
профессиональное
самосознание
Наличие внутренних
норм оценки
самоэффективности в
деятельности
Социальнопрофессиональная
ответственность как
следствие свободы
выбора
Целостность личности и
психологической
структуры
профессиональной
деятельности
Способность к
саморегуляции и
творчеству
Саморазвитие
Использование
психических
ресурсов как
средств
деятельности
Наличие личной
истории,
жизненного пути
Способность
решать внешние
и внутренние
противоречия
• Профессиональная ориентация — система мероприятий по
ознакомлению с миром профессий и содействию в выборе
профессии сообразно желаниям, склонностям и интересам
человека и с учетом его способностей и возможности
работать в избранной профессии.
• Профориентация — это научно обоснованное управление
процессом сознательного самоопределения людей в целях
удовлетворения их личных потребностей самореализации в
труде и общественных потребностей в воспроизводстве
трудовых ресурсов.
• Профессиональное самоопределение — это выбор
профессии на основании анализа, оценки внутренних
ресурсов субъекта выбора и соотнесения их с требованиями
профессии и последующее формирование его как субъекта
труда и профессионала.
10. Процесс профессионального самоопределения состоит из следующих стадий:
возникновение и
формирование
профессиональн
ых намерений и
первоначальная
ориентировка в
различных
сферах труда
профессионал
ьное обучение
как освоение
выбранной
профессии
профессион
альная
адаптация
самореализа
ция в труде
11. Индивидуальная ситуация выбора профессии при всем многообразии у каждого человека имеет некоторую общую структуру, которая
включает:
• позиции старших членов семьи,
сверстников, учителей;
• личные профессиональные планы;
• способности, умения, достигнутый
уровень развития как субъекта труда;
• уровень притязаний на общественное
признание;
• информированность;
• склонность, интерес к тем или иным
видам деятельности;
• общую активность, самооценку,
уверенность в достижении успеха,
уровень саморегуляции.
12. Формы профориентационной деятельности:
психологическое
изучение
профессий
профессиональное
воспитание
профессиональная
консультация
профессиональное
просвещение
(профинформация)
профессиональная
адаптация
13. Профессиональная ориентация реализует следующие личные и общественные функции:
социальная функция
психологопедагогическая
функция
экономическая
функция
медикофизиологическая
функция
14. Существует несколько взаимосвязанных форм консультационной работы:
Формы
консультационной
работы
информационно-справочная
психодиагностическая
психокоррекционная
медицинская
Проведение профконсультационной работы
требует соблюдения ряда принципов при
обследовании личности, основными из
которых являются:
• добровольность участия в обследовании,
• активность субъекта выбора профессии,
• комплексность подхода к обследованию
субъекта (оценка личностных,
познавательных, эмоционально-волевых и
других качеств),
• индивидуальный подход, отражающий
изучение психологических особенностей
конкретной личности в связи с определенной
специальностью,
• конфиденциальность диагностической
информации,
• персональная ответственность психолога за
процедуру и результаты обследования.
Психологическое обследование при
проведении профконсультации проводится в
2 вариантах:
групповой
индивидуальной
в форме беседы и психодиагностического
обследования, с целью формирования обоснованного
индивидуального профессионального плана
17. Каждая профориентационная ситуация по-своему уникальна, но можно выделить наиболее часто встречающиеся ситуации:
оптант хорошо ориентирован
в мире профессий, выбрал
себе профессию, но хочет
получить подтверждение
правильности своего выбора
оптант имеет несколько
вариантов
профессионального плана и
испытывает трудности с
выбором
у оптанта нет ни
профессионального плана, ни
выраженных склонностей к
какому-либо виду
деятельности
оптант не имеет
профессионального плана, но
проявляет явную склонность
к определенной профессии
• Психологическое профконсультирование предъявляет
высокие требования к личности самого
профконсультанта и требует от него серьезной
профессиональной подготовки.
Профориентология - научная дисциплина, находящаяся на стыке философии, психологии и педагогики, изучающая факты, механизмы и закономерности профессионального становления личности. Основными разделами профориентологии как интегративной дисциплины являются методология профессионализации, профессиональное самоопределение, дифференцированное профессиографирование и профессиональная ориентация.
Цель профориентологии - оказание субъектам профессионального становления психологической и педагогической помощи при выборе профильного обучения, путей получения профессионального образования, профессии, а также актуализации профессионально-психологического потенциала личности.
Задачи профориентологии:
1. Формирование профессиоведческой компетентности: ознакомление с миром профессий, классификацией и социально-психологической характеристикой профессий, типовыми сценариями профессиональной биографии.
2. Развитие профессиоведческих компетенций: коммуникативных и презентационных навыков, умений по трудоустройству и самомаркетинту, способностей в области проектирования своего карьерного роста и др.
3. Обеспечение психологически компетентного сопровождения профессиональной жизни человека с начала профессиональной жизни человека с начала профессиональной дифференциации интересов и склонностей до завершения профессиональной биографии.
Методологической основой профориентологии является синергетика - область научного знания, исследующая общие закономерности самоорганизации, саморазвития и становления устойчивых структур в открытых системах. Синергетический подход согласуется с законами диалектики, категориями случайности, вероятности и неопределенности.
Профориентология как самостоятельная отрасль науки характеризуется собственным предметом и методами исследования.
Ее предметом являются профессионально обусловленные феномены, закономерности и механизмы взаимосвязи человека с миром профессий.
Профориентология как комплексная научная дисциплина использует методы философии, социологии, психологии и педагогики. Основываясь на специфике предмета профориентологии, ученые проектируют и применяют методы педагогической и психологической диагностики, анализ продуктов деятельности, теоретическое моделирование и пр. для решения научно-практических задач. К специфическим методикам относятся профессиональная психобиография, профессионально ориентированная графология, анализ биографических данных, описание критических ситуаций, профессиография.
Профессионализация как восхождение к вершинам профессии, как процесс нелинейного, неравноценного и вероятностного профессионального становления личности охватывает длительный период онтогенеза человека с начала развития профессионально ориентированных интересов и склонностей, проходит через всю жизнь и завершается с прекращением профессиональной деятельности.
Теоретической основой концепции профессионального становления личности стали исследования К. С. Абульхановой-Славской, Б. Г. Ананьева, А. Г. Асмолова, Б. Ф. Ломова, Н. Н. Нечаева, Г. В.Суходольского, В. Д. Шадрикова. Большое влияние на проектирование концепции оказали работы Л. А. Бодалева, А. А. Деркача, Ю. М. 3абродина, Е. А. Климова, Н. С. Пряжникова, С. Н. Чистяковой. Для теоретического анализа психологических проблем профессионального развития личности особый интерес представляют работы зарубежных ученых А. Маслоу, Дж. Сьюпера, Дж. Голланда. На основе изучения работ данных исследователей были определены следующие концептуальные положения:
профессиональное становление личности имеет историческую и социокультурную обусловленность;
процесс профессионального становления личности индивидуально своеобразен, неповторим, однако в нем можно выделить качественные закономерности, учебная и профессиональная деятельность позволяют человеку реализовать себя, способствуют самореализации личности;
ядром профессионального становления является нахождение личностного смысла в профессии - профессиональное самоопределение;
индивидуальная траектория профессиональной жизни человека определяется нормативными и ненормативными событиями, случайными обстоятельствами, знание психологических особенностей профессионального становления позволяет человеку осознанно проектировать свою профессиональную биографию, строить, творить свою историю (Зеер Э. Ф., 2006).
Профессия – это вид трудовой деятельности, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода (Смирнова Е. Е. , 2003).
Для решения многих вопросов профориентологии необходима классификация профессий. Разные авторы предлагают различные основания для анализа профессий: содержание, объем конкретной области труда, технико-организационные условия, рабочие функции; общее описание профессии, характеристику профессионального труда и его организации (Н. Д. Левитов); Степень автоматизации и значение волевых процессов в труде (С. Г. Струмилин); изучение рабочих профессий и их критический анализ (А. А. Смирнов) и др.
На сегодняшний день нет общепринятой, классификации профессий. А. Ро выделяет восемь групп профессий (обслуживание, деловые контакты, организация и руководство, технология, наружные загородные работы, наука, общая культура, искусство). К.М. Гуревич выделяет два типа: профессии с абсолютной профессиональной пригодностью и профессии с относительной профессиональной пригодностью.
Дж. Голланд на основе компонентов личностной направленности, интересов и ценностных ориентаций выделил шесть типов личности (реалистический, социальный, конвенциональный, предпринимательский, интеллектуальный, художественный), которые представляют интерес в исследовании предпрофессиональной дифференциации направленности. Представители каждой профессии создают определенную профессиональную среду. Идея классификации Дж. Голланда состоит в том, что успех в профессиональной деятельности и удовлетворение, получаемое от собственного труда, обусловлены соответствием типа личности типу профессиональной среды.
Каждый человек проходит некоторую лестницу становления его личности, идя по нарастающим ступеням трудности в вопросах образования. Это ступень достижения элементарной профессиональной грамотности, ступень общего образования, ступень профессиональной компетентности, ступень широко понимаемой культуры, ступень формирования индивидуального менталитета личности, придающая человеку неповторимость и уникальность. Менталитет личности, ее поведение, восприятие окружающего, мировоззрение не сформируются без предыдущих ступеней образования. Таким образом, качественное обучение и место человека в мире взаимозависимы (Климов Е. А., 1996).
Профессионально важные качества.
Каждая профессия предъявляет к человеку свои требования. Если требования, предъявляемые профессией к человеку, совпадают с его личными качествами и возможностями, то тогда говорят о профессиональной пригодности этого человека.
Профессиональная пригодность – это степень соответствия профессиональных возможностей человека требованиям профессии, отношение уровня развития профессионально важного качества к уровню требований профессии по отношению к этому качеству.
Чем выше степень развития профессионально важного качества и ниже степень требований профессии к нему, тем выше профессиональная пригодность. Ведь профессиональная пригодность – это один из важнейших моментов, который необходимо учитывать при профессиональном определении.
Требования, качества и возможности человека обусловливающие его пригодность к избранной профессии.
1) Профессия может предъявлять требования к здоровью человека;
2) К наличию определенных знаний и умений, навыков, что составляет профессиональную квалификацию;
3) К психическим качествам, свойствам человека (склонности, способности человека).
Любой человек пригоден к какой-либо профессии, если он обладает профессионально важными качествами, которые являются залогом успешности в конкретной избранной профессии или типе профессий.
Профессионально важные качества (ПВК) - индивидуальные особенности человека, являющиеся условием успешности овладения профессией и профессиональной деятельности (Смирнова Е. Е., 2003).
Есть качества человека, обусловливающие профессиональную успешность в каком-то конкретном типе профессий, а есть качества, от которых зависит успешность в любой профессиональной деятельности, то есть профессионально важные качества. К ПВК относятся и способности, но они не исчерпывают всего объема ПВК (Шадриков В. Д., 1994). Профессионально важные качества могут быть специфическими и неспецифическими.
Неспецифические ПВК – это качества человека, необходимые для овладения любой профессией.
Это такие качества человека, которые обеспечивают его возможность и готовность к трудовой деятельности, и успех в любой профессии. Без них, какую бы профессию человек ни выбрал, выполнить профессиональные обязанности будет невозможно. Например, определенный уровень физической и умственной работоспособности, нормальный уровень интеллектуальной активности, добросовестное отношение к работе, желание трудиться.
Именно эти качества - работоспособность, интеллектуальная активность, ответственное отношение к своей работе, своим обязанностям и обеспечат успех в любой профессии.
Специфические ПВК – это такие психологические качества человека, которыми должен обладать человек для овладения определенной профессией или типом профессий и которые обеспечат ему успех в этой профессии.
Специфические профессионально важные качества являются залогом успешности в конкретной избранной профессии или типе профессий, конечно, при условии наличия у человека желания трудиться в этой области.
Если уровень профессионально важных качеств человека не соответствует профессиональным требованиям профессии или отсутствует профессиональная компетентность, или имеются какие-то противопоказания по здоровью, то тогда человека считают непригодным к данной профессии.
К сожалению, довольно сложно, а порой и невозможно изменение здоровья в лучшую сторону, с этим ничего нельзя поделать и приходится считаться при выборе профессии. Но объем знаний и умений, то есть свою профессиональную компетентность, человек, если захочет, может увеличивать безгранично.
Профессиональная пригодность – это гармония человека и его дела. Пригодность к профессии характеризует успешность при обучении, овладении профессией и удовлетворенность человека своим трудом. Наличием способностей объясняется легкость и быстрота приобретения этих знаний и умений. По тому, насколько способности человека соответствуют требованиям, предъявляемым конкретной профессией к человеку, обычно судят о его профессиональной пригодности.
О профессиональной непригодности человека к определенному труду можно говорить лишь тогда, когда у него есть отклонения в состоянии здоровья, которые могут мешать профессиональной деятельности или будут углубляться в процессе работы. Однако противопоказания могут быть не только медицинскими. Существует большое количество профессий и специальностей, для которых важно иметь специальные способности, причем отсутствие их нельзя компенсировать. Модельер, дизайнер помимо художественного вкуса, воображения, должен иметь художественные способности, а, например, дегустатор - уникально развитое обоняние и вкус.
В том случае, если имеющийся у человека уровень развития профессионально важных качеств превосходит тот, который требуется для овладения профессией, то человека можно считать профессионально пригодным к этой профессии. Если же он не соответствует профессиональным требованиям, то можно говорить о профессиональной непригодности человека. Однако профессиональная пригодность - формируемое качество. Если человек чего-то очень захочет и будет упорно добиваться поставленной цели, то у него все получится. Например, физически слабый и малорослый А. В. Суворов смог стать выдающимся русским полководцем, а страдающий дефектом речи Цицерон - знаменитым оратором (Смирнова Е. Е., 2003).
Профессионально желательные качества – это те качества, которые желательны для любого профессионала: хорошо, чтобы они у него были, но наличие их необязательно. Эти качества присущи любому профессионалу. Без профессионально необходимых качеств профессионал не может состояться, а наличие некоторых других качеств иногда просто недопустимо.
Например, для профессии врача-педиатра профессионально необходимыми качествами являются тактичность, доброжелательность, отзывчивость, доброта, терпение, умение ладить с людьми, сострадать. Профессионально недопустимыми - грубость, замкнутость, самоуверенность, а профессионально нежелательными - сдержанность в общении, легкая приспособляемость к людям.
Для каждого из пяти типов профессий эти профессионально важные качества свои.
Источник: Айзман Р.И., Айзман Н.И., Суботялов М.А. Психофизиологические основы профориентации учащихся. - Новосибирск: НГПУ, 2009. – 112 с.
Читайте также: