Система мероприятий по ознакомлению с миром профессий и содействию в выборе профессии это

Обновлено: 02.07.2024

Цель: активизация процесса профессионального самоопределения, расширение представлений о различных сферах труда, мире профессий.

  • расширить знания учащихся о понятии профессия, актуализировать процесс профессионального самоопределения;
  • повысить информированность о формах профессиональной подготовки и различных учебных заведениях региона.

1. Вступление

Сегодня мы с вами отправимся в удивительный мир профессий. Как вы думаете, сколько существует в мире разных профессий. В 17 веке на Руси было всего 200 разных профессий.

Специалисты утверждают, что сейчас в мире существует более 50 тысяч различных профессий и специальностей и ежегодно, по некоторым данным, появляется около 500 новых. И конечно совсем не просто разобраться в этом многообразии, взвесить свои возможности, сделать правильный выбор.

Ликвидацией безграмотности в сфере профессий будет сегодня заниматься (имя, фамилия). Она расскажет о разных типах профессий. (Приложение 1)
Ведущий: Говорят, что в мире существует около 50 тыс. Профессий. Чтобы не запутаться в них, специалисты объединяют их в крупные классы, типы. В России все профессии объединяют в пять больших групп, типов.

Первый тип: человек-природа. Люди этих профессий имеют дело с живой и неживой природой (ветеринар, агроном, гидролог, овцевод, механизатор, тракторист). Для них характерен общий предмет труда – животные и растения, почва и воздушная среда.

Второй тип: человек-техника. Это могут быть летчики, водители, матросы, токари, слесари и другие профессии, использующие технические устройства.

Третий тип: человек-человек. Предметом труда в этой профессии является другой человек, а характерной чертой деятельности – воздействие на других людей. К такому типу профессий относятся учитель, врач, журналист, продавец.

Четвертый тип: человек-знаковая система. Специалисты такого типа используют в своем труде различные знаки: устная и письменная речь, цифры, химические и физические символы, ноты, схемы, карты, графики, рисунки, дорожные знаки и т. П. Это бухгалтеры, ученые, люди, работающие в лабораториях, научных центрах..

Пятый тип: человек-художественный образ. Людей этого типа отличает наличие живого образного мышления, художественная фантазия, талант. Это музыканты, художники, актеры, дизайнеры и др.

3. Профориентационная игра “Самая – самая”

  • самая зелёная профессия (садовник, лесник)
  • самая сладкая (пчеловод, кондитер, дегустатор, повар)
  • самая волосатая (парикмахер)
  • самая детская (воспитатель, помощник воспитателя)
  • самая смешная (клоун)
  • самая общительная (учитель, журналист)
  • самая серьёзная (атомщик)
  • самая умная (учёный, профессор)
  • самая белая (врач)
  • самая зубастая (стоматолог)

Упражнение используется для развития умения выделять общее в различных видах трудовой деятельности. Данное умение может оказаться полезным в случаях, когда человек, ориентируясь на конкретные характеристики труда, сильно ограничивает себя в выборе (как бы "зацикливаясь” на одной-двух профессиях с этими характеристиками), но ведь такие же характеристики могут встречаться во многих профессиях.

Проводить упражнение лучше в круге. Число у частников от 6-8 до 15-20. Время проведения от 7-10 до 15 минут. Основные этапы следующие:

Инструкция: Сейчас мы по кругу выстроим "цепочку профессий". Я назову первую профессию, например, металлург, следующий назовет профессию, в чем-то близкую металлургу, например, повар. Следующий называет профессию, близкую к повару и т.д. Важно, чтобы каждый сумел объяснить, в чем сходство названных профессий, например, и металлург, и повар имеют дело с огнем, с высокими температурами, с печами. Определяя сходство между разными профессиями, можно вспомнить схему анализа профессии, например, сходство по условиям труда, по средствам и т.д.

При обсуждении игры важно обратить внимание участников, что между самыми разными профессиями иногда могут обнаруживаться интереснейшие общие линии сходства. К примеру, если в начале цепочки называются профессии, связанные с металлообработкой (как в нашем примере), в середине – с автотранспортом, а в конце – с балетом (для подтверждения сказанного приводим пример подобной цепочки: металлург–повар – мясник – слесарь (тоже– рубит, но металл) – автослесарь – таксист – сатирик эстрадный (тоже "зубы заговаривает") – артист драмтеатра – артист балета и т.д.). Такие неожиданные связи между самыми разными профессиями свидетельствуют о том, что не следует ограничиваться только одним профессиональным выбором, ведь очень часто то, что Вы ищите в одной (только в одной!?) профессии, может оказаться в других, более доступных профессиях.
Чтобы правильно, осознанно выбрать профессию, нужно оценить ее положительные и отрицательные стороны. Тогда вам не грозит разочарование, и выбор будет по-настоящему осознанный.

5. Когда человек выбирает профессию, он принимает важное решение, успешность реализации которого зависит от значительного количества факторов. Но самый главный фактор – ваше желание и стремление взять ответственность на себя.

На самом деле, все десять утверждений относятся к распространенным заблуждениям, которые часто мешают человеку выбрать профессию.

Подсчитайте, со сколькими заблуждениями вы согласились

6. Слово психолога

Ежегодно 25 миллионов человек меняют своё место работы, 12% из них возвращаются обратно… Значит ли это, что к выбору профессии можно идти путём проб и ошибок? А может, надо сознательно готовить себя к будущей профессиональной деятельности? Как найти ту единственную, свою профессию, чтобы она тебя полностью устраивала, чтобы её избрание позволило принести пользу людям, обществу?

  • устаревшие – колхозник, служанка, модистка, извозчик, трубочист, кузнец, печник;
  • массовые или сквозные – слесарь, сварщик, бухгалтер, инженер;
  • редкие – океанолог, востоковед;
  • свободные – артист, художник, писатель. У таких людей нет чёткого рабочего графика. Эти специалисты работают по вдохновению, живут на гонорары;
  • доходные (с высокой зарплатой) – банкир, экономист, дизайнер, фотомодель;
  • востребованные (в данное время и на ближайшее будущее, пользуются спросом) – торговый представитель, менеджер по продажам, программист, маркетолог, специалист по рекламе, системный администратор, аудитор, артдиректор;
  • новые – аудитор, радиолог, геронтолог.

Прочитайте в словаре профессий, что они обозначают.

Аудитор. Человек, который контролирует не бизнес, а счета, рентабельность, доходы и расходы компании. Во всех странах компании должны вести баланс, делать денежные проводки через счета, отчислять налоги и т.д. Правильность ведения финансово-учётной и отчётной документации контролируется общественным аудитором. Эта профессия требует высокой квалификации, ответственности и является весьма престижной.

Геронтолог. Совершенствование медицинского обслуживания, улучшение условий жизни и возрастающее осознание необходимости вести здоровый образ жизни помогают жителям многих стран жить долго и полноценно. В настоящее время несколько иная ситуация сложилась в России, но она в скором времени должна улучшиться. Необходимо заметить, что старение общества происходит достаточно быстро. Увеличивается число престарелых людей, которые могут рассчитывать только на себя. Нуждаются в помощи и инвалиды. К сожалению, в государственных лечебницах мало выделяется мест для таких людей. Частные же лечебницы и оздоровительные заведения пока немногочисленны и весьма дороги. Приглашение няни на какое-то время – это реальный выход во многих случаях. И поэтому профессия сестры-геронтолога всё больше получает призвание в обществе.

Радиолог. Эта профессия тоже связана с медициной. Радиолог выявляет внутренние симптомы болезни путём специализированного обследования различных частей человеческого тела. Такое обследование проводится с помощью высокотехнологического оборудования, рентгена, ультразвука, компьютера, томографа и др. Эти средства становятся всё более совершенными, позволяющими получать и моментально обрабатывать огромный объём информации о состоянии основных внутренних органов человека. Как правило, пациентов к радиологу направляют врачи, нуждающиеся в какой-то дополнительной информации. На основании его заключения устанавливается более точный диагноз и проводится более эффективное лечение.

7. Групповая экспертная оценка с элементами игры “Кто есть кто?”

Человеку хочется узнать мнение о себе окружающих людей. Что о нём думают другие люди? Какими они воспринимают его, в том числе и в профессиональной сфере.

Сейчас у вас есть возможность узнать, какими видят ваше профессиональное будущее члены группы. Мы проведём опрос внутри группы. Каждый присутствующий имеет определённое мнение по поводу ваших способностей и той профессии, которая вам больше всего подходит. Для этого мы будем использовать опросный лист. Напишите вверху листа свою фамилию, имя, ниже: “Какое у меня призвание, чем лучше мне заниматься в жизни?

Заключительное слово

  • поставить перед собой цель и стремиться её достичь;
  • необходимо получить хорошие знания;
  • поступить и успешно окончить техникум, институт;
  • предварительно попробовать себя в избранной профессии;
  • нужно любить эту профессию.

И в заключение – русская пословица гласит: “Всяк кузнец своего счастья”. Давайте вспомним слова Томаса Карлейля: “Самый несчастный из людей тот, для которого в мире не оказалось работы”.

Проблема профориентации является общественной, так как именно от неё зависит состояние общества, развитие рынка труда, занятость населения, возможность выявления талантов и направление их в наиболее подходящие сферы деятельности.

Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям.

Детский сад является первой важной ступенью знакомства дошкольников с профессиями, что не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт, способствует ранней профессиональной ориентации.

Работа по ранней профориентации дошкольников может быть осуществлена через совместную деятельность педагога с детьми и самостоятельную деятельность детей, которая проходит через познавательную, продуктивную и игровую деятельность. Данный подход способствует активизации интереса детей к миру профессий, систематизации представлений и успешной социализации каждого ребёнка.

Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система.

Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период. Большое влияние на детей оказывает эмоциональное отношение взрослого к труду. Знакомство детей с трудом взрослых - это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях, активизировать словарный запас. Непринужденная беседа взрослых с детьми обеспечивает развитие детского мышления, способность устанавливать простейшие связи и отношения, вызывает интерес к трудовой деятельности взрослых. Доброжелательность, заинтересованное отношение к детским вопросам, поощрение выступления в диалоге позволяют преодолеть в детях замкнутость, застенчивость, нерешительность.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия. Участие в общественном труде, в решении повседневных дел, желание трудиться, приобретение личного трудового опыта – всё это психологически подготавливает ребёнка к созидательному труду.

Труд способствует развитию способностей ребёнка. Трудовое воспитание обогащает жизнь дошкольников новыми впечатлениями, новыми поводами для игр, новыми мотивами художественного творчества, новыми гранями в отношениях с людьми.

Раннее знакомство с различными видами человеческой деятельности - детская профориентация – есть неотъемлемая часть общекультурной среды, формирующая целостный жизненный опыт ребенка в социуме. Такие знания обеспечивают понимание задач общества и каждого человека, помогают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношение к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданных людьми.

Ранняя профориентация позволяет повысить интерес у ребёнка к своим психологическим качествам и их развитию. У ребенка формируется эмоциональное отношение к профессиональному миру, ему предоставляется возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.

Таким образом, раннее трудовое воспитание и профориентация является одной из ступенек на пути к успешности во взрослой жизни.

Для того чтобы у детей старше группы сформировать устойчивое представление у детей о ценности труда и профессиональной деятельности человека,педагог должен ставить для себя следующие задачи:

1. Развивать интерес детей к миру труда и профессиям взрослых на примере ближайшего окружения (родители, сотрудники детского сада, социальные партнеры);

2. Знакомить детей с трудом различных профессий (место работы, условия труда, инструменты для работы, результат труда);

3. Закреплять умения детей выражать в игровой и продуктивной

деятельности свои впечатления;

4. Стимулировать развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей;

5. Формировать у дошкольников осознание того, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд -это основа жизни;

6. Помочь детям осознать важность, необходимость и незаменимость каждой профессии.

Введение дошкольников в мир профессий посредством сюжетно-ролевых игр

Введение дошкольников в мир профессий посредством сюжетно-ролевых игр .

Моя первая профессиональная выставка!

Моя первая профессиональная выставка! Хочу поделиться очень радостным и знаменательным для меня событием! В конце уже ушедшего года, а конкретно 20 декабря, я приняла участие.


Профориентация призвана способствовать осуществ­лению предусмотренного Конституцией БР права граждан на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием и с учетом потребностей рынка труда.

Выбор профессии — сложный и длительный процесс. Он осуществляется под воздействием профориентационной работы, направленной на активизацию деятельности личности по профессиональному самоопределению.



Цель профориентации – помочь школьникам сделать осознанный выбор профессии; формирование психологической готовности к совершению осознанного профессионального выбора, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности; повышение компетентности учащихся в области планирования карьеры.

Общими задачами профориентации школьников являются следующие:

  • осознание своих желаний и возможностей;
  • исследование способностей, интересов, интеллектуальных и личностных особенностей;
  • ознакомление с основными принципами выбора профессии, планирования карьеры;
  • знакомство с особенностями современного рынка труда;
  • помощь в сопоставлении своих возможностей с требованиями выбираемых профессий; проведение профессиональной консультации, оказание помощи учащимся в оценке своих способностей и качеств, применительно к конкретным видам трудовой деятельности;
  • помощь в осознании трудностей в достижении профессиональных целей и найти пути их преодоления;
  • составление индивидуального образовательного плана или программы саморазвития в соответствии с диагностическими данными;
  • создание условий для практической пробы сил в различных видах деятельности;
  • формирование профессионального намерения и оказание помощи в его реализации; анализ адаптации выпускников школы в профессиональных учебных заведениях и на производстве, изучение эффективности всей профориентационной работы.

В работе следует опираться на принципы:

  • принцип сознательности в выборе профессии;
  • принцип соответствия выбираемой профессии интересам, склонностям, способностям человека и потребностям общества;
  • принцип активности: человек сам активно выбирает профессию;
  • принцип развития: профессия должна давать возможности для развития личности.

Методы:

  • лекционный метод передачи знаний;
  • психодиагностические методы исследования личности;
  • методы социально-психологического тренинга: дискуссионный метод обсуждения различных профориентационных проблем, метод анализа конкретных ситуаций, учебно-игровая деятельность.


Процесс профессиональной ориентации школьников осуществляется в несколько этапов, на каждом из которых решаются конкретные задачи.

Этапы профессиональной ориентации школьников

Этапы

Цель

Педагогические задачи

Этап актуализации проблемы выбора профессии

Сформировать первоначальное представление о мире труда, по­знакомить с наиболее доступными профессиями.

1. Развитие потребности в учебном и общественно полезном труде.

2. Первоначальное ознакомление с миром профессий, знакомство с наиболее доступными из них.

3. Вооружение доступными элементами труда по разным профессиям.

4. Формирование склонностей, способностей и интереса к профессиональной деятельности.

Этап формирования профессиональной направленности.

Сформировать общественно значимые мотивы выбора профессии и осознанный интерес к проблеме выбора профессии.

1. Целенаправленное знакомство с профессиями, ознакомление с потребностями региона в кадрах.

2. Выявление и развитие профессиональных интересов.

3. Формирование общественно значимых мотивов выбора профессии.

4. Актуализация проблемы самопознания и самовоспитания.

5. Вооружение трудовыми умениями в определенных видах профессионального труда.

Подготовить учащихся к осознанному выбору профессии и пути продолжения

1. Ознакомление с основами правильного выбора профессии.

2. Развитие качеств, необходимых для овла­дения избранной профессией и адекватной самооценки профессионально важных качеств.

3. Продолжение изучения личности ученика с целью корректировки профессиональных намерений и путей продолжения образования.

4. Создание условий для активной пробы сил в различных видах трудовой деятельности, максимально приближенной к профессиональной.

Этап уточнения социально-профессионального статуса

Сформировать убежденность в правильности выбора профессии.

1. Формирование знаний и умений по определенной профессии.

2.Корректировка программы самоподготовки к избранной профессия.

3. Вооружение перспективой трудоустройства, профессионального роста и способами адаптации к социально-производственным условиям труда по избранной профессии.

Таким образом, решение этих задач направлено на подготовку учащихся ко времени окончания средней школы и осознанному выбору профессии и учебного заведения для продолжения образования. Профессиональная ориентация в старших классах должна способствовать подготовке учащихся к избранной профессии.

1. Профессиональная ориентация в системе формирования субъекта труда

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОРИЕНТАЦИЯ В СИСТЕМЕ
ФОРМИРОВАНИЯ СУБЪЕКТА
ТРУДА
Выполнила студентка 4 курса гр.17.1-515
Ахатова Айгуль

3. Выбор профессии является:

Во-первых,
более или
менее
длительным
процессом
ориентации в
мире
профессий;
Во-вторых, на
жизненном
пути возможна
неоднократная
смена
профессий.

Субъект труда
системная
организация психики,
включающая ряд
свойств человека как
индивида и личности,
соответствующих
социальной ситуации
развития, предмету,
цели, средствам и
условиям трудовой
деятельности

• Субъектом труда может быть не только конкретный человек
(индивид), но и группа людей, если они объединены
органически, системно (рабочий коллектив).

Процесс превращения личности в профессионала получил в
отечественной психологии название
профессионализации.
Профессионализация представляет собой целостный
процесс, который начинается с момента выбора профессии
и длится в течение всей профессиональной жизни человека.

7. Человек как субъект профессиональной деятельности характеризуется следующими особенностями:

Самостоятельное
целеполагание в
деятельности и
профессиональном
развитии
Способность
генерировать
личностные смыслы
для поддержания
социальнопрофессиональной
активности
Человек - источник
преобразования
действительности
Развитое
профессиональное
самосознание
Наличие внутренних
норм оценки
самоэффективности в
деятельности
Социальнопрофессиональная
ответственность как
следствие свободы
выбора
Целостность личности и
психологической
структуры
профессиональной
деятельности
Способность к
саморегуляции и
творчеству

Саморазвитие
Использование
психических
ресурсов как
средств
деятельности
Наличие личной
истории,
жизненного пути
Способность
решать внешние
и внутренние
противоречия

• Профессиональная ориентация — система мероприятий по
ознакомлению с миром профессий и содействию в выборе
профессии сообразно желаниям, склонностям и интересам
человека и с учетом его способностей и возможности
работать в избранной профессии.
• Профориентация — это научно обоснованное управление
процессом сознательного самоопределения людей в целях
удовлетворения их личных потребностей самореализации в
труде и общественных потребностей в воспроизводстве
трудовых ресурсов.
• Профессиональное самоопределение — это выбор
профессии на основании анализа, оценки внутренних
ресурсов субъекта выбора и соотнесения их с требованиями
профессии и последующее формирование его как субъекта
труда и профессионала.

10. Процесс профессионального самоопределения состоит из следующих стадий:

возникновение и
формирование
профессиональн
ых намерений и
первоначальная
ориентировка в
различных
сферах труда
профессионал
ьное обучение
как освоение
выбранной
профессии
профессион
альная
адаптация
самореализа
ция в труде

11. Индивидуальная ситуация выбора профессии при всем многообразии у каждого человека имеет некоторую общую структуру, которая

включает:
• позиции старших членов семьи,
сверстников, учителей;
• личные профессиональные планы;
• способности, умения, достигнутый
уровень развития как субъекта труда;
• уровень притязаний на общественное
признание;
• информированность;
• склонность, интерес к тем или иным
видам деятельности;
• общую активность, самооценку,
уверенность в достижении успеха,
уровень саморегуляции.

12. Формы профориентационной деятельности:

психологическое
изучение
профессий
профессиональное
воспитание
профессиональная
консультация
профессиональное
просвещение
(профинформация)
профессиональная
адаптация

13. Профессиональная ориентация реализует следующие личные и общественные функции:

социальная функция
психологопедагогическая
функция
экономическая
функция
медикофизиологическая
функция

14. Существует несколько взаимосвязанных форм консультационной работы:

Формы
консультационной
работы
информационно-справочная
психодиагностическая
психокоррекционная
медицинская

Проведение профконсультационной работы
требует соблюдения ряда принципов при
обследовании личности, основными из
которых являются:
• добровольность участия в обследовании,
• активность субъекта выбора профессии,
• комплексность подхода к обследованию
субъекта (оценка личностных,
познавательных, эмоционально-волевых и
других качеств),
• индивидуальный подход, отражающий
изучение психологических особенностей
конкретной личности в связи с определенной
специальностью,
• конфиденциальность диагностической
информации,
• персональная ответственность психолога за
процедуру и результаты обследования.

Психологическое обследование при
проведении профконсультации проводится в
2 вариантах:
групповой
индивидуальной
в форме беседы и психодиагностического
обследования, с целью формирования обоснованного
индивидуального профессионального плана

17. Каждая профориентационная ситуация по-своему уникальна, но можно выделить наиболее часто встречающиеся ситуации:

оптант хорошо ориентирован
в мире профессий, выбрал
себе профессию, но хочет
получить подтверждение
правильности своего выбора
оптант имеет несколько
вариантов
профессионального плана и
испытывает трудности с
выбором
у оптанта нет ни
профессионального плана, ни
выраженных склонностей к
какому-либо виду
деятельности
оптант не имеет
профессионального плана, но
проявляет явную склонность
к определенной профессии

• Психологическое профконсультирование предъявляет
высокие требования к личности самого
профконсультанта и требует от него серьезной
профессиональной подготовки.

Профориентология - научная дисциплина, находящаяся на стыке философии, психологии и педагогики, изучающая факты, механизмы и закономерности профес­сионального становления личности. Основными разделами профориентологии как интегративной дисциплины являются методология профессионализации, профессиональное самоопределение, дифференцированное профессиографирование и профессиональная ориентация.

Цель профориентологии - оказание субъектам профессионального становления психологической и педагогической помощи при выборе профильного обучения, путей получения профессионального образова­ния, профессии, а также актуализации профессионально-психологического потенциала личности.

Задачи профориентологии:

1. Формирование профессиоведческой компетентности: ознакомление с миром профессий, классификацией и социально-психологической характеристикой профессий, типовыми сценариями профессиональной биографии.

2. Развитие профессиоведческих компетенций: коммуникативных и презентационных навыков, умений по трудоустройству и самомаркетинту, способностей в области проектирования своего карьерного роста и др.

3. Обеспечение психологически компетентного сопровождения профессиональной жизни человека с начала про­фессиональной жизни человека с начала профессиональной дифференциации интересов и склонностей до завершения профессиональной биографии.

Методологической основой профориентологии является синергетика - область научного знания, исследующая общие закономерности самоорганизации, саморазвития и становления устойчивых структур в открытых системах. Синергетический подход согласуется с законами диалектики, категориями случайности, вероятности и неопределенности.

Профориентология как самостоятельная отрасль науки характеризуется собственным предметом и методами исследования.

Ее предметом являются профессионально обусловленные феномены, закономерности и механизмы вза­имосвязи человека с миром профессий.

Профориентология как комплексная научная дисциплина использует методы философии, социологии, психологии и педагогики. Основываясь на специфике предмета профориентологии, ученые проектируют и применяют методы педагогической и психологической диагностики, анализ продуктов деятельности, теоретическое моделирование и пр. для решения научно-практических задач. К специфическим методикам относятся профессиональная психобиография, профессионально ориентированная графология, анализ биографических данных, описание критических ситуаций, профессиография.

Профессионализация как восхождение к вершинам профессии, как процесс нелинейного, неравноценного и вероятностного профессионального становления личности охватывает длительный период онтогенеза человека с начала развития профессионально ориентированных интересов и склонностей, проходит через всю жизнь и завершается с прекращением профессиональной деятельности.

Теоретической основой концепции профессионального становления личности стали исследования К. С. Абульхановой-Славской, Б. Г. Ананьева, А. Г. Асмолова, Б. Ф. Ломова, Н. Н. Неча­ева, Г. В.Суходольского, В. Д. Шадрикова. Большое влияние на проектирование концепции оказали работы Л. А. Бодалева, А. А. Деркача, Ю. М. 3абродина, Е. А. Климова, Н. С. Пряжникова, С. Н. Чистяковой. Для теоретического анализа психологических про­блем профессионального развития личности особый интерес представляют работы зарубежных ученых А. Маслоу, Дж. Сьюпера, Дж. Голланда. На основе изучения работ данных исследователей были определены следующие концептуальные положения:

Ÿ профессиональное становление личности имеет историческую и социокультурную обусловленность;

Ÿ процесс профессионального становления личности индивидуально своеобразен, неповторим, однако в нем можно выделить качественные закономерности, учебная и профессиональная деятельность позволяют человеку реализовать себя, способствуют самореализации личности;

Ÿ ядром профессионального становления является нахождение личностного смысла в профессии - про­фессиональное самоопределение;

Ÿ индивидуальная траектория профессиональной жизни человека определяется нормативными и ненормативными событиями, случайными обстоятельствами, знание психологических особенностей профессионального становления позволяет человеку осознанно проектировать свою профессиональную биографию, строить, творить свою историю (Зеер Э. Ф., 2006).

Профессия – это вид трудовой деятельности, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода (Смирнова Е. Е. , 2003).

Для решения многих вопросов профориентологии необходима классификация профессий. Разные авторы предлагают различные основания для анализа профессий: содержание, объем конкретной области труда, технико-организационные условия, рабочие функции; общее описание профессии, характеристику профессионального труда и его организации (Н. Д. Левитов); Степень автоматизации и значение волевых процессов в труде (С. Г. Струмилин); изучение рабочих профессий и их критический анализ (А. А. Смирнов) и др.

На сегодняшний день нет общепринятой, классификации профессий. А. Ро выделяет восемь групп профессий (обслуживание, деловые контакты, организация и руководство, технология, наружные загородные работы, наука, общая культура, искусство). К.М. Гуревич выделяет два типа: профессии с абсолютной профессиональной пригодностью и профессии с относительной профессиональной пригодностью.

Дж. Голланд на основе компонентов личностной направленности, интересов и ценностных ориентаций выделил шесть типов личности (реалистический, социальный, конвенциональный, предпринимательский, интеллектуальный, художественный), которые представляют интерес в исследовании предпрофессиональной дифференциации направленности. Представители каждой профессии создают определенную профессиональную среду. Идея классификации Дж. Голланда состоит в том, что успех в профессиональной деятельности и удовлетворение, получаемое от собственного труда, обусловлены соответствием типа личности типу профессиональной среды.

Каждый человек проходит некоторую лестницу становления его личности, идя по нарастающим ступеням трудности в вопросах образования. Это ступень достижения элементарной профессиональной грамотности, ступень общего образования, ступень профес­сиональной компетентности, ступень широко понимаемой культуры, ступень формирования индивидуального менталитета личности, придающая человеку неповторимость и уникальность. Менталитет личности, ее поведение, восприятие окружающего, мировоззрение не сформируются без предыдущих ступеней образования. Таким образом, качественное обучение и место человека в мире взаимозависимы (Климов Е. А., 1996).

Профессионально важные качества.

Каждая профессия предъявляет к человеку свои требования. Если требования, предъявляемые профессией к человеку, совпадают с его личными качествами и возможностями, то тогда говорят о профессиональной пригодности этого человека.

Профессиональная пригодность – это степень соответствия профессиональных возможностей человека требованиям профессии, отношение уровня развития профессионально важного качества к уровню требований профессии по отношению к этому качеству.

Чем выше степень развития профессионально важного качества и ниже степень требований профессии к нему, тем выше про­фессиональная пригодность. Ведь профессиональная пригодность – это один из важнейших моментов, который необходимо учитывать при профессиональном определении.

Требования, качества и возможности чело­века обусловливающие его пригодность к избранной профессии.

1) Профессия может предъявлять требования к здо­ровью человека;

2) К наличию определенных знаний и умений, навыков, что составляет профессиональную квалификацию;

3) К психическим качествам, свойствам человека (склонности, способности человека).

Любой человек пригоден к какой-либо профессии, если он об­ладает профессионально важными качествами, которые являются залогом успешности в конкретной избранной профессии или типе профессий.

Профессионально важные качества (ПВК) - индивидуальные особенности человека, являющиеся условием успешности овладения профессией и профессиональной деятельности (Смирнова Е. Е., 2003).

Есть качества человека, обусловливающие профессиональную успешность в каком-то конкретном типе профессий, а есть качест­ва, от которых зависит успешность в любой профессиональной деятельности, то есть профессионально важные качества. К ПВК относятся и способности, но они не исчерпывают всего объема ПВК (Шадриков В. Д., 1994). Профессионально важные качества могут быть специфическими и неспецифическими.

Неспецифические ПВК – это качества человека, необходимые для овладения любой профессией.

Это такие качества человека, которые обеспечивают его возмож­ность и готовность к трудовой деятельности, и успех в любой про­фессии. Без них, какую бы профессию человек ни выбрал, выполнить профессиональные обязанности будет невозможно. Например, определенный уровень физической и умственной ра­ботоспособности, нормальный уровень интеллектуальной актив­ности, добросовестное отношение к работе, желание трудиться.

Именно эти качества - работоспособность, интеллектуальная активность, ответственное отношение к своей работе, своим обя­занностям и обеспечат успех в любой профессии.

Специфические ПВК – это такие психологические качества человека, которыми должен обладать человек для овладения опре­деленной профессией или типом профессий и которые обеспечат ему успех в этой профессии.

Специфические профессионально важные качества являются залогом успешности в конкретной избранной профессии или типе профессий, конечно, при условии наличия у человека желания трудиться в этой области.

Если уровень профессионально важных качеств человека не соответствует профессиональным требованиям профессии или отсутствует профессиональная компетентность, или имеются какие­-то противопоказания по здоровью, то тогда человека считают непригодным к данной профессии.

К сожалению, довольно сложно, а порой и невозможно изменение здоровья в лучшую сторону, с этим ничего нельзя поделать и приходится считаться при выборе профессии. Но объем знаний и умений, то есть свою профессиональную компетентность, человек, если захочет, может увеличивать безгранично.

Профессиональная пригодность – это гармония человека и его дела. Пригодность к профессии характеризует успешность при обучении, овладении профессией и удовлетворенность человека сво­им трудом. Наличием способностей объясняется легкость и быстрота приобретения этих знаний и умений. По тому, насколько способности человека соответствуют требованиям, предъявляемым конкретной профессией к человеку, обычно судят о его профессиональной пригодности.

О профессиональной непригодности человека к определен­ному труду можно говорить лишь тогда, когда у него есть отклонения в состоянии здоровья, которые могут мешать профессиональ­ной деятельности или будут углубляться в процессе работы. Однако противопоказания могут быть не только медицинскими. Существует большое количество профессий и специальностей, для которых важно иметь специальные способности, причем отсутствие их нельзя компенсировать. Модельер, дизайнер помимо художественного вкуса, воображения, должен иметь художественные способности, а, например, дегустатор - уникально развитое обоняние и вкус.

В том случае, если имеющийся у человека уровень развития профессионально важных качеств превосходит тот, который тре­буется для овладения профессией, то человека можно считать про­фессионально пригодным к этой профессии. Если же он не соот­ветствует профессиональным требованиям, то можно говорить о профессиональной непригодности человека. Однако профессио­нальная пригодность - формируемое качество. Если человек чего-­то очень захочет и будет упорно добиваться поставленной цели, то у него все получится. Например, физически слабый и малорослый А. В. Суворов смог стать выдающимся русским полководцем, а страдающий дефектом речи Цицерон - знаменитым оратором (Смирнова Е. Е., 2003).

Профессионально желательные качества – это те качества, которые желательны для любого профессионала: хорошо, чтобы они у него были, но наличие их необязательно. Эти качества присущи любому профессионалу. Без профессионально необходимых ка­честв профессионал не может состояться, а наличие некоторых других качеств иногда просто недопустимо.

Например, для профессии врача-педиатра профессионально необходимыми качествами являются тактичность, доброжела­тельность, отзывчивость, доброта, терпение, умение ладить с людь­ми, сострадать. Профессионально недопустимыми - грубость, замкнутость, самоуверенность, а профессионально нежелательными - сдержанность в общении, легкая приспособляемость к людям.

Для каждого из пяти типов профессий эти профессионально важные качества свои.

Источник: Айзман Р.И., Айзман Н.И., Суботялов М.А. Психофизиологические основы профориентации учащихся. - Новосибирск: НГПУ, 2009. – 112 с.

Читайте также: